Иван Васильевич Скворцов (1918—1943) — лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944).
Иван Васильевич Скворцов
Иван Скворцов родился в 1918 году в деревне Лучинское (ныне — Собинский район Владимирской области). Его отец был инвалидом гражданской войны, и основная доля работ в хозяйстве легла на плечи Ивана. Учился в Лучинской начальной и Ставровской неполной средней школе. В период коллективизации семья Скворцовых одна из первых в деревне вступила в колхоз. Иван Скворцов сначала был рядовым колхозником, потом бригадиром колхоза им. 8 Марта.
В мае 1941 года Скворцов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию.
В первый же день Отечественной войны Иван мобилизован и был отправлен в Ленинградское военно-инженерное училище, эвакуированное в Кострому. В 1942 году, после окончания училища, младший лейтенант Скворцов был назначен командиром технического взвода понтонно-мостового батальона. С того же года — на фронтах Великой Отечественной войны.
Летом 1943 года в ходе Изюм-Барвенковской наступательной операции 2-му гвардейскому понтонно-мостовому батальону, в котором служил Скворцов, была поставлена задача построить подводный мост через реку Северный Донец. С целью сокрытия строительства от противника работы проводились ночью. Водолазы под командованием Скворцова справились с поставленной задачей. Он сам провёл под водой более трёх часов. Приказом командира 4-й понтонно-мостовой бригады Скворцов был награждён орденом Красной Звезды.
К октябрю 1943 года гвардии лейтенант Иван Скворцов командовал понтонным взводом 2-го гвардейского отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона 4-й понтонно-мостовой бригады 12-й армии 3-го Украинского фронта.
Образцы мужества и героизма проявил командир понтонно-мостового взвода Скворцов в боях за Днепр. Ночью 26 октября 1943 г., переправляя на правый берег Днепра 50 саперов и 3 должностных гражданских лица, Скворцов на середине реки подвергся яростному обстрелу врага. Казалось, что от разрывов снарядов и бушевавшей вокруг воды понтон вот-вот пойдет ко дну. Но опытный и смелый командир Скворцов сумел провести понтон через шквал огня, благополучно достичь берега и в назначенном месте высадить десант.
На вторую ночь Скворцову было поручено командовать паромом. В одном из очередных рейсов враг обнаружил подвижную переправу и пулеметным огнем вывел из строя катер. Находящимся на пароме стрелкам грозила гибель. И тогда Скворцов при помощи багра приблизил тонущий катер к парому и, рискуя своей жизнью, прыгнул в него. Напрягая все силы и борясь схлынувшей в катер водой, отважный гвардеец заделал несколько пробоин. Затем прицепил к катеру паром и под непрекращающимся вражеским огнем благополучно довел его до намеченного пункта.
Иван Васильевич Скворцов
В ту ночь Иван Скворцов сделал семь рейсов, доставив на правый берег несколько сот воинов.
Когда Скворцов совершал восьмой рейс, вражеская пуля оборвала его жизнь.
Похоронен в братской могиле в Запорожье.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» гвардии лейтенант Иван Скворцов посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденами Ленина и Красной Звезды.
Память: - В честь Скворцова названа улица в Запорожье.
Земли Владимирской богатыри. Очерки о Героях Советского Союза. Нагорный Андрей Федорович, Травкин Василий Васильевич. Ярославль 1967
Битва за Днепр, развернувшаяся осенью 1943 года, вовлекла сотни тысяч людей. Это было великое сражение, где от подвига отдельного солдата, сержанта или офицера порой зависел успех целой части или соединения.
Командир понтонно-мостового взвода Иван Васильевич Скворцов ночью 26 октября переправил на правый берег Днепра пятьдесят саперов и три гражданских лица. Бои, завязавшиеся на западном берегу реки, требовали закрепления захваченных плацдармов и инженерной подготовки к новому прорыву вражеских укреплений. Лейтенант Скворцов хорошо представлял себе всю ответственность порученного задания и делал все возможное, чтобы успешно выполнить приказ. Враг, оттесненный нашими передовыми десантами, сосредоточил по водному рубежу ураганный минометный и артиллерийский огонь. Казалось, что от разрывов мин и снарядов закипала вода, Один за другим рвались снаряды и вокруг понтона, поднимая огромные султаны воды. Скворцов видел, как рыбацкие лодки и другие подручные средства, на которых переправлялись наши подразделения, подобно щепкам, взлетали в воздух. Лейтенанту временами не верилось, что при такой бомбежке его понтон достигнет правого берега. Однако все обошлось благополучно. Понтонер провел через шквал огня свой понтон и доставил десант в назначенный пункт.
На вторую ночь Скворцову было поручено командование паромом. Отчалив от берега, буксирный катер тяжело потащил паром, загруженный солдатами и боевой техникой. Когда десантники преодолели большую часть пути, неожиданно застрочил вражеский пулемет. Обнаружив переправу, немцы решили затопить катер, а затем легко расправиться с советскими воинами. Они обрушили ливень трассирующих пуль. Катер получил пробоины и вышел из строя. Целому стрелковому подразделению грозила гибель. Тогда Скворцов схватил багор и, уцепившись им за тонувший катер, при помощи солдат подтащил его к парому. Рискуя жизнью, лейтенант прыгнул в катер. Вода все сильнее заливала буксир. В неимоверно трудных условиях Скворцов одну за другой заделал несколько пробоин и, скрепив перебитый трос, под огнем противника достиг берега. Семь рейсов совершил в эту ночь лейтенант Скворцов, переправив на правый берег сотни советских воинов, Когда он отправился в восьмой рейс, над востоком занималась заря, Загрузив паром, Скворцов подал команду. Механик, запустив двигатель на полные обороты, направил буксир к назначенному пункту. Затихший перед рассветом огонь вражеской артиллерии возобновился с новой силой. С оглушительным треском рвались снаряды и мины. Среди переправляющихся появились убитые и раненые. Над рекой показались немецкие самолеты. Сбросив на десантников бомбы и обстреляв их из пулеметов, они сделали разворот и снова зашли на цель. В бой вступили советские зенитчики. Ведя огонь из крупнокалиберных пулеметов и. орудий, они отогнали фашистские самолеты, Вдруг из-за туч прямо на паром спикировали два фашистских стервятника. Зенитчики открыли огонь, но было уже поздно. Раздался взрыв, и паром обдало водой. Десятки бойцов оказались в реке. Скворцов подбежал к спасательным кругам, но в это время что-то тупое ударило его в грудь. Лейтенант пошатнулся и замертво упал на площадку.
В воздухе появились краснозвездные «ястребки». Разбушевавшаяся от разрывов авиабомб и снарядов вода постепенно начала успокаиваться. Буксирный катер завершил восьмой и последний рейс для лейтенанта Скворцова. Когда паром причалил к берегу и на носилках понесли тело лейтенанта, завыла сирена. Это на катере прощались с командиром парома.
Герои Советского Союза Владимирской области Владимирский край в годы Великой Отечественной войны