Деревянную башню, которой любуются ребята, сделал оргтрудовец Саша Багров
«Традиционная весенняя выставка детского технического творчества недавно закончила свою работу в Доме пионеров и школьников. Здесь были представлены лучшие работы юных умельцев из разных школ города и района… Посетителей заинтересовали работы Светы Игнатьевой и Оли Морозовой, Сергея Махалина и Андрея Чикалева, Рустама Базгутдинова и Алексея Порошилова — ребят из этих школ. Как всегда, восхищение вызвали поделки из дерева, выполненные оргтрудовцами Юрой Лещинским, Сашей Багровым, не первый раз принимающими участие в выставке» («Знамя», 4 апреля 1991). ВЛКСМ на своем последнем 22 съезде осенью (27 сентября 1991 года) принял решение о самороспуске.
«В школе поселка шли уроки. В коридорах — тишина. Грустный, чем-то, по-моему, огорченный мальчишка молча проводил меня до дверей кабинета директора школы. С Тамарой Степановной Волковой я встретилась первый раз. Энергия, женское обаяние, снимающие путы условностей,— все в ней располагало к общению. На разговор ее вызывать не пришлось. Говорила свободно, рассказывала о своих учениках, отношениях с фабрикой, о школьных проблемах и радостях. — В школе увеличивается количество классов. Если раньше с трудом уговаривали родителей оформлять детей в школу с шести лет, то сейчас с этим проблем нет. Условия у нас для детей-шестилеток хорошие. Только вот давят цены. Очень дорогие продукты. А «закрытые» учреждения всегда получают все самое дорогостоящее. Сметана сейчас — 50 рублей килограмм, мясо — 70, очень дорогой творог, а ведь это основной продукт в детском рационе. Хотелось бы, чтобы кроме моркови, свеклы, капусты были у детей на столе яблоки, другие фрукты. Не всегда это получается. Очень трудно с приобретением мебели. В школе многое уже требует замены, а цены ужасные. Судите сами: стол учительский — 4500, парта — 600 рублей, доски школьные — 1500. Где брать такие деньги? Сложное время для руководителя школы. В души детей оно тоже вносит сумбур и сумятицу. Чувствует ли это директор? — Давит на них это время, — говорит она, — расковывает. Но чтобы инициативнее становились, так нет. Неправильное иногда у детей понятие свободы. Могут, например, прийти на урок в чем-то невообразимом, могут «свободно» говорить с учителем, забыв об уважении. И очень многое зависит от грамотности, интеллекта учителей в общении с учеником. Посёлок Оргтруд — фабричный, поэтому связь с фабрикой наитеснейшая. Ученики с большой охотой идут работать на производство. Это понятно, ведь заработная плата на фабрике довольно высокая. В 1991 году из девятого класса четверо ушли работать и одновременно учатся в центре образования молодежи. Очень довольны. Несмотря на то, что недостатка в рабочих фабрика не испытывает, школьников берут. В основном, конечно, тех, кто вынужден прекращать учебу и идти работать. Совсем недавно было: из одиннадцатого класса, со второго полугодия ушел парень на фабрику к отцу в помощники — директор Л.А. Андрианова пошла навстречу, так как отец хороший работник и семье его, в которой растут четверо мальчишек, приходится туго. Теперь ученик будет приносить в дом 400 рублей и продолжит учебу в центре образования. С фабричным производством «сталкивается» каждый старшеклассник: ученики 10-11 классов осваивают профессии ткача и слесаря-ремонтника. Но ткачих на фабрике требуется все меньше и меньше, поэтому Т.С. Волкова думает над тем, что лучше девушек-старшеклассниц обучать шитью. Но тут есть проблема, которую она решить пока не может — нет верложной машины. В разговоре Тамара Степановна часто упоминала о центре образования молодежи. Я попросила объяснить его назначение. — Мы получили право неуспевающего ученика направлять для обучения в этот центр, где он учится, работает и получает специальность. Связано это с тем, что не каждый ребенок может усвоить школьную программу, — ему необходим другой вариант обучения. Сейчас в центре обучаются 112 человек. Профессия — на выбор: поммастера, ткачиха, жестянщик, плотник. Желающие смогут обучиться мастерству швеи. Планируется открытие при центре платных курсов портних. И, конечно, не забыла Тамара Степановна о своих коллегах-учителях» («Знамя», 8 февраля 1992). «В Оргтрудовской средней школе похищена радиоаппаратура» («Знамя», 14 марта 1992). «Ежегодно в период весенних каникул в центре внешкольной работы проходит выставка технического творчества школьников… Жюри подвело итоги. По разделу «Изделия народных промыслов» первое место заняла Оргтрудовская средняя школа — первый приз Юрию Лещинскому за резьбу по дереву, второе место заняла Гаврильцевская школа, третья — Серебровская; по вышивке: первое место — школа № 3, второе — школа № 2, третье — Оргтрудовская; по разделу «Машины и механизмы»: первое место — Вахромеееская школа, второе — Второвская средняя, третье — Давыдовская» («Знамя», 11 апреля 1992).
«Начинающий учитель с высшим образованием, работающий на ставку (18 часов в неделю), получает 1260 рублей, учитель со стажем от 5 до 10 лет получает 1310 руб., от 10 до 15 лет — 1360 руб., учитель, проработавший свыше 15 лет в школе, с апреля этого года получает 1512 рублей. Увеличены доплаты в 7 раз за классное руководство, за проверку тетрадей. Даже получая полторы тысячи, учитель не имеет прожиточного минимума. Вы понимаете, что работа учителя очень специфическая, она каждый день связана с детьми разного возраста и накладывает свой отпечаток на жизнь. После школы учитель продолжает работать дома — это проверка тетрадей, подготовка планов к урокам. Сейчас требования к урокам стали другими — нужно творчество…» («Знамя», 23 мая 1992). «ЧТОБЫ РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ, НУЖНО ИХ ЛЮБИТЬ В Оргтруде я познакомилась с двумя учителями начальных классов Любовью Александровной Мельниковой и Любовью Владимировной Галаниной при интересных обстоятельствах: закончился учебный год В классе празднично. В вазах огромные букеты тюльпанов. Их принесли дети и их родители своим любимым учителям. Гости разошлись, класс полупустой, а учителя все не уходят и не уходят, вспоминают, какими были пети, андрюши, сережи, когда пришли в нулевой класс. — Каким же был для вас обеих этот год? — Очень насыщенным. — Представляете, — говорит Любовь Владимировна, — у меня были шестилетки. — Ну, совершенно никакого понятия не имели ни о дисциплине в классе и самодисциплине, о коллективе, не имели характере. Иногда моя готовность к уроку разлеталась в пух и прах, как только я входила в класс. И урок шел интересный, хотя и импровизированный. — Я в этом году выпускала ребят, — вступила в беседу Любовь Александровна Мельникова, — мы чувствовали, что скоро будем прощаться, поэтому были как-то трогательно внимательны друг к другу. Мы уже были единым коллективом друзей, все друг про друга узнавших за четыре года. Учителя долго рассказывали, как они строят урок, как индивидуально подходят к каждому своему воспитаннику, развивая его способности. Я поняла, энергичные, не способные, кажется, ни уставать, ни унывать молодые учителя убеждены: гражданина мы должны растить с первых шагов его жизни, с детства. Они энтузиасты. Им интересен любой ребенок с его миром. Когда кто-либо жалуется на детей: шалят, толкаются, кричат — учителя кивают головой и добавляют: — Так и должно быть. Если ребенок замкнут, нелюдим, с ним что-то неладно. Его обязательно нужно расшевелить, не оставлять одного. Дети должны много двигаться. У них большой запас энергии. Наша цель ее правильно распределить и направить. — Чему вы прежде всего учите своих малышей? — Грамоте, это естественно, а еще прежде всего, чтобы они научились жалеть животных. Если научатся жалеть гусеницу, воробья, кошку, собаку, то очень много умного и доброго потом произрастет. — Советуете ли вы что-то их родителям? — Они должны понимать, что ребенка воспитываешь не назиданием, а только собственным примером. Поэтому — надо самим быть на уровне собственных требований к детям! — Это не всегда всем удается — начать требовать с себя. — Надо стремиться к идеалу. Спрашиваю: — У вас в школе работало и по всей вероятности будет работать методическое объединение молодых учителей, учителей начальных классов. Кто им руководил? Учителя смеются. Оказывается, как раз сегодня прошли новые выборы и Любовь Владимировна сдала руководство МО Любови Александровне. Они говорят о том, что объединение нужно школе. Оно сплачивает учителей по профессиональному признаку, помогает развивать творческий поиск. Есть у объединения и наставники: лучшие учителя школы, опытные, отличники народного образования Ника Александровна Румянцева, Галина Григорьевна Курова, Зинаида Федоровна Жаворонкова. Они приходят к молодым педагогам на уроки, помогают в поиске, позовут на свой открытый урок. Это учителя учителей. Закончился учебным год, но не для моих собеседниц. Они снова с детьми. В них вся их жизнь. Например, Любовь Александровна Мельникова с другими учителями лето проводит в лагере «Солнышко», который будет работать при школе. — Постараюсь, чтобы у ребят был не менее интересный отдых. Они любят игры, движение. Это и возьму за основу. Пусть набираются силенок для нового учебного года. Пожелаю молодым учителям Оргтрудовской школы исполнения всех творческих исканий. А. ШИЦ» («Знамя», 13 июня 1992).
«Был прекрасен этот вечер Так восклицали многие участники рождественского вечера, который состоялся 7 января в Оргтрудовской средней школе. Он был организован общественностью поселка для пожилых жителей. Представьте большой актовый зал, в середине которого наряжена лесная красавица. А за столиками с чаем да печеньем те, которым минуло ... лет. На вечере присутствовало более ста человек. Для нашего поселка это немало. Был импровизированный концерт, который организовали сами участники, разнообразные шутки, аттракционы, игры, танцы. Финансировали это мероприятие поселковый Совет, фабрика «Организованный труд». Столовая фабрики предложила на рождественский стол свои кондитерские изделия. Н. ДУБОВА, председатель профкома фабрики «Организованный труд» («Знамя», 23 января 1993). «Вот сейчас в Оргтруде возят группу детей начальных классов во владимирскую воскресную церковную школу. Родители пожелали этого, учительница удовлетворила их просьбу. Там дети поют, слушают церковные лекции. И, считаю необходимым отметить, что дети заметно изменились, стали добрее, внимательнее по отношению друг к другу» («Знамя», 20 февраля 1993). «Готова к началу занятий Оргтрудовская средняя школа. Ремонт сделан чистенько и аккуратно» («Знамя», 28 августа 1993). «Заместитель директора Нина Васильевна Матвеева (директор Тамара Степановна Волкова лежит в больнице) рассказала, что в школе проходит аттестация учителей. Все нормально. Педагогический коллектив готовится к смотру художественной самодеятельности. В школе работает детская организация «Спектр», занимается коллективно-творческими делами под руководством Ольги Степановны Германовой. Плакат на стене призывает включиться в общешкольный конкурс на лучшую инсценировку басни» («Знамя», 12 марта 1994).
1969 – 1995 гг. – общеобразовательная школа п. Оргтруд.
Новикова Светлана Петровна
В 1994 году на должность директора была назначена Новикова Светлана Петровна.
«Мне нравится бывать в оргтрудовской школе, и не только потому, что здесь любят гостей, доброжелательно принимают, раскрывают новые странички своего бытия. Здесь и дети воспитанные, раскованные, охотно вступают в беседу. Останавливаю бегущую девчушку с косичками в коридоре. — Торопишься? — Очень. — Как тебя зовут? — Алена из шестого класса. — Куда ты спешишь? — К Галине Юрьевне... — Что-нибудь готовите? — Такое, такое интересное, заходите, узнаете, мы все вам расскажем. В комнате, которая когда-то носила название «пионерской», все осталось на прежних местах, только отсутствует некоторая атрибутика, символы пионерской организации, носящей имя Александра Матросова. Нет барабана, нет горна... Но сюда по-прежнему не закрывается дверь. Идут и бегут в комнату, как в штаб свой, ребятишки от мала до велика. И по-прежнему группирует вокруг себя ребят бывшая старшая пионервожатая, а ныне организатор работы с детьми Ольга Степановна Германова вкупе с заместителем директора по воспитательной работе Галиной Юрьевной Пухлимской. — Я совершенно недавно в этой должности,— говорит она, — поэтому без помощи Ольги Степановны Германовой мне было бы очень трудно начинать работать с детьми. Разумеется, в Оргтрудовской школе действует множество кружков, Галину Юрьевну я застала как раз склоненной над большим листом, куда она красиво вписывала названия кружков и их руководителей. — В школа, можно сказать, все любят движение, поэтому много ребят записаны в кружки физического развития: кикбоксинга, стрелковый, лыжный, которыми руководят Игорь Горбунов, Вячеслав Валентинович Шебонилов, Евгений Евгеньевич Першин, — рассказывает Галина Юрьевна. — Вы, наверное, согласитесь со мной, что селу нужен сильный учитель. Более сильный, чем городу. Почему? Да потому, что он для наших ребятишек все: и Третьяковская галерея, и Большой зал консерватории. Я это к тому, что мы приглашаем в школу профессионалов даже из Владимира. Так, у нас наш школьный хор ведет Елена Владимировна Лапина. Она поет в знаменитом камерном хоре Маркина. Есть у нас танцевальный кружок, где танцуют наши будущие артисты под руководством Анны Валерьевны Бакунцевой. Эмма Павловна Троицкая занимается с нашими девочками, обучая их ручной и машинной вышивке. Также пробуют найти свое решение в изготовлении различных поделок, приобретают смекалку и умение ребята в кружке «Техническое творчество» у Виктора Александровича Аввакумова. Предложил нам свои услуги Евгений Туров, тоже наш земляк, увлекающийся музыкой. С помощью наших учащихся Саши Блашенкова, Коли Наследиикова, Аллы Талызиной, Ани Петуховой, Иры Жуковой, Тани Лагуновой он проводит дискотеки для всех классов, начиная с пятиклассников... — Вот Алена сказала, что вы сейчас заняты чем-то очень интересным? — В школе на самом деле чувствуется оживление: все заняты подготовкой к вечеру, название которому нам подсказал Александр Сергеевич Пушкин: «Уж небо осенью дышало». Мы сами с ребятами сочинили сценарий. Будет очень весело. Придумали различные шутки, конкурсы, розыгрыши. Будут призы... — Будут и затраты. Как вы решаете эту проблему? — Своими силами. Немного сами зарабатываем. Очень многое делает учитель обслуживающего труда Ирина Борисовна Маркова. С девочками она искусно оформляет наш актовый зал для всех вечеров. Много поделок дети изготавливают своими руками. Например, скромные, но трогательные подарки были вручены учителям на день учителя. Их сшили девочки на уроках Ирины Борисовны. — Мы продолжаем наши лучшие традиции,— вступает в беседу Ольга Степановна Германова. — Школа основана в 1929 году. Сейчас мы на пороге 65-летия. У нас никогда не прекращалась поисковая, краеведческая работа. Готовимся к юбилею. Ребята пишут летопись школы, разыскивают старых учителей или их родственников, собирают фотоснимки. Готовят вечер встречи выпускников. — Я помню, оргтрудовские ребята очень много путешествовали. Взять хотя бы участие во всесоюзной военно-патриотической игре «Зарница». На «войну» ребята уезжали в другие республики. — Мы восстанавливаем то, что потеряли, — продолжает Ольга Степановна. — Сейчас завязался тесный контакт с областной филармонией. Зам. директора по концертной работе М.Н. Григорова предложила нам бесплатный абонемент на концерты. Приезжал работник центра туристско-краеведческой работы, предложил ряд поездок, экскурсий по Владимирской области и за ее пределами: в Московский цирк, в Санкт-Петербург, Иваново, Брест, Плес... Кое-что мы себе выбрали. Надо отметить, что инициативу учителей всегда поддерживает директор школы Светлана Петровна Новикова. У нас очень интересно прошли День знаний, День учителя, День туризма мы провели под названием «Люди идут по свету». Вся школа в этот день участвовала в веселых играх на свежем воздухе. Одни ребята проводили спортивную эстафету на общепоселковом стадионе, старшеклассники — на полигоне у Грезинской речки. Еще об одном новшестве хотелось бы рассказать: областной Дом творчества юных предложил нашим старшеклассникам семинар по этике. Занятия будут проходить один раз в месяц в течение всего учебного года. 6 октября на первом занятии побывали восьмиклассники. Вела семинар Елена Геннадьевна Пукалова. Он проходил в форме игры. И этот час, как отметили все девушки, пролетел как одно мгновение, было интересно. — Значит, школа готовится к своему юбилею? — В новый учебный год мы вступили не плохо. 660 учащихся вошли в светлые, отремонтированные классы. Школа подготовлена к работе в зимних условиях. В некоторых классах обновлена мебель. Приобретен автомобиль для подвоза продуктов. В школе работает столовая. Завтракает наша школа бесплатно. От уплаты за обеды освобождены 115 человек из многодетных, малообеспеченных семей. Школа пополнилась молодыми учителями. Налаживается дежурство классов по школе. Вы, наверное, заметили, у нас чисто — дети приносят с собой сменную обувь. Недавно мы провели трудовой десант по уборке территории школы, навели порядок. Но, у нас, наверное, как и у всех в наше время, много проблем, особенно финансовых, от которых никуда не денешься. Например, даже на вечер встречи выпускников школы, посвященный юбилею, нужны будут средства. Их надо изыскать. Такова Оргтрудовская школа со своими старыми и новыми традициями. Есть тут заслуга и директора, и педагогов. Все вместе они составляют настоящий коллектив единомышленников, беспокойных, дружных, одинаково преданных делу. Можно перечислить самых лучших, самых инициативных. Это Галина Григорьевна Курова и Нина Александровна Румянцева. Они организовали для ребят воскресную христианскую школу, факультатив. Ездят в Боголюбовский храм. Многое сделали для школы и другие учителя. Но тогда пришлось бы называть всех учителей Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 21 октября 1994).
«В школах вводится новая дисциплина — Конституция РФ. Уже существующие учебные программы «Человек и общество», «Граждановедение» и «Права человека» будут дополнены новыми специальными курсами. Подготовлен учебник для 9-го класса «Политика и право», значительная часть которого посвящена Конституции Российской Федерации. Подобным тиражом вышли и «Основы правоведения», в которых Конституции также уделено серьёзное внимание» («Знамя», 16 декабря 1994). «31 декабря 1995 года на 54 году ушла из жизни Волкова Тамара Степановна, прекрасный человек, отличный учитель, умелый руководитель школы. Тамару Степановну отличали такие качества, как: острый ум, целеустремленность, принципиальность. Она умело, по-деловому решала вопросы управления школой и учебно-воспитательным процессом. Ее уважали все: и ученики, и учителя, и жители поселка. Она снискала любовь и уважение у коллег, руководителей школ района. Вот такой, яркой и неповторимой, останется Тамара Степановна в нашей памяти» («Знамя», 12 января 1996).
Волкова Тамара Степановна
1996-1999 гг. – Оргтрудовская средняя школа.
С 1996 года школа реализует программу профильного обучения. За это время были реализованы учебные планы классов подготовки младшего медицинского работника; столяра; автослесаря; швеи; оператора ЭВМ, а так же классы естественно-научного; информационно-технического профиля.
«Из 71 выпускника факультета иностранных языков Владимирского педуниверситета, окончивших его в нынешнем году, в школу пожелали пойти работать лишь 8 человек. И это на всю область! Спросите, какое отношение данный факт имеет к жизни поселка Оргтруд? Самое непосредственное, поскольку поселковая средняя школа испытывает острую потребность в учителе английского языка. Проникнувшись ею, народные избранники решили походатайствовать перед районным Советом народных депутатов о выделении 5 млн. рублей для обучения на факультете иностранных языков Марковой Наташи. Дело в том, что эта девушка нынешним летом поступала на иняз, но недобрала 1 балл, чтобы учиться бесплатно. Выбор перед ней такой: или на будущий год делать еще одну попытку поступить, или, заплатив 5 млн. рублей, приступить к занятиям уже нынешней осенью. Для школы второй вариант предпочтительней, так как в этом случае абитуриентка подписывает контракт, по которому обязуется по окончании университета 3 года отработать в школе, да к тому же 30 процентов от 5 миллионов возместят ее родители. P.S. Денег, как стало известно, не нашлось. А Наташа поступила на рабфак. И даже если все у нее сложится с учебой хорошо и по окончании ВУЗа она решит вернуться в родную школу, то произойдет это на год позже, чем могло бы быть» («Знамя», 12 октября 1996). «Приостанавливают работу, участвуют в пикетировании, подают в суды на свои администрации (Брызгаловская, Новкинская, Оргтрудовская школы). Готовы и на крайнюю меру — забастовку на период аттестации учащихся» («Знамя», 14 марта 1997).
22 апреля 1997 года, педагоги Владимирской области решили выйти на забастовку. Кое-где учебный процесс планировалось приостановить на целый день, а кое-где - лишь на один-два часа. По сведениям райкома профсоюза работников народного образования, в Камешковском районе акцию педагогов области решили поддержать в 14 общеобразовательных школах. Причины солидарных действий лежат на поверхности: это задолженность по заработной плате, которая частично погашена лишь за февраль, это долги по выплатам на приобретение книгоиздательской продукции и по командировочным расходам, связанным с поездками на учебу для повышения квалификации. Чувствуется нехватка мебели в Оргтрудовской средней школе. «Благодарность детей Мы хотим сказать большое спасибо всем, кто организовал наш отдых в летнем лагере «Солнышко». В лагере нам очень понравилось. Мы хорошо отдохнули, еще крепче подружились друг с другом, нашли новых друзей. Особенно интересными были походы в лес, спортивные игры, дискотеки, видеосалон. Мы разучили новые песни под гитару с Е.Н. Филимоновой. Интересно прошел конкурс рисунков на асфальте «Как прекрасен этот мир». Незабываемым был концерт в последний лагерный день, в котором активно участвовали все отряды. Во всем этом нам помогали наши воспитатели — люди веселые, добрые, терпеливые. Это Г.В. Колесова, В.П. Гусева, Т.К. Зайцева, Е.Н. Филимонова, И.В. Иванова, Н.Б. Турова и начальник лагеря А.В. Еремина. Хочется сказать спасибо и нашим поварам за вкусно приготовленные завтраки и обеды, за сладкие полдники. Мы бы желали, чтобы этот летний лагерь работал каждый год и радовал нас. Марина Волкова, Аня Зайцева, Наташа Сергеева, Оля Целяпина, Света Потекаева, учащиеся Оргтрудовской школы, отдыхавшие в «Солнышке» во вторую смену» («Знамя», 18 июля 1997).
В декабре 1997 года в Оргтрудовский поссовет были впервые избраны: председателем — директор Оргтрудовской общеобразовательной школы Светлана Петровна Новикова, депутатами — учителя школы Лидия Николаевна Антановская, Вячеслав Валентинович Шебонилов.
«ОРГТРУДОВСКАЯ средняя школа. По телефону сообщила директор школы Светлана Петровна Новикова. Школа бурт готова к началу учебного года. Заканчивается косметический ремонт. Отремонтировали отопительную систему. Провели ревизию газовых котлов. Все затраты на ремонт провели по взаимозачетам. В ремонте помогали Оргтрудовская администрация и МУП ЖКХ. Крестьянское хозяйство «Гадоне» из Гатихи по взаимозачетам отделывает кабинеты (директора и учительскую). Первый год у нас работает заместитель директора по АХЧ Владимир Алексеевич Груздев. Все ремонтные работы проводятся под его руководством. Он показал себя очень ответственным работником. Ученики начальных классов в новом учебном году будут учиться в стapoм деревянном здании (бывшая начальная школа). Учителя Ирина Владимировна Куликова, Светлана Викторовна Иванова, Наталья Витальевна Кузнечихина, Нина Александровна Румянцева вышли раньше из отпуска с тем, чтобы своевременно подготовить классы к занятиям. Им помогают родители учеников. Основная наша проблема - приобретение мебели и учебников. Школе 30 лет и столько же у нас не менялись шкафы, которые, естественно, требуют обновления. За учебники не проплачено еще за 1995 год. Не знаем, как будет разрешаться проблема с организацией питания школьников. Что нового в учебном процессе? Продолжаем содружество с Владимирским промышленным коммерческим лицеем, в котором учащиеся изучают машинопись, бухгалтерский учет и работу на компьютере. У нас уже 15 учеников закончили первый курс. В этом году снова есть желающие из 10-11 классов получить такую профессию. Срок обучения два года. Месячная плата 40 рублей. Заниматься предстоит по шесть часов в неделю. Проезд до Владимира на рейсовом автобусе. Но даже это не является препятствием для тех, кто хочет получить профессию в лицее. Все также будут работать в школе классы компенсирующего обучения, классы повышенного уровня обучения. Пятый год мы работаем по базисному плану — направление: разный уровень обучения. Есть в школе педагог-психолог. Ольга Степановна Германова — социальный педагог. У нее большой опыт педагогической и организаторской работы в школе. Она — хороший помощник родителям и учителям. Как и во всех школах мучает нас безденежье. Технические работники получают чуть больше ста рублей. А есть среди них еще и матери-одиночки, которым необходимо заплатить за детей в детский садик, собрать ученика в школу. Денег на житье совсем не остается. Наш профсоюз выступил с предложением: не начинать учебный год 1 сентября до тех пор, пока не выплатят заработную плату за лето. Но никому от этого призыва легче не станет, только сорвется начало учебного процесса» («Знамя», 14 августа 1998). В октябре 1998 года в пос. Оргтруд было открыто отделение районного детско-юношеского клуба физической подготовки на базе средней школы. «Однажды известный математик пытался объяснить своему знакомому поэту, что такое пространство, тот долго его слушал, а затем сказал: «Это все не так. Я знаю, что пространство голубое и по нему летают птицы». - Так видят пространство поэты. А как его видят математики? Давайте, дети, посмотрим на пространство глазами математика. Приблизительно так нетрадиционно проходят уроки одна из лучших наших учителей математики Ирина Николаевна Семёнова. В этом году Ирина Николаевна выпускала 11 класс. И очень переживала за каждого ученика. Выпускные экзамены показали, что выпускники не подвели своего учителя. Ирина Николаевна работает учителем математики уже 12 лет. Работает творчески, спокойно, уверенно, применяя оригинальные приемы. Успехов в работе добивается личной заинтересованностью в судьбе каждого ребенка, приучая детей трудом добиваться знаний. Во время уроков создает в классе обстановку доверия и психологической безопасности: дети открыты для общения и развития. В течение пяти лет Ирина Николаевна опробовала методику Шаталова в 5—7 классах. Есть чему поучиться молодым учителям! Под руководством Ирины Николаевны учащиеся поступили и занимались в Новосибирской заочной физико-математической школе. В своей работе каждый раз стремилась использовать все то новое, чем вооружает нас методика, Ирина Николаевна проводит и уроки-практикумы, и уроки-лекции, и семинарские занятия, а система индивидуальных и групповых консультаций по работе как с отстающими, так и с одаренными детьми дает свои результаты — высокий уровень подготовки выпускников к поступлению как в высшие, так и средние учебные заведения. Ирина Николаевна щедро делится с коллегами опытом своей работы, дает открытые уроки, выступает на педагогических советах и семинарах, является руководителем школьного методического объединения учителей математики, работает на доверии со стороны администрации и имеет звание «Старший учитель». Обычно бытует мнение, что математики — «сухари». Ирина Николаевна в корне отвергает это мнение. Всем известна ее безграничная увлеченность животные и любовь к природе, которую она также прививает своим воспитанникам. А в свободное время, которого у нее практически не бывает, Ирина Николаевна любит посидеть с книгой любимых поэтов. С. НОВИКОВА, директор Оргтрудовской школы» («Знамя», 28 августа 1998). «На приз имени Т.Д. Седенкова 13 февраля пятнадцать команд школ района участвовали в лично-командном первенстве по стрельбе из пневматической винтовки. Соревнования проводились на приз имени Героя Советского Союза, камешковца Т.Д. Седенкова, учрежденный районным советом РОСТО. Каждый из участников первенства должен был поразить по пять мишеней из положений лежа, с колена и стоя. Абсолютных результатов показать не удалось никому. В командном зачете с результатом 48 пораженных мишеней из 60 лидировала победительница прошлогодних соревнований, команда средней школы пос. Мирный. Она и получила главный приз РОСТО — пневматическую винтовку. Второе место «отстреляли» ученики Оргтрудовской средней школы, третье — Сергеихинской. Всем командам-призерам соревнований были вручены грамоты районного совета РОСТО, победителям в личном зачете — ценные призы от той же организации» («Знамя», 26 февраля 1999). «Оргтрудовской средней школе — 70 лет За семь десятков лет школа выпустила из своих стен не одну тысячу выпускников, большинством из которых она гордится. Выпускники нашли свое место в жизни, получили самые разнообразные профессии. В настоящее время работают в правоохранительных органах прокуроры, судьи, адвокаты, юристы, работники МВД — Л.Н. Тарасова, А.Г. Сморчков, В.В. Чешков, В.А. Михеев, А.В. Филимонов; в учреждениях здравоохранения — О.О. Гришина, И.А. Майская, Н.Р. Кашицына, Н.А. Ляпнева, А.Е. Маслова; стали инженерами, техниками — Б.В. Трофимов, С.В. Садовников, И.И. Мазурок, М.В. Концов, В.Н. Чагин. Список можно продолжать и продолжать. Коллектив учителей сумел привить любовь к педагогической профессии: более ста выпускников получили профессию учителя. Только в настоящее время в школе работают 30 выпускников школы, в том числе заслуженный учитель И.А. Коновалова. Директорами школ являются М.Н. Босхолова, Г.Г. Пенкина, Л.В. Галанина и другие. Коллектив учителей гордится медалистами школы разных лет — Валерием Терентьевым, Татьяной Затоковенко, Натальей Малышевой, Ниной Михеевой, Валентиной Кочетковой и многими другими. Из стен нашей школы вышли Герой Советского Союза Виктор Андреевич Башкиров, работник МИДа Л.Б. Бурдюков, генералы А.Н. Белоусов, В.В. Корнилов, директора крупных предприятий и их заместители — среди них Е.М. Мухин и Ю.С. Митрофанов, заслуженный работник сельского хозяйства Г.И. Дмитриева, заслуженный учитель Ю.И. Баринов, поэт Олег Бушко.
Бушко О.М. и корреспондент газеты Барашков М.А. на встрече с выпускниками Оргтрудовской ср. школы
Выпускники также не забывают свою родную школу, вспоминают о своем участии в ее жизни, о победах на различного рода соревнованиях, олимпиадах. Школа являлась «опорной» как в районе, так и в области. Трижды учащиеся школы участвовали во Всесоюзной игре «Зарница» под руководством учителя начальной военной готовки П.Т. Афёнова, где занимали призовые места. Участники художественной самодеятельности, юные цветоводы и овощеводы, политинформаторы, члены краеведческого кружка успешно выступали в районных и областных мероприятиях. Выпускники часто встречаются с автором этих строк, проработавшей в школе 53 года, в том числе 25 лет - директором, вспоминают, как строили мастерские, теплицы, оснащали школу — новостройку, сажали цветы, деревья, оформляли кабинеты, как под руководством пионервожатой О.С. Германовой проводили сборы отрядов дружины, с благодарностью говорят о своих любимых учителях Г.М. Матреничкиной, М.Н. Карповой, Н.К. Барановой, И.Д. Митрофановой, С.П. Филимоновой, Л.В. Петуховой, Н.М. Марковой, О.Н. Зацепиловой и о многих других. Активное участие в учкоме, комитете комсомола, в работе пионерской дружины способствовало выработке навыков руководства. В настоящее время только в Оргтруде руководителями являются такие выпускники школы, как В.Н. Щетников — глава администрации, Е.В. Николаева — директор музыкальной школы, Г.Н. Яковлева — директор дома-интерната для престарелых и инвалидов, возглавляет торговлю в поселке Н.А. Гуреева, заместители директора школы — также ее выпускники И.Б. Маркова, С.Н. Пухлимский, главным врачом больницы им. Фрунзе в настоящее время является М.Б. Аввакумова. Выпускники — частые гости школы. Приезжающие к своим родственникам в поселок Оргтруд, возвращающиеся из армии или прибывающие в отпуск из воинской части приходят в школу, где всегда находят теплый прием. В субботу 20 марта в 15 часов в школе состоится праздник, посвященный юбилею, замечательный повод вновь побывать в любимой школе, встретиться с учителями, своими школьными друзьями. Школа ждет своих выпускников. М. МАЛЫШЕВА, учитель Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 13 марта 1999).
«В октябре 1998 года в пос. Оргтруд было открыто отделение районного детско-юношеского клуба физической подготовки на базе средней школы. Ребятам повезло: занятие с ними проводит Андрей Владимирович Прокопенко, для которого работа с подростками является смыслом его жизни. Андрей Владимирович сам прошел школу Олимпийского резерва по футболу и работу в Оргтрудовской школе поставил на высокий профессиональный уровень. В Оргтрудовском отделении ДЮКФП 4 группы, которые объединяют 80 учащихся. Хорошо понимая значение организации досуга, укрепления здоровья, развития физической культуры молодежи, действенную помощь в создании материальной базы отделению оказывает глава местного самоуправления пос. Оргтруд Валерий Борисович Щетников, который помог родителям приобрести футбольную форму для ребят. В настоящее время ведется строительство спортивной площадки, изготавливаются приспособления для занятий футболом. Какой радостью светились глаза ребят, получивших новую красивую спортивную форму! Совместные усилия тренера, главы администрации, педагогов школы принесут свои положительные результаты. Хочется пожелать, чтобы главы других территорий района обратили внимание на опыт оргтрудоцев и оказали содействие в организации отделений районного ДЮКФП на местах. Это позволит возродить физическую культуру в районе, соревнования на приз «Кожаный мяч». А. МИХАЙЛОВ, директор ДЮКФП» («Знамя», 2 апреля 1999).
«…Как было отмечено на заседании наиболее ответственно отнесся к организации летнего отдыха Б. Щетников, глава местного самоуправления поселка Оргтруд. В одном пришкольном оргтрудовском лагере, отдохнет больше ребят, чем во всех пришкольных лагерях г. Камешкова» («Знамя», 28 мая 1999).
«Решением президиума Камешковского районного Совета народных депутатов и администрации Камешковского района Почетными грамотами Камешковского района за продолжительную и добросовестную работу в органах образования, высокий профессионализм и творческий труд награждены: НОВИКОВА Светлана Петровна, директор Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 3 сентября 1999).
«Накануне Дня учителя я побывала в Оргтрудовской средней школе и побеседовала с завучем Ириной Борисовной Марковой. Директор школы С.П. Новикова в этот день была на сессии райсовета. Коротко о И.Б. Марковой. Ее родители Борис Алексеевич и Людмила Владимировна Петуховы тоже были учителями. Борис Алексеевич работал директором Оргтрудовской ШРМ. Ни о какой другой профессии, кроме, как об учительской, Ирина Борисовна не мечтала. Она с детства хотела быть только учителем, как ее родители. Закончив Оргтрудовскую школу, она поступила на биофак Владимирского пединститута и в 1997 году уже работала сначала учителем биологии и химии в ШРМ, затем перешла в Оргтрудовскую общеобразовательную школу. Вот уже третий год Ирина Борисовна завуч школы по учебно-воспитательной работе. На мой вопрос, над чем работает сейчас творческий коллектив Оргтрудовской школы, Ирина Борисовна рассказала: — Школа работает по базисному плану, который позволяет маневрировать в выборе содержания обучения, в определении специфики школы. Мы перешли на внутриклассную дифференциацию. В этом году у нас занимается два десятых класса. Дети по уровню знаний совершенно разные. Одна часть ребят занимается по профилю технологии, другая — идет по естественно-математическому циклу обучения. Отлажено содружество с ЦОНом (центром обучения населения, директор Евгения Дмитриевна Новикова). Наши старшеклассники обучаются профессии автослесаря. Преподаватель Александр Александрович Борисов из ЦОНа читает у нас теорию автослесарного дела. А на практические занятия учащиеся ходят в ЦОН, где есть база, специально оборудованный кабинет и есть лицензия для проведения таких занятий. Девушки-старшеклассницы проходят профилизацию на швею-мотористку и бухгалтера в ЦОНе. Преподаватель Елена Александровна Ильинская. В естественно-математическом цикле учащиеся занимаются на факультативах: математики, химии, биологии, органической химии и факультативе «Здоровье человека и окружающая среда». Нам кажется, что это очень важная для нас творческая находка — связь с ЦОНом. Перед нами стоят задачи, которые мы успешно решаем. Это переход на новое содержание образования. Перевод начального образования на четырехгодичное обучение. То есть мы готовимся к 12-летней школе. В среднем звене — это переход на концентрическую систему обучения, когда основа знаний будет заложена до 10-го класса, а далее в 10-11 классах пойдет уже углубленное изучение всего пройденного. — Вы считаете, что у нас в стране будет двенадцатилетнее образование? — Оно нужно тем детям, которые захотят углубить свое образование. Конечно, не все будут учиться до 12-го класса. Трудно родителям. Но жажда знаний все-таки пересилит. Кому-то ведь просто необходимо поступить в институт. Сейчас мы уже переходим на концентрическую систему обучения. Далее для развития индивидуальных особенностей личности школьника у нас реализуется программа разноуровневого обучения. Созданы классы компенсирующего обучения 3 «в» и 9 «г». Есть классы для детей с повышенным уровнем обучаемости. Это 5 «б», 6 «а», 9 «в» классы. У них интересная, усложненная программа, увеличены часы по некоторым предметам, например, естествознанию. Надо отметить, что ни один ребенок не ушел из этого класса. Трудно, но дети сами признаются, что им интересно учиться по таким программам. Привыкают. Реализуются у нас и такие направления, как научно-естественное и экономическое. Есть факультативы: «Наглядная геометрия», «Твоя Вселенная» и трехгодичный курс естествознания. Также мы пересмотрели содержание традиционных программ предметов и методов их преподавания: химии, физики, математики. Сегодня преподавание их ведется на предельном уровне интенсивности, уделяется внимание внеклассной работе, организуются в помощь школьникам познавательные олимпиады, факультативы... Еще одно из направлений — экономическое. Ильинская Елена Александровна преподает экономику для восьмиклассников, предпринимательское дело для старшеклассников... В школе обучаются 596 учащихся (18 классов), каждый школьник чувствует себя комфортно. — Ваши планы реализуются. Вы видите результаты? — Первое — это то, что наши выпускники легко поступают в учебные заведения. Если девятиклассники и возвращаются к нам в 10-й класс, то только по материальным причинам: некоторым родителям не под силу учить ребенка в областном городе. У нас же всегда можно получить профессии, которые я уже назвала: автослесарь, швея-мотористка, бухгалтер. Поступили в учебные заведения наши два медалиста Саша Горелин, Галина Облок. Наши дети свободны в выборе любимых предметов, а помогают им определиться замечательные учителя. У нас творчески работающий коллектив. И в заключение, я хочу весь педколлектив школы, ветеранов образования поздравить с Днем учителя, всем пожелать в учебном году творческих находок, удач, счастья, здоровья!» («Знамя», 30 сентября 1999).
«ПО НАТУРЕ ОПТИМИСТ Если попытаться коротко определить жизненный и творческий путь преподавателя физического воспитания Оргтрудовской средней школы, учителя высшей категории, Владимира Александровича Филимонова, кстати рожденного под знаком Дракона, то его, пожалуй, можно обозначить одним словом «верность» — верность единожды выбранной профессии, а именно профессии учителя. Хотя справедливости ради стоит заметить и некоторые "уходы" в сторону на год—два. Это вертолетная школа ДОСААФ (1969-1970 гг.), уход матросом на плавбазе в Атлантический океан (1975-1976 гг.), работа в Пражском торгпредстве (1994-1995 гг.). Но, как говорится, куда бы нас ни бросила судьбина, все те же мы. Так и Владимир Александрович Филимонов остался верен себе. Он был настойчив в осуществлении цели. Как с молодых лет не представлял себе иной профессии, кроме учительской, так и по жизни добился своего. В 1981 году он закончил Владимирский педагогический институт. Но еще задолго до поступления в институт он уже работал в родной школе учителем физкультуры. Заядлый футболист и волейболист он создал школьную волейбольную команду, побеждая с нею в соревнованиях как в районе, так и в области. Очень сожалеет, что уже давно волейбольные баталии по неизвестной причине совершенно прекратились в области. Говорит, что, пожалуй, нет другой такой спортивной игры, которая так же благотворно влияет на физическое развитие ребенка, подростка и взрослого. Она сочетает в себе все элементы легкой атлетики: быстрое передвижение по площадке, прыжки, метание мяча. Хорошо развивает реакцию. Я давно знаю Владимира Александровича как очень увлекающегося человека. (Его увлечения: фотография, астрономия: дома есть телескоп, интересными были организованные им «Веселые старты». Он имеет диплом областного конкурса учителей физкультуры. Был на телепередаче «Это вы можете» — когда-то была такая передача на ТВ). Имеет авторское свидетельство № 782817 Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий на изобретение так называемого "дикого мяча", который очень трудно поймать. (Есть такой мяч в Оргтрудовской школе, и Владимир Александрович продемонстрировал его "выкрутасы"). Идея изобретения мяча со смещенным центром тяжести была подсказана случаем. Дети оторвали голову пластмассовой кукле-неваляшке, что раскачивается с малиновым звоном, и получился маленький мяч, кто-то подкинул его под потолок, а поймать не смог. Мяч, описав пируэт, проскочил мимо рук. Десять раз подбрасывали, только раз поймали. Пошли играть во двор. Филимонов — вратарь неплохой (играл за область), с пяти метров не мог мяч поймать. Иной раз, не долетев метра до рук, вертлявый мяч неожиданно поворачивал в сторону или взмывал вверх. Словом, было то, что нужно для давно задуманной усложненной тренировки вратарей. Опытный образец сделали в школьной мастерской. К стенке малой камеры приклеили детский надувной шарик, заполненный водой. Тотчас и поиграли. Мяч создавал на поле самые неожиданные ситуации. Восторженные вопли не смолкали. Ребята не услышали даже, как прозвенел школьный звонок. Затем такой мяч применялся в играх и развлечениях в детском саду, в спортивно-оздоровительном диспансере для детей, больных сколиозом. — Игра с таким мячом, — замечает В.А. Филимонов, — благоприятно влияет на восстановление функции и развитие костно-мышечной системы при выполнении различных упражнений. Новинка была одобрена. В нашей беседе Владимир Александрович не говорил лично о себе, он все чаще сбивался на фразы: «мы придумали, мы проводим, мы победили в турслете» и т.д. И я спросила, кого он имеет в виду под словом «мы». Он ответил: — Во-первых, это мой выпускник Вячеслав Валентинович Шебонилов, прошедший через афганскую войну. Его я «вел» от первого класса до одиннадцатого по физкультуре, сейчас он наш преподаватель, это Евгений Евгеньевич Першин, без которого не проходит ни один турслет (кстати, в нынешнем турслете мы поделили 1-2 места в районе со школой № 2 г. Камешково), это Андрей Валентинович Прокопенко, создавший у нас футбольную секцию, в которой сейчас занимаются около 50 ребят. Среди них есть и девчата, мечтающие выйти на футбольное поле. — На что все-таки ориентирует своих учеников учитель физкультуры? — Конечно, на общую физическую подготовку. У нас самая благородная цель — вырастить будущее поколение здоровым. Спорт — это энергичный образ жизни. В школе формируется, закаляется организм ребенка. Мы хотим и делаем все для того, чтобы каждый выпускник нашей школы был физически хорошо развит, с хорошей волей к победе, чтобы выйдя из стен школы, он не чувствовал бы себя обреченным перед жизненными трудностями. Поэтому мы, учителя физкультуры, так настойчиво добиваемся, чтобы на уроки физкультуры ходили все учащиеся. У Владимира Александровича Филимонова трое детей. В 1994 году умерла жена, которая тоже была учителем Оргтрудовской школы. Старшие дети, Елена и Антон, уже получили образование, работают. Владимир Александрович воспитывает Илью — восьмиклассника. Все делает для того, чтобы он вырос гармоничной личностью. В 1997 году В.А. Филимонов выпустил очередной 11 класс. В этом году он классный руководитель в пятом классе. Много времени проводит с ребятами. Недавно организовал поездку класса в Суздаль. Ребята остались довольны экскурсией. Сейчас, класс увлечен подготовкой к встрече 2000 года. - Владимир Александрович, а что ждет рожденный под знаком Дракона от года Дракона? — Я по жизни оптимист. Надеюсь, что жизнь будет у нас улучшаться. Верю в это. Хорошо, если бы в школе обновился спортивный инвентарь, который давным-давно не менялся. Для себя: пройти аттестацию и снова подтвердить эту оценку — высшей категории — 14-й разряд. Хочу, чтобы все мои близкие, родные, были здоровы и счастливы в Новом году. — Пусть все это сбудется! — Спасибо. А. ШИЦ» («Знамя», 31 декабря 1999).
«ПЕРЕД НАМИ ПУТЬ БОЛЬШОЙ» Как и где вы хотели бы применить себя? На этот вопрос редакция попробовала получить ответ в старших классах в школе № 1 г. Камешково и Оргтрудовской средней школе. В Оргтрудовской средней школе в беседе приняли участие: София Насырова, Катя Толокнова, Юрий Новиков, Сергей Жабин (9 «В» класс), Катя Шубина, Юлия Марфина (11 класс). «Передо мной цель — закончить хорошо школу, значит впереди еще 2,5 года в школе. Сейчас учусь хорошо. Мечтаю стать педиатром. Больше буду проводить профилактических работ по предупреждению различных детских заболеваний, чтобы у нас не было больных детей» (София). «Буду юристом. Применяя законы, буду бороться с различными правонарушениями» (Катя). «Надо хорошо закончить школу, чтобы поступить в университет. Наверное, пойду на экономический факультет. Мне интересны уже сейчас разные перипетии в экономике» (Юрий). «Меня влечет космос. Люблю физику, математику. Думаю найти свое место в отечественной науке» (Сергей). Катя Шубина и Юлия Марфина — подруги. Они решили в Новом году после окончания школы идти работать на Владимирский Автоприбор, так как у родителей нет средств, чтобы заплатить за обучение в институте. «Некоторые наши выпускники прошлых лет работают на заводском конвейере. Рассказывают, что можно привыкнуть, хотя работа утомительная. Но мы, молодые, думаю, нам по силам будет эта работа. Учиться с Юлией будем заочно, постараемся поступить на экономический факультет. Считаем, что это престижно» (Катя). Никто из ребят, принявших участие в беседе о будущем, не изъявил желание стать политологами, высказав мнение, что жизнь интереснее политики» («Знамя», 31 декабря 1999).
Ребята из Оргтрудовской школы
«Едет учитель во Владимир за свой счет, т.к. ни командировочных ему не оплачивают, ни книгоиздательских он не получает. Правда, идут навстречу учителям, например, в поселке Оргтруд — поселковая администрация выплачивает им проезд туда и обратно до места учебы, в последнее время находит возможности для этого и городская администрация... На свои же деньги покупает учебники. А вот методическую литературу на свою скромную зарплату он приобрести уже не в состоянии. Вот и «гуляет» порой одна книжка по всему району, пока не зачитают ее до дыр. Приехать же в район, на заседание методического объединения, тоже бывает порой не на что. Конечно, все это не на пользу делу.
— Да, концентр — это уже взгляд на 12-летку, — по мнению учителя химии Оргтрудовской средней школы И.А. Коноваловой. — Конечно, программы в основной школе явно упрощены, но думаю, сделано это для того, чтобы создать детям с разными возможностями условия для получения основного образования. Основная школа — это "запевка", специализация знаний будет осуществляться в средней. Концентр — это нормально, дает свою оценку новой системе Ирина Александровна. Это даже интересно — перестраиваться, начинать все заново. А вот по поводу 12-летки — единого мнения пока нет» («Знамя», 28 января 2000).
«Есть компьютерный класс! Известно, что материальная база школ с каждым годом становится все хуже и хуже. Ждать помощи неоткуда. Однако в Оргтрудовской школе пытались найти выход из положения по созданию компьютерного класса. Хотя, если посмотреть с одной стороны, зачем бы компьютеры в школе, когда кормить детей нечем, учебников недостает, нет мела, нет карт... С другой стороны, при бурном развитии технического прогресса детям хочется иметь все, в том числе и современную технику — компьютеры. Первой ласточкой комплектования компьютерного класса был подарок депутата ЗС области М.В. Волосова. 1 сентября 1998 года он передал школе два компьютера. Естественно, проблему создания класса это не решило. Администрация школы продолжала поиск. Помощь пришла от бывшего выпускника школы 40-х годов Александра Серафимовича Бурдюкова, работника Московского Государственного университета леса. Он предложил школе обратиться в университет с просьбой об оказании помощи в создании компьютерного класса. Вскоре пришел ответ: Оргтрудовской школе готовы передать компьютеры безвозмездно факультет ФЭСТ (профессор Олег Николаевич Новоселов). Всю оформительскую сторону по передаче компьютеров взял на себя заведующий лабораторией университета Павел Алексеевич Тарасенко. В конце концов от него пришло письмо с приглашением забрать компьютеры. 20 компьютеров было доставлено в Оргтруд. Конечно, они не самые новые, но для занятий в школе пригодны. Класс был оборудован при помощи поселковой администрации. Дети приступили к занятиям. Уроки информатики проводит учитель Сергей Валерьевич Зорькин. Довольны мы, довольны дети. Как хорошо, что на Руси не перевелись люди, делающие добро. Спасибо им! Совет школы» («Знамя», 11 февраля 2000).
«Судьба нас хранила от пули душмана — Из нашего поселка Оргтруд в Афганистане в разное время отслужили девять парней, — рассказывает бывший воин-афганец, а ныне учитель ОБЖ Оргтрудовской средней школы Вячеслав Валентинович Шебонилов, — все мы вернулись с той войны живыми и здоровыми. Считаем, что судьба нас хранила от пули душмана. Кроме меня Афган прошли Юрий Аввакумов, Андрей Пелевин, Борис Лаврухин, Александр Жабин, Леонид Санников, Владимир Макаров, Олег Кузнецов, Владимир Шерышев. Из них Жабин и Аввакумов — офицеры. Вячеслав, еще учась в школе, любил физкультуру, спорт. Под руководством учителя физкультуры В.А. Филимонова, принимал участие во многих районных, областных соревнованиях по легкой атлетике, в лыжных кроссах за честь школы. Все это очень ему пригодилось в армии. Он хотел служить в воздушно-десантных войсках. Знал, что туда направляют физически крепких, выносливых, спортивно подготовленных ребят. И готовил себя. Но до армии он еще успел поработать на производстве. А так как был из семьи текстильщиков: и мама, и сестра работали на Оргтрудовской фабрике, то какое-то время сначала побыл в учениках помощника мастера, затем сам стал помощником мастера. Как он и хотел, служить попал в ВДВ. В Прибалтике в в/ч Гайжуная закончил сержантскую школу. Вместе с ним «учебку» в Прибалтике прошел и его земляк Владимир Макаров. 2 ноября 1986 года Вячеслав уже был в Кабуле, где дислоцировался их полк. Он говорит, что это были обычные десантные войска. Но что скрывалось под этими простыми словами. — Мы сопровождали автоколонны с разными армейскими грузами, продовольствием, которые от самолетов развозились, доставлялись в наши войсковые части, разбросанные по Афганистану, — говорит Вячеслав Валентинович. А я вспоминаю кинохронику тех лет об Афганистане. Не нужно быть военным человеком, чтобы представить себе, какую опасность таит передвижение колонны с грузами в условиях горной трассы. Моджахеды минировали дороги, устраивали завалы, были и засады. Места выбирали узкие, или на подъеме. И били, били по колонне прицельным огнем. Но на войне было, как на войне. Случалось, что попадали в экстремальные ситуации, в которых человек порой забывал о себе, думал больше о других. Когда же наступало затишье, бойцы с изумлением разглядывали эту страну: красивые, фруктовые долины, удивительные заснеженные перевалы. Ужасали нищета, болезни, отсталость. Женщин можно было узнать только по парандже. — Мы воевали, защищая наши южные рубежи. Но никто не победил, потому что такой народ, фанатически преданный исламской религии, с которым мы встретились лицом к лицу, победить нельзя. Просто исполнили свой долг, — заметил Вячеслав Валентинович. — Я, например, ни о чем не жалею. Надо было служить, мы служили. Приказы у военных не обсуждаются. После Афганистана Вячеслав закончил Владимирский педагогический институт, факультет физического воспитания. Сейчас преподает в своей школе основы безопасности жизнедеятельности. Женился на выпускнице Оргтрудовской школы. У Вячеслава и Ольги Шебониловых подрастает дочка Олеся. — На своих уроках Вячеслав Валентинович очень собран, бывает ставит перед ребятами такую задачу: а если ты попадешь в такую ситуацию, когда от твоего жизненного опыта и физической подготовки, знаний, умений будет зависеть жизнь вверенного тебе человека, как ты поступишь? И ребята отвечают так, как их готовит учитель, — рассказывает о своем коллеге учитель физкультуры Владимир Александрович Филимонов. — У нас есть ребята среди десяти-одиннадцатиклассников, которые серьезно относятся к занятиям по физкультуре, готовят себя к взрослой жизни после школы, — говорит Вячеслав Валентинович. — По линии ДОСААФ в военно-прикладном многоборье (стрельбе из пневматической винтовки, подтягиванию, метанию гранаты, кроссу на 1000 метров) Павел Летягин, Максим Жуков, Александр Старов, Александр Смирнов в течение двух лет удерживают первенство в районе. — Выступаете перед ребятами, на занятиях рассказываете об Афганистане? — Конечно. Говорю о том, что лучше б не было никаких войн, чтобы люди не гибли от пуль и снарядов. Но уж если попал на войну, то веди себя достойно. Знай, что безвыходных ситуаций не бывает. Ищи выход. Будь готов к сопротивлению. Мы, прошедшие Афган, очень дружим. Там в горах зародилось это воинское братство. Стараемся помочь друг другу. Ежегодно 15 февраля мы собираемся на вечер памяти воинов-афганцев. Незабываемый такой вечер состоялся в нашем Доме культуры. Он был посвящен 10-летию вывода наших войск из Афганистана. Был большой концерт, в котором звучали песни под гитару об Афганистане. Зал был переполнен. Есть видеокассета об этом вечере. Так что Афганистан всегда будет с нами: и в сердце, и в памяти. А. ШИЦ» («Знамя», 11 февраля 2000).