Свято-Успенский Храм города Петушки
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Успенского Храма Города Петушки Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 12 ноября 1999 г. Настоятель, председатель приходского совета - Березкин Сергей Николаевич. Адрес: Владимирская область, Петушинский район, город Петушки, Кибиревский проезд, д. 2.
Селище (XI-XIII вв.) располагалось на месте, на котором построен Успенский храм, издавна называлось Поповка. Раньше здесь находился деревянный храм. По преданию, его сожгли татары, когда полчища Батыя опустошали Владимирскую землю. Здесь по преданию зарыты Владимирские Золотые Ворота и много золота и серебра, которое помещено в снятый с колокольни колокол, обороченный ушами вниз и зарытый здесь в землю. По другой версии Литовцы в смутное время, награбивши много сокровищ во Владимире и его окрестностях, возвращались в Москву по Большой Московской дороге. Здесь они узнали, что Москва уже занята русскими и чтобы скрыть награбленные сокровища, сняли с колокольни колокол, наполнили его золотом и серебром и зарыли в землю ушами вниз, а сами окольными путями, чтобы не попасться московским людям, ушли к себе в Польшу, оставивши там подробное описание места, где зарыли сокровища. Какие-то ученые люди нашли эту запись в польских архивах и приезжали в Петушки в 80 годах XIХ столетия и делали здесь раскопки, оказавшиеся безрезультатными. Во время раскопок при постройке храма найдены угли и обгоревшие головни, а в земле и четвероугольное основание сгнившего деревянного сруба, много человеческих костей и каменных надгробных плит с весьма древней орнаментикой, относящейся по мнению архитектора, строившего храм, к XIV — XV столетиям. (Надгробные плиты и огромные булыжники были сложены все в одном месте, где можно было их осматривать любителям старины. Вырытые человеческие кости сложены в один большой ящик и зарыты в братской могиле. Над ними поставлен крест и предположено устроить часовню из найденных надгробных камней.). В писцовых книгах начала XVII стол. при определении границ с. Крутца выше Петушков между прочим показано: «направо земля патриаршая, пустоши поповския». Это указание писцовых книг нужно относить именно к Поповке. После разрушения деревянной церкви на этом месте был установлен большой деревянный крест, который время от времени по ветхости заменялся другим. Есть некоторое основание предполагать, что древний храм в Петушках был в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в честь которого устроен правый придел в новоосвященном храме. Память этого святого исстари чтилась в Петушках. Первые исторические сведения о с. Крутце, в приходе которого были Петушки, мы находим в данной грамоте братьев Ловчиковых, по которой они отдавали с. Крутец с принадлежащими к нему приходскими деревнями в дар Троицкому монастырю 1574 года. В числе перечисляемых при этом деревень Крутецкого прихода мы не встречаем ни Петушков, ни Кибарева. Очевидно, в смутное время — Петушки — Кибарево лишились своего храма и приходской самостоятельности и были приобретены Троицким монастырем при округлении им своих владений и причислены к селу Крутцу, которое составляло административный центр монастырских владений в данной местности. Здесь был приказный двор, жили троицкие старцы-управители и проч. В писцовых книгах XVII столетия значится: „в Крутце церковь Богоявления Господа и Спаса нашего с приделами Иоанна Богослова и Матвея Евангелиста". Возможно, что этот новый придел в честь Иоанна Богослова в Богоявленском Крутецком храме устроен в память бывшего храма, существовавшего в Петушках до его присоединения к с. Крутцу. Подобное явление было обычным при соединении двух приходов в один. Известие о деревнях мы находим в переписных книгах 1678 г. Только с этого года эти две деревни в постоянной связи между собой и по земельным владельческим записям начинают упоминаться в перечислении приходских деревень с. Крутца и в вотчине Троицкого монастыря; и при том эти две деревни самые большие по числу дворов из существовавших тогда деревень Крутецкого прихода. В 1705 г. в Петушках считалось 76 дворов, а в Кибареве 25, тогда как в других не более 40.
Свято-Успенский храм города Петушки Каменную Успенскую церковь на собственные средства начал строить в сентябре 1904 года московский промышленник и предприниматель Иван Павлович Кузнецов. Род Кузнецовых в Петушках не коренной. Дед строителя храма Данила Лукин Кузнецов в 40-х гг. 19-го столетия пришел сюда из дер. Новой, Покр. у. Человек этот был бедный, но обладал золотыми руками. Он был прекрасный мастер-ткач по обработке бумажных тканей (казинета, нанки и др.) на ручных станках. Этому делу он научил и местных жителей и теперь оно распространено по всей округе. Сын его Павел Данилович значительно расширил это дело раздачей основ для обработки светелочным способом. Иван Павлович имел уже крупное фабричное дело в г. Переславле. Отличительной чертой рода Кузнецовых является преданность церкви и любовь к храму Божию. Еще в 70-х годах 19-го столетия Павел Данилович записан в летописи с. Крутца, как крупный жертвователь на Крутецкий храм. Около полустолетия Павел Данилович и сын его Иван Павлович были старостами Богоявленского Крутецкого храма и самыми крупными жертвователями на его благоукрашение. У Ивана Павловича Кузнецова в Старых Петушках был дом, в обветшавшем виде он сохранился до нашего времени (станция скорой помощи), сохранился и парк усадьбы. И.П. Кузнецов построил дома для священника, диакона и псаломщика (сохранились до нашего времени напротив храма), построил и каменное здание для школы. С северной стороны храма он и похоронен.
Иван Павлович Кузнецов
5-го сентября 1904 года был отслужен молебен пред началом постройки и начато было рытье канав. 15-го мая 1905 г. была произведена закладка храма. В 1910 г. Успенская церковь была построена. Большинство предметов для совершения обрядов было выполнено московской фабрикой «Товарищество П.И. Оловянишникова», которую считали лучшей по производству церковной утвари в начале XX века. По внутренним своим украшениям храм является редким и единственным в своем роде. Стенная живопись - копия с картин знаменитых художников: Васнецова, Поленова, Семирадского и др. в прекрасном исполнении. Иконостас резной, дубовый, с легкими штрихами позолоты. Иконы художественной работы по образцу икон в храме Христа Спасителя. В статье об освящении храма (от 7 августа 1910 г.) «Владимирские епархиальные ведомости» писали о внутренней отделке храма: «Своим внешним обычным видом храм не производит особенного впечатления, но за то по внутренним своим украшениям он невольно и надолго приковывает к себе внимание. Своей стильностью, художественностью и изяществом он производит на посетителя обаятельно художественное впечатление. Здесь все стильно, художественно-симметрично, начиная с иконостаса и кончая утварью. Иконостас резной, дубовый, великолепной работы с легкой штрихами позолотой. На выставке за этот иконостас получена высшая премия — большая золотая медаль, и стоит он, говорят, 40 тыс. руб. Иконы редкой художественной работы по образцу икон в храме Христа Спасителя. Стенная живопись — копии с картин знаменитых художников Васнецова, Поленова, Семирадского и др. в прекрасном исполнении. Особенный эффект производят стенные запрестольные картины: Васнецовская Богоматерь в главном приделе, Моление о чаше в правом Богословском и Тайная вечеря в левом Николаевском; когда смотришь на них с средины храма в открытые царские врата, невольно забываешь, что пред тобою стена, так искусно сделано здесь расположение света и теней. Хороша картина Васнецова Страшный Суд, Поленова — Марфа и Мария, Иисус и грешница и др. Стенной убор под мозаику — васнецовские фрески. Оригинальность храма — это изречения Священного Писания на стенах его, в промежутках между живописью и фресками, каковы напр.: „Вера без дел мертва есть“, „Царствие Божие внутрь вас есть". Вообще нужно сказать, что храм этот по внутренним своим украшениям является редким и единственным в своем роде и мог бы служить украшением любого города…» Устроивши такой великолепный храм, строитель его решил и освятить достойным образом, с подобающей торжественностью. На освящение его был приглашен Высокопреосвященнейший Николай, с полным хором архиерейских певчих под управлением А.Е. Ставровского, протоиереи г. Владимира Кафедрального собора о. П. Евгенов и Димитриевского собора В.В. Косаткин, игумен Никитского мон. г. Переславля Владимир, прот. г. Покрова П.О. Обтемперанский, протодиакон Успенского собора в г. Москве Розов, Владимирский протодиакон Лебедев и др. 17-го июля 1910 г. Высокопреосвященный Николай с дневным поездом отбыл до ст. Петушки Московко-Ниж. ж. д. для освящения 18 числа вновь устроенного храма при фабрике И.П. Кузнецова. 18 и 20 июля (по старому стилю) 1910 года состоялось торжественное освещение выстроенного здесь исключительно на средства местного жителя фабриканта И.П. Кузнецова великолепный храм. В сослужении со всеми означенными лицами, при прекрасном пении архиерейского хора, архиепископом Владимирским и Суздальским Николаем было отслужено всенощное бдение в субботу 17-го июля и 18 перед Божественной литургией было совершено освящение главного престола храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, завершенное произнесением многолетия храмоздателю. Затем отслужена была первая торжественная литургия в ново-священном храме и молебен в честь Успения Пресвятой Богородицы. По окончании церковной службы Высокопреосвященнейший Николай приветствовал сослужителей и сомолитвенников со светлорадостным торжеством освящения храма, указал на особенное значение того, что храм освящен в честь Успения Божией Матери, а Успение Ее есть лествица, ведущая к Богу — на небо. Да будет ныне освященный храм сей для посещающих его и молящихся в нем лествицей на небо, в царствие небесное. Владыка отметил и то, что в древности был здесь храм и указал в построении храма на этом месте особые пути промысла Божия. Выразив благодарность храмоздателю и его семейству за устроение такого благолепного храма, Владыка призывал всех присутствующих прихожан новоустроенного храма к этой признательности и благодарности и молитвам за них и убеждал их под благодатным кровом благолепного храма созидать благолепие внутреннего душевного храма, твердо держаться спасительных заповедей и установлений церкви православной, внимательно слушать поучения и наставления отца своего духовного, поучать этому и детей своих, — тех юнейших, которые имеют сменить нас на земле. Живое и сильное слово Владыки произвело глубокое впечатление на слушателей и у многих видны были на глазах слезы. После этого строителю храма от прихожан новоосвященного храма была поднесена икона и прочитан благодарственный признательный адрес ему и его семейству. Отвечая на эту признательность прихожан, сын строителя храма инженер-технолог А.И. Кузнецов — по поручению отца сказал следующее: „От всего сердца вся наша семья благодарит вас, дорогие прихожане нового храма. Слезы удовлетворения и радости, которые я видел на глазах некоторых стоявших во время богослужения, красноречиво говорили нам о ваших чувствах и мы глубоко рады и счастливы, что, создав с помощью Божией этот храм, сделали доброе,- полезное и приятное для вас наших соседей, для вас прихожан. Пусть Божие благословение в течение многих и долгих лет витает над этим храмом и да прольет Он на всех вас мир, здоровье и духовную радость". Этим и закончилось церковное торжество освящения новозданного храма. Благодаря прекрасной погоде и особой исключительной церковной службе, была масса народа, пришедшего из дальних окрестных селений, не говоря уже о лицах, особо приглашенных из Москвы, Владимира и других городов. По окончании духовного торжества лицам, особо приглашенным на него, храмоздателем любезно была предложена трапеза в саду на открытом воздухе в особо приготовленном для этой цели обширном шатре. Перед началом закуски Высокопреосвященнейшим Николаем был произнесен тост за здоровье Государя Императора и всего Царствующего Дома и предложено пропеть гимн „Боже, Царя храни". Затем были предложены тосты за здоровье Высокопреосвященнейшего Николая, храмоздателя и его семейства, после которых священник — настоятель Крутецкого прихода о. В. Близнецов выразил храмоздателю глубокую благодарность от причта и прихожан с. Крутца за щедрые пожертвования, сделанные им для Крутецкого храма. В прочувствованном слове он обрисовал плодотворную деятельность его отца и его самого в должности старосты Крутецкого храма, просил и теперь, когда уже выстроен им собственный храм, не оставлять и Крутецкий храм и оставаться по прежнему старостой в нем. После этого Высокопреосвященнейший Николай удалился отдохнуть, в виду утомления: так как день был очень жаркий. За обедом произнесено было немало тостов, здравиц и застольных речей, обычных в подобных случаях, из которых отметим следующие. Перед началом обеда сын храмоздателя А.И. Кузнецов в своей речи указал на культурное значение храма. „В жизни того самого селения Петушки, где когда то по преданию всякий проезжающий по большой дороге боялся не только за свой товар, но и за свою жизнь, сегодня совершилось нечто очень важное. Сегодня медный звук, разлетаясь на все четыре стороны, объявил о новом духовном центре в здешнем районе, он говорил о новом священном здании, где должна происходить неустанная работа на пользу души человека". Сравнивая далее храм с высшей духовной школой, где каждый может „черпать святую тайну высокой жизни" и нравственного совершенствования, он предложил поднять бокал „за одного из главных руководителей нашей новой духовной школы простого и сердечного Архиепископа Николая, пусть он живет счастливо в полном здоровье, творя доброе и хорошее вокруг себя. Храни его Господь на многия лета". Тост этот был покрыт громким и воодушевленным пением многолетия. Затем им была прочитана поздравительная телеграмма начальника губернии, в которой он извинялся, что не мог лично прибыть на это торжество, и предложен тост за его здоровье. Протоиерей В.В. Косаткин в своей речи указал на значение храма в укреплении национальных истинно русских устоев жизни русского народа, — православия, самодержавия и народности. Отметил очень уместную в настоящее время оригинальность храма — надписи духовно-нравственных изречений на стенах его. Они являются особенно уместными именно теперь при введении всеобщей грамотности. Дети, читая их и запоминая, как прежде в прописях, могут почерпать здесь основы для своей нравственной жизни. Член Влад.-Учен. Архивной Комиссии И.В. Малиновский сообщил приведенные выше исторические сведения о когда то существовавшем здесь древнем храме и приходе Петушки—Кибарево. Переходя к позднейшим временам, он отметил, какое значение имел для местного населения род Кузнецовых, положивший здесь начало развитию кустарного промысла по обработке бумажных тканей ручным домашним способом, и указав далее на великолепный новоосвященный храм, редкий по красоте, художественности и идейности своего внутреннего устройства, принесенный в дар своим односельчанам, для удовлетворения духовных нужд их, настоящими представителями рода Кузнецовых, — предложил заключительный тост за дальнейшее процветание рода Кузнецовых на пользу местного населения.
20-го июля при участии протодиакона А.И. Лебедева и половины хора архиерейских певчих были освящены и придельные престолы храма — за ранней обедней Николаевский левый придел прот. г. Покрова П.О. Обтемперанским и за поздней правый в честь Иоанна Богослова прот. Кафедрального Владимирского собора о. П.П. Евгеновым. По окончании службы в новоосвященном приделе прот. П.П. Евгенов сказал слово о важности и значении храма в жизни православного христианина. Деревне Старые Петушки был присвоен статус села. Петушки — вместе с деревней Кибаревым, прежде бывшие приходские деревни с. Крутца, становятся отдельным самостоятельным приходом, и вместе с началом служения назначенного особо причта начинается и его отдельная самостоятельная приходская жизнь. Первым настоятелем Свято-Успенского храма стал Пётр Григорьевич Покровский. Он оставался настоятелем до своей смерти в 1954 году. Вместе с ним служили диакон - Андрей Левитов (похоронен у алтаря храма), псаломщик - Владимир Петрович Добронадеждин. Церковным старостой был Иван Архипович Кузьмин, его сменил Александр Ефимович Крашенинников.
Свято-Успенский храм города Петушки В советское время храм в с. Петушках не закрывался. В начале 1930-х гг. были сброшены и увезены на переплавку большие и малые колокола Успенского храма. Во второй половине XX века удалось вернуть в храм несколько малых колоколов, а языки больших хранятся на колокольне церкви.
Свято-Успенский храм города Петушки В 1930-х гг. были арестованы служивший в храме еще с 1920-х гг. сначала диаконом, потом Рукоположенный во священника, Феодор Алексеевич Благоволин, диакон Иосиф Потапов (1899-1981, позднее священник, протоиерей), друг святителя Афанасия (Сахарова). Иосиф Афанасьевич Потапов родился в д. Прокунино Судогодского уезда в семье железнодорожника. Семья была благочестивой, и братья Потаповы, Александр и Иосиф ещё с детских лет читали и пели в храме. Иосиф Потапов окончил железнодорожное училище, но железнодорожником не стал, он стал послушником Боголюбовского монастыря, и письмоводителем в канцелярии первого викария Владимирской епархии, епископа Евгения (Мерцалова), бывшего и настоятелем Боголюбовского монастыря. Иосиф был и келейником преосвященного Евгения. В 1919 г. Иосифа Потапова призвали в Красную армию, после службы в Костроме, Нерехте и Кашире, он в 1920 г., был направлен во Владимир, Здесь он познакомился с архимандритом Афанасием (Сахаровым), будущим епископом. В 1922 г. И. Потапова демобилизовали, и в феврале того же года епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) рукоположил Иосифа во диакона. Когда в том же 1922 г. владыку Афанасия арестовали, но диакон Иосиф сумел, пока Владыка был во Владимирской тюрьме, переправлять ему письма и получать ответы. Когда Владыку выслали на два года в зырянский край, он часто писал письма еврей матери, Матроне Андрееевне, и она ему отвечала, хотя не умела писать, за нее писал диакон Иосиф. В 1931 г. Иосифа Потаповав арестовали, и приговорили к 3-м годам заключения в лагере. В 1934 г. диакон Иосиф вернулся из заключения, ему предложили служить в Успенской церкви в Петушках. Неподалеку, в д. Горушка, нелегально поселился владыка Афанасий. В 1936 г. его арестовали, и на следующий день был арестован и Иосиф Потапов. Он снова получил 3 года лагерей. Иларион (Громов) (иеромонах, преподобномученик) в 1934 г., по окончании срока ссылки, вернулся в Москву и попытался по документам, выданным в ссылке, получить паспорт, но ему в этом было отказано. Он уехал во Владимир, получил документы и поселился у своего духовного сына в Петушках, где прожил несколько лет, время от времени приезжая в Москву для духовного окормления своих духовных чад. Сергей Богомолов. Фото 1937 года при аресте
Сергей Александрович Богомолов родился 4 (по старому стилю) октября 1903 года в городе Москве. В следственном деле хранится выписка из метрических книг о его крещении в храме Илии Обыденного г. Москвы. Отец его, болховский мещанин, работал бухгалтером на машиностроительном заводе. Он умер рано, и 11-тилетнего Сергея Богомолова в 1915 году взял на воспитание настоятель Введенской Островской пустыни игумен (с 1920 года архимандрит) Павел (Ванюшин). Получив и образование, и церковное клиросное воспитание в обители, Сергей после ее закрытия в 1923 году остался верен архимандриту Павлу. Служил при нем псаломщиком, исполнял обязанности келейника. В 1927 году его как служителя религиозного культа лишили избирательных прав. А в 1930 году осудили по 58 УК статье к 5 годам концлагеря. Отбыв срок на строительстве Беломорканала, Сергей не имел права поселиться ближе 100 километров к Москве, и стал жить в д. Старые Петушки, рядом со своим духовным отцом архимандритом Павлом. Устроившись рабочим на Силикатный завод, он также исполнял обязанности певчего в Успенской церкви. В 1935 году у них с женой Анной Петровной родилась единственная дочь Евгения. В конце октября 1937 года здесь, в Петушках, был арестован певчий, бывший дьячек Сергей Александрович Богомолов. Ему исполнилось тогда 34 года. Сергея Богомолова обвиняли и в монастырском воспитании, и в служении дьячком, и в религиозной настроенности, пении на клиросе, систематическом посещении храма. «Во время устройства антирелигиозных вечеров Богомолов никогда в них не участвовал, а уходил в церковь», не слушался внушений о вреде религии, выступал против новых норм выработки, как непосильных — говорили его сослуживцы на допросе в НКВД. Арест его тестя Петра Васильевича Баканова стал дополнительной строкой к обвинению. Сергей Александрович на допросах в Таганской тюрьме держался мужественно до конца, не признав никаких обвинений в а/с агитации. 19 ноября 1937 года его приговорили к высшей мере наказания и 21 ноября расстреляли, похоронив в общем рве на Бутовском полигоне. В 1958 году он был реабилитирован.
В 1939 г. о. Иосиф вернулся из заключения в Петушки, но служить в церкви власти ему не разрешили, и он работал конюхом, во время войны был призван в стройбат, строил укрепления в осажденном Ленинграде. В 1946 г. по настоятельной просьбе митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), Иосифа Потапова демобилизовали, и он был назначен диаконом в Никольский собор в Новгороде. В 1947 г. о. Иосифа рукоположили во иерея. После возвращения владыки Афанасия из заключения, о. Иосиф каждый год навещал его в Петушках. После кончины преосвященного Афанасия, о. Иосиф, для того, чтобы в доме, где жил Владыка, всё сохранилось как при нём, благословил свою прихожанку на переезд из Новгорода в Петушки, для того чтобы быть хранительницей дома, где жил Владыка.
В 1936 г. был арестован бывший староста храма 68-летний отец 13 детей, Петр Васильевич Баканов (умер в тюрьме). В 1937 г. расстрелян зять Петра Васильевича певчий Сергей Александрович Богомолов. Рядом со строителем храма И.П. Кузнецовым в 1966 г. похоронен игумен Платон (Климов, ум. 1966). С 1914 г. в Зосимовой пустыни, после ее закрытия - в Гефсиманском скиту, потом служил в храмах с. Мишутино и Софрин В 1935 г. арестован и приговорен к трем годам ссылки, с 1940 г. - в Петушках. В 1940 г. недолго служил в Успенском храме. В 1945 г. назначен настоятелем Богоявленского храма в Крутце. В 1953 г., после смерти о. Петра, опять недолго служил в Петушках. После возвращения из лагерей святитель Афанасий жил в маленькой каморке на втором «этаже» кирпичной колокольни Успенского храма, а также на частных квартирах в домах прихожан. Дом, в котором он скончался в 1962 году, превращён прихожанами в дом-музей святителя Афанасия.
В 1990-е годы благотворителями были пожертвованы новые колокола и финансовые средства для золочения куполов храма. Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Успенского Храма города Петушки Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 12 ноября 1999 г. 30—31 июля 2010 года в Свято-Успенском храме было отпраздновано столетие со дня освещения. 30 июля 2010 года в ограде Успенского храма была совершена заупокойная молитва о строителе Иване Павловиче Кузнецове, о первом настоятеле храма митрофорном протоиерее Петре Покровском и обо всех, кто был связан с историей и жизнью церкви. В память о строителе при храме была открыта памятная мемориальная доска, которую освятил настоятель храма протоиерей Сергий Берёзкин. В этот же день в районном Доме культуры, в котором расположен Музей Петуха, была открыта выставка, посвященная 100-летию храма. На выставке были представлены старинные предметы, принадлежавшие семье строителя храма, церковная утварь, «брачные обыски», фотографии, связанные с историей храма. Также состоялся торжественный вечер. На торжественных богослужениях присутствовали Архиепископ Евлогий (Смирнов), наместник Богородице-Рождественского епархиального мужского монастыря священноархимандрит Нил (Сычёв), благочинный протоиерей Сергий Берёзкин, игумен Авель (Ургалкин), протоиерей Александр Алёшин (г. Костерёво), протоиерей Владимир Кузин (с. Крутово), протоиерей Андрей Голубев (пос. Головино Судогодского благочиния), протоиерей Александр Кузин (с. Санино), священник Леонид Беспалов (г. Покров), священник Александр Брагар (с. Иваново), священник Артемий Исмайылов (г. Петушки), священник Артемий Аксеной (г. Петушки), священник Геннадий Швитков (с. Иваново), протодиакон Иоанн Барковский, диакон Сергий Мешков, диакон Вячеслав Федотов (все Свято-Успенский кафедральный собор г. Владимир), диакон Андрей Сидоров (г. Владимир), диакон Николай Соболь (г. Петушки).
В храме хранятся частицы святых мощей свят. Афанасия Ковровского, святителей Феодора и Иоанна Суздальских, свят. Арсения Элласонского, преп. Нила Столобенского, муч. Мины Александрийского, св. блв. кн. Феодора Ярославского, свв. блв. князей Петра и Февронии Муромских, св. прав. Алексия Московского, свв. муц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары.
Особую ценность представляет внутреннее убранство храма. Удивительное архитектурное пространство, живописное оформление и предметы декоративно-прикладного искусства не имеют аналогов. Чудесен резной дубовый иконостас, на общем темном фоне которого золотом сияют иконы. Живописные орнаменты храма, изображения херувимов на иконостасе, святых на столпах и стенах, а также некоторые сюжеты настенных росписей перекликаются с монументальными произведениями В.М. Васнецова, В.Д. Поленова и других художников. И живопись, и предметы декоративно-прикладного искусства отличаются высоким профессионализмом исполнения и единой стилевой направленностью. Неповторим комплекс бронзовых предметов церкви, в которых прослеживаются раннехристианские мотивы: ограды солеи, фонари, большие и малые паникадила, хоругви, подсвечники. Многое из убранства храма сохранилось со времени его открытия в 1910 году. На многих предметах церковной утвари выгравирована или вышита надпись по просьбе основателя церкви И.П. Кузнецова: «О спасении Иоанна и Наталии со чадами» (Наталия Никитична (урож. Брашнина) — жена Ивана Павловича Кузнецова).
В 2007 году исполнилось 55 лет со дня смерти и 130 лет со дня рождения святителя Афанасия. В его честь планируется в городе Петушки построить парк.
Памятник Святителю Афанасию Памятник святителю Афанасию будет представлять собой бронзовую скульптуру высотой в пять метров на мраморном постаменте, и занимать своё место в центре «Афаиасиевского парка» возле храма Успения Пресвятой Богородицы г. Петушки. Образ памятника представляет собой стоящего в полный рост святителя Афанасия в простой архиерейской мантии с панагией. Левой рукой он опирается на посох, а правой рукой благословляет всех прибывающих сюда паломников и проезжающих мимо по трассе М 7 (Волга). На одной из сторон постамента будет расположена мемориальная табличка с информацией о Святителе Афанасии, годах его жизни и цитатой: «Русь, Святая, храни веру Православную - в ней же тебе утверждение». У подножья памятника будут установлены осветительные приборы (прожекторы) для его подсветки.
Афанасиевский источник В пределах России почиталось и почитается поныне немало святых источников с прохладной, чистой водой. Многие из этих источников находятся вблизи чтимых храмов или па территории монастырей. Старинные предания связывают возникновение ряда колодцев или источников с именами живших в прежние времена святых подвижников. В Афаиасиевском парке будет возведена часовня, в которой будет расположен источник, который на протяжении полувека бьет кристально-чистой водой. В центре часовни будет расположена купель, где всегда можно будет окунуться, испытать благодать и укрепиться духом православным. Жители и гости, прогуливающиеся по парку, всегда смогут напиться воды из источника или взять ее с собой в дорогу. На территории парка будет располагаться небольшая трапезная-кафе, недалеко от главных ворот парка. В жаркий день на территории парка можно будет испить монастырского кваса, который приготовлен по всем русским традициям, а так же приобрести свежую выпечку и горячие напитки.
Фонтан Генеральным планом Афанасиевского парка предусмотрено наличие наземного фонтана с чашей, который будет располагать в одной из центральных частей парка. Конструкция фонтана будет содержать все необходимые элементы: системы водонесущих труб, насосов, форсунок, фильтров и другого оборудования, задействованного в создании водных форм. Дизайн надземных частей фонтана будет гармонировать с общей художественной концепцией парка. Фонтан будет работать в весеннее и летнее времена года. На зиму фонтан будет консервироваться. Так как основная масть территории парка будет озеленена, подбор цветов будет произведен таким образом, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего весенне-летне-осеннего сезона. Озеленение и благоустройство территории будет включать в себя посадку растений, монтаж системы полива, посадку крупных и мелких деревьев, а так же, декоративных кустарников. Флора на территории парка должна быть разнообразна и гармонична с его общей художественной концепцией.
Общие планы Афанасиевского парка
Река Берёзка, над которой на взгорке стоит храм, берёт начало в 4-х километрах от храма в лесном болотце. Протекает по восточным окраинам города Петушки, впадает в Клязьму ниже города. Длина реки 9 километров. На реке в черте города создан небольшой пруд (длина 550 м, ширина до 85 м).
Город ПетушкиCopyright © 2019 Любовь безусловная |