Главная
Регистрация
Вход
Суббота
24.10.2020
23:53
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1309]
Суздаль [412]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [424]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [113]
Юрьев [222]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [139]
Гусь [151]
Вязники [277]
Камешково [93]
Ковров [376]
Гороховец [119]
Александров [246]
Переславль [112]
Кольчугино [74]
История [39]
Киржач [82]
Шуя [106]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [39]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [104]
Писатели и поэты [101]
Промышленность [90]
Учебные заведения [114]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [48]
Муромские поэты [5]
художники [24]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [242]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 23
Пользователей: 1
Николай
Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Селиваново

Шмельков Николай Иванович

Николай Иванович Шмельков

Николай Шмельков родился 5 мая 1912 года на станции Селиваново (ныне пос. Красная Горбатка во Владимирской области). Из семьи железнодорожника.
В 1914 году вместе с семьёй переехал на станцию Тулун (ныне город в Иркутской области). С 11 лет работал пастушонком. В 1928 году окончил 5 классов железнодорожной школы. С 1928 по 1930 год учился в школе ФЗУ в Нижнеудинске. После чего уехал в город Сестрорецк (Ленинградская область). Работал учеником токаря на Сестрорецком инструментальном заводе.


Николай Иванович Шмельков

С ноября 1930 года - в Красном Флоте, доброволец.
Служил курсантом 8-й школы авиамотористов Балтийского флотского экипажа в апреле 1931 года. Служил авиамотористом 21-й отдельной авиационной эскадрильи ВВС Ленинградского военного округа (Петергоф). В январе 1932 года по личному рапорту направлен в школу лётчиков. В 1932 году окончил 11-ю Луганскую военную школу пилотов имени Пролетариата Донбасса. С июля 1933 года - пилот 16-й истребительной авиационной эскадрильи ВВС Украинского военного округа (Кирово), с июня 1934 года - пилот, младший лётчик 109-й эскадрильи 36-й истребительной авиабригады Киевского военного округа (Киев).
Участник национально-революционной войны испанского народа 1936-1939 годов. В октябре 1936 года в числе первой группы советских летчиков-добровольцев, возглавляемой Я.В. Смушкевичем. прибыл в Испанию. Вместе с лётчиками-истребителями С.П. Денисовым, И.И. Копец, И.А. Лакеевым, П.В. Рычаговым и другими он участвовал в воздушной обороне Мадрида.
«…Однажды, выполнив задание, отряд, в котором служил тов. Шмельков, возвращался вечером на аэродром. Оглядывая горизонт, Николай Иванович заметил вдали несколько самолетов. Они парили на высоте до 3 тысяч метров. Отделившись от товарищей, летчик приблизился к самолетам и тут только определил, что это машины «противника».
Силы были слишком неравны, и тов. Шмельков, решив остаться незамеченным, стал удаляться. Однако «противник» уже обнаружил самолет Шмелькова и начал преследование. Победа казалась легкой, и «противник» нападал решительно, смело. Но через несколько минут «боя» ракета посредника показала, что один из нападавших самолетов сбит. Как назло в это время на самолете Шмелькова перестал работать мотор. Окруженный со всех сторон машинами «противника», летчик решил все же не сдаваться. Он уходит вниз и в 150 метрах от земли ему удается «оживить» мотор. Быстро набрав высоту, тов. Шмельков снова ведет свой самолет в «бой». «Противник», обманутый смелым маневром, «теряет» еще один самолет…» (Из газеты «Красная Звезда», 25 июня 1938 года).
8 декабря 1936 года, вместе с лейтенантом Г. Н. Захаровым, он по ошибке сбил французский пассажирский самолет Потез-540, который при вынужденной посадке скапотировал и загорелся. В результате трагической ошибки погиб французский журналист Луи Де ля Прэ.
Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 31 декабря 1936 года за образцовое выполнение специальных и труднейших заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм лейтенанту Шмелькову Николаю Ивановичу присвоено звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда".
В небе Испании лейтенант Н.И. Шмельков совершил 66 боевых вылетов на И-15. В воздушных боях сбил 4 самолета противника лично и 2 в группе. В январе 1937 года был тяжело ранен в голову в воздушном бою. Лётчик отбыл на Родину для лечения и отдыха.
После отдыха с марта 1937 года - командир звена и отряда в 65-й истребительной авиационной эскадрилье ВВС Киевского военного округа (Киев). В ноябре 1937 года был направлен на учёбу, в августе 1938 года окончил Высшие авиационные курсы усовершенствования командного состава ВВС РККА (Липецк).
В апреле 1937 г. состоялась беседа между летчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:
«АЛКСНИС: Как они вас атаковали?
ШМЕЛЬКОВ: У них заведен такой порядок — как увидят, что один самолет оторвался от строя, они сейчас же набрасываются на него и атакуют и сразу же уходят. Интересная тактика выхода из боя - штопором, свободным падением или пикированием до земли. Получается впечатление, что самолет подстрелен и падает. Первое время мы их бросали. А потом, когда проследили, так стали гнать до земли. Во втором бою сразу до земли гнали. Стали одиночек ловить, поймаешь, стукнешь и смотришь, куда упадет машина. Как свалится или летчик прыгнет с парашютом, так этого бросаешь и ловишь другого.
АЛКСНИС: А как самолет И-15?
ШМЕЛЬКОВ: Самолет И-15 хорош для ведения индивидуального боя. Между прочим, дрались все время индивидуально. Только скорость у него мала. Хейнкеля не догнать. Фиат не уходит, а Хейнкеля никак не догонишь, перевернется и уходит. Мы-то ни разу не уходили: догонять пробовали — не догонишь. Зато вверх Хейнкель идет плохо.
АЛКСНИС: Вверх идет плохо, но уходит лучше. Значит, скорость горизонтальная больше.
ШМЕЛЬКОВ: Хорошо под конец научились мы их сбивать. Стараешься дать очередь по мотору, водяное охлаждение перебьешь, мотор перестает работать, и некуда им деваться. Так мы их и били. Иногда летчики прыгали с парашютом, а то падали до земли. В бою так — дашь очередь и смотришь: если машина перевернулась, значит, попал. Вот когда появились разрывные и зажигательные пули, стало легче…
АЛКСНИС: В основном были индивидуальные бои? Групповых не было?
ШМЕЛЬКОВ: Дрались всегда в одиночку, так что самому нужно было смотреть в оба, хорошо драться и стрелять. Дома мы не очень хорошо умели смотреть и видеть, а теперь оборачиваемся так, что весь стабилизатор видно.
Самолету И-15 нужно прибавить скорость, и тогда машина будет хорошая. Нужно также убрать Чайку и, пожалуй, шасси. Кроме того, машина слеповата. На высоте хорошо, а на бреющем ничего не видно...
АЛКСНИС: Сколько лично у Вас сбитых самолетов?
ШМЕЛЬКОВ: Сам сбил четыре, и два самолета сбили вдвоем.
АЛКСНИС: Выходит, по понятиям мировой войны, Вы уже «ас». Там ведь нужно было сбить не менее 5 самолетов...
ШМЕЛЬКОВ: Когда мы летали над Мадридом, солнце со стороны противника, и они ходят из-за него, чтобы их не было видно, и делают так: сделают первую атаку и уходят, а потом увидят одиночку и набрасываются на него. Как заглядишься, так все пропало. А мы их так атаковали: И-16 заходят на их территорию, подойдут с солнечной стороны и начинают стрельбу, они рассыпаются, тут мы их ловим и бьем.
АЛКСНИС: Значит, И-16 их атаковали и разгоняли, а вы их били? Если они рассыпаются, где лучше ходить - выше или ниже, где лучше видно противника?
ШМЕЛЬКОВ: Мы ходили ниже; вверх лучше видно, они же почти всегда ходили выше нас. Иногда мы идем, они нас видят, но проходят не атакуя». Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.
С августа 1938 года - помощник командира 54-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа (аэродром Горелово). На этой должности участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов.
С апреля 1940 года полковник Н.И. Шмельков - командир этой бригады. С августа 1940 года - заместитель командира 1-й смешанной авиационной дивизии ВВС Ленинградского военного округа. В июне 1941 года назначен с понижением командиром 145-го истребительного авиационного полка той же дивизии.
На фронтах Великой Отечественной войны - с июня 1941 года. Командовал 145-м истребительным авиаполком (ВВС 14-й армии, Северный фронт), прикрывавшим мурманское направление. Был контужен на аэродроме при бомбежке. В сентябре 1941 года отозван с фронта.
В январе 1942 года окончил курсы усовершенствования командного состава (КУКС) при Военной академии командного и штурманского состава РККА. С января 1942 года - заместитель командира 5-й запасной авиационной бригады ВВС Сибирского военного округа (Новосибирск). С октября 1942 года - заместитель командира 297-й истребительной авиационной дивизией Забайкальской армии ПВО (Чита). В апреле-июне 1944 года проходил стажировку на фронте заместителем командира по лётной части 331-й истребительной авиационной дивизии (2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт). За время командования дивизией характеризовался отрицательно, а дивизия являлась отстающей по боевой подготовке.
В июле 1944 года снят с должности командира, в сентябре того же года назначен заместителем командира 234-й истребительной авиационной дивизии (6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт).
Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 1-го созыва по Липецкому избирательному округу Воронежской области (1937-1946).
Участник Висло-Одерской, Восточно-Померанской наступательных операций. Но восстановить свою былую боевую славу полковник Н.И. Шмельков на сумел - в марте 1945 года снят с должности за целый букет нарушений: систематическое пьянство, невыполнение приказов, потерю авторитета в глазах подчинённых, нежелание летать.
В ряде публикаций указывается, что в Великой Отечественной войне он лично сбил 5 фашистских самолётов, а всего за три войны Н.И. Шмельков уничтожил 18 самолетов противника. Первая из этих цифр пока не подтверждена опубликованными документами, а вторая явно вымышлена.
После многомесячного пребывания в резерве в августе 1945 года по состоянию здоровья полковник Н.И. Шмельков уволен в запас. Вернулся на родину, во Владимирскую область.
Умер 24 марта 1967 года. Похоронен в посёлке городского типа Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области.

Награды:
- Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 25;
- орден Ленина (31.12.1936);
- орден Красного Знамени (21.03.1940);
Медаль «За боевые заслуги» (3.11.1944, за выслугу лет), Медаль «За оборону Советского Заполярья», Медаль «За взятие Берлина», Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», юбилейные медали.

Память:
- В посёлке городского типа Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области его именем названа улица, а также установлен мемориал в честь земляков - Героев Советского Союза, на котором выбито его имя.


Мемориал Героев Советского Союза в Красной Горбатке

- На Площади Памяти (Площадь "Памяти" с 2007 г. Прежнее название площадь "Труда") в посёлке Красная Горбатка в честь Н.И. Шмелькова установлен самолёт СУ-9.


Самолёт СУ-9 в Красной Горбатке

- В городе Тулун именем Н.И. Шмелькова названа одна из улиц.

Источники:
- Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. T.2. - Москва, 1988.
- Голотюк В.Л., Цапаев Д.А. Командный состав Войск ПВО Красной Армии... М., 2012.
- За Отчизну, свободу и честь! Книга 5. Горький, 1978.
- Захаров Г.Н. Я - истребитель. - М.: Воениздат, 1985.
- Кузнецов И.И. Золотые звезды иркутян, - Иркутск, 1982. - Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939).- Иркутск: 1983.
- Нагорный А.Ф., Травкин В.В. Земли Владимирской богатыри. - Ярославль: 1967.
- Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.
Герои Советского Союза Владимирской области
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Селиваново | Добавил: Николай (07.04.2020)
Просмотров: 148 | Теги: Герой советского союза, вов, Красная Горбатка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край


Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика