Главная
Регистрация
Вход
Пятница
14.08.2020
14:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1286]
Суздаль [393]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [418]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [109]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [131]
Гусь [151]
Вязники [274]
Камешково [93]
Ковров [375]
Гороховец [119]
Александров [244]
Переславль [111]
Кольчугино [74]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [103]
Религия [5]
Иваново [58]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [104]
Писатели и поэты [99]
Промышленность [89]
Учебные заведения [111]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [47]
Муромские поэты [5]
художники [23]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [241]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Собинка

Храмы в селе Черкутино Собинского района

Храмы в селе Черкутино

Черкутино — село в Собинском районе Владимирской области России, центр сельского поселения. Село расположено в 60 км на северо-запад от областного центра Владимира на автодороге Р75 Владимир — Кольчугино и в 27 км от райцентра Собинки.

Кладбищенская Успенская церковь построена в 1795 году усердием князя Николая Ивановича Салтыкова; она деревянная на каменном фундаменте, с деревянной же колокольней. Престол в ней один. Утвари достаточно и богослужебные книги имелись в полном составе. В 1843 г. церковь была сделана теплой, снаружи обшита тесом, внутри поштукатурена и расписана. В 1885 г. церковный староста крестьянин с. Черкутино Дмитрий Зотов обнес все кладбище каменной оградой с железными решетками. Он же устроил близ церкви каменную часовню с позолоченным иконостасом. В 1900 г. церковь была отремонтирована и покрашена.[1]

В 1821 г. в с. Черкутино был назначен священник Роман Евгеньевич Миловзоров, окончивший Владимирскую семинарию в 1820 г. Он скончался в Черкутине в 1830-х гг.
В 1827 г. в Черкутино был назначен священник Андрей Ильич Троицкий. Он окончил Владимирскую семинарию в 1826 г. В 1835 г. переведен в армейское духовенство.
В 1827 г. ко храмам с. Черкутино был рукоположен во диакона, окончивший Владимирскую семинарию в 1826 г., Иван Иванович Архангельский.
Священнослужители Богородице-Рождественского храма вели приходскую летопись. На полях церковной Следованной псалтири под 19 августа сделана заметка: «1834 года село сгорело и колокольня выгорела».
Иоанн Иоаннович Розов в 1838 г. окончил Владимирскую духовную семинарию и в 1841 г. рукоположен во священника ко храму с. Черкутино.
С 1843 г. диаконом в с. Черкутино был Владимир Алексеевич Федоровский, окончивший в 1842 г. Владимирскую духовную семинарию.
В 1863 г. ко храму с. Черкутино был назначен рукоположенный во священника Алексей Григорьевич Баскаков. Он окончил Владимирскую семинарию в 1862 г. Скончался в 1896 г.
Уволен за штат священник села Черкутина, Николай Смирнов 27 ноября 1892 г., согласно прошению. Окончивший курс духовной семинарии Николай Постников 27 ноября 1892 г. определен священником в с. Черкутино. 23-го января 1897 г. награжден набедренником священник Николай Постников.

Богородице-Рождественская церковь с. Черкутино вначале была холодной, но с течением времени стали устраивать в ней отопление. В 1841 г. придел из холодного был сделан теплым, в нем была устроена печь.
В приделе во имя Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана возобновлена была внутри живопись, сделана полусветлая перегородка, отделявшая его от трапезы и Петропавловского придела. В 1845 г. перегородка эта отнесена была далее - трапезная церковь вся стала теплою. В 1847 г. и придел во имя Святых Первоверховных апостолов сделан теплым.

8 мая 1866 г., во время сильной бури, снесло большую главу с церкви. Глава была восстановлена и в 1870 г. в обоих приделах при Богородице-Рождественской церкви и в трапезе между приделами устроены каменные своды вместо деревянных накатов усердием церковного старосты Николая Зотова. В 1871 г. каменные своды расписаны на средства купца Василия Сергеевича Зотова, на сумму свыше 900 рублей. В церковной летописи за 1872 г. сделана запись: «июня, 20 дня, от пожара, возникшего неизвестно от чего, в обывательской лавке, пострадала колокольня; причем упал большой колокол на нижний свод колокольни без особого повреждения, а также упал шпиль с крестом, а прочие здания церковные все соблюдены».

Одновременно с церковью Рождества Пресвятой Богородицы в селе Черкутине издавна существовала другая церковь деревянная – во имя святителя и чудотворца Николая. В 1736 г. помещик адъютант лейб-гвардии конного полка князь Иван Алексеев Салтыков вместо обветшавшей деревянной Николаевской церкви построил каменную в честь того же Святителя.
В 1736 году 23 февраля означенный помещик в синодальный казенный приказ писал: «В Владимерской десятине, в Ильмехотском стану, в селе Черкутине имеется деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, которая построена в давних годех и от многопрошедших лет весьма обветшала и за ветхостию служить в ней невозможно и ныне я желаю вместо ветхой деревянной церкви построить вновь каменную церковь во имя тот же престол и прошу о строении… дать указ». Указ был выдан, и церковь построена в том же году и освящена архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Павлом.
В 1849 г. Николаевская церковь была приписана к церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Престол в ней один. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена в достаточном количестве. Копии метрических книг с 1803-1849 гг., а исповедных росписей с 1829-1849 гг. хранились в целости. Опись церковному имуществу составлена в 1829 году и хранилась в церкви. [1]


Церковь Николая Чудотворца. Начало XX века.

Слева направо - дом для прислуги, усадебный дом, церковь Николая Чудотворца. Начало XX века.

Штат Богородице-Рождественской церкви в разное время состоял из двух или из трех священников.
Зять отца Сперанского, священник Третьяков, дослужился до протоиерейского сана.
Священник Артемий Великосельский (Артемий Иванович Великосельский по окончании Владимирской семинарии, с 1803 г. - священник в Черкутине) был благочинным.
Священник Александр Похвалынский (Александр Дмитриевич Похвалынский окончил Владимирскую семинарию в 1826 г., с 1827 г. - священник с. Воскресенская слобода Суздальского уезда, в 1832 г. переведен к Варваринской церкви г. Суздаля, с 1837 г. - в Черкутине, умер 21 сентября 1861 г.) депутатом, затем ведомственным духовником.
Зять Александра Похвалынского, священник Василий Альбицкий (Василий Гаврилович Альбицкий окончил Владимирскую семинарию в 1850 г., в том же году назначен учителем Шуйского духовного училища, в 1853 г. - переведен учителем во Владимирское духовное училище, с 1854 г. - священник в с. Черкутино, в 1890 г. вышел за штат), - с 1864 по 1890 г. был ведомственным духовником и продолжительное время уполномоченным на епархиальные и окружные духовно-училищные съезды.
Священник Николай Смирнов с 1863 по 1893 г. проходил должность ведомственного духовника и некоторое время - члена благочиннического совета; священник Николай Троицкий проходил ту же должность члена совета местного благочиннического округа.
Богослужение церковное в с. Черкутино совершалось ежедневно; в праздники литургия бывала даже в двух церквах: Рождество-Богородицкой приходской, и Успенской кладбищенской; при трехчленном же составе причта будничная служба совершалась ежедневно в двух церквах, а в праздники - литургия во всех трех церквах; совершалось Богослужение всегда истово и отличалось продолжительностью.

В 1880-х гг. производился капитальный ремонт храма на средства бывшего Черкутинского прихожанина, бронницкого купца Симеона Глебовича Челышова и иждивением церковного старосты, купца В. Зотова. Вся церковь возобновлена была внутри и снаружи; внутри холодной церкви выкрашен и вызолочен иконостас; прибавлено в нем 8 вновь написанных икон; стены вверху расписаны вновь живописью, а от цоколя до карниза отделаны под мрамор; в окна всей церкви вставлены новые рамы и колоды; все окна обделаны под мрамор; приобретены некоторые предметы из утвари церковной: паникадило, подсвечники и т. п.; отопление устроено духовое; снаружи стены храма и колокольни оштукатурены, крыша выкрашена и пр. В 1885 г., 1 сентября, Высокопреосвященный Феогност, архиепископ Владимирский, освятил возобновленный храм. Во второй половине 1890-х гг. Богородицкий храм снова был ремонтирован; причем внутренняя поправка его преимущественно касалась теплого храма: стены его вновь расписаны живописью, орнаментами с позолотою, и выкрашены масляными красками; иконостас подправлен, облетевшая во многих местах наружная штукатурка возобновлена; стены и крыша храма и колокольни выбелены и выкрашены.
В 1899 г. на средства Потомственного почетного гражданина, бывшего прихожанина с. Черкутина Симеона Глебовича Челышова были вызолочены все главы Богородице-Рождественской церкви.

Николай Козмич Смирнов

Николай Козмич Смирнов родом из гор. Суздаля, сын священника, Николай Козмич окончил семинарский курс с званием студента, и 8-го марта 1842 года рукоположен был во священника в село Ставрово, Владимирского уезда.
Вскоре по вступлении на приход о. Николай понял, что сельскому пастырю трудно влиять на прихожан словом вразумления с церковной кафедры, покуда они путем школьного развития не будут подготовлены к сознательному восприятию христианских истин. В этом убеждении он на первых же годах своего служения стал хлопотать об открытии приходской школы в селе Ставрове, когда о таких школах почти нигде еще не было и помину, — стал хлопотать не в силу начальственного распоряжения или какого-нибудь стороннего влияния, а исключительно по личному своему убеждению в пользе и необходимости приходской школы, считая своею обязанностью позаботиться о школьном просвещении прихожан в целях своего пастырского служения. Сам озабоченный мыслью о школе, о. Николай надеялся и в прихожанах встретить сочувствие к этому полезному делу и материальную поддержку с их стороны; но надежда его не оправдалась. Неудача однако же нисколько не смутила о. Николая и не остановила его стремления к образованию прихожан; он открыл школу для приходских детей в своем доме и при помощи жены успешно повел дело обучения их. Эта маленькая школа была, так сказать, зерном, из которого впоследствии выросло в Ставрове двуклассное министерское училище.
Перешедши, в 1869 году, на другой приход — в село Черкутино, того же Владимирского уезда, о. Николай и здесь продолжал трудиться над образованием приходских детей в местной школе.
8 марта 1892 г. пополнилось 50-лет служения в иерейском сане священника села Черкутина, Владимирского уезда, Николая Козмича Смирнова. Прослужить 50 лет — дело вообще нелегкое и во всяком звании, на каком бы то ни было поприще общественной деятельности; пятидесятилетнее же служение при исключительных условиях священно - пастырской деятельности, а тем более при неблагоприятных к тому же условиях жизни, есть несомненно подвиг, который могут выносить только немногие и который определяется человеку в особенных целях Промысла Божия. Такой именно подвиг мы видим в жизни почтенного юбиляра. Пятидесятилетняя пастырская деятельность о. Николая в связи с обстоятельствами его семейной жизни представляет много поучительного и внушает особое уважение к этой почтенной личности, как редкому образцу труда и терпения.
Отношения о. Николая к прихожанам определяются его личным характером: это человек добрый и простой, кроткий и уступчивый, приветливый и обходительный, благожелательный и услужливый, отзывчивый к радостям и горю каждого, а что всего дороже — умеющий жить в мире со всеми, даже «и с ненавидящими мира», — как сказано в одном из адресов, поднесенных о. Николаю на юбилейном торжестве. При этом о. Николай отличается и замечательным трудолюбием, и нестяжательностью; он ищет пасомых, а не благ от них, и для спасения вверенных его пастырскому руководительству не щадит ни времени, ни здоровья. Он весь принадлежит приходу и постоянно вращается среди прихожан. Не раз он сам говорил одному из своих собратов-священников: «мой дом для меня не иное что, как ночлежный приют; в него, чаще всего, вхожу я вечером, а выхожу утром. День провожу на службе — в храме, в школе и в приходе». За то и пасомые как прежде, в Ставровском приходе, питали искреннее расположение и глубокое уважение к о. Николаю, так и теперь, в Черкутинском, относятся к нему с такими-же искренними чувствами любви и уважения, что наглядно обнаружилось во время юбилейного торжества.
Не мало свидетельствует о личных достоинствах юбиляра и то обстоятельство, что духовенство целого благочиннического округа избрало его своим духовным отцом, очевидно, находя его более других опытным в духовной жизни и способным быть нравственным руководителем самих пастырей. Избранный духовником благочиния еще в то время, когда служил в Ставровском приходе, о. Николай вот уже 29-й год бессменно проходит эту должность, пользуясь в среде ведомственного духовенства глубоким уважением и самым искренним расположением, о чем ясно свидетельствуют и торжественность в праздновании юбилея, и речи произнесенные на юбилейном празднике, и усердное приношение юбиляру от духовенства округа.
Вот наиболее выдающиеся стороны в пастырском служении о. Николая и характерные черты его общественной деятельности, которыми объясняется всеобщая симпатия к юбиляру, собравшая в день юбилея массу почитателей его.
Что касается частной, семейной жизни почтенного юбиляра, то один лишь простой перечень печальных в ней событий покажет читателю, сколько требовалось со стороны о. Николая мужества и терпения для перенесения тех семейных невзгод, которые терзали его сердце и всею своею тяжестью падали на его плечи.
Через 20 лет супружеской жизни о. Николай лишился жены. Из пяти его дочерей две устроены были в замужество еще при жизни их матери, а трех воспитывал и устраивал вдовый отец. Старшая дочь Мария, в замужестве за священником в Каменец-Подольской губернии. Вторая, Маргарита, была за священником в селе Малыгине, Троицким, который в 1883 г. помер, оставив вдову с девятью детьми (6 дочерей и 3 сына). Старшая дочь в семье Троицких была выдана за священника, заступившего место ее отца в том-же селе Малыгине, но через два года замужества и она овдовела. Из 6-ти дочерей вдовы Троицкой две живут у о. Николая, одна учительницей в Малыгинской школе, остальные три при матери. Третья дочь о. Николая, Клавдия, поступила в замужество за священника в селе Жерехове Постникова; но через два года супружества священник Постников помер, оставив вдову и сына, которые поступили на жительство и содержание к о. Николаю. Через 15 лет вдова эта померла, а сын ее Н. Постников, благодаря заботам своего деда, окончил курс в духовной семинарии и теперь состоит учителем в Черкутинской церковно-приходской школе. Четвертая дочь о. Николая, Параскева, была выдана за чиновника Лирина, который на первом- же году супружества помер, оставивши после себя вдову с сыном. Эту вдову через несколько лет по смерти ее мужа, о. Николай определил на акушерские курсы, а сына ее, после домашней подготовки, в один из Московских приютов. Последняя дочь о. Николая, Ольга, в замужестве за диаконом Георгиевской церкви в гор. Владимире, А.Е. Протопоповым, который вместе с тем состоит и учителем школы пчеловодства при Братстве св. Александра Невского.
Таким образом большая часть жизни о. Николая представляет печальную повесть вдовства и сиротства в его многочисленном потомстве, — и забота о всех этих несчастных лежала и лежит главным образом на сердобольном родоначальнике их, ныне маститом юбиляре.
Такова общественная и частная жизнь о. Николая, представленная здесь в самом кратком очерке по поводу исполнившегося пятидесятилетия служения его в священническом сане и совершившегося юбилейного торжества.
К торжеству юбилея духовенство благочиннического округа уже готовилось заранее, равно как и прихожане села Черкутина заблаговременно позаботились достойным образом почтить торжественный день в жизни своего духовного отца.
Накануне юбилейного дня квартира о. Николая наполнилась многочисленными его родственниками, собравшимися с разных сторон приветствовать его с таким торжественным днем в его жизни. К этому дню и в самый день утром прибыли в село Черкутино: местный благочинный, протоиерей Г. Лебедев; депутат благочиния, священник И. Серебряков, и другие священники местного ведомства. Лишь только начался звон к литургии, двое из священников явились в храм, один для совершения проскомидии, другой для водоосвящения и для освящения приготовленных приношений юбиляру. Во время торжественного звона «во вся» старец-юбиляр, сопровождаемый благочинным и депутатом, а также родственниками и почитателями его приближался к храму среди собравшегося на церковной площади народа, впереди которого выделялись группы учеников и учениц двух Черкутинских школ, церковно-приходской и земской. При входе в храм юбиляр встречен был весьма стройным пением Черкутинских певчих. В тоже время обширный храм большого Черкутинского прихода переполнился молящимися, не вместив однако же всех, желавших молиться в нем в этот знаменательный день. Божественную литургию совершал благочинный, в сослужении юбиляра, ведомственного депутата и еще трех священников. Во время литургии (после Евангелия) вторым священником с. Черкутина, Николаем Троицким было произнесено слово, в котором, применяясь к церковному празднику (неделя крестопоклонная), он выяснил пред слушателями важность, ответственность и многотрудность пастырского служения, — крест пастырства, который нес чтимый юбиляр в продолжение целых пятидесяти лет. После причастного стиха говорил слово прибывший во время литургии протоиерей с. Снегирева А. Лебедев. В этом своем слове проповедник, между прочим, указал на личность юбиляра, как на истинного крестоносца по пастырству и по семейной жизни.
По окончании литургии, служившее оную духовенство, протоиерей с. Снегирева и еще двое священников, прибывших во время литургии, вышли на молебен. Но прежде, чем начато было служение молебна, пред лицо юбиляра вышел благочинный, протоиерей Лебедев, и сказал приветственную речь.
Вслед за благочинным говорил речь депутат благочиния, священник села Устья И. Серебряков. В своей прекрасной речи оратор, приветствуя виновника торжества, от лица всего окружного духовенства, подробно и весьма метко изобразил личность, деятельность и жизнь юбиляра. Речь свою о. депутат закончил поднесением юбиляру, от ведомственного духовенства, иконы Спасителя в серебряно-вызолоченной ризе.
После депутата выступил один из прихожан с. Черкутина, Ловачев, и прочитал от лица прихожан печатный адрес, в котором выражены благодарные чувства прихожан за неусыпную пастырскую бдительность юбиляра, за его нестяжательность и за просветительную деятельность в приходе. При этом свои благодарные чувства прихожане сел. Черкутина засвидетельствовали поднесением юбиляру золотого с украшениями наперсного креста. После сего прочитан был подобный же адрес лично от старосты Успенской кладбищенской с. Черкутина церкви Д.И. Зотова. Вот приблизительно содержание сего адреса.
«Ваше Высокоблагословение, Высокоуважаемый о. Николай Козьмич!
Радостно приветствую Вас с сим юбилейным днем и от всей души благодарю Бога, удостоившего Вас таковой милости, которая редким выпадает на долю. Это Вам награда за Ваши миролюбивые чувства, при которых Вы всегда мирны и с ненавидящими мира. В течение всей своей 23-летней пастырской службы, выпавшей на наш приход, Вы были примерным пастырем церкви — словом, житием, верою и простотой своего доброго нрава. Неопуетительно и без малейших отлагательств удовлетворяли всем разнородным духовным потребностям своих прихожан, утруждавших Вас благовременно и безвременно. По сему Вы стяжали искреннюю признательность, сердечную любовь и глубокое уважение от всех прихожан своим кротким и любвеобильным обращением с ними. Своим усердным исполнением пастырских обязанностей Вы заслужили внимание и благодарность, духовного начальства, которое наградило Вас наперсным крестом. Но во время 50-ти-летией пастырской службы Вы несли и несете еще другие общественные службы, исполнение которых свидетельствует пред всеми о вашей честности, опытности, искренности и доброте. Так, с самого начала Вашего служения Вы посвятили лучшие годы своей жизни делу народного образования, на пользу которого непрерывно трудились ровно тридцать (30) лет, начиная с 1842 года до 1872 года, включая тут те последние три года, которые выпали на долю и нашего Черкутинского прихода. Не смотря на другие служебные обязанности, Вы неустанно и ревностно, с отеческой любовью, посвящали немалую часть времени образованию приходских детей и, кроме обучения грамотности, в то же время преподавали им Закон Божий — главное основание всей нашей жизни. За свой труд Вы пользовались вниманием начальства: в награду 25-летних усердных трудов ваших, по званию наставника в народных школах, по засвидетельствованию начальства, Вы Всемилостивейше сопричислены в 3-й день февраля 1872 года к ордену св. Анны 3-й степени.
Обозревая мыслию такую благотворную для нас деятельность Вашу, привлекшую к Вам наши сердца, я почел священным долгом, с разрешения нашего Архипастыря, высказать пред Вами свои чувства; при сем подносимая мною, во свидетельство Вашей усердной и полезной службы, св. икона, изображающая Святителя и Чудотворца Николая, да будет напоминанием Вам о глубоком уважении и привязанности, которую я питаю к Вам, и о сердечном нашем единении с Вами, которое в теплой молитве мы сохраним на веки.
Примите же от меня эти чувства, как дань благодарности за ту любовь, какою я пользовался от Вас в течение своей 8-летней службы по должности церковного старосты, — за то добро, которое Вы оказали мне. Не оставьте меня и впредь своим, умудренным опытностью, руководством и советом.
Да продлит Господь Бог вашу жизнь еще и еще на многие годы, на радость всем нам и всех, кто близок Вам».
При этом Д. И. Зотов поднес юбиляру икону Святителя и Чудотворца Николая в серебряно-вызолоченной ризе.
Растроганный выражениями чувств любви и благодарности старец-юбиляр, с благоговением облобызав св. крест и св. иконы, в теплых прочувствованных выражениях благодарил собрание.
Вслед за речью юбиляра начался молебен, по окончании которого были провозглашены обычные многолетия и особое — юбиляру. Этим окончилось чествование юбиляра в храме.
Из храма юбиляр, в сопровождении духовенства, родственников и почитателей, возвратился в свою квартиру, где хор певчих встретил его пением концерта. Здесь также произнесены были некоторыми лицами речи юбиляру, а затем всеми присутствующими пропето многолетие ему. После сего радушным юбиляром предложены были гостям чай и закуска. По окончании закуски снова было пропето многолетие.
Так закончилось торжество юбилея о. Николая.
Многие из родственников и почитателей юбиляра, не могшие быть на торжестве лично, а также все его юные внуки, обучающиеся в различных учебных заведениях, почтили приветствиями — одни письменно, другие чрез телеграммы.
N. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 18-й. 1892 г.).

В 1900 г. «в ночь на 24 августа в Богородице-Рождественской церкви совершена была злоумышленниками кража со взломом; но церковным сторожем, местным крестьянином Василием Гурьяновым замечены были воры в церкви, а когда ударили в набат, то воры бросились бежать из церкви, вышли в боковую дверь и стали стрелять из револьверов в сторожей. Один из злоумышленников задержан и оказался бежавшим из Сибири Павлом Баланцовым из крестьян с. Чекова, Владимирского уезда, сосланным в 1899 г. в Сибирь на поселение по приговору Владимирского Окружного суда за ряд совершенных им церковных краж. Церковному сторожу Гурьянову преподано Архипастырское благословение от Высокопреосвященного Сергия, архиепископа Владимирского, объявлена благодарность гражданского начальства через напечатание во Владимирских Губернских Beдомостях».
Престолов в ней три: в холодной – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В приделах теплых: во имя святых безсребренников Космы и Дамиана и святых апостолов Петра и Павла.
Копии метрических книг с 1802, а исповедных росписей с 1829 года хранились в целости. Опись церковному имуществу составлена в 1869 году и хранилась в церкви. [1]
При церкви – каменная колокольня; кроме того в селе находились еще две церкви – кладбищенская Успенская и приписная Николаевская каменная часовня; две деревянные часовни находились в деревнях Захарьине и Горямине (В часовне при дер. Горямоне находилась замечательная по древности икона святых Бориса и Глеба.).
Земли церковной имелось: усадебной около 2 десятин, сенокосной 3 дес. 26 кв. сажен и пахотной 45 дес. 866 кв. саж. Кроме того церкви принадлежали: торговые лавки, мельницы и лес.
Штат причта: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причта ежегодно получалось до 2650 рублей. Дома причт имел собственные, на церковной земле. [1]
Приход: село (136 дворов) и деревни: Горямино (В Горямине тоже была церковь деревянная, на месте сгоревшей церкви была построена деревянная часовня, а приход переведен в Черкутино.), Демихово, Куделино, Емилино, Олино, Стрелка, Селютино, Черная гора, Елисеево, Треусово, Захарьино (Деревня Захарьино, Мелехотского стана, упоминается в «жалованной грамоте Иоанна Грозного митрополиту Симону 1504 года» о неподсудности митрополичьих крестьян Владимирским наместникам, волостелям и их тиунам.), Мильково, Некрасиха, Коротыгино, Волково, Пасынково, Голькино, Клеметево, Хмелево, Вишенки, Юрино, Лутино, Исаково, Бурдачево и Пуговицыно. Всех дворов в приходе 596; душ мужского пола 2020, и женского пола 2242. [1]
Соколов Федор Васильевич, со времени поступления на должность псаломщика села Черкутино, не только не злоупотреблял сам крепкими напитками и не позволял себе никаких излишеств, но старался привить свой взгляд на жизнь и окружающим его. Ф. В. человек высшей степени религиозный, честный и аккуратный до педантизма и скромен как юноша. В течение его столь долголетней службы в селе Черкутине много было перемен в составе причта от священников до псаломщиков включительно, и при каждом новом назначении священника нужно привыкать к его взглядам, привычкам, характеру, что к слову сказать, при установившихся взглядах священников на псаломщиков, является делом довольно сложным и затруднительным, но Ф.В. Соколов всегда выходил из этих затруднений победителем, и в точение всей своей службы всегда был любим не только священниками и вообще всем причтом, но заслужил полную любовь и глубокое уважение к себе всех прихожан. Правда, и ему пришлось немало испытать горького.
11-го февраля 1906 г. в селе Черкутине происходило чествование местного псаломщика Федора Васильевича Соколова по случаю исполнившейся 50-ти-летней годовщины его служения при Богородице-Рождественской церкви названного села.
В день торжества, при первом ударе колокола, храм начал наполняться народом, желавшим лично почтить старика в столь знаменательный для него день, а равно явились в храм и все съехавшиеся его три сына, зятья и внуки. Божественную литургию совершал Благочинный свящ. пог. Санницкого о. Павел Соколов в сослужении с местными священниками о. Николаем Троицким (настоятелем церкви) и о. Николаем Постниковым, при чем служили два диакона: местный А. Побединский и зять юбиляра А. Знаменский.
По окончании литургии был отслужен благодарственный Господу Богу молебен с произнесением многолетия, установленного уставом и, между прочим, юбиляру, после чего о. Благочинным все, кто желал почтить юбиляра, были приглашены в помещение церковно-приходской школы, где после пения „Царю Небесный", о. Благочинным была произнесена экспромтом прекрасная речь, глубоко тронувшая не только самого старика-юбиляра, но и всех присутствующих; за ним говорил о. Николай Постников, затем, при поднесении библии от всех детей его, был прочитан адрес; далее прочитано было слово от прихожан, представителями от которых И.Г. Дорягиным, В.А. Самойловым и И.Ф. Черновым была поднесена юбиляру икона Спасителя, после чего настоятелем церкви о. Николаем Троицким, при поднесении святого Евангелия, также была сказана речь, не менее прочувствованная и столь же искренняя, как и речь о. Благочинного. По окончании приветствий юбиляром был предложен всем присутствующим завтрак (Сокращ. из газ. „Клязьма").

Юбилейное торжество в селе Черкутине, Владимирского уезда, 8-го сентября 1901 года

8-е число сентября, день храмового праздника, 1901 года надолго останется в памяти жителей Черкутинского прихода. В этот день, с разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского, в с. Черкутине праздновалось столетие со времени построения ныне существующего Черкутинского приходского храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Мысль о совершении сего празднования всецело принадлежала местному причту, который заблаговременно входил с прошением к Его Высокопреосвященству о разрешении празднования столетия храма. На поданном прошении, в коем изложена была не только просьба о праздновании, но и программа самого торжества, последовала резолюция Высокопреосвященного в утвердительном смысле. Вслед за сим причт с. Черкутина занялся надлежащим приготовлением к предстоящему торжеству. С наступлением кануна праздника Рождества Пресвятой Богородицы, согласно программе, началось юбилейное празднование. В этот день отслужена была в Рождество-Богородицкой церкви заупокойная Литургия с панихидой и совершено было поминовение почивших храмоздателей, священно- и церковно-служителей, ктиторов и всех умерших благотворителей и благоукрасителей храма. К началу праздничного Всенощного бдения прибыл в с. Черкутино местный Благочинный, с. Устья священник о. И.Н. Серебряков, который вместе с Черкутинским причтом приступил к совершению праздничного Богослужения.
Сначала отслужен был параклисис Пресвятой Богородице, а затем началось Всенощное бдение, — при участии местного хора певчих. Когда приблизилось время совершения литии, то духовенство в светлых облачениях, а за ним и молящиеся, в преднесении хоругвей, запрестольных — Креста и иконы Богоматери, а также храмовой иконы, вышли на площадку близ храма. Здесь на приготовленный аналогий возложили праздничную икону, перед которой поставлены были возженные светильники, впереди ее размещены были запрестольные Крест и икона Богоматери. После пения положенных на литии стихир началось возглашение литийных ектений и пение многократного «Господи, помилуй». Тишина и мрак осенней ночи, мерцание звезд, иллюминация храма, блистание возженных светильников при Богослужении под открытым небом, среди зеленевшей еще природы, — все это особенно способствовало тому, что священные слова для слуха молящихся звучали необыкновенным каким-то образом, вливались в сердца их сильным потоком и приводили всех присутствовавших в восторженное состояние при сознании безмерного величия Творца вселенной, к Которому молитвенные воздыхания, казалось, летели прямо в небеса.
Дальнейшая всенощная служба продолжалась во храме обычным, положенным по уставу, порядком, — и окончилась глубоким вечером.
С наступлением праздничного утра толпы Черкутинских прихожан и заранее оповещенных иноприходских жителей стали собираться в церковную ограду к участию в предстоящем юбилейном торжестве. В назначенное время начался звон к водоосвящению. Ведомственный о. Благочинный, по прибытии в храм, совместно с причтом села Черкутина приступил к совершению сего водоосвящения, по окончании коего освящены были драгоценные сосуды для таинства Евхаристии, пожертвованные к сему знаменательному дню, — с соответствующею на потире надписью, — одним из прихожан с. Черкутина, крестьянином П.Т. Медведевым. Лишь только освященные сосуды внесены были в алтарь, немедленно приступлено было к совершению проскомидии, затем и Литургии. Последняя совершена была тем же составом священнослужителей при участии местного церковного хора и при небывалом стечении молящихся. После Евангелия на Литургии священник села Черкутина, отец Николай Троицкий сказал слово о необходимости и значении для верующих храма Божия. После заамвонной молитвы священником того же села о. Николаем Постниковым предложено было вниманию слушателей слово о том, что родители передают детям свои нравственные качества.
Между тем в конце Литургии священник соседнего села Оленина, о. А. Тихомиров с крестным ходом прибыл к месту торжества из Черкутинской кладбищенской церкви при колокольном звоне, во время коего окончившие служение Литургии священнослужители с присоединившимся к ним другого соседнего села Снегирева священником о. И. Ключаревым, в преднесении хоругвей и икон, в сопровождении остального причта, певчих и всех молящихся, вышли из Рождество-Богородицкой церкви на церковную площадку. Когда все приведено было в надлежащий порядок, священник о. И. Троицкий обратился к слушателям с следующей речью:
«Приидите, верные, восторженные Божественным Духом, почтим песнями происшедшую ныне от бесплодной (Анны) для спасения людей Приснодеву Отроковицу» ( троп. 1 пес.). Такими трогательными словами ежегодно, в 8-й день месяца сентября, в течение целого века, Св. Церковь приглашала своих верных чад к прославлению Богоотроковицы в этом самом св. храме. В течение целого века Господь благоволил принимать грешные человеческие мольбы в этом храме. В течение целого века Пресвятая Владычица в честь рождества Которой устроен сей храм, держала распростертым Свой св. омофор над приходящими и молящимися в этом храме. В течение целого века священнослужители предстояли в этом храме, вознося пред престолом Господним общие моления, испрашивая в них благодатного освящения своим прихожанам. Целый век — времени не мало! Сколько в течение целого века переменилось служителей св. храма сего! В течение целого века сколько прихожан ушло в могилу, провожаемых туда иереями с пением церковных песней! В течение целого века каких случаев, каких перемен не было в бытовой жизни Черкутинских прихожан! Менялись в приходе поколения одно за другим, являлись новые люди, — только этот старец — храм в течении целого века был и существует теперь неизменно для всех поколений, показывая им путь на небо!
Вознесем же теперь, слушатели, горячую молитву ко Владычице мира, в память рождества Которой создан наш храм! В этой молитве возблагодарим Пресвятую Деву за то, что, при Ее покровительстве, храм сей устроен, просуществовал невредимо целое столетие и в настоящее время мы видим его приведенным на подобающую ему степень благолепия! Будем усердно просить Заступницу нашу, дабы и впредь Она охраняла сей храм целым и невредимым на многие века, покрывая честным Своим омофором и храм сей, и нас, в нем молящихся!
О, Царице Небесная, буди хранительницей и покровительницей храма сего, — буди материю заступницей и наставницей всем приходящим для молитвы во св. храм сей всегда, ныне, и присно, и во веки веков!»
По окончании речи, священно-церковнослужители совершили молебное пение Пресв. Богородице с акафистом, который был разделен для прочтения между всеми участвовавшими священниками, при обхождении вокруг храма с крестным ходом, с остановками у четырех сторон храма и осенением Св. Крестом у каждой стороны церкви. По возвращении на то место церковной площади, где положено было начало служению молебна, прочитано было о. Благочинным заключение акафиста, за сим богородичное Евангелие, после которого, при пении последних песней канона, духовная процессия, во всем своем составе, со всеми молящимися, вошла во храм, где певчие пропели праздничный тропарь, диакон произнес сугубую ектению, о. Благочинный внятно и умилительно прочитал молитву Пресв. Богородице, с коленопреклонением, — и молебен был закончен возглашением многолетия.
Торжественное соборное служение Литургии при умилительном и стройном исполнении песнопений местным хором певчих, с предшествовавшими Литургии не менее торжественными священнодействиями освящения воды и ценных сосудов, трогательное пение молебна и чтение акафиста при сверх-обыкновенной церемонии обхождения храма сонмом священнослужителей в преднесении большого числа икон и хоругвей, при громадном стечении народа, при сильном и приятном звоне колоколов, — все это привело участников торжества в священный восторг, — и надо полагать, неизгладимым знаком запечатлеется в памяти и сердцах всех присутствовавших на таком небывалом еще во всей окрестности Черкутинского прихода церковном торжестве. Заметен был подъем религиозного духа во всех участниках сего торжества; потому что это тоже было торжество Православной церкви.
Однако всем вышеописанным программа Черкутинского юбилейного торжества еще не исчерпывалась: после половины дня того же 8-го сентября празднество продолжено было во храме; за сим перенесено было в помещение местной церковно-приходской школы. Около 2 ½ часов пополудни (канун воскресения) отслужена была малая вечерня очередным приходским священником, после чего иконы Кладбищенской церкви с крестным ходом, при звоне обеих церквей, отнесены были и поставлены на своем месте.
Вслед за сим, в церк.-прих. школе был акт, на котором присутствовал местный о. Благочинный, священник о. И.И. Серебряков, местный причт, некоторые священники ближайших к Черкутину сел, почетные прихожане и многие другие слушатели
После пения молитвы Св. Духу прочитана была приветственная телеграмма, присланная на имя 1-го священника с. Черкутииа от князя Ивана Николаевича Салтыкова, потомка устроителя настоящего храма; содержание ее следующее: «Примите, глубокоуважаемый отец Николай, и передайте церковному причту и крестьянам мое искреннее поздравление с торжественным днем столетнего юбилейного торжества Богородицкого храма! Сердечно благодарю вас за память и поминание имени моего незабвенного родителя. Глубоко сожалею невозможность лично присутствовать на церковном торжестве. Да пошлет Всевышний долголетнее процветание древнему храму, основанному моим предком! Князь Салтыков».
После этого прочитана была телеграмма от управляющего сего князя: «По поручению князя Салтыкова имею препроводить вам сто рублей на украшение храма. Цепенников»; прочитаны были также приветственные телеграммы, полученные от некоторых Черкутинских прихожан, проживающих вне пределов своего прихода. Хор певчих пропел тропарь праздника; после чего настоятель церквей Черкутинского прихода, взойдя на училищную кафедру, прочитал исторический очерк устроения Рождество-Богородицкого храма и приходской жизни села Черкутина. Чтение разделено было на три отдела, прерывалось пением гимнов и закончено общим пением: «Боже, Царя храни» и пением задостойника; — вместе с тем закончилось и празднование столетнего юбилея Рождество-Богородицкого храма в с. Черкутине.

Слово в день храмового праздника и юбилейного торжества по случаю столетнего существования Рождество-Богородицкого храма в селе Черкутине

В знаменательный для Черкутинских прихожан день храмового праздника и юбилейный год существования их приходского храма благовременно, возлюбленные слушатели, предложить вашему вниманию слово о необходимости и значении для нас храма Божия.
Храм есть Божие устроение, но Богу не свойственно устроить на земле иное, как только благопотребное и спасительное для человеков. Посему в устроении Божием мы имеем свидетельство Самого Бога о том, сколь храм Божий нам нужен и спасителен, учит приснопамятный Филарет, Святитель Московский. Действительно, первый в мире храм истинного Бога, Моисеева Скиния устроена была по непосредственному повелению Божию и плану, с самыми подробными наставлениями относительно ее освящения и порядка Богослужения. По этому же самому образцу, только с новым великолепием, построен был и храм Соломонов, во время освящения коего Господь сошел в него в виде облака и тем ясно показал, что храм на земле есть место особенного благодатного Его присутствия. По разрушении Соломонова храма, после Вавилонского плена, Господь Сам побуждал иудеев к сооружению нового храма и, наконец, незадолго до пришествия Спасителя устами пророка Малахии возвестил, что единственный тогда Иерусалимский храм истинного Бога вскоре будет заменен бесчисленным множеством храмов среди народов, которые будут призваны к вере в грядущего Искупителя. Необходимость для нас храмов Божиих показал Иисус Христос: как ни был Он совершен и духовен, тем не менее молился Отцу Небесному во храме Иерусалимском, учил в нем, горел ревностию о святости и неприкосновенности его и вместе с тем в беседе с Самарянкой предсказал скорое наступление времени, когда истинные поклонники не в Иерусалиме только и не в Самарии, но на всяком месте будут покланяться Богу в духе и истине. Апостолы, живя в Иерусалиме, также посещали храм Иерусалимский для молитвы и проповеди о Христе; а когда разошлись по разным странам для Евангельской проповеди, то научали новообращенных христиан устроят храмы, поставив для служения в них епископов, пресвитеров и диаконов. С того времени, чем более распространялось и укреплялось христианство на земле, тем более умножались храмы Божии, так что все христианские страны в настоящее время украшены великолепными храмами Божиими; в особенности же это нужно сказать о нашем отечестве; нигде нет такой любви и усердия к построению храмов, как в России; за то нигде нет и такого множества храмов, как в нашем отечестве.
Такое явление легко объясняется высоким значением христианского храма и теми неисчислимыми благами нашей Православной веры, которые преимущественно сосредоточены в храме Божием и отсюда изливаются на чад Св. Церкви.
Нигде так удобно мы не можем созерцать величие Господа и славить Его, как в храме. Здесь все возводит взор наш к Богу. Здесь пред лицом Господа Бога и Св. небожителей, дух наш смиряется, а сердце проникается чувством благоговения. Самый внешний вид храма напоминает нам, что это не обыкновенное жилище человеческое, а дом Божий, куда входя, должно отрясти прах мирских забот и греховных помыслов. Храм для нас — это небо на земле, где душа наша только и может отдыхать от тяготеющей над ней суеты, оживляться и возвышаться. «В храме стояще, на небеси стояти мним», поется в одной церковной песни. «На небесах, говорит Св. Златоуст, славословят Господа воинства ангельские, на земле подражают их славословию люди, составляя лики в церкви. На небесах Серафимы поют трисвятую песнь, на земле ту же самую песнь воссылает многочисленное собрание людей. Одно общее торжество составляют и небесные и земные существа. Одно у них благодарение, одно радостное ликование. Неизреченное милосердие Господа совокупило их вместе; Дух Святый соединил их; Всеблагий Отец согласил их пение в одну стройную песнь. Ничто так не услаждает нашу жизнь, как то утешение, которое мы получаем в храме Божием. Храмы Божии — это как-бы некоторые нарочитые дворцы Царя Небесного, открытые Им на земле для более удобного и близкого общения с человеком, где у Него с этой целию и престол и нарочитые служители — священники, и потребная на сей предмет сокровищница благодатных дарований, в которых так много и ежеминутно нуждается человек и где у Него, наконец, установлено особое чинопоследование на всякую из потреб человеческих».
Храм — есть дом молитвы, по преимуществу. «Дом Мой, дом молитвы наречется», сказал Спаситель. Только в храме, вдали от мира, не развлекаемые его шумом и соблазнами, мы можем сосредоточить всецело свои помыслы в Боге; только здесь мы можем излить свое сердце в молитвах к Отцу Небесному и вступить с Ним в духовное общение. В храме молитва наша оживляется общим усердием и устраняет те препятствия, которые в жизни домашней, среди непрестанных житейских забот и попечений, часто не дают нам ни времени, ни расположения, чтобы достойно заняться Богомыслием.
Храм - училище веры и благочестия. Тут преподается нам наставление, о чем молиться, как должно: Сам Дух Божий ходатайствует за нас чрез священнослужителей воздыханиями неизглаголанными. В храме благовествуется вслух всех Евангелие, проповедуется слово Божие; а где глас Божий, тут присутствует невидимо и Сам Бог. В храме преподаются Тело и Кровь Господа; а где Тело и Кровь Христовы, тут значит и Сам Владыка неба и земли. А где присутствует Царь, там находятся и слуги Его, как царедворцы, чипы Ангелов и св. душ. «Иде же Царево присутствие, там и чин приходит», учит Св. Златоуст. «Как скоро иерей, — в другом месте поучает нас тот же вселенский учитель, — начнет совершать Св. проскомидию, внезапно блаженные Силы, во множестве сошедши с неба, облаченные в пресветлыя некие ризы, с босыми ногами, с внимательным взором, с преклоненным долу лицом, в благолепии, великом безмолвии, окружая жертвенник, предстоят до совершения страшного таинства. Потом, разошедшись по всему храму, здесь и там, содействуют, помогают и подают силы находящимся во храме епископам, пресвитерам и диаконам, раздающим Тело и честную Кровь Христа». Примеры из жизни Святых подтверждают сказанное. «Когда Св. Василий совершал в храме молитву, благочестивые клирики однажды видели небесный свет, который освещал и озарял алтарь и Святителя, — видели и Св. мужей, в белых ризах, которые окружали великого архиерея». Св. Угодники и Св. Ангелы присутствуют не только в алтаре со священнослужителями, служа им и молясь вместе с ними, но и пребывают во всем храме, молясь со всеми христианами, подкрепляют и возносят их молитвы на небо, низводя на них своим ходатайством благодать Божию. «Так пред праздником Воскресения Христова, вечером, в Великую субботу. Св. Нифонт, стоя в церкви вместе с народом, видел Пречистую Богородицу, с Апостолами и множеством Святых пришедшую в церковь. Матерь Божия замечала, кто из людей стоял с усердием и благоговением, на тех Она смотрела с любовию, а на тех, кто стоял в храме небрежно, Она простирала Свои пречистыя руки и молилась за них Господу».
Правда, можно молиться везде с твердым упованием, что молитва будет услышана Богом, и надеяться на получение просимого, как это и доказывают многие священно-исторические примеры. Так, молившийся на горе Боговидец Моисей был услышан Богом, царь Езекие — на одре болезни, пророк Иона — во чреве китове, многострадальный Иов — на гноище также были услышаны Богом; милосердие Божие не ограничивается известным местом и временем; но согласно с обетованием Божиим, храм есть место особенного благодатного присутствия Божия на земле и место явления милости Божией. «Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их», сказал Иисус Христос. А в храме не двое, или трое молятся, а иногда сотни и тысячи христиан. И как высока, как приятна Богу общая, усердная молитва. «Молиться можно везде, говорит Златоустый учитель, но нельзя молиться так, как в церкви; не так скоро ты услышан будешь, молясь Владыке сам по себе, как молясь вместе с братиями твоими, ибо здесь нечто более, — как-то: единодушие, союз любви, молитвы священника. Для того-то священник и предстоит, чтобы молитвы народа, будучи слабы, соединившись с его сильнейшими молитвами, вместе с последними достигли неба: совокупная молитва имеет гораздо большую крепость, большее дерзновение, чем молитва домашняя. Во храме не только люди возносят единодушные гласи, но и Ангелы припадают ко Владыке, и Архангелы молятся».
Далее, — храм Божий есть место освящения нашего. От колыбели до могилы, все важнейшие обстоятельства нашей жизни, все существенные перемены получают освящение и благословение в храме. В нем мы вступаем в новую духовную жизнь, в новый завет с Богом в таинствах Крещения и Миропомазания; в доме Божием мы омываем слезами грехи в таинстве Покаяния и вкушаем Тела и Брови Христовых в таинстве Св. Причащения; здесь дают обет на взаимное сожитие жених и невеста в таинстве Брака; здесь служители церковные в таинстве Священства получают благодать возрождать и воспитывать других посредством учения и таинств; в церкви, если позволяют силы болящего, творят над ним молитвы и совершается таинство Елеосвящения для исцеления немощей душевных и телесных; в церкви получаем мы и последнее молитвенное напутствие в загробную жизнь. Поистине, храм есть благодатная сокровищница, из которой износится самое неоцененное для жизни благо — милость Божия, без которой мы в житейских начинаниях не можем иметь успеха. Храм — это духовный Фавор, откуда приснотекущий благодатный свет разливается незримыми потоками по лицу земли православной, во все дома христианские, и в роскошные палаты, и убогие хижины. Св. Иоанн Златоуст учит, что как человек, бывающий в мироварнице, где приготовляется благовонное миро, по выходе издает от себя, от своей одежды приятный запах, так и христианин, часто посещающий св. храм, невольно облагоухается благодатию Св. Духа и издает от себя для других и слово назидательное, и пример хорошей жизни.
Кроме всего вышеприведенного, о храме должно сказать, что он составляет средоточие, которое сплачивает, стягивает, совокупляет в одну тесную, родную, духовную семью целый приход, под руководством духовного отца — священника; здесь и богатый и бедный, и вельможа и раб, и царь и последний подданный равно преклоняют колена пред Отцом Небесным, едиными устами и единым сердцем взывая к Нему: Отче наш! Храм, наконец, есть общий для прихожан дом, дом дорогой, близкий, родной сердцу их, куда всякий идет смело и свободно, как в свой собственный дом, и где, питаясь Св. небесною пищею, растет в меру возраста исполнения Христова до тех пор, пока не обветшает его телесная храмина, и он не переселится в другую область бытия, — на небо. Таково значение храма!
Правильное понятие о необходимости и важности для христиан храма Божия должно приводить нас к следующему заключению. Долг каждого христианина содействовать созиданию и умножению храмов Божиих вообще, а в частности заботиться о созидании и благоукрашении своего приходского храма. В приложении к Черкутинским прихожанам, — долг их будет состоять в необходимости поддерживать церковное благолепие в их храмах. Св. Церковь молится о любителях благолепия дома Божия такими словами: «Освяти (Господи) любящие благолепие дому Твоего; Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою!» Но кто эти, любители церковного благолепия? Не те ли, которые любят, чтобы все было хорошо во храме, — и облачения, и чистота, и порядок, и чтение, и пение, а сами, впрочем, ничего для этого не делают! — Нет. Любящие благолепие дома Божия — это те, которые или сами делают или другим дают средства и способы делать то, чтобы в храме Божием было все хорошо: и облачение, и украшение, и чистота, и порядок, и чтение, и пение; и Бог даст им все способы и средства к тому, что у них самих все будет хорошо. За Богом ни молитва, ни жертва никогда не пропадает. И свеча, которую мы ставим для освещения, и ладан, который приносим для благоухания, и плат, который подаем для облачения, и лента, которую мы жертвуем на украшение, и голос, который присоединяем для благолепного пения, — все это у Бога остается в памяти, за все по Своему милосердию освятит Он и прославит, за все всякому ниспошлет потребную благодать и милость!
Свящ. Н. Троицкий. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 18-й. 1902 г.).

Указом Святейшего Правит. Синода от 30 мая 1913 г. заштатный свящ. с. Черкутина, Николай Троицкий, определен на должность настоятеля Муромского Благовещенского монастыря. Николай Троицкий 7 июня 1913 г. пострижен в монашество с именем «Никон», 9 июня возведен в сан архимандрита. Настоятель Муромского Благовещенского монастыря архимандрит Никон умер 14 июня 1913 г.

Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была взорвана в 1967 г., колокольня сохранилась. В этой колокольне в 1990-х годах была устроена Николаевская церковь (новая).


Церковь Николая Чудотворца. 1960-1970-е годы.

После закрытия Никольского храма в 30-х годах ХХ века здание отдали под котельную. В наше время Никольская церковь с. Черкутино находится в запустении, состояние плачевное. Начат ремонт.
Службы в кладбищенской Успенской церкви прекращены в 1927 году. Церковь разобрана. Часовня при ней, выстроенная Зотовым, сохранилась. Состояние её плохое.

В советское время часовни в деревнях Захарьине и Горямине были сломаны.
Владимир Солоухин так описывает разрушение часовни в Горямино (Черные доски. 1969 г.):
«Часовня в Горямине (приход села Черкутино)...
...Конечно, рассуждали мы во время десятиминутной езды, часовня в Горямине погибла. Небывалый никогда и нигде в мире ураган прокатился по земле за эти десятилетия. Он перемешал дворцы, храмы, семьи, сословия, целые народы – все, что находилось на территории государства. Возможно ли после этой бури найти микроскопическую (в масштабах бури) дощечку с изображением Бориса и Глеба, прокоптившуюся от свечей и лампад. Неужели, хотя бы и в самой глубине океана, могут найтись некоторые закоулки, некоторые слои воды, не затронутые, не взбаламученные, не перемешанные великим ураганом. Этого не может быть, и часовня в Горямине погибла.
Но если она и погибла, то гибель ее произошла на глазах людей, которые до сих пор обитают в Горямине и могут про нее рассказать.
Горямино располагается на крутой горе, сбегает по ней на луг к речке Ворще. Мы заехали в деревню сверху и спускались вдоль улицы на тормозах. Мне не хотелось оставлять машину на таком крутом спуске, и я все выбирал поперечный проулок, чтобы своротить в него и поставить машину поперек склона. Такой проулок вскоре попался, я повернул руль, и мы остановились на зеленой лужайке возле женщины, стиравшей белье. Цинковое корыто стояло на табурете. Женщина в фартуке старательно намыливала большую тряпку.
Это была наша первая экспедиция. Мы не знали, с какого конца начинать разговор, и сказали пока самое необходимое и естественное:
– Здравствуйте.
– Здравствуйте, коль не шутите.
– Какие шутки. Вы не будете возражать, если машина постоит около вашего дома минут двадцать?
– Пусть стоит хоть до покрова. Вы по делу в наше Горямино? Из района или из области?
– Мы сами по себе. Интересуемся стариной. Говорят, что ваша деревня Горямино очень старинная, историческая?
– Как же, как же. Наше Горямино старее Черкутина. Знаете, большое село недалеко от нас?
– Знаем. Но в Черкутине родился Сперанский, а что у вас? Чем известно и знаменито ваше Горямино?
– Старики сказывают, что сначала Горямино было селом, а Черкутино деревенькой нашего Горяминского прихода. Это было очень давно, старики и сами не помнят, только рассказывают. Им, значит, тоже от стариков передалось. Потом Черкутино разбогатело. Богатые черкутинские мужики перетянули от нас церковь к себе. Поэтому село называется Черкутино.
– Непонятно.
– В старину говорили не «церква», а «черква». Получилось у них Черкватино, а потом уж и Черкутино.
Женщина рассказала все очень точно. В старой книге о жизни и деятельности Сперанского название села объясняется таким же образом.
– Черкутино теперь понятно, но почему же Горямино?
– Горямино – горевали, значит, наши мужики, что отобрали у них церковь, вот и вышло Горямино.
– Может быть, название ваше по крутой горе? Смотрите, на каком вы крутом спуске. Гора – Горямино. Можно ведь объяснить и так.
Женщина задумалась, но потом энергично возразила:
– Нет, молодые люди, вы нас не путайте. Мы называемся не по горе, а по горю. Так старики нам сказывали, так и мы про себя считаем.
– Ладно, не будем спорить. Но из чего видно, что некогда у вас была церковь? Должна бы остаться какая-нибудь примета, например часовня.
– Вот я и говорю, – улыбнулась женщина. – Часовня-то как раз против моих окон стояла.
– Давно ли нарушена? – спросил я как можно спокойнее.
– Позапрошлый год разломали. Приехал трактор из совхоза, наподдел, она и рассыпалась по бревнышку, а бревна потом растащили на дрова.
– Зачем ее разломали?
Женщина не поняла моего вопроса.
– С какой целью разломали часовню? Была ведь, наверно, какая-нибудь цель? Если бы трактор наехал на нее случайно, по пьяному делу, – это одно…
– Не знаю. Сломали, и конец. Значит, так было нужно.
Опасаясь, что разговор, начавшийся так удачно и так конкретно, утонет в туманных рассуждениях, я круто повернул его опять на узкую, но верную и нужную нам тропинку.
– Ладно, не будем говорить. Сломали часовню, – значит, было нужно. Но в часовне, наверное, содержалась утварь, разные лампады, подвески и эти… как их называют, иконы?
– Икон давно в ней не было. И вообще ничего. Сохранялась одна наружность.
– Не могло все испариться само собой. Верно, жители Горямина разобрали иконы по домам?
– Нет, не помню, чтобы по домам. А куда подевались, тоже сказать невозможно. Нарушилось все само собой, и стояла часовня пустая.
В этом месте женщина сделала паузу и вдруг, будто читая наши мысли, будто точно зная, зачем мы приехали, внятно, отчетливо проговорила:
– Одна-единственная икона осталась после этой часовни – «Борис и Глеб». У моей соседки Анны Дмитриевны висит. А то больше ничего не осталось. Да и давно уж… Сохранялось одно обличье...»


Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма в Честь Святителей Христовых Спиридона и Николая Чудотворцев села Черкутино Собинского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 27 декабря 1999 г. Настоятель, председатель приходского совета - Кузьминых Алексей Витальевич.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин]. - 1893. - 283 с.
Село Черкутино

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Собинка | Добавил: Николай (20.02.2020)
Просмотров: 126 | Теги: Собинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика