Школа Ф.З.У. фабрики «Организованный труд» В 1920 г. по инициативе комсомола в стране были организованы первые социалистические профессиональные школы, названные школами фабрично-заводского ученичества (Ф.З.У.). В ноябре 1920 г. была открыта школа фабрично-заводского ученичества (Ф.З.У.) при фабрике. Школа Ф.З.У. организована ячейкой комсомола. В крохотной каморке шумного рабочего корпуса зародилась современная кузница квалифицированных красных текстилей. Первые шаги были трудны: не было ни средств, ни школьных пособий; ребята были не подготовленные. От такой школы результаты, естественно, получались некудышные. Первым заведующим школы был Вощинский Н.
Первым её набором были комсомольцы во главе с секретарем ячейки Шишкановым Павлом. Через школу прошли подготовку замечательные кадры: братья Федулеевы Александр и Иван, Фомичев Иван, Самойлов Георгий, Одинцов Андрей, Фионин Иван, Галактионов Вася и Саша, Лизунова Зоя, Светова Мария, Денисова Зоя, Алексеева Валя, Лагунова Мария, Курганова Тамара и многие другие.
В 1921-22 г. школа насчитывала - 39, в 22-23 г. - 42, в 23-24. г. - 49, и в 24-25 гг. - 58 учащихся; на них 55 проц. мальчиков и 45 проц. девочек. Среди учащихся 85 проц. детей рабочих и 15 проц. детей служащих; по партийности 23,75 проц. членов РЛКСМ и 76,25 проц. беспартийных.

 Бывшее здание школы I ступени
«Наш фабзавуч. (ф-ка Лемешки). Двухэтажное каменное здание - школа I ступени. Здесь-же приютился и фабзавуч. Ярко горит электричество. Просачивающийся через окна свет, белым саваном стелятся по фабричной мостовой. Сейчас в школе идут занятия фабзавучцов. Их 45 человек. Глубокая тишина. Чувствуется внимательность и жажда к знанию. А это говорит за то, что наше поколение — юноши будут грамотны и квалифицированы в своем производстве. Они пришли учиться от станка, они пришли сюда отдохнуть после тяжелой дневной работы. На уроках сугубое внимание обращается нa подготовку с технической стороны и на внедрение знаний в своей родной, кровной текстильной промышленности. Школа имеет опытных руководителей — педагогов горячо работающих и с любовью относящихся к своим обязанностям. Есть несколько и коллекций (вроде музея) фабричного сырья и его процесс превращения в продукт. Один крупный недостаток — отсутствует литература по общеобразов. и техническим знаниям. Надо это устранить! Пожелаем фабзавучу плодотворной работы! «Грызите гранит науки»,— ибо Республика ждет в лице вас квалифицированных и преданных сынов социалистического строительства» («Призыв», 30 ноября 1922).
Нормальное развитие школы началось с 1923 г., с вступления на работу заведующего школой Митрофанова. Был приобретен физический кабинет, столярные и слесарные инструменты, учебники; подобрался штат опытных преподавателей. Школу разбили на три отделенья, при чем в I начали принимать ребят в возрасте 14-16 лет с познаниями в объеме школы первой ступени.
 Первый выпуск школы Ф.З.У.
18 ноября 1923 г. в торжественной обстановке школа Ф.З.У. отметила свое 3-х летнее существование.
«Выставка школы фабзавуча. 18 ноября — радостный день для фабзайчиков (так называют у нас учащихся школ фабзавуча). Сегодня — выставка их работ. Здание школы украшено зеленью. Комнаты, занимаемые выставкой, также украшены портретами и чертежами. Центральное место занимает портрет «Ильича». Посреди комнаты стоят 6 столов, на которых разложены изделия учащихся. Рабочие ходят от стола к столу, с любовью рассматривая работы своих детей. — То ли было в наше время,— думает каждый из них:— не в школе, а на заводе учились, на колотушках, на ругани. Спокойны сердца рабочих за своих детей, знают они — смена надежная идет. А вечером выставка еще лучше: на здании школы горит яркая электрическая звезда и вензель СССР. Радостно, весело кончается празднество. — До будущей выставки! Сверчек» («Призыв», 25 нояб. 1923). «Юбилей 3-х-летия школы фабзавуча. 18-го ноября 1923 года школа фабрично-заводского ученичества при ф-ке «Оргтруд» праздновала юбилей своего трехлетнего существования. В 12 часов дня в школе представителем Губпрофобра была открыта выставка экспонатов школы. Все работы учащихся на выставке подразделялись на четыре отдела: 1) работы столярно-слесарных мастерских, представлявшие из себя программные работы учащихся, 2) ткацкие работы последнего отделения по изготовлению основных цветных тканей, 3) учебные пособия по отделу физики, главным образом, из курса электричества и диаграммы и картограммы по материалам работы школы. Посетителей было много; 400 билетов, розданных им для учета, не хватило в первые два-три часа. Особым вниманием пользовался отдел физических приборов. Вечером в 9 часов в местном клубе им. тов. Воровского было устроено торжественное заседание. С приветствием школе выступали представители Губпрофобра, местной ячейки РКП, культкомиссии, женотдела, заводоуправления и представители рабочих. Всеми приветствующими ярко подчеркивалось особенное значение школы фабзавуча и ее великое будущее. Заведующим школой был сделан краткий информационный доклад о развитии и работе школы за эти три года и о тех трудностях, какие встречала школа за этот период, отвоевывая себе право на гражданство. Особенно много препятствий, как сообщил докладчик, встречала школа в материальном отношении. Нельзя не отметить особого подъема и глубокой веры в будущее школы со стороны учащихся» («Призыв», 9 дек. 1923).
«Школой Ф.З.У. охвачено 40 проц. всей рабочей молодежи ф-ки. Остальные 20 проц. относятся за счет подростков, учащихся в школе 1 ступени. Дело культкомиссии фабкома - озаботиться и эти 20 проц. привести через школу Ф.З.У.. Активу комсомола следует позаботиться, путем перенесения внимания на массовую работу, добиться окомсомоливания школы, тем более, что школа Ф.З.У.— детище комсомола. В новом производственном году вполне обеспечена нормальная работа школы. Средства на первый квартал, сентябрь-ноябрь м-цы, в сумме 2753 руб. правлением треста отпущены. Из этой суммы 958 рублей ассигнованы на дополнительное приобретение учебников и столярных и слесарных инструментов. Автоpитет школы растет: молодежь из цехов с 4-5 разряда идет учиться, несмотря на понижение зарплаты до 2-го разряда. В школе практикуется наглядный метод обучения. Еженедельно на каждое отделение уделяется 24 часа на классные занятия: 21 практическим работам в производстве и 3 час. в мастерских. Школа делает попытки перейти от наглядного метода к лабораторному, но из-за отсутствия помещения от этих планов приходится пока отказаться. Оборудование же кабинетов — математического, естественного и общественного, при наличии физического и географического, по словам заведующего, не представляет трудностей. О предоставлении школе помещения должен позаботиться фабком. Связь теории с практикой. Это самый важный вопрос. Преподаватель должен знать производство, чтоб теоретические занятия связывать с практической работой в производстве. Школьный совет обязал всех педагогов в кратчайший срок познакомиться с технологией волокнистых веществ, элемент. курсами прядения и ткачества и практическими работами в производстве. Учащиеся же полученные в классе знания закрепляют с педагогами в производстве. В каждом классе — классный комитет из 3-х ребят. Классные комитеты выделяют представителя в ученический комитет — учком, состоящий из 5-ти ребят. На учкоме лежит обязанность созыва общих собраний, наблюдения за дисциплиной, организации кружков. Параллельно учкому существует товарищеский суд. Товарищеский суд—лучший проводник порядка в школе. В школьный совет входят представители от классных комитетов и учкома. На заседаниях школьного совета ребята принимают горячее участие в обсуждениях всех вопросов. Мне пришлось побыть на собрании фабзайцев. Из 58-ми отсутствуют 5-6 человек. Карапуз — фабзаец из 1-го отделения оглашает повестку дня. На одном из таких собраний обсуждали вопрос о роли и задачах корреспондентов и постановили создать кружок, издавать стенгазету, связаться с «Призывом» и «Молодым ленинцем», обсудили и вопрос о соблюдении чистоты в классах и проверке посещаемости учениками школы; слушали постановление товарищеского суда над 2-мя провинившимися товарищами. По последнему вопросу общее собрание обратилось к суду с предложением: дело 2-х ребят пересмотреть, устроить суд показательный с участием обвинителя и защитника. Впечатления таковы, что ребята расшевеливаются, делятся мнениями, учитывают ошибки и достижения. Кого мы готовим (Ткацкая секция). Ребят и девчат, начиная с 1-го отделения, обучают работе на станках, слесарному и столярному делу, знакомят с сновальными, мотальными и шлихтовальными машинами. Ребятами руководят опытные инструктора. Плоды учения таковы, что ребята, ознакомясь основательно с машинами, после самостоятельно работают на них. За 3 года из фабзайцев должен получиться ткач-мастер или кандидат—подмастер. Последнее звание получить труднее, так как фабзаец должен постичь все секреты ткацкого дела, все капризы машин. Зарплата фабзайца от 1—3 ½ разряда. Через каждые полгода выявляют квалификацию их и увеличивают разряды. Школа в 1924 году дала производству 12-ть фабзайцев с дипломом кандидат-подмастер. Все использованы ткачами ФЗК. Зав. школой неоднократно напоминает администрации ф-ки об использовании некоторых выпускников на должностях ткацких подмастерьев, но администрация открещивается, мотивируя тем, что предприятию невыгодно. Она забывает о том, что проволочка в деле создания высококвалифицированной силы недопустима» («Призыв», 5 нояб. 1924). «8-го февраля школа Ф.З.У. полиграфического производства выехала на ф-ку «Оргтруд» для проведения вечера спайки со школой Ф.З.У. текстильного производства. На место прибыли часов в 9 утра и пошли в рабочий клуб, провести время до вечера. Около 17 часов зал наполнился народом. Вечер спайки начался. Торжественное заседание открыл ученик школы полиграфического производства товарищ Крашенинников. В своем вступительном слове он указал на цель и значение вечера спайки между школами фабзавуча. Приветствовали обе школы ячейки РКП (б), РЛКСМ, заводоуправление, фабком, женотдел и кружок рабкоров. Все товарищи, выступавшие в приветствиях, отмечали, что этот вечер спайки поведет к урегулированию тех или иных недочетов в школьной работе и большому сплочению фабзайчат между собой, путем обмена мнений между обоими школами. После приветствий было несколько докладов о возникновении школы при ф-ке «Оргтруд» и владкнигоиздательстве и отчет школьного самоуправления» («Призыв», 22 февр. 1925). «ОРГТРУДОВСКИЕ ФАБЗАЙЦЫ». Их—13 человек. Они впервые в 1926—27 году своей артелью окунулись в производство, получили свой станок. И оттого у фабзайчат даже походка изменилась, — голову выше стали держать, плечи развернулись шире и ярче искрятся молодые глаза. Правда, работают они пока в производстве всего по 4 часа в день и вырабатывают, примерно, раза в четыре меньше, чем их матери и отцы — старые ткачи. Но ведь это не важно! Важно то, что они работают в производстве, что у них свой станок. Молодые ткачи чувствуют себя героями. Их лица измазаны фабричной пылью и грязью. Вероятно, они нарочно стараются, как можно побольше запачкаться, чтобы «быть, как настоящие ткачи»... Фабричная пыль и масляные пятна — это печать труда. Поэтому, так восторженно горят замаранные рожицы юных ткачей. Веселый парень Алешка — подвижной, словоохотливый. Ему 15 лет. Его дед работал на фабрике с первого дня ее основания и до конца своей жизни. Отец работает подмастерьем до сих пор. И вот теперь — в жизни Алешки событие. Алешка — тоже на фабрике. Теперь он ткач. И, вероятно, так же, как и его отец, и его дед, сроднится, срастется с производством на всю свою жизнь. Гордо стоит он за станком. А вечером, перед тем как итти домой с работы, Алешка старается побольше замазаться своей родной фабричной пылью, чтобы все видели, все знали, что он теперь не просто Алешка, а Алешка-ткач. Молодые фабзайцы - все, как на подбор, задорные ребята. На смену дедам и отцам идут. Но не забитыми, прижатыми нуждой работами. Они выросли в годы революции. Поэтому, они не только ткачи. Они грызут гранит учебы, они подают голос на собраниях, они — свои люди в рабочем клубе» («Призыв», 28 марта 1927).
В 1930 г. лучших комсомольцев-производственников, окончивших школу Ф.З.У., направили учиться в Ивановский текстильный техникум.
 Лауреат Ленинской премии. Фомичев И.А. в 1930 г. окончил школу Ф.З.У. при фабрике, работал п/мастера, окончил Рабфак, Московский текстильный институт, заочно окончил военную академию, работал в научно-исследовательском институте военно-воздушных сил, его работа была связана с освоением космоса.
 Второй выпуск Ф.З.У. при фабрике «Оргтруд». 1931 г.
1941 г. «В поселке «Оргтруд» слабо проводится оборонная работа. Исполком поселкового совета, на-днях заслушав доклад председателя организации совета Осоавиахима т. Швагирева, наметил практические мероприятия. В частности, т. Швагиреву предложено уточнить список членов, ликвидировать задолженность по членским взносам, охватить всех допризывников и работающих членством, развернуть работу оборонных кружков. Исполком выделил единый день и прикрепил к организации Осоавиахима с целью оказания практической помощи члена исполкома тов. Апрятнова. Ввиду отсутствия военных руководителей в школе Ф.З.У. и средней школе тут же на исполкоме изъявили добровольное желание проводить занятия тт. А.З. Башкиров, С.Н. Борисов и принять активное участие в налаживании оборонной работы в поселке. Ильин, председатель поселкового совета «Оргтруд» («Призыв», 13 февр. 1941). «… Во втором же цехе на одиннадцатом и двенадцатом комплектах обучаются на станках ученики школы Ф.З.У. Они стали осваивать нормы взрослых рабочих. Валя Рогановская, например, на восьми станках норму выполняет на 106 процентов и работает без брака. Молодежь жизнерадостная, веселая. Хорошая будет смена! Под руководством энергичного хозяйственника тов. Чихалова второй цех и люди в нем стали работать увереннее. Они получают от него помощь и поддержку и, преодолевая трудности и помехи, добиваются все новых и новых успехов. Поммастера фабрики «Оргтруд» Д. Барышев» («Призыв», 5 апр. 1941).
«ВЫПУСК ШКОЛЫ Ф.З.У. В школе Ф.З.У. фабрики «Оргтруд» на-днях состоялся выпуск ткацкой группы «В». Обучавшиеся в группе 9 человек окончили школу с хорошими показателями. Инструктор школы тов. Щетникова пожелала выпускникам так же хорошо, без брака, работать в производстве. Ученики дали слово вырабатывать для нашей страны как можно больше высококачественной ткани» («Призыв», 1941).
«На-днях состоялась конференция учащихся школы Ф.З.У. фабрики «Оргтруд». Присутствовало 250 человек. С докладом о работе школы выступил главный инженер фабрики т. Комаров. Докладчик отметил, что руководству школы, комитету ВЛКСМ предстоит еще очень много сделать, чтобы школа могла справиться с поставленными перед ней задачами. В школе очень низка дисциплина, многие учащиеся недобросовестно относятся к выполнению своих производственных обязанностей. 39 человек не выполняют норм выработки. Все эти недостатки имеют место потому, что со стороны руководства школы, инструкторов и мастеров мало уделялось внимания производственному воспитанию и обучению молодых рабочих. Однако, лучшим учащимся, которые были премированы на конференции, ничто не помешало хорошо работать, быть дисциплинированными. Премии были удостоены 7 человек: Савинов, Святова, Жукова, Платонова и другие. Ребята приняли активное участие в обсуждении доклада. Выступило 10 человек. Ученица Горбатова в своем выступлении говорила, что отсутствие на станках ламелевых приборов приводит к простою станков, часто початки дают бракованные. Ученик Платонов жаловался, что мастера мало помогают овладеть специальностью, отличница Гусева заявила, что учащиеся должны прежде всего обратить внимание на свои собственные недостатки и стремиться изжить их. Конференция приняла решение, в котором взяла обязательства изжить имеющиеся недостатки и добиться высоких производственных показателей. Гнездилова А.» («Призыв», 27 июля 1943).
После войны постепенно возвращались фронтовики и сразу включались в работу. На смену погибшим пришли молодые кадры текстильщиков. Был открыт новый набор в школу Ф.З.У., директором которого был Г. Самойлов, и в ШРМ (школа рабочей молодёжи). Учащимся выплачивали стипендию и предоставляли бесплатное общежитие. В общежитии жили молодые приезжие девушки, которых в посёлке прозвали «фэзэошки», само общежитие впоследствии окрестили «Парижем», а девчонок - «парижанками».

 Ул. Молодежная, д. 1 («Париж», дом снесен летом 2021 года)
 Шипова Н.Н. – инструктор, Самойлов Г.Д. - директор Ф.З.У., Путикова Л.Е. – мастер, Мехонцев И.К. - зам. директора по политчасти. 1950 г.
Школа ликбеза
Комсомольцы вникали в решение всех вопросов, стоящих перед страной. Совместно с коммунистами М. Мартыновой, А. Афанасьевой, М. Тюриной в деревнях Лунёво, Сельцо проводили работу вместе с учительницей Н.И. Бутовой по ликвидации неграмотности, вели агитационную работу среди крестьян, помогали в создании колхозов, в работе сельских клубов. «На фабрике «Оргтруд» 50 человек неграмотных и 150 человек малограмотных. Охвачено школой ликбеза всего лишь 30 человек. Остальная же масса неграмотных и малограмотных остается в стороне от учебы. Школа ликбеза работает зимой и летом, учебниками обеспечена. На содержание ее ассигновано 1760 рублей, из которых 1000 рублей уже израсходована, а остальная еще не использована. Организована сеть детских комнат, но нет столовой и прачечной. Это здорово тормозит дело ликвидации неграмотности. Работницы фабрики связаны с домашней стряпней, стиркой и отказываются посещать школу ликбеза. Индивидуальное обучение неграмотных не практикуется, а это единственный выход при данных условиях. Поставленная партией и правительством задача ликвидировать безграмотность к 1-му января 1931 года может остаться невыполненной из-за плохого отношения к ликбезу со стороны общественных организаций. Особенно плохо работает комсомольская ячейка, которая на неоднократный запрос фабкома на организацию бригады комсомольцев для индивидуального обучения неграмотных, продолжает отделываться обещаниями. А ведь комсомольцы должны быть передовиками в деле продвижения культуры в нашей стране. Партячейка, нажми на кого следует. Фабрика «Организованный Труд» должна выполнить задачу, поставленную партией и правительством. Надо же, наконец, объявить беспощадную войну нашей неграмотности, бескультурью. Мы требуем от партийной ячейки конкретных дел» («Призыв», сент. 1930).
«На фабрике «Оргтруд» работают два пункта по ликвидации неграмотности. Поставлено задачей: К 13-й годовщине Октябрьской революции ни одного неграмотного на фабрике. Все дети рабочих и служащих выше 7-летнего возраста взяты на учет. На-днях школьники семилетки и Ф.З.У. организуют поход на приведение в порядок и уборку корпусов фабрики. Школьники будут развешивать плакаты, лозунги и т. д.» («Призыв», 2 ноябр. 1930).
 Рабочие фабрики “Организованный труд” с преподавателями курсов по ликвидации безграмотности – Ликбез
Школа рабочей молодежи
«При обследовании школы рабочей молодежи при Лемешенской фабрике выяснилось, что школа по своему построению совершенно не соответствует школе рабочей молодежи. Профессионально-Техническ. предметов не преподается» («Призыв», 11 августа 1921).
С 1948 года Малышева Маргарита Дмитриевна работала директором ШРМ после И.П. Галактионова.
 Школа рабочей молодежи. 1956 год
Из книги Малышевой М.Д. «Поворот судьбы. Роман. Продолжение повести «Выбор».
«… Маргарита Дмитриевна привыкла к неожиданностям, и, чтобы удивить её, надо было потрудиться. Встреча возле клуба с бывшей учительницей истории Ниной Ивановной Колокольниковой удивила Маргариту. Нина Ивановна давно уже уехала к себе на родину в Ивановскую область. И вдруг она появляется в поселке, да ещё в клубе. - Малышева! Забыла твоё имя, - воскликнула Нина Ивановна, увидев Маргариту.
- Я Маргарита.
- Маргарита, не верю своим глазам. Мне говорили, что ты учительствуешь где-то на краю света. Приехала что ли? Где ты работаешь?
- К сожалению, нигде. Вакантных мест в школах не осталось: поздно приехав. - Надо же! Как кстати мы с тобой встретились! В школу рабочей молодёжи требуется директор. Я здесь как раз по этому поводу. Завтра утром я жду тебя в роно. Как ты нас выручила.
- Кого это вас?
- Завроно, а особенно меня.
- Справлюсь ли я?
- Справишься. Я знаю твои организаторские способности ещё по школе.
Утром следующего дня Маргарита была в роно. Изучив её трудовую книжку, завроно удовлетворённо сказала:
- Из молодых, да ранняя. Работы в ШРМ непочатый край. Прежний директор не справился. Вся надежда на вас, молодых, энергичных. Надо постараться создать все условия для обучения рабочей молодёжи, которой пришлось прервать учебу из-за войны. - Она пожала Маргарите руку и ещё сказала: «Успеха Вам. Дерзайте!»
Так в возрасте двадцати четырёх лет началась руководящая деятельность на ниве просвещения в родных краях Малышевой Маргариты Дмитриевны.
Встреча с инспектором роно Колокольниковой Ниной Ивановной оказалась судьбоносной и во многом повлияла на жизнь Маргариты.
На первом же заседании педсовета прежний директор ШРМ Иван Павлович Гладков представил Маргариту своим коллегам. - Прошу любить и жаловать нового директора Малышеву Маргариту Дмитриевну.
Учителя захлопали. Преподаватель химии и биологии Ольга Михайловна сказала:
- Знаем мы нашу ученицу Малышеву от и до. Мы рады, что не назначили руководителя со стороны. Теперь пусть она решает проблемы, которых накопилось выше крыши.
- Спасибо, Ольга Михайловна. Иван Павлович остаётся в школе, будет преподавать физику и математику. А решать проблему создания материальной базы для обучения работающей молодёжи нам придётся вместе. Прошу вас, учителя-предметники, составить перечень необходимых наглядных пособий, учебников, литературы, оборудования для кабинетов и т.п. не позднее завтрашнего дня. - Так у нас и кабинетов-то ещё нет, - ответила учитель истории Евдокия Осиповна.
- Будут. Фабрика поможет переоборудовать приспособленное под школу здание милиции и почты.
- Маргарита Дмитриевна, извините, Вы видели, как «помогает» фабрика? Не школа, а одни слёзы, - раздражённо заметила Ольга Михайловна.
- Под лежачий камень вода не течёт. Просящему да подадут. Я жду ваших предложений, - строго сказала Маргарита.
Когда педсовет закончился, Ольга Михайловна подошла к Маргарите и посоветовала:
- Маргарита Дмитриевна, когда пойдёте к директору фабрики, не ведите себя, как бедная родственница. Не просите, а требуйте, будьте пожёстче. Иван Павлович деликатничал, просил неубедительно, а директор только обещал, но ничего не делал. Хорошего человека сняли с должности. Не наступайте на те же грабли.
Маргарита ещё поговорила с Иваном Павловичем, чтобы выяснить, что за человек директор фабрики. Маргарита, полная решимости добиться денег и ремонта, направилась в дирекцию.
Секретарь доложила директору:
- Григорий Викторович! К Вам директор ШРМ.
- Приглашай!
Маргарита вошла в кабинет и поздоровалась.
Директор посмотрел на неё и спросил:
- А где же директор?
- Я директор. Звать меня Малышева Маргарита Дмитриевна. - А где Иван Павлович? - Его освободили от должности, между прочим, не без Вашего участия.
- А при чём тут я? - удивился директор.
- Вы, Григорий Викторович, имеете к этому самое прямое отношение: в ремонте школы не помогали, денег на мебель, учебники и наглядные пособия не выделяли, дров вовремя не подвозили. Школа стала не похожа на учебное заведение, а больше напоминает сарай. В своей работе Вы руководствуетесь двумя лозунгами: «Пятилетку в четыре года!» За перевыполнение плана Вы получаете грамоты, премии, за счёт полученной прибыли строите жильё. Выполняя второй лозунг: «Всё лучшее детям, всё молодёжи!» содержите ясли, детсад, клуб, но забываете про школу. В школе учатся Ваши рабочие, и Вы просто обязаны помогать нам, учителям, их обучать. А Вы только отмахиваетесь от нас, как от назойливых мух. Я уверена, что в бюджете фабрики, если захотеть, найдутся средства для создания нормальных условий ученикам и учителям. Разве я не права?
Маргарита смотрела на директора в упор своим сверлящим, проницательным взглядом, от которого директору стало не по себе.
Он сказал:
- Что Вы, Маргарита Дмитриевна, так распалились? Давайте Ваши бумаги. Мы рассмотрим с главным бухгалтером.
- У меня, Григорий Викторович, к сожалению, только один рукописный экземпляр заявки. Прошу Вас дать указание машинистке, чтоб она перепечатала заявку в двух экземплярах. Секретарь зарегистририрует письмо, поставит номер, дату и срок рассмотрения.
«А эта штучка не проста. Надо держать с ней ухо востро», - подумал директор, а вслух сказал:
- Повторяю: давайте Ваши бумаги. В начале следующей недели заходите.
- Я зайду завтра утром, - с улыбкой, но твёрдо сказала Маргарита. - А сегодня вечером я жду Вас, Григорий Викторович, в школе. Пройдёмся по школе, ведь Вы ни разу там не были. Решить проблему можно лишь тогда, когда столкнёшься с ней вплотную и воочию с ней ознакомишься.
- Сегодня я не могу. У меня по плану посещение стройки.
Маргарита проявила настойчивость:
- Стройка никуда не денется. Там прораб, мастера. У нас же в школе рабочих из строительного отдела не было никогда. Уверяю Вас, экскурсия по школе займёт пять минут.
Успеете и на стройку, если это уж очень необходимо. Директор фабрики всеми силами старался отделаться от Маргариты: - Обещаю, как только будет время, я обязательно зайду в школу. Хорошо, Маргарита Дмитриевна? - Нет, не хорошо! Так дело не пойдёт. Меня не устраивает это Ваше обещание зайти «как-нибудь» и «когда-нибудь». Я настаиваю, чтобы Вы пришли именно сегодня, я Вас надолго не задержу, тем более, что дорога на стройку идёт мимо школы. Тесное сотрудничество школы и производства выгодно обеим сторонам. Создадим условия - можем давать Вашим рабочим среднее образование. А со временем можно открыть техникум. Это привлечёт кадры, которых Вам не хватает. Не придётся Вашим мастерам ездить по стране и вербовать молодых девушек на работу в качестве ткачих на Вашу фабрику.
«А ведь Маргарита Дмитриевна говорит дело. Перспектива очевидна, стоит подумать», - решил директор.
- Лады, молодой директор. Зайду я сегодня в школу. Но только на пяток минут.
Пять минут растянулись на пятьдесят. Осмотрев школу, внимательно ознакомившись с заявкой, директор невесело заключил:
- Вы правы, Маргарита Дмитриевна, я виноват, что школа находится в плачевном состоянии. О молодых кадрах я тоже не проявлял заботу, каюсь. Будем исправлять. Завтра же поезжайте во Владимир в магазин, отберите всё необходимое по списку, выпишите счёт. Мы оплатим. Транспорт для поездки мы Вам выделим. И реконструкцию здания проведём.
Маргарита радостно улыбнулась своей притягательной улыбкой:
- Спасибо, Григорий Викторович! Я всё так и сделаю. А Вы, оказывается, хороший человек и понимающий руководитель, а не непробиваемый чурбан, как мне говорили.
- Упрямый я, точно, но не чурбан, - усмехнулся директор, - Вы тоже, как мне показалось вначале, не «синий чулок». А жильё у Вас есть? Предлагаю отдельную комнату в молодёжном общежитии. С этого и начнём объединение школы и производства.
- Спасибо, но в жилье я не нуждаюсь. Я местная.
Уходил директор фабрики из школы совсем в другом настроении. Он подумал: «Вот они какие, молодые кадры: энергичные, несговорчивые, настырные, зубастые: палец в рот не клади. Надо помочь им найти своё место под солнцем».
От декретного отпуска Маргарита отказалась. Чувствовала она себя хорошо, работа с утра до позднего вечера не изнуряла её, а придавала силы. Взрослые ученики на директора «в интересном положении» смотрели с пониманием: некоторые из них были уже отцами, матерями, кое-кто ждал ребёнка. Прошло полгода, у Маргариты родился сын, которого назвали Сергеем.
Школа рабочей молодёжи стала неузнаваема. Рабочие строительного отдела фабрики обшили снаружи новеньким тёсом стены, заменили крышу, покрасив её в тёмно-красный цвет, и она празднично выделялась на фоне голубого неба. Над обновлённым крыльцом красовалась вывеска: «ШКОЛА РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ». А качеству ремонта внутри здания можно только позавидовать. Новая школьная мебель, занавески на окнах, портреты членов ЦК КПСС и Политбюро, множество наглядных пособий довершали преобразование школы. О Маргарите в Октябрьском районе города заговорили как о самом молодом, энергичном, пробиваемом директоре. На заседаниях завгороно ставил Малышеву в качестве примера современным руководителям. А Григория Викторовича вызвали в главк Минлегпрома и наградили грамотой за создание условий для обучения молодёжи. И в поселок приезжали руководители школ и предприятий перенимать опыт организации работы ШРМ. На совещаниях, семинарах Маргарита часто встречалась с директором средней школой Марией Ильиничной Афониной. Она уважительно относилась к молодому директору ШРМ и желала её иметь в качестве своего помощника.
В конце августа они ехали на автобусе из Владимира с совещания пропагандистов. Мария Ильинична сказала:
- Маргарита Дмитриевна, в школе постоянно растёт количество учеников. Нам уже положен второй завуч. У Вас двое малышей, и работа в вечернее время, я думаю, Вам в тягость. Переводитесь в нашу школу завучем. Я дам согласие. Буду рада с Вами вместе работать.
- Большое спасибо за предложение. Я посоветуюсь с мужем. Завтра же дам ответ.
Сама же Маргарита, конечно, мечтала о работе в средней общеобразовательной школе. Через неделю её мечта сбылась.
Встречала её бессменная завуч, учительница немецкого языка, которая раньше учила Маргариту, Александра Сергеевна Алферова.
- Ну что ж, Маргарита, поздравляю тебя с назначением в нашу школу завучем. Работа ответственная, придётся отвечать за весь устный процесс и за работу с кадрами. Знаю твою, извини, настырность (в хорошем смысле, разумеется), и желание всегда и во всём быть первой и верю, что у тебя всё получится. Нужна моя помощь - пожалуйста. Прими мой совет: не заводи дружбу с кем-то из учителей, не отмечай любимчиков, что поможет тебе одинаково относиться к подчинённым, тем самым избежать в коллективе зависти, недоверия, а иногда - подхалимства. В ШРМ есть хороший человек - Ольга Михайловна Князькина. Ты с нею работала и хорошо её знаешь. Муж у неё доктор Павел Георгиевич и друзья - интеллигентные, порядочные люди. Вот с ними стоит поддерживать отношения. Твои бывшие учителя Вера Аркадьевна, Мария Дмитриевна уже на пенсии, а я не в твоём подчинении. Можете с мужем приходить к Вере Аркадьевне, её муж Иван Васильевич - юрист, очень интересный человек, умный, увлекающийся, интеллектуал. По воскресеньям мы собираемся у них, играем в преферанс, обсуждаем, что происходит в мире. Будет желание – приходите…».
 Лемешенское фабричное училище. Поселковая начальная школа. С 1975 года здесь располагалось профтехучилище. Позже библиотека, с 2001 года Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение. В нач. 2000-х магазинчик парфюмерии и бытовой химии. Ул. Октябрьская, д. 19 Здание начальной школы было передано фабрике под школу рабочей молодёжи.
«- Зря Вы, Маргарита Дмитриевна, не посоветовались со мной насчёт передачи начальной школы фабрике. - Ираида Фёдоровна, как только Вас избрали секретарём школьной парторганизации, Вы возомнили себя контролирующим органом. Вопрос передачи здания церковно-приходской школы фабрике под школу рабочей молодёжи согласован в районе и области. Не думайте, что я так проста, чтобы отдать капитально отремонтированное здание, а взамен не получить ничего. Я и профком с одной стороны, администрация фабрики с другой стороны завтра подпишем договор о выделении жилья учителям в новостройке или в освободившихся квартирах. Вы, вероятно, заботитесь о себе. Своя рубашка, конечно, ближе к телу, но учтите: распределение жилплощади в компетенции нашего профкома, но не парторганизации. В первую очередь квартиры получат ветераны войны, ветераны учительского труда и крайне нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Если же Вы не доверяете мне и профкому, то скажите об этом прямо на профсоюзном собрании. А чтобы пресечь нелепые слухи и раздоры в коллективе, я Вас, Ираида Фёдоровна, приглашаю принять участие в окончательных переговорах школы и фабрики…» (Из книги Малышевой М.Д. «Поворот судьбы. Роман. Продолжение повести «Выбор»).
Петухов Борис Алексеевич родился 19 июня 1924 года в селе Малый Лом Горьковской области. Началась Великая Отечественная война, и Борис Алексеевич ушел на фронт. Он принимал участие в Сталинградской битве, где был очень тяжело ранен. После ранения был демобилизован. Он награждён орденами «Отечественной войны» 1 и 2 степени, медалью «За оборону Сталинграда» и юбилейными медалями. Борис Алексеевич решил стать учителем и поступил в Горьковский педагогический институт на исторический факультет. В 1955 году приехал в посёлок Оргтруд и стал работать директором ШРМ, потом учителем истории в Оргтрудовской средней школе…
Директора школы рабочей молодёжи: И.П. Галактионов, М.Д. Малышева, Е.О. Комарова, Е.Д. Дубровина, Б.А. Петухов, Е.Д. Новикова.
Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ" г. ВЛАДИМИРА зарегистрирована 27 сентября 2001 г. Руководитель организации: директор Новикова Евгения Дмитриевна (с 11 января 2006 г.).
Организация ликвидирована 17 декабря 2007 г.
Профессионально-техническое училище
В 1975 года в поселке было открыто профессионально-техническое училище (ПТУ) на 150 человек. В нём теоретические занятия вели инженерно-технические работники Л.А. Акимова, А. Ратникова, а практические - инструкторы А.А. Шалаева, Е.И. Клочкова, А.И. Филиппова, Е. Елисеева, Г. Доспехова под общим руководством мастера производственного обучения М.Х. Воробьёвой-Баранковой.
 2-й выпуск ПТУ. 1977 год
 Знакомство с новой Конституцией СССР. 1977 год
 Лучшие выпускники ПТУ фабрики «Оргтруд»
 Группа учащихся ПТУ с руководством
 Улица Строителей, д. 6. Общежития на 328 мест, в котором поселили девушек, приехавших из Казахстана, Башкирии, Удмуртии и других областей осваивать в ПТУ профессию ткачихи. Воспитателями в общежитии были К.И. Крюкова, К. Платицина, В. Куликова.
МОУ Средняя общеобразовательная школа №47, г. Владимир Мкр. Оргтруд
|