Вадим Львович родился 22 сентября 1951 г. в г. Кольчугино. Первое стихотворение будущий поэт сочинил в детстве, продолжил сочинительство уже в институте. В 1973 году окончил Владимирский политехнический институт, в этом же году им было написано стихотворение «Метеорит», одно из любимых, с которого и начался его путь в большую литературу.
Работал на владимирском » заводе «Электроприбор» (1974–1996), в областной молодежной газете «Местное время», с 1997 по 2016 г. – в департаменте культуры администрации Владимирской области.
Член Союза писателей Российской Федерации (1992).
Лауреат областной премии в области культуры, искусства и литературы (1996).
Награжден памятной медалью «К 100-летию М.А. Шолохова» Российской муниципальной академии (2005).
Член редколлегии альманаха «Владимир». Автор нескольких поэтических книг: «Метеорит», «Тень от головы», «Узкий круг», «Умозритель, или Подожди немного», «Изюм».
С середины 70-х годов ХХ века его стихотворения регулярно публиковались в журналах «Юность», «Огонек», «Москва», «Аврора», «Крокодил», «Магазин», в «Литературной газете», «Литературной России», в альманахах «Поэзия», «Истоки», др.
«Он большой мастер давать названия своим книгам. Далеко не каждый поэт может так хорошо и метко назвать свой сборник, чтобы он мог привлечь внимание», – считает журналист и радиоведущий Валерий Скорбилин. «Склад его поэтики — умозрительный, даже один сборник так и называется — «Умозритель». Этот склад часто противопоставляют (чаще со знаком «минус») поэзии чувства. Но только вдумайтесь: крупнейшими умозрительными поэтами были Бродский, Слуцкий, Вознесенский, Мартынов, это у последнего мы находим строки «Из смирения не пишутся стихотворения, и нельзя их писать ни на чье усмотрение. Говорят, что их можно писать из презрения. Нет, диктует их только прозрение!»»
Стиль, в котором пишет Вадим Львович, в основном можно назвать иронической поэзией. Но ирония эта сложная, многослойная, изящная, иногда переходящая в парадоксы, а иногда – в щемяще-пронзительную лирику. Литературный критик Алексей Ивин как-то назвал его гротеском – но не в смысле художественного приема, основанного на чрезмерном преувеличении и нарушении правдоподобия, а – в смысле архитектурном: это – орнамент в виде причудливо, фантастически переплетающихся растений, животных, фигурок людей и масок; «некое утонченное блюдо». Точность взгляда, четкость ритма, яркость созданных образов, сдержанность чувств и лукавая усмешка – вот то, что придает стихам Вадима Забабашкина индивидуальность и узнаваемость. На стихи Вадима Львовича были написаны несколько песен.
Помимо иронической поэзии, есть у Вадима Львовича стихи философской, религиозной направленности.
Он — прихожанин Свято-Вознесенского храма во Владимире. К 20-летию открытие храма по благословению о. Владимира Вадим Львович написал текст песни, посвященной храму Вознесения.
26 апреля 2017 г. во Владимирской областной научной библиотеке состоялась моногостиная Вадима Забабашкина «Но все ж я прочное звено…», посвященная творчеству Владислава Ходасевича в рамках акустического проекта «Homo poeticus / Человек поэтический».
Источники:
Владимирская энциклопедия: биобиблиографический словарь. – Владимир, 2002. – С. 145.
11 декабря в 17.00 — творческий вечер поэта Вадима Забабашкина [Электронный ресурс] // Владимирская областная научная библиотека : [официальный сайт]. – Владимир, 2017. – URL: https://library.vladimir.ru/11-dekabrya-v-17-00-tvorcheskij-vecher-poeta-vadima-zababashkina.htm (04.09.2017).
ДОМИК НА ЛАДОНИ
Клара СУХАРЕВА. ДОМИК НА ЛАДОНИ. Об экслибрисе Вадима Забабашкина
В основе любого экслибриса лежит некий образ, символ, обобщающий знак, характеризующий того, кому он посвящен. Надо лишь разглядеть в человеке самую главную черту, а все второстепенное отодвинуть за границы изображения.
А как быть, если перед нами поэт, пишущий иронические стихи? Изобразить его ведущим под уздцы смеющегося Пегаса? А может, продающего разноцветные билеты в Комнату смеха? Или в клоунском одеянии жонглирующим словами на арене цирка?.. Но все эти образы явно не годятся для экслибриса Вадима Забабашкина. А речь именно о нем.
Стихи В. Забабашкина одновременно и веселые, и грустные. Их автор совсем не стремится во что бы то ни стало рассмешить читателя. Прежде всего, поэту важно быть интересным, показать мир и всех, кто его населяет, в новом ракурсе — словом, как говорил Николай Глазков, «лучше всех писать свои стихи».
И тут я поняла, что если стихи Вадима Забабашкина оригинальны и заставляют нас удивляться, то должен быть неожиданным и его экслибрис. Наш поэт сугубо городской человек, ну так я представлю его в образе русского гусляра, скомороха: в лаптях, с бородой — идущим по земле на фоне восходящего солнечного шара. Тем паче, что стихи из тех времен у нашего героя имеются: А тыщу лет тону назад
Рождались люди наугад.
Орал петух, горланил гусь —
Кругом раздробленная Русь.
Такие были времена,
Что только — ноги в стремена.
Но от врагов любых мастей —
Хватало трех богатырей.
Действительно, на Руси всегда хватало и богатырей, и скоморохов, и просто авторов задорных стихов:
Вот плывет по Волге баржа,
А на ней играет банджо.
А на Миссисипи янки
Могут так же на тальянке?!.
Поэтический мир В. Забабашкина богат персонажами: лирическими, бытовыми, сказочными, фантастическими, философскими, наивными, но обязательно добрыми и веселыми. Собранные воедино, они создают волшебную буффонаду: тут жильцы высокоэтажных квартир и обитатели зоопарка, мудрецы и простаки, ковры-самолеты и плывущие топоры...
Пять стихотворных сборников вышло в свет у В. Забабашкина: «Метеорит». «Тень от головы», «Узкий круг», «Умозритель, или Подожди немного», «От себя». Из них можно сложить небольшой домик и поставить его на... ладонь, точнее Длань. <Вся наша жизнь — надежды и деянья,
Лишь домик карточный на Божьей длани.
Поскольку все в этом мире происходит по воле Творца, всюду мы ощущаем присутствие Его твердой десницы.
А на домик пусть сядет птица. Их в стихах нашего поэта немало:
Прилетела серая птица
И на крышу уселась мою.
Не красавица, не певица.
— Здравствуй, галка! — я ей говорю.
А она — прыг — на ветку жасмина, Засветилась вся изнутри:
— Я не галка, я — птица Галина,
Ты получше меня рассмотри!
И пусть в клюве птица держит перо, протягивая его стихотворцу. На репродукции экслибриса это перышко сливается с клювом, увеличивая его в размерах. Так что это уже не галка, а ворона, которая «намокший сук украдкой гложет — и проглотила бы труху, да выплюнуть никак не может...» А может, даже ворон, «иных пиров почетный гость». Ибо не все так безоблачно в мире: рядом с солнцем всегда ходят тучи.
И, наконец, нижний угол экслибриса занимает большая звезда-метеорит, на которой написана веселая фамилия нашего героя с двумя переносами: Заба-баш-кин. Так что прошу воспринимать мой новый вышитый экслибрис в переносном смысле.