Главная
Регистрация
Вход
Вторник
11.12.2018
14:10
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 549

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [988]
Суздаль [315]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [330]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [50]
Юрьев [116]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [104]
Вязники [186]
Камешково [54]
Ковров [279]
Гороховец [78]
Александров [162]
Переславль [92]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [41]
Шуя [84]
Религия [4]
Иваново [37]
Селиваново [14]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [30]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [59]
Учебные заведения [27]
Владимирская губерния [24]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 44
Гостей: 43
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Покров

Деревня Головино Петушинского района

Деревня Головино

Головино — деревня в Петушинском районе Владимирской области России, входит в состав Нагорного сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Вольга (приток Клязьмы) в 11 км на север от города Покров и в 28 км на северо-запад от райцентра города Петушки. «Село Головино на рч. Вольге находится в 10 верст, от уездного города (Покровский уезд) и в 86 от губернского».
До 1885 года Головино было деревней, входившей в состав прихода села Ивановского-Прозоровских. Она находилась в 8 верстах от церкви. В 1881-1885 годах построен и благолепно украшен святыми иконами храм.
Освящение вновь устроенной церкви в деревне Головине, Покровского уезда, прихода села Ивановского-Прозоровских.
Для обитателей Головинской веси 30-е июля 1885 года останется навсегда памятным, а в приходской летописи оно должно быть отмечено золотыми буквами... В этот день Высокопреосвященнейшим Архиепископом Феогностом освящена здесь, благодатию Божиею, вновь устроенная каменная церковь во имя Св. и Живоначальной Троицы и первый раз принесена бескровная Жертва «о всех и за вся» в новоосвященном храме.
Давно Головинские жители готовились к этому торжеству, с нетерпением ожидали его наступления и мы уверены, что в памяти местных крестьян совершившееся священнодействие освящения церкви самим Архиереем останется величайшим событием. Но прежде, чем говорить о торжестве освящения, мы считаем не лишним объяснить наперед: каким образом, когда и кому пришла на ум благая мысль устроить церковь в деревне Головине?
Для описываемой местности особая церковь — не прихоть, а существенная необходимость: народ живет здесь религиозный и усердный, — знающий и любящий храмы Божии, а они от него далеко, — свой — приходский в 8 верстах, а в весенний разлив реки расстояние, иной год, увеличивается от 12 — 15 верст; иноприходные храмы на одинаковом расстоянии, да и не для них они устроены; деревня зажиточная и людная — во 100 дворов слишком. Давно и не раз рождались в умах и сердцах местных жителей мысли об устройстве особой для себя церкви, хотя бы-то деревянной, за отдаленностью своего приходского храма, но то были лишь благие намерения и желания, которые чахли и замирали при самом своем зарождении… Вдруг является не богатый, но добрый, энергичный и боголюбивый человек — свой односельчанин, по ремеслу плотничный подрядчик, крестьянин И.Р. Романов, которому Господь и вложил благую и крепкую мысль, после вдовства своего, соорудить для своих односельчан храм! Романов и прежде, когда еще не был подрядчиком, оказал своей деревне незабвенную услугу: по его рисунку и его собственными руками в 1862 году выстроена в их деревне деревянная пятиглавая часовня, крытая железом, которая и доселе, как памятник места их общественной молитвы, стоит среди самого селения, в прежнем своем виде и с теми же древними хорошего греческого письма св. иконами, приобретенными заботами того же Романова из Московской церкви Марона Чудотворца.
С малого начал этот добродей и святое дело устроения церкви; начал он дело, при содействии местного своего священника о. А. А., с благословения нашего Архипастыря, имея в своем распоряжении всего три тысячи рублей из своих собственных средств. Но Господь видимо благословил его св. дело! Московский архитектор Н. Ф. Кольбе, к которому он первее всего обратился за планом на церковь, долго себя не заставил ждать: - скоро и безмездно составил план на церковь, — сам лично представил его на рассмотрение Владыки, — заявил о своем усердии — лично и даром наблюдать за производством самых работ по церкви. План с фасадом на церковь Его Высокопреосвященством был одобрен, и им и губернским строительным отделением в скором же времени был утвержден с некоторыми, впрочем, незначительными изменениями и дополнениями; после чего И. Р. тотчас же приступил к заготовке материалов. Кирпич, известь, лес и железо заготовлены той же зимой, — кирпич вывез он весь почти на своих собственных лошадях; материал для лесов жертвуют ему односельчане из своего надела; доски, решетник и балки — местный лесопромышленник Г. А. Кузьмин. Весной вырыты буты и окончены все земляные работы, оставалось приступить к закладке церкви. Зять Романова — подрядчик каменщик И.С. Косаткин, бывый ученик Владимирского духовного Училища, одноквартирант и однокашник местному священнику А., предлагает свои услуги произвести всю каменную кладку и церкви и колокольни своими рабочими и на свои собственные средства, — что и исполнил, к чести его отнести, на самом деле, и добросовестным образом.
1-го июня 1881 года заложена церковь и той же осенью наружные ее стены окончены каменной кладкой. Весной 1882 г. выведены своды и арки над алтарями; сделаны трибун и главы, и вся церковь покрыта железом; внутри выштукатурена, верх и главы окрашены масляною краской, — снаружи выбелена известью и местами окрашена вохрою. Белое железо на главы и кресты жертвовано старшим зятем Романова А.М. Автономовым — Московским подрядчиком малярных работ; им же произведены на свой счет и его рабочими все наружные по церкви малярные работы. В том же году поставлены иконостасы и 28-го июля водружены на церковь кресты. В 1883 г. над папертью сложена каменная колокольня и устроены духовые печи и пол деревянный. Стены церкви и пол выкрашены 3 раза масляными красками. В 1884 г. куплены колокола, — наибольший весом во 100 п., и 29-го июля повешены по чиноположению на новой колокольне. Окрашены по белому фону и вызолочены иконостасы всех трех приделов, поставлены в них иконы прекрасного, в греческом стиле, письма, написанные в Москве искусным Палеховским иконописцем И.Ф. Ерзуновым, по золотому фону — чеканной работы. Благоукрашением с позолотою иконостасы и достоинством своего письма св. иконы в них всецело обязаны вкусу и заботам Московского купца В.Н. Лепешкина (старшего из сыновей покойного мануфактур-советника Н.В. Лепешкина). Им же на свои собственные средства приобретены для церкви священные одежды и сосуды, и вся церковная утварь довольно ценные и изящные, чем особенно отличается хрустальный ковчег, приобретенный им на выставке, и паникадила с семисвечниками и выносными подсвечниками. Внутренняя окраска церкви и пола масляными красками, снабжение ее всеми принадлежностями, местными и паникадильными свечами, всеми потребными вещами ко дню ее освящения произведены исключительно на средства г. Лепешкина. Благовременно он подал свою сочувственную руку ктитору храма, — все его пожертвования изящный крупны для Головинского храма! Много г. Лепешкин потрудился и своими материальными средствами, и личным трудом в устроении этой церкви, спасибо ему! Не мало потрудились своими подаяниями и личным трудом в подвозе например материалов для работ, как-то: леса, бутового камня с полей, песку, извести и т. п. и местные жители, как Головинские, так и Валовские — соседней деревни, что много говорить за их сочувствие и содействие ктитору храма, — за сердечную их радость об устройстве им особой для них церкви. По истине в этом святом деле не забыто благотворение и общение христианское, — оно-то и помогло ктитору, в течении пяти лет, так благолепно соорудить храм, и так торжественно освятить его!..
Самое освящение церкви, по просьбе строителей, Высокопреосвященнейшим Архиепископом Феогностом назначено на 30-е июля, когда и было совершено самим Архипастырем с полною торжественностью. Накануне дня освящения 29-го июля, в 8 часов утра, с экстренного поезда прибыли из Владимира в Головино: Ключарь кафедрального собора, о. протоиерей А. Виноградов с двоими ставленниками, двоими иподиаконами…
… изящный храм, прекрасный во всех отношениях, полный весь блеска и огня, — масса отовсюду стекшегося народа, с восторженным трепетом сердечным сопровождающая и окружающая святителя Божия, ведь — это, на самом деле, редкость, которая не может не порадовать каждого!.. Благословив всех с амвона, Владыка вошел в алтарь и царские двери за ним затворились. Водворилась мертвая тишина в храме!.. Местный свящ. о. А. А. с протодиаконом приняв благословение Владыки, ровно в ½ 7-го часа, начали всенощное бдение. За всенощной Владыка выходил на литию и величание; сам помазывал елеем; когда же утомился, заменил его о. Ключарь. Бдение окончилось в 4 часов вечера и Владыка, по окончании бдения, благословив весь народ, обратно отправился на дачу г. Лепешкина, в 2 ½ версты от Головина, предшествуемый полицейскою властью, где для ночлега приготовлен был для него особый уединенный флигель, вблизи тенистой рощи.
30 июля, с раннего утра, церковная площадь, благодаря отличной погоде, залита уже была народом, — толпы его окружали церковь и путь, по которому должен был следовать Архипастырь. В 7 часов утра совершено было водоосвящение. В ½ 9-го утра начался звон. В 9 часов Владыка прибыл с дачи прямо в церковь и, по обычной встрече его духовенством, облачившись во все Архиерейские одежды, в ½ 10 часа приступил к освящению главного храма во имя св. Троицы по чину церковному. В освящении храма с Его Высокопреосвященством участвовали: кафедральный о. протоиерей М. И. Жудро, кафедральный Ключарь о. протоиерей А. И. Виноградов, местный благочинный о. протоиерей В. П. Александровский, гор. Гороховца заштатный о. протоиерей М. И. Данутинский и села Ивановского-Прозоровских священники: о. А. Аедоницкий и о. Л. Сперанский. Крестный ход вокруг храма со св. мощами, по освящении его, совершен был в следующем порядке:
1) Несущий фонарь. 2) Несущие напрестольный крест и две напрестольные иконы 3) Ведущий ход и окропляющий св. водою священник Константин Разумовский. 4) Несущие первую пару хоругвей. 5) Несущие второй запрестольный крест с двумя запрестольными иконами. 6) Несущие вторую пару хоругвей. 7) Несущие третий запрестольный крест с двумя запрестольными же иконами 8) Певчие по два в ряд 9) Псаломщик Василий Прозоровский с иконою живоначальной Троицы. 10) Священники: Лука Сперанский с иконою Спасителя и Александр Аедоницкий с иконой Божией Матери. 11) Протоиереи: Василий Александровский с св. Крестом и Михаил Данутинский с СВ. Евангелием. 12) Посошник, лампадчик и посреди их диакон Крылов с митрою, положенною на блюде, — посошник несет и орлец. 13) Иподиаконы с дикирием и трикирием. 14) Диаконы — кафедральный Смирнов и Сокольский с кадильницами. 15) Диаконы Борисовский и Гиляровский с рипидами. 16) Высокопреосвященнейший Феогност, поддерживаемый двумя протоиереями. 17) Протодиакон и книгодержец. Редко повторяющееся, многими совсем невиданное священнодействие освящения церкви самим Архиереем, своею торжественностью и высокою важностью своих молитв производило глубокое впечатление на всех молящихся. Благоговейно и внимательно следили все за каждым движением священнодействующих, — многие от радости и умиления плакали,.. По окончании освящения, после многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, св. Синоду и местному Архипастырю с его богоспасаемою паствою, возглашено было о. протодиаконом многолетие создателям и благоукрасителям нового храма. По прочтении часов, во время которых свящ. Аедоницким совершена была проскомидия, началась в ½ 11-го божественная Литургия. Народ поражен был торжественностью Архиерейского служения, — стоял точно на небе, а не на земле.
Благоговейное служение Архипастыря, отменный порядок во время службы, посвящение двоих ставленников — одного во пресвитера, а другого в диакона, чего многие от роду не видывали, стройное, гармоническое пение Архиерейских певчих, — все - это невольно заставляло присутствующих в храме забывать все земное и житейское и возноситься духом на небо. И народу собралось столько, что храм не мог вместить и половины молящихся; не попавшие в храм стояли против окон снаружи, — малолетки висели на окнах храма. За литургией Высокопреосвященнейшим Архиепископом Феогностом сказано было слово о долге христианина, сколько возможно чаще посещать храм Божий и о том, какова должна быть молитва наша в храме. Слово Архипастыря произвело на слушателей сильное впечатление. По окончании литургии, Архипастырь долгое время благословлял народ. При выходе Владыки из храма, депутация крестьян, во главе с сельскими старостами, пала пред ним ниц и, со слезами на глазах, выразила ему от лица всех односельчан свои благодарные чувства за предпринятые им труды по освящению для них Божьего храма... Владыка глубоко был тронут благоговейным к нему вниманием и любовью простых сердец народа и их неподдельною, проглядывающею сквозь слез, радостью о своем новоосвященном храме. Благословляя депутацию крестьян, Владыка сказал, в назидание им, несколько простых, но задушевных слов относительно освященного для них нового храма. Недаром, прибавим с своей стороны, крестьяне самые первые благодарят Владыку: Он благословил устроить, для них особый храм, сам и освятил его благодатно Божиею, а храм для русского православного христианина составляет существенную и самую необходимую потребность, — крестьяне глубоко это понимают и высоко ценят.
Прямо из церкви, Владыка с служащими и избранною публикой осчастливил своим посещением ктитора храма И. Р. Романова и изволил в его доме кушать чай; откушав чаю, вскоре же отправился на дачу г. Лепешкина, где радушным хозяином приготовлен был для всех почетных гостей роскошно-обстановленный обеденный стол на террасе, — на вольном сельском воздухе, пред тенистым парком. До обеда за ¼ часа Владыка изволил пройти по парку, сопровождаемый хозяином, и любовался на цветы, растущие в клумбах. Затем, вскоре же благословил он трапезу, предложенную любезным хозяином. Во время обеда прежде всего хозяином дачи предложен был тост за здоровье Его Высокопреосвященства, как главного виновника настоящего празднества, а затем Владыка предложил тост за здоровье хозяина В. Н Лепешкина; снова хозяином предложен был тост за здоровье архитектора г. Кольбе, — за здоровье отсутствующего ктитора храма И. Р. Романова, который занят был приемом своих гостей — Московских подрядчиков — в своем доме, в Головине, и не мог поспеть за почетный обед дачный; последний тост был за здоровье всех гостей. Обед окончился в исходе 5 часа вечера. После обеда, Владыка, за десертом, на балконе с полчаса побеседовал с семейством г. Лепешкина и с некоторыми из почетных его гостей — с Е.В. Меньшиковым из гор. Иванова-Вознесенска и др.
Затем ни мало не отдохнув, около 6 ч. вечера поблагодарив семейство Лепешкиных за радушный прием, Владыка ласково простился с радушными хозяевами и, преподав им и всем гостям свое святительское благословение, садясь в карету, высказал, что он уносит с собою отсюда приятнейшее для себя воспоминание... Долго, и с любовию все смотрели на доброе и симпатичное лицо Архипастыря; наконец дверцы кареты захлопнулись и она скоро, и быстро скрыла из глаз у всех Святителя!..
Предшествуемый становым приставом и г. Исправником гор. Покрова, в сопровождении хозяина дачи — г. Лепешкина Архипастырь отправился в гор. Покров для обозрения летнего Собора. Встреченный здесь духовенством, представителями города и власти, осмотрел он заново отделанный собор: новые в нем, вызолоченные на полимент, с богатою резьбой иконостасы, роскошные полы из подольской лещеди, стенную живопись и проч. и, по осмотре, нашел все в изящном вкусе и прекрасном виде, исключая св. престола в главном алтаре, который, по замечанию Владыки, следовало-бы вновь сделать и — побольше размером боковых придельных. Из Собора, при торжественном колокольном звоне, Владыка проследовал на вокзал железной дороги, сопровождаемый о. протоиереем Александровским и г. Лепешкиным, а впереди полицейскою властью. Здесь собралась толпа желающих получить Архипастырское благословение и Владыка успел удовлетворить желание каждого, а затем, сев в купе 1 класса, из вагона благословил уже всех вместе. В 45 мин. 8 часа вечера раздался третий звонок; поезд тронулся и скоро скрыл из глаз неутомимого Архипастыря.
Так совершилось празднество 30 июля в описываемой местности. Чрез день, — 1 августа, происходило здесь, новое торжество: освящение придельного храма во имя Святителя и Чудотворца Николая, совершенное с полною торжественностью,- при большом, стечении народа, местным благочинным о. протоиер. В. Александровским, в сослужении с о. прот. М. Данутинским, и священниками: о. Сперанским и о. Аедоницким, — с певчими г. Покрова. За литургией свящ. Аедоницкий сказал первое слово к своим прихожанам в новоосвященном Никольском приделе. А по окончании литургии совершен соборне первый крестный ход на воду — к реке.
Эти два события будут всегда памятны Головинским жителям, равно будут приснопамятны и благословенны имена тех, которые созидали, храм и украшали его своими щедрыми даяниями и личным трудом, и которым за их усердие к храму Божию нельзя не выразить величайшей благодарности...
Священник Александр Аедоницкий (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 23-й. 1-го декабря 1885 года).


Престолов в храме три: главный во имя живоначальной Троицы, в приделах во имя св. Николая Чудотворца и св. благовер. и великого князя Александра Невского.
Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была вполне достаточно, но утварью и ризницей не богата.
До 1896 г. церковь Головинская была приписной к селу Ивановскому-Прозоровских, а с этого времени имела отдельный самостоятельный причт, который состоял из священника и псаломщика. На содержание причта получалось: от служб и требоисправлений до 400 руб., от земли церковной и хлебного сбора с прихожан до 70 руб., процентов с причтового капитала (400 руб.) — 22 руб., а всего до 500 руб. в год. Для жительства священника и псаломщика имелся церковный дом.
Земли при церкви: прихожанами при устройстве церкви и прихода отведено 563 ½ а саж. усадебной земли, 1975 саж. под церковь и кладбище и сенокосной в местечке «Лучка» 661 саж. Кроме того Московским купцом В. Пав. Антоновым пожертвовано в пользу причта 35 дес. 800 саж., из коих 13 дес. пахотной земли, 5 дес. 250 саж. сенокосной и 17 дес. 550 саж. под кустарником и мелким дровяным лесом.
Приход состоял из села Головина и деревни Вялова (1 вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 322 души муж. пола и 373 женского.
В с. Головине имелась земская народная школа; учащихся в 1896 г. было 48.
При советской власти церковь была закрыта и пришла в упадок, сейчас она стоит заброшенная на окраине села.


Церковь Троицы Живоначальной

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Покров-Слободской волости Покровского уезда.
С 1929 года деревня входила в состав Перновского сельсовета Петушинского района, в 1945—1960 годах деревня входила в Покровский район, позднее вплоть до 2005 года — в составе Ивановского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 259 чел.; в 1905 г. – 515 чел.; в 2002 г. – 218 чел.; в 2010 г. – 278 чел.
Владимирская губерния.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Покров | Добавил: Jupiter (03.06.2018)
Просмотров: 214 | Теги: Петушинский район, Покровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика