Местная Религиозная Организация Православный Приход Сретенского Храма Г. Переславля-Залесского Ярославской области Переславской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 13 декабря 1999 г.
Ннастоятель - Уфимцев Андрей Григорьевич.
Адрес: Ярославская область, город Переславль-Залесский, Московская улица, д. 11.
Церковь находится на высоком холме над поворотом к селу Веськово.
Церковь Сретения Господня
Сведения, сохранившиеся в печатной исторической литературе о Сретенской церкви гор. Переславля довольно скудны и неопределенны. В Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии (вып. 2-й) о Сретенской церкви читаем следующее:
„Когда на месте нынешней церкви в честь Сретения Господня в первый раз построена была церковь, сведений о том не сохранилось. Ни в писцовых книгах, ни в переписных книгах XVII века, описывающих монастырские слободки, расположенные вблизи Сретенской церкви, она не упоминается; не показано ее и в патриарших окладных книгах, записи в которых доходят до 1746 года. На этом основании можно думать, что здесь или был какой-либо монастырь или вовсе не было церкви; но и монастырь должен был значиться в писцовых книгах XVII в., как значатся в них Данилов, Горицкий и Феодоровский, следовательно, до половины XVIII века здесь никакой церкви не существовало.
В половине же XVIII века здесь, по неизвестному случаю, была выстроена церковь во имя Св. Благов. Кн. Александра Невского. Можно думать, что с упразднением монастырских вотчин, когда расположенные здесь монастырские слободки утратили связь с своими монастырями, явилась потребность в приходской церкви для этой местности, удаленной от городских церквей.
В 1778 году преосв. Феофилакт, епископ Переславский, по просьбе священников Александро-Невской церкви Петра и Василия Ивановых с приходскими людьми, разрешил вблизи деревянной церкви строить каменную церковь в честь Сретения Господня с приделами в честь Сергия Радонежского и Св. Александра Невского.
Церковь была выстроена и освящена в 1785 году, как это можно видеть из надписи на антиминсе и на церковной стене. Но почему то в новопостроенной церкви сделан был один придел в честь Св. Александра Невского".
Таким образом, в прошлом Сретенской церкви в половине XVIII века произошло какое-то событие, которое сообщило последующей ее истории некоторые особенности, сказавшиеся между прочим в перемене при перестройках наименования престола, что в общем наблюдается чрезвычайно редко. Архив Переславской духовной консистории дает нам возможность уяснить это событие и проливает некоторый свет на прошлое Сретенской церкви.
В конце 1753 года на Переславскую кафедру назначен был епископом Амвросий Зертис-Каменский, впоследствии архиепископ Московский, убитый во время чумы в 1771 году. Со вступлением епископа Амвросия на Переславскую кафедру в кафедральном Горицком монастыре начались строительные работы, затеянные в довольно грандиозных размерах. Перестроен был соборный храм, начата постройкой, так называемая, Гефсимания, имевшая соединить соборную церковь с трапезной и оставшаяся, к сожалению, за переводом епископа Амвросия на другую кафедру, незаконченною. На монастырском дворе снесен был целый ряд обветшавших зданий и выстроены на место их новые. Во время этих строительных работ и перестроек Сретенская церковь, находившаяся в то время вблизи монастырской ограды, и была перенесена на новое место, на котором она находится ныне. Именно, у самой кафедральной ограды Горицкого монастыря до 1753 года находились две деревянные церкви — одна в честь Сергия Чудотворца и другая теплая в честь Сретения Господня. Это был, так называемый, Сергиевский приход. В июне месяце 1753 года дано было разрешение епископом Серапионом, предшественником по кафедре епископа Амвросия, на постройку вместо этих двух обветшавших деревянных храмов одного каменного в честь Сретения Господня с приделом имени Сергия Радонежского Чудотворца, в счет „некиих христолюбцев". Каменный храм и был начат стройкой тут же вблизи деревянных. Но в это самое время вступил на кафедру епископ Амвросий, и в Горицком монастыре начались строительные работы, занявшие довольно значительно площадь монастырской территории. Начатый стройкой каменный храм и два деревянных оказались не у места, и о них, согласно предложению еп. Амвросия, Переславская катедральная контора (Переславская духовная консистория в то время находилась в Воскресенском монастыре, где имел пребывание Владыка. В Переелавле же была учреждена, так называемая, Переславская катедральная контора, подчиненная консистории и ведавшая Переславскую десятину и Александровский заказ.) в августе месяце 1754 года имела особое суждение в одном из своих заседаний. Протокол этого заседания сохранился в делах Переславского архива и имеет важное значение для истории Сретенской Переславской церкви. Приводим его в извлечениях.
„Переславская катедральная контора, рассуждая как о начатой строением при катедральном Горицком монастыре близ самой ограды каменной, так и о состоящих при оной же ограде деревянных приходских двоих церквах, которым сверх того, что оныя настоящей катедральной соборной церкви проспект и красу отнимают, для следующих причин на тех местах находиться весьма не должно: потому что как самим тем церквам по имеющемуся под ними косогорного и высокого места положению быть на тех местах непрочно, так и состоящей близ оных церквей катедральной ограде от находящегося при оных церквах кладбища твердости иметь невозможно, ибо и ныне оная ограда, будучи от того кладбища совершенно повреждена, видимо к падению склонилась, которую надлежит за тем необходимо разобрать и в другое место перенесть, а на том месте другие нужно потребные катедральныя здания построить... А понеже катедральной конторе известно, что кроме объявленного Сергиевского приходу как при Даниловом, так и при Феодоровском девичьем монастыре имеется служительских и крестьянских дворов немалое число, из которого находящимся при Феодоровском монастыре обывателям, за неимением особливой приходской церкви, кроме слушания Божественной литургии и прочих молитвословий, и мирские требы к немалому неприличеству исправляемы бывают в состоящих внутрь оного девича монастыря церквах, а имеющиеся при Даниловом монастыре обыватели, хотя приходом и состоят к находящейся внутри города Рождественской церкви, однако за неблизким расстоянием по большей части на всяких церковных служениях бывают во оном Даниловом монастыре, а не у показанной приходской церкви; а по состоявшемуся в 1722 году июля 16 дня за подписанием Святейшего Правительствующего Синода и Правительствующего Сената указу велено священникам надзирать неоплошно, чтобы приходские их люди в воскресные и праздничные и высокоторжественные дни к вечерням, заутреням, а паче к Божественным литургиям приходили неленостно в святыя церкви, а о не приходящих где надлежит доносить, из чего видимо, что всем приходским людем к достодолжному молитвословию надлежит приходить в приходские свои церкви; — по которым обстоятельствам как Горицким, так Даниловским и Феодоровским подмонастырным обывателям, яко в близком расстоянии между собою находящимся, надлежит иметь общую приходскую церковь, для которой по усмотрению катедральной конторы весьма благоспособное находится место на горе состоящей при Горицком и Даниловской слободах от большой Московской дороги на правой стороне. Того ради определено от оной катедральной конторы предложить Его Преосвященству Святейшего Правительствующего Синода члену Великому Господину Амвросию Епископу Переславскому и Дмитровскому и ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим монастыря архимандриту мнение таково, что выше объявленную начатую строением при самой катедральной ограде каменную церковь строить воспретить, и как оное каменное здание, так и деревянные церкви близ оного начатаго здания при катедральном Горицком монастыре состоящие для вышеписанных резонов велеть снесть, а вместо оных церквей как Сергиевским прихожанам, так Даниловским (сколько их, кроме жительствующих внутри города, к вышепомяненной градской Рождественской церкви в приходе имеется) и Феодоровским обывателям общим коштом на показанном благоспособном месте построить самым изрядным мастерством деревянную церковь, или ежели возможно каменную церковь с приделом; из которых настоящей быть во имя святого благоверного князя Александра Невского, по тому резону, что он (как из истории явствует) из князей Переславских, а придельной во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, и ко оной церкви священно-церковнопричетников сверх состоящего ныне при помянутом Сергиевском приходе числа (коему быть при оной Александроневской церкви) определить сколько потребно будет по числу приходских дворов и под усадьбу им земли отвесть в пристойном месте, сколько подлежит, а довольствие всему оному причту иметь от показанного приходу".
Епископ Амвросий на докладе конторы написал резолюцию: „1754 года августа 25 дня. Учинить по сему без всякого откладывания".
Таким образом, как можно судить на основании приведенного документа, Сретенского прихода в половине XVIII века не существовало в Переславле, а была лишь теплая Сретенская церковь, принадлежавшая Сергиевскому приходу, который действительно и упоминается в окладных патриарших книгах еще в 136 (т. е. в 1628) году. В 1753 году вблизи этих двух деревянных церквей начата была стройкой третья каменная, но за вышеприведенным определением епархиальной власти все церкви были снесены. Новой церкви, как предписывала консистория, не построили, а перенесли лишь на то место, которое указывала консистория, старую деревянную Сретенскую церковь. Прихожане предполагали и освятить ее в то же наименование. Но епископ Амвросий настоял на своем прежнем определении, и церковь освящена была 7 июня 1755 года во имя св. благ. вел. Князя Александра Невского.
Прошло 20 слишком лет. Александроневская церковь, выстроенная из обветшавшей Сретенской, потребовала новой перестройки. Священники Александроневской церкви Стефан Иванов и Василий Иванов обращаются к епископу Переславскому Феофилакту с всепокорнейшим прошением следующего содержания:
„До бытности в Переславской епархии Преосвященного Амвросия епископа при самом доме архиерейском застроена была прихожанами каменная церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского с приделом Сретения Господня (наоборот — Сретения Господня с приделом Сергия Радонежского) и складена была до половины окон и решетки железные вставлены были. А при бытности помянутого Преосвященного Амвросия по приказу Его Преосвященства оная застроенная церковь, дабы катедральному зданию красоты не отнимала разобрана и кирпич взят в дом архиерейский, а бут остался в земле, а ныне означенной Александроневской церкви прихожане желание имеют вместо оной церкви деревянной, которая приходит в ветхость, построить каменную с приделом. Того ради Вашего Преосвященства милостивого нашего Архипастыря всепокорнейше просим означенную церковь построить благословить, а под строение той церкви прежний бут выбрать и употребить дозволить, також пожаловать и половиннику кирпича имеющегося за домом Вашего Преосвященства и извести с песком из старого строения на заливку что потребно будет".
Прошение помечено январем месяцем 1778 года.
Консистория, заслушав прошение, послала запрос в домовое архиерейское правление, действительно ли кирпич из разобранной Сергиевской недостроенной церкви взят в архиерейский дом и можно ли выдать из архиерейского домоуправления кирпича и извести. Домовое архиерейское правление ответило: „Сколько от показанной Сергиевской разобранной церкви при бытности покойного Преосвященного Амвросия употреблено кирпича, о том за давним временем записи не отыскалось. На заливку буту извести, смешанной с песком, и щебню довольное, а половиннику из разобранных разных строений потребное число имеется". Но впоследствии, когда на основании этого доклада, Преосвященный Феофилакт распорядился: „половиннику старого кирпича, ежели в доме нет никакой надобности, выдать для строения каменной церкви", эконом архиерейского домового правления иеромонах Геннадий написал: „по осмотру домовым правлением оного половиннику, хотя в наличии и имеется, но за неимением целого кирпича для исправления домовых ветхостей да и впредь чаемых быть надобностей не безнужен и половинник, того ради домовое правление к постройке означенной церкви выдать не может". — Так кирпич и не был выдан.
Первоначально прихожане Александроневской церкви предполагали строить каменную Сретенскую церковь с двумя приделами - первым преподобного Сергия Радонежского, вторым святого благоверного великого князя Александра Невского. Так говорится и в храмозданной грамоте, выданной 20 марта 1778 года. Но почему то устроен был всего лишь один придел, который и освящен был в честь Александра Невского, на том конечно основании, что ветхая деревянная церковь, на место которой выстроена новая каменная Сретенская церковь, была в честь св. благов. Велик. князя Александра Невского.
26 октября 1785 года новый Сретенский храм был освящен Преосвященным Феофилактом.
Проходили годы, и память о некогда бывшей Сергиевской церкви, переименованной в Сретенскую, постепенно исчезала. О том, что прошлое нынешней Сретенской церкви тесно связано с прошлым исчезнувшей Сергиевской Переславской церкви говорят только две надписи на священных предметах, хранившихся в Сретенской церкви. Именно, на напрестольном кресте читаем: „лета 7200 (1692) сей крест построен в церковь Сергия Чудотворца на вкладные деньги при священнике Григорие Иванове". На одном из напрестольных евангелий, напечатанном в 1701 г., была подпись по листам: „построили сие евангелие напрестольное с евангелистами, одетое бархатом цветным, Московские жилцы Покровского собору, что на рву, церкви Николая Чудотворца Великорецкого дьякон Иван Иванов Новов, да Кадашевския слободы Григорова Галактион сын Ширков в Переславль Залесский Горицкого монастыря Подгорной слободы подле города Отца нашего Сергия Радонежского".
С 1826 г. священником Сретенской церкви Переславля назначен Иван Ильич Товаров, выпускник Владимирской семинарии 1824 г. Отец Иоанн Товаров скончался в 1865 г. В 1850 г. Владимирскую семинарию окончил Николай Михайлович Замытский. В 1853 г. он назначен диаконом в Сретенскую церковь г. Переславля.
В 1865 г. в Сретенскую церковь назначается священник Дмитрий Григорьевич Недешев (Владимирскую семинарию окончил в 1862 г.)
В 1873 г. при Сретенской церкви была открыта приходская школа. В то время в приходе Сретенского храма было 328 крестьян и 67 мещан, а также разночинцы и военные. Священник Сретенского храма о. Димитрий Недешев неоднократно, но безуспешно, обращался к прихожанам с просьбой о пожертвованиях на строительство дома для школы. Тогда он обратился в местный училищный совет. Дом, просторный, светлый, для школы был найден, его наём стоил 100 рублей.
В классной комнате с 9 окнами свободно могли поместиться до 70 учеников. Две небольшие комнаты предоставлены учителю под квартиру. На должность учителя был назначен воспитанник педагогической школы П.Ф Назаретский, успевший прекрасно себя зарекомендовать.
Открытие в городе Переславле-Залесском Александроневской школы
День— 14-го января 1873 года, по справедливости, должен быть отмечен в летописи Переславской Сретенской (Александроневской тож) церкви, как день, обещающий иного доброго и полезного для приходского общества. В этот день происходило открытие приходской Александроневской школы. Давно сознавалась нужда в устройстве школы в приходе. Приход Александроневской церкви занимает довольно растянутую в Переславле местность, более всех других приходов удаленную от центра города; почему и не представляет для прихожан удобств помещать детей своих в существующих внутри города двух приходских училищах.
Много раз пытался я склонить своих прихожан — крестьян (Из числа 452 душ в Сретенском приходе состоит: крестьян 328 душ, мещан 67 душ, остальные прихожане – разночинцы и военные; большинство последних составляют бессрочно-отпускные и отставные солдаты.) на необходимый для этого дела ежегодный сбор по нескольку копеек с души, указывая им при этом па возможную помощь со стороны земства; но дело нисколько не подвигалось; мои прихожане — крестьяне решительно отказывались принять на себя издержки по найму дома для училища с приличным помещением для учителя (при каковом условии только и можно было рассчитывать на пособие из земских сумм), ссылаясь, то на дороговизну житья в городе, то на стеснение себя разными обязательными налогами. Так прошло несколько лет. Между тем, чем далее, тем более, тем осязательнее и настойчивее ощущалась потребность в приходской школе: многие даже возрастные оказывались не умеющими прочитать наизусть не только Символа веры, заповедей, по даже молитвы Господней и вообще самых обычных молитв, а из крестьянских мальчиков, не говоря уже о девочках, едва одна пятая часть изучала грамоту и то кое-где, кое у кого, напр. у бывших дворовых людей, у отставных чиновников, притом не отличающихся ни грамотностью, ни даже трезвенностью. Прискорбно было видеть эту почти всеобщую безграмотность; но пособить делу было не чем, — так как собственный дом мой так скромен и мал, что не допускал и мысли о том, чтобы в нем поместить училище,— а у прихожан не находилось средств к выполнению тех условий, при которых наше земство заводит училища (Переславским земским собранием постановлено: открывать земские школы, т.е. школы особым учителем и законоучителем, вознаграждаемыми за труды от земств, только там, где общества предоставят для училища особый дом с помещением для учителя и с прислугой и обяжутся содержать его. Жалованья в таких школах учителю полагается 120 руб., законоучителю 40 руб). В виде последней меры, я сделал заявление в местный училищный совет, в котором объяснил, что предлагаемые земством условия к открытию приходских школ с правом на пособие от земства тяжелы для многих бедных прихожан, что при силе этих требований, они не могут и думать о своей школе, между тем как нужда в ней — неотложная,— дети почти все растут неграмотными, и поэтому просил совет обратить, если то можно, особенное внимание на печальное положение грамотности в занимаемой моим приходом местности. Попытке этой суждено было иметь полный успех.
Достопочтенный о. председатель училищного совета, смотритель духовного училища Александр Иванович Свирелин,— отнесся с полным сочувствием к моему заявлению и принял в деле живое участие, благодаря коему училищный совет нашел возможным, независимо от жалованья учителю, отнести на средства земства издержки по найму дома для училища, с квартирою для учителя. Когда таким образом главное затруднение было устранено,— в моем приходе, в какие-нибудь две недели, сформировалась школа, не только не уступающая, но своей внешней обстановке, давно существующим двум городским училищам, но имеющая в этом отношении даже преимущество перед ними: именно — дом для училища нанят (за 100 руб.) весьма чистый, просторный, светлый; в классной комнате о девяти больших окнах могут свободно поместиться до 70-ти мальчиков; затем две не большие, но светлые и чистые комнаты предоставлены учителю. При этих, весьма важных внешних удобствах, школа сразу заручилась отличным учителем. Определенный Переславским училищным советом на должность учителя в новооткрытую Александроневскую школу П.Ф. Назаретский, как воспитанник педагогической школы, притом четыре года уже практиковавшийся, в полной мере владеет искусством преподавания и обучения. В настоящее время, через неделю после открытия, школа имеет уже 44 мальчика и 4 девочки; но это только на первых порах школы; судя по числу всех приходских мальчиков, годных к учению, число это должно возрастать, и я надеюсь, что наша Александроневская школа в скором времени вполне убедит г.г. членов училищного совета, что не напрасно предоставлены ей некоторые преимущества перед другими земскими школами в отношении способов обеспечения.
Самое открытие школы, как было уже объяснено, происходило 14 января — в день воскресный. В этот день прихожане Александроневской церкви, накануне оповещенные, пришли в храм к обедне довольно в значительном числе, с своими детьми. По окончании литургии, я обратился к ним с следующею речью:
«Почтенные прихожане Александроневской церкви! Я приглашал вас прибыть ныне в храм с вашими детьми по случаю особенному, для дела весьма важного. С нынешнего дня в нашем приходе открывается приходское училище. Не буду говорить теперь о том, сколь важно, благодетельно и необходимо это дело для нашего прихода; об этом я уже неоднократно говорил с вами, когда приглашал вас подумать, посудить и, по возможности, помочь мне в деле устройства для ваших детей школы. Скажу только, что в нынешнее время, когда вокруг нас во всем заметны улучшения, все принимает новый лучший вид, нехорошо и вам оставлять детей своих без всякого образования, без всякой подготовки к жизни. Ныне во всяком звании, не исключая и вашего крестьянского, настоит особенная нужда в подготовлении людей знающих, сведущих, которые бы с истинною пользою общества могли нести общественные должности. А где, помимо школы, — вы подготовите своих детей такими полезными членами общества? Но, повторяю, обо всем этом я имел много случаев говорить с вами прежде, когда не было у нас школы. А теперь что говорить о пользе школы? Теперь я покоен, теперь я уверен, что вы скоро сами увидите неоценимую пользу школы, когда будут ходить в нее ваши дети. Поблагодарите Бога, устрояющего все во благо для счастья ваших детей, поблагодарите и добрых людей и наше земство, что оно, обратив особенное внимание на вашу бедность и на печальное состояние ваших детей, оказало вам особенную милость, не требуя от вас особенных значительных денежных средств. Без него не было бы у вас школы. Вы знаете, чем окончились мои хлопоты у вас по этому делу...
Не могу при семь не высказать пред вами и своей радости — как ваш пастырь: радует меня в учреждении училища особенно то, что, преподавая вашим детям в училище закон Божий, я буду иметь случай, время и возможность научить их страху Господню, который есть начало всякой премудрости. Я знаю, что на мне лежит долг, помимо всякой школы, не только детей ваших, но и всех вас воспитывать в духе благочестия христианского; но вы сами видите, как трудно выполнить эту обязанность, когда многие из вас не бывают в церкви даже в большие праздники, не только — что в воскресные дни. Упоминаю об этом мимоходом, но в мыслях моих теперь у меня главным образом школа. Скажу коротко: я ожидаю от нашего училища многого — доброго и полезного, если только вы будете поддерживать его — во первых — вашими посильными жертвами на обзаведение училища всеми принадлежностями школы и, во вторых, вашею полною готовностью посылать в школу не только ваших сыновей — мальчиков, но и дочерей — девочек, которые впоследствии глубоко будут благодарить вас за ваше родительское попечение об них, оставьте эту мысль, будто для девочек не нужна грамота, не нужно образование; ведь они со временем будут такими же матерями детей, как и их матери. Скажите же, все ли равно для детей иметь мать неграмотную, или, как должно в свое время обученную? Неграмотные из вас мужчины говорят же про себя, что они, как слепые, ничего не видят; будьте уверены, что и матери неграмотные тоже как слепые, ничего не видят и не могут научить детей своих истинно доброму и благочестному. Итак, отцы и матери, позаботьтесь, чтобы все дети ваши, которые могут учиться, неотложно ходили в училище и со вниманием слушали, что им будет объясняемо. Помолимся Господу Богу при начале учения, да благословит Он нашу школу, да призрит на сих юных отроков своим милостивым оком и да даст им Духа премудрости и откровения в познание Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, в течение всей их жизни. Аминь».
Вслед за сим все бывшие в храме дети, в преднесении святых икон, сопровождаемые священником с крестом, своими родителями и многими другими из посторонних лиц отправились в предназначенный для школы дом: здесь было совершено молебствие Господу Богу с водоосвящением о даровании приступающим к учению успехов в учении, и все дети окроплены были святою водою. В конце молебна провозглашено было многолетие Государю Императору и всему Царствующему дому, Святейшему Синоду, благостному Архипастырю нашему Архиепископу Антонию и Переславскому земству. Почти в самом начале молебного пения прибыл сюда достопочтенный о. председатель местного училищного совета Александр Иванович Свирелин, который заключил торжество открытия школы своею простою задушевною речью, обращенною к детям и их родителям.
Священник Дмитрий Недешев.
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 4 (15 февраля 1873 года)
В 1876 г. с о. Димитрием Недешевым служили диакон Николай Замыцкий и дьячок Василий Смирнов.
В 1916 г. настоятелем храма был священник Виктор Сергиевский.
В кон. 1930-х гг. церковь закрыта.
Возвращена верующим в кон. 1980-х гг.