Главная
Регистрация
Вход
Вторник
13.11.2018
07:44
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 536

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [970]
Суздаль [314]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [312]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [71]
Гусь [101]
Вязники [183]
Камешково [53]
Ковров [278]
Гороховец [76]
Александров [158]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [84]
Религия [2]
Иваново [34]
Селиваново [13]
Гаврилов Пасад [7]
Меленки [28]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [53]
Учебные заведения [20]
Владимирская губерния [21]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [72]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Селиваново

Село Тучково Селивановского района

Село Тучково

Тучково — село в Селивановском районе Владимирской области России, входит в состав Волосатовского сельского поселения.
Село расположено на берегу реки Колпь (бассейн Оки) в 15 км. на юг от центра поселения посёлка Новый Быт и в 8 км. на запад от райцентра рабочего посёлка Красная Горбатка. «Село Тучково на р. Колпи находится в 57 верстах от уездного города (Судогодский уезд) и в 90 в. от губернского».
В конце XIX — начале XX века село являлось центром Тучковской волости Судогодского уезда.
«Тучковское Волостное Правление (почт. адр. ст. Селиваново). Волостной старшина – кр. Николай Васильевич Староверов. Писарь – Николай Павлович Виноградов.
Волостной Суд. Председатель – кр. Николай Иванович Абинкин. Судьи: (не избраны)» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
Об офенях и промыслах крестьян Тучковской волости Судогодского уезда Владимирской губернии.
В 1864 г. построена мельница дворянина Григория Никитича Пагурского, при с. Тучкове. 3 водяных почвенных колеса. 3 рабочих. Мельница дворянина Григория Никитича Пагурского, при с. Тучкове. 3 водяных почвенных колеса. 1 рабочий.
В 1878 г. построена мельница купчихи Агафии Васильевны Барсковой, при с. Тучкове. 3 водяных почвенных колеса. 1 рабочий.
В 1879 г. построена мельница потом. почетн. гражданина Петра Гавриловича Федоровского, при с. Тучкове. 2 водяных почвенных колеса. 1 рабочий.
В 1879 г. открыта шлифовальня хрустальной посуды Судогодского купца Петра Гавриловича Федоровского, при с. Тучкове. В 1890 г. было рабочих: 32 мужчины, 19 малолетних. 2 водяных почвенных колеса.

С 1929 года и вплоть до 2005 года село входило в состав Копнинского сельсовета Селивановского района.
Численность населения: в 1859 г. – 379 чел., в 1905 г. – 323 чел., в 1926 г. – 317 чел., в 2010 г. – 9 чел.

Празднование годовщины открытия двух-классного министерского Училища в селе Тучкове

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 4-й. 15-го февраля 1883 года)
Днем открытия Тучковского двухклассного Училища было - 1-е сентября 1879 года, но, с разрешения Дирекции, празднование этого дня, перенесено, для большого торжества, на 18-е ноября, как — день ангела строителя Училища, ковровского купца Платона Герасимовича Герасимова.
Платон Герасимов уроженец Тучковский, из крестьян, испытавший тяжелую бедность и остававшийся долгое время в неизвестности, теперь стал известен многим не только как человек капитальный, но и — по своей доброте и полезной деятельности. Особенно он сделал много добра и продолжает делать для прихожан села Тучкова. Недавно им устроен в оном селе каменный пятиглавый трехпредельный храм, главный престол которого, в холодной церкви, освящен был Преосвященнейшим Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским 1-го сентября 1881-го года. Он же на свои средства устроил в Тучкове двухклассное Училище и при нем особое здание для мастерской, снабдив оную, в достаточном количестве, принадлежностями. Благодаря его заботам о Тучковских крестьянах, можно надеяться, что этот темный Тучковский уголок, зараженный расколом, впоследствии выйдет из тьмы неведения и заблуждений.
18 ноября 1882 г. праздновалась третья годовщина открытия Училища. И это празднество не лишено интереса. Накануне в Училище отслужено было Всенощное бдение св. мученику Платону, в присутствии учеников, учителей и лиц посторонних. В самый день празднования отслужены были — утреня, Литургия и молебен в теплом приделе, посвященном мученику Платону. По окончании служения во храме открылось шествие из него с местночтимой иконой Владимирской Божией Матери в помещение 1-го класса Училища, которое, несмотря на свою обширность, наполнилось народом. Икону сопровождали в облачениях местный священник и села Копнина священник Иоанн Троицкий. Принесенная из храма икона была поставлена наряду с двумя училищными Иконами. Обе эти Иконы помещаются в красивых киотах большого размера. На одной из «этих Икон изображен Иисус Христос благословляющий детей, а внизу — надпись: «учащиеся, учащие и начальствующие с благословения Преосвященнейшаго Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского 1879 года». На другой Иконе изображен св. мученик Платон.
Пред началом молебствия законоучителем Тучковского Училища была сказана следующая речь:
«В настоящий достопамятный для нас день годовщины открытия двухклассного Училища считаю долгом своим сказать почтенному собранию несколько слов. Собрались мы в это училищное здание для того, чтобы почтить настоящий день празднеством, — чтобы воздать славословие и благодарение Богу за Его милости, явленные нам чрез известного нам благотворителя (ковровского купца Платона Герасимовича), так отечески заботящегося о просвещении своего родного селения. Вместе с тем мы должны помолиться и за благотворителя в настоящий же день его ангела, св. мученика Платона, Икона коего составляет ценную принадлежность нашего Училища. Иначе — чем мы можем воздать за благодеяния своему благодетелю, как не молитвою о нем? Того требует чувство признательности и благодарности к нему. К тому же располагает нас и св. Апостол заповедью — «воздавать всем должная» (Римл. 13, 7), «не забывать трудящихся у нас для нашей пользы и иметь их в любви за дело их» (1 Сол. 5, 12 — 13).
Обратимся мысленно в недавнее прошедшее и мы поймем, что так и должно быть. Мог ли кто из нас помыслить о том, что у нас когда-либо будет то, что мы видим и чем пользуемся теперь? Могло ли наше общество предпринять и устроить то, что сделано помимо общества, без всяких с его стороны издержек? Да, — и целые общества иногда затрудняются в средствах к подобным немаловажным предприятиям. Но над чем затрудняется и общество и что, при всем своем желании, не вдруг приводит в исполнение, то у нас сделано одним человеком и притом, к удивлению многих, так спешно: Сначала увидели вы благолепный, каменный пятиглавый храм на месте ветхого деревянного, — храм устроенный на средства оного благодетеля, издержавшего уже, как вам известно, на этот только предмет, более 40 тысяч своего капитала. Вслед за тем рядом с этим благолепным храмом им же устроено поместительное, красивое и во всех отношениях удобное здание двухклассного Училища с необходимыми для него пристройками, на что им издержано до 10-ти тысяч (с обеспечением) рублей. Судя по цифре затраченного капитала на дело благое и с доброю целью, можно сказать, что подобные благодетели редки, а потому они заслуживают полнейшего к себе уважения.
Теперь нашему обществу нет той заботы — где и как дать образование детям. Для этого все уже готово. Теперь дети наши не только приобретают в школе полезные для жизни научные знания, но и могут учиться, кому угодно, мастерству. Еще недавно открыта наша школа и вы уже видите, при значительном числе учащихся и значительные успехи, слышите довольно стройное и приятное пение мальчиков. То и другое служит ручательством за то, что школа впоследствии привнесет нашему обществу большую пользу, особенно если вы, крестьяне, сочувственно будете относиться к ней.
Воздадим же благодарение Богу, явившему нам, сверх наших ожиданий, столь великую милость и помолимся за своего благодетеля да продлит Господь жизнь его и увенчает добрым успехом все его предприятия, клонящиеся к общему благу нашему».
По окончании молебствия и обычного многолетия говорили речи учители оного Училища — окончивший семинарский курс Ф. Полетаев и учитель — техник П. Апраксин. Затем крестьянский мальчик ученик 1-го класса, от лица всех учеников, приветствовал строителя Училища с днем его ангела, высказал благодарность за его добрые отношения к детям учащимся и — благожелание ему и всему его доброму семейству.
Наконец говорил речь caм строитель Училища. Речь его произвела сильное впечатление на слушателей — на глазах многих заметны были слезы. Речь местами прерывалась слезами говорившего, при чем он делал оговорки в роде следующих: «я не могу говорить без слез. Это потому, что сердце мое близко к вам. Оно не может быть равнодушным и невольно вызывает меня на слезы». В речи своей он обратился сначала к ученикам, а потом к их родителям. Можно приблизительно передать ее в следующих словах: Дети! Я вам и прежде говорил и теперь повторяю — не требую я от вас благодарности, какую высказываете вы на словах. Самая лучшая для меня благодарность с вашей стороны та — если вы будете хорошо успевать в учении. Этим вы меня порадуете. Тогда я буду утешаться тем, что не напрасно я хлопотал и не напрасно теперь трачусь на Училище. Моя единственная цель, при устройстве Училища — доставить пользу вам и вашим родителям. А потому прошу вас — учитесь хорошенько, будьте старательны, любите труд, слушайтесь и почитайте учителей, которые учат вас доброму для вашей пользы. Любите друг друга, не обижайте один другого, избегайте шалостей, будьте добры, ко всем почтительны и ласковы. Если будете таковы — вас Бог благословит и вы будете счастливы в жизни. Теперь обращаюсь к вам отцы: не умею я говорить так, как говорят ученые, а говорю с вами, как говорите и вы. Я вышел из среды вашей, знаю ваши нужды — я ваш. Послушайте меня: позаботьтесь ради Бога о том, чтобы дать надлежащее образование своим детям, не отвлекайте их от учения. Пора вам понять, что ученье полезно. Зачем же делать; так, как сейчас заметил вам учитель (в своей речи) — многие из вас берут своих детей из Училища, не давая им доучиться. От чего у нас во 2-м классе только семь учеников, тогда как в 1-м учащихся всегда очень много. Вспомните вы прошедшее время, когда у нас в селе не было ни одного человека из крестьян, который бы мог не только написать письмо, или расписаться при случае, но даже и — прочитать какую либо записку. Не все ли вы и сельские старосты ваши обращались в подобных случаях к покойному о. дьякону. Ведь это недавно было и всем нам так памятно. А теперь посмотрите — мальчик 10 — 12 лет так хорошо читает и поет в церкви, что вы и сегодня слышали. Он и напишет, что вам нужно, а впоследствии может доставить своим родителям большую поддержку. Вот вам и пример: у меня много рабочих и служащих. Неграмотные из; них получают 50 руб., а грамотные 200 и 250. Те и другие из крестьян, но труд последних легче. Все это вам известно... Будьте уверены, что в Училище научат ваших детей доброму и полезному. А это как важно: в ком с юных лет развит добрый дух, тот на всю жизнь останется добрым человеком. Никто и ничто не может поколебать этот добрый дух. Хотя бы недобрые люди и силились вырвать этот добрый дух — не могут этого сделать. Напротив в ком развит недобрый дух с юности, тот жалкий человек и близкий к погибели. Трудно его исправить. Часто бывает, что на такого человека не действуют ни угрозы, ни наказания, ни просьбы и даже самая виселица. Образование же вашим детям дается такое, что оно развивает в детях добрый дух. Чего вы при всем своем старании, по своей неопытности и неведению, не можете сделать своим детям, то сделают за вас в Училище, то даст вашим детям наука. Поймите — я не чужой вам и желаю вам одного только добра. Если бы я не желал вам добра, если бы вас позабыл — не стал бы так и заботиться об вас, хлопотать, строить и тратиться... По временам слышались от крестьян подтверждения: «да, — так, — правда Платон Герасимыч».
В заключение пропет гимн: Боже Царя храни, и — Славься, славься наш русский Царь. Затем ученики перешли в помещение 2-го класса, где всем им розданы были подарки щедрой рукой Платона Герасимовича и все, поблагодарив его, веселые разошлись по домам. После чего именинником предложено было скромное, но приличное угощение в комнате для приходящих. «Сюда являлись родственники его и бедные люди, в ожидании от него помощи. Всех таковых он удовлетворял — кого деньгами, кого ситцем, которого к этому дню привезено было им несколько кусков и роздано более 300 аршин.
Дай Бог, чтобы из крестьянской среды выходило больше личностей, подобных Платону Герасимовичу, так сочувствующему религиозным и житейским потребностям своих собратий — крестьян!
Села Тучкова священник М. Зяблицкий.
В двуклассном министерском училище учащихся в 1896 г. было 68.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Первые сведения о церкви в с. Тучкове мы находим в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г., так как Тучково в то время принадлежало к этой епархии. По этим книгам, в с. Тучкове значится «церковь Архангела Михаила; при ней священник и дьячек, в приходе 27 двор, крестьянских (в 1897 г. здесь 62 двора), д. Хвосцово, в ней 17 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 81 двор). Земли церковной из боярских дач по 3 четв. в поле».
Эта церковь в 1729 г. сгорела и в 1730 г. вместо нее построена новая деревянная же церковь.
В многодетной семье Тучковского священника Иоанна (Ивана) Васильевича и его жены Натальи Алексеевны Ястребовых родился в 1821 г. родился Способин Иван Иванович (1821 - ?) – будущий редактор «Владимирских Губернских Ведомостей» и 15 января (28 января по новому стилю) 1832 года Способин Григорий Иванович (1832-1886) - будущий основатель Горбатской писчебумажной фабрики и рабочего поселка при ней.
В 1851 г. эта церковь была перестроена, а затем по построении каменного храма в 1878 г. продана в Богородицкий погост Вязниковского уезда.
В 1874 г. на средства купца Герасимова устроен в Тучкове каменный храм; трапеза освящена в 1875 г., а главный храм в 1881 г.
Торжество освящения храма в селе Тучкове
В церковной летописи сели Тучкова первое число сентября 1881 года должно быть отмечено, как достопамятнейший день за все время существования оного села. Жители села Тучкова были свидетелями такого церковного торжества, которого дотоле никогда не видели. То было торжество освящения холодного настоящего храма во имя Божией Матери, в честь св. иконы Ее «Владимирской», совершенное самим Преосвященнейшим Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским.
Село Тучкове с самого начала существования своего и доселе имело у себя небольшой деревянный храм. По скудости средств прихожан села Тучкова, а главное по охлаждению большей части их к церкви Божией (большая часть прихожан издавна держится секты нетовщины) оно быть может и доселе и долго бы еще принуждено было оставаться при своем скудном, приходящем в упадок, за смертью последнего своего благотворителя генерал-майора Комловского, деревянном храме. Но, благодаря благочестивой мысли — построить в с. Тучкове каменный храм, возродившийся в уме почтеннейшего ковровского купца Платона Герасимовича — уроженца оного села, в малолетстве по сиротству почти забытого Тучковцами, но не забытого Господом Богом, обогатившим его обилием средств, — мысли, при помощи Божией и постоянном усердии его, скоро и быстро получившей свое осуществление, — вот уже около 6-ти лет, как в этом селе красуется великолепный каменный храм. Два придела теплого храма во имя Архистратига Михаила и мученика Платона освящены были в ноябре 1875 года, пo благословению Преосвященнейшего Антония, Архиепископа Владимирского, местным Благочинным протоиереем села Мошка Василием Фармаковским и его помощником, священником пог. Ильинского Иоанном Смирновым, а освящение холодного храма, как не вполне отстроенного в то время, отложено было на неопределенное время. Осенью прошлого 1880 года холодный храм был окончательно отстроен, даже и иконостас уже был вызолочен и приготовлено было все нужное к освящению его; но само освящение отложено до нынешнего лета, так как у почтеннейшего строителя храма было и ревностное желание, чтобы освящение хотя уж одного престола было совершено Архиереем, дабы через более торжественное Архиерейское освящение его поднять в умах Тучковцев, своих по родо- и местопроисхождению, величие и важность св. храмов Божиих. Освящение храма, совершаемое и простым священником, бывает торжественно, многознаменательно и глубоко назидательно. Но Архиерейское совершение сего священного обряда при своих высокознаменательных особенностях поразительно торжественно. Величие святительского сана, сугубая благодать Архиерейства, более торжественная и благолепная обстановка, особенная чинность в служении, — все это, невиданное поселянами, гораздо сильнее может действовать на присутствующих. — Открыть свое желание Архипастырю представился следующий случай для строителя храма: 3-го июля сего года Преосвященнейший Феогност, обозревая Судогодский уезд, посетил и село Тучково, куда строитель, как церковный староста сего прихода, являлся по обязанности, и вот в это-то время Платон Герасимович открыл Архипастырю свое заветное желание - освятить холодный храм. Преосвященнейший, благосклонно выслушав просителя, изъявил свое согласие — освятить храм и для освящения его назначил первое число сентября. К назначенному для сего священно-действия дню сделаны были все необходимые приготовления и донесено было об этом Архипастырю местным. о. благочинным. Накануне дня освящения, 31-го августа, в 9-ть часов утра с поездом Муромской железной дороги, приближающимся к гор. Мурому, прибыл на станцию Селиваново Преосвященнейший Феогност, сопровождаемый о. Ключарем Владимирского Кафедрального Успенского Собора, протоиереем А. Виноградовым, директором Народных Училищ Ю. С. Чеховичем и строителем храма. Здесь Архипастырь встречен был местным о. благочинным и в сопровождении сопутствующих тотчас же отправился со станции на заранее приготовленных лошадях в село Тучково, где вводной из комнат двух-классного образцового Училища приготовлена была для него приличная квартира.
В половине 6-го часа вечера начался звон ко всенощному бдению, имеющему совершиться в холодном храме. Богомольцы толпились у храма в небывалом здесь числе. Всякому хотелось занять место в храме на все время всенощного бдения. На середине храма на особо приготовленном столе под прозрачной кисеей расположена была вся новая серебро-позлащенная напрестольная утварь; духовенство, узнав через начавшийся трезвон о выходе Святителя из занимаемой им квартиры, стояло среди теплого храма, ожидая входа его. В ¼ 7-го часа в храм вошел Архипастырь и, как только Владыка удалился в алтарь, начато было всенощное бдение местным о. благочинным, ставшим пред столом с напрестольной утварью, находившимся среди храма. На литию и величание выходил сам Преосвященнейший; со служащими были: протоиереи Владимирского кафедрального собора А. Виноградов и села Мошка В. Фармаковский и четверо священников: совершавший всенощное бдение благочинный И. Смирнов, Мироносицкой гор. Владимира, церкви И. Вознесенский, села Голышева Д. Розанов и местный - И. Благовещенский. После величания Владыка сам на долгое время оставался на средине храма для помазания св. елеем предстоявших в нем.
Утром 1-го сентября, по отслужении ранней Литургии и панихиды по в Боге почившем Благочестивейшем Государе Императоре Александре Николаевиче (так как 1-го сентября был полугодичный день Его кончины), в 8 ½ часов начался благовест к водоосвящению. В 9 ½ часов Архипастырь прибыл из квартиры в храм и тотчас же по облачении приступил к освящению его со всем поименованным выше духовенством. При этом священнодействии присутствовали: Уездный Исправник В. Д. Изновский, Их Превосходительства: Директор Народных Училищ Ю. Ст. Чехович с двоими Инспекторами и Управляющий акцизными сборами в губернии А. Н. Шишков и много других почетных лиц, приглашенных на это торжество строителем храма и прибывших в Тучково по Муромской железной дороге. Богомольцев собралось множество, как и всегда бывает при подобных торжествах, особенно при освящении храма самим Архипастырем, какового освящения в околотке не бывало с незапамятных времен. Поистине это было самое торжественное утро в с. Тучкове. Крестный ход из теплого придела, где хранились св. мощи дли нового престола, довершил величие торжества, — внимание и взopы всех присутствовавших в храме устремлены были на Архипастыря, благоговейно несшего на главе своей драгоценную святыню.... По окончании храмоосвящения протодиаконом возглашено было многолетие, сопровождавшееся колокольным звоном, Царствующему Дому, Св. Синоду, Преосвященнейшему Феогносту, строителям и благоукрасителям храма.
По совершении храмоосвящения тотчас же началась Божественная Литургия, которую совершал с потрясающею душу торжественностью Преосвященнейший Феогност в сослужении вышепоименованных лиц. В конце Литургии Архипастырь говорил назидательное слово о величии, важности и необходимости храма Божия для человека — христианина.
По окончании Литургии, Преосвященнейший, преподан свое Архипастырское благословение множеству народа, поспешил утомленный на непродолжительный отдых в нанимаемое им помещение, и не более как через полчаса вышел в общее помещение в том же двух классном Училище всех собравшихся по приглашению строителя гостей. Обеденный стол был достоин праздника и гостеприимство строителя церкви соответствовало величию церковного торжества. Преосвященнейший, напутствовав благословением отправлявшихся на вокзал железной дороги своих певчих, остался ночевать в с. Тучкове имея намерение с утренним поездом отправиться в г. Муром.
Так кончился торжественный праздник освящения холодного храма в селе Тучкове — торжество доселе здесь не бывалое. Оно в летописи Тучковской церкви составляет эпоху, а самый храм новоосвященный, красивый и благолепный, который бы мог составлять красоту и города, будет служить вековым красноречивым свидетельством как об усердии храмоздателя и ревности его о славе Божией, так и о назидании ближних своих пo родопроисхождению во спасение.
Свящ. Иоанн Смирнов (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 19-й. 1-го октября 1881 года).

Император, согласно удостоению кавалерской думы, 3 февраля 1883 года, Высочайше соизволил на награждение орденом св. Анны 3-й степени по статуту сего ордена - за сооружение церкви старосты Владимирской церкви, села Тучкова, ковровского 2-й гильдии купца Платона Герасимова.

Престолов в храме три: главный в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезе во имя Архистратига Михаила и св. муч. Платона.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была довольно богато.
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: процентов с причтового капитала (570 р.), от служб и требоисправлений и от разных сборов — всего до 775 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1520 с., пахотной 29 д. 150 с. и под дорогами 1650 саж.
Приход в 1897 г. состоял из села Тучкова и деревень: Кузнецов (4 вер. от церкви), Ершова (4 вер.), Елизаветина (5 вер.), Хвосцова (5 вер.) и Белькова (5 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 745 душ муж. пола и 851 женского, из них раскольников 60 душ.
Кроме сего к Тучковской церкви приписана Горбатовская писчебумажная фабрика Способина.
На Горбатовской фабрике имелась также начальная школа; учащихся в 1896 г. было 62.
В д. Хвосцове с 1894 г. открыта школа грамоты; учащихся в 1896 г. было 35.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Селиваново | Добавил: Jupiter (17.09.2017)
Просмотров: 498 | Теги: Селивановский район, Судогодский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика