Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
07:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Собинка

Храмы в селе Черкутино Собинского района

Храмы в селе Черкутино

Черкутино — село в Собинском районе Владимирской области России, центр сельского поселения. Село расположено в 60 км на северо-запад от областного центра Владимира на автодороге Р75 Владимир — Кольчугино и в 27 км от райцентра Собинки.

Найденный антиминс времён княжения Василия I - сына Дмитрия Донского 1389—1425 годов уточняет известные летописные сведения: церковь Святителя Чудотворца Николая находится в Черкунине.
Церковь в книгах Патриаршего казенного приказа под 1628 г. записана так: "церковь святых чюдотворцев Космы и Демиана в государеве цареве и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси в дворцовом селе в Черкутине, дани рубль четырнадцать алтын две деньги". [1] Она была построена вновь в 1628 году в центре села, вместо сгоревшего придела Святых Чудотворцев Косьмы и Дамиана к церкви во имя Чудотворца Николая на погосте Черкунь.
За 1628 и в последующие 1630—1631 годы в селе упоминается одна церковь. В писцовых Владимирских книгах «писца князь Григорья Шеховского 153 и 154 (1645-1646) годов» при означенной церкви показано: «3 двора поповых, 1 двор просфирницын, в приходе 205 дворов, пашни 22 четверти в поле, а в дву потому-ж, лесу пашенного десятина, сена около поль 60 копен».
11 июня 1672 года в колоколе перед грозой взорвалась молния. Взрывом сорван язык. Тем же летом украден колокол.
В источниках в 1674—1678 годы значатся в Черкутине две церкви. Из писцовых книг стольника Назария Заседальского да подьячего Тимофея Степанова за 182—186 (1674—1678) годы, значатся: «Во Владимирском уезде великого государя дворцовом селе Черкутино церковь во имя богородицы Казанские да придел чудотворца Николая, другой придел Косьмы и Дамиана, деревянна. Покрыта в два теса…» Кладбище переносится от неё не к Никольской церкви в государеву усадьбу, а на территорию напротив ныне расположенной Парковой улицы, т.е. за село. Ныне существующее кладбище у Алепинского выезда из села будет открыто почти век спустя, по распоряжению князя Николая Ивановича Салтыкова. [3]
Богородицкая деревянная церковь в с. Черкутине существовала до 1727 г.; в этот год была построена усердием владелицы села и прихожан и освящена каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с приделом во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана. [1]
В церковной летописи значилось, что на том месте Рождественской церкви, сгинуло от древности и пожаров четыре деревянные церкви.

Кладбищенская Успенская церковь построена в 1795 году усердием князя Николая Ивановича Салтыкова на месте сгоревшей часовни; она деревянная на каменном фундаменте, с деревянной же колокольней. Церковь сгорела во время пожара прикладбищенских монашеских келий в 1834 году. Восстановлена была два десятилетия позднее.
Марфа Осиповна Загулина купила срубленную в карельских лесах из лиственницы небольшую деревянную церковь, но разрешения на её постройку в деревне Андарово духовенство не дало.
Черкутинский приход, выкупил деревянную церковь у хозяйки андаровских лесов Марфы Осиповны Загулиной и установил на кладбище, вместо сгоревшей церкви Успения. Управляющий андаровских лесов Иван Андреевич Морозкин подарил для строительства недостающее количество брёвен и две саморучно писанные иконы.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

Престол в ней один. Утвари достаточно и богослужебные книги имелись в полном составе. В 1843 г. церковь была сделана теплой, снаружи обшита тесом, внутри поштукатурена и расписана. В 1885 г. церковный староста крестьянин с. Черкутино Дмитрий Зотов обнес все кладбище каменной оградой с железными решетками. Он же вместо сгнившей деревянной устроил близ церкви каменную Никольскую часовню с позолоченным иконостасом. Называлась часовня в некоторых документах почему-то «Горяминской». В 1900 г. церковь была отремонтирована и покрашена.[1]
Кладбищенская церковь простояла более века и была разобрана на дрова совхозом.

Богородице-Рождественская церковь построена в 1723-1727 гг. на средства М.Н. Салтыковой и И.А. Салтыкова. В 1801 г. на средства графа Николая Ивановича Салтыкова церковь была реконструирована.
Церковь вначале была холодной, но с течением времени стали устраивать в ней отопление. В 1841 г. придел из холодного был сделан теплым, в нем была устроена печь.
В приделе во имя Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана возобновлена была внутри живопись, сделана полусветлая перегородка, отделявшая его от трапезы и Петропавловского придела. В 1845 г. перегородка эта отнесена была далее - трапезная церковь вся стала теплой. В 1847 г. и придел во имя Святых Первоверховных апостолов сделан теплым.
8 мая 1866 г., во время сильной бури, снесло большую главу с церкви. Глава была восстановлена и в 1870 г. в обоих приделах при Богородице-Рождественской церкви и в трапезе между приделами устроены каменные своды вместо деревянных накатов усердием церковного старосты Николая Зотова. В 1871 г. каменные своды расписаны на средства купца Василия Сергеевича Зотова, на сумму свыше 900 рублей. В церковной летописи за 1872 г. сделана запись: «июня, 20 дня, от пожара, возникшего неизвестно от чего, в обывательской лавке, пострадала колокольня; причем упал большой колокол на нижний свод колокольни без особого повреждения, а также упал шпиль с крестом, а прочие здания церковные все соблюдены».


Начало XX века. Вид с колокольни церкви Николая Чудотворца на Богородице-Рождественскую церковь, от которой осталась только колокольня

В источниках в 1674—1678 годы значатся в Черкутине две церкви. Из писцовых книг стольника Назария Заседальского да подьячего Тимофея Степанова за 182—186 (1674—1678) годы, значатся: «Во Владимирском уезде великого государя дворцовом селе Черкутино церковь во имя Богородицы Казанские да придел чудотворца Николая, другой придел Косьмы и Дамиана, деревянна. Покрыта в два теса. Другая церковь теплая во имя Миколая, деревянна. Покрыта в два теса. Построена церковь в 182 (1674) году. Строение мирское. Колокольница дубовая, рублена. Для кладбища построена ограда, забранная в столбы. На церковной земле двор попа Михаила Кормилова, двор пономаря Петрушки Семенова, двор просфорницы Варварицы Якимовой. Живут в пяти дворах 18 человек».
За 182 (1674) год в церковной летописи приписка: появляется в государевой усадьбе церковь во имя Николая с иконой из ветхой церкви погоста Черкунь.
В 1736 г. помещик адъютант лейб-гвардии конного полка князь Иван Алексеев Салтыков вместо обветшавшей деревянной Николаевской церкви построил каменную в честь того же Святителя.
В 1736 году 23 февраля означенный помещик в синодальный казенный приказ писал: «В Владимерской десятине, в Ильмехотском стану, в селе Черкутине имеется деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, которая построена в давних годех и от многопрошедших лет весьма обветшала и за ветхостию служить в ней невозможно и ныне я желаю вместо ветхой деревянной церкви построить вновь каменную церковь во имя тот же престол и прошу о строении… дать указ». Указ был выдан, и церковь построена в том же году и освящена архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Павлом.
Никольская церковь изначально была приходской, имела отдельный причт. В 1849 г. Николаевская церковь была приписана к церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Престол в ней один. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена в достаточном количестве. Копии метрических книг с 1803-1849 гг., а исповедных росписей с 1829-1849 гг. хранились в целости. Опись церковному имуществу составлена в 1829 году и хранилась в церкви. [1]


Церковь Николая Чудотворца. Начало XX века.

Слева направо - дом для прислуги, усадебный дом, церковь Николая Чудотворца. Начало XX века.

Штат Богородице-Рождественской церкви в разное время состоял из двух или из трех священников.
Зять отца Сперанского, священник Третьяков, дослужился до протоиерейского сана.
Священник Артемий Великосельский (Артемий Иванович Великосельский по окончании Владимирской семинарии, с 1803 г. - священник в Черкутине) был благочинным.
В 1821 г. в с. Черкутино был назначен священник Роман Евгеньевич Миловзоров, окончивший Владимирскую семинарию в 1820 г. Он скончался в Черкутине в 1830-х гг.
В 1827 г. в Черкутино был назначен священник Андрей Ильич Троицкий. Он окончил Владимирскую семинарию в 1826 г. В 1835 г. переведен в армейское духовенство.
В 1827 г. ко храмам с. Черкутино был рукоположен во диакона, окончивший Владимирскую семинарию в 1826 г., Иван Иванович Архангельский.
Священнослужители Богородице-Рождественского храма вели приходскую летопись. На полях церковной Следованной псалтири под 19 августа сделана заметка: «1834 года село сгорело и колокольня выгорела».
Священник Александр Похвалынский (Александр Дмитриевич Похвалынский окончил Владимирскую семинарию в 1826 г., с 1827 г. - священник с. Воскресенская слобода Суздальского уезда, в 1832 г. переведен к Варваринской церкви г. Суздаля, с 1837 г. - в Черкутине, умер 21 сентября 1861) депутатом, затем ведомственным духовником.
Иоанн Иоаннович Розов в 1838 г. окончил Владимирскую духовную семинарию и в 1841 г. рукоположен во священника ко храму с. Черкутино.
С 1843 г. диаконом в с. Черкутино был Владимир Алексеевич Федоровский, окончивший в 1842 г. Владимирскую духовную семинарию.
Зять Александра Похвалынского, священник Василий Альбицкий (Василий Гаврилович Альбицкий окончил Владимирскую семинарию в 1850 г., в том же году назначен учителем Шуйского духовного училища, в 1853 г. - переведен учителем во Владимирское духовное училище, с 1854 г. - священник в с. Черкутино, в 1890 г. вышел за штат), - с 1864 по 1890 г. был ведомственным духовником и продолжительное время уполномоченным на епархиальные и окружные духовно-училищные съезды.
В 1863 г. ко храму с. Черкутино был назначен рукоположенный во священника Алексей Григорьевич Баскаков. Он окончил Владимирскую семинарию в 1862 г. Скончался в 1896 г.
В 1869 году Николай Козмич Смирнов назначен в село Черкутино. 8 марта 1892 г. пополнилось 50-лет служения в иерейском сане священника села Черкутина, Николая Козмича Смирнова.
Богослужение церковное в с. Черкутино совершалось ежедневно; в праздники литургия бывала даже в двух церквах: Рождество-Богородицкой приходской, и Успенской кладбищенской; при трехчленном же составе причта будничная служба совершалась ежедневно в двух церквах, а в праздники - литургия во всех трех церквах; совершалось Богослужение всегда истово и отличалось продолжительностью.

В 1880-х гг. производился капитальный ремонт храма на средства бывшего Черкутинского прихожанина, бронницкого купца Симеона Глебовича Челышова и иждивением церковного старосты, купца В. Зотова. Вся церковь возобновлена была внутри и снаружи; внутри холодной церкви выкрашен и вызолочен иконостас; прибавлено в нем 8 вновь написанных икон; стены вверху расписаны вновь живописью, а от цоколя до карниза отделаны под мрамор; в окна всей церкви вставлены новые рамы и колоды; все окна обделаны под мрамор; приобретены некоторые предметы из утвари церковной: паникадило, подсвечники и т. п.; отопление устроено духовое; снаружи стены храма и колокольни оштукатурены, крыша выкрашена и пр. В 1885 г., 1 сентября, Высокопреосвященный Феогност, архиепископ Владимирский, освятил возобновленный храм. Во второй половине 1890-х гг. Богородицкий храм снова был ремонтирован; причем внутренняя поправка его преимущественно касалась теплого храма: стены его вновь расписаны живописью, орнаментами с позолотою, и выкрашены масляными красками; иконостас подправлен, облетевшая во многих местах наружная штукатурка возобновлена; стены и крыша храма и колокольни выбелены и выкрашены.
В 1899 г. на средства Потомственного почетного гражданина, бывшего прихожанина с. Черкутина Симеона Глебовича Челышова были вызолочены все главы Богородице-Рождественской церкви.
Уволен за штат священник села Черкутина, Николай Смирнов 27 ноября 1892 г., согласно прошению.
Окончивший курс духовной семинарии Николай Постников 27 ноября 1892 г. определен священником в с. Черкутино. 23-го января 1897 г. награжден набедренником священник Николай Постников.
В 1900 г. «в ночь на 24 августа в Богородице-Рождественской церкви совершена была злоумышленниками кража со взломом; но церковным сторожем, местным крестьянином Василием Гурьяновым замечены были воры в церкви, а когда ударили в набат, то воры бросились бежать из церкви, вышли в боковую дверь и стали стрелять из револьверов в сторожей. Один из злоумышленников задержан и оказался бежавшим из Сибири Павлом Баланцовым из крестьян с. Чекова, Владимирского уезда, сосланным в 1899 г. в Сибирь на поселение по приговору Владимирского Окружного суда за ряд совершенных им церковных краж. Церковному сторожу Гурьянову преподано Архипастырское благословение от Высокопреосвященного Сергия, архиепископа Владимирского, объявлена благодарность гражданского начальства через напечатание во Владимирских Губернских Beдомостях».
Престолов в храме три: в холодной – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В приделах теплых: во имя святых безсребренников Космы и Дамиана и святых апостолов Петра и Павла.
Копии метрических книг с 1802, а исповедных росписей с 1829 года хранились в целости. Опись церковному имуществу составлена в 1869 году и хранилась в церкви. [1]
При церкви – каменная колокольня; кроме того в селе находились еще две церкви – кладбищенская Успенская и приписная Николаевская каменная часовня; две деревянные часовни находились в деревнях Захарьине и Горямине (В часовне при дер. Горямине находилась замечательная по древности икона святых Бориса и Глеба.).
Земли церковной имелось: усадебной около 2 десятин, сенокосной 3 дес. 26 кв. сажен и пахотной 45 дес. 866 кв. саж. Кроме того церкви принадлежали: торговые лавки, мельницы и лес.
Штат причта: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причта ежегодно получалось до 2650 рублей. Дома причт имел собственные, на церковной земле. [1]
Приход: село (136 дворов) и деревни: Горямино (В Горямине тоже была церковь деревянная, на месте сгоревшей церкви была построена деревянная часовня, а приход переведен в Черкутино.), Демихово, Куделино, Емилино, Олино, Стрелка, Селютино, Черная гора, Елисеево, Треусово, Захарьино (Деревня Захарьино, Мелехотского стана, упоминается в «жалованной грамоте Иоанна Грозного митрополиту Симону 1504 года» о неподсудности митрополичьих крестьян Владимирским наместникам, волостелям и их тиунам.), Мильково, Некрасиха, Коротыгино, Волково, Пасынково, Голькино, Клеметево, Хмелево, Вишенки, Юрино, Лутино, Исаково, Бурдачево и Пуговицыно. Всех дворов в приходе 596; душ мужского пола 2020, и женского пола 2242. [1]
Соколов Федор Васильевич, со времени поступления на должность псаломщика села Черкутино, не только не злоупотреблял сам крепкими напитками и не позволял себе никаких излишеств, но старался привить свой взгляд на жизнь и окружающим его. Ф. В. человек высшей степени религиозный, честный и аккуратный до педантизма и скромен как юноша. В течение его столь долголетней службы в селе Черкутине много было перемен в составе причта от священников до псаломщиков включительно, и при каждом новом назначении священника нужно привыкать к его взглядам, привычкам, характеру, что к слову сказать, при установившихся взглядах священников на псаломщиков, является делом довольно сложным и затруднительным, но Ф.В. Соколов всегда выходил из этих затруднений победителем, и в точение всей своей службы всегда был любим не только священниками и вообще всем причтом, но заслужил полную любовь и глубокое уважение к себе всех прихожан. Правда, и ему пришлось немало испытать горького.
11-го февраля 1906 г. в селе Черкутине происходило чествование местного псаломщика Федора Васильевича Соколова по случаю исполнившейся 50-ти-летней годовщины его служения при Богородице-Рождественской церкви названного села.
В день торжества, при первом ударе колокола, храм начал наполняться народом, желавшим лично почтить старика в столь знаменательный для него день, а равно явились в храм и все съехавшиеся его три сына, зятья и внуки. Божественную литургию совершал Благочинный свящ. пог. Санницкого о. Павел Соколов в сослужении с местными священниками о. Николаем Троицким (настоятелем церкви) и о. Николаем Постниковым, при чем служили два диакона: местный А. Побединский и зять юбиляра А. Знаменский.
По окончании литургии был отслужен благодарственный Господу Богу молебен с произнесением многолетия, установленного уставом и, между прочим, юбиляру, после чего о. Благочинным все, кто желал почтить юбиляра, были приглашены в помещение церковно-приходской школы, где после пения „Царю Небесный", о. Благочинным была произнесена экспромтом прекрасная речь, глубоко тронувшая не только самого старика-юбиляра, но и всех присутствующих; за ним говорил о. Николай Постников, затем, при поднесении библии от всех детей его, был прочитан адрес; далее прочитано было слово от прихожан, представителями от которых И.Г. Дорягиным, В.А. Самойловым и И.Ф. Черновым была поднесена юбиляру икона Спасителя, после чего настоятелем церкви о. Николаем Троицким, при поднесении святого Евангелия, также была сказана речь, не менее прочувствованная и столь же искренняя, как и речь о. Благочинного. По окончании приветствий юбиляром был предложен всем присутствующим завтрак (Сокращ. из газ. „Клязьма").

Юбилейное торжество в селе Черкутине, Владимирского уезда, 8-го сентября 1901 года

8-е число сентября, день храмового праздника, 1901 года надолго останется в памяти жителей Черкутинского прихода. В этот день, с разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского, в с. Черкутине праздновалось столетие со времени построения ныне существующего Черкутинского приходского храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Мысль о совершении сего празднования всецело принадлежала местному причту, который заблаговременно входил с прошением к Его Высокопреосвященству о разрешении празднования столетия храма. На поданном прошении, в коем изложена была не только просьба о праздновании, но и программа самого торжества, последовала резолюция Высокопреосвященного в утвердительном смысле. Вслед за сим причт с. Черкутина занялся надлежащим приготовлением к предстоящему торжеству. С наступлением кануна праздника Рождества Пресвятой Богородицы, согласно программе, началось юбилейное празднование. В этот день отслужена была в Рождество-Богородицкой церкви заупокойная Литургия с панихидой и совершено было поминовение почивших храмоздателей, священно- и церковно-служителей, ктиторов и всех умерших благотворителей и благоукрасителей храма. К началу праздничного Всенощного бдения прибыл в с. Черкутино местный Благочинный, с. Устья священник о. И.Н. Серебряков, который вместе с Черкутинским причтом приступил к совершению праздничного Богослужения.
Сначала отслужен был параклисис Пресвятой Богородице, а затем началось Всенощное бдение, — при участии местного хора певчих. Когда приблизилось время совершения литии, то духовенство в светлых облачениях, а за ним и молящиеся, в преднесении хоругвей, запрестольных — Креста и иконы Богоматери, а также храмовой иконы, вышли на площадку близ храма. Здесь на приготовленный аналогий возложили праздничную икону, перед которой поставлены были возженные светильники, впереди ее размещены были запрестольные Крест и икона Богоматери. После пения положенных на литии стихир началось возглашение литийных ектений и пение многократного «Господи, помилуй». Тишина и мрак осенней ночи, мерцание звезд, иллюминация храма, блистание возженных светильников при Богослужении под открытым небом, среди зеленевшей еще природы, — все это особенно способствовало тому, что священные слова для слуха молящихся звучали необыкновенным каким-то образом, вливались в сердца их сильным потоком и приводили всех присутствовавших в восторженное состояние при сознании безмерного величия Творца вселенной, к Которому молитвенные воздыхания, казалось, летели прямо в небеса.
Дальнейшая всенощная служба продолжалась во храме обычным, положенным по уставу, порядком, — и окончилась глубоким вечером.
С наступлением праздничного утра толпы Черкутинских прихожан и заранее оповещенных иноприходских жителей стали собираться в церковную ограду к участию в предстоящем юбилейном торжестве. В назначенное время начался звон к водоосвящению. Ведомственный о. Благочинный, по прибытии в храм, совместно с причтом села Черкутина приступил к совершению сего водоосвящения, по окончании коего освящены были драгоценные сосуды для таинства Евхаристии, пожертвованные к сему знаменательному дню, — с соответствующею на потире надписью, — одним из прихожан с. Черкутина, крестьянином П.Т. Медведевым. Лишь только освященные сосуды внесены были в алтарь, немедленно приступлено было к совершению проскомидии, затем и Литургии. Последняя совершена была тем же составом священнослужителей при участии местного церковного хора и при небывалом стечении молящихся. После Евангелия на Литургии священник села Черкутина, отец Николай Троицкий сказал слово о необходимости и значении для верующих храма Божия. После заамвонной молитвы священником того же села о. Николаем Постниковым предложено было вниманию слушателей слово о том, что родители передают детям свои нравственные качества.
Между тем в конце Литургии священник соседнего села Оленина, о. А. Тихомиров с крестным ходом прибыл к месту торжества из Черкутинской кладбищенской церкви при колокольном звоне, во время коего окончившие служение Литургии священнослужители с присоединившимся к ним другого соседнего села Снегирева священником о. И. Ключаревым, в преднесении хоругвей и икон, в сопровождении остального причта, певчих и всех молящихся, вышли из Рождество-Богородицкой церкви на церковную площадку. Когда все приведено было в надлежащий порядок, священник о. И. Троицкий обратился к слушателям с следующей речью:
«Приидите, верные, восторженные Божественным Духом, почтим песнями происшедшую ныне от бесплодной (Анны) для спасения людей Приснодеву Отроковицу» ( троп. 1 пес.). Такими трогательными словами ежегодно, в 8-й день месяца сентября, в течение целого века, Св. Церковь приглашала своих верных чад к прославлению Богоотроковицы в этом самом св. храме. В течение целого века Господь благоволил принимать грешные человеческие мольбы в этом храме. В течение целого века Пресвятая Владычица в честь рождества Которой устроен сей храм, держала распростертым Свой св. омофор над приходящими и молящимися в этом храме. В течение целого века священнослужители предстояли в этом храме, вознося пред престолом Господним общие моления, испрашивая в них благодатного освящения своим прихожанам. Целый век — времени не мало! Сколько в течение целого века переменилось служителей св. храма сего! В течение целого века сколько прихожан ушло в могилу, провожаемых туда иереями с пением церковных песней! В течение целого века каких случаев, каких перемен не было в бытовой жизни Черкутинских прихожан! Менялись в приходе поколения одно за другим, являлись новые люди, — только этот старец — храм в течении целого века был и существует теперь неизменно для всех поколений, показывая им путь на небо!
Вознесем же теперь, слушатели, горячую молитву ко Владычице мира, в память рождества Которой создан наш храм! В этой молитве возблагодарим Пресвятую Деву за то, что, при Ее покровительстве, храм сей устроен, просуществовал невредимо целое столетие и в настоящее время мы видим его приведенным на подобающую ему степень благолепия! Будем усердно просить Заступницу нашу, дабы и впредь Она охраняла сей храм целым и невредимым на многие века, покрывая честным Своим омофором и храм сей, и нас, в нем молящихся!
О, Царице Небесная, буди хранительницей и покровительницей храма сего, — буди материю заступницей и наставницей всем приходящим для молитвы во св. храм сей всегда, ныне, и присно, и во веки веков!»
По окончании речи, священно-церковнослужители совершили молебное пение Пресв. Богородице с акафистом, который был разделен для прочтения между всеми участвовавшими священниками, при обхождении вокруг храма с крестным ходом, с остановками у четырех сторон храма и осенением Св. Крестом у каждой стороны церкви. По возвращении на то место церковной площади, где положено было начало служению молебна, прочитано было о. Благочинным заключение акафиста, за сим богородичное Евангелие, после которого, при пении последних песней канона, духовная процессия, во всем своем составе, со всеми молящимися, вошла во храм, где певчие пропели праздничный тропарь, диакон произнес сугубую ектению, о. Благочинный внятно и умилительно прочитал молитву Пресв. Богородице, с коленопреклонением, — и молебен был закончен возглашением многолетия.
Торжественное соборное служение Литургии при умилительном и стройном исполнении песнопений местным хором певчих, с предшествовавшими Литургии не менее торжественными священнодействиями освящения воды и ценных сосудов, трогательное пение молебна и чтение акафиста при сверх-обыкновенной церемонии обхождения храма сонмом священнослужителей в преднесении большого числа икон и хоругвей, при громадном стечении народа, при сильном и приятном звоне колоколов, — все это привело участников торжества в священный восторг, — и надо полагать, неизгладимым знаком запечатлеется в памяти и сердцах всех присутствовавших на таком небывалом еще во всей окрестности Черкутинского прихода церковном торжестве. Заметен был подъем религиозного духа во всех участниках сего торжества; потому что это тоже было торжество Православной церкви.
Однако всем вышеописанным программа Черкутинского юбилейного торжества еще не исчерпывалась: после половины дня того же 8-го сентября празднество продолжено было во храме; за сим перенесено было в помещение местной церковно-приходской школы. Около 2 ½ часов пополудни (канун воскресения) отслужена была малая вечерня очередным приходским священником, после чего иконы Кладбищенской церкви с крестным ходом, при звоне обеих церквей, отнесены были и поставлены на своем месте.
Вслед за сим, в церк.-прих. школе был акт, на котором присутствовал местный о. Благочинный, священник о. И.И. Серебряков, местный причт, некоторые священники ближайших к Черкутину сел, почетные прихожане и многие другие слушатели
После пения молитвы Св. Духу прочитана была приветственная телеграмма, присланная на имя 1-го священника с. Черкутииа от князя Ивана Николаевича Салтыкова, потомка устроителя настоящего храма; содержание ее следующее: «Примите, глубокоуважаемый отец Николай, и передайте церковному причту и крестьянам мое искреннее поздравление с торжественным днем столетнего юбилейного торжества Богородицкого храма! Сердечно благодарю вас за память и поминание имени моего незабвенного родителя. Глубоко сожалею невозможность лично присутствовать на церковном торжестве. Да пошлет Всевышний долголетнее процветание древнему храму, основанному моим предком! Князь Салтыков».
После этого прочитана была телеграмма от управляющего сего князя: «По поручению князя Салтыкова имею препроводить вам сто рублей на украшение храма. Цепенников»; прочитаны были также приветственные телеграммы, полученные от некоторых Черкутинских прихожан, проживающих вне пределов своего прихода. Хор певчих пропел тропарь праздника; после чего настоятель церквей Черкутинского прихода, взойдя на училищную кафедру, прочитал исторический очерк устроения Рождество-Богородицкого храма и приходской жизни села Черкутина. Чтение разделено было на три отдела, прерывалось пением гимнов и закончено общим пением: «Боже, Царя храни» и пением задостойника; — вместе с тем закончилось и празднование столетнего юбилея Рождество-Богородицкого храма в с. Черкутине.

Слово в день храмового праздника и юбилейного торжества по случаю столетнего существования Рождество-Богородицкого храма в селе Черкутине

В знаменательный для Черкутинских прихожан день храмового праздника и юбилейный год существования их приходского храма благовременно, возлюбленные слушатели, предложить вашему вниманию слово о необходимости и значении для нас храма Божия.
Храм есть Божие устроение, но Богу не свойственно устроить на земле иное, как только благопотребное и спасительное для человеков. Посему в устроении Божием мы имеем свидетельство Самого Бога о том, сколь храм Божий нам нужен и спасителен, учит приснопамятный Филарет, Святитель Московский. Действительно, первый в мире храм истинного Бога, Моисеева Скиния устроена была по непосредственному повелению Божию и плану, с самыми подробными наставлениями относительно ее освящения и порядка Богослужения. По этому же самому образцу, только с новым великолепием, построен был и храм Соломонов, во время освящения коего Господь сошел в него в виде облака и тем ясно показал, что храм на земле есть место особенного благодатного Его присутствия. По разрушении Соломонова храма, после Вавилонского плена, Господь Сам побуждал иудеев к сооружению нового храма и, наконец, незадолго до пришествия Спасителя устами пророка Малахии возвестил, что единственный тогда Иерусалимский храм истинного Бога вскоре будет заменен бесчисленным множеством храмов среди народов, которые будут призваны к вере в грядущего Искупителя. Необходимость для нас храмов Божиих показал Иисус Христос: как ни был Он совершен и духовен, тем не менее молился Отцу Небесному во храме Иерусалимском, учил в нем, горел ревностию о святости и неприкосновенности его и вместе с тем в беседе с Самарянкой предсказал скорое наступление времени, когда истинные поклонники не в Иерусалиме только и не в Самарии, но на всяком месте будут покланяться Богу в духе и истине. Апостолы, живя в Иерусалиме, также посещали храм Иерусалимский для молитвы и проповеди о Христе; а когда разошлись по разным странам для Евангельской проповеди, то научали новообращенных христиан устроят храмы, поставив для служения в них епископов, пресвитеров и диаконов. С того времени, чем более распространялось и укреплялось христианство на земле, тем более умножались храмы Божии, так что все христианские страны в настоящее время украшены великолепными храмами Божиими; в особенности же это нужно сказать о нашем отечестве; нигде нет такой любви и усердия к построению храмов, как в России; за то нигде нет и такого множества храмов, как в нашем отечестве.
Такое явление легко объясняется высоким значением христианского храма и теми неисчислимыми благами нашей Православной веры, которые преимущественно сосредоточены в храме Божием и отсюда изливаются на чад Св. Церкви.
Нигде так удобно мы не можем созерцать величие Господа и славить Его, как в храме. Здесь все возводит взор наш к Богу. Здесь пред лицом Господа Бога и Св. небожителей, дух наш смиряется, а сердце проникается чувством благоговения. Самый внешний вид храма напоминает нам, что это не обыкновенное жилище человеческое, а дом Божий, куда входя, должно отрясти прах мирских забот и греховных помыслов. Храм для нас — это небо на земле, где душа наша только и может отдыхать от тяготеющей над ней суеты, оживляться и возвышаться. «В храме стояще, на небеси стояти мним», поется в одной церковной песни. «На небесах, говорит Св. Златоуст, славословят Господа воинства ангельские, на земле подражают их славословию люди, составляя лики в церкви. На небесах Серафимы поют трисвятую песнь, на земле ту же самую песнь воссылает многочисленное собрание людей. Одно общее торжество составляют и небесные и земные существа. Одно у них благодарение, одно радостное ликование. Неизреченное милосердие Господа совокупило их вместе; Дух Святый соединил их; Всеблагий Отец согласил их пение в одну стройную песнь. Ничто так не услаждает нашу жизнь, как то утешение, которое мы получаем в храме Божием. Храмы Божии — это как-бы некоторые нарочитые дворцы Царя Небесного, открытые Им на земле для более удобного и близкого общения с человеком, где у Него с этой целию и престол и нарочитые служители — священники, и потребная на сей предмет сокровищница благодатных дарований, в которых так много и ежеминутно нуждается человек и где у Него, наконец, установлено особое чинопоследование на всякую из потреб человеческих».
Храм — есть дом молитвы, по преимуществу. «Дом Мой, дом молитвы наречется», сказал Спаситель. Только в храме, вдали от мира, не развлекаемые его шумом и соблазнами, мы можем сосредоточить всецело свои помыслы в Боге; только здесь мы можем излить свое сердце в молитвах к Отцу Небесному и вступить с Ним в духовное общение. В храме молитва наша оживляется общим усердием и устраняет те препятствия, которые в жизни домашней, среди непрестанных житейских забот и попечений, часто не дают нам ни времени, ни расположения, чтобы достойно заняться Богомыслием.
Храм - училище веры и благочестия. Тут преподается нам наставление, о чем молиться, как должно: Сам Дух Божий ходатайствует за нас чрез священнослужителей воздыханиями неизглаголанными. В храме благовествуется вслух всех Евангелие, проповедуется слово Божие; а где глас Божий, тут присутствует невидимо и Сам Бог. В храме преподаются Тело и Кровь Господа; а где Тело и Кровь Христовы, тут значит и Сам Владыка неба и земли. А где присутствует Царь, там находятся и слуги Его, как царедворцы, чипы Ангелов и св. душ. «Иде же Царево присутствие, там и чин приходит», учит Св. Златоуст. «Как скоро иерей, — в другом месте поучает нас тот же вселенский учитель, — начнет совершать Св. проскомидию, внезапно блаженные Силы, во множестве сошедши с неба, облаченные в пресветлыя некие ризы, с босыми ногами, с внимательным взором, с преклоненным долу лицом, в благолепии, великом безмолвии, окружая жертвенник, предстоят до совершения страшного таинства. Потом, разошедшись по всему храму, здесь и там, содействуют, помогают и подают силы находящимся во храме епископам, пресвитерам и диаконам, раздающим Тело и честную Кровь Христа». Примеры из жизни Святых подтверждают сказанное. «Когда Св. Василий совершал в храме молитву, благочестивые клирики однажды видели небесный свет, который освещал и озарял алтарь и Святителя, — видели и Св. мужей, в белых ризах, которые окружали великого архиерея». Св. Угодники и Св. Ангелы присутствуют не только в алтаре со священнослужителями, служа им и молясь вместе с ними, но и пребывают во всем храме, молясь со всеми христианами, подкрепляют и возносят их молитвы на небо, низводя на них своим ходатайством благодать Божию. «Так пред праздником Воскресения Христова, вечером, в Великую субботу. Св. Нифонт, стоя в церкви вместе с народом, видел Пречистую Богородицу, с Апостолами и множеством Святых пришедшую в церковь. Матерь Божия замечала, кто из людей стоял с усердием и благоговением, на тех Она смотрела с любовию, а на тех, кто стоял в храме небрежно, Она простирала Свои пречистыя руки и молилась за них Господу».
Правда, можно молиться везде с твердым упованием, что молитва будет услышана Богом, и надеяться на получение просимого, как это и доказывают многие священно-исторические примеры. Так, молившийся на горе Боговидец Моисей был услышан Богом, царь Езекие — на одре болезни, пророк Иона — во чреве китове, многострадальный Иов — на гноище также были услышаны Богом; милосердие Божие не ограничивается известным местом и временем; но согласно с обетованием Божиим, храм есть место особенного благодатного присутствия Божия на земле и место явления милости Божией. «Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их», сказал Иисус Христос. А в храме не двое, или трое молятся, а иногда сотни и тысячи христиан. И как высока, как приятна Богу общая, усердная молитва. «Молиться можно везде, говорит Златоустый учитель, но нельзя молиться так, как в церкви; не так скоро ты услышан будешь, молясь Владыке сам по себе, как молясь вместе с братиями твоими, ибо здесь нечто более, — как-то: единодушие, союз любви, молитвы священника. Для того-то священник и предстоит, чтобы молитвы народа, будучи слабы, соединившись с его сильнейшими молитвами, вместе с последними достигли неба: совокупная молитва имеет гораздо большую крепость, большее дерзновение, чем молитва домашняя. Во храме не только люди возносят единодушные гласи, но и Ангелы припадают ко Владыке, и Архангелы молятся».
Далее, — храм Божий есть место освящения нашего. От колыбели до могилы, все важнейшие обстоятельства нашей жизни, все существенные перемены получают освящение и благословение в храме. В нем мы вступаем в новую духовную жизнь, в новый завет с Богом в таинствах Крещения и Миропомазания; в доме Божием мы омываем слезами грехи в таинстве Покаяния и вкушаем Тела и Брови Христовых в таинстве Св. Причащения; здесь дают обет на взаимное сожитие жених и невеста в таинстве Брака; здесь служители церковные в таинстве Священства получают благодать возрождать и воспитывать других посредством учения и таинств; в церкви, если позволяют силы болящего, творят над ним молитвы и совершается таинство Елеосвящения для исцеления немощей душевных и телесных; в церкви получаем мы и последнее молитвенное напутствие в загробную жизнь. Поистине, храм есть благодатная сокровищница, из которой износится самое неоцененное для жизни благо — милость Божия, без которой мы в житейских начинаниях не можем иметь успеха. Храм — это духовный Фавор, откуда приснотекущий благодатный свет разливается незримыми потоками по лицу земли православной, во все дома христианские, и в роскошные палаты, и убогие хижины. Св. Иоанн Златоуст учит, что как человек, бывающий в мироварнице, где приготовляется благовонное миро, по выходе издает от себя, от своей одежды приятный запах, так и христианин, часто посещающий св. храм, невольно облагоухается благодатию Св. Духа и издает от себя для других и слово назидательное, и пример хорошей жизни.
Кроме всего вышеприведенного, о храме должно сказать, что он составляет средоточие, которое сплачивает, стягивает, совокупляет в одну тесную, родную, духовную семью целый приход, под руководством духовного отца — священника; здесь и богатый и бедный, и вельможа и раб, и царь и последний подданный равно преклоняют колена пред Отцом Небесным, едиными устами и единым сердцем взывая к Нему: Отче наш! Храм, наконец, есть общий для прихожан дом, дом дорогой, близкий, родной сердцу их, куда всякий идет смело и свободно, как в свой собственный дом, и где, питаясь Св. небесною пищею, растет в меру возраста исполнения Христова до тех пор, пока не обветшает его телесная храмина, и он не переселится в другую область бытия, — на небо. Таково значение храма!
Правильное понятие о необходимости и важности для христиан храма Божия должно приводить нас к следующему заключению. Долг каждого христианина содействовать созиданию и умножению храмов Божиих вообще, а в частности заботиться о созидании и благоукрашении своего приходского храма. В приложении к Черкутинским прихожанам, — долг их будет состоять в необходимости поддерживать церковное благолепие в их храмах. Св. Церковь молится о любителях благолепия дома Божия такими словами: «Освяти (Господи) любящие благолепие дому Твоего; Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою!» Но кто эти, любители церковного благолепия? Не те ли, которые любят, чтобы все было хорошо во храме, — и облачения, и чистота, и порядок, и чтение, и пение, а сами, впрочем, ничего для этого не делают! — Нет. Любящие благолепие дома Божия — это те, которые или сами делают или другим дают средства и способы делать то, чтобы в храме Божием было все хорошо: и облачение, и украшение, и чистота, и порядок, и чтение, и пение; и Бог даст им все способы и средства к тому, что у них самих все будет хорошо. За Богом ни молитва, ни жертва никогда не пропадает. И свеча, которую мы ставим для освещения, и ладан, который приносим для благоухания, и плат, который подаем для облачения, и лента, которую мы жертвуем на украшение, и голос, который присоединяем для благолепного пения, — все это у Бога остается в памяти, за все по Своему милосердию освятит Он и прославит, за все всякому ниспошлет потребную благодать и милость!
Свящ. Н. Троицкий. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 18-й. 1902).
Указом Святейшего Правит. Синода от 30 мая 1913 г. заштатный свящ. с. Черкутина, Николай Троицкий, определен на должность настоятеля Муромского Благовещенского монастыря. Николай Троицкий 7 июня 1913 г. пострижен в монашество с именем «Никон», 9 июня возведен в сан архимандрита. Настоятель Муромского Благовещенского монастыря архимандрит Никон умер 14 июня 1913 г.
«Я, гр-н с. Черкутина, Н.И. Матвеев отказываюсь от должности пом. церковного старосты при Успенской церкви с. Черкутина» («Призыв», 12 марта 1930).

У протоиерея Николая Александровича Постникова, настоятеля черкутинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, была доверенная наместница в крае - Анна Ивановна Морозкина. Золото поступало к ней из церквей, с народных сборов, с воровского общака и от лесных братьев по вере. Времена были крайне жестокие. Достойных людей ссылали и осуждали за помощь находившимся в ссылках и тюрьмах и просто за ведение антисоветских разговоров о голоде. Наказывали ссылками за помощь голодающим, когда за покупку хлеба расплачивались собранным в качестве пожертвований золотом. Люди, делавшие благое дело, обвинялись в антисоветской деятельности. Золотом владеть должно было только Советское государство, а за советские обесценившиеся купюры - фантики, в голод продовольствия не накупишь. Приходилось к закупкам и только за золото, за немалые вознаграждения, привлекать дельцов, из работающих в стране иностранных концессий, фондов, международных организаций, типа «Красного Креста». Им разрешалось закупать хлеб официально за валюту и золото. Десятая часть средств через посыльных, проходивших лечение в Андарове у Анны Ивановны, конспиративно передавалась монашке владимирского Успенского Княгинина монастыря, уроженке села Черкутино Пелагее Васильевне Зотовой. Эти деньги использовались для мучеников за церковь Христову. Купленное на них продовольствие предназначалось для посылок в ссылки духовенству. Оставшиеся средства через монаха Павла Исаевича Новикова направлялись в Москву. Использовались они для покупки зерна - хлеба для ссыльных и заключённых в лагеря торговцев, интеллигенции, офицеров и крестьян-кулаков. В 1932—1933 годах продовольствие направлялось и в голодающее Поволжье.
Расплата за доброе дело настигла многих. Пелагея Зотова арестована 3 ноября 1931 года в группе из 18 священнослужителей, монахинь и мирян. Приговорена к трём годам ссылки в Казахстан через ПП ОГПУ. Павел Исаевич Новиков был арестован в группе из 28 человек в декабре 1933 года и приговорен к 10 годам лагерей. 67-летний Николай Александрович Постников с 32-летним сыном Георгием Николаевичем арестованы 7 января 1934 года и сосланы в ссылку в Киржачский район на три года, по обвинению за организацию помощи ссыльным и заключённым.
На Анну Ивановну Морозкину никто не показал и не донёс. Она избежала даже обыска. Помогло нахождение в деревне Андарове на излечении нескольких чекистов и красноармейцев. На что и рассчитывал Николай Александрович Постников, привлекая в помощницы авторитетную знахарку. [3]
Священнослужители черкутинского прихода вели приходскую летопись на протяжении почти пяти веков. С 1919 года хранилась она в сундуке в доме священника Николая Александровича Постникова. На период ссылки он передавал летопись и важные документы на хранение Анне Ивановне Морозкиной в деревню Андарово.
После закрытия церкви, здание было передано сельскому совету. За ненадобностью продана под межколхозный склад госпоставок «Глубинка» и со временем перешла под складское помещение совхозу. «В школьные годы я частенько бывал в блистающем красотой отделки, но уже загаженном этом храме с отцом, бабушкой и одноклассником Мишей Леванцовым. Нам, сборщикам макулатуры, кладовщик Виктор Александрович Зайцев частенько разрешал подбирать бумажные листы рукописей, разлетающиеся по помещению при работе веялок. За приборку дополнительно выдавалась «макулатура» - по увесистой пачке пожелтевших, мелко, экономно исписанных листов. Интерес к церкви был столь велик, что мы, задерживаясь, просили разрешения побыть подольше. По сравнению с ростом людей помещение казалось непомерно громадным. Из-под грязи, натасканной с улицы немытыми сапогами, проглядывал изящный плиточный пол. На нём насыпью кучами лежало зерно. Между ними и вдоль стен стояли ящики, лари, сундуки и шкафы с совхозным и церковным добром. Через разбитые когда-то комсомольцами стёкла в окнах верхнего яруса в церковь залетали кормиться голуби. Загаженные голубиным помётом и пылью при перелопачивании зерна, позолоченные пилястры с лепниной и карнизы высоченного безликого иконостаса сохраняли красоту былого трепетного величия. Икон в храме уже не было, кроме одной, совершенно чёрной, сделанной из досок толщиной десять сантиметров и высотой в рост человека. Она исполняла роль крышки стола на ящике. Сидя за этим импровизированным столом, выпивая и закусывая, совершенно случайно обнаружили, как на чёрной поверхности «крышки стола» появился облик стоящего святого. Проявилось это при вытирании пролитого масла из консервной банки из-под шпрот. Богохульничать более не посмели. Икона заняла своё место у стены, на которой висела ранее. Местами сквозь паутину виднелись висящие на цепочках лампады. Свисающая из-под купольных высот звенчатая цепь люстры-паникадила раскачивалась, подобно маятнику, отсчитывающему время забвения. К книгам в кожаных переплётах, сложенных по размеру в стопках у задней стены от входа, примыкала куча рукописей в обложках, сшитых сермяжными ремешками, шпагатом и лыком. Из обложек в виде двух дощечек, обвязанных бечевой вкруговую, выглядывали посеревшие торцы фолиантов. Куча рукописей, затоптанная с краю подошвами грязных сапог, предохраняла сложенное у стены. Беспорядочно заброшенные в стенную нишу старинные толстые книги с бронзовыми застёжками рассыпались на отдельные листы. Здесь хранились документы не только черкутинских церквей, но и завезённые по чьим-то указаниям из других закрывающихся храмов.
Молча наблюдали за невежеством, кощунством и варварским безвременьем незрячие глаза смиренно стоящих в нишах на постаментах трёх статуй. Привлекала нас, мальчишек, статуя Богоматери в расшитых бисером деревянных одеждах. В задней части её открывалась выпуклая дверца. Стоило протиснуться в тесное чрево «Богородицы», дверца закрывалась и со щелчком запиралась. Тусклый свет, проникающий в щель в головной части, оставлял надежду, что не задохнёшься от нехватки воздуха. Отражение от сферической поверхности стенной ниши голоса в церкви, проникая через расширяющиеся отверстия в статую, в пугающем искажённом виде доносились до обострённого сознания. Местный душевнобольной низкорослый старичок Рачков после подобных процедур объявил кладовщику Зайцеву, что побывал на небесах и слышал глас Божий. Естественно, мы, пользуясь случаем, стремились пройти «священное» испытание. Во время него кто-нибудь истошно вопил у иконостаса. Некоторые ребята за короткое время так наслушивались «гласа Божьего», что, пошатываясь, покидали запретное убежище.
Лики святых с запылённых, но не поблёкших выразительных росписей стен и свода храма продолжали вразумлять оступившихся и отступившихся Божьих чад. Все валяющиеся на полу книги, документы церковных приходов и оставшиеся предметы культа у кладовщика в отчёте не числились. Но давать их людям, даже на прочтение, не разрешалось. И вряд ли нашёлся бы человек из местных жителей, который посмел бы взять или похитить из церкви что-либо без разрешения священнослужителя. Хотя верующие ведали, что несколько церковных икон было роздано батюшкой надёжным богомольным старушкам на хранение перед закрытием храма. Из дошедшей до меня информации узнал, что приезжавший когда-то в Черкутино при закрытии Рождественского храма представитель районного отдела культуры единолично определял материальную и духовную ценность вещей поверхностно, на глаз. Этого недоучку не интересовали даже дарёные книги с печатями Михаила Михайловича Сперанского. По его указанию организованно вывезли только старинную мебель и понравившиеся художественные книги в красивых обложках. Старьёвщик на автомобиле за один заезд отвёз в Ундол в металлолом предварительно помятую церковную утварь, оклады с икон и кипы церковных документов - в макулатуру. Остальное оставили на потом». [3]
Было направлено прошение прихожан 12 мая 1967 года во Владимирский обком КПСС с приложенными к нему листами с подписями. Это было третье по счёту безответное прошение верующих и неверующих людей с просьбой не разрушать черкутинскую Рождественскую церковь.
Единственные, кто открыто выступил против уничтожения черкутинского храма, были два педагога, сельский пожарный, коммунист Алексей Сергеевич Гурьянов и абсолютно все, не поддавшиеся атеистическому одурманиванию старики и старушки.
Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была разрушена 17 июня 1967 года (см. В.А. Солоухин о селе Черкутино), колокольня сохранилась.
«Работы велись по тем временам привычным, отработанным способом. Вместо разбираемой по нижнему периметру храма кирпичной кладки ставились и расклинивались чурбаки-стойки. В критический момент многотонная конструкция хрустнула и чуть осела. Далее, чтобы окончательно опрокинуть и развалить огромное сооружение, необходимо было выжечь поддерживающие стойки с расшивками. Уничтожающий костёр и два гусеничных трактора с тросом, привязанным под куполом, довершили кощунство…
Стены и сводчатые перекрытия, развалившись на глыбы, лежали вперемешку с элементами крыши, кровли и оконными блоками. Кажущийся огромным золочёный купол с повреждённым крестом лежал чуть в сторонке. Через пробоину просматривалась прочная просмолённая древесина остова.
Снесли бульдозером в овраг и остатки ограды церковного комплекса с кладбищем. Гранитные надгробия из прицерковного кладбища сдвинуты в овраг.
Тут же, не отходя от развалин, у своих тракторов ДТ-54 на бережку загаженного пруда, праздновали в промасленных комбинезонах и кирзовых сапогах два тракториста Баринов и Похвалынский. Сегодня их отблагодарил за работу самолично директор совхоза Краснояров. Выписал премию по десять рублей и телячий ливер на закуску. Заслужили так заслужили! Себя с «нужной» стороны показали. Рекомендации в кандидаты членов КПСС обеспечены. Следовательно - и не каждая пьянка на работе будет замечена. Новые трактора первыми получат, а с ними хорошо оплачиваемые работы, премии и почёт.
Баринов и Похвалынский тросами, привязанными под купол церкви, рычащими от натуги тракторами, сокрушая подбитые по нижнему периметру стены, разрушили храм. В довершение сотворённой ими диверсии и на другой день спозаранку приспособленные для мирного труда натужно рокочущие машины рвали тело павшего богатыря. Заметающим следы своего злодеяния и духовного падения было невдомёк, что слова проклятий, посылаемые в их адрес старушками, в совсем недалёком будущем сбудутся. Бог или ещё какая, пока неведомая человеку, сила сокрушит этих бравых молодцев болезнями и безвременной кончиной.
К группе пожилых женщин, ругающих трактористов, из кабины остановившейся на обочине дороги автомашины ГАЗ-51 вышел незнакомый рослый батюшка. Был он стар и сед. В левой руке крест и кадило. Перекрестив повернувшихся к нему собравшихся людей, перекрестился и сам, глядя на сиротливо стоящую церковную колокольню. Осторожно ступая по примятому бурьяну среди пустых и не выпитых бутылок с водкой, приблизился к костерку со стоящим над ним на кирпичах, закопчённым ведром с варевом. Под насторожёнными взглядами возлегающих возле него трактористов, взятый из огня уголёк положил в кадило. Тихо напевая молитву и покачивая кадилом со звенящими бубенцами на цепных подвесках, двинулся вокруг церковных развалин. Старушки, крестясь, последовали за ним, несущим крест. Увлечённый их духовным порывом с десяток шагов за ним сделал захмелевший Баринов. Но вскоре, словно одумавшись, махнув рукой, вернулся к наполненным водкой стаканам. Едва сделав круг вокруг развалин, священник, перекрестив крестом в руке собравшихся, так же тихо, словно виновато, удалился на поджидающем его транспорте в сторону Владимира. Исполняя свой долг, невольно спровоцировавший сборище людей, священник, возможно, опасался негативных последствий от властей. Но некоторые заметили и другое: перед отъездом он сделал прощальный жест рукой понуро стоящему Георгию Николаевичу Постникову. Не по просьбе ли его состоялся, по советским меркам фарс - скоротечный крестный ход в знак противостояния.
Дождь усилился. Словно в панихиду по разрушенному храму, тёплые слёзы небес волнами срывались с наплывающих облачков. Ярко заметная радуга, выгнувшись в вышине над церковной колокольней, наполнялась энергией с пойм речек Ворши и Тунгиря…
Дождь вынудил меня зайти в бывшее прицерковное кирпичное здание. В нём рядом с колокольней находилась «пожарка» с пожарным автомобилем. Поблизости висел на столбовой консоли небольшой набатный колокол. Заправлял этим хозяйством друг нашего семейства, без двух лет пенсионер дядя Лёша - Алексей Сергеевич Гурьянов…
Засуетившись, Алексей Сергеевич довернул потолочную электролампочку в кладовке. Под брезентом за смотанными пожарными рукавами я увидел две кучи. В большей лежали загаженные голубями церковные и писцовые книги, клировые ведомости, сборные книги, богослужебные журналы, межевые книги села Черкутино и Олепина от 1770 года, книги братских доходов, метрические книги, антиминсы из окрестных церквей, кипы рукописей и документов Епархии…
Заставил кладовщика Павла Григорьевича Воронина совхозный парторг Корытов всё, что осталось в храме из поповской макулатуры, сжечь перед его уничтожением. Воспользовавшись отсутствием контроля, часть церковных документов в мешках было перенесено в пожарку…[3]
Высочайшее распоряжение на снос храма за пятью подписями поступило в парторганизацию только через пять дней после разрушения храма. Опасаясь недовольства черкутян, районные и областные руководители перестраховались, гоняя бумагу по властным кабинетам. [3]

На месте снесенной церкви предполагалось построить здание клуба. Денег на строительство нового Дома культуры не нашлось. Старый клуб располагался в двухэтажном здании, восстановленного после сожжения мельницы и трактира. Зал клуба находился на первом этаже. Новый Дом культуры построен к 1980 году на месте снесенной церкви.
В колокольне в 1990-х годах была устроена Николаевская церковь (новая). В 2008 году колокольня была отремонтирована.


Церковь Николая Чудотворца. 1960-1970-е годы.

После закрытия Никольского храма в 30-х годах ХХ века здание отдали под котельную. В советские годы храм был значительно разрушен.


Церковь Николая Чудотворца. Автор фотографии: Андрей Агафонов. 1991 г.

В соответствии с решением Законодательного Собрания Владимирской области от 13.01.95 № 5 «О постановке на государственную охрану и снятии с охраны памятников истории и культуры Владимирской области» этот храм является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.
В 1994 году Никольская церковь передана в безвозмездное пользование Владимирской Епархии Русской Православной церкви (Московского Патриархата).
Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма в Честь Святителей Христовых Спиридона и Николая Чудотворцев села Черкутино Собинского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 27 декабря 1999 г.
Возрождение Храма Святителя Николая Чудотворца осуществляется по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского владыки Евлогия. Силами членов Владимирского регионального отделения Ассоциации юристов России, поддержавших их молодежных организаций города Владимира и местных жителей, было осуществлено несколько трудовых десантов для уборки мусора с территории Свято-Никольского Храма в с. Черкутино, что позволило настоятелю храма священнику Алексию (Кузьминых) начать реставрационные работы. С 2009 года членами Инициативной группы ведется сбор пожертвований на восстановление Свято-Никольского Храма в с. Черкутино.
2009 год - начало реставрационных работ под контролем Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия и в соответствии с изысканием архитектурного отдела епархии. 2009 год - восстановление стен восьмерика, 2010 г. - установка купола и покрытие металлом с внутренней обрешеткой под штукатурку, барабан, главка с крестом установлены в 2011 году к 275 летию здания. 2012 г. - оштукатуривание стен, окраска и установка окон с кованными решетками.
Так как после реставрации Храм будет вновь освящен в честь Святого Николая Чудотворца и Святого Спиридона, отделением АЮР настоятелю была передана аналойная (60x40 см) икона Святого Николая. Кроме того, по ходатайству отделения общественной организацией «Попечительский совет Алексия митрополита Московского» была передана икона Святого Спиридона. А затем вновь отделением АЮР — икона Святого Илии Пророка, особо почитаемого в Черкутино. В 2010 году выпущен буклет «Возрождение храма Святителя Николая Чудотворца в селе Черкутино».
Настоятель, председатель приходского совета - Кузьминых Алексей Витальевич.


Церковь Николая Чудотворца. Автор фотографии: Василий Балашов. 2018 г.

Службы в кладбищенской Успенской церкви прекращены в 1927 году. Церковь разобрана. Часовня при ней, выстроенная Зотовым, сохранилась.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин]. - 1893. - 283 с.
3. Морозкин Александр Александрович. Красный закат. Повесть / А.А. Морозкин - Владимир: Изд-во ООО «Транзит-ИКС», 2013. - 184 с.
Село Черкутино

Категория: Собинка | Добавил: Николай (20.02.2020)
Просмотров: 1113 | Теги: Собинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru