Обряд прощания с землей перед исповедью
Много кроется среди русского народа различных суеверных обрядов, но вряд ли можно часто встретить обряд прощания с землей, который совершается некоторыми крестьянами перед церковною исповедью. Этот обряд существовал в Судогодском уезде Владимирской губернии. Обряд прощания с землей пред исповедью не сложен, но в нем таится зерно языческой старины, а потому он может быть интересным для науки. Мировая стихия — земля почтена человеком наивысшим хвалебным эпитетом: с незапамятных времен она называлась «материю», и у всех языческих народов, а в том числе и у наших язычников-предков, была возведена на степень божества. Правда, точных указаний, относительно обоготворения земли во времена язычества у нас на Руси, мы не встречаем, но из некоторых косвенных данных можем, однако, заключить что «мать земля-сырая» в это время здесь обоготворялась. Так, уже одно наименование земли: «мать», «матушка», явившееся на Руси во времена язычества, заставляет нас прийти к заключению, что земля для нашего предка была одним из его божеств. Предок-язычник, говоря про землю, что она его мать, выставлял в то же время отцом своим небо. «Ты небо — отец, ты земля — мать», — говорит одно древнее заклинание. Небо же было для язычника-предка богом, которого он называл Сварогом, а отсюда естественно, что и «мать — земля» — супруга Сварога, должна быть для него божеством. Подтверждение своей мысли мы можем видеть и в том факте, что среди русского народа издавна сохраняется благоговейное отношение к земле. Русские «в землю веруют», говорится в одном древне-русском рассуждении о язычестве. Наш суеверный крестьянин даже приносит земле жертвы. Так, чтобы земля благосклонно приняла в свои недра павшую скотину, крестьяне обыкновенно в вырытую яму кидают — сахар, мед или кусок хлеба, обмазанный сметаной и произносят: «прими, матушка — сырая наши дары, да скотинку в себе схорони!». Очевидно, что вера в землю, сопровождающаяся даже жертвоприношением, не могла явиться в христианстве, а идет от того времени, когда земля на Руси обоготворялась. Христианская религия, появившаяся на Русской равнине, не уничтожила в корне древнего верования предка относительно земли. Земля, по принятии христианства, если и не стала для русского человека в полном смысле богом, то во всяком случае не изгналась им в ад, как те божества, которым русский человек не сумел еще дать нравственного содержания, приличного вида, не превратилась в какого-либо святого, или какую-либо святую христианской церкви, хотя по ассоциации сходна она и не раз ставится рядом с Божией Материю, но с Ней никогда не сливается, а по-прежнему осталась его «матерью», сохранила благоговейное почтение к себе и даже получила полноту представления. Так известно, что славянская мифология не была еще развита до полного антропоморфизма, но земля в христианское время стала представляться совершенно человекообразным, существом. Земля для русского человека не бездушная тварь, а организм, подобный человеческому телу. «Земля, — говорится в Люцидариусе, — сотворена яко человек: камение яко тело имать, вместо костей корение имать, вместо жил древеса и травы, вместо власов былие, вместо крови — воды». Земле даже приписываются человеческие действия и настроения: она «пьет» струившуюся из разверзающихся над ее лоном небес дождевую воду, — «пьет и не напьется», «содрогается» при землетрясениях, чутким сном «засыпает» при наступлении зимней стужи; вместе с приходом весны, с первым пригревом зачуявшего весну солнышка, «пробуждается», «плачет и стонет» от людской неправды. Земля для русского человека осталась истинной материю. Весь человек — продукт земли-сырой:
«Телеса наши от сырой земли, Кости крепкия от камени, Кровь — руда от Черна моря», — говорится в стихе «О Голубиной книге». Как мать, земля добра до своих детей: она «всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает»; она любит и жалеет человека, плачет о нем во время великих бедствий, как напр., плакала она пред Куликовской битвой, предвидя гибель многих тысяч людей из татар и русских, плакала земля тогда «на-двое — одна сторона плакала по-язычески о чадах своих, сильно крича, другая же сторона, как некая вдовица, тихо и жалобно плачевным голосом». Мало этого, земля представляется источником сил и здоровья человека: Русские богатыри, падая на нее, приобретают силу при ратоборстве с неприятелями (напр., Илья Муромец в борьбе с Жидовином). Возвращает земля силы и русским жницам-крестьянкам. «Нивка, нивка! Отдай мою силку! Я тебя жала, силу наземь роняла!» — выкликают во многих местах поволжской Руси жницы — бабы, катаясь по земле, вполне уверенные, что припав к ней, вернуть все пролитое трудовым потом засилье. Подавая силы, земля — мать в то же время старается, по вере народной, сохранить «своих детей» — людей от всяких бед и напастей», старается поддержать их здоровье. «Ради нас своих детей», она порождает целебные злаки, как напр., «польгу», чтобы «беса изгоняти и в болезнях помогати». Земля даже сама врачует: больные «приткой» должны «попрощаться» с землей на том самом месте, где с ними «притка» случилась и получают, по народному верованию, исцеление. «Родимая матушка — земля - сырая», заботясь всю жизнь о человеке, не оставляет его и по смерти: всем открывает любвеобильная «земля-сырая» свои материнские объятия, когда пробьет час смерти человеческой, все находят в ней вечное упокоение. Но темная сила, бродящая по свету на пагубу роду людскому, соблазняет иных людей и на такие черные дела, что умрет человек — его даже и земля не принимает после смерти. К ним причисляются, по верованию народа, те кто «спознается» с нечистой силой, продаст ей свою душу — на всякое лихо другим людям. По верованию русского народа, земля настолько чиста, что не может «этой мерзости», этих нечестивцев держать в себе, а посему до сих пор требуются особые обряды, чтобы прекратить выход из могил этого сорта покойников. Даже тот умерший, труп которого долгое время не разлагается, по народной вере, несомненно был при жизни великим грешником, потому что он «не приготовляется к погребению в сырой земле». И напротив, если новорожденный ребенок выделяется весом тела от прочих детей, то он не жилец на божьем свете, его «чистое тело чиста земля» к себе тянет... Но ни грозные обличения, ни время — со всею его беспощадностью — не искоренило этого предания далеких дней, затонувших во мраке веков, отошедших в бездонные глубины прошлого — стародавнего: Земля до сего времени чтится за святую; священный ужас перед ней сковывает простолюдина, которому приходится «рвать грудушку земли сохой острою, расплывчатой», заставляя матушку-землю служить себе. У ней, как у божества, просит простолюдин прощения в содеянных грехах, надеясь его полечить, что мы и можем увидать из обряда прощания с землей пред церковной исповедью.Описание обряда прощания с землей пред исповедью «Отправляясь на исповедь, — говорит старушка, бывшая раскольница, — должно «наперво» сделать пред иконами в доме «большой трехпоклонный начал», т.е. сделать три земных поклона, а потом «надо-ть» говорить: Благослови, Спас-Исус, во путь итти, Во путь итти, грехи нести На споклон попу духовному. Во веки веком. Аминь. В это время «надо-ть трижды перекститься и поклоняться поясно», а потом «промолвить» Исусову молитву: «Исус Христос, Спас наш, помилуй меня грешную. Аминь!» и сделать земной «прощальный» поклон иконам. Далее следует прощание с домашними. Каждому члену семейства должно поклониться и попросить прощения словами: «Простите меня Христа ради!». «После прощания с домашними, — продолжает старушка, — идешь за ворота на улицу, оборачивается к часовенке (часовенки в губернии большей частью строились среди деревни) произносишь: Исус Христос, Спас наш, помилуй меня грешную. Аминь! И кстишся, не творя поклона». Перекрестившись на часовенку, крестьянка начинает «творить поклоны по четырем сторонам», прося прощения у «хрещеного люда». Поклонов этих несколько. Начинает кланяться крестьянка первоначально стороне противоположной своему двору, а потом, постепенно поворачиваясь на право, она делает, кланяясь, круг. Во время этих поклонов она на распев причитает: «Встану я на четыре сторонушки, Поклонюсь вам, люди добрые. Мир — народ, люди добрые. Вы суседушки стародавние, Вы простите меня грешницу, Неразумну буйну головушку! На споклон иду к попу — батюшке, На раскаянье греховное. Не осудте рабу, рабу грешную, Ради Спас — Христа, Честной Матери — Пресвятыя Свет Богородицы! Аминь. После причети и поклонов, крестьянка оборачивается к часовне, крестится (без поклона) и «творит Исусову молитву: Исус Христос, Спас наш, помилуй меня грешную! Аминь». Произнеся
«Исусову молитву», она так же, как и ранее, начинает «творить поклоны по четырем сторонам», но уже «свету вольному», при чем произносит: «Ты красно, ясно, свет солнышко, Уж ты, млад, светел государь-месяч, Вы, часты звезды подвосточныя, Зори утренни, ноци темныя, Дробен дождичек, ветра буйные, Вы простите меня грешную, — Вдову горюшную, неразумную. Ради Спас Христа, Честной Матери-Богородицы, Да сам Михаила арханьделя! Аминь». Сотворив снова, смотря на часовенку, крестное знамение и «Исусову молитву», крестьянка с улицы идет на задворки. Придя сюда, она произносит «Исусову молитву», во время чтения которой делает «малый трехпоклонный начал», т.е. трижды крестится и трижды кладет поясные поклоны. После этого она начинает «кланяться матушке-земле». Поклоны крестьянка в этом случае кладет поясные и также, как и на улице, поворачивается кругом, при чем причитает: «Взвоплю я к тебе, матушка сыра земля, Сыра земля, моя кормилушка поилица, Взвоплю грешная, окаянная, паскудная, не разумная; Что топтали тея походчивы мои ноженьки, Что бросали тея резвы руценьки, Что глазели на тея мои зенки (глаза), Что плевала на тея скорлупоньки. Прости, мать питомая, меня грешную, неурядливу Ради Спас Христа, Честной Матери, Пресвятыя да Богородицы, Да Ильи пророка мудраго! Аминь». Кончив причет и сотворив «Исусову молитву» с крестным знамением, крестьянка становится на колени и начинает умывать землей или, если земля еще не растаяла, то снегом себе руки. Земля или вода от снега с рук не стирается до тех пор, пока кающаяся не придет в храм и здесь не положит «большого трехпоклонного начала». Совершив обряд умовения рук, крестьянка еще раз произносит «Исусову молитву» и делает земной поклон. Потом, стоя на коленах, она, не оборачиваясь только назад, начинает кланяться во все стороны и причитать: «Еще раз, моя питомая, Прикоснусь к тебе головушкой, Испрошу у тея благословеньица, Благословеньица со прощеньицем: Что рвала я твою грудушку Сохой острою, расплывчатой, Что не катом тея я ущатывала. Не урядливым гребнем чесывала, — Рвала грудушку боронушкой тяжелою Со железным зубьем да ржавыем. Прости, матушка питомая, Прости грешную, кормилушка. Ради Спас Христа, Честной Матери, Все святыя Богородицы, Да Овласия заступника, Да Ильи пророка мудрого, Да Егорья Победоносчика! Аминь. Исус Христос, Спас наш, Помилуй меня грешную! Аминь». Кончив причет, крестьянка крестится и некоторое время лежит, приклонившись к земле головою. После этого она берет в рот немного земли или снегу, и поднявшись, идет к часовне, где ей «творится малый трехпоклонный начал». От часовни крестьянка направляется в село. Выйдя из деревни, она оборачивается назад, делает поясной поклон и говорит: «простите меня все, весь вольный свет». Потом, перекрестившись и сказав: «Господи благослови на дороженьку», продолжает путь.
Покаянный стих «Благослови, Христос Спас Исус, Меня на споклон к попу идти! Аминь. Страна восточная, солнце красное, Простите грешную! Аминь. Месяц, звездушки, темна ноченька, Простите грешную! Аминь. Ветра буйные, крылатые, буря — падара, Простите грешную! Аминь. Леса темные, горы скатчаты, реки вольныя, Простите грешную! Аминь. Люди добрые, крещеный мир, все суседушки, Простите грешную! Аминь. Сыра матушка, мать-земля питомая, Прости грешную! Аминь. Мои ноженьки походчивы притоптали тебя, понаблудили, Прости, питомая, грешную! Аминь. Мои рученьки бросали тебя, — Прости, питомая, сердешная, грешную! Аминь. На тебя, моя питомая, я нечисто хаживала, Слюной своей плювывала, — Прости, питомая, грешную! Аминь. Не тветы на тебе сажала, а сохой пытала, Прости, питомая, грешную! Аминь. Не гребнем тебя чесала,- бороной скребла, — Прости, питомая, грешную! Аминь. Исус Спас, Христос Царь небесный, Мать - Честная Богородица, Пророк Христов — Илья хвальной, Егорий воин храброй, Простите рабу грешную, что докучала сырой земле, Всему светушку, людям добрым. Во веки веком. Аминь.
/Владимирская ученая архивная комиссия. Труды : Кн. Кн. 16 (2)- Владимир, 1914./
«Народ опольный – вольный»
Основная статья: Сельское хозяйство Владимирского края
Сельскохозяйственные обряды крестьян Владимирской губернии в XIX веке
Агрономический отчет Судогодского уезда за 1911 г.
Copyright © 2018 Любовь безусловная |