Деревня Горямино Собинского района
Горямино — деревня в Собинском районе Владимирской области России, входит в состав Черкутинского сельского поселения. Деревня Горямино получила название от места расположения, т.е. находящаяся на склоне горы.
Деревня расположена на берегу реки Ворша в 3 км на восток от центра поселения села Черкутино и в 33 км на северо-запад от райцентра города Собинка.
В конце XIX — начале XX века деревня входила в состав Черкутинской волости Владимирского уезда.
С 1929 года деревня входила в состав Черкутинского сельсовета Ставровского района, с 1932 года — в составе Собинского района, с 1945 года — в составе Ставровского района, с 1965 года — в составе Собинского района, с 2005 года — в составе Черкутинского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 99 чел. (9 дворов), в 2002 г. – 1 чел., в 2010 г. – 1 чел.
Существует народная легенда, что деревянную Косьмодамианскую церковь новгородцы села Черкутино «утянули» из Горямина «Цокали и чокали Черквутянули, а те горевали - их деревню Горямино назвали», якобы имевшую прежнее название Борисоглебовское. [3] В Горямине была церковь деревянная, на месте сгоревшей церкви была построена деревянная часовня, а приход переведен в Черкутино. В часовне при дер. Горямине находилась замечательная по древности икона святых Бориса и Глеба. В деревне Горямино дважды горела деревянная часовня. Последнюю бревенчатую горяминскую часовню сломали на дрова в 1960 году. [3] Владимир Солоухин так описывает разрушение часовни в Горямино (Черные доски. 1969): «Часовня в Горямине (приход села Черкутино)... ...Конечно, рассуждали мы во время десятиминутной езды, часовня в Горямине погибла. Небывалый никогда и нигде в мире ураган прокатился по земле за эти десятилетия. Он перемешал дворцы, храмы, семьи, сословия, целые народы – все, что находилось на территории государства. Возможно ли после этой бури найти микроскопическую (в масштабах бури) дощечку с изображением Бориса и Глеба, прокоптившуюся от свечей и лампад. Неужели, хотя бы и в самой глубине океана, могут найтись некоторые закоулки, некоторые слои воды, не затронутые, не взбаламученные, не перемешанные великим ураганом. Этого не может быть, и часовня в Горямине погибла. Но если она и погибла, то гибель ее произошла на глазах людей, которые до сих пор обитают в Горямине и могут про нее рассказать. Горямино располагается на крутой горе, сбегает по ней на луг к речке Ворще. Мы заехали в деревню сверху и спускались вдоль улицы на тормозах. Мне не хотелось оставлять машину на таком крутом спуске, и я все выбирал поперечный проулок, чтобы своротить в него и поставить машину поперек склона. Такой проулок вскоре попался, я повернул руль, и мы остановились на зеленой лужайке возле женщины, стиравшей белье. Цинковое корыто стояло на табурете. Женщина в фартуке старательно намыливала большую тряпку. Это была наша первая экспедиция. Мы не знали, с какого конца начинать разговор, и сказали пока самое необходимое и естественное: – Здравствуйте. – Здравствуйте, коль не шутите. – Какие шутки. Вы не будете возражать, если машина постоит около вашего дома минут двадцать? – Пусть стоит хоть до покрова. Вы по делу в наше Горямино? Из района или из области? – Мы сами по себе. Интересуемся стариной. Говорят, что ваша деревня Горямино очень старинная, историческая? – Как же, как же. Наше Горямино старее Черкутина. Знаете, большое село недалеко от нас? – Знаем. Но в Черкутине родился Сперанский, а что у вас? Чем известно и знаменито ваше Горямино? – Старики сказывают, что сначала Горямино было селом, а Черкутино деревенькой нашего Горяминского прихода. Это было очень давно, старики и сами не помнят, только рассказывают. Им, значит, тоже от стариков передалось. Потом Черкутино разбогатело. Богатые черкутинские мужики перетянули от нас церковь к себе. Поэтому село называется Черкутино. – Непонятно. – В старину говорили не «церква», а «черква». Получилось у них Черкватино, а потом уж и Черкутино. Женщина рассказала все очень точно. В старой книге о жизни и деятельности Сперанского название села объясняется таким же образом. – Черкутино теперь понятно, но почему же Горямино? – Горямино – горевали, значит, наши мужики, что отобрали у них церковь, вот и вышло Горямино. – Может быть, название ваше по крутой горе? Смотрите, на каком вы крутом спуске. Гора – Горямино. Можно ведь объяснить и так. Женщина задумалась, но потом энергично возразила: – Нет, молодые люди, вы нас не путайте. Мы называемся не по горе, а по горю. Так старики нам сказывали, так и мы про себя считаем. – Ладно, не будем спорить. Но из чего видно, что некогда у вас была церковь? Должна бы остаться какая-нибудь примета, например часовня. – Вот я и говорю, – улыбнулась женщина. – Часовня-то как раз против моих окон стояла. – Давно ли нарушена? – спросил я как можно спокойнее. – Позапрошлый год разломали. Приехал трактор из совхоза, наподдел, она и рассыпалась по бревнышку, а бревна потом растащили на дрова. – Зачем ее разломали? Женщина не поняла моего вопроса. – С какой целью разломали часовню? Была ведь, наверно, какая-нибудь цель? Если бы трактор наехал на нее случайно, по пьяному делу, – это одно… – Не знаю. Сломали, и конец. Значит, так было нужно. Опасаясь, что разговор, начавшийся так удачно и так конкретно, утонет в туманных рассуждениях, я круто повернул его опять на узкую, но верную и нужную нам тропинку. – Ладно, не будем говорить. Сломали часовню, – значит, было нужно. Но в часовне, наверное, содержалась утварь, разные лампады, подвески и эти… как их называют, иконы? – Икон давно в ней не было. И вообще ничего. Сохранялась одна наружность. – Не могло все испариться само собой. Верно, жители Горямина разобрали иконы по домам? – Нет, не помню, чтобы по домам. А куда подевались, тоже сказать невозможно. Нарушилось все само собой, и стояла часовня пустая. В этом месте женщина сделала паузу и вдруг, будто читая наши мысли, будто точно зная, зачем мы приехали, внятно, отчетливо проговорила: – Одна-единственная икона осталась после этой часовни – «Борис и Глеб». У моей соседки Анны Дмитриевны висит. А то больше ничего не осталось. Да и давно уж… Сохранялось одно обличье...»
Источник: 3. Морозкин Александр Александрович. Красный закат. Повесть / А.А. Морозкин - Владимир: Изд-во ООО «Транзит-ИКС», 2013. - 184 с.
Черкутинский приход
|