Главная
Регистрация
Вход
Вторник
22.09.2020
17:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1298]
Суздаль [409]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [422]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [109]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [131]
Гусь [151]
Вязники [276]
Камешково [93]
Ковров [375]
Гороховец [119]
Александров [244]
Переславль [112]
Кольчугино [74]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [105]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [104]
Писатели и поэты [100]
Промышленность [90]
Учебные заведения [114]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [48]
Муромские поэты [5]
художники [24]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [242]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Село Купань Переславского уезда

Село Купань Переславского уезда

Купа́нь — село в Переславском районе Ярославской области. Старинное название — Хупань.
Рядом с селом (по дороге из Переславля) расположен источник святой Варвары, где возведена часовня и устроена купальня.

В 1518 году село было приложено в Троице-Сергиев монастырь, которому принадлежало до секуляризации 1764 года.

Численность населения: в 1859 г. – 217 чел., в 1905 г. – 364 чел., в 1926 г. – 491 чел., в 2007 г. – 20 чел., в 2010 г. – 12 чел.

Купаньский приход

Село Купань пли Хупань. как оно называется во всех старинных актах, находится в 12-тп верстах от уездного (Переславский уезд) и рода и в 135-ти вер. от губернского.
Село Хупань с деревнями в 7026 (1518) г. приложено было в Троице-Сергиев монастырь и в кормовой книге монастыря назначено было «кормити корм середний по велик, кн. Василие и др.». Очевидно, это село было приложено кем-либо из Московских великих князей.
В сотной выписи из писцовых книг 7071 (1563) года в селе Хупани значится 36 дворов, в деревне Хмельниках 14 дв., в дер. Жироткине 3 дв., Подберезье 5 дв. и починке Дорюхине 1 двор.
По писцовым книгам 1593 г. в Купани записали: 1 дв. монастырский. 32 дв. крестьянских и бобыльских; крестьянской земли 130 четв., земля худа; в деревне Хмельниках 31 двор; упомянутыя же выше деревни: Жироткино, Подберезье и починок Дерюхин запустели, значатся здесь в числе пустошей; причиной запустения было моровое поветрие, бывшее пред этим.
Писцовые книги 1628 — 29 гг. свидетельствуют, что в Хупани в то время был двор монастырский, в котором жили монастырские прикащики, детенышей для монастырской пашни было 22 двора; пашни монастырской 40 четвертей в поле, крестьянской 60 четв., перелогу и лесом поросло 145 четвертей, сена 1500 копен; в дер. Хмельниках было 13 дворов. Уменьшение населения произошло, по всей вероятности, от Литовского разорения.
Упоминаются село Хупань и деревня Хмельники и в переписных книгах 1678 года, но число дворов в них определить нельзя, так как им велся общий счет с другими деревнями, приписанными ныне к другим приходам.
По ведомости о лаврских вотчинах, составленной в 1761 г., в селе Хупани с приписанными к нему деревнями (к нему тогда приписано было 5 деревень в село Копнино) числится 595 душ муж. пола, земли 1116 четвертей, сена 3410 копен, лесу пашенного 30 дес., непашенного 45 дес . лесу — рощи на 5 вер. в длину и на 1 ½ вер. в ширину; работников высылалось в Лавру посошных — конных 1, пеших 2, косцов конных 1, пеших 5, к молотьбе хлеба пеших 2, на сноповую возку 4 подводы. Окладного сбора поступало: оброку 375 руб. за землю 15 р., за рыбные ловли 15 р.; неокладного: на покупку холста монашествующим на свиты 23 р. 4 к., меду с наличного числа ульев 1 пуд. 24 фун. Оброчного хлеба было: ржи 80 четв. ярицы 10, овса 124, ячменя 10, пшеницы 10, гороху 1 четв., конопли 1; прикащикова хлеба — ржи 7 ½ четв., овса 7 ½ четв., пшеницы 1 ½ четверти.
В 1764 году, с упразднением монастырских вотчин, село Хупань стало казенным.
Церковь в селе Хупани существует издревле: в сотной выписи 1563 г. сказано, что здесь церковь во имя Иоанна Богослова, при ней поп Иван. В писцовых книгах 1593 года сказано несколько подробнее: «церковь Иван Богослов, а в церкви деисус и двери царския и образы местные и ризы и книги и клепало железное — строение приходских людей»: при церкви поп Григорий, просвирница, земли церковной 10 четв. в поле.
По писцовым книгам 1628 — 29 гг. в селе Хупани значится «древяная» церковь того же наименования, но уже построенная на монастырские средства («строение монастырское»), при нем поп Иван Семенов, дьячок Любимка Степанов, пономарь Клим Степанов, просвирница Ографеница, пашни церковной «худые земли» 5 четвертей в поле, перелогу 1 ½ четв., лесом поросло 1 четв., сена 70 копен.
Церковь того же наименования, а про ней поп Митрофан значится и в переписных книгах 1678 года. Эта церковь платила дани в патриаршую казну 2 р., 1 алтын, 3 деньги и заезда гривну.
Деревянная церковь в честь Иоанна Богослова была в Купани и в конце XVIII столетия; до 1782 года при ней была другая деревянная церковь во имя Св. в. муч. Варвары, как и видно из сохранившейся в церковном архиве храмозданной грамоты епископа Переславского Феофилакта. Предполагалось, вместо этой обветшавшей уже церкви, построить новую, но постройка почему-то не состоялась.
Вместо деревянной церкви в 1814 году усердием прихожан устроен каменный двух-этажный храм.
Престолов в этом храме два: в верхнем этаже в честь Св. Апост. Иоанна Богослова, в нижнем в честь Св. в. Мучен. Варвары.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из Св. икон особенно чтима прихожанами икона Св. в. мучен. Варвары; по преданию, эта икона явилась у колодца, где устроена часовня.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1795 года, исповедные росписи с 1825 года.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) от служб и требоисправлений 370 р.; б) от земли пахотной и сенокосной до 100 р.; в) от хлебного сбора до 40 р., а всего до 410 руб. в год. Дом для священника церковный.
Земли при церкви: усадебной 1652 саж.. сенокосной 7 дес. 1174 саж., пахотной 33 дес. 563 саж., неудобной 563 саж.
Приход состоял из села Купани и деревни Хмельников (в 5 вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям числилось 351 душа муж. пола и 384 женск.; все православные.
В селе Купани имелась церковно-приходская школа; учащихся в 1893 году было 18.

Источник:
Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск второй. Переславский и Александровский уезды. 1895.

Иконы великомученицы Варвары в с. Купани

Село Купань или Хупань и в нем церковь в честь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова известны по историческим памятникам издревле. Еще в сотной выписи 1563 года упоминается в с. Хупани церковь во имя Иоанна Богослова и при ней поп Иван.
В XVIII веке, кроме церкви Иоанна Богослова, видим в том же селе еще и другую деревянную церковь в честь великомученицы Варвары. Памятником этой древней, исчезнувшей к концу XVIII века церкви служит в настоящее время (1907 г.) престол в честь великомученицы Варвары в нижнем этаже нынешнего двух-этажного каменного храма и две иконы ее имени. Одна из икон находится в храме и в описи древних предметов церкви с. Купани описана так:
«Позади праваго клироса находится чтимая прихожанами и окрестными жителями за явленную и чудотворную икона святой великомученицы Варвары с предстоящими мученицами Екатериной и Иулианией. Высотою сия икона 14 вершков, а шириной — 10 вершков. Дска деревянная с выемкой; по краям деки ноля темно-синего цвета. Фон иконы темный. Краски от времени потемнели, а по местам значительно и облупились. Риза на иконе и венцы серебряные, 84 пробы, чеканные, отзолочены; весу в них 3 фунта 30 золотников. Икона по преданию древняя».

О второй иконе, помещающейся в часовне, опись говорит:
«Размером сия икона 14 вершков, а в ширину 13 вершков. Низ иконы от времени обгнил. Дска гладкая. По краям дски выпуклыя поля. На одном боковом поле изображен св. священномученик Власий, а на другом преподобная Мария Египетская. Над главой св. великомученицы Варвары изображен Иисус Христос, а по сторонам Его — два ангела. В правой руке св. великомученицы Варвары св. крест, а в левой хартия с надписью: «Верую во единого Бога Отца». Живопись от времени попорчена; лики почти облупились. Фон иконы зеленый, а полей — темно-зеленый. На иконе имеется медная, чеканная, отзолоченная риза. Икона по преданию древняя».
Судя по приведенным местам описи, в с. Купани об иконах великомученицы Варвары не сохранилось определенных преданий, кроме рассказов общего свойства об их древности и особом почтении, которым они пользовались издавна. Некоторые данные к истории этих икон дает одно из дел архива Переславской духовной консистории, возникшее во второй половине XVIII века. В нем, вероятно, и имеются в виду те самые иконы, о которых говорит цитированная выше опись.
Указанное дело открывается сообщением священника с. Купани Федора Игнатьева, который 3 октября 1771 года в Переславской консистории сообщил следующее:
«В с. Купани в церкви св. Евангелиста Иоанна Богослова имеется часть св. мощей из персей св. великомученицы Варвары, серебром вокруг оправленная, с надписью на том серебре о тех мощах великомученицы Варвары, да еще имеется ж во образе оной же великомученицы Варвары с надписью, что мощи той же великомученицы, — о которых св. мощах и в описи в Переславскую духовную консисторию в 1756 г. показано. А записки в той церкви, когда оные мощи и от кого именно внесены, кроме что на тех мощах надписано, не имеется. Слышал же он, священник, от старожилых бывших тутошних священников и крестьян, что того села из крестьян был в Казани протопопом Андрей Никонов и ездил в Киев молиться и, оныя св. великомученицы Варвары мощей части оттуда привезши, по усердию своему отдал в Купанскую церковь, а сколько назад тому лет, никто не запомнит».
Из дела не видно, по какому поводу дано было в Переславской консистории это сообщение священником Феодором Игнатьевым. Но сопоставляя его с последующими показаниями того же священника, данными им в 1778 году, можно думать, что такое объяснение было потребовано от Феодора Игнатьева в связи с постигшим Россию в 1771 году бедствием — опустошительным действием страшной болезни моровой язвы и тем почтительным отношением к Купанской иконе великомученицы Варвары, какое было оказано ей жителями г. Переславля. Об этих событиях священник Феодор Игнатьев в 1778 г. на новом допросе дал показание в такой форме:
«В 1771 году в несчастливое для народа время взят был образ великомученицы Варвары с мощами из того села Купани, по приказанию бывшего Преосвященного Геннадия епископа в град Переславль для богомолия градским протопопом Иваном Ивановым, и был тот образ в этом граде Переславле в градской соборной церкви чрез 6 недель, с которым и по купеческим ходили домам, и паки в то село Купань оный образ с подобающею честью с крестным ходом по приказу оного ж Преосвященного Геннадия всенародно всем градом провожаем был, а во время с оным по граду хождении прикладныя к образу деньги собирались в запечатанную экономических вотчин казначеем Антоном Никитиным Сухотиным кружку, который Сухотин, по окончании с тем образом хода, отдал мне, священнику, высыпанных из той кружки денег десять рублев пятьдесят коп.; свечи же продавались не из нашей Купанской церкви, но от градского собора, а доходныя за молебны деньги разделяемы были по частям на всех соборных служителей, между коими и я священник Феодор получал седьмую часть. На украшение ж тех образов особливый тогда по граду учинил сбор Переславской духовной канцелярии асессором Иваном Алексеевым Барыковым и сколько тех денег собрано, о том мне священнику неизвестно; и украшены оные образа как серебром, так и жемчугами тщанием его Барыкова»...
Итак, до 1771 года в с. Купани было два образа великомученицы Варвары с мощами, принесенными, по народным преданиям, неизвестно когда протопопом Андреем Никоновым, уроженцем с. Купани, из г. Киева. Один из этих образов пользовался особенным почетом не только в с. Купани, но и среди населения г. Пореславля, чем и объясняется то обстоятельство, что во время моровой язвы его нарочито приносили в г. Переславль. Здесь он оставался в течение шести недель, принимаем был в домах горожан, а затем снова возвращен на прежнее место в храм с. Купани. Во время пребывания образа в Переславле на украшение образов великомученицы Варвары, принадлежавших Купанскому храму, учинен был по городу особый сбор, благодаря которому иконы украсились серебром и жемчугом.
Само собою понятно, что после всенародного чествования Купанской иконы в г. Переславле почтение к ней со стороны окрестных жителей еще более возросло. Село Купань сделалось местом паломничества для ближайшего населения. Собираемые от паломников приношения дали возможность старосте с. Купани ремонтировать церковь и колокольню, как показал об этом священник Феодор Игнатьев. Так продолжалось до 1778 года.
22 августа того года Преосвященный Феофилакт, епископ Переславский (Епископ Феофилакт (Горский) вступил на Переславскую кафедру в конце 1786 г. О существовании икон велик. Варвары и мощей в с. Купани он узнал, вероятно, при личном посещении с. Купани.), узнав о существовании в с. Купани двух икон с мощами, распорядился взять обе иконы в консисторию для рассмотрения, а в Киевскую консисторию послать бумагу с запросом, давались ли когда-нибудь и кому-нибудь частицы мощей великомученицы Варвары.
В сентябре священник с. Купани Герасим Феодоров с двумя иконами великомученицы Варвары был выслан в консисторию и здесь допрошен. Допросили также его отца заштатного священника с. Купани, упомянутого выше Феодора Игнатьева и церковного старосту.
Феодор Игнатьев в дополнение к показанию 1771 года передал подробно историю временного перенесения иконы в 1771 г. в гор. Переславль, о чем сообщалось уже раньше. Священник Герасим Феодоров и церковный староста говорили больше о том, как в последние годы производилось подаяние от приходящих и приезжающих из разных мест для богомолья людей. По допросе, священников и старосту отпустили домой, а иконы оставили в консистории.
Между тем приближалось 4 декабря, день памяти великомученицы Варвары. Прихожане с. Купани обратились к Преосвященному Феофилакту с всепокорнейшей просьбой отдать образа хотя бы только на один наступающий праздник. Епископ Феофилакт признал их просьбу заслуживающею удовлетворения и распорядился возвратить прихожанам обе иконы на время до рассмотрения.
Через четыре дня после этой резолюции пришло извещение и из Киевской консистории. Она сообщала, что никаких записей об отнятии части мощей великомученицы Варвары и о даче их на сторону не имеется. Епископ Феофилакт дает вновь распоряжение: «Оставить иконы по-прежнему в помянутой церкви, но с тем, чтобы всю церковь священник старался привести в лучшее благолепие».
Но это желание Владыки, выраженное, вероятно, на основании его личных наблюдений при посещении с. Купани, было выполнено не скоро, несмотря на то, что церковь, благодаря многочисленным богомольцам, располагала для этого средствами.
В 1782 г. священник села Купани Герасим Феодоров и прихожане вступают с просьбой о произведении лишь частичной реставрации своей деревянной церкви в честь великомученицы Варвары. «В оном с. Хупани, пишут они, вторая церковь во имя св. великомученицы деревянного здания, которая обнизла и желаем, оную церковь приподняв без повреждения св. престола, подвесть под оную три ряда».
Епископ Феофилакт на прошении положил резолюцию: «Означенная церковь за ветхостию непрочна и ненадежна, а потому и подрублять не следует. Священнику ж с прихожанами объявить, чтобы приступали к построению новой непременно с будущаго сентября месяца, а ежели о сем вознерадят, то исправление церковных треб перевесть в церковь с. Копнина, Купанскую за ветхостию запрета. В рассуждении собираемаго дохода от приходящих молебщиков, давно бы уже надлежало построить каменную церковь. Мая 17 числа 1782 г.»
Угроза епископа Феофилакта перевести исправление треб в с. Копнино говорит как будто за то, что и первая церковь св. Евангелиста Иоанна Богослова к тому времени сильно обветшала и не могла служить местом для благолепного отправления богослужений.
Через несколько дней после резолюции Преосв. Феофилактом выдана была в с. Купани грамота на построение нового храма. Грамота эта хранится в церкви с. Купани и помечена 31 мая 1782 г.
Но едва ли в этом году, да и вообще до конца XVIII века приступили к постройке нового храма Дело ограничилось, кажется, разрушением Варваринской старой. По крайней мере в одном списке церквей Владимирской епархии конца ХVIII века читаем: «В с. Купани церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова деревянного здания об одном этаже построена тщанием того села приходских людей, а в котором году неизвестно; при ней колокольня деревянная».
Новый каменный храм в с. Купани начал строиться лишь в 1806 г., по благословению епископа Владимирского Ксенофонта, и окончен был постройкой в 1814 году. (Из прошлого Владимирской Епархии. Выпуск Второй. К. Малицкий. 1907 г.).
Освящение стенной живописи в храме с. Купани, Переславского уезда . 26-го сентября 1910 г., в день апостола Иоанна Богослова, в селе Купани, Пересл. у., совершалось торжественное освящение стенной живописи холодного Богословского храма. Просторный храм в бедном Купанском приходе давно требовал крупных расходов на возобновление подобающего благолепия. Местный священник о. М. Архангельский по примеру своего предшественника совместно с церковным старостой с. Купани, Н. Зиновьевым, принял все меры к изысканию средств на возобновление живописи в приходском храме. И вот, несмотря на скудость урожая хлебов в последние три года, несмотря на дороговизну всех пищевых продуктов, отразившуюся самым печальным образом на крестьянском благосостоянии, набирается на украшение храма сумма в 1000 руб. Такая довольно солидная для бедного Купанского прихода сумма явилась результатом следующих сборов: 550 руб. собраны с прихожан, 250 руб. с разрешения епарх. начальства взято из церкви и 200 руб. собраны церковным старостой от посторонних благотворителей.
Живопись изображает картины из евангелия, а также угодников и чудотв. Владимирских и Переславских. Произведена она местным живописцем гор. Переславля В.П. Шманаевым, усердно поработавшим для сего храма за весьма дешевую цену.
К назначенному для освящения дню прибыли: благочинный села Вашки свящ. П. Веселовский, села Усолья свящ. Н. Похвалынский и села Ягренева свящ. Н. Смирнов с диаконом гор. Переславля Троицким. Захолустный Купанский приходский храм, давно не имевший в своих стенах соборной службы, был переполнен молящимися прихожанами, а равно и собравшимся на храмовой торжественный праздник народом из соседних сел и деревень. На утрени помазание освященным елеем было совершено местным благочинным, а приходским священником был прочитан канон небесному покровителю храма св. Иоанну Богослову. После утреннего богослужения собором вышеозначенных священнослужителей было совершено водоосвящение, перед окончанием которого прочитаны две молитвы из дополнительного требника: на обновление храма и на освящение живописи. По окончании молитв совершено было окропление стенной живописи, после чего собором всех священнослужителей отслужена литургия. На клиросе под руководством местного псаломщика довольно прилично пел хор приходских певчих. За литургией священником М. Архангельским было сказано поучение ,,о святости храма и его всеосвящающей благодати". Перед началом молебна местный благочинный о. П. Веселовский обратился к молящемуся народу с речью, в которой, поздравив прихожан с торжеством церковным, указал на то значение, которое всегда имел и имеет храм в жизни христианина. Разоблачая нелепое толкование современных лжеучителей о том, что будто бы можно спастись и без храма, церковный оратор указал на высшую потребность нашей души помолиться Богу, поведать Ему свои скорби... Вот почему душа глубоковерующего христианина не может жить без храма. Св. храм, говорил о. благочинный, есть прежде всего дом общественной молитвы, двери его открыты для всех чад церкви и старых и малых, и богатых и убогих, для знатных и незнатных. Никому нет запрета из входящих в дом сей, и врагам, и друзьям, без различия кто бы к какому званию ни принадлежал. Здесь собираются не один и не два, а полный собор молящихся христиан, все приглашаются к совокупному прославлению едиными устами и единым сердцем вместе с многочисленным собором небожителей славословить Бога. Продолжая свою речь, оратор приглашал слушателей, взирая на благоукрашенный храм, заглядывать и в храмину своей души и, если она бедна христианскими добродетелями, то не обойти и ее подобающим благоукрашением, соделывая ее светлым чертогом, достойным обиталища в ней Духа Святого.
Молебен св. ев. Иоанну Богослову закончился обычным троекратным многолетием, а также ктитору, благотворителям и благоукрасителям храма. По окончании торжества священнослужащим, церковному старосте и почетным прихожанам был предложен в доме священника чай и скромная трапеза.
Свящ. Н. Смирнов. (В. Е. В. № 2-й. 1910 г.).
Вотчины Троицкого Сергиева монастыря «у Соли Переславской» — сс. Купань и Копнино.
Город Переславль-Залесский
Переславский уезд

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Николай (19.12.2016)
Просмотров: 1608 | Теги: Переславский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край


Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика