Главная
Регистрация
Вход
Четверг
26.12.2024
22:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Вотчины Троицкого Сергиева монастыря «у Соли Переславской» — сс. Купань и Копнино

Вотчины Троицкого Сергиева монастыря «у Соли Переславской» — сс. Купань и Копнино

Соль Переславская. М.И. Смирнов.
Губ. гор. Владимир. Типография губернского правления. 1915.

Хотя добывание соли сосредоточивалось на небольшом пространстве, прилегающем к рр. Игобле и Вексе, но название «Соли Переславской» присвоялось не только промышленному пункту и ближайшему его поселению, а также окрестному району. Без сомнения этот район охватывал целый ряд близ лежащих селений Переславского уезда, но сохранившиеся до сего времени (1915 год) источники для истории этой местности — монастырские грамоты — говорят только о двух селах с деревнями.
В XV и XVI вв. в этом районе, кроме Усолья, соляных варниц и дворов монастырей Троицкого и Симонова — они помещают: «У Соли в пути» пустоши Глухово, Измалково, Свечино; «оу Солци оу Переяславьскые на Хупани» пустошь Касьяновскую, «у Соли же Переславской» - с. Микулинское (Копнино) да Мериново с деревнями.
По этим сведениям волость Соли Переславской расположена была по течению р. Вексы и Большой или Волжской Нерли. В XVI и XVII в. эта местность входила в состав Кистемского стана, простиравшегося от черты владений с. Усолья до северной границы уезда. Административным центром его была д. Кистма, находившаяся в самом северном углу стана. Первый раз поселение упоминается во второй духовной грамоте в. кн. Василия Дмитриевича 1423 г. как «примысел прадеда», т.е. приобретение Калиты, но судя по названию, поселок Кистма образован в глубокую старину мерянами.
Усольская волость, как можно догадываться,- заключала в себе весь Кистемский стан, а вероятно и другие соседние и перестала существовать с уничтожением института волостелей в половине XVI ст. А так как грамот от такого раннего времени осталось ограниченное число, то едва ли возможно удовлетворительно решить вопрос о пространстве и границах этой волости. Все перечисленные выше поселения, входившие в состав ее, принадлежали Троице-Сергиеву монастырю, хотя имели раньше его и других владельцев. Прежде всего, как мы видели, монастырь получил здесь соляные варницы, а вслед за этим земельные участки. Самым ранним из них была «деревенька с лесом на Хопане горе». Она пожертвована монастырю около 1425 — 1429 гг. детьми Ивана Федоровича, вероятно, великокняжеского боярина, на помин его души.
Останавливаясь на исторической судьбе этого местечка, необходимо прежде всего обратить внимание на его номенклатуру. Теперь принято называть его — Купань, что сближает это имя со словом «купать» и дает ему русско-славянскую окраску. Между тем самые старинные грамоты именуют его «Хопань» или «Хупань», что роднит его уже с финским лексиконом. Правильным, конечно, должно быть признано старинное название, позднейшее же следует считать некоторым изменением первоначального.
Кто дал такое название местности, находящейся на берегу Переславского озера, не может быть двух мнений. Здесь именно по берегам озера, по указанию летописи, было гнездо финского племени мери. И никто иной дал это название, как разумеется, меря. В Черемисском языке, признаваемом некоторыми учеными тождественным с мерянским, есть слово «купан» — болотистый. Это именно и может обозначать первоначальное название. Оно относилось к местности и от нее уже перешло к поселению. В старинных грамотах мы читаем: «село на Хупани с деревнями»;. «пустошь на Хопани» и т. д., что само собою показывает, что местность, носившая название «Хупани» или «Болотистой», была обширна: она заключала в себе села, деревни, починки, пустоши и пр. Это вполне соответствует характеру этого района даже в настоящее время и подтверждает справедливость данного хореографического термина.
Наиболее удобным для поселения пунктом в Хупани в те отдаленные времена была возвышенность, на которой расположено современное нам Село Купань. В первой четверти XV в. это была деревенька. Через десяток — два лет после перехода ее во владение Троицкого монастыря появился починок и самая земельная площадь увеличилась приобретением пустоши Касьяновской, вымененной у Стромынского монастыря, получившего от Сергиева пустошь Белавинскую на р. Вори в пределах теперешнего Дмитровского уезда Московской губ.
С переходом в собственность Сергиева монастыря Хупанские поселки, по ходатайству монастырских властей, были изъяты из владения властей гражданских и переданы монастырским властям. Здешнее население освобождалось от всяких податей в пользу великого князя; не платило мыта, тамги, восменичаго, весчаго, не участвовало в постройке княжеского двора, в платеже корма для княжеской конюшни, не давало княжеским чиновникам подвод и пр. Княжеские наместники, волостели, доводчики, пятенщики не имели права производить здесь свои служебные отправления. Ведал и судил местное население Троицкий игумен или доверенное от него лицо. В тех случаях, когда по составу судящихся требовался смешанный суд властей гражданских и духовных, обвиняемый из монастырских людей для наказания отдавался монастырским властям. Единственное изъятие было сделано относительно татьбы с поличным, а потом душегубства, в чем судили наместники и волостели.
В XVI ст., начиная с вел. кн. Василия III, эти льготы стали несколько сокращаться. Оставаясь теми же по существу, они заключали в себе ряд исключений, неизвестных раньше. Монастырское население Хупанских поселков стало участвовать в платеже церковных пошлин, ямской подати и посошной службы, при покупке лошадей платило за наложение тавра (пятна) по деньге московской с купца и продавца.
Это положение было подтверждено царем Иваном Васильевичем, а после того как им была произведена реформа по областному, управлению, замена наместников и волостелей воеводами, дал право монастырю ввести здесь губное управление. Население получило возможность выбирать из своей среды приказчиков, старост и целовальников (присяжных), которым давалось по особому наказу право сыскивать и судить в своих поселках лихих людей, воров и разбойников. По селам, где избирались губные люди, ставились тюрьмы, в которых и отбывали наказание изобличенные в уголовных преступлениях. Этот порядок продолжался целое столетие и потерял свою силу при ц. Алексее Михайловиче с изданием Соборного Уложения 1649 г.
Исключительные условия существования монастырских вотчин, огражденных привилегиями, привлекали сюда население и способствовали их процветанию. Хупанская вотчина не была исключением из этого. Бывшая в начале XV в. деревня с починком в начале XVI ст. становится селом с деревнями. Сотная выпись из писцовых книг 1563 г. дает первые сведения о количестве населения Купани и ее деревень. В селе была церковь во имя Иоанна Богослова, при ней поп Иван, крестьянских дворов числилось 36; к селу принадлежали следующие деревни: Хмельники — 14 дв. крестьян, Жироткино — 3 дв., Подберезье — 5 дв. и починок Дерюхино — 1 дв.
Этими данными открывается ряд последующих описаний села, заключающих в себе много подробностей, представляющих значительный местный интерес.
По писцовым книгам 1593 г. в Хупани значится «церковь Иван Богослов, а в церкви деисус и двери царския и образы местныя и ризы и книги и клепало железное — строение приходских людей», что показывает на достаток и зажиточность населения, самостоятельно соорудившего свой храм. В самом селе тогда находился двор монастырский и 32 дв. крестьянских и бобыльских; меньше чем тридцать лет тому назад на четыре двора. Причиною этого было моровое поветрие, опустошившее вместе с тем д.д. Жироткино, Подберезье и починок Дерюхин. Крестьянской земли насчитывалось в Хупани 130 четв.; земля худа. Сравнительно с этими поселками в более благоприятном положении оказалась д. Хмельники: в ней вместо 14 дв. был теперь 31 дв.
Смутное время, тяжело отразившееся на Залесьи, еще значительнее уменьшило население и сократило площадь запашки. По дозору 1614 г. в Хупани значится та же деревянная церковь в честь Иоанна Богослова, но попов двор был пуст, крестьянских дворов осталось 10 и бобыльских 5, пустопорожних мест дворовых 11; крестьянской пашни «паханые худые земли» 23 чет., перелогом и лесом поросло 217 четв. в каждом из трех полей; сена крестьянского на Селятине болоте 1000 копен. В д. Хмельниках на р. Каскуре число крестьянских дворов сократилось до 9, дворовых пустых мест оставалось 19; пашни крестьянской 18 четв., перелогом и лесом поросло 222 четв. в каждом из трех полей; сена 800 коп. Жироткино, Подберезье и починок Дерюхин навсегда остаются пустошами.
Писцовые книги 1628 — 29 гг. свидетельствуют уже о некотором улучшении дела. За 14 — 15 лет, протекших с предшествовавшего дозора, в Хупани было 22 дв.; пашни монастырской в поле 40 четв., крестьянской 60 чет., перелогу и лесом поросло 145 четв., сена 1500 копен; в Хмельниках — 13 дв.
К сожалению в переписных книгах 1678 г. с. Хупань и д. Хмельники показаны в общем счете с Копнинской вотчиной и указать дальнейший прирост их населения здесь не представляется возможным. В этих вотчинах числилось 169 дв. крестьянских и 10 бобыльских с населением 604 души муж. пола.
В жалованной грамоте 1752 г. имп. Елизаветы Петровны с Хупань значится со следующими деревнями: Хмельники, Копнино, Желтиково, Мериново, Измайлово, Свечино.
По ведомости о лаврских вотчинах, составленной в 1761 г. в с. Хупани с приписанными к нему деревнями и в том числе с. Копнином числится 595 душ муж. пола, земли 1116 четв., сена 3410 копен, лесу пашенного 30 дес., не пашенного 45 дес., лесу — рощи на 5 вер. в длину и на 1 ½ вер. в ширину.
В год секуляризации монастырских имений (1764 г.) Хупань с ее деревнями поступила в казну. С ними разделило эту участь с. Копнино, имевшее много общего с ними в своей исторической судьбе. О прошлом того и другого узнаем из монастырских грамот. Не будь этого счастливого обстоятельства, минувшее этих сел было бы для нас также темно, как большинства сел частновладельческих. Ревниво оберегая свои вотчины и свои права на них в виде княжеских и царских грамот, монастыри помимо их желания сохранили для истории драгоценный материал не только о времени своего владения, а нередко и предшествующего.
Подобно Хупани село Копнино первоначально принадлежало частному владельцу и от него уже перешло к Троице-Сергиеву монастырю. В первой половине XV в. оно было собственностью боярина Копнина, владевшего вотчинами в Радонежских й Переславских пределах. Боярин был на службе Радонежских князей — у сына или внука князя Владимира Андреевича, знаменитого героя Куликовской битвы, и очень возможно в то самое время, когда здесь же был на службе боярин Кирилл, отец великого подвижника пр. Сергия. Во всяком случае это был современник преподобного, не только знавший его лично, но и связанный с ним одним местом служения, и одинаковою принадлежностью к высшему аристократическому кругу. Благоговея перед памятью подвижника, боярин Василий Борисович Копнин становится вкладчиком в его обитель через несколько лет после торжественного открытия мощей пр. Сергия (5 июля 1422 г.). Он дает сюда д.д. Бебякино или Бабякино и Казановскую (в 1429 — 1432 гг.) находившиеся недалеко от монастыря в черте Радонежского княжества и Мишутинские пустоши Переславского уезда. Потом, принявши монашество с именем Варсонофия, делал вклад из своих Переславских вотчин вместе со своею женою Мариею Андреевной, унаследовавшей или получившей в дар вотчины у Соли Переславской от своих родителей. В память их, а также умершего сына Ионы, они приложили сюда с. Микулинское у Соли Переславской да д. Мериново (1447 — 1449 гг.). Микулинское, называвшееся так по имени Никольской церкви, имело по фамилии владельца другое название — Копнино, впоследствии носило двойное имя Никольское-Копнино или же просто Копнино, которое впоследствии утвердилось за ним окончательно. Как особенности этих вотчин того времени грамоты упоминают о бортных деревнях, поступивших в собственность монастыря и езах на Нерли, оставшихся в общем владении Копниных и Сергиева монастыря.
Вел. кн. Василий Васильевич, по ходатайству Троицких властей, дал им грамоту (1447 — 1455 гг.) об освобождении людей с. Микулинского и Меринова от пошлин, повинностей и суда наместников, что было подтверждено потом в. кн. Василием III в грамоте 1517 г.
Боярин Копнин пожертвовал монастырю лучшую часть своих владений Переславских, но рядом с ними оставались значительные пустоши «у Соли в пути» — Глухово, Измалково, Свечино. Жена Василия Борисовича боярыня Мария Андреевна Копнина, исходатайствовала себе в 1449 г. у вел. кн. Василия II — льготную грамоту, чтобы привести в порядок остаток своей вотчины. Свыше десяти лет как запустели эти деревни и лесом поросли; боярыня решила заселить их снова и завести хозяйство. Ей пожаловано было право не платить податей в течение десяти лет за тех людей, которых ей удалось перевезти к себе из других княжений, но не из вотчины велик. князя, и на пять лет освобождалась от платежа тех же пошлин за старожильцев, которые раньше тут живали, но ушли к другим владельцам. Кроме этой льготы боярыне и ее сыну Федору Васильевичу, умершему до 1462 г., даны были те-же самые права по освобождении их от наместников и волостелей, что и монастырским властям, а также и по суду над своими крестьянами.
Вел. кн. Иван Васильевич III подтвердил тоже пожалование боярыне Марии и внуку ее Ивану Федоровичу. В течение почти 30 лет трудилась она над упрочением своего родового благосостояния, и труды ее не пропали даром. Свои пустоши все снова превратила в деревни. Перед смертью по примеру своего мужа, она отдала их в ту же Троицкую обитель, а вместе с ними в пределах того же Переславского уезда с. Карамзинское с пустошами. Ее духовная явлена была, очевидно после смерти, мит. Геронтию 12 сентября 1478 г. В то же время дано в монастырь на помин по ней с. Марьинское-Копнино, позднее просто Копнино, в двух верстах от Сергиева монастыря, в черте Радонежского стана, которое не следует смешивать с Копнином у Соли Переславской.
После этого вклада владения Троице-Сергиева монастыря у Соли Переславской увеличились очень значительно и получили свое окончательное округление. Они теперь состояли из села Микулинского-Копнина и группировавшихся около него деревень: Меринова, Измайлова (Измалкова), Свечина или, точнее говоря, деревень Свечинских, т.е. возникших в Свечинской пустоши еще при боярыне Копниной. Что это были за деревни — находим в сотной книге 1563 г. Это — Иванцово и Желтиково.
В той же книге находятся первые сведения о количестве населения этих монастырских вотчин. В самом Копнине показано 21 двор, — в Свечине — 13 ив., Измайлове — 6 дв. крестьянских и 4 бобыльских, в Меринове и Иванцове — 29 дв. и Желтикове — 8 дв.
Последующие сведения говорят о благополучном приросте населения за протекшие 30 лет. Эпидемия, тяжело отразившаяся на соседнем Хупанском приходе, здесь не имела места. В писцовых книгах 1593 г. значится, что в с. Копнине было 25 дв., пашни 80 ч. да « пустошные» пашни 20 четв., сена монастырского и крестьянского 400 копен, земля худа, лесу на 2 вер. в длину и на версту в ширину; в д. Свечине — 29 дв., пашни 85 четв., пустотной пашни 51 четв., сена 150 копен; в д. Измайлове — 14 дв, земли 64 четв., сена 120 копен, лесу 1 кв. верста; в д. Меринове — 20 дв., пашни 80 четв.; в д. Желтикове — 8 дв., пашни 8 четвертей.
Разразившееся над Залесьем лихолетье отозвалось на Копнинском приходе с особою силой. В этом сыграло особую роль то обстоятельство, что самое село расположено на большой Калязинской дороге. Об этой дороге есть упоминание в грамотах XV в., но существовала она, надо думать с древнейших времен. По ней именно, вероятнее всего, происходило сообщение с Новгородом-Великим. Нерль, как водная дорога, могла быть использована только во время навигации, а зимою нужна была дорога береговая. Таковою и был этот путь, пролегавший от Переславля к Калязину и существующий до сего времени. В житии пр. Даниила есть прямое указание, что отправляясь в Новгород Великий к преосвящ. Макарию за иконами для своего монастыря, он ехал на Калязин и села.
Калязинская дорога в смутную пору была ареной кровавой борьбы. Здесь впервые встретились кн. Скопин-Шуйский и находившиеся при нём шведские войска с польским войском Сапеги. Встретив жестокий отпор поляки обратно устремились в Переславль этою дорогою, — а вслед за ними прошли войска союзников.
Вот как дозор 1614 г. рисует положение дела в этом краю через два года по окончании смуты. В Копнине церковь Николая Чудотворца и попов двор оставались целы, но за то крестьянских дворов сохранилось всего 5, и во время переписи 5 дворов только что строились и оставалось пустопорожних 15 дворовых мест. Пашни церковной худой в перелогах 10 четв., пашни паханой крестьянской худой 20 четв., да перелогом и лесом поросло 80 четв. в каждом поле, сена монастырского 200 коп., крестьянского 200 коп. и церковного 100; лесу в длину 2 вер. и ширину 1 вер.
В д. Свечине на р. Нерли было 2 двора, 9 дворов ставилось новых и 18 мест оставалось пустопорожних, пашни паханой худой — 20 четв., перелогом и лесом поросло 116 четв. в поле, — сена 150 коп. В дер. Меринове на р. Нерли с д. Иванцово починками Стравинковым, Огарковом и Ваниковым кр. дворов 3, пустых 5, да дворовых мест 16; пашни 16 ч., перелогом и лесом поросло 130 четв. в поле, сена 175 коп., леса 5 десят. В д. Желтиково на р. Нерли с д. Казариново, починком Ганиным и Горбуновым кр. дворов 7, да 3 места дворовых, пашни 14 четв., да лесом и перелогом поросло 34 четв. в поле, — сена 100 коп., леса 5 десятин. Дер. Измайлова запустела.
Следовавшие за дозором 15 лет не внесли никакого улучшения. По писцовым книгам 1628 — 1629 гг. в с. Копнине значится двор монастырский, детенышей для монастырской пашни 7 дв. и бобылей 2 дв. — в д. Свечине монастырских рыбных ловцов 14 дв., пашни худой земли 65 четв., в д. Желтикове 5 дв. крестьянских, в д. Меринове 2 дв. крест., 2 бобыльских и 1 пустой, дер. Измайлово продолжала оставаться пустой.
Должно быть под влиянием сильного оскудения Копнинского прихода произведено было Троицкими властями соединение его с Хупанским. К переписи 1678 г. с. Копнино значится приселком к с. Хупани и вся Копнинская волость переписана вместе с Хупанской. А за три года перед переходом в казну (в 1761 г) в ней насчитывалось населения, как мы видели, на несколько душ меньше предыдущего времени; так что за столетие никакого увеличения не произошло. С 1764 г. началась новая полоса в жизни с. Копнина при иных условиях и порядках в ведении Коллегии Экономии.

1. Соляные варницы у «Соли Переславской»
2. Село Усолье Переславское — вотчина Данилова монастыря
3. Вотчины Троицкого Сергиева монастыря «у Соли Переславской» — сс. Купань и Копнино.
Холуйские соли XVII век
Владимирская губерния
Город Переславль-Залесский

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Николай (07.12.2016)
Просмотров: 2329 | Теги: Переславль-Залесский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru