Главная
Регистрация
Вход
Среда
29.06.2022
23:12
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1473]
Суздаль [444]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [475]
Музеи Владимирской области [63]
Монастыри [7]
Судогда [12]
Собинка [139]
Юрьев [246]
Судогодский район [112]
Москва [42]
Петушки [167]
Гусь [186]
Вязники [339]
Камешково [113]
Ковров [422]
Гороховец [128]
Александров [287]
Переславль [115]
Кольчугино [97]
История [39]
Киржач [89]
Шуя [110]
Религия [5]
Иваново [66]
Селиваново [44]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [117]
Писатели и поэты [176]
Промышленность [127]
Учебные заведения [147]
Владимирская губерния [41]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [77]
Медицина [62]
Муромские поэты [6]
художники [48]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2165]
архитекторы [10]
краеведение [64]
Отечественная война [266]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [12]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [31]
Оргтруд [36]

Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 22
Пользователей: 1
Николай
Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Оргтруд

Школа ФЗУ фабрики «Организованный труд»

Школа ФЗУ фабрики «Организованный труд»

В 1920 г. по инициативе комсомола были организованы первые социалистические профессиональные школы, названные школами фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
В ноябре 1920 г. была открыта школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при фабрике. Школа ФЗУ организована ячейкой комсомола. В крохотной каморке шумного рабочего корпуса зародилась современная кузница квалифицированных красных текстилей. Первые шаги были трудны: не было ни средств, ни школьных пособий; ребята были не подготовленные. От такой школы результаты, естественно, получались некудышные. Первым заведующим школы был Вощинский Н.
Первым её набором были комсомольцы во главе с секретарем ячейки Шишкановым Павлом. Через школу прошли пидготовку замечательные кадры: братья Федулеевы Александр и Иван, Фомичев Иван, Самойлов Георгий, Одинцов Андрей, Фионин Иван, Галактионов Вася и Саша, Лизунова Зоя, Светова Мария, Денисова Зоя, Алексеева Валя, Лагунова Мария, Курганова Тамара и многие другие.
В 1921-22 г. школа насчитывала - 39, в 22-23 г. - 42, в 23-24. г. - 49, и в 24-25 гг. - 58 учащихся; на них 55 проц. мальчиков и 45 проц. девочек. Среди учащихся 85 проц. детей рабочих и 15 проц. детей служащих; по партийности 23,75 проц. членов РЛКСМ и 76,25 проц. беспартийных.
«Наш фабзавуч. (ф-ка Лемешки). Двухэтажное каменное здание - школа I ступени. Здесь-же приютился и фабзавуч. Ярко горит электричество. Просачивающийся через окна свет, белым саваном стелятся по фабричной мостовой. Сейчас в школе идут занятия фабзавучцов. Их 45 человек. Глубокая тишина. Чувствуется внимательность и жажда к знанию. А это говорит за то, что наше поколение — юноши будут грамотны и квалифицированы в своем производстве. Они пришли учиться от станка, они пришли сюда отдохнуть после тяжелой дневной работы. На уроках сугубое внимание обращается нa подготовку с технической стороны и на внедрение знаний в своей родной, кровной текстильной промышленности. Школа имеет опытных руководителей — педагогов горячо работающих и с любовью относящихся к своим обязанностям. Есть несколько и коллекций (вроде музея) фабричного сырья и его процесс превращения в продукт. Один крупный недостаток — отсутствует литература по общеобразов. и техническим знаниям.
Надо это устранить!
Пожелаем фабзавучу плодотворной работы! «Грызите гранит науки»,— ибо Республика ждет в лице вас квалифицированных и преданных сынов социалистического строительства» («Призыв», 30 ноября 1922).
Нормальное развитие школы началось с 1923 г., с вступления на работу заведующего школой Митрофанова.
Школа перебралась в помещение школы 1 ступени, был приобретен физический кабинет, столярные и слесарные инструменты, учебники; подобрался штат опытных преподавателей. Школу разбили на три отделенья, при чем в I начали принимать ребят в возрасте 14-16 лет с познаниями в объеме школы первой ступени.


Первый выпуск школы Ф.З.У.

18 ноября 1923 г. в торжественной обстановке школа Ф.З.У. отметила свое 3-х летнее существование.
«Выставка школы фабзавуча. 18 ноября — радостный день для фабзайчиков (так называют у нас учащихся школ фабзавуча).
Сегодня — выставка их работ. Здание школы украшено зеленью. Комнаты, занимаемые выставкой, также украшены портретами и чертежами. Центральное место занимает портрет «Ильича». Посреди комнаты стоят 6 столов, на которых разложены изделия учащихся. Рабочие ходят от стола к столу, с любовью рассматривая работы своих детей.
— То ли было в наше время,— думает каждый из них:— не в школе, а на заводе учились, на колотушках, на ругани.
Спокойны сердца рабочих за своих детей, знают они — смена надежная идет. А вечером выставка еще лучше: на здании школы горит яркая электрическая звезда и вензель СССР. Радостно, весело кончается празднество.
— До будущей выставки!
Сверчек» («Призыв», 25 нояб. 1923).
«Юбилей 3-х-летия школы фабзавуча. 18-го ноября 1923 года школа фабрично-заводского ученичества при ф-ке «Оргтруд» праздновала юбилей своего трехлетнего существования. В 12 часов дня в школе представителем Губпрофобра была открыта выставка экспонатов школы. Все работы учащихся на выставке подразделялись на четыре отдела: 1) работы столярно-слесарных мастерских, предсталявшие из себя программные работы учащихся, 2) ткацкие работы последнего отделения по изготовлению основных цветных тканей, 3) учебные пособия по отделу физики, главным образом, из курса электричества и диаграммы и картограммы по материалам работы школы.
Посетителей было много; 400 билетов, розданных им для учета, не хватило в первые два-три часа. Особым вниманием пользовался отдел физических приборов. Вечером в 9 часов в местном клубе им. тов. Воровского было устроено торжественное заседание. С приветствием школе выступали представители Губпрофобра, местной ячейки РКП, культкомиссии, женотдела, заводоуправления и представители рабочих. Всеми приветствующими ярко подчеркивалось особенное значение школы фабзавуча и ее великое будущее. Заведующим школой был сделан краткий информационный доклад о развитии и работе школы за эти три года и о тех трудностях, какие встречала школа за этот период, отвоевывая себе право на гражданство. Особенно много препятствий, как сообщил докладчик, встречала школа в материальном отношении. Нельзя не отметить особого подъема и глубокой веры в будущее школы со стороны учащихся» («Призыв», 9 дек. 1923).

«Школой ФЗУ охвачено 40 проц. всей рабочей молодежи ф-ки. Остальные 20 проц. относятся за счет подростков, учащихся в школе 1 ступени. Дело культкомиссии фабкома - озаботиться и эти 20 проц. привести через школу ФЗУ.
Активу комсомола следует позаботиться, путем перенесения внимания на массовую работу, добиться окомсомоливания школы, тем более, что школа ФЗУ— детище комсомола.
В новом производственном году вполне обеспечена нормальная работа школы. Средства на первый квартал, сентябрь-ноябрь м-цы, в сумме 2753 руб. правлением треста отпущены. Из этой суммы 958 рублей ассигнованы на дополнительное приобретение учебников и столярных и слесарных инструментов.
Автоpитет школы растет: молодежь из цехов с 4-5 разряда идет учиться, несмотря на понижение зарплаты до 2-го разряда.
В школе практикуется наглядный метод обучения. Еженедельно на каждое отделение уделяется 24 часа на классные занятия: 21 практическим работам в производстве и 3 час. в мастерских.
Школа делает попытки перейти от наглядного метода к лабораторному, но из-за отсутствия помещения от этих планов приходится пока отказаться. Оборудование же кабинетов — математического, естественного и общественного, при наличии физического и географического, по словам заведующего, не представляет трудностей.
О предоставлении школе помещения должен позаботиться фабком.
Связь теории с практикой. Это самый важный вопрос. Преподаватель должен знать производство, чтоб теоретические занятия связывать с практической работой в производстве. Школьный совет обязал всех педагогов в кратчайший срок познакомиться с технологией волокнистых веществ, элемент. курсами прядения и ткачества и практическими работами в производстве. Учащиеся же полученные в классе знания закрепляют с педагогами в производстве.
В каждом классе — классный комитет из 3-х ребят. Классные комитеты выделяют представителя в ученический комитет — учком, состоящий из 5-ти ребят. На учкоме лежит обязанность созыва общих собраний, наблюдения за дисциплиной, организации кружков. Параллельно учкому существует товарищеский суд. Товарищеский суд—лучший проводник порядка в школе. В школьный совет входят представители от классных комитетов и учкома. На заседаниях школьного совета ребята принимают горячее участие в обсуждениях всех вопросов.
Мне пришлось побыть на собрании фабзайцев. Из 58-ми отсутствуют 5-6 человек. Карапуз — фабзаец из 1-го отделения оглашает повестку дня. На одном из таких собраний обсуждали вопрос о роли и задачах корреспондентов и постановили создать кружок, издавать стенгазету, связаться с «Призывом» и «Молодым ленинцем», обсудили и вопрос о соблюдении чистоты в классах и проверке посещаемости учениками школы; слушали постановление товарищеского суда над 2-мя провинившимися товарищами. По последнему вопросу общее собрание обратилось к суду с предложением: дело 2-х ребят пересмотреть, устроить суд показательный с участием обвинителя и защитника.
Впечатления таковы, что ребята расшевеливаются, делятся мнениями, учитывают ошибки и достижения.
Кого мы готовим (Ткацкая секция). Ребят и девчат, начиная с 1-го отделения, обучают работе на станках, слесарному и столярному делу, знакомят с сновальными, мотальными и шлихтовальными машинами. Ребятами руководят опытные инструктора. Плоды учения таковы, что ребята, ознакомясь основательно с машинами, после самостоятельно работают на них.
За 3 года из фабзайцев должен получиться ткач-мастер или кандидат—подмастер. Последнее звание получить труднее, так как фабзаец должен постичь все секреты ткацкого дела, все капризы машин. Зарплата фабзайца от 1—3 ½ разряда. Через каждые полгода выявляют квалификацию их и увеличивают разряды. Школа в 1924 году дала производству 12-ть фабзайцев с дипломом кандидат-подмастер. Все использованы ткачами ФЗК. Зав. школой неоднократно напоминает администрации ф-ки об использовании некоторых выпускников на должностях ткацких подмастерьев, но администрация открещивается, мотивируя тем, что предприятию невыгодно. Она забывает о том, что проволочка в деле создания высококвалифицированной силы недопустима» («Призыв», 5 нояб. 1924).
«8-го февраля школа ФЗУ полиграфического производства выехала на ф-ку «Оргтруд» для проведения вечера спайки со школой ФЗУ текстильного производства. На место прибыли часов в 9 утра и пошли в рабочий клуб, провести время до вечера. Около 17 часов зал наполнился народом. Вечер спайки начался. Торжественное заседание открыл ученик школы полиграфического производства товарищ Крашенинников. В своем вступительном слове он указал на цель и значение вечера спайки между школами фабзавуча. Приветствовали обе школы ячейки РКП (б), РЛКСМ, заводоуправление, фабком, женотдел и кружок рабкоров.
Все товарищи, выступавшие в приветствиях, отмечали, что этот вечер спайки поведет к урегулированию тех или иных недочетов в школьной работе и большому сплочению фабзайчат между собой, путем обмена мнений между обоими школами.
После приветствий было несколько докладов о возникновении школы при ф-ке «Оргтруд» и владкнигоиздательстве и отчет школьного самоуправления» («Призыв», 22 февр. 1925).
«ОРГТРУДОВСКИЕ ФАБЗАЙЦЫ». Их—13 человек. Они впервые в 1926—27 году своей артелью окунулись в производство, получили свой станок. И оттого у фабзайчат даже походка изменилась, — голову выше стали держать, плечи развернулись шире и ярче искрятся молодые глаза.
Правда, работают они пока в производстве всего по 4 часа в день и вырабатывают, примерно, раза в четыре меньше, чем их матери и отцы — старые ткачи.
Но ведь это не важно! Важно то, что они работают в производстве, что у них свой станок. Молодые ткачи чувствуют себя героями.
Их лица измазаны фабричной пылью и грязью. Вероятно, они нарочно стараются, как можно побольше запачкаться, чтобы «быть, как настоящие ткачи»...
Фабричная пыль и масляные пятна — это печать труда. Поэтому, так восторженно горят замаранные рожицы юных ткачей.
Веселый парень Алешка — подвижной, словоохотливый. Ему 15 лет. Его дед работал на фабрике с первого дня ее основания и до конца своей жизни. Отец работает подмастерьем до сих пор.
И вот теперь — в жизни Алешки событие. Алешня — тоже на фабрике. Теперь он ткач. И, вероятно, так же, как и его отец, и его дед, сроднится, срастется с производством на всю свою жизнь.
Гордо стоит он за станком. А вечером, перед тем как итти домой с работы, Алешка старается побольше замазаться своей родной фабричной пылью, чтобы все видели, все знали, что он теперь не просто Алешка, а Алешка-ткач.
Молодые фабзайцы - все, как на подбор, задорные ребята. На смену дедам и отцам идут. Но не забитыми, прижатыми нуждой работами. Они выросли в годы революции. Поэтому, они не только ткачи. Они грызут гранит учебы, они подают голос на собраниях, они — свои люди в рабочем клубе» («Призыв», 28 марта 1927).
В 1930 г. лучших комсомольцев-производственников, окончивших школу Ф.З.У., направили учиться в Ивановский текстильный техникум.


Лауреат Ленинской премии. Фомичев И.А. в 1930 г. окончил школу Ф.З.У. при фабрике, работал п/мастера, окончил Рабфак, Московский текстильный институт, заочно окончил военную академию, работал в научно-исследовательском институте военно-воздушных сил, его работа была связана с освоением космоса.

1941 г. «В поселке «Оргтруд» слабо проводится оборонная работа. Исполком поселкового совета, на-днях заслушав доклад председателя организации совета Осоавиахима т. Швагирева, наметил практические мероприятия. В частности, т. Швагиреву предложено уточнить список членов, ликвидировать задолженность по членским взносам, охватить всех допризывников и работающих членством, развернуть работу оборонных кружков. Исполком выделил единый день и прикрепил к организации Осоавиахима с целью оказания практической помощи члена исполкома тов. Апрятнова. Ввиду отсутствия военных руководителей в школе ФЗУ и средней школе тут же на исполкоме изъявили добровольное желание проводить занятия тт. А.З. Башкиров, С.Н. Борисов и принять активное участие в налаживании оборонной работы в поселке.
Ильин, председатель поселкового совета «Оргтруд» («Призыв», 13 февр. 1941).
«… Во втором же цехе на одиннадцатом и двенадцатом комплектах обучаются на станках ученики школы ФЗУ. Они стали осваивать нормы взрослых рабочих. Валя Рогановская, например, на восьми станках норму выполняет на 106 процентов и работает без брака. Молодежь жизнерадостная, веселая. Хорошая будет смена!
Под руководством энергичного хозяйственника тов. Чихалова второй цех и люди в нем стали работать увереннее. Они получают от него помощь и поддержку и, преодолевая трудности и помехи, добиваются все новых и новых успехов.
Поммастера фабрики «Оргтруд» Д. Барышев» («Призыв», 5 апр. 1941).
«ВЫПУСК ШКОЛЫ ФЗУ. В школе ФЗУ фабрики «Оргтруд» на-днях состоялся выпуск ткацкой группы «В». Обучавшиеся в группе 9 человек окончили школу с хорошими показателями. Инструктор школы тов. Щетникова пожелала выпускникам так же хорошо, без брака, работать в производстве. Ученики дали слово вырабатывать для нашей страны как можно больше высококачественной ткани» («Призыв», 1941).

«На-днях состоялась конференция учащихся школы ФЗУ фабрики «Оргтруд». Присутствовало 250 человек. С докладом о работе школы выступил главный инженер фабрики т. Комаров. Докладчик отметил, что руководству школы, комитету ВЛКСМ предстоит еще очень много сделать, чтобы школа могла справиться с поставленными перед ней задачами. В школе очень низка дисциплина, многие учащиеся недобросовестно относятся к выполнению своих производственных обязанностей. 39 человек не выполняют норм выработки.
Все эти недостатки имеют место потому, что со стороны руководства школы, инструкторов и мастеров мало уделялось внимания производственному воспитанию и обучению молодых рабочих.
Однако, лучшим учащимся, которые были премированы на конференции, ничто не помешало хорошо работать, быть дисциплинированными. Премии были удостоены 7 человек: Савинов, Святова, Жукова, Платонова и другие.
Ребята приняли активное участие в обсуждении доклада. Выступило 10 человек.
Ученица Горбатова в своем выступлении говорила, что отсутствие на станках ламелевых приборов приводит к простою станков, часто початки дают бракованные. Ученик Платонов жаловался, что мастера мало помогают овладеть специальностью, отличница Гусева заявила, что учащиеся должны прежде всего обратить внимание на свои собственные недостатки и стремиться изжить их.
Конференция приняла решение, в котором взяла обязательства изжить имеющиеся недостатки и добиться высоких производственных показателей.
Гнездилова А.» («Призыв», 27 июля 1943).
После войны постепенно возвращались фронтовики и сразу включались в работу. На смену погибшим пришли молодые кадры текстильщиков. Был открыт новый набор в школу ФЗУ, директором которого был Г. Самойлов, и в ШРМ (школа рабочей молодёжи). Учащимся училища выплачивали стипендию и предоставляли бесплатное общежитие. В общежитии жили молодые приезжие девушки, которых в посёлке прозвали «фэзэошки», само общежитие впоследствии окрестили «Парижем», а девчонок - «парижанками».



«Париж» (дом снесен летом 2021 года)

Шипова Н.Н. – инструктор, Самойлов Г.Д. - директор Ф.З.О., Путикова Л.Е. – мастер, Мехонцев И.К. - зам. директора по политчасти. 1950 г.

Школа ликбеза

Комсомольцы вникали в решение всех вопросов, стоящих перед страной. Совместно с коммунистами М. Мартыновой, А. Афанасьевой, М. Тюриной в деревнях Лунёво, Сельцо проводили работу вместе с учительницей Н.И. Бутовой по ликвидации неграмотности, вели агитационную работу среди крестьян, помогали в создании колхозов, в работе сельских клубов.
«На фабрике «Оргтруд» 50 человек неграмотных и 150 человек малограмотных. Охвачено школой ликбеза всего лишь 30 человек. Остальная же масса неграмотных и малограмотных остается в стороне от учебы. Школа ликбеза работает зимой и летом, учебниками обеспечена. На содержание ее ассигновано 1760 рублей, из которых 1000 рублей уже израсходована, а остальная еще не использована. Организована сеть детских комнат, но нет столовой и прачечной. Это здорово тормозит дело ликвидации неграмотности. Работницы фабрики связаны с домашней стряпней, стиркой и отказываются посещать школу ликбеза.
Индивидуальное обучение неграмотных не практикуется, а это единственный выход при данных условиях.
Поставленная партией и правительством задача ликвидировать безграмотность к 1-му января 1931 года может остаться невыполненной из-за плохого отношения к ликбезу со стороны общественных организаций. Особенно плохо работает комсомольская ячейка, которая на неоднократный запрос фабкома на организацию бригады комсомольцев для индивидуального обучения неграмотных, продолжает отделываться обещаниями. А ведь комсомольцы должны быть передовиками в деле продвижения культуры в нашей стране.
Партячейка, нажми на кого следует. Фабрика «Организованный Труд» должна выполнить задачу, поставленную партией и правительством. Надо же, наконец, объявить беспощадную войну нашей неграмотности, бескультурью. Мы требуем от партийной ячейки конкретных дел» («Призыв», сент. 1930).


Рабочие фабрики “Организованный труд” с преподавателями курсов по ликвидации безграмотности – Ликбез

Школа рабочей молодежи

«При обследовании школы рабочей молодежи при Лемешенской фабрике выяснилось, что школа по своему построению совершенно не соответствует школе рабочей молодежи. Профессионально-Техническ. предметов не преподается» («Призыв», 11 августа 1921).
С 1948 года Малышева Маргарита Дмитриевна работала директором ШРМ после И.П. Галактионова.


Школа рабочей молодежи. 1956 год

Из книги Малышевой М.Д. «Поворот судьбы. Роман. Продолжение повести «Выбор». Некоторые имена изменены. Фаина Васильевна - Малышева Маргарита Дмитриевна. Название поселка в романе изменено на поселок Крутово, города Владимира на Юрьевск.
«…Фаина привыкла к неожиданностям, и, чтобы удивить её, надо было потрудиться. Встреча возле клуба с бывшей учительницей истории Ниной Ивановной Колокольниковой удивила Фаину. Нина Ивановна давно уже уехала к себе на родину в Ивановскую область. И вдруг она появляется в поселке, да ещё в клубе.
- Глебова! Забыла твоё имя, - воскликнула Нина Ивановна, увидев Фаину.
- Я Фаина.
- Фаина, не верю своим глазам. Мне говорили, что ты учительствуешь где-то на краю света. Приехала что ли? Где ты работаешь?
- К сожалению, нигде. Вакантных мест в школах не осталось: поздно приехав.
- Надо же! Как кстати мы с тобой встретились! В школу рабочей молодёжи требуется директор. Я здесь как раз по этому поводу. Завтра утром я жду тебя в роно. Как ты нас выручила.
- Кого это вас?
- Завроно, а особенно меня.
- Справлюсь ли я?
- Справишься. Я знаю твои организаторские способности ещё по школе.
Утром следующего дня Фаина была в роно. Изучив её трудовую книжку, завроно удовлетворённо сказала:
- Из молодых, да ранняя. Работы в ШРМ непочатый край. Прежний директор не справился. Вся надежда на вас, молодых, энергичных. Надо постараться создать все условия для обучения рабочей молодёжи, которой пришлось прервать учебу из-за войны. - Она пожала Фаине руку и ещё сказала: «Успеха Вам. Дерзайте!»
«Так в возрасте двадцати четырёх лет началась руководящая деятельность на ниве просвещения в родных краях Миловидовой Фаины Васильевны, - прощаясь, сказала Нина Ивановна. - Поздравляю! По возникшим вопросам обращайтесь в роно».
Встреча с инспектором роно Колокольниковой Ниной Ивановной оказалась судьбоносной и во многом повлияла на жизнь Фаины.
На первом же заседании педсовета прежний директор ШРМ Иван Павлович Гладков представил Фаину своим коллегам.
- Прошу любить и жаловать нового директора Фаину Васильевну Миловидову.
Учителя захлопали. Преподаватель химии и биологии Ольга Михайловна сказала:
- Знаем мы нашу ученицу Глебову от и до. Мы рады, что не назначили руководителя со стороны. Теперь пусть она решает проблемы, которых накопилось выше крыши. - Спасибо, Ольга Михайловна. Иван Павлович остаётся в школе, будет преподавать физику и математику. А решать проблему создания материальной базы для обучения работающей молодёжи нам придётся вместе. Прошу вас, учителя-предметники, составить перечень необходимых наглядных пособий, учебников, литературы, оборудования для кабинетов и т.п. не позднее завтрашнего дня.
- Так у нас и кабинетов-то ещё нет, - ответила учитель истории Евдокия Осиповна.
- Будут. Фабрика поможет переоборудовать приспособленное под школу здание милиции и почты.
- Фаина Васильевна, извините, Вы видели, как «помогает» фабрика? Не школа, а одни слёзы, - раздражённо заметила Ольга Михайловна.
- Под лежачий камень вода не течёт. Просящему да подадут. Я жду ваших предложений, - строго сказала Фаина.
Когда педсовет закончился, Ольга Михайловна подошла к Фаине и посоветовала:
- Фаина Васильевна, когда пойдёте к директору фабрики, не ведите себя, как бедная родственница. Не просите, а требуйте, будьте пожёстче. Иван Павлович деликатничал, просил неубедительно, а директор только обещал, но ничего не делал. Хорошего человека сняли с должности. Не наступайте на те же грабли.
Фаина ещё поговорила с Иваном Павловичем, чтобы выяснить, что за человек директор фабрики. Фаина, полная решимости добиться денег и ремонта, направилась в дирекцию.
Секретарь доложила директору:
- Григорий Викторович! К Вам директор ШРМ.
- Приглашай!
Фаина вошла в кабинет и поздоровалась.
Директор посмотрел на неё и спросил:
- А где же директор?
- Я директор. Звать меня Миловидова Фаина Васильевна.
- А где Иван Павлович?
- Его освободили от должности, между прочим, не без Вашего участия.
- А при чём тут я? - удивился директор.
- Вы, Григорий Викторович, имеете к этому самое прямое отношение: в ремонте школы не помогали, денег на мебель, учебники и наглядные пособия не выделяли, дров вовремя не подвозили. Школа стала не похожа на учебное заведение, а больше напоминает сарай. В своей работе Вы руководствуетесь двумя лозунгами: «Пятилетку в четыре года!» За перевыполнение плана Вы получаете грамоты, премии, за счёт полученной прибыли строите жильё. Выполняя второй лозунг: «Всё лучшее детям, всё молодёжи!» содержите ясли, детсад, клуб, но забываете про школу. В школе учатся Ваши рабочие, и Вы просто обязаны помогать нам, учителям, их обучать. А Вы только отмахиваетесь от нас, как от назойливых мух. Я уверена, что в бюджете фабрики, если захотеть, найдутся средства для создания нормальных условий ученикам и учителям. Разве я не права?
Фаина смотрела на директора в упор своим сверлящим, проницательным взглядом, от которого директору стало не по себе.
Он сказал:
- Что Вы, Фаина Васильевна, так распалились? Давайте Ваши бумаги. Мы рассмотрим с главным бухгалтером.
- У меня, Григорий Викторович, к сожалению, только один рукописный экземпляр заявки. Прошу Вас дать указание машинистке, чтоб она перепечатала заявку в двух экземплярах. Секретарь зарегистририрует письмо, поставит номер, дату и срок рассмотрения.
«А эта штучка не проста. Надо держать с ней ухо востро», - подумал директор, а вслух сказал:
- Повторяю: давайте Ваши бумаги. В начале следующей недели заходите.
- Я зайду завтра утром, - с улыбкой, но твёрдо сказала Фаина. - А сегодня вечером я жду Вас, Григорий Викторович, в школе. Пройдёмся по школе, ведь Вы ни разу там не были. Решить проблему можно лишь тогда, когда столкнёшься с ней вплотную и воочию с ней ознакомишься.
- Сегодня я не могу. У меня по плану посещение стройки.
Фаина проявила настойчивость:
- Стройка никуда не денется. Там прораб, мастера. У нас же в школе рабочих из строительного отдела не было никогда. Уверяю Вас, экскурсия по школе займёт пять минут.
Успеете и на стройку, если это уж очень необходимо.
Директор фабрики всеми силами старался отделаться от Фаины:
- Обещаю, как только будет время, я обязательно зайду в школу. Хорошо, Фаина Васильевна?
- Нет, не хорошо! Так дело не пойдёт. Меня не устраивает это Ваше обещание зайти «как-нибудь» и «когда-нибудь». Я настаиваю, чтобы Вы пришли именно сегодня, я Вас надолго не задержу, тем более, что дорога на стройку идёт мимо школы. Тесное сотрудничество школы и производства выгодно обеим сторонам. Создадим условия - можем давать Вашим рабочим среднее образование. А со временем можно открыть техникум. Это привлечёт кадры, которых Вам не хватает. Не придётся Вашим мастерам ездить по стране и вербовать молодых девушек на работу в качестве ткачих на Вашу фабрику.
«А ведь Фаина Васильевна говорит дело. Перспектива очевидна, стоит подумать», - решил директор.
- Лады, молодой директор. Зайду я сегодня в школу. Но только на пяток минут.
Пять минут растянулись на пятьдесят. Осмотрев школу, внимательно ознакомившись с заявкой, директор невесело заключил:
- Вы правы, Фаина Васильевна, я виноват, что школа находится в плачевном состоянии. О молодых кадрах я тоже не проявлял заботу, каюсь. Будем исправлять. Завтра же поезжайте в Юрьевск в магазин, отберите всё необходимое по списку, выпишите счёт. Мы оплатим. Транспорт для поездки мы Вам выделим. И реконструкцию здания проведём.
Фаина радостно улыбнулась своей притягательной улыбкой:
- Спасибо, Григорий Викторович! Я всё так и сделаю. А Вы, оказывается, хороший человек и понимающий руководитель, а не непробиваемый чурбан, как мне говорили.
- Упрямый я, точно, но не чурбан, - усмехнулся директор, - Вы тоже, как мне показалось вначале, не «синий чулок». А жильё у Вас есть? Предлагаю отдельную комнату в молодёжном общежитии. С этого и начнём объединение школы и производства.
- Спасибо, но в жилье я не нуждаюсь. Я местная.
Уходил директор фабрики из школы совсем в другом настроении. Он подумал: «Вот они какие, молодые кадры: энергичные, несговорчивые, настырные, зубастые: палец в рот не клади. Надо помочь им найти своё место под солнцем».
От декретного отпуска Фаина отказалась. Чувствовала она себя хорошо, работа с утра до позднего вечера не изнуряла её, а придавала силы. Взрослые ученики на директора «в интересном положении» смотрели с пониманием: некоторые из них были уже отцами, матерями, кое-кто ждал ребёнка.
Прошло полгода, у Фаины родился сын, которого назвали Сергеем.
Петухов Борис Алексеевич
Борис Алексеевич родился 19 июня 1924 года в селе Малый Лом Горьковской области. Началась Великая Отечественная война, и Борис Алексеевич ушел на фронт. Он принимал участие в Сталинградской битве, где был очень тяжело ранен. После ранения был демобилизован. Он награждён орденами «Отечественной войны» 1 и 2 степени, медалью «За оборону Сталинграда» и юбилейными медалями. Борис Алексеевич решил стать учителем и поступил в Горьковский педагогический институт на исторический факультет. В 1955 году приехал в посёлок Оргтруд и стал работать директором ШРМ, потом учителем истории в Оргтрудовской средней школе…
Прошло два года. Школа рабочей молодёжи стала неузнаваема. Рабочие строительного отдела фабрики обшили снаружи новеньким тёсом стены, заменили крышу, покрасив её в тёмно-красный цвет, и она празднично выделялась на фоне голубого неба. Над обновлённым крыльцом красовалась вывеска: «ШКОЛА РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ». А качеству ремонта внутри здания можно только позавидовать. Новая школьная мебель, занавески на окнах, портреты членов ЦК КПСС и Политбюро, множество наглядных пособий довершали преобразование школы. О Фаине в Октябрьском районе города заговорили как о самом молодом, энергичном, пробиваемом директоре. На заседаниях завгороно ставил Миловидову в качестве примера современным руководителям. А Григория Викторовича вызвали в главк Минлегпрома и наградили грамотой за создание условий для обучения молодёжи. И в поселок приезжали руководители школ и предприятий перенимать опыт организации работы ШРМ. На совещаниях, семинарах Фаина часто встречалась с директором средней школой Марией Ильиничной Афониной. Она уважительно относилась к молодому директору ШРМ и желала её иметь в качестве своего помощника.
В конце августа они ехали на автобусе из Юрьевска с совещания пропагандистов. Мария Ильинична сказала:
- Фаина Васильевна, в школе постоянно растёт количество учеников. Нам уже положен второй завуч. У Вас двое малышей, и работа в вечернее время, я думаю, Вам в тягость. Переводитесь в нашу школу завучем. Я дам согласие. Буду рада с Вами вместе работать.
- Большое спасибо за предложение. Я посоветуюсь с мужем. Завтра же дам ответ.
Сама же Фаина, конечно, мечтала о работе в средней общеобразовательной школе. Через неделю её мечта сбылась.
Встречала её бессменная завуч, учительница немецкого языка, которая раньше учила Фаину, Александра Сергеевна Алферова.
- Ну что ж, Фаина Глебова, прости, Миловидова, поздравляю тебя с назначением в нашу школу завучем. Работа ответственная, придётся отвечать за весь устный процесс и за работу с кадрами. Знаю твою, извини, настырность (в хорошем смысле, разумеется), и желание всегда и во всём быть первой и верю, что у тебя всё получится. Нужна моя помощь - пожалуйста. Прими мой совет: не заводи дружбу с кем-то из учителей, не отмечай любимчиков, что поможет тебе одинаково относиться к подчинённым, тем самым избежать в коллективе зависти, недоверия, а иногда - подхалимства. В ШРМ есть хороший человек - Ольга Михайловна Князькина. Ты с нею работала и хорошо её знаешь. Муж у неё доктор Павел Георгиевич и друзья - интеллигентные, порядочные люди. Вот с ними стоит поддерживать отношения. Твои бывшие учителя Вера Аркадьевна, Мария Дмитриевна уже на пенсии, а я не в твоём подчинении. Можете с мужем приходить к Вере Аркадьевне, её муж Иван Васильевич - юрист, очень интересный человек, умный, увлекающийся, интеллектуал. По воскресеньям мы собираемся у них, играем в преферанс, обсуждаем, что происходит в мире. Будет желание – приходите…».
Петухов Борис Алексеевич
Борис Алексеевич родился 19 июня 1924 года в селе Малый Лом Горьковской области. Началась Великая Отечественная война, и Борис Алексеевич ушел на фронт. Он принимал участие в Сталинградской битве, где был очень тяжело ранен. После ранения был демобилизован. Он награждён орденами «Отечественной войны» 1 и 2 степени, медалью «За оборону Сталинграда» и юбилейными медалями. Борис Алексеевич решил стать учителем и поступил в Горьковский педагогический институт на исторический факультет. В 1955 году приехал в посёлок Оргтруд, стал работать директором ШРМ, потом учителем истории в Оргтрудовской средней школе.


Лемешенское фабричное училище. Поселковая начальная школа. С 1975 года здесь располагался филиал профтехучилища. Позже библиотека, с 2001 года Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение. В нач. 2000-х магазинчик парфюмерии и бытовой химии.
Ул. Октябрьская, д. 19

Здание начальной школы было передано фабрике под школу рабочей молодёжи.
(Из книги Малышевой М.Д. «Поворот судьбы. Роман. Продолжение повести «Выбор». Некоторые имена в романе изменены. Малышева М.Д. – Фаина Миловидова.). «- Зря Вы, Маргарита Дмитриевна, не посоветовались со мной насчёт передачи начальной школы фабрике.
- Ираида Фёдоровна, как только Вас избрали секретарём школьной парторганизации, Вы возомнили себя контролирующим органом. Вопрос передачи здания церковно-приходской школы фабрике под школу рабочей молодёжи согласован в районе и области. Не думайте, что я так проста, чтобы отдать капитально отремонтированное здание, а взамен не получить ничего. Я и профком с одной стороны, администрация фабрики с другой стороны завтра подпишем договор о выделении жилья учителям в новостройке или в освободившихся квартирах. Вы, вероятно, заботитесь о себе. Своя рубашка, конечно, ближе к телу, но учтите: распределение жилплощади в компетенции нашего профкома, но не парторганизации. В первую очередь квартиры получат ветераны войны, ветераны учительского труда и крайне нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Если же Вы не доверяете мне и профкому, то скажите об этом прямо на профсоюзном собрании. А чтобы пресечь нелепые слухи и раздоры в коллективе, я Вас, Ираида Фёдоровна, приглашаю принять участие в окончательных переговорах школы и фабрики…».

В 1975 года здесь было открыто профессионально-техническое училище (ПТУ) на 150 человек. В нём теоретические занятия вели инженерно-технические работники Л.А. Акимова, А. Ратникова, а практические - инструкторы А.А. Шалаева, Е.И. Клочкова, А.И. Филиппова, Е. Елисеева, Г. Доспехова под общим руководством мастера производственного обучения М.Х. Воробьёвой-Баранковой.


2-й выпуск ПТУ. 1977 год

Знакомство с новой Конституцией СССР. 1977 год

Лучшие выпускники ПТУ фабрики «Оргтруд»

Улица Строителей, д. 6.
Общежития на 328 мест, в котором поселили девушек, приехавших из Казахстана, Башкирии, Удмуртии и других областей осваивать в ПТУ профессию ткачихи. Воспитателями в общежитии были К.И. Крюкова, К. Платицина, В. Куликова.

Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ" г. ВЛАДИМИРА зарегистрирована 27 сентября 2001 г. Руководитель организации: директор Новикова Евгения Дмитриевна (с 11 января 2006 г.).
Организация ликвидирована 17 декабря 2007 г.
Директора школы рабочей молодёжи: И.П. Галактионов, М.Д. Малышева, Е.О. Комарова, Е.Д. Дубровина, Б.А. Петухов, Е.Д. Новикова.

МОУ Средняя общеобразовательная школа №47, г. Владимир
Мкр. Оргтруд

Категория: Оргтруд | Добавил: Николай (24.08.2021)
Просмотров: 199 | Теги: Оргтруд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2022
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru