В 1920 г. по инициативе комсомола в стране были организованы первые социалистические профессиональные школы, названные школами фабрично-заводского ученичества (Ф.З.У.). В ноябре 1920 г. была открыта школа фабрично-заводского ученичества (Ф.З.У.) при фабрике. Школа Ф.З.У. организована ячейкой комсомола. В крохотной каморке шумного рабочего корпуса зародилась современная кузница квалифицированных красных текстилей. Первые шаги были трудны: не было ни средств, ни школьных пособий; ребята были не подготовленные. От такой школы результаты, естественно, получались некудышные. Первым заведующим школы был Вощинский Н. Первым её набором были комсомольцы во главе с секретарем ячейки Шишкановым Павлом. Через школу прошли подготовку замечательные кадры: братья Федулеевы Александр и Иван, Фомичев Иван, Самойлов Георгий, Одинцов Андрей, Фионин Иван, Галактионов Вася и Саша, Лизунова Зоя, Светова Мария, Денисова Зоя, Алексеева Валя, Лагунова Мария, Курганова Тамара и многие другие. В 1921-22 г. школа насчитывала - 39, в 22-23 г. - 42, в 23-24. г. - 49, и в 24-25 гг. - 58 учащихся; на них 55 проц. мальчиков и 45 проц. девочек. Среди учащихся 85 проц. детей рабочих и 15 проц. детей служащих; по партийности 23,75 проц. членов РЛКСМ и 76,25 проц. беспартийных.
Бывшее здание школы I ступени
В 1922 году с пуском фабрики, снова открылась школа фабрично-заводского ученичества (Ф.З.У.).
«Наш фабзавуч. (ф-ка Лемешки). Двухэтажное каменное здание - школа I ступени. Здесь-же приютился и фабзавуч. Ярко горит электричество. Просачивающийся через окна свет, белым саваном стелятся по фабричной мостовой. Сейчас в школе идут занятия фабзавучцов. Их 45 человек. Глубокая тишина. Чувствуется внимательность и жажда к знанию. А это говорит за то, что наше поколение — юноши будут грамотны и квалифицированы в своем производстве. Они пришли учиться от станка, они пришли сюда отдохнуть после тяжелой дневной работы. На уроках сугубое внимание обращается нa подготовку с технической стороны и на внедрение знаний в своей родной, кровной текстильной промышленности. Школа имеет опытных руководителей — педагогов горячо работающих и с любовью относящихся к своим обязанностям. Есть несколько и коллекций (вроде музея) фабричного сырья и его процесс превращения в продукт. Один крупный недостаток — отсутствует литература по общеобразов. и техническим знаниям. Надо это устранить! Пожелаем фабзавучу плодотворной работы! «Грызите гранит науки»,— ибо Республика ждет в лице вас квалифицированных и преданных сынов социалистического строительства» («Призыв», 30 ноября 1922). Нормальное развитие школы началось с 1923 г., с вступления на работу заведующего школой Митрофанова. Был приобретен физический кабинет, столярные и слесарные инструменты, учебники; подобрался штат опытных преподавателей. Школу разбили на три отделенья, при чем в I начали принимать ребят в возрасте 14-16 лет с познаниями в объеме школы первой ступени.
Первый выпуск школы Ф.З.У.
18 ноября 1923 г. в торжественной обстановке школа Ф.З.У. отметила свое 3-х летнее существование. «Выставка школы фабзавуча. 18 ноября — радостный день для фабзайчиков (так называют у нас учащихся школ фабзавуча). Сегодня — выставка их работ. Здание школы украшено зеленью. Комнаты, занимаемые выставкой, также украшены портретами и чертежами. Центральное место занимает портрет «Ильича». Посреди комнаты стоят 6 столов, на которых разложены изделия учащихся. Рабочие ходят от стола к столу, с любовью рассматривая работы своих детей. — То ли было в наше время,— думает каждый из них:— не в школе, а на заводе учились, на колотушках, на ругани. Спокойны сердца рабочих за своих детей, знают они — смена надежная идет. А вечером выставка еще лучше: на здании школы горит яркая электрическая звезда и вензель СССР. Радостно, весело кончается празднество. — До будущей выставки! Сверчек» («Призыв», 25 нояб. 1923). «Юбилей 3-х-летия школы фабзавуча. 18-го ноября 1923 года школа фабрично-заводского ученичества при ф-ке «Оргтруд» праздновала юбилей своего трехлетнего существования. В 12 часов дня в школе представителем Губпрофобра была открыта выставка экспонатов школы. Все работы учащихся на выставке подразделялись на четыре отдела: 1) работы столярно-слесарных мастерских, представлявшие из себя программные работы учащихся, 2) ткацкие работы последнего отделения по изготовлению основных цветных тканей, 3) учебные пособия по отделу физики, главным образом, из курса электричества и диаграммы и картограммы по материалам работы школы. Посетителей было много; 400 билетов, розданных им для учета, не хватило в первые два-три часа. Особым вниманием пользовался отдел физических приборов. Вечером в 9 часов в местном клубе им. тов. Воровского было устроено торжественное заседание. С приветствием школе выступали представители Губпрофобра, местной ячейки РКП, культкомиссии, женотдела, заводоуправления и представители рабочих. Всеми приветствующими ярко подчеркивалось особенное значение школы фабзавуча и ее великое будущее. Заведующим школой был сделан краткий информационный доклад о развитии и работе школы за эти три года и о тех трудностях, какие встречала школа за этот период, отвоевывая себе право на гражданство. Особенно много препятствий, как сообщил докладчик, встречала школа в материальном отношении. Нельзя не отметить особого подъема и глубокой веры в будущее школы со стороны учащихся» («Призыв», 9 дек. 1923).
«Школой Ф.З.У. охвачено 40 проц. всей рабочей молодежи ф-ки. Остальные 20 проц. относятся за счет подростков, учащихся в школе 1 ступени. Дело культкомиссии фабкома - озаботиться и эти 20 проц. привести через школу Ф.З.У.. Активу комсомола следует позаботиться, путем перенесения внимания на массовую работу, добиться окомсомоливания школы, тем более, что школа Ф.З.У.— детище комсомола. В новом производственном году вполне обеспечена нормальная работа школы. Средства на первый квартал, сентябрь-ноябрь м-цы, в сумме 2753 руб. правлением треста отпущены. Из этой суммы 958 рублей ассигнованы на дополнительное приобретение учебников и столярных и слесарных инструментов. Автоpитет школы растет: молодежь из цехов с 4-5 разряда идет учиться, несмотря на понижение зарплаты до 2-го разряда. В школе практикуется наглядный метод обучения. Еженедельно на каждое отделение уделяется 24 часа на классные занятия: 21 практическим работам в производстве и 3 час. в мастерских. Школа делает попытки перейти от наглядного метода к лабораторному, но из-за отсутствия помещения от этих планов приходится пока отказаться. Оборудование же кабинетов — математического, естественного и общественного, при наличии физического и географического, по словам заведующего, не представляет трудностей. О предоставлении школе помещения должен позаботиться фабком. Связь теории с практикой. Это самый важный вопрос. Преподаватель должен знать производство, чтоб теоретические занятия связывать с практической работой в производстве. Школьный совет обязал всех педагогов в кратчайший срок познакомиться с технологией волокнистых веществ, элемент. курсами прядения и ткачества и практическими работами в производстве. Учащиеся же полученные в классе знания закрепляют с педагогами в производстве. В каждом классе — классный комитет из 3-х ребят. Классные комитеты выделяют представителя в ученический комитет — учком, состоящий из 5-ти ребят. На учкоме лежит обязанность созыва общих собраний, наблюдения за дисциплиной, организации кружков. Параллельно учкому существует товарищеский суд. Товарищеский суд—лучший проводник порядка в школе. В школьный совет входят представители от классных комитетов и учкома. На заседаниях школьного совета ребята принимают горячее участие в обсуждениях всех вопросов. Мне пришлось побыть на собрании фабзайцев. Из 58-ми отсутствуют 5-6 человек. Карапуз — фабзаец из 1-го отделения оглашает повестку дня. На одном из таких собраний обсуждали вопрос о роли и задачах корреспондентов и постановили создать кружок, издавать стенгазету, связаться с «Призывом» и «Молодым ленинцем», обсудили и вопрос о соблюдении чистоты в классах и проверке посещаемости учениками школы; слушали постановление товарищеского суда над 2-мя провинившимися товарищами. По последнему вопросу общее собрание обратилось к суду с предложением: дело 2-х ребят пересмотреть, устроить суд показательный с участием обвинителя и защитника. Впечатления таковы, что ребята расшевеливаются, делятся мнениями, учитывают ошибки и достижения. Кого мы готовим (Ткацкая секция). Ребят и девчат, начиная с 1-го отделения, обучают работе на станках, слесарному и столярному делу, знакомят с сновальными, мотальными и шлихтовальными машинами. Ребятами руководят опытные инструктора. Плоды учения таковы, что ребята, ознакомясь основательно с машинами, после самостоятельно работают на них. За 3 года из фабзайцев должен получиться ткач-мастер или кандидат—подмастер. Последнее звание получить труднее, так как фабзаец должен постичь все секреты ткацкого дела, все капризы машин. Зарплата фабзайца от 1—3 ½ разряда. Через каждые полгода выявляют квалификацию их и увеличивают разряды. Школа в 1924 году дала производству 12-ть фабзайцев с дипломом кандидат-подмастер. Все использованы ткачами ФЗК. Зав. школой неоднократно напоминает администрации ф-ки об использовании некоторых выпускников на должностях ткацких подмастерьев, но администрация открещивается, мотивируя тем, что предприятию невыгодно. Она забывает о том, что проволочка в деле создания высококвалифицированной силы недопустима» («Призыв», 5 нояб. 1924). «8-го февраля школа Ф.З.У. полиграфического производства выехала на ф-ку «Оргтруд» для проведения вечера спайки со школой Ф.З.У. текстильного производства. На место прибыли часов в 9 утра и пошли в рабочий клуб, провести время до вечера. Около 17 часов зал наполнился народом. Вечер спайки начался. Торжественное заседание открыл ученик школы полиграфического производства товарищ Крашенинников. В своем вступительном слове он указал на цель и значение вечера спайки между школами фабзавуча. Приветствовали обе школы ячейки РКП (б), РЛКСМ, заводоуправление, фабком, женотдел и кружок рабкоров. Все товарищи, выступавшие в приветствиях, отмечали, что этот вечер спайки поведет к урегулированию тех или иных недочетов в школьной работе и большому сплочению фабзайчат между собой, путем обмена мнений между обоими школами. После приветствий было несколько докладов о возникновении школы при ф-ке «Оргтруд» и владкнигоиздательстве и отчет школьного самоуправления» («Призыв», 22 февр. 1925). «Развиваем работу. Общественная работа школы фабзавуча при фабрике «Оргтруд» начинает налаживаться. Сейчас при школе организован ленинский уголок в котором проводятся беседы. Есть литература, шашки, шахматы, полит-лото и другие игры. Регулярно выходит школьная стенгазета. Каждую неделю в уголке будет проводиться 3 беседы по 30 минут на общественно-политические темы по профдвижению, по кооперативному строительству и по юношескому движению. Будут проводиться также школьные вечера с играми и пением песен» («Призыв», 14 декабря 1926).
«ОРГТРУДОВСКИЕ ФАБЗАЙЦЫ». Их—13 человек. Они впервые в 1926—27 году своей артелью окунулись в производство, получили свой станок. И оттого у фабзайчат даже походка изменилась, — голову выше стали держать, плечи развернулись шире и ярче искрятся молодые глаза. Правда, работают они пока в производстве всего по 4 часа в день и вырабатывают, примерно, раза в четыре меньше, чем их матери и отцы — старые ткачи. Но ведь это не важно! Важно то, что они работают в производстве, что у них свой станок. Молодые ткачи чувствуют себя героями. Их лица измазаны фабричной пылью и грязью. Вероятно, они нарочно стараются, как можно побольше запачкаться, чтобы «быть, как настоящие ткачи»... Фабричная пыль и масляные пятна — это печать труда. Поэтому, так восторженно горят замаранные рожицы юных ткачей. Веселый парень Алешка — подвижной, словоохотливый. Ему 15 лет. Его дед работал на фабрике с первого дня ее основания и до конца своей жизни. Отец работает подмастерьем до сих пор. И вот теперь — в жизни Алешки событие. Алешка — тоже на фабрике. Теперь он ткач. И, вероятно, так же, как и его отец, и его дед, сроднится, срастется с производством на всю свою жизнь. Гордо стоит он за станком. А вечером, перед тем как итти домой с работы, Алешка старается побольше замазаться своей родной фабричной пылью, чтобы все видели, все знали, что он теперь не просто Алешка, а Алешка-ткач. Молодые фабзайцы - все, как на подбор, задорные ребята. На смену дедам и отцам идут. Но не забитыми, прижатыми нуждой работами. Они выросли в годы революции. Поэтому, они не только ткачи. Они грызут гранит учебы, они подают голос на собраниях, они — свои люди в рабочем клубе» («Призыв», 28 марта 1927).
«В нашей школе ФЗУ учится 57 человек, из них 34 чел. мужчин и 23 женщины. Членов ВЛКСМ 24 чел. Организовано самоуправление — учком, класскомы: созданы сан-комиссии и кружок юнкоров, который выпускает газету. Есть уголок Ленина, в него ребята на свои средства купили шашки, шахматы и другие игры. Производственное обучение учеников достаточное: I и II класс работает на станках. С 1-го февраля оба класса переведены на сдельную работу; с переводом учеников на сдельную работу, производительность труда поднялась, брак и угар уменьшились» («Красная молодежь», 3 марта 1929).
В 1929 году, после окончания курсов красных директоров в Иванове, Е.И. Чиркова назначается директором школы фабрично-заводского обучения фабрики «Организованный труд».
В 1930 г. лучших комсомольцев-производственников, окончивших школу Ф.З.У., направили учиться в Ивановский текстильный техникум.
Лауреат Ленинской премии. Фомичев И.А. в 1930 г. окончил школу Ф.З.У. при фабрике, работал п/мастера, окончил Рабфак, Московский текстильный институт, заочно окончил военную академию, работал в научно-исследовательском институте военно-воздушных сил, его работа была связана с освоением космоса.
«Еще в ноябре 1930 г. на фабрике «Оргтруд» была начата подготовка к январскому набору в школу ФЗУ. Набрали подготовительную группу в 30 человек, которая с декабря начала занятия. Но набор в школу сорван. Чтобы разместить новый набор — в школе необходим небольшой ремонт. Была составлена смета на 525 руб. Администрация сначала обещала ремонт сделать, но когда пришло время набора — отказалась, ссылаясь на отсутствие досок. Еще хуже с оборудованием мастерской для обучения подмастеров. Помещение до сих пор не приспособлено, инструментов нет. Нужно всего лишь 200 — 300 руб., но администрация фабрики не отпускает. Недопустимо отношение к делу со стороны правления треста. До сих пор оно не может определить окончательного срока набора в школу. Сначала было указание закончить набор к 20 января, затем к 1 февраля, потом к 1 марта и наконец, на-днях получено распоряжение, чтобы отложить набор до апреля. Пересмотрением смет на 1931 год занимались три раза и, в результате, до сих пор на фабрике никто не знает, сколько средств отпущено на подготовку кадров. Подготовительная группа занималась два месяца, затрачено 600 р., но группу сейчас приходится распускать. Плохо относятся к подготовке кадров на фабрике и горОНО. На многократные просьбы школы о присылке педагога горОНО два месяца совершенно не отвечало. А потом прислало такого, которому не место в рабочей школе. Новый педагог происходит из семьи помещика. Но мало этого. Придя в школу, он начинает прививать ребятам классово-чуждые взгляды, заявляет, например, что «я не могу слушать радио из Москвы, там только и гремят о собраниях... Лучше слушать из Лондона и Парижа». Все эти факты говорят о том, что на фабрике неблагополучно с подготовкой кадров. Здесь требуется вмешательство соответствующих органов» («Призыв», 2 февраля 1931).
«Ученики школы ФЗУ при фабрике «Организованный Труд», в день десятилетия школы ФЗУ дополнительно подписались на заем «Пятилетка» на сумму 435 руб. и вызывают последовать их примеру все школы фабзауча района» («Призыв», 1 апреля 1931). «… От школы ФЗУ фабрики «Оргтруд» рапортовал т. Борисов. К 10-й годовщине оргтрудовская школа ФЗУ завоевала звание социалистического очага в деле подготовки молодых квалифицированных кадров для промышленности. Попытки правых свести школы ФЗУ к нулю окончательно оказались отбитыми и отвергнутыми самой жизнью и практической работой. Оргтрудовские фабзавучники по работе в производстве, по учебе и общественной работе имеют большие достижения. Бронь подростков фабричным ученичеством охвачена вся. Все ученики — комсомольцы. 10 человек переданы в партию. Все ученики охвачены соцсоревнованием и ударничеством. В феврале производственный план учениками был выполнен на 106,85 проц. Брак составил 0,33 проц., вместо 1 проц. по плану. Школа существует с 1921 года. Всего выпущено 135 учеников, из них 86 ткачей и 49 подмастеров. Школа соревнуется со школами фабрик им. Карла Либкнехта и «Пионер». Во всех политических кампаниях школа принимает активное участие. Проведен ряд выходов в колхозы. Ученики работают на торфоразработках и лесозаготовках» («Призыв», 6 апреля 1931). «Школа ФЗУ при фабрике «Оргтруд» организована ровно десять лет тому назад. За этот срок она прошла славный путь. Школа сделала много. Она дала производству значительное количество высоко-квалифицированной рабочей силы. Многие из бывших фабзайчат работают сейчас на руководящих должностях, выполняют ответственную работу. Вот некоторые из них. Таня Химакова пришла в школу в первые дни ее организации. Фабзауч окончила в 1924 году. Работала ткачихой, потом комплектным подмастером. По мнению старых рабочих, женщина не может справиться с работой подмастера. Химанова доказала обратное. Она перенесла недовольные смешки отдельных, отсталых рабочих. Ее комплект по выпуску продукции шел впереди всех комплектов фабрики. Сейчас Химакова заведует школой ФЗУ. Василий Белов в 1924 году вышел из школы квалифицированным подмастером. В настоящее время он — инструктор и преподаватель школы по ткачеству. Бывший ученик школы Васильев в настоящее время работает заведующим ОЭТ. До этого он был подмастером и этажным мастером. Старый ученик школы Матреничкин, как один из лучших подмастеров фабрики, послан на курсы рационализаторов. Летягин несколько лет работал комплектным подмастером. Сейчас он инструктор школы по высокой квалификации. В декабре 1930 г. из школы выпущены ученики Ильин и Гаврилов. Они работают подмастерами на комплектах. Оргтрудовская школа ФЗУ — это подлинная кузница кадров» («Призыв», 18 апреля 1931). 1941 г. «В поселке «Оргтруд» слабо проводится оборонная работа. Исполком поселкового совета, на-днях заслушав доклад председателя организации совета Осоавиахима т. Швагирева, наметил практические мероприятия. В частности, т. Швагиреву предложено уточнить список членов, ликвидировать задолженность по членским взносам, охватить всех допризывников и работающих членством, развернуть работу оборонных кружков. Исполком выделил единый день и прикрепил к организации Осоавиахима с целью оказания практической помощи члена исполкома тов. Апрятнова. Ввиду отсутствия военных руководителей в школе Ф.З.У. и средней школе тут же на исполкоме изъявили добровольное желание проводить занятия тт. А.З. Башкиров, С.Н. Борисов и принять активное участие в налаживании оборонной работы в поселке. Ильин, председатель поселкового совета «Оргтруд» («Призыв», 13 февр. 1941). «… Во втором же цехе на одиннадцатом и двенадцатом комплектах обучаются на станках ученики школы Ф.З.У. Они стали осваивать нормы взрослых рабочих. Валя Рогановская, например, на восьми станках норму выполняет на 106 процентов и работает без брака. Молодежь жизнерадостная, веселая. Хорошая будет смена! Под руководством энергичного хозяйственника тов. Чихалова второй цех и люди в нем стали работать увереннее. Они получают от него помощь и поддержку и, преодолевая трудности и помехи, добиваются все новых и новых успехов. Поммастера фабрики «Оргтруд» Д. Барышев» («Призыв», 5 апр. 1941).
«ВЫПУСК ШКОЛЫ Ф.З.У. В школе Ф.З.У. фабрики «Оргтруд» на-днях состоялся выпуск ткацкой группы «В». Обучавшиеся в группе 9 человек окончили школу с хорошими показателями. Инструктор школы тов. Щетникова пожелала выпускникам так же хорошо, без брака, работать в производстве. Ученики дали слово вырабатывать для нашей страны как можно больше высококачественной ткани» («Призыв», 1941).
«На-днях состоялась конференция учащихся школы Ф.З.У. фабрики «Оргтруд». Присутствовало 250 человек. С докладом о работе школы выступил главный инженер фабрики т. Комаров. Докладчик отметил, что руководству школы, комитету ВЛКСМ предстоит еще очень много сделать, чтобы школа могла справиться с поставленными перед ней задачами. В школе очень низка дисциплина, многие учащиеся недобросовестно относятся к выполнению своих производственных обязанностей. 39 человек не выполняют норм выработки. Все эти недостатки имеют место потому, что со стороны руководства школы, инструкторов и мастеров мало уделялось внимания производственному воспитанию и обучению молодых рабочих. Однако, лучшим учащимся, которые были премированы на конференции, ничто не помешало хорошо работать, быть дисциплинированными. Премии были удостоены 7 человек: Савинов, Святова, Жукова, Платонова и другие. Ребята приняли активное участие в обсуждении доклада. Выступило 10 человек. Ученица Горбатова в своем выступлении говорила, что отсутствие на станках ламелевых приборов приводит к простою станков, часто початки дают бракованные. Ученик Платонов жаловался, что мастера мало помогают овладеть специальностью, отличница Гусева заявила, что учащиеся должны прежде всего обратить внимание на свои собственные недостатки и стремиться изжить их. Конференция приняла решение, в котором взяла обязательства изжить имеющиеся недостатки и добиться высоких производственных показателей. Гнездилова А.» («Призыв», 27 июля 1943).
После войны постепенно возвращались фронтовики и сразу включались в работу. На смену погибшим пришли молодые кадры текстильщиков. Был открыт новый набор в школу Ф.З.О., директором которого был Г. Самойлов, и в ШРМ (школа рабочей молодёжи). Учащимся выплачивали стипендию и предоставляли бесплатное общежитие. В общежитии жили молодые приезжие девушки, которых в посёлке прозвали «фэзэошки».
«Школа ФЗО фабрики «Организованный труд», Владимирского района, выпустила 127 новых квалифицированных рабочих. Среди них 30 слесарей-ремонтников и помощников мастера. Большинство молодых ткачих, окончивших школу, работает на сверхтиповом уплотнении — восьми станках. Зоя и Нина Никитины, Валя Петунина, Маруся Ермилова значительно перекрывают нормы. За успешную учебу 17 человек получили премии. Школа готовится к приему нового потока учащихся» («Призыв», 5 июля 1946).
«Для учащихся школы ФЗО при фабрике «Организованный труд» выстроено новое здание под общежитие на 120 человек. Учащиеся будут жить в светлых и чистых комнатах со всеми коммунальными услугами» («ВК», 27 октября 1948).
«Партийно-комсомольская и профсоюзная организации фабрики «Организованный труд» совершенно забыли об улучшения материально-бытовых условиях молодых рабочих и учащихся школы ФЗО. В комнатах общежитий, где проживает много молодежи, грязно и холодно, радио не работает. Крыши худые и поэтому на полах комнат всегда стоят лужи воды, шкафов для хранения одежды и вещей нет и рабочие вынуждены хранить вещи под койками и матрацами. В общежитиях лет настольных игр, газеты и журналы не доставляются. Несколько раз молодые рабочие обращались с просьбой к заместителю директора фабрики тов. Масленникову, последний ничего не сделал для улучшения быта молодежи и только все еще обещает помочь. Нужно немедленно от слов перейти к делу. В общежитиях создать наилучшие бытовые условия для молодежи. Т. Панов» («ВК», 2 апреля 1947).
«Школа ФЗО № 18 при ф-ке «Оргтруд» на 1947-1948 учебный год производит набор девушек от 16-ти летнего возраста и старше. Школа готовит ткачей. Учащиеся обеспечиваются трехразовым питанием, двумя комплектами обмундирования, общежитием и постельной принадлежностью. Срок обучения 9 месяцев. Начало занятий с 1-го ноября 1947 года» («ВК», 2 октября 1947).
«Школа ФЗО №18 при фабрике «Оргтруд» за время своей работы подготовила 715 молодых работах, из них: 612 ткачей, 19 столяров, 84 слесаря-ремонтника. Многие, бывшие воспитанники этой школы, являются стахановцами. Ткачихи П. Жаркова, В. Бородулина, Аникина, Любезнова, Архипова перевыполняют нормы выработки на 110—150 процентов, а зарабатывают ежемесячно от 600 до 800 рублей. За хорошую работу дирекция фабрики неоднократно премировала их ценными подарками. С первого октября по первое ноября проводится очередной призыв в школы ФЗО и ремесленные училища. Производит прием и школа ФЗО № 18 при фабрике «Оргтруд». Все принятые в школу находятся на государственном содержании, обеспечиваются общежитием, питанием, одеждой и обувью. Учащимся есть где культурно провести свой досуг. При школе 2 красных уголка, библиотека, физкультурный зал. Работают кружки художественной самодеятельности. За 9 месяцев обучения учащиеся получают знания по политическим вопросам, по специальной технологии и готовятся к самостоятельной работе на производстве. Закончившие государственную программу школы учащиеся становятся всесторонне развитыми. Мехонцев, пом. директора школы ФЗО № 18» («ВК», 6 октября 1947).
Шипова Н.Н. – инструктор, Самойлов Г.Д. - директор Ф.З.У. (крайний слева в первом ряду), Путикова Л.Е. – мастер, Мехонцев И.К. - зам. директора по политчасти. 1950 г. Справа Павлин Ионович Беляков (председатель исполкома поселкового Совета 1975-1986), слева Самойлов Георгий Дмитриевич – бывший директор ФЗУ. Самойлов Георгий Дмитриевич
«В школу фабрично-заводского ученичества я пришла в марте 1949 года. С первых дней мы встретили теплый прием. Все учащиеся размещены в новом, хорошо оборудованном общежитии, со всеми удобствами. Нам выдано добротное обмундирование. Мы обеспечены бесплатным питанием. Получаем стипендию. С большим желанием я овладеваю излюбленной специальностью ткачихи. Как и многие мои подруги, специальную технологию по ткачеству закончила на отлично. В настоящее время работаю на 6-ти станочном уплотнении, ноябрьский план выполнила на 108,8 процента, резко увеличила выпуск первого сорта. В фабричном конкурсе получила первую премию. Сейчас овладеваю скоростными приемами и стахановскими методами работы, чтобы дать любимой Родине как можно больше первосортной ткани. Новый год мы встретили упорной подготовкой к государственным экзаменам и скоро получим аттестаты на самостоятельную работу. Повседневная забота партии, правительства и великого Сталина дала нам возможность претворить свои мечты в действительность. Зоя Барабанова, учащаяся школы ФЗУ» («ВК», 8 января 1950). «Шестьдесят пять учащихся школы ФЗУ фабрики «Организованный труд» сдают летние нормы на значок ГТО. Уже сданы нормы по бегу, прыжкам, метанию диска, толканию ядра» («ВК», 13 мая 1951). «ЭКЗАМЕНЫ В ШКОЛЕ ФЗО В школе ФЗО фабрики «Организованный труд» состоялись экзамены по технологии. Сейчас будущие ткачихи проходят производственную практику. В июне все выдержавшие выпускные экзамены получат свидетельства об окончании школы. И. Косинов» («ВК», 9 мая 1952). «30 лет назад при фабрике «Организованный труд» была создана школа фабрично-заводского ученичества. За эти годы ею подготовлены сотни ткачей — мастеров своего дела. Большинство из них работают на фабрике «Организованный труд». Многие стали стахановцами. Сейчас в школе горячая пора — идёт подготовка к очередному выпуску молодых специалистов. С 20 по 27 ноября здесь пройдут государственные экзамены. Учащиеся заканчивают производственную практику, повторяют пройденный материал, посещают консультации. Практиканты встали на стахановскую вахту в честь 35-й годовщины Великого Октября и обязались выработать к 7 ноября 10 тысяч метров добротной ткани сверх пиана. Высоких производственных показателей добились учащиеся 6-й группы, где инструктором М.И. Щетникова. Сентябрьское задание они выполнили на 114 процентов и 96,3 процента всей продукции выпустили первым сортом. Особенно выделяются учащиеся К. Малышева, А. Шашкова, Н. Рябова, Н. Макарова и другие. К. Малышева, например, завоевала звание лучшей ученицы школы. Сейчас в школе началась подготовка к приёму новых учащихся. Приводятся в порядок классы, наглядные пособия, пополняется литературой школьная библиотека. В декабре начнутся занятия нового набора. П. МЕХОНЦЕВ, зам. директора школы по политической части» («ВК», 26 октября 1952).
«Школа ФЗУ фабрики «Организованный труд» провела новый набор учащихся. В школу принято сто человек. Начались занятия. Учащиеся проходят производственную практику, изучают технологию волокнистых веществ, ткачество» («ВК», 7 января 1953).
«Школа ФЗУ фабрики «Организованный труд» ежегодно выпускает десятки ткачей. Большинство выпускников из месяца в месяц перевыполняют установленные задания, становятся новаторами текстильного производства. Бывшие ученицы школы ФЗУ, например, Катя Зубкова за хорошую работу на фабрике награждена значком «Отличник текстильной промышленности», Зоя Багрянцева держит первое место во втором цехе по выпуску первосортной ткани. По инициативе партийной и комсомольской организаций школы ФЗУ 27 января учащиеся школы после учебно-технического ознакомления побывали в ткацких цехах фабрики «Организованный труд». Комитет ВЛКСМ фабрики выделил для встречи учащихся 20 бывших выпускников школы ФЗУ, которые в настоящее время стали передовиками текстильного производства. Тёплую, товарищескую встречу оказали будущим текстильщикам комсомольцы фабрики. Они подробно ознакомили своих друзей с рабочим местом, с передовыми методами работы на ткацких станках. Комсомольцы второго цеха фабрики «Организованный труд» взяли шефство над школой ФЗУ. И. Косинов, секретарь комитета ВЛКСМ фабрики «Организованный труд» («ВК», 1 февраля 1953).
Школа ликбеза
Комсомольцы вникали в решение всех вопросов, стоящих перед страной. Совместно с коммунистами М. Мартыновой, А. Афанасьевой, М. Тюриной в деревнях Лунёво, Сельцо проводили работу вместе с учительницей Н.И. Бутовой по ликвидации неграмотности, вели агитационную работу среди крестьян, помогали в создании колхозов, в работе сельских клубов. «На фабрике «Оргтруд» 50 человек неграмотных и 150 человек малограмотных. Охвачено школой ликбеза всего лишь 30 человек. Остальная же масса неграмотных и малограмотных остается в стороне от учебы. Школа ликбеза работает зимой и летом, учебниками обеспечена. На содержание ее ассигновано 1760 рублей, из которых 1000 рублей уже израсходована, а остальная еще не использована. Организована сеть детских комнат, но нет столовой и прачечной. Это здорово тормозит дело ликвидации неграмотности. Работницы фабрики связаны с домашней стряпней, стиркой и отказываются посещать школу ликбеза. Индивидуальное обучение неграмотных не практикуется, а это единственный выход при данных условиях. Поставленная партией и правительством задача ликвидировать безграмотность к 1-му января 1931 года может остаться невыполненной из-за плохого отношения к ликбезу со стороны общественных организаций. Особенно плохо работает комсомольская ячейка, которая на неоднократный запрос фабкома на организацию бригады комсомольцев для индивидуального обучения неграмотных, продолжает отделываться обещаниями. А ведь комсомольцы должны быть передовиками в деле продвижения культуры в нашей стране. Партячейка, нажми на кого следует. Фабрика «Организованный Труд» должна выполнить задачу, поставленную партией и правительством. Надо же, наконец, объявить беспощадную войну нашей неграмотности, бескультурью. Мы требуем от партийной ячейки конкретных дел» («Призыв», сент. 1930).
«На фабрике «Оргтруд» работают два пункта по ликвидации неграмотности. Поставлено задачей: К 13-й годовщине Октябрьской революции ни одного неграмотного на фабрике. Все дети рабочих и служащих выше 7-летнего возраста взяты на учет. На-днях школьники семилетки и Ф.З.У. организуют поход на приведение в порядок и уборку корпусов фабрики. Школьники будут развешивать плакаты, лозунги и т. д.» («Призыв», 2 ноябр. 1930).
Рабочие фабрики “Организованный труд” с преподавателями курсов по ликвидации безграмотности – Ликбез