Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
12:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимирская энциклопедия

Малышева Маргарита Дмитриевна

Малышева Маргарита Дмитриевна

Малышева Маргарита Дмитриевна (08.11.1926 – 25.03.2022) – директор Оргтрудовской средней школы (1961 – 1986).

Малышева Маргарита родилась 8 ноября 1926 года в городе Владимире, на Зеленой улице, в семье учителей.
В 1929 г. семья переехала в пос. Оргтруд (сейчас мкр. г. Владимира).
В 1929 г. было выстроено деревянное здание для школы-семилетки при фабрике «Организованный труд». Директором школы была назначена бабушка Маргариты, окончившая курсы красных директоров в городе Иванове - Чиркова Елена Ивановна (см. династия учителей Чирковых), бывшая ткачиха Лемешенской мануфактуры. Но она решительно отказалась. На приёме у заведующей областным отделом образования Моркиной Марии Александровны она заявила: «Не могу же я с начальным образованием руководить семилетней школой и давать указания учителям, имеющим профессиональную подготовку». Было решено направить Е.И. Чиркову заведующей детскими яслями, располагавшимися к этому времени в доме фабриканта Никитина.
Директором Оргтрудовской семилетней школы был назначен Михаил Васильевич Руфицкий.
В 1941 г. Маргарита окончила 7 классов Оргтрудовской средней школы. Из-за плохого зрения ее не послали, как одноклассников, работать на фабрику, а направили в детские ясли. В 1942 году была принята воспитателем в ясли. Работу в яслях совмещала с учебой в средней школе.
В небольшом рабочем поселке на Владимирщине, в Оргтруде окончила школу скромная девчонка, которой очень хотелось учить детей. Школьные годы ее сверстников были пронизаны сводками Информбюро, горестными думами взрослых о погибших на фронте сыновьях и дочерях. Это еще больше укрепило ее заветную мечту.
В 1944 г. М. Малышева поступает во Владимирский учительский институт на историко-филологический факультет. В институте подружилась с Игорем Дудкиным (потом преподавателем Владимирского пединститута). Перед распределением он забеспокоился: а вдруг их пошлют туда, где не будет специализированной литературы, и предложил изучить иностранные политические термины - такие, как «милитаризм». И выучить историю города Владимира и его улицы и старинные здания.
Закончилась война. Многие из школьных учителей пали на поле брани, защищая мир и покой своей Родины. Стране нужны были педагогические кадры. В 1946 г. Маргарита Дмитриевна получает диплом преподавателя и по распределению направляется в Кихчикскую среднюю школу Камчатской области.
Рыбацкий поселок Кихчик затерялся где-то в северных снегах. Справа - Охотское море, слева - тундра. Леса вокруг - не сыщешь. Завьюжит пурга - никуда не спрячешься. Снег бьет в лицо, неприятный, колючий, лезет за воротник. В двух шагах ничего не видно. Того и гляди, что налетит на тебя встречная упряжка собак. Услышишь шум, прижмешься к обочине, точнее сказать, к сугробу, и только слышно разгоряченное дыхание собак, да окрики каюра, упряжки самой не видно.
Тогда она начала писать рассказы, о которых одобрительно отозвался Сергей Никитин. Писала о своих учениках, об участниках войны.
Школа от дома, где поселилась молодая учительница, была недалеко. Однако в такую погоду добираться до нее приходилось долго, тем более что за ночь нанесет столько снега, что утром дверь открывается с трудом.
Несмотря на то, что школа была небольшой, педагогического персонала все-таки не хватало. Маргарите Дмитриевне приходилось вести ряд предметов и одновременно быть старшей пионервожатой школы. Но работа нравилась, а это самое главное в учительской деятельности. Пусть не хватало учебников, пусть срывались уроки из-за непогоды, пусть было трудно - но это первые годы учительствования. Своих первых учеников Маргарита Дмитриевна вспоминает до сих пор с душевной теплотой.
Бывшие ученики тоже не забывают своего учителя. Почтальон регулярно приносит ей весточку из Ростова-на-Дону от Апраксимова Анатолия. Он уже не тот мальчишка, который сидел за партой в далеком поселке Кихчик. Закончив Московский технологический институт пищевой промышленности, он работает по своей специальности.
К каждому празднику Маргарита Дмитриевна получает открытки и телеграммы от Никишкина Николая, Кирюхина Леонида и других своих первых учеников.
Прошли годы. Маргарита Дмитриевна вернулась в Оргтруд. С 1948 года Малышева М.Д. работала директором ШРМ (директора ШРМ: И.П. Галактионов, М.Д. Малышева, Е.О. Комарова, Е.Д. Дубровина, Б.А. Петухов, Е.Д. Новикова.), затем завучем Оргтрудовской средней школы, преподавала русский язык и литературу.
Из книги Малышевой М.Д. «Поворот судьбы. Роман. Продолжение повести «Выбор». Некоторые имена в романе изменены. Малышева М.Д. – Фаина Миловидова. Юрьевск – гор. Владимир. «… На совещаниях, семинарах Фаина часто встречалась с директором Крутовской средней школой Марией Ильиничной Афониной. Она уважительно относилась к молодому директору ШРМ и желала её иметь в качестве своего помощника.
В конце августа они ехали на автобусе из Юрьевска с совещания пропагандистов. Мария Ильинична сказала:
- Фаина Васильевна, в школе постоянно растёт количество учеников. Нам уже положен второй завуч. У Вас двое малышей, и работа в вечернее время, я думаю, Вам в тягость. Переводитесь в нашу школу завучем. Я дам согласие. Буду рада с Вами вместе работать.
- Большое спасибо за предложение. Я посоветуюсь с мужем. Завтра же дам ответ.
Сама же Фаина, конечно, мечтала о работе в средней общеобразовательной школе. Через неделю её мечта сбылась.
Встречала её бессменная завуч, учительница немецкого языка, которая раньше учила Фаину, Александра Сергеевна Алферова.
- Ну что ж, Фаина Глебова, прости, Миловидова, поздравляю тебя с назначением в нашу школу завучем. Работа ответственная, придётся отвечать за весь устный процесс и за работу с кадрами. Знаю твою, извини, настырность (в хорошем смысле, разумеется), и желание всегда и во всём быть первой и верю, что у тебя всё получится. Нужна моя помощь - пожалуйста. Прими мой совет: не заводи дружбу с кем-то из учителей, не отмечай любимчиков, что поможет тебе одинаково относиться к подчинённым, тем самым избежать в коллективе зависти, недоверия, а иногда - подхалимства. В ШРМ есть хороший человек - Ольга Михайловна Князькина. Ты с нею работала и хорошо её знаешь. Муж у неё доктор Павел Георгиевич и друзья - интеллигентные, порядочные люди. Вот с ними стоит поддерживать отношения. Твои бывшие учителя Вера Аркадьевна, Мария Дмитриевна уже на пенсии, а я не в твоём подчинении. Можете с мужем приходить к Вере Аркадьевне, её муж Иван Васильевич - юрист, очень интересный человек, умный, увлекающийся, интеллектуал. По воскресеньям мы собираемся у них, играем в преферанс, обсуждаем, что происходит в мире. Будет желание - приходите.
- Александра Сергеевна, я так Вам благодарна и за знание немецкого языка, что Вы в меня вложили и которое мне пригодилось в жизни, и за радушный приём, и за советы. Я бы хотела походить на Вас. Вы так красиво и складно, без бумажки, выступаете перед учителями, учениками и родителями, так красиво и со вкусом одеваетесь!
- Фаина, я бы тебе не советовала подражать кому-либо в одежде. Надо выработать свой стиль, ориентироваться на то, что тебе подходит. Чтобы выглядеть элегантно, старайся избегать кричащих расцветок, цветастого, цыганского, всяких рюшечек, а придерживайся классического стиля, в то же время от моды не отставай. Мы об этом ещё поговорим не раз.
А чтобы говорить красиво и складно, не запинаясь, без бумажки, надо заранее подумать, подготовиться. Понимаешь - заранее! Ко всему надо готовиться. Самое главное, о чём я забыла тебе сказать: ты должна знать, что Вера Аркадьевна Молитвослова - по мужу Белина и Мария Дмитриевна Покровская - из семей священнослужителей. Мой муж арестован по доносу, репрессирован, а я выслана из Москвы. Иван Васильевич Белин - бывший кадет, отбывал наказание. А сейчас мы послушные граждане СССР и служим Родине честно.
Возможно, знакомство с нами как-то повредит Вашему мужу, Фаина, поэтому подумайте, пожалуйста, над моими словами. Но я бы очень хотела, чтобы твои природные данные сочетались с традициями русской интеллигенции, у которой есть что перенять. Я познакомлю тебя с заведующей ателье, прекрасной закройщицей Маслюковой Надеждой Евгеньевной. Она даст тебе совет, как красиво и со вкусом одеваться.
Фаина обняла свою бывшую учительницу и наставницу и ещё раз сказала: «Спасибо».
Так началась долголетняя работа Фаины в родной школе.
Руководящая работа требовала еще больше знаний от молодого преподавателя. М.Д. Малышева поступает в педагогический институт на заочное отделение. Опять рабочий день заполнен до предела: учеба в институте, работа завучем, одновременно преподавание литературы и литературно-творческий кружок, выпускала рукописный «Литературный журнал», стенгазету, ежемесячный школьный радиожурнал «Пчела». Здесь ребята учились писать стихи, корреспонденции в газету, изучали произведения поэтов и писателей. Регулярно в районной газете появлялась литературная страница, в которой печатали работы кружковцев.

В 1955 г. Маргарита Дмитриевна окончила Владимирский государственный педагогический институт. Теперь к предметам, которые она преподавала, прибавилась история. Она же стала руководить историческим кружком. Здесь ребята проводили большую работу по изучению истории родного края, родного поселка. Ими собран богатейший материал о первых пионерах и комсомольцах Оргтруда. Есть здесь фотографии первой футбольной команды поселка, участников художественной самодеятельности тех лет, первых учащихся школы Ф.З.У., походов пионеров 20-х гг. Школьники выступают с лекциями на заседаниях кружка и в классах. [2]


Литературный кружок 5а класса. 1959 г.

В 1961 г. после перевода директора школы С.Н. Гришина в гороно г. Владимира, директором Оргтрудовской школы была назначена М.Д. Малышева. Новый директор совместно с заместителем по хозяйственной части А.И. Медведевым старались делать всё возможное, чтобы создать условия для обучения и воспитания школьников. Была построена автономная котельная, печное отопление было замелено центральным, произведён ремонт кровли. С помощью родителей было построено рядом со школой кирпичное здание, где разместились мастерские по дереву и металлу. [1]
С 1966 года в стране был начат переход к всеобщему среднему образованию.

«Осень. Вечерами так быстро темнеет, что дни кажутся очень короткими. Поселок зажигает огни. Сначала робко - один, другой, третий и вот уже дома засветились желтыми огнями своих окон. А если в окне зажегся свет, значит в квартире не спит человек.
Чем он занят в этот поздний час: смотрит ли телевизор, читает ли газету, или просто отдыхает в кругу семьи? А может он работает?!
Да, работает! Так можно сказать о – директоре Оргтрудовской средней школы Маргарите Дмитриевне Малышевой.
Закончился напряженный рабочий день школе, а завтра новый день, к которому надо подготовиться. Таков труд работников народного просвещения. Для Маргариты Дмитриевны это труд, не дающий ни минуты покоя вот уже на протяжении более двадцати лет.
Проводя огромную внеклассную работу с учениками, имея богатый педагогический опыт, Маргарита Дмитриевна не замыкает свою педагогическую деятельность в рамках школы, директором которой она является.
В 1962 году Владимирское издательство выпустило ее брошюру: «Работа литературного творческого кружка», которая была отмечена Дипломом Академии педагогических наук СССР.
В институте усовершенствования учителей она читает лекции, выступает с докладами на педагогических чтениях, в том числе и на Всероссийских.
Сейчас М.Д. Малышева заканчивает работу над кандидатской диссертацией. Ее тема - «Развитие познавательной деятельности учащихся в процессе классной и внеклассной работы по литературе». Многие из положений, отмеченных в этой диссертации, уже нашли свое отражение в работе педагогического коллектива, возглавляемого Маргаритой Дмитриевной.
Работа директора школы - сложная, многогранная работа. Кроме сугубо административных обязанностей, на нем лежат основные заботы по улучшению качества педагогического процесса в школе. И Маргарита Дмитриевна успевает везде: контролирует уроки преподавателей, дает консультации молодым учителям, оказывает помощь пионервожатым, комсомольцам, активистам.
Трудные ученики...
Они есть в каждом классе, в каждой школе. От таких учеников в Оргтрудовской школе не отмахиваются. Были такие и у Маргариты Дмитриевны. О них она вспоминает с большой любовью и с нескрываемой радостью. Гордиться есть чем. М.Д. Малышева рассказала мне о некоторых из них.
Бахирев Евгений. Он из тех, кто учиться, стремился скорее стать рабочим человеком, его стремление использовали некоторые аморальные типы, которые расхвалили «возможность рабочего человека выпить на свои деньги сорокоградусную». Но школа встала на защиту человека. Его почти силой заставили окончить 10 классов. Теперь он в Туле, в военном училище. Женился. Когда приезжает на побывку в родной поселок, приходит к Маргарите Дмитриевне и всегда говорит большое спасибо ей.
Трудно было и с Крупевич Вячеславом. Сейчас он учится в Горьковском педагогическом университете и очень успешно.
Стрелки часов подобрались к цифре 10.
За окном да давно темно. А мы все сидим с Маргаритой Дмитриевной в ее комнате за столом.
Разговор наш уже вышел за рамки ее педагогической деятельности. Мы просто обмениваемся воспоминаниями о своих туристических поездках. И все-таки опять и опять возвращаемся к школьным вопросам. Маргарита Дмитриевна недавно возвратилась из поездки по Польше. Рассказывает мне о работе школ за границей, об опыте польских учителей.
И мне становится ясным, что все интересное в этом опыте будет взято на вооружение директором Оргтрудовской средней школы, замечательным педагогом и человеком, Маргаритой Дмитриевной Малышевой» («Знамя» 15 окт. 1968) [2]


Новое здание школы

Старая школа в рабочем поселке Оргтруд в 60-х гг. не только обветшала, но и стала тесноватой с ростом рождаемости - дети учились в три смены. Маргарита Дмитриевна о строительстве нового здания хлопотала всюду. Выступала на райкомовских и обкомовских заседаниях, ее «обрезали», а она, как в пьесе Островского, парировала, что просит не для супружницы шаль, а школу новую. И аргументировала свои выступления собранными документами: сколько учеников из-за неудовлетворительного состояния классов с искривлениями позвоночника, сколько с испорченным зрением. Наконец решила вместе с родителями учеников дойти до Москвы, до Верховного Совета - Маргарита Дмитриевна всегда действовала по принципу, что если в одну дверь не пускают, нужно искать другую. Так ее дедушка учил.
Чтобы попасть на прием, оргтрудовцы приурочили свою поездку к сессии. Тут все было, как у Некрасова, уточняет Малышева: «И пошли они, солнцем палимы». Ходоки заняли оборону у парадного подъезда, куда их, конечно, не впустили. «А у нас не зря название поселка - Организованный Труд, мы и сели организованно на ступенечках, разложили яички, помидорчики. Охранник звонит, что мы не уходим, и нас в перерыве позвали», - с юмором рассказывает Маргарита Дмитриевна. На высшем уровне вопрос, наконец, решился. Тогда во Владимире должны были начать строить 36 школу, а из Москвы позвонили, что деньги нужно перебросить в Оргтруд.
И так благодаря настойчивости и ходатайству директора школы М.Д. Малышевой и председателей родительского комитета Б.Н. Вощинского и Н.А. Калашникова в 1967 году началось строительство новой школы.
Школу строила строительная организация УНР-646 (начальник А. Соловьёв, прораб Е. Гудаков, бригадиры В. Суханов и Г. Филиппов).
Пристально следили за ходом строительства заместитель председателя Владимирского облисполкома Н.Н. Мольков, директор школы М.Д. Малышева и родители учеников, а также ветераны войны и труда, часто посещающие стройку: И.В. Егоров, Г.Е. Белов, И.П. Николаева и другие.
И несмотря на большие трудности: несвоевременный подвоз стройматериалов или вообще их отсутствие, отключение электроэнергии, к началу учебного года в 1968 году была открыта трёхэтажная красавица школа на 964 места, в которой было 30 классов, спортзал, мастерские по дереву и металлу, кабинеты химии и физики, начальной военной подготовки, домоводства, медсестры, врача-стоматолога, библиотека, пионерская комната, актовый зал - он же столовая, кухня, кабинеты директора, завучей, завхоза, учительская, канцелярия, а также просторный вестибюль и раздевалка. Школу, интернат и прилегающую территорию охранял сторож П. Майоров, который жил с семьёй при школе в отдельной комнате.
«ВЫБОР ПРОФЕССИИ - ЭТО СЕРЬЕЗНО («Знамя» 11 фев. 1969)
Странно все-таки устроен человек! Когда учишься в школе, то мечтаешь о том дне, когда, выйдя из ее стен, начнешь свою самостоятельную жизнь. И спешишь, торопишь время.
Наконец наступает выпускной бал, и невольная грусть охватывает тебя.
Проходит еще несколько лет, и однажды, когда тебе вручат пригласительный билет на школьный вечер встречи сегодняшних десятиклассников с теми, кто закончил школу год, два, десять и более лет назад, опять воспоминания волной захлестывают тебя и нежная грусть по школе, по старым учителям волнует сердце.
Такое чувство ощутили многие питомцы Оргтрудовской средней школы, получив в морозный февральский день приглашения.
И вот мы в школе.
Зал в торжественном убранстве. Но он еще пустует. Десятиклассники у входа встречают гостей, а они считают своим долгом прийти к своим учителям, чтобы просто поговорить с ними о своей жизни, поделиться радостями, посоветоваться.
А гостей все больше и больше, и вот школьный звонок - не электрический, а добрый, старый латунный колокольчик, возвещает о начале праздника.
Торжественную часть открывает директор школы, выпускница этой же школы, опытный педагог Маргарита Дмитриевна Малышева.
— Дорогие гости! Для нас вы по-прежнему милые нашему сердцу ребята! — обращается она к собравшимся, — Эту традиционную встречу мы в последний раз проводим в старой школе, которой в этом году исполняется 40 лет.
В 1969 г. мы получили новое, прекрасное здание и долго решали: в каком здании проводить этот вечер - в новом или старом, и решили - в старом. Ведь и вам, и нам это здание очень дорого и близко. Сюда вы пришли мальчиками и девочками, держась за мамину руку, а вышли отсюда взрослыми людьми. И пусть вы в последний раз посидите за теми партами, где сидели в школьные годы. А в новое мы перенесем наши традиции и в следующий год ждем опять вас в гости.
Далее М.Д. Малышева рассказала о выпускниках Оргтрудовской средней школы. Среди них - инженеры, врачи, офицеры Советской Армии, рабочие, научные сотрудники, юристы, учителя.
Но в нашей памяти вечно будут храниться имена тех, кто, не щадя своей жизни, встал на защиту Родины, и погиб в боях с врагом, отстояв наше светлое сегодня, наше прекрасное завтра.
Минутой молчания собравшиеся почтили память выпускников Оргтрудовской школы Концова, Белова, Фирсова, Солдатова и многих, многих других, не вернувшихся домой с поля брани.
Слово предоставляется десятикласснице Степановой Людмиле. Она от имени учащихся школы поздравляет собравшихся с традиционным праздником.
- Нам, стоящим перед выбором жизненного пути, - говорит Людмила - хочется послушать вас, дорогие гости, уже выбравших себе специальность. Расскажите о себе, о своих профессиях. Это нам очень поможет, когда с аттестатом зрелости в руках мы покинем стены родной школы.
Первым из гостей выступает выпускник школы 1957 г. Б.А. Украинский, офицер Советской Армии, кавалер ордена Красная Звезда и ряда медалей. Он рассказал о службе в рядах Советской Армии, о ее романтике, о радостях успехов, о необходимости как можно серьезнее относиться к учебе - ведь без образования сейчас невозможно управлять сложной военной техникой, поэтому необходимо далее совершенствовать свои знания.
— В настоящее время, - говорит он, - я являюсь слушателем Ленинградской военной академии. Полученные знания дадут возможность еще надежнее охранять мир и спокойствие нашей страны.
Слово предоставляется студентке Саратовского юридического института Людмиле Тарасовой.
- Надо добиваться осуществления своей мечты, - говорит она - Я два раза поступала в юридический институт и не проходила по конкурсу. Лишь на третий раз я была зачислена студенткой в институт. Моя будущая специальность мне очень нравится. Работа трудная, но интересная.
Людмила Тарасова благодарит Ф.И. Федулееву и других преподавателей, оказавших ей большую помощь в подготовке для поступления в вуз.
О трудном пути к знаниям рассказал инженер В. Якименко. Он закончил 7 классов в 1950 г., а дальше не было возможности учиться, надо было идти работать. Лишь в 1963 году, имея семью, детей, он закончил школу рабочей молодежи, поступил в политехнический институт. И добился своей цели.
Учителя литературы Оргтрудовской средней школы хорошо помнят сочинение одной из учениц, которая написала в нем, что хочет стать учителем. И вот сейчас она, Ирина Лунькова, - студентка педагогического института. Ира рассказала собравшимся о себе, об учебе в институте, о своей будущей специальности. Уже сейчас она проходит педагогическую практику в детской комнате милиции.
Здесь она ведет воспитательную работу с так называемыми «трудными детьми», состоящими на учете в детской комнате.
О гуманной профессии медицинской сестры рассказала студентка медицинского техникума Л. Старикова.
В заключение торжественной части преподаватель Оргтрудовской средней школы, ее выпускник В.А. Кудряков сказал, что здесь встретились как бы два поколения.
Пусть их беседы продолжатся в классах, в танцевальном зале.
На этом торжественная часть закончилась и зазвучал вальс. Закружились пары. Смешались в одном вихре и те, кто уже окончил школу, и те, у кого это еще впереди» [2].
В старом здании школы был открыт интернат для учащихся 5-10 классов, поступивших из начальных школ ближних сёл: Давыдово, Новая Быковка и др. Сельские ребята приезжали в школу в понедельник, а в субботу уезжали домой. Дети питались в школьной столовой. За порядком в интернате следили воспитатель Г.Г. Курова и ночная няня Е.И. Михаляк.
В школьной библиотеке работала Н.И. Морозова, она же вела библиотечный кружок, где дети учились правильно вести учёт и ремонтировать книги.
В школе были организованы четыре группы с продлённым днём, воспитателями в них были Н.И. Шубина - Зароченкова, В.О. Жаркова, Р.Ф. Агапова, Л.В. Махова.
Руководство и контроль за учебным процессом осуществлял завуч В.В. Преображенский, позднее Е.Т. Смирнова, Л.В. Петухова, С.П. Филимонова, М.Н. Карпова. Пионерской дружиной имени Александра Матросова руководила старшая пионервожатая О.С. Щавлева.
Школа работала в две смены, так как школа рассчитана на 960 мест, а учеников насчитывалось уже около 1200.
Обучение и воспитание учеников обеспечивали учителя:
Аввакумова Г.А., Афёнов П.Т., Аввакумов В.А., Антоновская Л.Н., Блинов Т.А., Батищев В.А., Баранова Н.К., Гусева В.П., Галанцева Т.П., Галанина Л.В., Гомыранова З.Ф., Егоров И.В., Жаворонкова З.Ф., Зайцева Т.К., Карпова М.Н., Кротова Е.Г., Коновалова И.А., Кудряков В.А., Куликов С.И., Кувыкин А.Е., Казак В.В., Лизунова С.А., Лапина Е.В., Матрёничкина Г.М., Малышева М.Д., Матвеева Н.В., Маркова Н.М., Марков К.М., Маркова И.Б., Морозова Л.Б., Мельникова С.А., Пенкина Г.Г., Пухлимский С.Н., Пухлимская Г.Ю., Паринская М.В., Полякова А.М., Пелевина Л.Е., Смирнов И.Д., Смирнова Е.Т., Филимонова С.П., Филимонов В.А., Федотова И.Ф., Филиппова А.Д., Хрулькова А.И., Шипулина Т.В. и другие.
В школе были созданы условия для трудового обучения: в мастерской по металлу стояли тиски, сверлильный и винторезный станки, в мастерской по дереву - токарный станок, верстаки, инструменты, пиломатериалы. С Добрынского аэродрома пригнали списанные машины ГАЗ-51 и ученики обучались вождению автотранспорта. Было организовано производственное обучение на базе фабрики «Организованный труд», за которое отвечал замдиректора школы И.П. Галактионов. Один раз в неделю учащиеся старших классов освобождались от школьных занятий и отправлялись на фабрику, где в техкабинете им преподавали теорию инженерно-технические работники, а обучение на ткацких станках проводили инструкторы А.И. Силантьева и А.П. Елина.
Хорошо было организовано военно-патриотическое воспитание: в кабинете НВП под руководством военрука П.Т. Афёнова проводились теоретические занятия: ученики знакомились с воинским Уставом, в спортзале осваивали строевую подготовку, в тире учились стрелять из пулемёта-пистолета Шпагина ППШ-41 и автомата Калашникова, разбирать и собирать его. Оружие хранилось в оружейной комнате, куда была подведена сигнализация.
С помощью строителей фабрики был построен тир для обучения школьников стрельбе, а для изучения основ гражданской обороны - противорадиационное укрытие. Ребята принимали участие в военно-спортивной игре «Зарница» в области, в финальных играх в Бресте, Волгограде, Ульяновске, Ленинграде, где занимали высокие места. Форма для «зарничников» была сшита в поселковом ателье.
Новая школа была принята без спортивного комплекса. Сооружать его пришлось школе согласно Главгражданпроекту. За школой появилась площадка с сооружёнными на ней перекладинами, рукоходом, брусьями, бревном для ходьбы, асфальтированные волейбольная и баскетбольная площадки, беговая дорожка. Учителя физкультуры, труда вместе с завхозом позаботились о том, чтобы привезти из леса дёрн, выложить его на голом песчаном поле, обеспечить его полив, чтоб он прижился, а затем поставить футбольные ворота.
Во время каникул в летнее время каждый учащийся 5-7 классов должен был в течение двух недель отработать на пришкольно-опытном участке по уходу за цветами, вишнёвыми деревьями, посаженными ребятами, овощными культурами под руководством преподавателя труда Н.М. Марковой. В теплице, построенной школой, выращивали рассаду томатов, цветов, овощей для школьного участка и на продажу: на вырученные деньги приобретали семена и удобрения. Какое-то время даже разводили кроликов. Ребята сажали возле школы деревья, в центре посёлка под руководством учителя истории участника войны И.В. Егорова был заложен парк, где позднее был установлен обелиск воинам-оргтрудовцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Ежегодно школьники помогали подшефному колхозу «Большевик» в уборке урожая, а правление колхоза обеспечивало школьную столовую картофелем, а также молоком для питания детей начальных классов и проживающих в интернате.

Создали школьный музей, где отражена история поселка и самой школы, выпускники которой стали известными людьми. Есть Герой Советского Союза, есть ученый-академик, работавший с конструктором Королевым и ставший изобретателем космического скафандра. Директора образцовой школы посылали обмениваться опытом за границу, и она в годы социализма побывала в Польше и Чехословакии.
(Из книги Малышевой М.Д. «Поворот судьбы. Роман. Продолжение повести «Выбор». Некоторые имена в романе изменены. Малышева М.Д. – Фаина Миловидова. Юрьевск – гор. Владимир. Крутово – пос. Оргтруд). «Фаину неоднократно включали в состав делегации для поездки в зарубежные государства, с которыми отдел школ обкома партии, профсоюз работников просвещения Юрьевской области и облисполком поддерживали тесные связи. С некоторыми зарубежными городами Юрьевск стал побратимом: например, с Эрлангеном, с Усти-на-Лабе.
Каждая страна, в которой Фаина побывала в качестве руководителя школы от области, запомнилась ей в зависимости от приёма, который оказывали гостям «хозяева».
В Болгарии члены делегации чувствовали себя свободно, комфортно: они не только встречались по протоколу, но и свободно в любое время суток бродили по Софии, были радушно приняты болгарскими крестьянами в их хозяйствах. Гостей развлекали экскурсиями на легендарную Шипку, в города Плевну, Габрово. Кроме того, они целую неделю отдыхали на курорте Албена, купались, загорали. В закусочных их угощали национальной едой: болгарским лечо, ракией, чечевичной похлёбкой, местным хлебом.
В Чехословакии чувствовалось искреннее гостеприимство. Кроме многих часов общения с чехами в Праге во время обмена опытом воспитания школьников и студенческой молодёжи, посещали бары, где угощались знаменитым чешским пивом с шпикачками. И даже решились впервые посмотреть стриптиз. Делегацию разместили в первоклассных гостиницах, в просторных номерах с ванной, душем. На столе стояли вазы со свежими фруктами. Любители могли поучаствовать в ловле форелей. Во всех газетах сообщалось о дружественном визите гостей из Москвы.
Польша, особенно Варшава, произвела на Фаину совершенно другое впечатление. После большой и шумной Москвы Варшава показалась ей что-то вроде областного центра. В костёлах проходила служба. Убранство католического храма и сама месса, во время которой прихожане сидели в деревянных креслах с молитвенниками в руках, раскрашенные деревянные фигуры распятого Христа, отличались от российских церквей с золочёными иконостасами и православной обедни, Возле варшавского костёла сидел нищий калека. Перед ним стояла коробка для подаяний. Фаина положила в коробку советские рубли, и нищий, подняв голову, сказал без акцента «спасибо». Встречались и лютеранские церкви. Чувствовалась верующая католическая Польша. В школе, куда была приглашена Фаина, висела икона Остробрамской Божьей Матери - Матки Боски Ченстоховски, такая же - у входа в Варшавский театр. Удивили Фаину частные лавочки по пошиву одежды, изготовлению и ремонту обуви, резкое снижение сезонных цен и необычайная экономия варшавян. Угощали советскую делегацию более чем скромно. В Кракове и курортном Закопане было иначе.
Как ни странно, В ГДР немцы встретили делегацию гостеприимно. Угощали на славу пивом в погребках, развлекали в ресторанах, где слушали современную музыку, танцевали. Рабочие встречи были организованы чётко, с немецкой точностью. И, пожалуй, эта поездка в ГДР была более продуктивна, если не считать Чехословакию.
Из каждой поездки Фаина привозила сувениры, подарки: из Болгарии - тканое покрывало на кровать, фирменное розовое масло, из Чехии - подарочную конфетницу из синего чешского стекла с яблоневыми цветами и позолоченной ручкой, чешскую бижутерию, из Польши - дешёвую обувь, очки-хамелеоны и кожаный портфель.
Кроме всего, она привозила школе из каждой поездки от школьников, учителей подарки: сувениры, поделки, рисунки, пионерские галстуки, значки, письма с обратным адресом для переписки, которые пополняли школьный музей и «Клуб интернациональной дружбы».
Самое неприятное в этих зарубежных вояжах была необходимость писать командировочные отчёты и за себя, как представителя средних школ области, и за других делегатов: Балынина - директора школы-интерната, профессора пединститута Сереброва и студентку-отличницу Некрасовскую. Во время встреч все выступали с докладами: и делегаты из области, и специалисты в отдельных областях педагогики тех стран, в которые были командированы Юрьевские делегаты.
Фаине же, кроме своего выступления, приходилось записывать ход совещаний, а позднее, дома, перечитывать, осмысливать, приводить в систему и писать отчёты. Руководители делегаций во всём полагались на Фаину: «Преподаватель русского языка, грамотная, умная, сообразительная, исполнительная, она оформит отчётную документацию, как надо»,- решили они между собой и не ошиблись. А что ей это стоило, сколько времени на это надо потратить, их не интересовало. А она не могла отказаться.
Фаина решила в будущем не соглашаться на зарубежные поездки. Но случилось так, что Фаине не пришлось давать отказ на поездки в составе делегаций за границу. За неё решила сама судьба…».
Рядом со школой - Малышева добилась - построили два учительских дома, а в школу провели газ.
(Из книги Малышевой М.Д. «Поворот судьбы. Роман. Продолжение повести «Выбор». Некоторые имена в романе изменены. Малышева М.Д. – Фаина Миловидова. Юрьевск – гор. Владимир. Крутово – пос. Оргтруд). «- Эх, внучка! Тянешь семейный канат на себя! Мудро! Давно пора, а то всё работа, да работа. А скажи, Фая, что ты опять задумала строить? Я гулял с козами на опушке и видел, что возле котельной рабочие заканчивают кирпичный фундамент.
- Милые мои старички, скоро мы переедем в новый дом со всеми удобствами. Не надо будет запасать дрова, ходить в баню, топить печь. Строится двухквартирный дом для директора средней школы, то есть для нас, и для семьи директора ШРМ - инвалида войны.
- А на какие средства? - спросил дед Фима.
- Деньги выделил облоно, а строит дом та же строительная организация, что строила школу.
- Вот привалило счастье! Хоть свежим воздухом с бабушкой подышим перед смертью, да в ванной помоемся.
- До свежего воздуха ещё далеко. Рядом с домом дымит котельная, работающая на угле. Скоро я переведу котельную с твёрдого топлива на газ. Постараюсь это сделать ещё до окончания строительства дома.
- А откуда возьмётся газ? Насколько я знаю, в посёлке его ещё нет.
- Да ты что, дед! Со своими курами, козами, огородом ты совсем отрешился от жизни. Директор фабрики через своего земляка - работника министерства добился, чтобы от основной газовой магистрали, ведущей к Юрьевску, сделали отводку. Фабричные котельные уже переведены на газовое топливо. Со временем газ появится и в квартирах. Фабричные начальники используют у себя в квартирах баллонный газ. Переедем - и у нас будет газ.
Из кухни вышла бабушка Груша, она вытирала платком вспотевшее лицо, поправила на голове платок и сказала:
- Может, пора заканчивать переливать воду из пустого в порожнее? Только и слышно: квартира-квартира, газ да газ. Нечего делить шкуру неубитого медведя. Фая хоть и директор школы, а не знает, что к нашему дому будут поводить отопление и канализацию. Вы что, забыли, что у нас под боком заканчивается строительство молодёжного общежития и на нашу улицу в первую очередь подведут все коммуникации? Мы с тобой, Ефим, никуда из этой квартиры не поедем. У нас квартира просторная, будут все удобства, кроме ванной. А помыться мы можем и к Фаине сходить. Свежего воздуха нам и так хватает: кругом лес, грибы, ягоды, лужки для выпаса коз, огород. Дыши - не хочу. А квартирка наша пригодится правнукам. Доживём здесь и не будем никому мешать…».

«Я обманом сюда заманила проектировщиков Владимиргражданпроекта - послала им письма в организацию, чтобы явились в назначенный день в такой-то час, - рассказывает Маргарита Дмитриевна. - Они приехали, я им доложила, что нужно трубу увеличить в сечении и делать проект, и чтобы через месяц все было готово. Они все осмотрели, записали. А потом, когда я их на обед позвала, стали допытываться, кто же их вызвал в приказном порядке. Я и призналась, что я и вызвала. Они так смеялись, но все сделали».
(Из книги Малышевой М.Д. «Поворот судьбы. Роман. Продолжение повести «Выбор».). «На следующий день Фаина вызвала секретаря:
- Татьяна Юрьевна, срочно напечатайте текст на плотной бумаге, потом со штампом зайдите ко мне.
Татьяна Юрьевна напечатала следующий текст:
В «Облгражданпроект»
Товарищу Макарову В.А.
Вам надлежит 15 мая к 10 часам срочно прибыть в Крутовскую среднюю школу по вопросу перевода школьной котельной на газовое отопление и сокращения срока проектирования.
Секретарь Гомыранова Т.Ю.
Татьяна Юрьевна с напечатанным письмом и штампом в руках вошла в кабинет директора.
Фаина расписалась за секретаря, поставила еле заметный угловой штамп, чтобы не сразу можно было разобрать название учреждения, проставила на нем дату, вложила в конверт, на нём красивым почерком написала адрес получателя.
- Таня, - попросила она, - сходи сейчас же на почту и срочно отправь это письмо заказным.
Виктор Алексеевич Макаров, уроженец Крутова, расписавшись в получении, прочёл письмо и решил немедленно выехать в Крутово. «С сестрой повидаюсь, с племянниками, встречусь со своим другом - директором фабрики Симоновым,- подумал он.
Юрий Михайлович удивился, увидев подъезжающую к гаражу машину.
- Кого ещё несёт нелёгкая! Опять кто-то с проверкой, - ругнулся он.
Макаров вышел из машины и подошёл к завхозу.
- Юрка, привет! Веди нас к котельной. Мы получили срочный вызов в вашу школу. Позови директора и показывай своё хозяйство, - весело говорил Макаров. - Директор-то школы, оказывается, наша крутовская Глебова! Гора с горой не сходится, а человек с человеком всегда сойдётся.
Юрий Михайлович с холодком в душе подумал: «Не иначе, очередная авантюра Фаины Васильевны. Доиграется. Выйдет ей эта затея боком».
Сделав приветливое лицо, сказал:
- Она теперь не Глебова, а уважаемая Фаина Васильевна Миловидова. Да вот она и сама идёт к нам.
Фаина ждала гостей и, увидев в окно подъезжающую к школе машину, вышла навстречу.
- Здравствуйте, господа проектировщики! Рада вас видеть. Ждали мы вас с Юрием Михайловичем как божеских посланцев, которые быстро составят проект, и котельная к отопительному сезону будет готова.
- Пойдёмте-ка на место. Меньше слов - больше дела. Надо родной школе, где я учился десять лет, помогать.
Фаина слушала, о чём говорили Макаров со своим коллегой и завхозом. Она поняла, что надо менять трубу: её высота и диаметр не соответствуют предполагаемому проекту.
- Вы тут поговорите, а мне нужно срочно идти в школу. Я встречу вас всех в кабинете Юрия Михайловича. Там мы всё и обговорим.
Школьные повара приготовили обед, закуски, накрыли на стол в кабинете завхоза. Мужчины вошли в кабинет. Виктор Алексеевич втянул в себя воздух, насыщенный аппетитным ароматом.
- Ой, как вкусно пахнет! Аж слюнки текут. Вот что значит родная сторона.
Фаина встала и радушно пригласила:
- Садитесь, товарищи, милости просим за стол, пообедаем вместе. Соловья баснями не кормят. Выпьем по рюмочке за встречу с земляком и его товарищем по работе, закусим и поедим горяченького. Заодно и о делах поговорим. Они выпили, закусили. Макаров сказал:
- Проект будет готов в ближайшее время. Мой коллега Иван Иванович поможет мне. Ведь так? - обратился он к своему спутнику.
- Так-то оно так! Будет вам проект. Но скажите, а кто всё-таки вызвал нас в школу? - спросил Иван Иванович.
- Давайте сначала выпьем перед горячим за успешное завершение проекта, потом я и отвечу на Ваш вопрос, уважаемый Иван Иванович, - интригующе улыбнулась Фаина.
Все дружно опрокинули свои стаканчики, а завхоз с волнением ожидал, как на сей раз выкрутится Фаина Васильевна.
- Господа хорошие, извините меня, пожалуйста, только не обижайтесь и не судите меня строго. Это я вас вызвала, директор Миловидова. Я знаю, что вас теребит облисполком, я знаю, что вы выполняете его заказ. Но ведь и о поселковых школах тоже надо думать. Сейчас в области работает опытная бригада по строительству и реконструкции котельных. Мы хотим их перехватить, поэтому нам крайне необходим проект.
- Фаина Васильевна, мы принимаем Ваши извинения. Школа-то новая - красавица, гордость не только посёлка, но и области. Как такую школу окутывать чётным дымом?! Обещаю, что будет котельная моей и Вашей родной школы переведена на газ. Фаина Васильевна, наверное, использовала свой ресурс «выдумки», чтобы и школу новую построить. Я предлагаю выпить за её здоровье и успешное завершение реконструкции котельной, - произнёс Макаров, поднимая стопку с водкой.
На такой весёлой ноте и закончилась встреча. К отопительному сезону котельная была готова.
А в ноябре строительство дома директора завершилось. К дому был подведен природный газ…
… на радостях широко отметила новоселье. Были приглашены все родственники, пришли поздравить и друзья: Ольга Михайловна с мужем, главный врач поселковой больницы Споров с женой учительницей, врач-гинеколог Лежнева с мужем, директор фабрики Симонов с супругой, завучи, а также полковник Колокольников с Ниной Ивановной. Дети Серёжа и Марина тоже позвали друзей и играли в своей комнате…».

Директора Малышеву знали все областные руководители, не говоря о районных. Ближе к концу года она ехала в финуправление - просила, чтобы не освоенные другими школами средства, которые бы просто с области сняли, перебросили в Оргтруд.
Для летнего оздоровительного отдыха детей на левом крутом берегу Клязьмы были построены павильоны пионерского лагеря «Чайка». Ребята из пионерлагеря ходили в турпоходы по родному краю и ездили в турпоездки: в Гусь-Хрустальный на стекольный завод и музей хрусталя, на курсирующем по Клязьме катере «Зарница» в Спас-Купалище, где кристально-чистая речка Судогда впадает в Клязьму, в Пенкино на товарищескую встречу по футболу, в село Давыдово, чтобы посетить дом Дианина, в котором композитор А.П. Бородин сочинил некоторые части оперы «Князь Игорь», на озеро Войхра, богатое рыбой, с ночёвкой в палатках. Ходили на заповедный боголюбовский луг, в лесу лакомились черёмухой и орехами, собирали хворост для громадного прощального костра, возле которого традиционно пели лагерную песню: «Чайка крыльями машет...»
В течение всего года и в каникулы в школе работали кружки: хоровой, краеведческий, литературный, художественной гимнастики, юннатов, Юных друзей милиции, моделирования, изобразительного искусства, спортивные секции, которыми руководили В.А. Филимонов, Т.В. Шипулина, С.И. Куликов и др.
Более тысячи школьников в летнее время школа не оставляла без внимания: учителями проводились в микрорайонах спортивные соревнования, шахматные и шашечные турниры, футбольные и волейбольные матчи, турпоходы по родному краю. В этой работе хорошо помогал родительский комитет, который возглавляли родители-отцы: А.И. Гришанкин, Б.Н. Вощинский, Н.А. Калашников, К.М. Лебедев. Когда их дети закончили десятилетку, на смену им пришли женщины-матери: В.С. Конушкина, Л.В. Симонова.
Школьные мастерские, где размещалась музыкальная школа, были приспособлены под жилые помещения, в которых поселились семьи учителей М.В. Паринской и Г.В. Соповой.

В 1979 г., в посёлке произошли два знаковых события: фабрика «Организованный труд» отмечала свой столетний юбилей, а школа - своё 50-летие.
Школа весь учебный год готовилась принять на празднование юбилея выпускников всех возрастов: комсомольцы писали письма с приглашениями на торжественный вечер, администрация школы поместила в областной и районной газете сообщения о грядущем юбилее.
В день торжества на дверях классных комнат были вывешены таблички с годами нескольких выпусков, чтобы бывшие одноклассники могли встретиться и вспомнить школьные годы, рассказать о своей жизни. Актовый зал был переполнен: приехали выпускники из разных уголков страны от Севастополя до Дальнего Востока, из союзных республик. С приветственным словом выступила директор школы М.Д. Малышева. Она называла фамилии выпускников-медалистов, защитников Родины, в том числе Героя Советского Союза Виктора Башкирова, Виктора Ефимова - члена-корреспондента РАН имени Циолковского, внесшего вклад в развитие космонавтики, поэта Олега Бушко, академика Валерия Терентьева. М.Д. Малышева перечислила более 30-ти фамилий учителей, вернувшихся на педагогическую работу в родную школу после окончания вуза, фамилии заслуженных учителей, врачей, сельхозработников, правоохранительных органов и других выпускников, которыми гордится школа. Также она отметила, что многие выпускники решили выбрать нелёгкую и опасную профессию - защитника Родины: закончили военные училища и Академии Сергей Конушкин, Виктор Филиппов, Владимир Преображенский, Борис Матросов, Виктор Левин и многие другие. Были названы фамилии лучших спортсменов школы, которые стали мастерами спорта, в том числе Мария Ботова, Лев Марков.
Маргарита Дмитриевна выразила удовлетворение, что каждый выпускник нашёл своё место в жизни, что они любят и не забывают родную школу и учителей. Она кратко рассказала об успехах и достижениях в работе школы: проводится опытническая работа по цветоводству. Школа является постоянной участницей выставки на ВДНХ в павильоне цветоводства, заслуга принадлежит учителю труда Н.М. Марковой. Члены кружка технического творчества под руководством учителя труда К.М. Маркова на выставке действующих моделей в Японии заняли второе место. Юнармейцы под руководством преподавателя начально-военной подготовки П.Т. Афёнова во всесоюзной военно-патриотической игре «Зарница» оказались пятыми, что было неплохим результатом. Участники художественной самодеятельности на всех смотрах и конкурсах занимали первые места - заслуга учителей С.И. Сергеева и В.А. Батищева. Члены историко-краеведческого кружка завоевали первое место в областной олимпиаде «Знай свой Владимирский край» и в экспедиции «Факел».
Гости посетили школьный музей, выставку поделок кружка «Умелые руки» и изделий кружков «Кройки и шитья» и «Технического моделирования».
Концертную программу приготовила замдиректора по воспитательной работе Г.М. Матреничкина совместно с клубом. Гости встретили аплодисментами выступление клубного хора старых производственников, инструментального ансамбля, школьного хора, танцевальных коллективов. Встреча закончилась танцами в актовом зале школы. А подарки бывших выпускников школы пополнили экспозицию школьного музея.

Школьная пионерская дружина им. А. Матросова с ее опытной пионервожатой Германовой О.С. была неоднократно победителем различных смотров и конкурсов. Каждый стремился стать тогда октябренком и пионером и с гордостью носил комсомольский значок.


Малышева Маргарита Дмитриевна

«ДЕЛО ВЕСЬМА СЕРЬЕЗНОЕ
Время неумолимо движется вперед, унося нас все дальше от тех лет, когда мы, держась за руки мам и пап, первый раз переступили порог школы. И этот корабль знаний понес нас по волнам арифметики и алгебры. 10 лет мы изучали правила грамматики, вместе с учебником географии путешествовали по странам мира, учителя помогали проникнуть нам в тайны атомного ядра. Но вот наступил день, когда директор школы вручил нам аттестаты зрелости, и мы закружились в прощальном вальсе выпускного вечера.
С тех пор прошло много лет. Мои ровесники стали врачами, учителями, офицерами Советской Армии, инженерами. Однако всякий раз, когда мы получаем школьные пригласительные билеты, нас охватывает волнение.
Почти каждый год я прихожу на традиционные встречи, но этот вечер для нас стал особенным.
Сегодня мы встретились в новом здании школы. Хозяева вечера провели нас по классным комнатам, показали спортивный зал, кабинеты иностранного языка и физики.
Когда прозвенел звонок, все мы - и «бывшие», и учителя, и десятиклассники - собрались в ярко освещенном актовом зале для разговора о профессиях.
Вечер открывает директор школы М.Д. Малышева:
«41-й год существует Оргтрудовская средняя школа. И ежегодно, начиная с 1944 года, собираются здесь ее питомцы. Школа гордится своими выпускниками, а комсомольцы собирают сведения о тех, кого вырастила школа. Среди них Герой Советского Союза летчик Башкиров, поэт О. Бутка-Жук, Л. Бурдюков...
Многие из окончивших школу возвращаются сюда, но уже учителями. Около половины преподавательского состава - наши питомцы».
После выступления М.Д. Малышевой секретарь комсомольской организации школы Галя Кириллова приглашает и бывших выпускников, и десятиклассников к большому разговору о выборе профессий.
На трибуну поднимается Людмила Степанова. В прошлом году она была комсомольским секретарем школы, а сегодня Людмила - студентка биолого-химического факультета Владимирского педагогического института. С детства она мечтала стать педагогом, и вот ее мечта сбывается. Л. Степанова рассказала собравшимся о своем институте, о трудной и благородной профессии учителя.
О Горьковском университете им. Лобачевского говорила студентка факультета вычислительной математики и кибернетики Надежда Лагунова.
Работа в вычислительных центрах и научно- исследовательских институтах связана с глубоким знанием учебного материала, и поэтому учеба в университете, предъявляет строгие требования к студентам.
Немало, наверное, мальчишек пожелает приобрести военные специальности.
Что ж, пожалуйста, выбирай на вкус! Виктор Левин, курсант Высшего военно-морского училища радиоэлектроники, пригласил ребят, желающих стать офицерами, поступать в училище. А Николай Антипов, курсант зенитно-ракетного училища ПВО - рассказал о курсантской жизни.
Познакомили десятиклассников со своими профессиями будущий бухгалтер Люба Бычкова, студентка медицинского училища Надя Кузнецова, токарь завода «Точмаш» Рудольф Исаев, будущий юрист Людмила Тарасова.
Закончилась официальная часть вечера, а разговор о выборе жизненного пути продолжался. В перерывах между номерами концерта, во время танцев десятиклассники расспрашивали своих старших товарищей о мельчайших подробностях и тонкостях их профессии.
Еще бы! Выбор профессии — дело весьма серьезное»
(Внештатный корреспондент газеты «Комсомольская искра», студент 5-го курса Владимирского политехнического института В. Украинский Пос. Оргтруд. «Знамя» 12 фев. 1970).
(Из книги Малышевой М.Д. «Поворот судьбы. Роман. Продолжение повести «Выбор». Некоторые имена в романе изменены. Малышева М.Д. – Фаина Миловидова. Юрьевск – гор. Владимир. Крутово – пос. Оргтруд). «Как быстро летит время! И вот снова юбилей! Фаина заранее начала готовиться к нему. Она знала, что в школе тоже готовятся отметить её шестидесятилетие. Секретарь Татьяна Юрьевна бывшая её ученица, по секрету сообщила Фаине:
- Фаина Васильевна, составлена программа юбилейного вечера: сначала официальная часть, потом концерт. Будут выступать учителя и ученики, хор из клуба. Приедут поздравлять зав. облоно, председатель обкома профсоюза, из райкома партии, облисполкома, из редакции газеты. Вам будут вручать грамоты, медали и даже орден. Только не говорите никому, что я проболталась.
- Не переживай, не скажу, конечно. Спасибо. Я примерно так и представляла. Но, Таня, я бы хотела отметить свой юбилей с подругами, с которыми училась в пединституте, и с которыми проделала огромный путь от Москвы до Хабаровска, Владивостока, Камчатки. Назову эту встречу «Нам - 60». Я всех извещу заранее, чтобы они смогли подготовиться и выехать ко мне. Я подумаю, в какой форме написать приглашения, а ты, Танюша, напечатаешь и отправишь письма по адресам, которые я тебе дам, хорошо?
- Всё сделаю, как надо, Фаина Васильевна. Здорово придумали. Я тоже соберу весь наш класс. Вспомним, как учились в школе, о чём мечтали.
Юбилей в школе отметили в конце апреля. Всё прошло гладко, по «накатанным рельсам». К многочисленным грамотам, благодарностям, медалям, званиям, полученным Фаиной ранее, добавились ещё вторые медали «За доблестный труд», «За творческий педагогический труд» и орден Трудового Красного Знамени. Но случилась накладка.
Узнав, что Фаина Васильевна отмечает юбилей и собирается оставить директорский пост, выпускники школы, извещённые бывшим секретарём школьной комсомольской организации Ларисой Ивановой, ныне работающей в горкоме комсомола, явились в школу с цветами, подарками от себя и своих детей. Они принесли фотоальбомы, поделки из дерева, глины, рисунки, вышивки...
Лариса, попросив слова, вышла на сцену, поздравила Фаину с юбилеем и выразила благодарность за её требовательность, справедливость, чуткость к ученикам и создание условий для успешной учёбы. Выпускники, как по команде, поднялись со своих мест в зале, подошли к Фаине и, уже не стесняясь, не боясь, по очереди обнимали её и вручали цветы и подарки. Их скопилось на сцене множество. Татьяна Юрьевна, старшая пионервожатая и библиотекарь, чтоб освободить сцену для концерта, унесли всю эту груду в кабинет директора.
Старшая пионервожатая, оценив подарки, сказала:
- Много интересных подарков нанесли Фаине Васильевне. Теперь наш музей пополнится.
Выпускники долго не отпускали от себя Фаину.
Зайцева Алла спрашивала:
- Фаина Васильевна, Вы такая красивая, так молодо всегда выглядите. Вам с натяжкой едва можно дать пятьдесят. Может, поделитесь секретом?
- Фаина ответила: «Все женщины мечтают о сохранении молодости, красоты. Секрет прост. Просто надо помнить о трёх вещах: « Чтобы губы были красивые, говорите только добрые слова, чтобы глаза были красивые, ищите в людях только хорошее, чтобы фигура была стройной, поделитесь едой с голодными. Не забывайте ухаживать за кожей, питайте её масками клубничными, огуречными, кремами, очищайте лосьоном.
- Спасибо, Милочка. Не обижайтесь, так мы называли Вас между собой. Ведь Вы, такая умная, красивая, с пониманием относились к нам, ученикам. Неужели Вы совсем уйдёте из школы? Не уходите, пожалуйста: теперь учатся у Вас наши дети.
- Что дети меня зовут за глаза Милочкой, я знаю. А из школы я не уйду пока, буду просто преподавать детям историю, литературу и русский язык.
- Вот здорово, вот все обрадуются, когда узнают, что Вы остаётесь.
Поздравления выпускников, многие из которых стали родителями, тронули Фаину больше, чем поздравления руководителей, хотя, что скрывать, и они были приятны.
Во время концерта завоблоно сказал Фаине:
- Фаина Васильевна, после концерта я зайду к Вам в кабинет. У меня превеликая просьба.
- Знаю я Вашу просьбу: ещё чуть-чуть поработать. Не так ли, Георгий Иванович? - улыбнулась Фаина.
Он не ответил.
Оставшись наедине с Фаиной в её кабинете, завоблоно начал разговор:
- Чему Вы так ехидно улыбнулись, когда я во время концерта сказал о своей просьбе?
- Улыбалась я потому, что знаю Вас давно и Вашу «превеликую» просьбу сразу раскусила: подготовить школу к приёму первого сентября шестилеток. Я и сама хотела остаться на несколько месяцев, так как эта работа меня заинтересовала. Тем более, я не уверена, что Тамара Степановна, которую я рекомендую директором вместо себя, сразу справится со всеми хозяйственными делами. Для меня тоже, что необходимо сделать, не всё ещё ясно. Дело-то новое.
- Да как же Вас опускать! Вы всё видите и знаете наперёд, потому и прошу Вас быть «паровозиком» в обучении детей-шестилеток. Денег мы Вам дадим. Не стесняйтесь в расходах. Подготовьтесь так, чтоб не стыдно было привезти в Вашу школу директоров у Вас поучиться. Договорились?
- Уговор дороже денег. Только, чур, ни Вы, ни я к вопросу о продлении срока директорства больше не возвращаемся. Лады?!
- Добро! Учителем-то, конечно, останетесь? И студентов не бросите?
- Загадывать не буду. Время покажет…».

На смену Малышевой М.Д. пришел новый директор – Волкова Т.С., которая проработала директором школы с 1985 по 1994 гг. Продолжая славные традиции школы.
«Несмотря на свой возраст, Малышева Маргарита Дмитриевна принимает активное участие в общественной жизни поселка, района, города, области. Она является внештатным корреспондентом, пишет воспоминания о Великой Отечественной войне. Малышева М.Д. - член Совета ветеранов, отвечает за патриотическое воспитание молодежи. За активную жизненную позицию неоднократно награждалась Почетными грамотами и Благодарственными письмами администрации города, администрации Фрунзенского района и микрорайона Оргтруд» (2010 год).


Малышева Маргарита Дмитриевна. Фото: Владимира ФИЛИМОНОВА.

В 2016 г. долгожители города Владимира (в том числе и Маргарита Дмитриевна Малышева) получили к своим юбилеям поздравления от Президента России Владимира Путина и Губернатора Владимирской области Светланы Орловой.

За успехи в создании материально-технической базы в Оргтрудовской средней школе награждена медалью «За трудовую доблесть», а также двумя медалями «За творческий педагогический труд», значками «Отличник народного просвещения», «Лучший пионерский директор», имеет звание «Ветеран труда». За работу в годы войны награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», а также многочисленными юбилейными медалями.
С 1950 г. Малышева М.Д. активно сотрудничала с областной писательской организацией. Ею написаны рассказы «Мальчик с Камчатки», «В шторме», «Первая учительница», а также стихи для младшего школьного возраста. В 2010 году вышла книга «Выбор. Повесть 65-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. посвящается».

В 2016 году вышла книга «Поворот судьбы. Роман. Продолжение повести «Выбор».

В 2018 году вышла книга М. Малышевой «ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ПОСЕЛКА ОРГТРУД» (ознакомиться можно в библиотеке мкр. Оргтруд).

В 2017 году вышла книга Пути – дороги. РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

В 2019 году вышла книга «БАСНИ» (Сборник басен посвящен 250-летию со дня рождения гениального русского баснописца И.А. Крылова).



Малышева Маргарита Дмитриевна (справа), Ольга Назарова (Лешко) (слева). Юбилей Оргтрудовской школы. 2019 г.

Малышева Маргарита Дмитриевна умерла 25 марта 2022 года. Похоронена на кладбище мкр. Оргтруд.

Источники:
1. М. Малышева. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ПОСЕЛКА ОРГТРУД. Исторический очерк. г. Владимир 2018
2. В.А. Украинский. Внештатный корреспондент. - М.: Эдитус, 2017.- 296 с.
МОУ Средняя общеобразовательная школа №47, г. Владимир
Мкр. Оргтруд

Категория: Владимирская энциклопедия | Добавил: Николай (24.08.2021)
Просмотров: 922 | Теги: Оргтруд, Школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru