Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
22:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Промышленность

Завод «Электроприбор» в 1969-71 годах

Завод «Электроприбор» в 1969-71 годах

Начало » » » Завод «Электроприбор» в 1965-68 годах


Разработка задач и техническое обеспечение позволили сдать комиссии Министерства в декабре 1972 года первую очередь АСУ, а в 1977 году вторую очередь. В результате внедрения первых очередей АСУ стабилизировалась численность управленческого персонала, а в некоторых отделах произошло сокращение, производственным цехам задавались реальные объемы, резко сократилось незавершенное производство, запасы материалов и комплектующих на складах ОМТС и ОКиК, а также в цехах приблизились к нормативным, улучшилась ритмичность. Экономический эффект составил около 400 тыс. руб. в год. Новочеркасская система планирования и учета производства была переработана полностью. Все трудоёмкие расчёты переведены на ЭВМ. Плановая группа ПДО под руководством Лейкиной М.И. получила реальную возможность оперативно планировать и учитывать ежедневный ход движения деталей в процессе производства.
В конце 70-х - 80-е годы в ИВЦ появятся машины нового поколения с большими возможностями, но уже в описываемый период ИВЦ успешно справлялся с поставленной задачей - автоматизацией управления производством.
В конце 1968 года секретарь парткома Тюкаркин Ю.М. перешёл на хозяйственную работу - был назначен главным механиком завода. Секретарем парткома был избран Владимир Михайлович Пекарев, как оказалось на десять лет, - самый большой стаж в истории парторганизации завода.


Владимир Михайлович Пекарев

В отличие от предшественников, был он грамотным инженером конструктором, знавшим продукцию, выпускавшуюся заводом, видевшим перспективы завода и КБ, способным разговаривать на одном языке с заказчиками, работниками министерства. Серьёзный, даже суровый, он проявлял принципиальность и, когда уже совсем “оперился” в новом кресле, мог возразить Рапопорту и настоять на своём. Быстро завоевал он авторитет у работников Горкома. Это потом сказалось на том, что Пекарева через 2-3 года при очередной компании награждений, обязательно представляли к орденам, над чем заводчане иронизировали.
С авторитетом же у заводских коллективов дело обстояло похуже. Виной тому характер Владимира Михайловича, его закрытость, суховатость, неумение общаться с простыми людьми. Водитель парткомовской машины вспоминал потом, как они ездили в подшефные колхозы и совхозы проверять, как идет уборка.
- Проезжаем мимо заводчан, работающих на поле. Я предлагаю остановиться. Владимир Михайлович машет рукой - поехали в контору. Поговорит в конторе с колохозным начальством и возвращаемся на завод. Ну, самое большее, выслушает старшего от завода. Его, конечно, уважали, но скорее побаивались, как партийную власть вообще.


Мнухин Яков Маркович

В начале 1969 года были проведены еще несколько важных назначений. Начальником цеха №17 стал Евсеенко Виталий Никитич, цеха №12 - Дмитриев Валентин Иванович, цеха №31 - Бужин Владимир Ильич. Зам. главного инженера по текущему производству Мнухин Яков Маркович, переведённый с Омского завода им. Попова А.С., уже в апреле стал зам. главного инженера по подготовке производства, после отъезда Чернова В.И. главным инженером Светловодского завода. В июне зам. главного инженера по текущему производству стал Богданов Евгений Васильевич, работавший начальником лаборатории №22 КБ.


Богданов Евгений Васильевич

Мнухин и Богданов сыграли очень большую роль в разработке и освоении новых изделий, в подготовке производства, в продвижении научно- технического прогресса на заводе.
Харьковчанин по рождению, Яков Маркович, получивший в годы войны специальность инженера-авиастроителя, несколько лет проработал на разных должностях на омском заводе, директором которого был Мандрыка В.И., будущий начальник Главного управления МРП, к которому относился и “Электроприбор”. Был Мнухин и начальником производства, и зам. главного инженера. Природный ум, прекрасное образование, опыт работы в авиационной и радиотехнической промышленности - всё способствовало тому, чтобы он быстро вошёл в курс проблем владимирского завода и стал одним из тех, кто определял техническую политику на предприятии. Всесторонне, а не только технически эрудированный человек, он был интересным собеседником и любил иногда блеснуть красным словцом. Мог увлечься в деловом разговоре сторонним вопросом, но главное дело знал. При нём выполнялся четкий порядок рассмотрения конструкторских приказов об изменениях КД, графиков подготовки производства новых изделий и хода выполнения плана оргтехмероприятий. Руководители заводских служб и цеховые технические руководители ответственно готовились к еженедельным совещаниям и дело двигалось.
Евгению Васильевичу Богданову приходилось заниматься вопросами, возникавшими при серийном производстве. При системе параллельного освоения, когда завод начинал изготовление первых изделий без полного комплекта документации, выявлялась масса нестыковок. Нужно было тщательно разбираться в каждом случае, “мирить” разработчиков, конструкторов КБ, технологов, производственников, решать вопросы, задаваемые каждый день заказчиками, оценивать результаты контрольных и периодических испытаний, готовить решения. Евгений Васильевич, обладающий цепким разумом, инженерным опытом, педантичный, как никто другой подходил к этой роли. Бывало постоянно, что к вечеру, часа в четыре, ему попадала на стол служебная записка от заказчиков с резолюцией Михнева “Срочно решить” и он развивал бурную деятельность, никому не позволяя уйти на отдых, пока проблема не будет решена. Часто приходилось ему выезжать в Москву для решения вопросов у старших заказчиков, в институтах, в министерстве. Все трудные вопросы он решал успешно. Один московский генерал однажды взмолился: - «Не присылайте Богданова, это же клещ. Вцепится, ну никак не стряхнешь!» Евгений Васильевич начинал свою работу в ОКБ после окончания Ленинградского электротехнического института и полугодовой стажировки мастером в цехе №7. Сначала инженер-лаборант, в 1964 году уже начальник лаборатории №22 КБ, которая занималась тропосферными станциями. Именно на этой должности он и получил в 1966 году первую правительственную награду - орден Трудового Красного Знамени. На заводе работала в цехе №8 технологом и его жена Нина Дмитриевна, а сын Андрей ныне является заместителем главного инженера КБ и одним из ведущих специалистов КБ.
Теперь немного о других назначениях. Евсеенко В.Н., вернувшийся в цех №17 из ПДО, но уже на должность начальника, в первое время проявил неуёмную энергию и вывел коллектив в передовые. Обладая твердым характером, достаточными знаниями экономики и специальности, он завоевал авторитет на заводе и вскоре был избран членом парткома. Цех, сложившийся в 1965 году из двух коллективов, состоял из квалифицированных рабочих и специалистов и находился в особых условиях режимности (907-й комплекс был тогда секретным), поэтому кадровые и режимные службы держали под особым контролем трудовую дисциплину в цехе, даже нарушителей общественного порядка из цеха убирали.
Виталий Никитич мог бы расти по служебной лестнице дальше, потенциал был велик, если бы не одно... Легкомысленность в обращении со спиртом, которого в цехе шло много, привела к привычке, которая его и сгубила через пять лет.
У Бужина В.И. и Дмитриева В.И. эти назначения были ступеньками в дальнейшей успешной карьере.
Большие вынужденные кадровые изменения произошли летом 1969 года в КБ. В конце июля ушел из жизни Черемных Л.Ф. Как руководитель КБ он оставил о себе самую светлую память. И.О. начальника КБ стал Беликов М.Н., и.о. главного инженера КБ - Зозин Н.П.


Зозин Н.П.

Детство Зозина прошло в рабочем поселке рядом с Горьковским автозаводом, а в 1941 году, после того как их дом был дважды разрушен бомбардировками, семья перебралась в село, где Николай окончил семилетнюю школу с похвальной грамотой. Затем техникум, специальность техника-электрика, работа на ГАЗе сначала технологом, а потом наладчиком английских прессов “Клиринг”. В 1952 году его перевели мастером на производство ГАЗ-900 и командировали на завод им. Ленина на освоение производства РАС-УКВ.
В начале 1953 года, осознав недостаток образования, Николай Петрович поступил на ускоренный факультет Политехнического института и в декабре 1955 года защитил диплом инженера-радиста (дипломный проект выполнил под руководством Чернышова И.Н.). В мае 1956 года с первой группой горьковчан приехал во Владимир и под началом Чернышова приступил к разработке блока 4-х каскадов, а затем и всего передатчика 902-го изделия. В 1958 году - ведущий инженер КБ. Затем последовали другие разработки. При разработке станций Р-831 и Р-834 заказчиками было дано время перехода с любой частоты на другую 5 сек., а число частот 7200. Ясно было, что никакими механическими запоминающими устройствами этой проблемы не решить. Была создана группа под руководством Зозина для разработки системы автоматической настройки контуров. В результате появилась оригинальная разработка - коаксиальный контур с одним подвижным контактом, малыми усилиями для перестройки, высоким КПД и малыми габаритами. Попутно появились разработки: оригинальная электромагнитная муфта с магнитным торможением и безлюфтовым реверсом, электронное запоминающее устройство и много других узлов. Все эти разработки стали базовыми для всех станций следующих поколений.
Во время “фаланговской” лихорадки 1961 года его на год направляют в цех №16. В 1962 году перебрасывают в лабораторию №21, занимавшуюся изделием Р-408 для решения возникавших вопросов в передающем устройстве. Затем была очень важная работа по разработке радиостанции Р-122М-2. В создании её участвовали Черемных Л.Ф., Малов В.И., Потапов Б.В., Суриков В.П. и другие. Зозин разрабатывал для этой станции мощные перестраиваемые фильтры с применением вакуумных конденсаторов. В результате удалось подключить передатчик и приёмник на одну антенну, и как следствие сократить в четыре раза число транспортных средств.
Обладая неординарным мышлением и инженерной интуицией, он иногда предлагал парадоксальные решения, подходил к проблеме с неожиданной стороны, решал самые сложные технические задачи. Взять хотя бы блок 130, в котором автоматический механизм переключения частот (МП - 1000), разработанный специалистами МНИРТИ, был очень сложен, имел огромную избыточность и плохо шел в производстве. По предложению Зозина МП - 1000 был заменен на простой ручной механизм собственной конструкции, после чего все проблемы с блоком 130 в производстве были сняты. Во всех дальнейших разработках КБ обязательно присутствует техническое творчество этого “нижегородского самородка”. Авторитет его в КБ до сих пор абсолютный, хотя он не работает уже несколько лет.

Модернизация аэродромных радиостанций и внедрение новых тропосферных станций.

Можно только удивляться, как успевал заниматься директор завода Рапопорт Д.Б. и производством, и строительством завода, и всеми организационными вопросами по социальной сфере, которая разрасталась как на дрожжах. Его кипучая энергия заражала весь коллектив, всех руководителей от мала до велика.
В 1967-68 годах КБ и заводские службы подготовки производства были заняты освоением модернизированных аэродромных станций Р-831М и Р-834М, а также мобильной телескопической мачты “Сосна”, которая была разработана под руководством начальника отдела №10 Потапова Б.В. для станций тропосферной связи.
В основу же модернизации Р-831М и Р-834М легло изобретение Чернышова И.Н., Зозина Н.П., Верина А Н. и Шнейдмана С.Л., позволившее заводу получить значительный экономический эффект. Тогда же была разработана по заказу Министерства Обороны станция для подавления авиационной связи Р-834П.


Юрий Сергеевич Климов

Основным исполнителем этих работ на производстве (кроме “Сосны”) стал коллектив цеха №6. Цех этот, один из старейших радиосборочных цехов, специализировался на выпуске всех новых аэродромных станций. Руководил цехом с 1963 по 1970 год Юрий Сергеевич Климов. Человек, казалось бы рожденный для инженерных дел, образованный и воспитанный на ГАЗе, как технолог, любящий творческую работу, волей судьбы был вынужден почти всю свою жизнь на “Электроприборе” работать на хлопотной, часто неблагодарной должности начальника цеха. Ехал Климов из Горького, в конце 1956 года призванный Кобиным на должность начальника техбюро сборочного цеха, из излишней своей деликатности полный сомнений, как же он займет место живого человека. А живой человек Кулыгин С.М. с удовлетворением, даже с удовольствием воспринял свое освобождение и всегда потом показывал пример деловых и даже дружеских отношений с новым руководителем. Добрые отношения сложились и с другими технологами: Кальяновой Н.В., Орловой В.Н., Грибановым Н И., Маловым В.В.
Цех был разноплановым, многономенклатурным. Были и сварка, и намотка, и сборка, и окраска, и жгуты, и кабели. Руководители цеха были толковыми и самоотверженными, но подолгу в кресле начальника не задерживались по разным причинам. Многому научился Юрий Сергеевич у Панько И.Л. и Тыкоцкого А.И., у Мелешкина А.П. и Чернова В.И., Егорова Г.К. и Половинкина В.В. В 1961 году перевели Климова заместителем главного технолога. Уже в конце 1962 года он - начальник цеха №16 и вновь ненадолго, вернулся в ОГТ. Здесь он загорелся идеей организации конвейерного производства мелкосерийной продукции, так называемого “группового потока”. На этом его и поймали Беляев В.А. и Рапопорт Д.Б. Вызвали в партком и сказали: вот тебе цех №6, начальника там мы вынуждены снять, командуй и внедряй конвейера.
Так и стал Климов начальником цеха №6 на долгие годы. Опираться ему пришлось на молодёжь. В цехе тогда появились грамотные, целеустремленные, энергичные инженеры Ежов Ю.Ф., Мяков В.К., Корнев Б.Е., Мозгалов Р.К., Яковлев Ю.И. Период был очень сложный, осваивались изделия Р-831, Р-834, Р-122. Осложнялось дело еще и тем, что Ярославский радиозавод задерживал выпуск входивших в комплект наших станций изделий “Дуб”. Поэтому наши изделия направлялись на склад завода на временное хранение. А отсюда и отношение заказчиков - затяжки с приёмкой под разными соусами, хотя Юрий Сергеевич тепло вспоминает о добрых отношениях с подполковниками Иващенко В.В., Дзиваковским Д.Д., Дмитриевым Ю.В. и другими офицерами.
Конвейерная сборка или групповой поток продвигались с трудом. Только в 1971 году эта работа начала проводиться повсеместно, во всех сборочных цехах, но отработка этой технологии прошла в цехе №6 при Климове Ю.С. Пришлось Юрию Сергеевичу поработать начальником цехов №10 и №12. Цехом №10 он руководил недолго в самый сложный период освоения новых площадей в корпусе №12, и будем честными, не совсем справился из-за мягкости характера и перегрузки цеха. А вот цех №12 (цех печатных плат) он практически создавал и воспитал там себе достойную замену в лице Инберга Б.М. Потом перешел в КБ руководить опытным цехом.
Были начальники цехов и специалисты, которые блеснут ярким светом на заводском небосклоне, но быстро потухнут. А были такие, кто ровным светом горел все наши трудные годы. Так уж случилось, что Юрий Сергеевич всегда находился на “передовой”, но лавров и регалий (увы!) не заработал, хотя уважение товарищей, рабочих заслужил и за это низкий ему поклон.
В начале 1969 года завод принял в эксплуатацию от строителей УНР-656 корпус №11, выросший в самом дальнем северном углу заводской территории на краю Почаевского оврага. Разместились в нем деревообрабатывающий и строительный цехи.
Начальником ДОЦ, цеха №15 был назначен Наумов Федор Гаврилович, до того старший мастер деревообделочного участка цеха №11, заместителем - Сорокин В.С. Цех небольшой по численности, но специфичный и по-своему слож- Климов Ю. С. цехе тогда появились гра- 147 ный. Когда он наберет мощность, рабочие цеха будут ^0^^. перерабатывать десятки вагонов пиломатериала в ме- 0 сяц. Основная номенклатура - внутрикузовная мебель Ш ^ і для радиостанций, упаковочная тара для стационарных ™ ** ^^1 изделий, для мачт, запчастей и т.д., а затем товары на родного потребления. Вполне обеспеченный сушильными камерами, деревоперерабатывающим оборудованием, квалифицированными кадрами, цех №15 в первые же годы стал занимать классные места в заводском соревновании. В цехе трудились грамотный экономист Белоглазова М.Б., квалифицированные технологи Фотеева Л.А., Мазилина З.П., мастера Соловьев М.Д., Скобенников М.А., столяры Григорьев К.Я., Прокофьев Л.Н., Сафронов А.И., плотники Пяткин А.С., Кашицын В.П., маляры Шигонцева М.А., Индикова Р.И., Сидорова Л.П.


Прокофьев Л.Н.

Великолепным краснодеревщиком был Лев Николаевич Прокофьев. Вся произведенная им продукция: кузовная ли мебель, первые ли товары народного потребления (табуреты, полки, столы) смотрелись как на выставках. Делал он своё дело красиво, чётко и надёжно.
Будут у этого цеха и взлеты, и падения, но он и сейчас выполняет свои функции уже с новыми кадрами и в руководстве, и на рабочих местах.


Николай Георгиевич Носиков

Весной 1969 года был создан и цех №16 на базе участков кабельной продукции цеха №8, участка комплектации запчастей цеха №11 и участка сборки узлов общего применения цеха №7. Цех поселился в бывших бараках по улице Батурина и во вставках к ним. Начальником цеха был назначен Николай Георгиевич Носиков, переведенный из заместителей начальника цеха №11.
Родился и воспитывался Николай в простой владимирской семье на улице Зелёной, рядом с заводом. В семье был младшим при трёх сестрах, но избалованным не был. Наоборот, главной его чертой было трудолюбие, ответственность. Окончил он школу №3 и после техникума до армии поработал в литейке ВЭМЗа, туда же вернулся из армии, но в 1963 году - он уже мастер завода “Электроприбор”. Работать учился у Панько И.Л., бывшего тогда начальником цеха №11. Возглавив участок сборки, благодаря энергии и упорству, вывел его в передовые. В 1967 году он - зам. начальника цеха №11.
Иногда прямолинейный, обидчивый, грубоватый, но неизменно добросовестный, ответственный, инициативный, он постепенно обретает авторитет в цехе и на заводе. Стремившийся к самостоятельной работе, он наконец получает такую возможность, создавая новый, тоже специфичный цех. С работой по созданию цеха он справился успешно, как успешно справлялся потом на всех постах на заводе.
В 1972 году он закончил ВЗФЭИ, в начале 1974 года был переведён зам. начальника ПДО по планированию, а затем стал “палочкой-выручалочкой” у Рапопорта, направлявшего его на провальные цеха. “Заплыл” цех №10 в связи с переездом и перегрузкой, Носикова назначают начальником цеха №10. Через два года, когда цех стал стабильно выполнять план, возвращается начальником ПДО. В 1977 году резко ухудшил работу цех №3 и Носиков с октября - начальник цеха №3. За год с небольшим цех он “вытащил” и вновь - начальник ПДО.


Суромкин Д.М.

Цех №16 и после ухода Носикова успешно выполнял свое предназначение, сформулированное в приказе о его создании. Начальником техбюро цеха был переведен из цеха №7 Суромкин Дмитрий Максимович, участник Великой Отечественной войны, специалист, приехавший с Кобиным И.И. из Горького. В годы войны Дмитрий Максимович служил радистом на полевых аэродромах Карельского фронта, так что радийное производство не было для него “тайной за семью печатями”. Работал он и мастером, и старшим мастером, но технологом по радиосборке стал одним из лучших на заводе.
Спокойный, уравновешенный, досканально знавший свое дело, невозмутимо выслушивавший выкрики Чекмарева П.Ф. или язвительные выпады Мнухина Я.М., он добросовестно выполнял свои задачи. Носиков знал, кого брать к себе главным специалистом по технике. Изначально резкий, грубый, невыдержанный Носиков много перенял от Дмитрия Максимовича, стал мудрее, уважительнее к людям. Много лет Суромкин был секретарем парторганизации цеха и в создании в цехе деловой, товарищеской обстановки есть и его заслуга. В цех переводились уже сложившиеся коллективы из цехов №№ 8, 11, 7 с мастерами и старшими мастерами. Кое-какие привычки Носикову пришлось ломать, но в целом коллектив сложился и очень скоро стал регулярно выполнять план и занимать классные места в соцсоревновании.


Кирьянова Е.И.

Долгие годы руководила участком запчастей мастер Кирьянова Е.И. Екатерина Ивановна после окончания Владимирского химико-технологического техникума в 1945 году несколько лет трудилась на Химзаводе, а в 1951 году мужа направили на службу в Афганистан и три года она жила в Кабуле. В 1961 году надоело домохозяйничать и она попросила приятельницу Толкушкину Л.А. устроить её на завод. Уже через полгода шустрая, с характером женщина стала мастером участка запчастей. Работалось ей в цехе с удовольствием, особенно когда начальником цеха был Панько И.Л. В 1968 году участок переехал на новые площади в межбарачную вставку, на долгие годы этот корпус стал для Екатерины Ивановны вторым домом. Участок под руководством Кирьяновой был долгие годы победителем соревнования. Не было месяца, чтоб участок не выполнил план. За трудовые успехи Кирьянова Е.И. в 1974 году была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Трудились в цехе №16 многие ветераны с автоприборовским прошлым. В 1948 году пришла на филиал совсем девчонкой Никонова Валентина Константиновна. Собирала приборы сначала в цехе №7, потом в цехе №16, а заканчивала на участке запчастей. Рядом с ней долгие годы работала Александра Ивановна Сбитнева, пришедшая на завод в 1953 году. Почти сорок лет без единого опоздания ходила она в цех на работу и, как вспоминает, не было дня, чтобы шла нехотя, всегда с удовольствием, с хорошим настроением. Обе они были неоднократными победительницами соревнования, получили звания “Заслуженных ветеранов завода”, активно участвовали в общественной жизни цеха. Рядом с Александрой Ивановной на соседнем рабочем месте трудилась дочь. Тепло вспоминают подруги мастеров: безвременно ушедшую белокурую красавицу Люду Моткову, Рюмцеву Инессу Максимовну, переведенную в цех №9, Лену Синицыну, которой судьбой было уготовано самое горькое и неприятное - ликвидация цеха, в котором так славно трудились сотни электроприборовцев.
Стоит вспомнить также комплектовщицу Тимофееву Зинаиду Михайловну, диспетчера Михееву В.Ф., руководителей цеха и их заместителей Гудинова А.И., Алексеева Е.П., Потапова В.П., Гукасьяна С.А., Агеева И.П., мастеров Захарову Н.К., Малицкую З.И., Изергину В.С., Сомова А.С., Волкова В.М. и других.
В начале 1969 года по инициативе зам. директора Ушакова С.А. был проведен эксперимент по разделению единого производственного отдела на четыре ПДО (в скором будущем пять) с подчинением производственных цехов начальникам ПДО. Начальниками ПДО были назначены Агеев И.П., Кольчугин Ю.И., Звонарев М.И., Серков Е.А., Железов К.Д. Проведенная реорганизация ни к каким положительным результатам не привела, наоборот, внесла сумятицу в планирование и диспетчирование и через два года все было возвращено к общепринятой схеме управления.
Неудачей закончилась и попытка создания на заводе “цеха здоровья”, тем более что спортзал на два года был отдан под цех №14, активно осваивавший новые изделия.
В 1970 году главной задачей коллектива завода было освоение изделий “Атлет” и “Альбатрос” и наращивание объемов по 940 изделиям и Р-831, Р-834.

В апреле завод посетил зам. министра Немцов В.Е. с другими чиновниками министерства и разработчиками средств тропосферной связи из МНИРТИ Корольковым Г.В., Липсманом Ф.П., Куланиным В.С. и другими, а также с представителями заказчика Ломановым А.А., Колобковым С.Н., Бабкеевым A.Х. Целью приезда было обеспечение выпуска “Атлетов” и “Альбатросов” в 1970 году. До этого визитов гостей подобного ранга на завод не было, если не считать случайного заезда члена Политбюро Воронова Г.И. в 1969 году с чисто популисткой целью. А к приезду Немцова B.Е. готовились особо старательно. Рапопорт лично наметил маршрут, организовал авральный ремонт цехов и территории. Этот опыт пригодился вскоре при посещении завода секретарём ЦК КПСС Устиновым Д.Ф. и дальнейших визитах высоких гостей.
«Владимирцы на ВДНХ
Активно участвуют в общественной жизни своего предприятия ветераны владимирского завода «Электроприбор». Они проводят значительную работу по воспитанию молодежи. Состоят членами различных культурно-бытовых комиссий. Их деятельность объединяет совет пенсионеров при завкоме профсоюза предприятия. Совет пенсионеров с помощью заводского комитета организует экскурсии, лекции, массовые выходы в музеи и театры. На днях такая очередная экскурсия состоялась в столицу. На этот раз побывали на ВДНХ» («Призыв», 17 июня 1970).
«СПАСИБО ЗАВОДСКИМ РАБОЧИМ! Давнее трудовое содружество связывает владимирских электроприборовцев с рабочими совхоза «Клементьево» Суздальского и совхоза «Борец» Собинского районов. Ежегодно в эти хозяйства для оказания помощи в проведении весенне-полевых, уборочных, а также строительно-монтажных работ приезжают шефы. В прошлом году, например, электроприборовцы в совхозе «Клементьево» досрочно построили и сдали в эксплуатацию телятник на двести мест, заасфальтировали зерноток площадью 1200 квадратных метров.
И ныне труженики «Электроприбора» наметили осуществить немало добрых дел на селе. Часть из них уже выполнена. В проведении весенних работ участвовали представители всех цехов предприятия. Ежедневно двадцать пять человек в среднем занимались разборкой, сортировкой, засыпкой, транспортировкой семенного зерна, картофеля. Организованностью, четкой постановкой дела особо отличалась группа рабочих, возглавляемая слесарем-инструментальщиком цеха № 30 Т.В. Некаевой.
Спорится дело и у строителей. Рабочие ремонтно-строительного цеха под руководством мастера В.И. Гербова сооружают зерносклад, строят баню в совхозе «Клементьево». В другом подшефном хозяйстве заканчивается строительство коровника на двести голов, механизированного зерноочистительного пункта, который вступит в строй действующих к началу уборки урожая.
— В настоящее время, — рассказывает секретарь парткома завода В.М. Пекарев, — вместе с тружениками села готовимся к покосу. А там и уборочная страда, как говорится, не за горами. Помочь рабочим совхозов вовремя и без потерь убрать урожай — одна из важнейших наших задач. Поэтому число людей, направляемых для выполнения уборочных работ в подшефных хозяйствах, возрастает до трехсот человек.
Год от года крепнут и расширяются культурные связи между тружениками города и села. Оформление фотовитрин, досок почета, стендов с показателями труда, выпуск «молний», выступления художественной самодеятельности, чтение лекций — все это является повседневной работой шефов.
Особой популярностью у рабочих совхозов пользуются лекции о международном положении, начальника отдела технического обучения В.Н. Суздальцева, а также беседы о гражданской обороне, начальника заводского штаба В.А. Бакуна. Всегда интересны концерты художественной самодеятельности, в которых участвует популярный в нашей области ансамбль электромузыкальных инструментов завода. Примечательно, что в прошлом году в честь пятидесятилетия со дня основания совхоза «Борец» владимирцы в числе других подарков подарили коллективу хозяйства пианино.
Традицией стало совместно отмечать в подшефных хозяйствах сельский праздник — День урожая. Он бывает ежегодно, обычно перед началом уборочных работ.
Много добрых дел на счету и у комсомольцев предприятия. В этом году они отправили учащимся школы совхоза «Клементьево», над которой шефствуют, пятьсот книг. Среди них более двадцати томов произведений В.И. Ленина. Учащиеся получили также от своих шефов десятки комплектов спортивной одежды, более семидесяти плакатов, пособий наглядной агитации. Недавно комсомолия завода провела субботник по сооружению совхозных школьных спортивных площадок и радиофикации школы.
Все это является большой практической помощью коллектива «Электроприбора» труженикам села и несомненно способствует повышению эффективности сельскохозяйственного производства. Вот что сказал нам по этому поводу секретарь партийной организации совхоза «Клементьево» А.А. Бычков:
— Помощь, которую оказывают нам рабочие завода «Электроприбор», поистине трудно измерить. Их активность видна во всех наших повседневных делах. Вот, скажем, сооружение того же телятника. Ведь его намечено было построить лишь в этом году. А он уже действует с прошлого, что позволило сохранить нам молодняк. Теперь мы имеем также благоустроенный зерноток, необходимый хозяйству, строим зерновой склад площадью шестьсот квадратных метров.
Хорошей оценки заслуживает вся та обширная по объему массово-политическая работа, которую ведут здесь шефы. Рабочие совхоза всегда с благодарностью отзываются о лекциях, концертах художественной самодеятельности владимирцев. Словом, спасибо шефам — рабочим завода!
С. МИРОНОВ» («Призыв», 20 июня 1970).
В апреле 1970 года заводчане вместе со всем народом отмечали столетие со дня рождения В.И. Ленина. Нужно ли рассказывать о том, что в честь этого события была проведена масса различных идеологических мероприятий, предъюбилейное соревнование, праздничные торжественные вечера, концерты и т.д. В преддверии праздника свыше 1100 человек были награждены юбилейной медалью “За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина”.
Пятилетку же завод заканчивал тяжело именно из-за трудностей с изделиями “Атлет” и “Альбатрос”. Если посмотреть на заводские приказы 1970 года, протоколы заседаний парткома, газету “Сигнал” видно, что более насущной задачи чем выпуск этих изделий у коллектива не было.
Летом 1971 года и.о. начальника КБ Беликов М.Н. поставил вопрос об освобождении от должности по состоянию здоровья. Кроме того, сложность задач, стоящих перед КБ и заводом по новой технике, требовала обновления руководства КБ. При обоюдном согласии партийных органов, Рапопорта Д.Б. и Чернышова И.Н. начальником КБ был назначен Потапов Б.В., заместителем главного инженера Рехтюк В.Ф., главным инженером КБ утвержден исполнявший обязанности Зозин Н.П.


Потапов Б.В.

Борис Васильевич Потапов родился во Владимире в 1925 году. После окончания Авиамеханического техникума в 1943 году работал в г. Раменское на авиационном заводе техником-технологом, затем вернулся во Владимир сначала в родной техникум, а затем в Машиностроительный и работал в учебно-производственных мастерских, в лабораториях, попутно обучаясь в Заочном машиностроительном институте, который закончил в 1953 году с отличием. Преподавал в техникуме, в институте, а в 1958 году переводится в ОКБ завода “Электроприбор” старшим инженером.
Преподавательская работа помогла Борису Васильевичу стать к этому времени одним из самых квалифицированных инженеров-механиков в городе и на заводе. Широко эрудированный, всегда подтянутый, аккуратный, исполнительный сам и требовательный к подчинённым, он завоевал авторитет в ОКБ и к тридцати годам совершил успешную карьеру. Сначала главный конструктор, затем и.о. зам. начальника ОКБ, а в декабре 1961 года - и.о. начальника ОКБ.
В те годы в радиотехнических изделиях, разрабатываемых ОКБ и производившихся заводом, было много механики. Это и антенно-мачтовые устройства, и контура с механической и электромеханической настройкой, и др. Квалифицированных радиоинженеров было на заводе немало, а инженеров-механиков такого уровня, как Потапов, мало. Поэтому к Борису Васильевичу многие радисты - разработчики обращались постоянно и он успешно решал возникавшие проблемы. После совместной поездки в командировку приглянулся он и Кобину И.И., ставшему тогда зам. начальника Управления в Совнархозе. В конце 1962 года, после возвращения Черемных Л.Ф. в кресло руководителя КБ, Потапов назначен начальником отдела №10, который вел разработку и конструкторское сопровождение радиостанций для ВВС, ВМФ и ГВФ, антеннофидерных устройств, антенных опор, механизмов и транспортных средств для АМУ. В 1966 году он возглавил ОКР и разработку рабочей документации на мобильную телескопическую мачту “Сосна” на автошасси ЗИЛ-131 с гидроцепным механизмом развертывания, защищенным авторским свидетельством на изобретение. Разработка эта получила высокую оценку, но производство “Сосны” было передано на Светловодский радиозавод.
Когда Борис Васильевич возглавил КБ, перед коллективом стояли очень большие задачи: совершенствование и разработка нового поколения станций аэродромной радиосвязи; конструкторское сопровождение и модернизация изделий, производимых для ГРАУ; претворение в жизнь решения об унификации тропосферных станций “Атлет” и “Альбатрос”, разработанных МНИРТИ; конструкторское сопровождение серийного производства, закрепленных за заводом по внутриминистерской кооперации, возбудителей и синтезаторов частоты. Необходимо было также выполнять решение местных партийных и советских органов об увеличении выпуска товаров народного потребления. Коллектив КБ, возглавляемый Потаповым Б.В., успешно справлялся все последующие годы с самыми сложными задачами.
Очень удачным кадровым решением было назначение заместителем главного инженера КБ Рехтюка В.Ф.


Рехтюк В.Ф.

Владислав Федорович олицетворял лучшую творческую часть технической интеллигенции “Электроприбора”. Родом из Краснодарского края, детство и школьные годы он провел в суровые и голодные военные и послевоенные годы в Сочи, затем окончил радиотехнический факультет Харьковского политехнического института по специальности радиотехника. Три года работал в Нижнем Тагиле на “Уралвагонзаводе” - крупнейшем предприятии оборонной промышленности, а в 1958 году поступил в ОКБ Владимирского завода “Электроприбор” инженером-лаборантом в лабораторию №1, руководил которой Чернышов И.Н. и проработал на заводе 43 года, из которых более 30 лет заместителем главного инженера КБ.
Деловые качества Рехтюка заметили сразу и в сентябре 1961 года в период, когда ротация кадров между КБ и производством была особенно активной, его направляют руководить цехом №16, выпускавшим изделия комплекса “Фаланга”. Назвать это просто школой нельзя. Было там что-то от бурсы с ежедневными “порками”, что-то от горьковских университетов с их руганью, скандалами, матерщиной начальства, что-то от горнила, в котором из малоопытного интеллигентного инженера выплавлялся будущий стойкий, крепкий руководитель, пользовавшийся безграничным доверием коллег, товарищей, и таким же уважением подчинённых.
Поработал он заместителем начальника цехов №6 и №14 в самый начальный период освоения на заводе тропосферной станции Р-408, начальником антенной лаборатории №10 КБ, по совместительству читал лекции и вел лабораторные и курсовые работы по курсу антенно - фидерных устройств во владимирском политехническом институте и в августе 1971 года оказался “человеком на своем месте”. Именно Рехтюку В.Ф. пришлось стать связующим звеном, а коллеги говорили - "буфером", между разработчиками разных научно-исследовательских институтов (МНИРТИ, МНИИРС и другими), управлениями Заказчиков, военными представительствами, КБ и заводом. За время работы в КБ он неоднократно был заместителем или главным конструктором НИОКР, а перед назначением заместителем главного инженера КБ ему поручили руководство работами по унификации тропосферных станций "Атлет" и "Альбатрос". Обширная и глубокая инженерная эрудиция позволяла ему на равных общаться с докторами и кандидатами наук, специалистами министерств и ведомств, генералами и офицерами эксплуатирующих учреждений. При решении острых проблем руководство частенько использовало его разум, знания и дипломатические способности. На авторитет играли и его внешние данные: зычный, яркий бас, высокий рост, спортивная фигура.
Они хорошо дополняли друг друга с Зозиным Н.П.. У того была инженерная интуиция, мужицкая смекалка и хватка, изобретательность, у Рехтюка - надежный багаж знаний, дипломатичность, мягкость и глубокий научный подход к проблемам. Зозин занимался собственными разработками КБ, Рехтюк сопровождением серийного производства, а, фактически, Зозин руководил всеми работами, курировавшимися представительством Заказчика №1321 (радиостанции для ВВС, ВМФ, ГВФ, станции РЭБ и многое другое) а Рехтюк - работами, курировавшимися представительством Заказчика №1957 (тропосферные станции для МО, КГБ и ПВО, синтезаторы частоты для станций спутниковой связи, возбудители для КВ радиостанций и др.).
При новых руководителях, при постоянном повышении квалификации работающих, с приходом большого количества молодых инженеров авторитет КБ неуклонно рос.

Совершенствование сборочного производства

Годы 9-й пятилетки были самыми успешными в производственной деятельности завода. Активное промышленное строительство и связанное с этим внедрение нового оборудования, передовой технологии создавали новые возможности для роста объемов производства и повышения производительности труда. Стала сказываться проводившаяся кадровая политика. Резко вырос образовательный уровень работающих. Только за предыдущую пятилетку без отрыва от производства закончили ВУЗы 268 человек, техникумы 430 человек, ШРМ - 434 человека. На 1 сентября 1971 года училось в институтах, техникумах и вечерних школах более 900 человек. Заслуга Зайцева Ю.И., начальника отдела кадров Шамцовой А.Ф., начальника ОТО Суздальцева В.Н. и их сотрудников неоспорима. Активизировалась конкретная работа партийной, профсоюзной и комсомольской организаций. Стабилизировалось руководящее звено завода. Все это дало свои плоды.
План 1971 года завод выполнил по всем технико-экономическим показателям и по всей номенклатуре. Наконец-то начал стабильно выпускать изделия Р-410 (бывшие “Атлеты” и “Альбатросы”) цех №14.


Лев Александрович Давыдов

В феврале 1971 года после кратковременного пребывания во главе цеха Звонарёва М.И., перешедшего на партийную работу, начальником цеха был назначен Лев Александрович Давыдов, бывший зам. главного технолога, а до этого начальник конструкторского сектора КБ. Горьковчанин по рождению, он детство и юность провел во Владимирской области, окончил десятилетку в поселке Оргтруд, энергомеханический техникум во Владимире и с 1959 года стал электроприборовцем. Его уважали за доброту, бесхитростность, честность. В молодости увлекался радиолюбительством, закончил вечерний институт, обогатился опытом конструктора и технолога и стал к началу 70-х годов одним из самых квалифицированных и перспективных специалистов завода. Его ответственность и трудолюбие особенно помогли в должности начальника цеха.
Когда сейчас спрашиваешь у ветеранов цеха №14, кого из начальников они вспоминают особенно по-доброму, ответов как правило два - Чернов В.И. и Давыдов Л.А. Конечно, было в его службе на этом посту всё: и выговоры, и замечания, и критика с высоких трибун, и крепкие слова Рапопорта. И всё же, когда в 1973 году встал вопрос о замене Ушакова С.А. на посту зам. директора завода по производству, решение в пользу Давыдова Л.А. было однозначным, и он оправдал оказанное ему доверие.


Яков Витальевич Годзевич

В те годы цех №14 стал самым крупным цехом по численности и настоящей кузницей руководящих кадров. В цехе была очень сильная технологическая служба, которую возглавлял с момента создания цеха один из сильнейших технологов завода по радиосборке Яков Витальевич Годзевич.
Выбранный Тюковым П.П. в 1953 году на распределении выпуска Киевского электромеханического техникума юный техник-технолог сборочного производства прибыл на филиал “Автоприбора” с огромным желанием применить на практике полученные знания и оправдать доверие такого представительного и опытного руководителя. Начинал он в сборочном цехе с такими наставниками, как Никитин Н.М., Тихановский В.А., Митин Р.В., а после армейской службы пришёл в техбюро цеха №7 к Чернову В.И.
В 1962 году его направили в ОГТ в группу технологов, которая под руководством Смирнова А.Н. начала готовить производство тропосферной станции Р-408. Как только был образован цех №14 Чернов В.И. пригласил Якова Витальевича возглавить техбюро и почти четверть века Годзевич трудился на этом посту. Были в других цехах начальники техбюро и пограмотней, и образованней, но Яков Витальевич, по общему мнению, был специалистом - технологом самого высокого уровня, потому что обладал постоянной жаждой нового, следил за журналами, технической литературой, ездил на передовые предприятия, изучал их опыт и настойчиво внедрял в цехе всё лучшее, продумывал до конца и не допускал, чтоб ему в угоду моде или по требованию партийных “новаторов” навязали какую-нибудь глупость. А такое бывало в старые времена.
Годзевич не стеснялся спорить с начальством и, если был убеждён в правоте, был неодолим. Сложность работы в цехе №14 была и в том, что цех разрастался постепенно, по мере освобождения другими подразделениями занятых площадей. И приходилось технологам цеха делать временные планировки, через полгода новые, еще через год - еще более новые. И все передвижки делались без ущерба для производства. Был он, правда, педантичен до мелочности, но думал при этом только об интересах дела.
В технологической службе цеха под началом Годзевича работали опытные, грамотные специалисты Суромкина А.С., Смольянова С.А., Бурова Л.Л., Барскова А.Г., Сосипатров Г.Н. и другие. В описываемый период главной задачей, и самой сложной, была конвейеризация производства. Эту работу в цехе готовила и с трудом пробивала и, наконец, успешно справилась старший инженер-технолог Римма Евгеньевна Василевская. С момента создания цеха через её рабочий стол и руки прошли все чертежи и технические условия изделий тропосферной связи. Изучила она их досконально и знала все технологические сложности их производства. Годзевич, сам не очень веривший в возможность конвейерного производства при малой серийности, во всем положился на ее дотошность и поначалу не вникал и не помогал Василевской. Ей пришлось самой освоить опыт других заводов, составить операционные карты, рассчитать время, уточнить нормы. Помогали ей в этом мастера, особенно Афанасьева Н.И., лучшие монтажницы и сборщики. Начальник бюро ОГТ Васильев Г.И. помог оформить стандарт-планы. Но основную работу она выполнила сама, ежедневно допоздна задерживаясь в цехе.
Уже в конце после воспитательной беседы Давыдова подключился и Годзевич. Дело пошло споро и в 1972 году молодые, недавно пришедшие на завод монтажницы сели за рабочие места первого конвейера и начали выпускать блоки и узлы изделия Р-410. Василевской и в дальнейшем приходилось решать сложные технологические задачи, в том числе и компьютеризацию технологии сборки, но это уже, при пришедшем на смену Годзевичу, Зайцеве М.К. Советами Риммы Евгеньевны неоднократно пользовались и будущие руководители завода Киселев Н И., Русаковский А.М., Гончаров В.В., Бирюков С.Е. А она была очень скромной, много лет в цехе никто не знал, что с ними рядом - племянница нашего великого маршала Александра Михайловича Василевского.
Сильным был в цехе и состав мастеров. Долгие годы проработали на своих участках мастера и старшие мастера Алексеев Борис Иванович, Горелова Валентина Николаевна, Писарчук Елена Васильевна, Саутина Валентина Андреевна. Все они люди разные, но объединяла их преданность делу и цеху, исключительная добросовестность и общественная активность. Эту активность прививали им многолетний (четверть века!) секретарь парторганизации Курбатова Евдокия Семёновна и бывшая несколько лет председателем профсоюзного комитета цеха Дина Александровна Смирнова. Менялись в цехе начальники, их заместители, а Евдокия Семеновна и Дина Александровна оставались на своих местах, выступая гарантами сохранения лучших трудовых традиций и морального климата, которым славился цех №14. Смирнова Д.А. в 1977 году стала лауреатом Государственной премии, но не за профсоюзную работу, а за свой личный рабочий вклад в освоение изделий Р-410.
Были в цехе и другие отличные работники и работницы. Галина Васильевна Нестерова начинала трудовую деятельность зуборезчицей, затем сверловщицей в механических цехах. Одной из первых на заводе она освоила профессию монтажницы радиоаппаратуры, вскоре стала бригадиром и наставником. Многие работницы цеха прошли её школу.


Писарчук Елена Васильевна

Представительница славной электроприборовской династии, дочь ветерана Василия Георгиевича Толчина Елена пришла на завод после окончания школы. Поработала лаборанткой в котельной, потом в химлаборатории завода под началом Солонец Н.Ф. Вышла замуж, стала носить фамилию Писарчук, закончила в 1962 году вечерний Машиностроительный институт по специальности инженер-механик и с 1962 года работала в ОГТ технологом в группе Смирнова А.Н., готовившей производство тропосферных станций. В начале 70-х годов, когда в цехе №14 внедрялся первый конвейер, зам. начальника цеха Петров Г.В. уговорил Лену перейти в цех мастером, и она вместе с Риммой Василевской занялась запуском конвейера. В подчинении у нее было 50 человек, все молодые, сначала практикантки, а потом выпускницы ГПТУ-27, девчушки, с которыми она и сама училась и наставляла их уму-разуму.
Пять лет Елена Васильевна работала мастером на конвейере, а потом начальство, увидев её организаторские способности, стало поручать ей новые технологии и новые изделия. Сначала она запускала пайку волной припоя, потом сборку и регулировку стоек новых изделий “Багет” и “Бриг”. Но это уже позже, а в 70- е годы она быстро стала лучшим мастером цеха №14, носила “красную косынку”, как победитель соревнования, получила звание “Заслуженный ветеран завода”. С благодарностью вспоминает Писарчук Е.В. много помогавшего ей слесаря ШИХ Манова С.В. и зам. начальника цеха Гончарова В.В., с которым вместе осваивали все новые изделия.
В цехе №14 в те годы работало около 600 рабочих. Конечно, основная масса из них были людьми достойными, но даже перечисление всех заслуженных монтажниц, сборщиков, регулировщиков, вспомогательных рабочих заняло бы много страниц, но некоторых нельзя не назвать и в первую очередь бригадиров. Среди сборщиков особым уважением пользовался Виктор Сергеевич Кашицын, много лет избиравшийся депутатом Горсовета. Анатолий Иванович Кононов, перешедший из цеха №2, очень много внимания уделял воспитанию молодежи. Их бригады всегда трудились, не считаясь со временем. Как вспоминает Гончаров В.В. этих двоих не надо было уговаривать, упрашивать, сулить что-то. Нужно было только спокойно сказать: “Мужики, надо!”. Отличными были и бригады Горшкова В.Н., Колчанова А.И., Мешкова С.Е., Коровкиной Р.Н., Васильева Р.Д. Самую тонкую работу по сборке блоков с точной механикой доверяли бригаде Комарова Ивана Спиридоновича.
В цехе было много классных регулировщиков: Фролов В.Л., Титов В.П. и другие. Уже в конце 60-х годов очень важную роль играла лаборатория цеха, где были собраны лучшие специалисты - инженеры и техники по регулировке изделий. Вначале руководил лабораторией Симагин Валентин Михайлович, выпускник Рязанского радиотехнического института, знавший свое дело и способный на неординарные решения. Прекрасными аналитиками были Герштейн Б.А. и Далакишвили В.Н., сменивший Симагина. Долго и добросовестно работали в лаборатории Тряскин Ю.И. и Жуколин В. Особо стоит сказать о Леониде Исааковиче Мене, личности в цехе №14 почти легендарной.


Леонид Исаакович Мень

В 1960 году окончил Лёня местечковую десятилетку в родной Черниговской области, попытался поступить в Киеве в институт, но по конкурсу не прошёл и поехал к родственникам Шнейдманам во Владимир. Дядя, Савелий Львович, работавший на “Электроприборе”, привёл его в цех №21 и пристроил учеником слесаря механо-сборочных работ. Через полгода - слесарь, параллельно студент вечернего филиала Московского машиностроительного института. В 1962 году заводской комсомол направил Меня на комсомольские стройки. Два года строил он жилые дома по улице Мира, рядом с заводом, а в 1964 году при образовании цеха №14 взяли его регулировщиком радиоаппаратуры.
В 1966 году по окончании института перевели Леню в техбюро к Годзевичу инженером по регулировке. Главным своим наставником он считает слесаря ШИХа Манова Сергея Васильевича. Тот не только учил Меня своими руками делать стенды, грамотно слесарничать, но и наставлял его по жизни уму-разуму. Мудрый был, битый-перебитый, жизнью наученный - Манов. Он и в партию Меня сагитировал и рекомендацию дал.
В 1969 году Меня вместе с другими инженерами перевели во вновь созданную лабораторию. К этому времени Леонид Исаакович стал одним из лучших специалистов по тропосферным радиостанциям. Он многому научился у товарищей, у специалистов КБ Ефимова В.Ф., Попкова В.А., Железнова В.В., Френкеля С.Л. До многого доходил сам, благодаря вдумчивости и упорству. Уже тогда он заимел в цехе славу “трудоголика”, допоздна засиживаясь за изделиями в цехе. Не стеснялся обращаться к руководству завода и до сих пор благодарен за взаимопонимание Рехтюку В.Ф. и особенно Богданову Е.В., которые никогда не оставляли без решения поставленные им вопросы. Ладил он и с заказчиками, они его уважали за добросовестность и честность.
Когда в цехе появилась новая продукция, “Гвоздика” и “Залом”, осваивать их регулировку поручили Меню Л И. и Молотникову Е.Л. и они успешно справились с этим. Позднее, в тяжелые времена для завода, в 90-е годы, Леонид Исаакович занял очень активную позицию в борьбе за сохранение завода, проявляя принципиальность и мужество. Сегодня Леонид Исаакович Мень, старейший работник цеха №14, продолжает осваивать новую продукцию завода, воспитывает молодое поколение в цехе в тех добрых традициях, которые создавал вместе со своими товарищами сорок с лишним лет.
Конечно, в освоении и начавшемся стабильном выпуске станций Р-410 участвовал не только цех №14. Большой объём работ выпал на долю цеха №13 да и все другие механические и заготовительные цеха были загружены, как говорится, “под завязку”. Важную роль играли служба технического контроля и военное представительство №1957.
Главный контролер Коньков Н.М. возглавил в 1971 году внедрение системы бездефектного труда (СБТ), пришедшей на смену внедрённой еще в 1964 году системе бездефектного изготовления продукции и сдачи её с 1 -го предъявления (БИП). Было разработано Положение о СБТ на предприятии, содержащее структуру организации СБТ, коэффициенты качества труда руководителей и коллективов, показатели качества работ по СБТ, необходимую наглядную агитацию и т.д. Система предусматривала регулярное проведение “Дней качества” на заводе и в цехах, инспекционный контроль в цехах и резко подняла роль показателей качества при подведении итогов соревнования. Внедрение СБТ позволило сдавать с первого предъявления 98% продукции и снизить потери от брака до 0,11 % от валового выпуска.
Представительство заказчика №1957 возглавлял в те годы полковник Зюбанов Михаил Яковлевич, грамотный военный инженер, спокойный, уравновешенный, всегда находивший с руководством завода и КБ взаимоприемлемые решения возникавших вопросов не в ущерб качеству. Сменивший его полковник Быканов Анатолий Алексеевич, также очень сильный радиоинженер был более принципиален и требователен, но страдал формализмом, мелочностью и из-за этого частенько создавалась напряжённость в отношениях заказчика с администрацией завода. Коллектив военного представительства в те годы разросся до размеров крупного отдела и трудились там очень грамотные и серьёзные специалисты.
Офицеры Косой П.М., возглавивший представительство после Быканова, Ермолов И.Г., Мухоморов В.И., Афонин А.П., Черногоров Э.В., Чуванов В.В., служащие Рыжов В.А., Багай О.А., Анищенко И.И., Кузин С.Н. и другие внесли свою лепту в совершенствование изделий Р-410 и с полным правом могут гордиться Государственной премией за радиостанцию Р-410, полученной заводчанами в 1977 году.

В течение двух лет в цехе №14 постоянно находились представители разработчика, МНИРТИ, во главе с Главным конструктором Куланиным В.С. По инициативе Давыдова Л.А. была внедрена система взаимной ответственности, были заведены “журналы вопросов и ответов”. Работники завода и сопровождавшие производство конструктора КБ записывали в журнал возникавшие при изготовлении, регулировке, прогоне и испытаниях проблемы, а представители МНИРТИ под контролем заказчиков расписывались при постановке вопроса и его разрешении. Это дисциплинировало всех.
Летом 1971 года завод посетил секретарь ЦК КПСС Дмитрий Федорович Устинов в сопровождении некоторых министров и областного партийного руководства. Высокие гости прошли по цехам №№ 30, 2, 14, ЛКИ, поговорили с ними, с заводскими специалистами, на коротком совещании в кабинете директора были даны необходимые указания. Во многом благодаря этому визиту резко ускорились строительные работы на корпусе №12.
В целях своевременного ввода корпуса в эксплуатацию при ОГТ была организована группа технологов под руководством Мозгалова Р.К., которая должна была разработать и утвердить технические задания с учётом размещения в корпусе №12 цеха по изготовлению изделия 940, цеха моточных изделий (цеха №10), цеха печатных плат и микросхем частного применения. Работавшие в этой группе Рунов Г.А., Сосков В А., Иванова Т А., Ечина Ю.А., Шмонина В.С. и другие самоотверженно трудились над выполнением поставленных задач, неоднократно выезжали в Харьковский проектный институт. Это позволило в дальнейшем заводским службам оперативно, в оптимальные сроки справиться с пуском корпуса в эксплуатацию.
В середине 1971 года руководством завода были приняты меры по выполнению постановления местных партийных и советских органов об увеличении выпуска товаров народного потребления. В КБ было создано конструкторско-технологическое бюро по ТНП в составе пяти человек. Начальником бюро был назначен Владимир Константинович Слугин. Через короткое время бюро по товарам народного потребления было создано в ПДО завода, возглавил его опытный производственник Кузьмин Юрий Арефьевич.
Работа предстояла непростая. Завод был перегружен, с трудом справлялся с изделиями нархозплана. Все механические цехи не успевали выполнять обязательную номенклатуру деталей. Сама система не способствовала инициативе снизу. Руководители среднего звена любыми способами отталкивали новую нагрузку. Руководство министерства тоже не поддерживало эту политику, справедливо полагая, что заводы министерства делают много телевизоров, приемников, магнитофонов, а “Электроприбор” предназначен только для производства спецпродукции. Но местная власть была упорна и требовала довести объемы выпуска ТНП до 5% товарной продукции завода.


Слугин В.К.

Слугин В.К., работавший в КБ с 1959 года, спортсмен и участник ЭВИА-67, обладал художественным вкусом, творческими способностями и интересом к новинкам в товарах народного потребления, с увлечением и энергией взялся за работу. Был он к тому же рыболов-любитель, а вскоре стал и автолюбителем, поэтому первыми заводскими ТНП были рыбацкий ящик, коптильня, складные санки, инструментальный ящик, ящик для овощей, а также такие “мелочи”, как бигуди, вилка, пробкооткрыватель, заколки для волос. Затем появились табуреты, лодочные сигнальные огни и т.д.

Через несколько лет завод вышел на рынок с более весомой и профильной продукцией. Зарядное устройство для аккумуляторов, выжигания, цветомузыкальная приставка, кухонная и дачная мебель, трёхпрограммные приемники “Прибой” и “Невотон” - далеко не полный перечень ТНП, выпускавшихся заводом в 70-80 годы. Но в 80-е года ТНП занимался уже конструкторско-технологический отдел №45 во главе с Петровым В.А., куда были переведены и работники КБ. Но всегда, особенно в первые годы, самым трудным было согласование выпуска ТНП с различными бюрократическими организациями в Москве и других городах, где нужно было получить от 10 до 15 согласований. Учесть нужно и нахальное московское мздоимство.
Трудная, но уверенная работа позволила коллективу завода с честью встретить наступающий год - год 50-летия СССР (1972 год).

Продолжение » » » Завод «Электроприбор» в 1972 году

Категория: Промышленность | Добавил: Николай (08.02.2022)
Просмотров: 485 | Теги: Промышленность, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru