Мерно постукивали на стыках колеса. Конец июля послевоенного 1946 года. С утра до вечера широкие двери теплушек оставались открытыми, принося в вагон запахи лесов и степей, таежных дебрей. Все дальше и дальше от Москвы увозил поезд своих пассажиров — более пятисот молодых специалистов разных отраслей народного хозяйства, откликнувшихся на призыв партии освоить богатства советского Дальнего Востока. Среди них — строители и геологи, рыбаки и механики, врачи и учителя. Они знали, что будет трудно в незнакомом краю, но, как и их предшественники — легендарные строители Комсомольска-на-Амуре, — верили, что справятся с любыми трудностями. Их не останавливали ни более чем скромная одежонка, ни скудное питание, ни проезд на голых нарах в теплушках. Задорные комсомольские песни звенели над вагонами, за что поезд прозвали «веселым». Дежурные так и передавали по линии:
— Принимайте «веселый»!
В одной из теплушек ехала невысокая тоненькая девушка Рита из поселка Оргтруд, что неподалеку от Владимира. Все ее нехитрые пожитки легко умещались в маленьком потертом чемоданчике. Вместе со всеми она весело пела, смеялась шуткам, а на станциях выбегала из вагона, чтобы разжиться у местных торговок какими-нибудь продуктами на ожидавшую впереди дорогу. По ночам подолгу не могла заснуть, думая о предстоящей жизни и работе. Позади были школа и два года учебы во Владимирском учительском институте. Почему именно педагог? Сколько помнит себя — перед глазами был пример бабушки, отца, матери, всю жизнь отдавших школе, работе с детьми.
...Бабушка, Елена Ивановна Чиркова (20.05.1888-13.01.1965). Вся ее жизнь тесно переплелась с революцией, со строительством нового общества в нашей стране. Молодой ткачихой вступила она в партию большевиков, была одним из самых активных членов бюро партячейки фабрики «Организованный труд». В качестве делегата участвовала в работе 17-го областного съезда Советов во Владимире. Но окончательный выбор пути сделала в 1929 году, после окончания курсов красных директоров в Иванове. Тогда ее направили в поселок Оргтруд директором школы фабрично-заводского обучения, потом директором общеобразовательной школы-семилетки. Это был первый красный директор школы в нынешнем Камешковском районе. Много сил отдала она борьбе за ликвидацию неграмотности среди жителей родного поселка. Каждую свободную минуту отдавала общественной работе, была членом женсовета и других массовых организаций, выступала с лекциями и беседами на самые различные темы.
Когда пришел грозный 1941 год, Елена Ивановна была уже на пенсии. Но в трудное для страны время она не могла сидеть без дела, не могла хоть чем-то не помогать людям. Работала в детских яслях — поваром, заведующей. Старожилы поселка и сейчас с теплой благодарностью вспоминают об этой энергичной женщине, глубоко любящей людей и труд на их благо, настоящем коммунисте, организаторе, руководителе, пропагандисте, воспитателе.
Елена Ивановна Чиркова не предполагала, что станет основателем учительской династии, давшей потом стране более двадцати педагогов, многие из которых работают сейчас в разных уголках нашей Родины. Их общий педагогический стаж насчитывает сотни лет и с каждым годом продолжает расти.
А тогда первой по стопам бабушки пошла мать Риты, Елена Сергеевна. Закончила педагогический институт и стала работать в школе. Педагогом был и ее муж — Василий Васильевич Преображенский, награжденный за добросовестный труд орденом «Знак Почета». С поста директора школы ушел он на фронт, отважно сражался с кровавым врагом, был несколько раз ранен, отмечен боевыми наградами, получил звание старшего лейтенанта. После войны прожил немного: сказались перенесенные на фронтовых дорогах суровые испытания и полученные в жестоких боях тяжелые раны. Учителями стали братья и сестры Василия Васильевича. Преподавателем математики в городе Лакинске работал Александр Васильевич, награжденный орденом Ленина. Участвовал в боях с фашистскими захватчиками завуч Оргтрудовской средней школы Владимир Васильевич Преображенский. Преподавала в начальных классах Мария Васильевна Преображенская. После них в школу один за другим начали приходить их преемники — дети, внуки.
Сын Е.И. Чирковой Алексей Сергеевич был партийным работником, а его дети и внуки составили еще одну ветвь родового учительского древа...
...Третьего августа «веселый» поезд прибыл в Хабаровск. Молодых учителей принял заведующий краевым отделом народного образования Григорьев, познакомил с положением дел в крае. Кадры учителей требовались везде: во Владивостоке, на Сахалине, на Камчатке. Рита, которую бабушка и мать учили не бояться никаких трудностей, а настойчиво преодолевать их, решила: еду на Камчатку. Такое же решение приняли еще несколько человек. Сначала их отправили во Владивосток, а оттуда теплоходом на полуостров. Море дышало совсем по-осеннему. Рита и ее попутчики впервые попали в настоящий шторм. Огромные серо-зеленые валы монотонно раскачивали теплоход, из-за бьющих в лицо холодных брызг и сильной качки на палубе стоять было невозможно, поэтому пассажиры прятались в каютах, с тревогой прислушиваясь к тому, что происходит снаружи. И лишь когда наконец прибыли в Петропавловск-Камчатский, все вздохнули свободно. Несколько дней молодые специалисты жили в помещении одного местного клуба. Получили по ордерам одежду — пальто: на Камчатке уже царили настоящие холода.
Местом будущей работы Риты был определен поселок Кихчик Усть-Большерецкого района. Выяснилось, что добраться туда не так-то просто. До поселка имени Микояна, что на западном побережье полуострова, ее довез старенький пароход «Луга», периодически доставлявший местным жителям все необходимое для жизни. До Кихчика ехала на собаках, пришлось даже заночевать прямо под открытым небом.
Поселок оказался довольно большим по тамошним меркам, с рыбоконсервным комбинатом, поселковым Советом и средней школой, в которой Рите и предстояло отныне работать. Коллектив школы во главе с директором Николаем Григорьевичем Зудиновым принял коллегу тепло, дружелюбно. Поручили преподавать историю и русский язык, доверили руководство пятым классом. А вскоре пришлось выполнять и обязанности старшей пионервожатой. Работы девушка не боялась, тем более что уже имела некоторый навык. Еще в Оргтруде в четырнадцать лет была она старшей пионервожатой, а потом и подменным воспитателем в детском саду, не раз приглашали ее, как равную, на заседания педсовета. Одно смущало ее на первых порах. Здесь, на Камчатке, среди ее учеников-старшеклассников было немало людей, по возрасту старше своей учительницы. Не сразу привыкла, что это к ней, девятнадцатилетней, обращаются недавние фронтовики так уважительно, по имени-отчеству: — Маргарита Дмитриевна!
Общительная по натуре, с добрым сердцем и отзывчивой душой, она очень скоро завоевала авторитет и уважение у местных жителей. По ее инициативе впервые в истории поселка в честь 1 Мая провели праздничную демонстрацию, при ее активном участии организовали художественную самодеятельность, стали устраивать концерты. Председатель поссовета Шинкаренко не раз обращался к молодой учительнице с просьбой помочь провести какое-либо массовое мероприятие, считая ее одним из активнейших своих помощников. Но скоро пришла беда. Неблагоприятный климат отрицательно сказался на зрении: Рита начала слепнуть. В 1949 году пришлось проститься с Камчаткой и возвратиться на родину. И все же первый экзамен на прочность был сдан на «отлично».
В Оргтруде как раз решено было открыть школу рабочей молодежи. И Маргариту Дмитриевну сразу по приезде назначили ее директором. Штат — восемь учителей. Начинали с «нуля». Пошла к директору местной фабрики, пригласила в школу, рассказала о ее нуждах. Скоро предприятие выделило деньги на приобретение мебели, оборудования, канцелярских принадлежностей, наглядных пособий. Обязанности директора Маргарита Дмитриевна Малышева с первых дней совмещала с преподаванием сразу нескольких дисциплин. И это несмотря на рождение дочери Светланы, а через год и второй — Наташи.
В 1952 году ей предложили перейти в Оргтрудовскую среднюю общеобразовательную школу. Преподавала русский язык, литературу, историю, обществоведение, была завучем, а потом в течение двадцати лет, до самого ухода на пенсию, директором школы. Ушла на пенсию, но не смогла уйти из школы — продолжает работать преподавателем, классным руководителем, помогает молодым учителям в их профессиональном росте, передавая новичкам свой богатейший опыт воспитателя. За многолетний плодотворный труд награждена двумя медалями, несколькими Почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР, ЦК ВЛКСМ, областного и районного отделов народного образования, областного педагогического общества, по праву носит почетное звание «Отличник просвещения РСФСР».
Трудно, пожалуй, по достоинству оценить тот огромный вклад, который внесли представители славной учительской династии в развитие народного образования в поселке Оргтруд. Не случайно местная средняя школа стала опорной, показательной для областного института усовершенствования учителей. Сюда едут за опытом школьные работники из всех городов и сел Владимирщины. Открытые уроки, семинары, совещания на самые разные темы стали здесь обычным явлением. Здесь есть чему поучиться, что перенять полезного и нужного. Но ведь сначала все это хорошее надо было создать!
Представители третьего и четвертого поколений династии Чирковых: В.А. Филимонов, М.Д. Малышева и ее дочь С.П. Филимонова
Когда Маргарита Дмитриевна начинала работать директором, школа была старой, деревянной, очень тесной. И директор становится завхозом, снабженцем, ходатаем по разным учреждениям. И вот уже к старой школе сделана пристройка. Но этого все же мало. Начинается и в 1969 году заканчивается строительство совершенно нового здания. Появилась возможность перейти на кабинетную систему обучения.
М.Д. Малышева с самого начала своей педагогической деятельности была твердым приверженцем трудового обучения детей. Из школы должен выйти не просто образованный человек, а человек, обладающий какими-либо профессиональными навыками, уже выбравший или почти выбравший свой дальнейший жизненный путь. Уже тогда оргтрудовские школьники проходили производственную практику на местной фабрике, осваивая текстильные профессии. У школы установились прочные связи с соседним колхозом «Большевик», где ребята, оказывая хозяйству посильную помощь, одновременно постигали азы земледелия. Рядом со школой выросло отдельное здание мастерских, где мальчики учились столярничать, слесарничать, токарничать, девочки занимались домоводством.
Конечно, в одиночку добиться чего-то очень трудно. Поэтому директор своим энтузиазмом, энергией увлекала коллег. Преподаватель биологии Н.М. Маркова поддержала и словом, и делом. Возле школы вырос вишневый сад, были заложены теплицы. Выращенные здесь фрукты и овощи шли в школьную столовую, излишки сдавали в торговлю, а на вырученные деньги приобретали семена новых культур, огородный и спортивный инвентарь. Занимаясь опытничеством, юные биологи выводили новые сорта гладиолусов, астр, которые потом неоднократно успешно демонстрировались на районных, областных выставках и даже на ВДНХ СССР. Ребята выводили и новые сорта томатов, которые затем давали неплохой урожай на плантациях колхоза «Большевик».
Когда время потребовало начать обучение детей в школе с шестилетнего возраста, пример подали опять-таки оргтрудовцы, которые раньше других в районе оказались подготовленными к проведению этого эксперимента. Он прошел успешно. Опыт оргтрудовцев стал примером для школ всего района и области.
В беседах с молодыми педагогами Маргарита Дмитриевна любит повторять слова Л.Н. Толстого: «Учитель не может останавливаться в знаниях. Всякий учитель, подвигая учеников вперед, чувствует потребность самому учиться». Этому наказу великого писателя она следует всю свою жизнь. Несмотря на огромный опыт, к очередному уроку готовится так же, как к первому в жизни. Не пропускает ни одной возможности узнать что-то новое в педагогической практике, постоянно следит за специальной литературой. Охотно делится опытом и перенимает доброе у других. Ее знают как активного члена президиума областного педагогического общества, заведующую секцией трудового воспитания и профессиональной ориентации, энергичного пропагандиста педагогических знаний. В 1973 и в 1974 годах Малышева выступила на Всероссийских научно-методических конференциях по вопросам участия общественности в коммунистическом воспитании учащихся общеобразовательных школ. Ее работы вошли в выпущенное издательством «Просвещение» методическое пособие «Содружество школы и общественности». М.Д. Малышева часто выступает перед слушателями областного института усовершенствования учителей, с целью обмена опытом побывала у коллег в Новгороде и Рязани, дважды в составе советских делегаций выезжала за рубеж — знакомиться с постановкой школьного дела в ЧССР и Польше.
Нельзя не сказать об увлечении Маргариты Дмитриевны литературным творчеством. Это, наверное, передалось от мамы: Елена Сергеевна до сих пор (ей более 80 лет) пишет стихи. Еще в 1964 году Владимирское книжное издательство выпустило брошюру М.Д. Малышевой «Работа литературно-творческого кружка». Кружок этот она вела много лет, передавая ребятам любовь к прекрасному миру слова. В 1961 году в литературно-художественном сборнике «Зарницы» был опубликован один из ее рассказов — «Мальчик с Камчатки», навеянный пребыванием автора в этом суровом краю. Как большую реликвию хранит Маргарита Дмитриевна письмо от 4 сентября 1975 года, которое прислал ей известный владимирский писатель Сергей Никитин: «Вы очень просто и непринужденно умеете рассказать о самых обыденных вещах. Это интересно и приятно читать. Храните эту простоту, не изменяйте ей во имя подражания чему-нибудь и литературщины. Пишите только о том, что знаете, не выдумывайте». Ни на минуту не забывает Маргарита Дмитриевна, что она коммунист, член школьной парторганизации. Добросовестное выполнение даже самого кратковременного, не требующего больших усилий партийного поручения — главный закон для нее. Давно уже является она лектором, агитатором, организатором и непосредственным участником многих больших и малых дел в школе, на фабрике, в поселке, избиралась членом ревизионной комиссии райкома КПСС, делегатом районных партконференций. Более тридцати лет единодушно избирают ее депутатом поселкового Совета народных депутатов, более двадцати лет исполняет она нелегкие обязанности заместителя председателя поссовета, являясь одновременно председателем постоянной комиссии по социалистической законности и охране общественного порядка. Служить народу, честным трудом оправдывать его доверие — в этом видит коммунист Малышева свой депутатский долг.
Не без гордости говорит Маргарита Дмитриевна, что ей есть кому передать эстафету: стала учителем ее дочь Светлана Петровна, работает здесь же, в Оргтруде, преподает английский язык. Учителем физкультуры работает в школе и Владимир Александрович Филимонов — муж Светланы Петровны, в прошлом лучший спортсмен школы. Они не просто дают свои уроки, а относятся к делу творчески, изучают и применяют практически наиболее передовое, прогрессивное в науке, продолжая добрые традиции семьи. Неслучайно обоих часто приглашают выступать перед слушателями областного института усовершенствования учителей. Опыт работы Светланы Петровны обобщен и представлен на ВДНХ СССР, а Владимир Александрович имеет авторское свидетельство на изобретение мяча со смещенным центром тяжести.
Учитель всегда в гуще жизни, на самой ее стремнине. Естественно, его не могут не коснуться даже малейшие изменения в ней, тем более такие, которые начались в нашей стране после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, XXVII съезда КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции, провозгласивших курс на ускорение социально-экономического развития страны, перестройку во всех сферах нашей жизни.
— Мы внимательно изучаем партийные документы, — говорит Маргарита Дмитриевна. — Обсуждаем их в школе и дома, особо выделяем те места, где сказано об идеологической, воспитательной работе. Наш путь в будущее — через демократию, а демократия — это люди, кадры. Где же, как не в школе, начинается их воспитание, их подготовка к предстоящей жизни? Поэтому перестройка для нас предполагает прежде всего повышение качества нашей работы, мастерства. Эту работу, трудную, но крайне важную и необходимую, нужно вести комплексно и целеустремленно, инициативно и творчески, изживая из педагогики серость, штамп, назидательность и дидактичность. В реализации школьной реформы есть уже позитивные сдвиги, появились крупицы чего-то нового, прогрессивного. Но этого еще мало. Поиски нового, а главное, его практическое воплощение надо ускорять и ускорять. Определяющей чертой каждого учителя в наше время должна быть неуспокоенность.
В январе 1985 года Камешковский районный отдел народного образования и отраслевой райком профсоюза пригласили представителей династии Чирковых на встречу с молодыми учителями района. Из каких только мест не приехали они! Из Лакинска, Киржача, Владимира, из Волгоградской, Мурманской областей. Накануне устроители встречи побывали в Оргтрудовской школе. Они спросили одного из старшеклассников, знает ли он, что М.Д. Малышева — представитель целой династии учителей.
— А как же не знать? — удивился тот. — Из этой же династии наши Светлана Петровна и Владимир Александрович Филимоновы. Предметы, которые они преподают, мы любим. В школе и после ее окончания мы стараемся быть во всем похожими на своих учителей.
...Быть похожими на своих учителей! Какой глубокий смысл заложен в этих словах. Сколько в них тепла, искренности, детской благодарности. Наверное, не случайно только за последние три года более десяти выпускников Оргтрудовской средней школы решили стать учителями, поступив в педагогические институты. Дело наставников становится делом их учеников.
На памятной встрече в ДК «13-й Октябрь» прозвучало много добрых и теплых слов в адрес учительской династии. Сколько детей обучила эта семья, скольким людям дала она путевку в большую жизнь! И каждый из членов этой семьи никогда не замыкался на выполнении только своих прямых обязанностей. Все работали и работают творчески, обогащая своим опытом педагогическую науку. Обращаясь к молодым учителям, М.Д. Малышева говорила:
— Старайтесь жить и работать по принципу: гореть самим и зажигать других.
По этому принципу живут представители большой учительской династии, корни которой прочно связаны с родной владимирской землей.