Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
13:30
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Громов Сергей Сергеевич, протоиерей

Протоиерей Сергий Сергиевич Громов

17 апреля 1899 года, во Святую, Великую субботу, в 9 ½ часов утра, скончался на 70-м году жизни любимый и уважаемый всеми отец Протоиерей села Ивановского, Переславского уезда, Сергий Сергиевич Громов.
Сергий Сергиевич Громов родился в бедной причетнической семье в 1829 году, в селе Весках, Переславского уезда, и первоначальное образование получил в Переславском духовном училище, а затем во Владимирской духовной Семинарии, где и окончил курс в 1852 году. В 1853 году он был допущен указом Консистории к исправлению причетнической должности вместо отца, в своем родном селе Весках. В 1854 году определен к исправлению той же должности в село Копнино, Переславского уезда, а в 1857 году, июля 8 дня, Преосвященным Иустином, Епископом Владимирским и Суздальским рукоположен во священника к церкви Св. Великомученика Георгия в село Ивановское. В этом селе о. Сергий священствовал до конца своей жизни, почти 42 года, и оставил по себе добрую память.
На своем пастырском поприще о. Сергий с любовью служил и Богу и людям. Будучи человеком глубоковерующим и строгорелигиозным, он всегда являлся усердным совершителем всех священнодействий и богослужений церковных. Не любил о. Сергий опускать церковных служб, не любил и совершать их торопливо. Своим слабым, тихим голосом он благоговейно возносил молитвы к Богу, в храме ли то было, или в частных домах. Особенно любил он Божественную Литургию. Кажется, ничто не могло удержать его от совершения этого великого богослужения; не раз совсем больной служил он обедню, собрав последние силы, а когда, за два месяца до смерти, ему пришлось, вследствие тяжкой болезни, отслужить одни только часы, — он горько тужил, что не мог совершить Литургии.
За благоговейное и истовое совершение служб церковных и всех вообще священнодействий прихожане любили о. Сергия: многие из них постоянно просили его служить, так называемые, «рядные» молебны и акафисты; каждогодно, по просьбе же прихожан, о. Сергий совершал для них крестные ходы вокруг полей и селений и участвовал в общественных молениях. Исполнять все это, а равно и другие, не менее трудные обязанности для него, как человека с слабым здоровьем, всегда было не легко; под старость же и совсем стало тяжело, — тем не менее о. Сергий никогда не уклонялся ни от служб, ни от других обязанностей. Совершая крестные ходы вокруг полей, он пешком проходил большие расстояния в осеннее, дождливое время, и в эти часы как бы переставал быть старцем, забывая свои немощи и отдаваясь всецело своему делу.
Любя Бога, пастырь всем сердцем любил и храм Божий, в котором служил. Ивановский храм, при поступлении о. Сергия на службу, был и тесен и неблагоустроен. Церковные средства тогда были скудны. Но за время служения о. Сергия храм совершенно преобразился и благоукрасился. Так, на первых же годах служения о. Сергия в Ивановском увеличена была на три яруса колокольня; затем, старанием о. Сергия и усердием прихожан приобретен был для церкви колокол в 150 пудов; потом, была устроена, вместо деревянной, каменная, с железной решеткой церковная ограда; впоследствии, старанием же о. Сергия и церковного старосты пристроен к теплой церкви новый придел во имя «Обновления храма Св. Воскресения в Иерусалиме», а в холодном храме были расписаны дорогой живописью стены, — наконец, для теплой церкви устроена духовая печь, а в новом приделе позлащен иконостас. А какой порядок был в храме! Здесь каждой вещи дано было свое место и каждый предмет хранился, как драгоценность; вследствие этой бережливости, у о. Сергия церковная утварь, ризы и книги бывали подолгу в употреблении. Высокопреосв. Феогност, бывший Архиепископ Владимирский и Суздальский, обозревая Ивановскую церковь в 1888 году, заметил здешний порядок и грамотой через Консисторию выразил почившему за это особую благодарность.
С ревностию о благолепии и славе дома Божия о. Сергий соединял доблесть неленостного пастыря для вверенного ему словесного стада Христова. Духовные нужды паствы были для него высшим и дорогим делом, и на всякий зов своих пасомых он быстро откликался. Являя в себе прекрасный пример христианской жизни для прихожан, о. Сергий учил их словом везде, — и в храме Божием, и в частных домах, — когда ему приходилось посещать их. Насколько плодотворна была пастырская деятельность о. Сергия в приходе, это можно видеть из того, что ему удалось упразднить в селе Ивановском питейное заведение, установить хождения со Св. иконами по деревням, учредить местно-чтимые праздники и, наконец, устроить в селе народную школу. О последней пастырь давно мечтал. Но, к его крайнему прискорбию, бедность Ивановских прихожан долго тормозила дело устроения и открытия школы. Поэтому о. Сергий много лет занимался обучением крестьянских детей в собственном доме. Только перед самой смертью заветная мечта о. Сергия осуществилась: с 1899 года в селе Ивановском открыта земская народная школа.
Кроме пастырских обязанностей, о. Сергий, в течении сорока двух лет, проходил немало и других должностей. Так, с 1866 года по 1876 г. он значился ведомственным библиотекарем. С 1867 г. по 1870 г. состоял уполномоченным от духовенства на съездах по Переславскому духовному училищу. В 1868 — 71 гг. был депутатом. В 1871 году трудился по обеспечению православного духовенства, собирая сведения о приходах и причтах, за что от Губернского Присутствия получил благодарность. Наконец, в 1875 году, через баллотировку ведомственного духовенства, был избран и утвержден Епархиальным Начальством в должности Благочинного, которую проходил 24 года, и отказался от нее только за два месяца до смерти.
Как Благочинный, о. Сергий был дорог для своих подчиненных. Они, к его чести, всегда видели в нем правдивого и доброго начальника, опытного и мудрого руководителя в исполнении их обязанностей. Всегда серьезный, но вместе и ласковый, о. Сергий, в своих отношениях к подчиненным лицам, умел счастливо сочетать требования правды со снисходительностью и этим путем благотворно влиять на небрежных и неисправных. На все трудные вопросы церковноприходской жизни о. Сергий всегда находил для подчиненных ему пастырей разумный ответ и полезное наставление. Не терпел он никаких ссор между подчиненными и всегда хлопотал о мире и согласии между ними, а потому, за все время его благочиннической службы, среди причтов его ведомства, в их отношениях между собой и в отношениях к прихожанам, весьма редко бывали неприятности, какие либо жалобы, по почти всегда все было тихо и покойно. За все это подведомственные о. Сергию причты с любовию относились к нему. Свою признательность о. Сергию они выразили еще в 1892 году, — в день 35-летия его священства, когда преподнесли ему дорогую, в сребропозлащенной ризе, икону Явления Божией Матери Преп. Сергию, — с надписью: «Дорогому и любимому о. Благочинному от признательного подведомаго ему духовенства». Всегда ценило труды о. Сергия и Начальство. Как аккуратный исполнитель своих благочиннических обязанностей, он получил в 1884 г. от Высокопреосв. Феогноста, бывшего Архиепископа Владимирского и Суздальского, одобрение за «обстоятельно и тщательно составленный годовой отчет», и за свою 40-летнюю службу имел все награды до Анны 3-й ст. и знак Красного Креста из Главного Управления Общества попечения о больных и раненых.
Нельзя не помянуть добром о. Сергия, и как семьянина. Ради семейства он, не щадя своего слабого здоровья, почти всю жизнь занимался обработкой земли и другими хозяйственными работами и не раз на этих работах он подвергался смертельной опасности. Но семейные радости далеко не всегда были уделом его трудовой жизни. Частые болезни жены, смерть старшего сына, только что устроенного на место, неудавшееся замужество одной из дочерей и тяжкая болезнь другой — до самой смерти надрывали его любящее сердце. Только глубокая вера в Бога и полная преданность Его воле поддерживали слабые силы о. Сергия, постоянно помогая ему бодро и безропотно переносить все семейные скорби.
За примерную и богобоязненную жизнь Господь сподобил о. Сергия блаженной кончины. О. Сергий давно страдал катаром желудка; в феврале 1899 года он еще простудился и, заболев воспалением легких, окончательно слег в постель, с которой более уже не вставал. За время своей предсмертной болезни о. Сергий три раза исповедался и причастился Св. Христ. Таин и особоровался Св. елеем. До самой кончины он сохранил полное сознание. Утром в Великую субботу, после утрени, больной позвал псаломщика и распорядился относительно риз на Св. Пасху, а за десять минут до смерти в последний раз исповедался и причастился. Умирая, он не чувствовал, по-видимому, никаких страданий: только слегка поморщился и испустил последний вздох.
Погребение Протоиерея Сергия совершено было 21 апреля, в среду на Пасхе, пятью священниками во главе с и. д. Благочинного, священником села Вашек, о. Павлом Веселовским. Во время отпевания, после 6 песни канона, Доцентом Москов. дух. Академии С.И. Смирновым, особенно любившим покойного, была сказана следующая задушевная речь:
«Дорогой и приснопамятный о. Сергий! Не мне описывать светлый облик твой: молящиеся здесь и служащие знали тебя лучше меня. Не мне говорить о твоих пастырских заслугах: это дело твоих товарищей пастырей. Но прими это малое слово, как дань глубокой благодарности и великого почтения моего к твоей памяти.
Почившего о. Сергия я знал в продолжении 20 лет. Он был всегда один и тот же: тихий и смиренный, с заботливой походкой, с еле слышною речью, с ласковым взглядом и кроткой улыбкой. В его лице светилась вся душа его, — простая и добрая, скромная и кроткая. Это — черты, отличавшие того Святого, имя которого он носил, — Преп. Сергия Радонежского, «тихаго, кроткого и смиренного старца».
О. Сергий был представителем лучшего вида наших старых священников. В бедной причетнической семье он получил строго-церковное воспитание, которое не поколебала, а напротив развила старая школа. И церковность внесла в его жизнь удивительный порядок, сделала его пастырем добрым. Порядок у покойного был во всем: во взглядах на жизнь и людей, в его строго воздержной жизни и в отношении к людям. В его доме был уклад строгой церковности, какой теперь редко встретишь. О. Сергий был из тех людей, которые смотрят на все с серьезной вдумчивостью и ничего не делают шутя. На все вопросы у него был готов разумный ответ и обращавшиеся к нему знали приблизительно, как он посмотрит на то или иное дело, что одобрит и что осудит. Отцу Сергию побаивались сообщать то, чего он «не любил», и опасались не того, что свое неудовольствие он выразит гневными словами, а того только, что он нахмурится. Все внимательно прислушивались к его тихим речам, которых он не тратил даром. Видно отсюда, каким великим уважением пользовался покойный между всеми его знавшими. Ему дано было много. Начав свою службу причетником, он ее кончил заслуженным протоиереем. Его выделили строгость к себе, трудолюбие и порядок во всем. Но замечательно, с каким снисхождением он относился к слабостям других! Сколько доброты и терпения он проявлял к недостаткам ближних, даже своих подчиненных!
Умилительна была другая черта почившего, — его великое уважение к богословскому ведению. Проявилось ли здесь влияние старой духовной школы, или это было делом личного вкуса о. Сергия, сказать не умею. Только несомненно, он был просвещенным пастырем. Не раз говаривал он, что в их время, т. е. во время его детства, было мало книг, и усердно покупал их, когда стало много. В продолжении 40-летней пастырской жизни о. Сергий заботливо собирал книги. Между ними не найдете сочинений мудреной учености, здесь не встретится и светской книги; — все это книги духовного содержания: отцы церкви, церковные проповедники, общедоступные духовные журналы. Покойный читал и перечитывал о вечных истинах Христовой веры и назидался. Его дух вечно витал в этой святой стихии религиозных мыслей; он нуждался в них, как тело в пище. — С каким радением этот просвещенный пастырь относился к учащемуся юношеству! Он интересовался здесь решительно всем и всеми: успехи чужих детей его радовали, как успехи своих, а недостатки и порча заставляли скорбеть. Это было дорогое ему дело.
На своих слабых плечах этот старец нес не один крест. Тяжелый недуг угнетал его. И только благодаря воздержанию и полной трезвости о. Сергия, держалась душа в его слабом теле. Смерть, болезни и несчастия его детей падали на его седую голову. Но никто не слыхал от него слова ропота или сетования: так велика была сила его веры и упования на Господа. Он и мир этот покинул с печалью о своих близких. И вы видите: не все дети о. Сергия могут проводить его на место вечного упокоения. (Во время предсмертной 10 недельной болезни и похорон о. Сергия была тяжко больна его младшая дочь Елизавета.)
Как неугасимая лампада теплилась ровным светом почти 70-летняя многострадальная и многополезная жизнь о. Сергия, теплилась она и озаряла окружающее, навевая какую-то тишину и кротость. Но догорело масло и лампада тихо потухла... От этой жизни останется только малый памятник, — могилка за алтарем церкви. Но ненадежен этот памятник, не сохранит он вечной памяти о приснопамятном о. Сергии. Пройдут десятки лет, и на заросшей кустами могилке подгниет и покачнется крест с надписью... Это будет значить, что уже нет родной руки, которая бы заботливо оправляла могилу дорогого покойника. Чужая рука снесет потом этот обветшавший крест, и предание забудет чья это могила, кто в ней лежит. Дольше будет жить имя прот. Сергия в церковном помяннике. Но пройдет лет сто, и забудут того человека, который носил это имя. Случится это не скоро: память о добром пастыре долго не забудется в его приходе, и к его могиле долго не зарастет тропа; но все-таки это случится: на земле нет вечной памяти.
Но покойный оставил по себе памятник нетленный, — дела своей праведной жизни. Утих на веки его слабый голос, но убежденные слова его памятны всем, кто их слыхал. Пастырь покинул стадо свое, но правда и добро, им воспитанные, живут и светятся в душах овец словесных. В последний раз собрались к о. Сергию его товарищи пастыри, но без сомнения они унесут с собой отсюда и не забудут примера этого образцового пастыря. Добро, которое созидал покойный, вечно и непобедимо, как непобедима Церковь, которой он служил, как вечна Божия правда на земле. И право, кажется, что над этим гробом мы празднуем смерти умерщвление. В победных песнях церковного хора слышится нам торжество бессмертия. Ныне вея исполнишася света: небо же и земля и преисподняя. Ныне двери рая отверсты Воскресшим Господом. И мы молимся и веруем, что Воскресший Господь отверз двери Своего рая и для почившего пастыря нашего.
Да будут же бессмертны на земле дела твои, приснопамятный о. Сергий, и да водворится в селениях райских дух твой»!
После отпевания все присутствовавшие в церкви, в числе которых были не только прихожане Ивановского прихода, но и многие из сел соседних, простились, по христианскому обычаю, с почившим, и тело о. Сергия опущено было в могилу недалеко от того храма, где он служил.
Свящ. В. Г-в. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-й. 1899 г.).
Переславский уезд
Святители, священство, служители Владимирской Епархии

Категория: Переславль | Добавил: Николай (10.05.2021)
Просмотров: 474 | Теги: Священник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru