Лествичная молитва старца Захарии
Ученики Захарии создали целую школу богородичной молитвы. Православная лествица предполагает пятнадцать евангельских богомысленных палат, вхождение в каждую из которых сопровождается чтением десятка (декады) богородичных молитв. Одним из величайших творцов лествицы был ссыльный архиепископ Серафим Звездинский, о котором и старец Захария отзывался: “Этот архиерей святой, не в пример другим”. Черпая из неизвестных нам источников, он составил правило, ревностно исполнявшееся им ежедневно. Богородичная молитва охватывала весь мир, всех грешников, всю жизнь Владычицы Небесной и дорогого Господа.
Первый десяток — Рождество Пренепорочной (Непорочное зачатие Богородицы). Старцы учат молиться о матерях, детях, отцах, о святых семьях. Сейчас — об абортированных, о новой жизни без греха, о покрове Пречистой Девы, Новой Евы, о Ее победе над мирскою похотью, блудницей вавилонской и тем, что есть наследие ветхой Евы и греха.
Второй десяток — Введение Пресвятой Богородицы во храм. Молитва об истинном, едином и всечеловеческом храме Христовом, о вселенской церкви: святой, единой, соборной, нерушимой, вечной, непятнаемой. Таинственно — о вхождении вратами любви, жизнь во Святое Святых, где уже не образ, а Сам Господь, и молитва — при отворенных царственных вратах.
Третий десяток — Благовещение Пресвятой Богородицы. В годы красного террора наши старцы усердно молились к великой нашей Матери-Утешительнице страждущих сирот об утолении скорбей и утешении скорбящих. И Богоматерь кротко отвечала им: “Да будет так”, — и покрывала своих чад.
Четвертый десяток — Посещение Елизаветы. Узы, связывающие молитвенников этого прошения, дивны. Пресвятая Дева посещает каждого из тех, о ком мы просим. Соединяет разлученных, открывает образ тех, кто находится вдали от нас, распечатывает ларцы тайн, указует путь... Как Мать, посещает каждого из нас в необходимый час, и душа, молитвенно восхищенная, восклицает вместе с праведной Елизаветой: “Кто я, чтобы Матерь Господа моего пришла ко мне?” Но Царица удостаивает каждого из молитвенников четвертого десятка (о посещении Елизаветы) этой дивной чести: придти к нам и служить до часа, пока в нас не взыграет младенец и не родимся свыше, и не исполнимся Святого Духа, как Елизавета, и не услышим премирное, торжественное: “Магнификат! Величит душа моя Господа”, — величественный гимн Пренепорочной.
Пятый десяток —Рождество Спасителя. Царство Божие сошло на землю, и началась новая жизнь без греха... Отцы молились о возрождении душ грешников, о покаянии всех заблудших сынов, ведущих распутный и несчастный образ жизни. Богомладенец Иисус приходил к ним на руках Пречистой, и Царица разрешала им, подобно волхвам и иерусалимским пастухам, взглянуть в глаза новорожденному Младенцу, отчего сердце подвижника исполнялось пренебесной радостью и очищалось от греха.
Шестой десяток — Принесение Господа во храм. Пророческая молитва Симеона Богоприимца о страдании Пречистой Левы: “Оружие пройдет Тебе душу”. На этой декаде старцы возносили молитвы о том, чтобы Божия Матерь сподобила при последнем воздыхании причаститься Святых Тайн, встретила души в час тихой их кончины и провела безболезненно через мытарства, удостоила места в светлых обителях. Душа вводится в храм Господа живого и учится жить по Божиему устроению. На мистических высотах этой таинственной декады она таинственно лицезрит Христа и умирает от любви к Нему с умиленными слезами на очах...
Седьмой десяток — отцы вспоминали бегство Богородицы в Египет. Много, видно, скорбей полагалось праведным православным, если вторая стрела, пронзающая сердце Пречистой Левы после принесения во храм, пронзает и сердце детей Царицы Небесной... Но какой молитвенный Ее покров! И как тогда Богомладенца, Она держит у Своего сердца каждого из нас, нежная и бережная Мать, и ничто не страшно. А рядом — святой Иосиф... И жизнь в церкви, как в святом семействе — уже не старый монастырь, где игумен едва ли тянет на отца, а игуменья на мать, но православие как бегство от мира со святым семейством, где отец — Иосиф, а мать — Владычица Небесная, Церковь олицетворенная, истинная Мать наша вовеки.
О чем молились старцы на седьмой декаде? Об избавлении от непосильных искушений и напастей. Об укреплении в скорбях. О том, чтобы Царица не покидала их в час бегства, спасающихся от Ирода.
Восьмой десяток — Обретение Господа во храме. Как чутко православное сердце переживает одну за другой стрелы, вонзающиеся в сердце Пречистой! Отрок-Спаситель исчез, и опять стрела пронзила Пресвятую Леву, и скорбь Ее перелается Ее детям.... Впрочем, с ней и радость несказанная — обрести Господа во храме вместе с Пресвятою Девой, слушать Его голос вместе с Пренепорочной. Тридневно искать, ждать, потерять последнюю надежду и внезапно, по наитию свыше войти во храм (хотя б и на Соловки) и слушать Его речь...
Отцы наши на восьмой декаде просили непрестанной Иисусовой молитвы. Чтобы войти в храм славы Иисуса, необходимо облако отеческой молитвы.
Девятый десяток — брак в Кане Галилейской. Эта декада — особо для сирот и странников, для православных “веденцев” (водимых свыше) с котомкой за плечами. “Вина нет у них”, — благодати просим и пребываем в радостном блаженстве Брачной Вечери — пиршество! Царица впервые предстательствует в Евангелии Господу: “Кончились у них силы, иссякла благодать — претвори воду в вино”. Так и прежняя жизнь, бывшая пустой водою, становится сладчайшим вином Его божественной любви... Старцы захлебывались от благодати при чтении Каны Галилейской, переходящей в блаженную и вечную.
Десятый десяток — Пресвятая Дева у Креста. Православная лествица от католического розария отличается особой ревностью к Пречистой: все пятнадцать таинств относятся к Ней. В скорбных тайнах розария Богородица как бы в тени. Она созерцает поодаль Господа, прибегая к Нему, но не является прямой участницей гефсиманского борения, бичевания и увенчания Его терновым венцом. Православие “богородичней” и без того несказанно богородичного католицизма. Так и Распятие в лествичной молитве отличается от Распятия в розарии тем, что вспоминается стояние Пречистой у Креста. Какая скорбь!.. Стрела пронзает Ее сердце... — и Богоматерь передает нам, что Она, сочетанная со Господом, переживала у Креста.
О чем молились гонимые наши отцы при таинстве Распятия? О подкреплении душевных сил, о победе над духом уныния, считавшимся большим грехом в старческом богомыслии, о радости в скорбях и о том терпении боли, которое подает единственно Распятый, — чтобы чем сильнее бьют, тем больше радости; чтобы встретить врага со светлой улыбкой на лице.
Одиннадцатый десяток (окно в небо, горняя палата, замок, царство...) — Воскресение Спасителя. Славные таинства православной лествицы буквально совпадают с католической, что указывает на единый источник: сама Царица сообщает правило (с небольшими отличиями) католикам и православным. И наши церковные различия должны быть столь же несущественны, как разница между лествицей и розарием... И благоуханный запах тот же... Различие — как между двумя сортами роз. Дойдя до замка Воскресения Господня, отцы наши глубоко воздыхали, веря в грядущее Царствие, в торжество Христа и Его церкви по всему миру.
Двенадцатый десяток — Вознесение Господне. Каждое из молитвенных окон лествицы подает особую благодать: при Гефсиманском борении — благодать соискупительной молитвы; при Распятии — благодать сокрестотерпца, особая сила при несении креста; при Воскресении — благодать женомироносичная: вместе с женами-мироносицами присутствуем при воскресении Спасителя; при Вознесении — благодать таинника и созерцателя — вместе с Пречистой присутствуем на Элеонской горе и просим Царицу вознести душу в горний мир, прочь от суетных забот. И как дерзновенно, по-орлиному воспаряли наши отцы, гонимые и заточенные в сибирских узах! На какие неслыханные высоты Царствия Своего возносил их Сын Божий Духом Своим Святым!
Тринадцатый десяток — Сошествие духа Святого. Отцы молились: “Сердце чистое созижди во мне, Боже, и дух правый обнови в моей утробе. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня”. Этой тайною молитвой пятидесятого псалма, творимою священниками в евхаристическом каноне литургии Иоанна Златоуста, лествичные посвященные (творцы богородичного правила) сподобляются евхаристической благодати: облако Святого Духа сходит и обнимает светом Царствия. Достигается особая высота молитвы, и опьяняющая благодать, как при сошествии Святого Духа на апостолов, разливается в сердце горячим вином.
Четырнадцатый десяток — Успение Пречистой Девы. Старцы просили о тихой безмятежной кончине, об упокоении от мирских скорбей, страстей, забот. Пресвятая Мать принимала их на Свои пречистые рученьки, как Господа, снятого с Креста... И отеческие зэковские кельи облагоухались ароматом роз, обоняемым апостолами, окружившими одр успения Божией Матери, одр успения Царицы... Каким дивным и величественным покоем веет от него! Какая (вторая после Воскресения Господа) победа над смертью! Указаны вторые царские врата. Смысл перехода в вечность — впасть в отчие объятия, войти дверями Брачного Чертога. Смерть не страшна, если жизнь посвящена Спасителю, полна малых соискупительных скорбей. Там, в вечности, христиан ожидает ни с чем не сравнимая радость и блаженство, о коем душа не смеет даже и подозревать, но только смутно мечтает. Сколько утешений обретали при чтении успенской декады наши отцы и матери — те, чья совесть осталась незапятнанной и чья жизнь была принесена в жертву Агнцу, берущему на Себя наши грехи, и Его великой Соработнице распятия.
Старцы наши благословляли с особым рвением творить эту молитву перед ночным сном, как бы полагая душу в лоно нашей Небесной Матери, после чего в ночной
тиши их лики оставались молитвенными, хранимые ангелами и упокоенные от дневных трудов.
Пятнадцатая декада — Торжество святого православия: увенчание Царицы. Великий, торжественный хорал! Кто посмеет приблизиться к евангельскому замку — и учить о триумфе антихриста, о поражении церкви? Царица по всему лицу земли обещает, несмотря на бедствия и дьявольские козни, усиливающиеся в последние времена, величайшее Свое торжество, какого не было от сотворения мира и от создания Христовой церкви на земле.
Молитва наших отцов и матерей на пятнадцатой декаде была скорбной: “Не остави, Царица, верных Твоих, сущих от земли, удали их от всякого зла и покрой честным Своим омофором”.
Молитвенный свиток
По свидетельству верных учеников отца Захарии, владыка Серафим Звездинский молился к Богородице собственными живыми молитвами, которых никому не открывал. А вот молитвенный свиток дивной красоты, преподнесенный одной из православных монахинь, посвященной богородичного правила:
После 1-ой декады — молитва:
О, Пресвятая Владычица Богородица, спаси и сохрани рабов Божиих... (список ближних), умножь их веру, покаяние, любовь в сердцах, а усопших со святыми упокой в вечной Твоей славе.
После 2-ой декады:
О, Пресвятая Владычица Богородица, спаси, сохрани и присоедини к святой Твоей единой Церкви заблудших рабов Божиих... (имена).
После 3-ей декады:
О, Пресвятая Владычица Богородица, утоли наши печали и скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим... (имена).
После 4-ой декады:
О, Пресвятая Владычица Богородица, сочетай сердца в разлуке находящихся рабов Твоих...
После 5-ой декады:
О, Пресвятая Дева Мария, даруй мне во Христе крестившемуся (крестившейся), во Христа облечься.
После 6-ой декады:
О, Пресвятая Владычица, сподоби перед переходом в вечность причаститься Святых Тайн Христовых и Сама проведи душу через мытарства.
После 7-ой декады: О, Пресвятая Владычица, не остави меня в час искушения, избави от всяких напастей и сочетай с верными Твоими на небесах и на земле.
После 8-ой декады: О, Пресвятая Владычица Богородица, даруй нам непрестанную молитву и материнский Твой покров.
После 9-ой декады: О, Пресвятая Владычица Богородица, помоги нам в благопопечительных делах наших, избави от нужд и печали и устрой ко славе мир.
После 10-ой декады: О, Пресвятая Владычица Богородица, подай нам радость во скорбях и победу в брани.
После 11-ой декады: О, Пресвятая Владычица, подай живую веру, избави от суетных помышлений и устреми сердце к Царствию Христа.
После 12-ой декады:
О, Пресвятая Владычица, вознеси душу мою в горний мир, приготовь к подвигу во имя Матери любви.
После 13-ой декады: О, Пресвятая Владычица Богородица, сохрани рабов Твоих... (список), умножь их веру и покаяние, а усопших упокой в вечной Твоей славе.
После 14-ой декады: О, Пресвятая Владычица Богородица, даруй безмятежную кончину.
После 15-ой декады: О, Пресвятая Владычица Богородица, сохрани от всякого зла и покрой честным Твоим омофором.
Богородичное старческое учение о лествичной молитве — не просто плод откровения свыше или ответ неба на аскетическую практику и удаленность от порядка мира. Оно — соборный труд всех наших отцов, и капля крови каждого запечатлелась в этом молитвенном правиле. Потому, когда творим “Богородицу” в молитвенной лествице, каждый черпает из нетленной сокровищницы и каждому открывается то, что Господь хочет ему открыть — кто-то из старцев Царствия споспешествует на молитве. Молитва эта соединяет нас с кем должно: со святыми на небесах, со страждущими и сиротами на земле, с безымянными, нуждающимися и больными, с теми, кто уже не может без молитвы, без помощи, кто отчаянно одинок и брошен миром. Соединяет и с теми ближними, с кем разлучены временно, кого не можем утешить в беседе, с кем не можем вместе молиться. Лествица творит чудеса, соборует нас в единой церкви, приводит в горницу Пятидесятническую, где свыше сходит благодать Святого Духа, опьяняя апостольской любовью и открывая благовестив Евангелия Царствия...
Молитвы Пресвятой Богородице
Что такое Молитва?
Календарь православных праздников и дней памяти
Copyright © 2018 Любовь безусловная
|