Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
01.10.2023
09:38
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1567]
Суздаль [462]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [14]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [113]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [128]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [148]
Учебные заведения [170]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [65]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2377]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [80]
Боголюбово [15]

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Оргтруд

Школа ФЗУ фабрики «Организованный труд»

Школа Ф.З.У. фабрики «Организованный труд»

В 1920 г. по инициативе комсомола в стране были организованы первые социалистические профессиональные школы, названные школами фабрично-заводского ученичества (Ф.З.У.).
В ноябре 1920 г. была открыта школа фабрично-заводского ученичества (Ф.З.У.) при фабрике. Школа Ф.З.У. организована ячейкой комсомола. В крохотной каморке шумного рабочего корпуса зародилась современная кузница квалифицированных красных текстилей. Первые шаги были трудны: не было ни средств, ни школьных пособий; ребята были не подготовленные. От такой школы результаты, естественно, получались некудышные. Первым заведующим школы был Вощинский Н.
Первым её набором были комсомольцы во главе с секретарем ячейки Шишкановым Павлом. Через школу прошли подготовку замечательные кадры: братья Федулеевы Александр и Иван, Фомичев Иван, Самойлов Георгий, Одинцов Андрей, Фионин Иван, Галактионов Вася и Саша, Лизунова Зоя, Светова Мария, Денисова Зоя, Алексеева Валя, Лагунова Мария, Курганова Тамара и многие другие.
В 1921-22 г. школа насчитывала - 39, в 22-23 г. - 42, в 23-24. г. - 49, и в 24-25 гг. - 58 учащихся; на них 55 проц. мальчиков и 45 проц. девочек. Среди учащихся 85 проц. детей рабочих и 15 проц. детей служащих; по партийности 23,75 проц. членов РЛКСМ и 76,25 проц. беспартийных.



Бывшее здание школы I ступени

«Наш фабзавуч. (ф-ка Лемешки). Двухэтажное каменное здание - школа I ступени. Здесь-же приютился и фабзавуч. Ярко горит электричество. Просачивающийся через окна свет, белым саваном стелятся по фабричной мостовой. Сейчас в школе идут занятия фабзавучцов. Их 45 человек. Глубокая тишина. Чувствуется внимательность и жажда к знанию. А это говорит за то, что наше поколение — юноши будут грамотны и квалифицированы в своем производстве. Они пришли учиться от станка, они пришли сюда отдохнуть после тяжелой дневной работы. На уроках сугубое внимание обращается нa подготовку с технической стороны и на внедрение знаний в своей родной, кровной текстильной промышленности. Школа имеет опытных руководителей — педагогов горячо работающих и с любовью относящихся к своим обязанностям. Есть несколько и коллекций (вроде музея) фабричного сырья и его процесс превращения в продукт. Один крупный недостаток — отсутствует литература по общеобразов. и техническим знаниям.
Надо это устранить!
Пожелаем фабзавучу плодотворной работы! «Грызите гранит науки»,— ибо Республика ждет в лице вас квалифицированных и преданных сынов социалистического строительства» («Призыв», 30 ноября 1922).
Нормальное развитие школы началось с 1923 г., с вступления на работу заведующего школой Митрофанова. Был приобретен физический кабинет, столярные и слесарные инструменты, учебники; подобрался штат опытных преподавателей. Школу разбили на три отделенья, при чем в I начали принимать ребят в возрасте 14-16 лет с познаниями в объеме школы первой ступени.


Первый выпуск школы Ф.З.У.

18 ноября 1923 г. в торжественной обстановке школа Ф.З.У. отметила свое 3-х летнее существование.
«Выставка школы фабзавуча. 18 ноября — радостный день для фабзайчиков (так называют у нас учащихся школ фабзавуча).
Сегодня — выставка их работ. Здание школы украшено зеленью. Комнаты, занимаемые выставкой, также украшены портретами и чертежами. Центральное место занимает портрет «Ильича». Посреди комнаты стоят 6 столов, на которых разложены изделия учащихся. Рабочие ходят от стола к столу, с любовью рассматривая работы своих детей.
— То ли было в наше время,— думает каждый из них:— не в школе, а на заводе учились, на колотушках, на ругани.
Спокойны сердца рабочих за своих детей, знают они — смена надежная идет. А вечером выставка еще лучше: на здании школы горит яркая электрическая звезда и вензель СССР. Радостно, весело кончается празднество.
— До будущей выставки!
Сверчек» («Призыв», 25 нояб. 1923).
«Юбилей 3-х-летия школы фабзавуча. 18-го ноября 1923 года школа фабрично-заводского ученичества при ф-ке «Оргтруд» праздновала юбилей своего трехлетнего существования. В 12 часов дня в школе представителем Губпрофобра была открыта выставка экспонатов школы. Все работы учащихся на выставке подразделялись на четыре отдела: 1) работы столярно-слесарных мастерских, представлявшие из себя программные работы учащихся, 2) ткацкие работы последнего отделения по изготовлению основных цветных тканей, 3) учебные пособия по отделу физики, главным образом, из курса электричества и диаграммы и картограммы по материалам работы школы.
Посетителей было много; 400 билетов, розданных им для учета, не хватило в первые два-три часа. Особым вниманием пользовался отдел физических приборов. Вечером в 9 часов в местном клубе им. тов. Воровского было устроено торжественное заседание. С приветствием школе выступали представители Губпрофобра, местной ячейки РКП, культкомиссии, женотдела, заводоуправления и представители рабочих. Всеми приветствующими ярко подчеркивалось особенное значение школы фабзавуча и ее великое будущее. Заведующим школой был сделан краткий информационный доклад о развитии и работе школы за эти три года и о тех трудностях, какие встречала школа за этот период, отвоевывая себе право на гражданство. Особенно много препятствий, как сообщил докладчик, встречала школа в материальном отношении. Нельзя не отметить особого подъема и глубокой веры в будущее школы со стороны учащихся» («Призыв», 9 дек. 1923).

«Школой Ф.З.У. охвачено 40 проц. всей рабочей молодежи ф-ки. Остальные 20 проц. относятся за счет подростков, учащихся в школе 1 ступени. Дело культкомиссии фабкома - озаботиться и эти 20 проц. привести через школу Ф.З.У..
Активу комсомола следует позаботиться, путем перенесения внимания на массовую работу, добиться окомсомоливания школы, тем более, что школа Ф.З.У.— детище комсомола.
В новом производственном году вполне обеспечена нормальная работа школы. Средства на первый квартал, сентябрь-ноябрь м-цы, в сумме 2753 руб. правлением треста отпущены. Из этой суммы 958 рублей ассигнованы на дополнительное приобретение учебников и столярных и слесарных инструментов.
Автоpитет школы растет: молодежь из цехов с 4-5 разряда идет учиться, несмотря на понижение зарплаты до 2-го разряда.
В школе практикуется наглядный метод обучения. Еженедельно на каждое отделение уделяется 24 часа на классные занятия: 21 практическим работам в производстве и 3 час. в мастерских.
Школа делает попытки перейти от наглядного метода к лабораторному, но из-за отсутствия помещения от этих планов приходится пока отказаться. Оборудование же кабинетов — математического, естественного и общественного, при наличии физического и географического, по словам заведующего, не представляет трудностей.
О предоставлении школе помещения должен позаботиться фабком.
Связь теории с практикой. Это самый важный вопрос. Преподаватель должен знать производство, чтоб теоретические занятия связывать с практической работой в производстве. Школьный совет обязал всех педагогов в кратчайший срок познакомиться с технологией волокнистых веществ, элемент. курсами прядения и ткачества и практическими работами в производстве. Учащиеся же полученные в классе знания закрепляют с педагогами в производстве.
В каждом классе — классный комитет из 3-х ребят. Классные комитеты выделяют представителя в ученический комитет — учком, состоящий из 5-ти ребят. На учкоме лежит обязанность созыва общих собраний, наблюдения за дисциплиной, организации кружков. Параллельно учкому существует товарищеский суд. Товарищеский суд—лучший проводник порядка в школе. В школьный совет входят представители от классных комитетов и учкома. На заседаниях школьного совета ребята принимают горячее участие в обсуждениях всех вопросов.
Мне пришлось побыть на собрании фабзайцев. Из 58-ми отсутствуют 5-6 человек. Карапуз — фабзаец из 1-го отделения оглашает повестку дня. На одном из таких собраний обсуждали вопрос о роли и задачах корреспондентов и постановили создать кружок, издавать стенгазету, связаться с «Призывом» и «Молодым ленинцем», обсудили и вопрос о соблюдении чистоты в классах и проверке посещаемости учениками школы; слушали постановление товарищеского суда над 2-мя провинившимися товарищами. По последнему вопросу общее собрание обратилось к суду с предложением: дело 2-х ребят пересмотреть, устроить суд показательный с участием обвинителя и защитника.
Впечатления таковы, что ребята расшевеливаются, делятся мнениями, учитывают ошибки и достижения.
Кого мы готовим (Ткацкая секция). Ребят и девчат, начиная с 1-го отделения, обучают работе на станках, слесарному и столярному делу, знакомят с сновальными, мотальными и шлихтовальными машинами. Ребятами руководят опытные инструктора. Плоды учения таковы, что ребята, ознакомясь основательно с машинами, после самостоятельно работают на них.
За 3 года из фабзайцев должен получиться ткач-мастер или кандидат—подмастер. Последнее звание получить труднее, так как фабзаец должен постичь все секреты ткацкого дела, все капризы машин. Зарплата фабзайца от 1—3 ½ разряда. Через каждые полгода выявляют квалификацию их и увеличивают разряды. Школа в 1924 году дала производству 12-ть фабзайцев с дипломом кандидат-подмастер. Все использованы ткачами ФЗК. Зав. школой неоднократно напоминает администрации ф-ки об использовании некоторых выпускников на должностях ткацких подмастерьев, но администрация открещивается, мотивируя тем, что предприятию невыгодно. Она забывает о том, что проволочка в деле создания высококвалифицированной силы недопустима» («Призыв», 5 нояб. 1924).
«8-го февраля школа Ф.З.У. полиграфического производства выехала на ф-ку «Оргтруд» для проведения вечера спайки со школой Ф.З.У. текстильного производства. На место прибыли часов в 9 утра и пошли в рабочий клуб, провести время до вечера. Около 17 часов зал наполнился народом. Вечер спайки начался. Торжественное заседание открыл ученик школы полиграфического производства товарищ Крашенинников. В своем вступительном слове он указал на цель и значение вечера спайки между школами фабзавуча. Приветствовали обе школы ячейки РКП (б), РЛКСМ, заводоуправление, фабком, женотдел и кружок рабкоров.
Все товарищи, выступавшие в приветствиях, отмечали, что этот вечер спайки поведет к урегулированию тех или иных недочетов в школьной работе и большому сплочению фабзайчат между собой, путем обмена мнений между обоими школами.
После приветствий было несколько докладов о возникновении школы при ф-ке «Оргтруд» и владкнигоиздательстве и отчет школьного самоуправления» («Призыв», 22 февр. 1925).
«ОРГТРУДОВСКИЕ ФАБЗАЙЦЫ». Их—13 человек. Они впервые в 1926—27 году своей артелью окунулись в производство, получили свой станок. И оттого у фабзайчат даже походка изменилась, — голову выше стали держать, плечи развернулись шире и ярче искрятся молодые глаза.
Правда, работают они пока в производстве всего по 4 часа в день и вырабатывают, примерно, раза в четыре меньше, чем их матери и отцы — старые ткачи.
Но ведь это не важно! Важно то, что они работают в производстве, что у них свой станок. Молодые ткачи чувствуют себя героями.
Их лица измазаны фабричной пылью и грязью. Вероятно, они нарочно стараются, как можно побольше запачкаться, чтобы «быть, как настоящие ткачи»...
Фабричная пыль и масляные пятна — это печать труда. Поэтому, так восторженно горят замаранные рожицы юных ткачей.
Веселый парень Алешка — подвижной, словоохотливый. Ему 15 лет. Его дед работал на фабрике с первого дня ее основания и до конца своей жизни. Отец работает подмастерьем до сих пор.
И вот теперь — в жизни Алешки событие. Алешка — тоже на фабрике. Теперь он ткач. И, вероятно, так же, как и его отец, и его дед, сроднится, срастется с производством на всю свою жизнь.
Гордо стоит он за станком. А вечером, перед тем как итти домой с работы, Алешка старается побольше замазаться своей родной фабричной пылью, чтобы все видели, все знали, что он теперь не просто Алешка, а Алешка-ткач.
Молодые фабзайцы - все, как на подбор, задорные ребята. На смену дедам и отцам идут. Но не забитыми, прижатыми нуждой работами. Они выросли в годы революции. Поэтому, они не только ткачи. Они грызут гранит учебы, они подают голос на собраниях, они — свои люди в рабочем клубе» («Призыв», 28 марта 1927).
В 1930 г. лучших комсомольцев-производственников, окончивших школу Ф.З.У., направили учиться в Ивановский текстильный техникум.


Лауреат Ленинской премии. Фомичев И.А. в 1930 г. окончил школу Ф.З.У. при фабрике, работал п/мастера, окончил Рабфак, Московский текстильный институт, заочно окончил военную академию, работал в научно-исследовательском институте военно-воздушных сил, его работа была связана с освоением космоса.

Второй выпуск Ф.З.У. при фабрике «Оргтруд». 1931 г.

«Еще в ноябре 1930 г. на фабрике «Оргтруд» была начата подготовка к январскому набору в школу ФЗУ. Набрали подготовительную группу в 30 человек, которая с декабря начала занятия. Но набор в школу сорван.
Чтобы разместить новый набор — в школе необходим небольшой ремонт. Была составлена смета на 525 руб. Администрация сначала обещала ремонт сделать, но когда пришло время набора — отказалась, ссылаясь на отсутствие досок.
Еще хуже с оборудованием мастерской для обучения подмастеров. Помещение до сих пор не приспособлено, инструментов нет. Нужно всего лишь 200 — 300 руб., но администрация фабрики не отпускает.
Недопустимо отношение к делу со стороны правления треста. До сих пор оно не может определить окончательного срока набора в школу. Сначала было указание закончить набор к 20 января, затем к 1 февраля, потом к 1 марта и наконец, на-днях получено распоряжение, чтобы отложить набор до апреля. Пересмотрением смет на 1931 год занимались три раза и, в результате, до сих пор на фабрике никто не знает, сколько средств отпущено на подготовку кадров.
Подготовительная группа занималась два месяца, затрачено 600 р., но группу сейчас приходится распускать.
Плохо относятся к подготовке кадров на фабрике и горОНО. На многократные просьбы школы о присылке педагога горОНО два месяца совершенно не отвечало. А потом прислало такого, которому не место в рабочей школе. Новый педагог происходит из семьи помещика. Но мало этого. Придя в школу, он начинает прививать ребятам классово-чуждые взгляды, заявляет, например, что «я не могу слушать радио из Москвы, там только и гремят о собраниях... Лучше слушать из Лондона и Парижа».
Все эти факты говорят о том, что на фабрике неблагополучно с подготовкой кадров. Здесь требуется вмешательство соответствующих органов» («Призыв», 2 февраля 1931).
«Ученики школы ФЗУ при фабрике «Организованный Труд», в день десятилетия школы ФЗУ дополнительно подписались на заем «Пятилетка» на сумму 435 руб. и вызывают последовать их примеру все школы фабзауча района» («Призыв», 1 апреля 1931).
«… От школы ФЗУ фабрики «Оргтруд» рапортовал т. Борисов.
К 10-й годовщине оргтрудовская школа ФЗУ завоевала звание социалистического очага в деле подготовки молодых квалифицированных кадров для промышленности. Попытки правых свести школы ФЗУ к нулю окончательно оказались отбитыми и отвергнутыми самой жизнью и практической работой.
Оргтрудовские фабзавучники по работе в производстве, по учебе и общественной работе имеют большие достижения. Бронь подростков фабричным ученичеством охвачена вся. Все ученики — комсомольцы. 10 человек переданы в партию. Все ученики охвачены соцсоревнованием и ударничеством.
В феврале производственный план учениками был выполнен на 106,85 проц. Брак составил 0,33 проц., вместо 1 проц. по плану.
Школа существует с 1921 года. Всего выпущено 135 учеников, из них 86 ткачей и 49 подмастеров.
Школа соревнуется со школами фабрик им. Карла Либкнехта и «Пионер».
Во всех политических кампаниях школа принимает активное участие. Проведен ряд выходов в колхозы. Ученики работают на торфоразработках и лесозаготовках» («Призыв», 6 апреля 1931).
«Школа ФЗУ при фабрике «Оргтруд» организована ровно десять лет тому назад.
За этот срок она прошла славный путь. Школа сделала много. Она дала производству значительное количество высоко-квалифицированной рабочей силы. Многие из бывших фабзайчат работают сейчас на руководящих должностях, выполняют ответственную работу.
Вот некоторые из них.
Таня Химакова пришла в школу в первые дни ее организации. Фабзауч окончила в 1924 году. Работала ткачихой, потом комплектным подмастером. По мнению старых рабочих, женщина не может справиться с работой подмастера. Химанова доказала обратное. Она перенесла недовольные смешки отдельных, отсталых рабочих. Ее комплект по выпуску продукции шел впереди всех комплектов фабрики.
Сейчас Химакова заведует школой ФЗУ.
Василий Белов в 1924 году вышел из школы квалифицированным подмастером. В настоящее время он — инструктор и преподаватель школы по ткачеству.
Бывший ученик школы Васильев в настоящее время работает заведующим ОЭТ. До этого он был подмастером и этажным мастером.
Старый ученик школы Матреничкин, как один из лучших подмастеров фабрики, послан на курсы рационализаторов.
Летягин несколько лет работал комплектным подмастером. Сейчас он инструктор школы по высокой квалификации.
В декабре 1930 г. из школы выпущены ученики Ильин и Гаврилов. Они работают подмастерами на комплектах.
Оргтрудовская школа ФЗУ — это подлинная кузница кадров» («Призыв», 18 апреля 1931).
1941 г. «В поселке «Оргтруд» слабо проводится оборонная работа. Исполком поселкового совета, на-днях заслушав доклад председателя организации совета Осоавиахима т. Швагирева, наметил практические мероприятия. В частности, т. Швагиреву предложено уточнить список членов, ликвидировать задолженность по членским взносам, охватить всех допризывников и работающих членством, развернуть работу оборонных кружков. Исполком выделил единый день и прикрепил к организации Осоавиахима с целью оказания практической помощи члена исполкома тов. Апрятнова. Ввиду отсутствия военных руководителей в школе Ф.З.У. и средней школе тут же на исполкоме изъявили добровольное желание проводить занятия тт. А.З. Башкиров, С.Н. Борисов и принять активное участие в налаживании оборонной работы в поселке.
Ильин, председатель поселкового совета «Оргтруд» («Призыв», 13 февр. 1941).
«… Во втором же цехе на одиннадцатом и двенадцатом комплектах обучаются на станках ученики школы Ф.З.У. Они стали осваивать нормы взрослых рабочих. Валя Рогановская, например, на восьми станках норму выполняет на 106 процентов и работает без брака. Молодежь жизнерадостная, веселая. Хорошая будет смена!
Под руководством энергичного хозяйственника тов. Чихалова второй цех и люди в нем стали работать увереннее. Они получают от него помощь и поддержку и, преодолевая трудности и помехи, добиваются все новых и новых успехов.
Поммастера фабрики «Оргтруд» Д. Барышев» («Призыв», 5 апр. 1941).
«ВЫПУСК ШКОЛЫ Ф.З.У. В школе Ф.З.У. фабрики «Оргтруд» на-днях состоялся выпуск ткацкой группы «В». Обучавшиеся в группе 9 человек окончили школу с хорошими показателями. Инструктор школы тов. Щетникова пожелала выпускникам так же хорошо, без брака, работать в производстве. Ученики дали слово вырабатывать для нашей страны как можно больше высококачественной ткани» («Призыв», 1941).

«На-днях состоялась конференция учащихся школы Ф.З.У. фабрики «Оргтруд». Присутствовало 250 человек. С докладом о работе школы выступил главный инженер фабрики т. Комаров. Докладчик отметил, что руководству школы, комитету ВЛКСМ предстоит еще очень много сделать, чтобы школа могла справиться с поставленными перед ней задачами. В школе очень низка дисциплина, многие учащиеся недобросовестно относятся к выполнению своих производственных обязанностей. 39 человек не выполняют норм выработки.
Все эти недостатки имеют место потому, что со стороны руководства школы, инструкторов и мастеров мало уделялось внимания производственному воспитанию и обучению молодых рабочих.
Однако, лучшим учащимся, которые были премированы на конференции, ничто не помешало хорошо работать, быть дисциплинированными. Премии были удостоены 7 человек: Савинов, Святова, Жукова, Платонова и другие.
Ребята приняли активное участие в обсуждении доклада. Выступило 10 человек.
Ученица Горбатова в своем выступлении говорила, что отсутствие на станках ламелевых приборов приводит к простою станков, часто початки дают бракованные. Ученик Платонов жаловался, что мастера мало помогают овладеть специальностью, отличница Гусева заявила, что учащиеся должны прежде всего обратить внимание на свои собственные недостатки и стремиться изжить их.
Конференция приняла решение, в котором взяла обязательства изжить имеющиеся недостатки и добиться высоких производственных показателей.
Гнездилова А.» («Призыв», 27 июля 1943).
После войны постепенно возвращались фронтовики и сразу включались в работу. На смену погибшим пришли молодые кадры текстильщиков. Был открыт новый набор в школу Ф.З.У., директором которого был Г. Самойлов, и в ШРМ (школа рабочей молодёжи). Учащимся выплачивали стипендию и предоставляли бесплатное общежитие. В общежитии жили молодые приезжие девушки, которых в посёлке прозвали «фэзэошки».
«Для учащихся школы ФЗО при фабрике «Организованный труд» выстроено новое здание под общежитие на 120 человек. Учащиеся будут жить в светлых и чистых комнатах со всеми коммунальными услугами» («ВК», 27 октября 1948).


Общежитие для молодых рабочих. Позже правая деревянная часть была сломана.



«46-й дом» был снесен в 2015 году.

«Партийно-комсомольская и профсоюзная организации фабрики «Организованный труд» совершенно забыли об улучшения материально-бытовых условиях молодых рабочих и учащихся школы ФЗО.
В комнатах общежитий, где проживает много молодежи, грязно и холодно, радио не работает. Крыши худые и поэтому на полах комнат всегда стоят лужи воды, шкафов для хранения одежды и вещей нет и рабочие вынуждены хранить вещи под койками и матрацами. В общежитиях лет настольных игр, газеты и журналы не доставляются. Несколько раз молодые рабочие обращались с просьбой к заместителю директора фабрики тов. Масленникову, последний ничего не сделал для улучшения быта молодежи и только все еще обещает помочь.
Нужно немедленно от слов перейти к делу. В общежитиях создать наилучшие бытовые условия для молодежи.
Т. Панов» («ВК», 2 апреля 1947).
«Школа ФЗО № 18 при ф-ке «Оргтруд» на 1947-1948 учебный год производит набор девушек от 16-ти летнего возраста и старше. Школа готовит ткачей. Учащиеся обеспечиваются трехразовым питанием, двумя комплектами обмундирования, общежитием и постельной принадлежностью.
Срок обучения 9 месяцев.
Начало занятий с 1-го ноября 1947 года» («ВК», 2 октября 1947).
«Школа ФЗО №18 при фабрике «Оргтруд» за время своей работы подготовила 715 молодых работах, из них: 612 ткачей, 19 столяров, 84 слесаря-ремонтника.
Многие, бывшие воспитанники этой школы, являются стахановцами. Ткачихи П. Жаркова, В. Бородулина, Аникина, Любезнова, Архипова перевыполняют нормы выработки на 110—150 процентов, а зарабатывают ежемесячно от 600 до 800 рублей.
За хорошую работу дирекция фабрики неоднократно премировала их ценными подарками.
С первого октября по первое ноября проводится очередной призыв в школы ФЗО и ремесленные училища. Производит прием и школа ФЗО № 18 при фабрике «Оргтруд». Все принятые в школу находятся на государственном содержании, обеспечиваются общежитием, питанием, одеждой и обувью. Учащимся есть где культурно провести свой досуг. При школе 2 красных уголка, библиотека, физкультурный зал. Работают кружки художественной самодеятельности.
За 9 месяцев обучения учащиеся получают знания по политическим вопросам, по специальной технологии и готовятся к самостоятельной работе на производстве.
Закончившие государственную программу школы учащиеся становятся всесторонне развитыми.
Мехонцев, пом. директора школы ФЗО № 18» («ВК», 6 октября 1947).


Шипова Н.Н. – инструктор, Самойлов Г.Д. - директор Ф.З.У., Путикова Л.Е. – мастер, Мехонцев И.К. - зам. директора по политчасти. 1950 г.

«В школу фабрично-заводского ученичества я пришла в марте 1949 года. С первых дней мы встретили теплый прием. Все учащиеся размещены в новом, хорошо оборудованном общежитии, со всеми удобствами. Нам выдано добротное обмундирование. Мы обеспечены бесплатным питанием. Получаем стипендию.
С большим желанием я овладеваю излюбленной специальностью ткачихи. Как и многие мои подруги, специальную технологию по ткачеству закончила на отлично. В настоящее время работаю на 6-ти станочном уплотнении, ноябрьский план выполнила на 108,8 процента, резко увеличила выпуск первого сорта. В фабричном конкурсе получила первую премию.
Сейчас овладеваю скоростными приемами и стахановскими методами работы, чтобы дать любимой Родине как можно больше первосортной ткани.
Новый год мы встретили упорной подготовкой к государственным экзаменам и скоро получим аттестаты на самостоятельную работу.
Повседневная забота партии, правительства и великого Сталина дала нам возможность претворить свои мечты в действительность.
Зоя Барабанова, учащаяся школы ФЗУ» («ВК», 8 января 1950).
«Шестьдесят пять учащихся школы ФЗУ фабрики «Организованный труд» сдают летние нормы на значок ГТО. Уже сданы нормы по бегу, прыжкам, метанию диска, толканию ядра» («ВК», 13 мая 1951).
«ЭКЗАМЕНЫ В ШКОЛЕ ФЗО
В школе ФЗО фабрики «Организованный труд» состоялись экзамены по технологии.
Сейчас будущие ткачихи проходят производственную практику. В июне все выдержавшие выпускные экзамены получат свидетельства об окончании школы.
И. Косинов» («ВК», 9 мая 1952).
«30 лет назад при фабрике «Организованный труд» была создана школа фабрично-заводского ученичества. За эти годы ею подготовлены сотни ткачей — мастеров своего дела. Большинство из них работают на фабрике «Организованный труд». Многие стали стахановцами.
Сейчас в школе горячая пора — идёт подготовка к очередному выпуску молодых специалистов. С 20 по 27 ноября здесь пройдут государственные экзамены. Учащиеся заканчивают производственную практику, повторяют пройденный материал, посещают консультации.
Практиканты встали на стахановскую вахту в честь 35-й годовщины Великого Октября и обязались выработать к 7 ноября 10 тысяч метров добротной ткани сверх пиана. Высоких производственных показателей добились учащиеся 6-й группы, где инструктором М.И. Щетникова. Сентябрьское задание они выполнили на 114 процентов и 96,3 процента всей продукции выпустили первым сортом.
Особенно выделяются учащиеся К. Малышева, А. Шашкова, Н. Рябова, Н. Макарова и другие. К. Малышева, например, завоевала звание лучшей ученицы школы.
Сейчас в школе началась подготовка к приёму новых учащихся. Приводятся в порядок классы, наглядные пособия, пополняется литературой школьная библиотека. В декабре начнутся занятия нового набора.
П. МЕХОНЦЕВ, зам. директора школы по политической части» («ВК», 26 октября 1952).
«Школа ФЗУ фабрики «Организованный труд» провела новый набор учащихся. В школу принято сто человек.
Начались занятия. Учащиеся проходят производственную практику, изучают технологию волокнистых веществ, ткачество» («ВК», 7 января 1953).
«Школа ФЗУ фабрики «Организованный труд» ежегодно выпускает десятки ткачей. Большинство выпускников из месяца в месяц перевыполняют установленные задания, становятся новаторами текстильного производства. Бывшие ученицы школы ФЗУ, например, Катя Зубкова за хорошую работу на фабрике награждена значком «Отличник текстильной промышленности», Зоя Багрянцева держит первое место во втором цехе по выпуску первосортной ткани.
По инициативе партийной и комсомольской организаций школы ФЗУ 27 января учащиеся школы после учебно-технического ознакомления побывали в ткацких цехах фабрики «Организованный труд». Комитет ВЛКСМ фабрики выделил для встречи учащихся 20 бывших выпускников школы ФЗУ, которые в настоящее время стали передовиками текстильного производства. Тёплую, товарищескую встречу оказали будущим текстильщикам комсомольцы фабрики. Они подробно ознакомили своих друзей с рабочим местом, с передовыми методами работы на ткацких станках.
Комсомольцы второго цеха фабрики «Организованный труд» взяли шефство над школой ФЗУ.
И. Косинов, секретарь комитета ВЛКСМ фабрики «Организованный труд» («ВК», 1 февраля 1953).

Школа ликбеза

Комсомольцы вникали в решение всех вопросов, стоящих перед страной. Совместно с коммунистами М. Мартыновой, А. Афанасьевой, М. Тюриной в деревнях Лунёво, Сельцо проводили работу вместе с учительницей Н.И. Бутовой по ликвидации неграмотности, вели агитационную работу среди крестьян, помогали в создании колхозов, в работе сельских клубов.
«На фабрике «Оргтруд» 50 человек неграмотных и 150 человек малограмотных. Охвачено школой ликбеза всего лишь 30 человек. Остальная же масса неграмотных и малограмотных остается в стороне от учебы. Школа ликбеза работает зимой и летом, учебниками обеспечена. На содержание ее ассигновано 1760 рублей, из которых 1000 рублей уже израсходована, а остальная еще не использована. Организована сеть детских комнат, но нет столовой и прачечной. Это здорово тормозит дело ликвидации неграмотности. Работницы фабрики связаны с домашней стряпней, стиркой и отказываются посещать школу ликбеза.
Индивидуальное обучение неграмотных не практикуется, а это единственный выход при данных условиях.
Поставленная партией и правительством задача ликвидировать безграмотность к 1-му января 1931 года может остаться невыполненной из-за плохого отношения к ликбезу со стороны общественных организаций. Особенно плохо работает комсомольская ячейка, которая на неоднократный запрос фабкома на организацию бригады комсомольцев для индивидуального обучения неграмотных, продолжает отделываться обещаниями. А ведь комсомольцы должны быть передовиками в деле продвижения культуры в нашей стране.
Партячейка, нажми на кого следует. Фабрика «Организованный Труд» должна выполнить задачу, поставленную партией и правительством. Надо же, наконец, объявить беспощадную войну нашей неграмотности, бескультурью. Мы требуем от партийной ячейки конкретных дел» («Призыв», сент. 1930).
«На фабрике «Оргтруд» работают два пункта по ликвидации неграмотности. Поставлено задачей: К 13-й годовщине Октябрьской революции ни одного неграмотного на фабрике. Все дети рабочих и служащих выше 7-летнего возраста взяты на учет. На-днях школьники семилетки и Ф.З.У. организуют поход на приведение в порядок и уборку корпусов фабрики. Школьники будут развешивать плакаты, лозунги и т. д.» («Призыв», 2 ноябр. 1930).


Рабочие фабрики “Организованный труд” с преподавателями курсов по ликвидации безграмотности – Ликбез

Школа рабочей молодежи

«При обследовании школы рабочей молодежи при Лемешенской фабрике выяснилось, что школа по своему построению совершенно не соответствует школе рабочей молодежи. Профессионально-Техническ. предметов не преподается» («Призыв», 11 августа 1921).
С 1948 года Малышева Маргарита Дмитриевна работала директором ШРМ после И.П. Галактионова.


Школа рабочей молодежи. 1956 год

Из книги Малышевой М.Д. «Поворот судьбы. Роман. Продолжение повести «Выбор».
«… Маргарита Дмитриевна привыкла к неожиданностям, и, чтобы удивить её, надо было потрудиться. Встреча возле клуба с бывшей учительницей истории Ниной Ивановной Колокольниковой удивила Маргариту. Нина Ивановна давно уже уехала к себе на родину в Ивановскую область. И вдруг она появляется в поселке, да ещё в клубе.
- Малышева! Забыла твоё имя, - воскликнула Нина Ивановна, увидев Маргариту.
- Я Маргарита.
- Маргарита, не верю своим глазам. Мне говорили, что ты учительствуешь где-то на краю света. Приехала что ли? Где ты работаешь?
- К сожалению, нигде. Вакантных мест в школах не осталось: поздно приехав.
- Надо же! Как кстати мы с тобой встретились! В школу рабочей молодёжи требуется директор. Я здесь как раз по этому поводу. Завтра утром я жду тебя в роно. Как ты нас выручила.
- Кого это вас?
- Завроно, а особенно меня.
- Справлюсь ли я?
- Справишься. Я знаю твои организаторские способности ещё по школе.
Утром следующего дня Маргарита была в роно. Изучив её трудовую книжку, завроно удовлетворённо сказала:
- Из молодых, да ранняя. Работы в ШРМ непочатый край. Прежний директор не справился. Вся надежда на вас, молодых, энергичных. Надо постараться создать все условия для обучения рабочей молодёжи, которой пришлось прервать учебу из-за войны. - Она пожала Маргарите руку и ещё сказала: «Успеха Вам. Дерзайте!»
Так в возрасте двадцати четырёх лет началась руководящая деятельность на ниве просвещения в родных краях Малышевой Маргариты Дмитриевны.
Встреча с инспектором роно Колокольниковой Ниной Ивановной оказалась судьбоносной и во многом повлияла на жизнь Маргариты.
На первом же заседании педсовета прежний директор ШРМ Иван Павлович Гладков представил Маргариту своим коллегам.
- Прошу любить и жаловать нового директора Малышеву Маргариту Дмитриевну.
Учителя захлопали. Преподаватель химии и биологии Ольга Михайловна сказала:
- Знаем мы нашу ученицу Малышеву от и до. Мы рады, что не назначили руководителя со стороны. Теперь пусть она решает проблемы, которых накопилось выше крыши.- Спасибо, Ольга Михайловна. Иван Павлович остаётся в школе, будет преподавать физику и математику. А решать проблему создания материальной базы для обучения работающей молодёжи нам придётся вместе. Прошу вас, учителя-предметники, составить перечень необходимых наглядных пособий, учебников, литературы, оборудования для кабинетов и т.п. не позднее завтрашнего дня.
- Так у нас и кабинетов-то ещё нет, - ответила учитель истории Евдокия Осиповна.
- Будут. Фабрика поможет переоборудовать приспособленное под школу здание милиции и почты.
- Маргарита Дмитриевна, извините, Вы видели, как «помогает» фабрика? Не школа, а одни слёзы, - раздражённо заметила Ольга Михайловна.
- Под лежачий камень вода не течёт. Просящему да подадут. Я жду ваших предложений, - строго сказала Маргарита.
Когда педсовет закончился, Ольга Михайловна подошла к Маргарите и посоветовала:
- Маргарита Дмитриевна, когда пойдёте к директору фабрики, не ведите себя, как бедная родственница. Не просите, а требуйте, будьте пожёстче. Иван Павлович деликатничал, просил неубедительно, а директор только обещал, но ничего не делал. Хорошего человека сняли с должности. Не наступайте на те же грабли.
Маргарита ещё поговорила с Иваном Павловичем, чтобы выяснить, что за человек директор фабрики. Маргарита, полная решимости добиться денег и ремонта, направилась в дирекцию.
Секретарь доложила директору:
- Григорий Викторович! К Вам директор ШРМ.
- Приглашай!
Маргарита вошла в кабинет и поздоровалась.
Директор посмотрел на неё и спросил:
- А где же директор?
- Я директор. Звать меня Малышева Маргарита Дмитриевна.
- А где Иван Павлович?
- Его освободили от должности, между прочим, не без Вашего участия.
- А при чём тут я? - удивился директор.
- Вы, Григорий Викторович, имеете к этому самое прямое отношение: в ремонте школы не помогали, денег на мебель, учебники и наглядные пособия не выделяли, дров вовремя не подвозили. Школа стала не похожа на учебное заведение, а больше напоминает сарай. В своей работе Вы руководствуетесь двумя лозунгами: «Пятилетку в четыре года!» За перевыполнение плана Вы получаете грамоты, премии, за счёт полученной прибыли строите жильё. Выполняя второй лозунг: «Всё лучшее детям, всё молодёжи!» содержите ясли, детсад, клуб, но забываете про школу. В школе учатся Ваши рабочие, и Вы просто обязаны помогать нам, учителям, их обучать. А Вы только отмахиваетесь от нас, как от назойливых мух. Я уверена, что в бюджете фабрики, если захотеть, найдутся средства для создания нормальных условий ученикам и учителям. Разве я не права?
Маргарита смотрела на директора в упор своим сверлящим, проницательным взглядом, от которого директору стало не по себе.
Он сказал:
- Что Вы, Маргарита Дмитриевна, так распалились? Давайте Ваши бумаги. Мы рассмотрим с главным бухгалтером.
- У меня, Григорий Викторович, к сожалению, только один рукописный экземпляр заявки. Прошу Вас дать указание машинистке, чтоб она перепечатала заявку в двух экземплярах. Секретарь зарегистририрует письмо, поставит номер, дату и срок рассмотрения.
«А эта штучка не проста. Надо держать с ней ухо востро», - подумал директор, а вслух сказал:
- Повторяю: давайте Ваши бумаги. В начале следующей недели заходите.
- Я зайду завтра утром, - с улыбкой, но твёрдо сказала Маргарита. - А сегодня вечером я жду Вас, Григорий Викторович, в школе. Пройдёмся по школе, ведь Вы ни разу там не были. Решить проблему можно лишь тогда, когда столкнёшься с ней вплотную и воочию с ней ознакомишься.
- Сегодня я не могу. У меня по плану посещение стройки.
Маргарита проявила настойчивость:
- Стройка никуда не денется. Там прораб, мастера. У нас же в школе рабочих из строительного отдела не было никогда. Уверяю Вас, экскурсия по школе займёт пять минут.
Успеете и на стройку, если это уж очень необходимо.
Директор фабрики всеми силами старался отделаться от Маргариты:
- Обещаю, как только будет время, я обязательно зайду в школу. Хорошо, Маргарита Дмитриевна?
- Нет, не хорошо! Так дело не пойдёт. Меня не устраивает это Ваше обещание зайти «как-нибудь» и «когда-нибудь». Я настаиваю, чтобы Вы пришли именно сегодня, я Вас надолго не задержу, тем более, что дорога на стройку идёт мимо школы. Тесное сотрудничество школы и производства выгодно обеим сторонам. Создадим условия - можем давать Вашим рабочим среднее образование. А со временем можно открыть техникум. Это привлечёт кадры, которых Вам не хватает. Не придётся Вашим мастерам ездить по стране и вербовать молодых девушек на работу в качестве ткачих на Вашу фабрику.
«А ведь Маргарита Дмитриевна говорит дело. Перспектива очевидна, стоит подумать», - решил директор.
- Лады, молодой директор. Зайду я сегодня в школу. Но только на пяток минут.
Пять минут растянулись на пятьдесят. Осмотрев школу, внимательно ознакомившись с заявкой, директор невесело заключил:
- Вы правы, Маргарита Дмитриевна, я виноват, что школа находится в плачевном состоянии. О молодых кадрах я тоже не проявлял заботу, каюсь. Будем исправлять. Завтра же поезжайте во Владимир в магазин, отберите всё необходимое по списку, выпишите счёт. Мы оплатим. Транспорт для поездки мы Вам выделим. И реконструкцию здания проведём.
Маргарита радостно улыбнулась своей притягательной улыбкой:
- Спасибо, Григорий Викторович! Я всё так и сделаю. А Вы, оказывается, хороший человек и понимающий руководитель, а не непробиваемый чурбан, как мне говорили.
- Упрямый я, точно, но не чурбан, - усмехнулся директор, - Вы тоже, как мне показалось вначале, не «синий чулок». А жильё у Вас есть? Предлагаю отдельную комнату в молодёжном общежитии. С этого и начнём объединение школы и производства.
- Спасибо, но в жилье я не нуждаюсь. Я местная.
Уходил директор фабрики из школы совсем в другом настроении. Он подумал: «Вот они какие, молодые кадры: энергичные, несговорчивые, настырные, зубастые: палец в рот не клади. Надо помочь им найти своё место под солнцем».
От декретного отпуска Маргарита отказалась. Чувствовала она себя хорошо, работа с утра до позднего вечера не изнуряла её, а придавала силы. Взрослые ученики на директора «в интересном положении» смотрели с пониманием: некоторые из них были уже отцами, матерями, кое-кто ждал ребёнка.
Прошло полгода, у Маргариты родился сын, которого назвали Сергеем.
Школа рабочей молодёжи стала неузнаваема. Рабочие строительного отдела фабрики обшили снаружи новеньким тёсом стены, заменили крышу, покрасив её в тёмно-красный цвет, и она празднично выделялась на фоне голубого неба. Над обновлённым крыльцом красовалась вывеска: «ШКОЛА РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ». А качеству ремонта внутри здания можно только позавидовать. Новая школьная мебель, занавески на окнах, портреты членов ЦК КПСС и Политбюро, множество наглядных пособий довершали преобразование школы. О Маргарите в Октябрьском районе города заговорили как о самом молодом, энергичном, пробиваемом директоре. На заседаниях завгороно ставил Малышеву в качестве примера современным руководителям. А Григория Викторовича вызвали в главк Минлегпрома и наградили грамотой за создание условий для обучения молодёжи. И в поселок приезжали руководители школ и предприятий перенимать опыт организации работы ШРМ. На совещаниях, семинарах Маргарита часто встречалась с директором средней школой Марией Ильиничной Афониной. Она уважительно относилась к молодому директору ШРМ и желала её иметь в качестве своего помощника.
В конце августа они ехали на автобусе из Владимира с совещания пропагандистов. Мария Ильинична сказала:
- Маргарита Дмитриевна, в школе постоянно растёт количество учеников. Нам уже положен второй завуч. У Вас двое малышей, и работа в вечернее время, я думаю, Вам в тягость. Переводитесь в нашу школу завучем. Я дам согласие. Буду рада с Вами вместе работать.
- Большое спасибо за предложение. Я посоветуюсь с мужем. Завтра же дам ответ.
Сама же Маргарита, конечно, мечтала о работе в средней общеобразовательной школе. Через неделю её мечта сбылась.
Встречала её бессменная завуч, учительница немецкого языка, которая раньше учила Маргариту, Александра Сергеевна Алферова.
- Ну что ж, Маргарита, поздравляю тебя с назначением в нашу школу завучем. Работа ответственная, придётся отвечать за весь устный процесс и за работу с кадрами. Знаю твою, извини, настырность (в хорошем смысле, разумеется), и желание всегда и во всём быть первой и верю, что у тебя всё получится. Нужна моя помощь - пожалуйста. Прими мой совет: не заводи дружбу с кем-то из учителей, не отмечай любимчиков, что поможет тебе одинаково относиться к подчинённым, тем самым избежать в коллективе зависти, недоверия, а иногда - подхалимства. В ШРМ есть хороший человек - Ольга Михайловна Князькина. Ты с нею работала и хорошо её знаешь. Муж у неё доктор Павел Георгиевич и друзья - интеллигентные, порядочные люди. Вот с ними стоит поддерживать отношения. Твои бывшие учителя Вера Аркадьевна, Мария Дмитриевна уже на пенсии, а я не в твоём подчинении. Можете с мужем приходить к Вере Аркадьевне, её муж Иван Васильевич - юрист, очень интересный человек, умный, увлекающийся, интеллектуал. По воскресеньям мы собираемся у них, играем в преферанс, обсуждаем, что происходит в мире. Будет желание – приходите…».
«В школе рабочей молодежи фабрики «Организованный труд» проходят экзамены. Большинство учащихся сдают их на «5» и «4». Учащиеся Барабанова З., Кулагина А., Никитина Л., Сидорова Ф., Смоленская В. и другие хорошо работают на производстве и сдают экзамены только на хорошо и отлично. Некоторые товарищи, как, например, Баранова Н. и Марьина З. получили по всем предметам оценки «5». По окончании школы многие учащиеся намерены продолжать учебу в техникумах, избрав себе специальности педагогов, артистов, агрономов, техников, медицинских сестер и т. д.
Школа обеспечена учебно-наглядными пособиями, письменными принадлежностями, учительскими кадрами.
Скоро будет объявлен новый набор учащихся. Молодежи созданы все условия получить образование, чтобы стать достойными строителями коммунистического общества.
М. МАЛЫШЕВА, директор школы рабочей молодежи» («ВК», 7 июня 1951).
«В нынешнем учебном году на фабрике «Организованный труд» начали заниматься в вечерней школе рабочей молодёжи более ста человек, однако, очень много учеников уже отсеялись.
Это объясняется прежде всего тем, что им не создано условий. Среди учащихся много выпускников школы ФЗО, но они живут в общежитии в одних и тех же комнатах с темп, кто не посещает школу, что метает подготовке домашних заданий. В общежитии часто бывает шумно, в комнаты заходят посторонние люди, и ученики вынуждены идти на занятия с неподготовленными уроками. Это сказывается на успеваемости.
Со стороны руководства фабрики не чувствуется должной заботы о вечерней школе.
Л. МАРЬИН, А. ПАНКРАТОВ, учащиеся» («ВК», 14 января 1954).
«Деятельно готовятся к предстоящим экзаменам учащиеся Оргтрудовской средней школы рабочей молодёжи. Они повторяют пройденное, помогают друг другу.
Хорошо учатся и являются примером для других ткачихи Барабанова, Кавердяева, Егорова и помощник мастера тов. Платонов» («ВК», 11 мая 1954).
«Десятки юношей и девушек поселка Оргтруд после смены спешат на занятия в среднюю школу рабочей молодежи.
Когда стрелки часов приближаются к половине шестого вечера, помещение наполняется разноголосым шумом. Но вскоре все стихает и люди разных возрастов и профессий уже живут единым стремлением — узнать как можно больше нового, еще неизвестного.
Прошло полгода учебы. В журналах много оценок. Ткачиха Маринина сейчас десятиклассница. В девятом классе занимается шлихтовальщик Семенов. У них оценки только 4 и 5. На отлично учится в 9 классе слесарь Николай Тарасов.
При школе организованы курсы по повышению званий для тех, кто готовится поступать в вузы и техникумы. На них занимается 25 человек. Учащимся создаются все условия для успешного овладения знаниями.
С. ТУРИН, помощник мастера фабрики «Организованный труд» («ВК», 21 февраля 1961).
«Радостно жить в наше время. Юноши и девушки с фабрики «Организованный труд» стремятся ответить на исторические решения XXII съезда КПСС не только хорошими показателями в труде, но и успешной учебой.
Классы школы рабочей молодежи заполняют те, кто несколько часов подряд стоял у станка или машины. Здесь можно встретить людей разных возрастов и профессий: молодую ткачиху Белозерову и помощника мастера П.П. Шишканова, которому уже минуло 40 лет, и многих других. Но думы этих людей объединены в одно — узнать больше нового, будь то материал из физики или химии, литературы или математики. Все они понимают, что в наше время нельзя ни на один день отставать от жизни. Вот почему и старый и молодой текстильщик готовятся к уроку с одинаковой прилежностью.
На днях я присутствовал на уроках. Учителя Л.И. Платонова, Н.Н. Куликов, О.М. Князева хорошо доводят материал до каждого учащегося.
Прилежной ученицей по русскому языку зарекомендовала себя лаборантка фабрики Зинаида Мокеева. Прочные знания по алгебре показывают учащиеся десятого класса Владимир Чешков и П.П. Шишканов. Учительница химии О.М. Князева довольна ученицей 8 класса В. Устиновой.
Ежегодно при школе создаются курсы для подготовки выпускников 10 класса в высшие учебные заведения и техникумы. Это дает неплохие результаты. Уже сейчас в институтах Москвы учатся Виктор Морозов, Лидия Шмакова, Валентина Лозгачева и другие.
Мне хочется пожелать учащимся выпускных классов и дальше повышать свои знания.
В. КАМЕНСКИЙ, мастер, студент 3 курса Всесоюзного заочного института текстильной и легкой промышленности» («ВК», 15 марта 1962).
«В проекте директив XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану предусматривается завершить к концу пятилетки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее в крупных городах страны.
Более ста молодых текстильщиков фабрики без отрыва от производства обучаются в 4 — 9 классах школы рабочей молодежи.
Я работаю в ткацком цехе и успешно учусь в восьмом классе. Вместе со мной учатся молодые ткачихи Галина Амельчук Антонина Афонькина, Дина Тореева, рабочий ремонтно-механического отдела Иван Светов, шлихтовал Николай Логунов, бердовщик Борис Бычков. Они также являются стахановцами производства и хорошо учатся в школе.
М. КОВЕРДЯЕВА, ткачиха» («ВК», 26 сентября 1952).


Лемешенское фабричное училище. Поселковая начальная школа. С 1975 года здесь располагалось профтехучилище. Позже библиотека, с 2001 года Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение. В нач. 2000-х магазинчик парфюмерии и бытовой химии.
Ул. Октябрьская, д. 19

Здание начальной школы было передано фабрике под школу рабочей молодёжи.
«- Зря Вы, Маргарита Дмитриевна, не посоветовались со мной насчёт передачи начальной школы фабрике.
- Ираида Фёдоровна, как только Вас избрали секретарём школьной парторганизации, Вы возомнили себя контролирующим органом. Вопрос передачи здания церковно-приходской школы фабрике под школу рабочей молодёжи согласован в районе и области. Не думайте, что я так проста, чтобы отдать капитально отремонтированное здание, а взамен не получить ничего. Я и профком с одной стороны, администрация фабрики с другой стороны завтра подпишем договор о выделении жилья учителям в новостройке или в освободившихся квартирах. Вы, вероятно, заботитесь о себе. Своя рубашка, конечно, ближе к телу, но учтите: распределение жилплощади в компетенции нашего профкома, но не парторганизации. В первую очередь квартиры получат ветераны войны, ветераны учительского труда и крайне нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Если же Вы не доверяете мне и профкому, то скажите об этом прямо на профсоюзном собрании. А чтобы пресечь нелепые слухи и раздоры в коллективе, я Вас, Ираида Фёдоровна, приглашаю принять участие в окончательных переговорах школы и фабрики…» (Из книги Малышевой М.Д. «Поворот судьбы. Роман. Продолжение повести «Выбор»).
Петухов Борис Алексеевич родился 19 июня 1924 года в селе Малый Лом Горьковской области. Началась Великая Отечественная война, и Борис Алексеевич ушел на фронт. Он принимал участие в Сталинградской битве, где был очень тяжело ранен. После ранения был демобилизован. Он награждён орденами «Отечественной войны» 1 и 2 степени, медалью «За оборону Сталинграда» и юбилейными медалями. Борис Алексеевич решил стать учителем и поступил в Горьковский педагогический институт на исторический факультет. В 1955 году приехал в посёлок Оргтруд и стал работать директором ШРМ, потом учителем истории в Оргтрудовской средней школе…
«В Оргтрудовской школе рабочей молодежи начались экзамены на аттестат зрелости. Волнуются все: и учителя, и учащиеся.
В 9 часов директор школы Б.А. Петухов поздравил выпускников школы с началом экзаменов и пожелал успешно их сдать. Затем он вскрыл конверт, в котором указаны темы сочинений. Преподаватель литературы Л.И. Платонова записывает их на доске.
Лица учащихся сосредоточены и серьезны. В классе напряженная тишина. Выбрав тему сочинения, все начинают писать.
Уверенно и быстро работают мысли, ровно ложатся строчки на тетрадном листе у Владимира Зайцева. Работает он на фабрике «Оргтруд» помощником мастера. Заниматься в школе начал сразу же после окончания 8 классов. И вот три года позади. Сегодня он пишет сочинение о Коммунистической партии, о Ленине, о их неразрывном союзе: «Мы говорим — Ленин, подразумеваем - партия. Мы говорим — партия, подразумеваем — Ленин».
Две неразлучные подруги — Софья Киселева и Валентина Денисова, молодые текстильщицы, также уверенно приступили к изложению темы. Обе они хорошо трудятся, успевают во всем: в учебе, работе и общественной жизни поселка.
Много теплых слов хочется сказать и об остальных выпускниках школы, которые твердо помнят завет В.И. Ленина «Учиться, учиться и учиться» и претворяют его в жизнь.
И. ЕРАСТОВА, секретарь комсомольской организации фабрики «Организованный труд» («Знамя», 30 мая 1967).
Директора школы рабочей молодёжи: И.П. Галактионов, М.Д. Малышева, Е.О. Комарова, Е.Д. Дубровина, Б.А. Петухов, Е.Д. Новикова.
Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ" г. ВЛАДИМИРА зарегистрирована 27 сентября 2001 г. Руководитель организации: директор Новикова Евгения Дмитриевна (с 11 января 2006 г.).
Организация ликвидирована 17 декабря 2007 г.

Профессионально-техническое училище

В 1975 году был открыт филиал профучилища фабрики имени Свердлова на фабрике «Организованный труд».
Администрация предоставила училищу несколько кабинетов, в которых проходят занятия по специальной подготовке и общей технологии, экономике, начальной военной подготовке, эстетике и обществоведению. В учебных кабинетах оборудованы различные стенды, имеются всевозможные наглядные пособия. Производственная практика проходит в цехах фабрики.
В первый год обучения занималось 120 человек.
В училище теоретические занятия вели инженерно-технические работники Л.А. Акимова, А. Ратникова, а практические - инструкторы А.А. Шалаева, Е.И. Клочкова, А.И. Филиппова, Е. Елисеева, Г. Доспехова под общим руководством мастера производственного обучения М.Х. Воробьёвой-Баранковой.
«Сначала были трудности с жильем, которые затем удалось устранить. Все девушки теперь размещены в новом общежитии. Трудно складывалась и производственная практика: много оборудования длительное время простаивало и пускать его было нелегко. Но благодаря тому, что мастера смен и мастера производственного обучения со всей ответственностью подошли к подготовке молодых кадров, учащиеся приобрели прочные теоретические знания и профессиональные навыки.
Так, выпускница из группы мастера профучилища Е.Н. Елисеевой Людмила Чарушникова работает сейчас на сверхтиповом уплотнении, обслуживает 28 автоматических станков. С высокой производительностью на повышенной зоне трудятся также Елена Мальцева и Ольга Кислова.
В новом учебном году в нашем училище создано семь групп. Вместо 150 человек набрано 190. В ходе обучения несколько девушек уехали домой, но большинство успешно овладевают профессией ткачихи. Первенство в соревновании среди групп держит группа мастера производственного обучения Е.Н. Елисеевой. Неплохо проходят занятия в группах мастеров А.И. Филипповой и В.И. Мехонцевой. Быстро осваивают рабочие приемы Наталья Колесникова, Ольга Баранова, Аниса Шиназарова и другие. Занятия в профучилище многие девушки совмещают с учебой в школе рабочей молодежи.


Наставница молодежи Анна Михайловна Матвеева ведет занятие с выпускниками профучилища.

Ученица заряжальщицы Татьяна Кокурина на занятиях по специальной технологии.

В декабре 1976 г. ученики выработали 609 тысяч метров ткани при плане 600 тысяч. А на январь они взяли обязательство выпустить 800 тысяч метров суровья. В соответствии с графиком девушки в этом месяце должны освоить работу на 14 станках, но многие из них уже обслуживают по 18—20 станков. Учащиеся с большим интересом изучают ткацкое оборудование, вопросы охраны труда и техники безопасности, культуры производства, готовятся в июле-августе пополнить рабочую смену предприятия.
К. ПЛАТИЦЫНА, старший мастер профучилища» («Знамя», 27 января 1977).
«Лучшая группа учащихся профучилища фабрики «Организованный труд» мастера Е.И. Клочковой как победительница соревнования в честь 60-летия Великого Октября была награждена администрацией путевкой на турбазу «Ладога».
День отдыха на турбазе пролетел очень весело.
О. ЛЕШКО» («Знамя», 20 декабря 1977).


2-й выпуск ПТУ. 1977 год

Знакомство с новой Конституцией СССР. 1977 год

Лучшие выпускники ПТУ фабрики «Оргтруд»

Группа учащихся ПТУ с руководством

Улица Строителей, д. 6.
Общежития на 328 мест, в котором поселили девушек, приехавших из Казахстана, Башкирии, Удмуртии и других областей осваивать в ПТУ профессию ткачихи. Воспитателями в общежитии были К.И. Крюкова, К. Платицина, В. Куликова.


МОУ Средняя общеобразовательная школа №47, г. Владимир
Мкр. Оргтруд

Категория: Оргтруд | Добавил: Николай (24.08.2021)
Просмотров: 532 | Теги: Оргтруд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2023
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru