Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.04.2024
17:09
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Петушки

Погост Спас-Железный посох

Погост Спас-Железный посох

Погост Спас-Железный посох (погост Спасский) находится в Петушинском районе Владимирской области.
«Погост Спас-Железный посох при р. Пекше находится в 50 верстах от губернского города и в 32 от уездного (Покровский уезд)».[1]


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

Исторических точных сведений, которые могли бы объяснить такое оригинальное название Спасского погоста не сохранилось. По преданию, название «Железный посох» дано Спасскому погосту оттого, что царь Иоанн Васильевич Грозный приложил в церковь этого погоста свой железный посох, который он обыкновенно носил в руках. Предание связывает этот «приклад» Грозного царя со временем путешествий его из Москвы в Казань. Поскольку погост находится на большом расстоянии от Стромынки, сомнительно, чтобы Иван Грозный с войском забрел сюда; он мог прислать свой посох в церковь. Когда исчез посох, неизвестно.
Когда построена на погосте в первый раз церковь, точных сведений не сохранилось, но можно с достаточною вероятностью предполагать, что она была уже здесь или в конце XVI или начале XVII столетия. Но в начале XVII столетия церковь запустела и в патриарших окладных книгах значилась пустовая церковная земля «Спасская железнаго посоха» до 1634 г.; земля эта была отдана на оброк «человеку Василья Танеева (очевидно, местного вотчинника) Панфилке Артемьеву за 13 алтын две деньги».
В 141 (1633) г. на пустовой церковной земле была построена вновь церковь в честь Преображения Господня; в 143 г. она занесена была в патриаршие книги жилых данных церквей; дани с нее было положено 13 алтын 2 деньги.
Сведений о дальнейшей судьбе этой церкви до начала XIX столетия не сохранилось. Известно только, что бывшая в Спасском погосте деревянная церковь в 1807 г. сгорела и вместо нее построен уже каменный храм. [1]

Парфений Фомин Казневский Родился в с. Казнево в 1802 г., умер 22 мая 1868 г. Младший из четырех братьев. Родился уже после смерти отца. Детство прошло вначале в семье дяди Сильвестра, а затем в семье старшего брата Егора. Старшие братья к 1819 г. уже находились на службе, и Парфению представилась возможность окончить в 1826 г. полный курс наук Владимиpской духовной семинаpии с официальной фамилией Казневский. 20 марта 1827 г. он был рукоположен во священника Преображенской церкви погоста Спас–Железный Посох. В 1835 г. определен депутатом. В 1859 г. награжден бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте, а в 1867 г. – камилавкой.
Спасский Павел Парфеньевич родился в 1832 году в селе Спас-Железный-Посох Покровского уезда. В 1854 году окончил Владимирскую духовную семинарию. С 1857 года – священник Козьмодамиановской церкви г. Мурома; с 1874 года – Николо-Галейской церкви г. Владимира; с 1875 года – Воскресенской церкви; с 1887 года – протоиерей; с 1897 году – член консистории. Скончался во Владимире в 1913 году от воспаления легких.
СПАССКИЙ ИВАН ПАРФЕНЬЕВИЧ родился в 1838 году в селе Спас-Железный-Посох Покровского уезда. В 1860 окончил Владимирскую духовную семинарию и был рукоположен в священники церкви села Пьяницыно Юрьевского уезда Владимирской губернии.

Приход погоста Спас-Железный Посох 1857 года: Погост Спас-Железный Посох при реке Пекша: число дворов - 3; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 5; женского пола - 8; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 7; женского пола - 10; действительное население: мужского пола - 6; женского пола - 9; при каменной Никольской церкви священник – 1, причетник – 1.

1859 год: число дворов - 3; число жителей: мужского пола - 9; женского пола – 11; ярмарка – 1.
При нем:
Добрынское (Танеево), сельцо помещичье: число дворов - 29; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 76; женского пола - 79; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 82; женского пола - 72; действительное население: мужского пола - 92; женского пола - 76; господский деревянный дом г. Арапова. 1859 год: число дворов - 26; число жителей: мужского пола - 85; женского пола - 78.
Дюковка, деревня помещичья: число дворов - 3; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 9; женского пола - 11; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 10; женского пола - 9; действительное население: мужского пола - 11; женского пола - 9. 1859 год: число дворов - 3; число жителей: мужского пола - 10; женского пола - 9.
Максимцево, деревня помещичья: число дворов - 18; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 41; женского пола - 39; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 44; женского пола - 36; действительное население: мужского пола - 43; женского пола - 37. 1859 год: число дворов - 14; число жителей: мужского пола - 44; женского пола -

Престолов в этом храме два: в холодном в честь Преображения Господня, в приделе теплом во имя св. Николая Чудотворца.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно: чего-либо замечательного по своей древности или ценности в церкви не имелось.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1806 г., исповедные росписи с 1829 г.
Причта по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: а) жалованья из государственного казначейства с 1895 г. — 400 руб., б) процентов с причтового капитала (3036 р.) — 117 р. 20 к., в) от земли пахотной и сенокосной до 100 р., г) от церковного леса отоплением на 50 р. в год, д) от хлебного сбора с прихожан до 50 р. и е) от служб и требоисправлений до 240 р., а всего до 950 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1 дес. 1881 саж., сенокосной 31 дес. 44 саж., дровяного лесу 38 дес. 700 саж., остальная земля пахотная.
Приход состоял из деревень Танеева (в 6 вер. от церкви), Полян (5 вер.), Максимцева (4 вер.) и Дюковки (2 вер.), в коих по клировым ведомостям 1896 г. числилось 219 душ муж. пола и 243 женского; все православные. [1]

В 1899 г. в с. Караваеве была открыта бесплатная земская библиотека. Ответственным по библиотеке лицом состоял священник погоста Спас-Железный Посох о. Алексий Поспелов, а библиотекарем, с разрешения г. земского начальника, местный волосной писарь А.И. Абалкин.

В 1956 году церковь разобрали для строительства небольшой плотины в с. Анкудиново. Немногим раньше исчезли жилые дома вокруг церкви.
До сих пор там находится действующее кладбище, а место это называется Спасская дубрава. К сожалению, со временем здесь образовалась нелегальная свалка.
В 2001 году членами Караваевского краеведческого общества на месте церкви установлен памятный крест.
Бывшему редактору программы “Жди меня”, бывшему заместителю директора Московской международной киношколы, историку Виталию Семёнову, живущему в деревне Марково с 1985 года, пришла идея установки большого креста на месте церкви “Спас Железный посох”. Его поддержали друзья и местные жители, которым небезразлична судьба своей малой родины.
30 июля проведены подготовительные работы, а 31 июля ровно в полдень состоялось торжественное открытие креста, а также крестный ход. 4-метровый деревянный крест возведен рядом с местом, где раньше стояла церковь.


Освящение Поклонного креста на погосте Спас-Железный посох


Часовня Марка Евангелиста у источника Светлояр. Автор фотографии: Василий Балашов. 2020 г.

Часовня и колодец устроены у подножия возвышенности, на которой расположена д. Марково. На крышке колодца установлен крест с табличкой: «Родник освящен 31.07.2016 г. д. Марково».

Источники:
1. Добронравов Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Село Караваево

Категория: Петушки | Добавил: Николай (31.01.2019)
Просмотров: 1553 | Теги: Петушинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru