Ставровский завод автотракторного оборудования (СтАТО) — предприятие-производитель автомобильных компонентов, расположенное в посёлке Ставрово Собинского района Владимирской области. Является градообразующим предприятием посёлка, что отражено даже на его гербе, входит в число крупнейших промышленных предприятий Владимирской области.
В 1946 году, приказом Совета Министров СССР за № 1512 от 9 июля 1946 года, был образован Ставровский завод «Автонасос» Глававтотреста Министерства автомобильной промышленности СССР. Завод организован на основе ткацко-красильной фабрики «Имени Кутузова».
«Этот завод пока еще не вошел в строй действующих предприятий. Но пройдет два—три месяца, и ныне безмолвные корпуса оживут, наполнятся гулом моторов, лязгом металла, скрежетом резцов токарных и фрезерных станков. Сейчас в них ведутся монтажные работы. Оборудуется ремонтно-механический цех, инструментальный, термический, энерго-силовой, насосный. Установлены уже десятки станков. Завезена и пущена в эксплуатацию временная электростанция мощностью в 100 киловатт. В ближайшем будущем поступит еще одна в 300 киловатт. Но это лишь на первое время. Должна быть проведена высоковольтная линия от ближайшего пункта фабрики имени Лакина, которая полностью обеспечит заводские потребности в энергии. Нам довелось встретиться и побеседовать с людьми, закладывающими основу нового предприятия. С каким удивительным рвением относятся они к выполнению заданий сталинской пятилетки, сколько энергии и настойчивости проявляется ими в труде! Старший инженер по оборудованию — Валентина Николаевна Барсукова,— молодой специалист. До войны она работала на железной дороге. В памятные дни нашествия немецких орд принимала горячее участие в снабжении боеприпасами артиллерийских войск. Теперь она возглавляет ответственный трудовой пост — руководит установкой и пуском в эксплуатацию оборудования. Начальник ремонтно-механического цеха — Иван Иванович Егорычев. Тепло отзываются о нем рабочие. И справедливо. Он не только дает указания своим подчиненным, но и сам, засуча рукава, работает вместе с ними: собирает и устанавливает станки, внимательно следит за изготовлением необходимых деталей. У него большой опыт и практика. С московского завода «Красный пролетарий» прибыл слесарь Василий Яковлевич Араев. Старый кадровик, искусный мастер своего дела. За короткий срок Василии Яковлевич установил три токарно-винторезных станка и один токарно-лобовой. Ему усердно помогает токарь Николай Алексеевич Бондарев, в прошлом стахановец Московского завода «КИМ». Еще совсем недавно эти люди не знали друг друга. Да и где там: один трудился на Урале, другой в Москве, третий на Украине, четвертый во Владимире... А вот теперь они собрались сюда, чтобы вместе, общими усилиями, ввести в строй завод автонасосов. Благородное стремление внести свою лепту во всенародное дело руководит чувствами советских людей, сплачивает их, поднимает на самозабвенный труд. Уже в этом месяце на заводе начнется изготовление отдельных частей к воздушному автонасосу. Заканчиваются последние приготовления — поделка цилиндров, штоков и оснований. А в сентябре автомобильная промышленность страны получит первую продукцию насосов и тавотпрессов. У завода, имеющего союзное значение — большие перспективы развития. Пока он будет размещен в имеющихся корпусных площадях. К концу сталинской пятилетки его размеры достигнут нескольких тысяч кв. метров, а продукция составит десятки миллионов рублей в год. Большой коллектив рабочих, инженерно-технических работников будет занят на предприятии. Вокруг завода вырастет новый поселок, будут построены благоустроенные жилища для производственников, культурно-бытовые учреждения. Директор завода тов. Аваков позаботился о подготовке кадров. На-днях вернулись с практики из города Павлова десятки юношей и девушек, овладевших сложной профессией токарей, фрезеровщиков, слесарей. Организовано подсобное хозяйство. Оборудована столовая, детский сад, ясли. Принимаются меры по заготовке и вывозке топлива. Делается все необходимое для того, чтобы быстрее пустить в действие новое детище сталинской пятилетки. И. ВЛАДИМИРОВ» («Призыв», 4 июля 1947).
Задачей завода было производство автомобильных насосов и шприцев.
Был произведен капитальный ремонт помещений, приобретено и смонтировано оборудование, налажено электросиловое хозяйство. После подготовки производства, Ставровский завод «Автонасос» в ноябре 1947 года выпустил первую партию своей продукции. Было выпущено 1648 штук насосов и шприцев.
В 1948 году, в связи с образованием Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР, Ставровский завод «Автонасос» перешел в подчинение Управления «Глававтоэлектроприбор», а с 1951 года – 1-го Главного управления того же Министерства.
В 1952 году предприятие принимает дополнительное производство с Московского завода «Красная звезда», что требует полной реконструкции завода с целью существенного увеличения производственных площадей. На завод пришло «большое электричество» (ЛЭП) с Владимирской ТЭЦ. Весь поселок получил электроэнергию.
С начала 1953 года завод вошел в состав Управления «Главмотомежпром» Министерства машиностроения СССР. С 1954 года Ставровский завод «Автонасос» входит в отраслевое подчинение Глававтоприбора вновь образованного Министерства автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, а с 1955 года в составе того же управления переходит в ведение Министерства автомобильной промышленности СССР. С 1 июня 1957 года, в связи с проведением экономических реформ в стране и повсеместным образованием совнархозов, Ставровский завод «Автонасос» подчиняется Управлению машиностроения и металлообрабатывающей промышленности Совета народного хозяйства Владимирского экономического административного района.
Ставровский завод автотракторного оборудования Ставровский завод АТО
С 1 января 1963 года подчиняется – Управлению автотракторного машиностроения Совета народного хозяйства Верхне-Волжского экономического административного района. С этого же времени завод получает название «Ставровский завод автотракторного оборудования» (Ставровский завод АТО).
«На въезде в Ставрово высится новое здание. Характерный шум, доносящийся из него, подскажет, что это завод. «Завод авто-тракторного оборудования», — написано на арке широких ворот. С продукцией Ставровского завода собинцы ознакомились на городской выставке, организованной для участников партийно-производственного актива. Среди образцов текстиля с местных фабрик стенд с деталями для автомашин и тракторов различных марок выглядел особенно броско и неожиданно: автонасосы и шприцы, отливающие разноцветной лакировкой, маслофильтры, термостаты из блестящей бронзы, стеклоомыватели... Из ворот завода то и дело выезжают грузовики с контейнерами. Продукция отгружается в десятки городов — в Москву и Горький, в Таллин и Киев, Ирбит и Миасс. Детали с маркой Ставровского АТО встретишь на советских машинах во Вьетнаме, на Кубе, в Индии, Пакистане. Заводской коллектив многое сделал для улучшения качества продукции. На смену прежним, отжившим технологическим приемам приходит химизация, автоматизация, механизация. Пайка токами высокой частоты, холодное фосфатирование, вибробункеры изменили условия труда. Растет производительность, за последние четыре года она выше плановой. Уменьшается процент брака, снижается себестоимость продукции. На сто с лишним тысяч рублей сверх плана выдал изделий завод в 1962 году. В первом квартале этого года сверхплановой продукции выработано на 38 тысяч рублей. Растет, расширяется завод. Многие станки разместились теперь в новом трехэтажном здании. Просторнее стало в цехах, еще больший размах приобрела борьба за культуру производства. Вместе с заводом растут люди, кадры. Более тысячи из них вступили в соревнование за коммунистический труд. Несколько бригад уже носят звание бригады коммунистического труда. Со слесарей сборщиц Н. Шехновой, И. Губиной лакировщицы Р. Вербовой и других берут пример» («Вперед», 1 мая 1963). «На нашем заводе выпускается большое количество различных изделий для автомобильной и тракторной промышленности: масляные фильтры грубой очистки для всех марок автомобилей, термостаты водяного охлаждения, стеклоомыватели ветрового стекла, шприцы, воздушные насосы. Для более успешного изготовления всех перечисленных изделий и механизации производства на заводе создана группа по изготовлению специального нестандартного оборудования. Например. для того, чтобы механизировать окраску деталей, изготовлена установка окраски изделий в поле выcокого напряжения при помощи чашечных распылителей. Благодаря этому методу полностью автоматизируется процесс крашения. На долю рабочего остается только функция наблюдения. Резко улучшаются санитарно-гигиенические условия труда, так как рабочий ведёт наблюдение за процессом вне зоны окраски. Почти полностью устраняется потеря краски, которая при ручной окраске достигает до 65 процентов. Разработана конструкция моечной машины (конструктор бюро механизации Б.А. Иванов) и изготовлена в металле, с внедрением которой в 2—2,5 раза увеличилась производительность труда. Изготовлено также много и другого оборудования, которое позволило поднять производительность и облегчить условия труда. В настоящее время в центре внимания технической мысли инженеров, занимающихся механизацией производства, находится механизация транспортных работ. Основным направлением в этой области является создание взаимосвязанных транспортных систем, способных придавать существующим линиям станков свойства, близкие автоматическим линиям. Силами Владимирского проектно-конструкторского бюро сконструирован для нашего завода подвесной цепной конвейер толкающего типа с автоматическим адресованием груза. Он состоит из трех конвейеров, связанных между собой переводными стрелками. В четвертом квартале один из них будет введен в эксплуатацию. Конвейер пройдет по третьему этажу главного корпуса и соединит второй этаж. Облегчится труд подсобных рабочих, наладится ритмичность в подаче деталей по цехам. Другие два конвейера пройдут по второму и первому цехам главного корпуса и соединят корпус вспомогательных цехов. Тогда, можно сказать, полностью будет механизирована транспортировка деталей и изделий. Силами группы механизации изготовляются агрегатные полуавтоматические станки. В том числе станок для обработки стоек маслофильтров, станок для обработки основания мотонасоса. Точность, аккуратность отличают работу фрезеровщика Н.А. Малышева, токаря В.В. Русакова, слесарей Н.М. Бельбакова, Б.А. Абанина, принимающих участие в изготовлении нестандартного оборудования. На нашу группу возложены большие задачи в области механизации и автоматизации производственных процессов. Кроме обслуживания потребностей производства, мы занимаемся изготовлением узлов картофелеуборочного комбайна. Завод оказывает помощь сельскому хозяйству. А. КРАЙНЕНКОВ, руководитель группы механизации Ставровского завода АТО» («Вперед», 10 мая 1963).
После ликвидации совнархозов с 1965 года завод подчиняется Главному управлению автомобильных агрегатов «Глававтоагрегат» Министерства автомобильной промышленности СССР.
В 1967 году принято решение о техническом перевооружении и реконструкции предприятия, завод активно развивается, значительно увеличиваются производственные площади, в 1970-72 гг. развернуто строительство новых корпусов, очистных сооружений, а также жилья в связи с большим притоком рабочей силы.
С 1975 по 2011 г. на заводе было налажено производство широкого спектра автокомпонентов, медицинской техники.
С начала 80-х гг. осуществлялась реконструкция завода с целью выпуска автомобильного оборудования для Камского автомобильного завода.
Ставровский завод автотракторного оборудования занимается выпуском автомобильных насосов, шприцев, маслофильтров, фильтрующих элементов и автомобильного оборудования для КАМАЗа.
В структуру завода входили: 1. Директор завода; 2. Канцелярия; 3. Планово-экономический отдел; 4. Отдел труда и заработной платы; 5. Главная бухгалтерия; 6. Отдел главного технолога; 7. Отдел главного конструктора; 8. Отдел главного энергетика; 9. Отдел главного механика; 10. Отдел технического контроля; 11. Отдел капитального строительства; 12. Финансово-сбытовой отдел; 13. Отдел снабжения; 14. Жилищно-коммунальный отдел.
Цеха: 15. цех № 1 – термостатный; 16. цех № 2 – прессовый; 17. цех № 3 – металлопокрытий; 18. цех № 4 – механосборочный; 19. цех № 5 – ремонтно-механический; 20. цех № 6 – инструментальный; 21. энергетический цех № 7; 22. ремонтно-строительный цех № 9; 23. инструментально-штамповый отдел; 24. транспортно-хозяйственный цех № 10; 25. автоматно-механический цех № 8. ПАО "Ставровский Завод АТО" действует с 20 мая 1997 г. Генеральный директор Айзатуллин Сяяр Жафярович. Юридический адрес: поселок Ставрово, Октябрьская улица, 118.
ЗАО "ТД АТО" (ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТОРГОВЫЙ ДОМ АТО") действует с 12 октября 1999 г. Генеральный директор Потемкин Геннадий Владимирович. Организация ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТОРГОВЫЙ ДОМ АТО" ликвидирована 17 июля 2015 г.
ООО "Ставровский Завод АТО" действует с 10 января 2000 г. Генеральный директор Костровская Нина Николаевна. Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТАВРОВСКИЙ ЗАВОД АВТОТРАКТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ" ликвидирована 13 марта 2006 г.
ЗАО "Ато-2" действует с 7 августа 1997 г. Генеральный директор Коротких Владимир Афанасьевич. Организация ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АТО-2" ликвидирована 7 июля 2006 г.
В 2006 году развитие завода получило новое направление, на площадке был организован «Ставровский индустриальный парк». ООО "Технопарк" зарегистрирована 2 ноября 2010 г. Генеральный директор Шеменков Эдуард Борисович. Юридический адрес: Октябрьская улица, д. 118. Первым целенаправленно созданным индустриальным парком историки считают Траффорд Парк в Манчестере (Великобритания). Он был основан в 1896 году Эрнстом Холи, который приобрел 10 га земли, создал инженерную и транспортную инфраструктуру и стал сдавать в аренду участки промышленным компаниям, а позже продавать их. На этой площадке свой первый в Европе автомобильный завод разместил Генри Форд. Этот парк существует до сих пор. В настоящее время в странах Северной Америки и Западной Европы насчитывают десятки бизнес-парков, наблюдается тенденция квалифицированного персонала, приближение их к центрам образования, торговли. В связи с этим растет интерес предпринимателей к созданию новейших технопарков на месте бывших промышленных зон. Таким и является «Ставровский индустриальный парк», с 2006 года успешно развивающийся на площадке ПАО «Ставровский завод автотракторного оборудования», который является управляющей компанией парка.
«Ставровский завод автотракторного оборудования» в июле 2011 года отметил свой 65-летний юбилей.
С января 2016 года ПАО «Ставровский завод АТО» является членом Ассоциации индустриальных парков. Включено в реестр индустриальных (промышленных) парков приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 1962 от 14.06.2016.
В июле 2016 года завод отметил свой 70-летний юбилей.
В настоящее время завод является одним из базовых поставщиков модулей стеклоочистки для российских автосборочных заводов, таких как АвтоВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, ПАЗ, а также предприятий Белоруссии и Украины. Известны многочисленные случаи наличия в продаже подделок этой продукции завода.
Генеральный директор Айзатуллин Сяяр Жафярович.
Адрес: поселок Ставрово, Октябрьская ул., д. 118.
Сайт: http://www.prompark.ru/
На сегодняшний день развивается как индустриальный парк. В настоящее время на территории парка успешно работают следующие компании:
- ООО "Стис-Владимир" зарегистрирована 21 ноября 2006 г. Производство стеклопакетов и оконных стекол для остекления фасадов зданий, офисов, домов, коттеджей и строительных компаний. Входит в группу компаний СТиС.
- ООО «ДСК Пластик Омниум Инержи», Франция. Топливные системы для легковых автомобилей.
- ООО "Хова Трамико" зарегистрирована 23 сентября 2009 г. Директор Заплатин Александр Александрович. Детали внутренней отделки автомобилей: потолки и шумоизоляция, уплотнительные элементы.
- ООО СНПО "Теплоприбор" зарегистрирована 27 мая 2010 г. Генеральный директор Борзов Станислав Сергеевич. Основным видом деятельности является «Производство металлических цистерн, резервуаров и прочих емкостей».
- ООО «Ай-Пласт» Республика Татарстан, г. Нижнекамск. Промышленная крупногабаритная пластиковая тара и упаковка.
- ООО «Модульные котельные системы». г. Москва. Проектирование, производство, монтаж, сервис, реконструкция (производственный участок общей площадью 10 000 м2) модульных котельных.
- ООО «Валдекс Теплотехника», г. Ростов-на-Дону. Промышленное котельное оборудование мирового уровня с характеристиками европейских аналогов.
- ООО "Ставро-Мед" зарегистрирована 3 февраля 2015 г. Директор Бжезинский Сергей Александрович. Производство медицинских инструментов и оборудования.
История производства медицинской техники и средств реабилитации в поселке Ставрово Владимирской области уходит корнями в далекий 1984 год, когда «Ставровский завод автотракторного оборудования» с помощью немецкой фирмой «MEYRA» и по ее технологии был начат выпуск инвалидных кресел-колясок, медицинских кроватей, каталок и других средств реабилитации. В после перестроечный период многое менялось, но главное, что удалось сохранить производственную базу и инженерно-технический персонал. С 2008 года выпуск медицинских изделий осуществляется под маркой «Ставромед», производственным филиалом ООО «АВТО-УНИВЕРСАЛ XXI» г. Москва.
- ООО «Тепло-сбыт» п. Ставрово. В 2005 году для обеспечения площадки и поселка тепловой энергией и горячей водой была выделена в отдельное производство система теплоснабжения, включающая в себя центральную котельную мощностью 100 МВт. ООО «Тепло-сбыт».
- ООО «Элит-Строй» п. Ставрово.
- ООО «Автопластик» п. Ставрово. Автокомпоненты.
- ООО "ТортУпак" зарегистрирована 17 марта 2017 г. Директор Мякотин Вячеслав Валерьевич. Юридический адрес: Октябрьская улица, дом 118 этаж 1, помещение 55. Основным видом деятельности является «Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения».
- ООО «Зоппас Индастриз Руссия», Италия. Производство бытовых электрических приборов.
- ООО «Грен Плант» РФ, п. Ставрово.
- ООО "ЭПО "Спорт" зарегистрирована 21 ноября 2006 г. Генеральный директор Тупицын Владимир Юрьевич. Производство спортинвентаря. Входит в Национальную спортивную компанию «ЭФСИ».
- ООО "Автомедхолд" действует с 12 марта 2002 г. Генеральный директор Научигин Валерий Леонидович. Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АВТОМЕДХОЛД" ликвидирована 27 апреля 2010 г.
- ООО "Технополис" зарегистрирована 24 декабря 2015 г. Директор Ащеулов Аркадий Юрьевич. Юридический адрес: Октябрьская улица, дом 118, помещение 4. Основным видом деятельности является «Производство медицинских инструментов и оборудования».
- ООО "НМТ" зарегистрирована 1 июня 2016 г. Директор Сергеева Ксения Анатольевна. Юридический адрес: Октябрьская улица, дом 118 этаж 1, помещение 153. Основным видом деятельности является «Производство медицинских инструментов и оборудования».
- ООО "Технокомф СТ" зарегистрирована 2 апреля 2013 г. Генеральный директор Краснов Олег Геннадьевич. Основным видом деятельности является «Производство матрасов».
- ООО "Полиграф" действует с 24 мая 2002 г. Генеральный директор Маслова Олеся Васильевна. Юридический адрес: Октябрьская улица, дом 118 этаж 1, помещение 166,173,177,178. Основным видом деятельности является «Прочие виды полиграфической деятельности».
Пос. Ставрово Церковь Успения Пресвятой Богородицы Основная статья: Промышленные предприятия Владимирской области