Ославское — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Боголюбовского сельского поселения. Село расположено на правом берегу реки Нерль в 3 км на север от центра поселения поселка Боголюбово, в 8 км. на северо-восток от Владимира.
- Сто семь курганов Бугорки располагались близ сел Новое и Ославское. - Селище Ославское 1 (XI-XV вв.) находилось в 0.9 км. к северо-западу от с. Ославское, правый берег р. Нерль. - Селище Ославское 1а (X-XI вв.) расположено в 0.85 км. к северо-западу от с. Ославское, правый берег р. Нерль.
Ославское расположено на правом берегу р. Нерль. Через него протекают две речки – Соловуха и Вячеславка.
Время первоначального основания этого села с точностью не известно, но его можно относить к глубокой древности. Находясь на большом тракте из Боголюбова в Суздаль, оно могло быть основано еще во времена Владимирского великокняжества; но до XVII в. о нем не имеется никаких сведений.
В 1622 г. Ославское по жалованной вотчиной грамоте царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета записано за Боголюбовым монастырем. По книгам «письма и меры и межеванья князя Григорья Шехонскаго» 153, 154 и 185 (1645 – 46 – 47) гг. в селе Ославском значится «крестьян с их сыновьями и родственниками 72 человека да бобылей 37 человек, в числе коих одна вдова; пашни паханые добрые земли 596 четвертей да перелогом 20 четвертей да лесом поросло 147 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена на р. Нерли 600 копен…» В 1674 году царь Алексей Михайлович определял с крестьян села Ославского повинности Боголюбовскому монастырю. Приказано было «села Ославского старосте Лучке Ефимову со крестьяны, с двадцати вытей, пашни пахать по три десятин на выть в поле, а в дву потомуж, сена косить на выть по двести-же копен».
В 1682 году вотчинные крестьяне Боголюбова монастыря били челом Владимирскому воеводе Наумову, что они исстари косят и пашут монастырскую жеребьевую землю, а игумен того монастыря, Никон, наложил сверх монастырской работы «на пятьдесят вытей по рублю с выти», и «от тех де прибавочных податей они, крестьяне, оскудели». По этой челобитной была послана грамота игумену с братией, чтоб они не чинили крестьянам работ сверх прежних. Игумен ответил обвинением, что оные плуты челобитье написали ложно», чему последовал царский указ об обложении этих «плутов» не в пример остальным, а также об очной ставке челобитчиков с игуменом. Бунтовщики же «это ни во что поставили» и на очную ставку не явились. Зачинщиком возмущения называется «плут, мятежник и раззоритель» Ивашка Бусыга. По этому делу крестьяне села Ославского дали показание, что Ивашка, проживающий по мирскому приговору в Москве, чинящий на игумена «ябидничества и улики», явился в мае месяце в село и, созвав их, поднимал идти на монастырский двор к казначею и «взять те вытные деньги 50 рублев»; а еще говорил, что «ныне на Москве замятия великая идет и боярские дома разоряют». Крестьяне отказались от грабежа казны, а Ивашка, опять ушедший в Москву, на притязания игумена отвечал, что «ходит в Москве с заручкой челобитной за мирскими делами». Последовавший затем царский указ повелевает, что если крестьяне «не запрутся» и признают монастырские работы, а свое челобитье ложным, то «того вора Ивашку Бусыгу и Якушку Быкова с товарищи» при игумене с братией за их воровство наказать — «бить батогами нещадно, сняв рубахи, вместо кнута», чтоб, глядя на них, «иным неповадно было воровать», а также прочесть государев указ, чтоб «не было впредь спору и челобитья». В 1687 г. село Ославское вместе с другими вотчинами Боголюбова монастыря вновь было пожаловано царем Алексеем Михайловичем Московскому патриарху Иоакиму. В то время в Ославском числилось крестьянских и бобыльских дворов 84 да 3 двора пустых. По упразднению церковных вотчин во второй половине семнадцатого века Ославское перешло в ведомство государственных имуществ.
В 1859 году число дворов - 148; число душ мужского пола - 399; женского пола - 451. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменной и кровельной работами; питейный дом.
Ославское училище открыто, по предложению земства, обществом в 1868 г. Ближайшие училища: Новосельское , Добрынское, Порецкое и Боголюбовское. В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте неудобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 9 ½ ар., шириной 7 ¾ арш. и высотою 3 ½ арш. Учебных пособий недостаточно — на 111 руб. 86 коп. Библиотеки нет, но книг для чтения 16 экз. Земли нет. Законоучитель священник Иоанн Левитский, окончил курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1868 г.; учитель Сергей Шерышев, окончил курс в Новинской учительской семинарии, преподает с 1877 г.; а в настоящем училище с сентября 1883 г. Попечителем в 1883 г. был крестьянин Григорий Александров Шишигин, но в настоящее время уволен и избран другой; Шишигин пожертвовал прежде на 12 р. 90 к. Учащихся к 1-му января 1883 г. 42 м. и 5 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 4 м. Окончило курс со свидетельствами 5 мал. Вновь поступило 19 м. и 9 д. К 1-му января 1884 г. состояло 52 м. и 14 д. Учатся все вместе. Возраст: от 7 до 8 л. - 6, 8 — 9 л. - 14, 9 — 10 л. - 10, 10 — 11 л. - 21, 11 — 12 л. - 5, 12 — 13 л. - 7, 13 и выше - 3. Все учащиеся из села Ославского. Ночлежного приюта нет. Все православного вероисповедания и крестьянского сословия. Средства: от земства 370 р. 20 к., от общества 44 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт
44 р.; жалованье законоучителю — 60 р., учителю 300 р.; на книги и учебные пособия 10 р. 20 к. Неисправно посещали классы 16, — внушение. Прием в сентябре; из принятых 1 грамотный. За теснотой отказано 12. Учебный год с 15-го сентября до 28-го апреля. Пению обучаются простому, хора нет. Учатся 6 час. в день и уроки даются на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю; в 1 отд. — по Закону Божию - 3, по Русскому языку - 14, по арифметике - 6; во 2 отд. — по Закону Божию - 3, по Русскому языку - 12, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 5; в 3 отд. — по Закону Божию - 3, по Русскому языку - 11, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 6. Награды получили 8. Получившие свидетельства учились до 5 лет. Не окончившие курса учились до 3 лет. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.). Учительница – Любовь Преображенская (с 1900 года); законоучитель – отец Иоанн Левитский (с 1868 года). «Больше года как я стала пионеркой. Тот день навсегда останется в моей памяти. Пионер должен быть примером во всем. Я учусь только на хорошо и отлично. В третьем классе у меня были все четверки и пятерки. Весело и интересно провели мы летние каникулы, набрались новых сил. Я прочитала много книг. В их числе «Первоклассница», «Малышок», «Дальние страны» и другие. В родном колхозе помогала убирать урожай. Начались дни упорной учебы. Я люблю учиться, хочется знать все больше и больше. Учительница Рита Павловна Лукичева на уроке родной литературы начнет читать рассказы, стихи, и мне кажется лучше всех литература. А на уроке истории то же интересно. Люблю географию, естествознание и другие предметы. С первого класса нас обучает Рита Павловна. Она привила нам любовь к знаниям, к школе. Я тоже мечтаю стать учительницей. Лида НАУМОВА, ученица 4-го класса Ославской начальной школы» («ВК», 9 сентября 1951).
«Много интересных книг можно найти в личной библиотеке учительницы Ославской начальной школы тов. Лукичёвой. Она регулярно пополняет её произведениями русских классиков и новинками художественной литературы. Рита Павловна охотно даёт книги своим односельчанам. К ней часто заходят полеводы, животноводы, механизаторы. Всех учительница встречает приветливо, советует, что лучше почитать. К. РЕПИН» («ВК», 7 января 1954). «Ославским комсомолкам Серафиме Никитиной и Тамаре Кувалдиной по 18 лет. В текущем году они окончили Боголюбовскую среднюю школу. Затем сделали попытку пойти учиться в техническое училище, но не прошли по конкурсу. Если поступить разумно, им бы следовало тут же устроиться на работу, скажем, пойти на фермы, стать доярками или избрать для себя другую профессию в животноводстве, как это делают многие юноши и девушки. Комсомольская организация, а также колхозники рассчитывали, что девушки так именно и поступят. Однако их расчеты не оправдались. Никитина и Кувалдина уже несколько месяцев бездельничают, не желая принимать участия в общественном труде. — Почему вы не работаете? — спрашивают их. — Будем готовиться для поступления в техникум, — отвечают они. Стремление учиться и дальше — заслуживает похвалы. Но ведь можно работать и одновременно готовиться в техникум, тем более, что новый учебный год надо ждать почти целый год. А разве нельзя учиться заочно? Многие так и делают, успешно заканчивая учебные заведения. В. НИКОЛАЕВ» («ВК», 22 ноября 1955).
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение "Ославская Начальная Общеобразовательная Школа" действует с 4 января 2001 г. Адрес: село Ославское, Центральная улица, д. 25а. Организация ликвидирована 14 марта 2011 г.
Из медицинского отчета 1882 года: «сын крестьянина села Ославского Иван Иров, 14 лет, желая пригнать из стада необъезженного жеребенка, не усидел на нем и при падении правою ногою запутался в поводу. Жеребенок бросился и потащил с собою ребенка. В таком положении он тащил за собою Ирова с полверсты. Это было около 5 часов вечера 15 сентября, за мною приезжали 16-го утром. При моем приезде Иван находился в полном бессознательном состоянии; при осмотре головы ран на ней не оказалось; полный закрытый перелом предплечья левой руки; кожа на спине была почти вся содрана. Итак, на лицо: сотрясение мозга, повреждение спины и перелом предплечья. Мною были острижены волосы на голове, они все были свалены с репьем; на левую руку наложена повязка с лубками, к спине постоянно прикладываются компресс с гулярдовою водой (это свинцовая вода, а название «гулярдовая» дана по фамилии французского врача Т. Гулара, умер в 1784 году) и настойки арники. На следующий день больной пришел в сознание, постепенно поправлялся и через неделю был на ногах. Оставался перелом левого предплечья, да не вся спина поджила. В это время отец Ирова, приехавший на время из Москвы, снова отправился на работу, а сына отвез в земскую больницу». В конце XIX — начале XX века село входило в состав Борисовской волости Владимирского уезда. В 1897 году в Ославском было 205 хозяйств. Из них пять хозяйств не имели земельного надела. У всех хозяйств было 66 лошадей, 175 коров, 252 овцы и ни одной свиньи. Безлошадных хозяйств насчитывалось 145, бескоровных—52 и не имели никакого окота 46 хозяйств. Двадцать семей не имели своих домов и у 22 хозяйств не было посевов. Арендовали землю 50 крестьянских семей. Самой лучшей землей владел поп. У него было 30 десятин пахоты и 7 десятин луговой земли. Деревня была нищая. Население в Ославском составляло 1028 человек. Из них научились писать или читать в школе 253 человека и 99 человек учились у «просвирни Дарьицы». Две трети населения Ославского не умели ни читать, ни даже расписаться. Школу посещали 97 детей, только из 36 хозяйств.
Деревня была темная, забитая.
С 1929 года село входило в состав Новосельского сельсовета Владимирского района. 1930 г. Владимирский ЦРК шефствует над ославским колхозом имени Сталина.
«Колхозник СЕРОВ Лаврентий Васильевич В нашем колхозе большой праздник. Колхозу вручен акт на вечное пользование землей. Многие века мечтали о земле и боролись за матушку землю трудящиеся. И только при советской власти мы получили землю и получили навечно. Счастливые, радостные дни в колхозе. Мне сейчас 77 лет. А жить хочется еще многие годы. Разве раньше жизнь была? Нас у отца было пять человек, а земли — небольшой клочок, да и тот у черта на куличках. Ближняя к селу земля принадлежала попу Левицкому. Понятно, своего хлеба у нас было мало. Жили впроголодь. После смерти отца мы — братья «разделились», хотя и делить было нечего. Была одна лошадь, она осталась при матери с младшим братом, а мне, да и другим братьям досталось по небольшому ломтику земли. Вот и все. Малоземелье меня и многих других крестьян нашего села вынуждало идти внаймы к подрядчикам и я 25 лет отработал штукатуром в Москве у подрядчика Сылуянова. Эксплуатировал он нас сильно, а платил за работу гроши. Октябрьская революция дала нам право на землю и принесла облегчение в нашей жизни. Когда буржуазия после Октябрьской революции хотела забрать у нас обратно землю и фабрики, и заводы, то мой сын Сергей, как и многие крестьянские сыны вместе с рабочими отправился на фронт и с оружием в руках бился за то, чтобы земля не досталась опять помещикам, а фабрики и заводы — капиталистам. Сейчас сын Сергей окончил техникум и работает в Москве на заводе «Шарикоподшипник» техником-строителем. В колхозе я с самого основания его. Работаю добросовестно. В 34 году за хорошую работу был премирован. Да и как добросовестно не работать? Земля стала наша, земля взавал. На земле работают наши советские тракторы. Земля стала родить много больше хлеба, чем родила раньше. Спасибо нашей родной коммунистической партии большевиков и ее вождю товарищу Сталину, выведших крестьянство на правильный, счастливый, радостный колхозный путь — путь зажиточной культурной жизни. *** Колхозница ХАНЖИНА, Анна Николаевна До революции немало мне пришлось перенести горя и лишений. Хозяйство наше было бедняцкое, безлошадное. Хлеба со своего клочка земли мы собирали всего на 3-4 месяца. Нужда, голод, вынуждали моего мужа ежегодно наниматься к подрядчикам на работу, а меня — от зари до зари работать в чужих хозяйствах. Так нерадостно, в бедности шло время. И только Октябрьская революция вывела нас, крестьян-бедняков из кабалы и бесправия. С организацией колхоза в нашем селе Ославском, я и мои две дочери вступили в члены артели (муж уже умер 15 лет). Работаем в колхозе честно. Дочь Пелагея за ударную работу в 1934 году колхозом была премирована. На выработанные трудодни мы получаем в колхозе столько продукции, что имеем излишки. Прошлый год изо дня в день ели белый хлеб, да и в этом году пшеницы получим не менее. У нас сейчас в своем хозяйстве — корова, теленок, поросенок. Кормов для скота хватает. Раньше мы жили в разваленной халупе, сейчас обстроили новый, хороший дом. Жизнь стала радостная и счастливая. Земли в колхозе много. Работа в коллективе идет дружно. На полях вместе с лошадьми работают тракторы машинно-тракторной станции. Больших побед добился колхозный строй. Коммунистическая партия и любимый вождь всех трудящихся товарищ Сталин ведет нас к новым, еще более великим победам. Вложим в свой труд всю душу, любовь. *** Раньше в селе Ославском не было ни одного поросенка. Сейчас на колхозной свиноферме 24 свиноматки, 2 хряка английской породы и более 140 молодых поросят. Заведующий свинофермой Андрей Егорович Кувалдин. *** МАЛЕНКИН, Андрей Сергеевич — кузнец колхоза. В колхозе его опытными руками всегда хорошо отремонтирован инвентарь, подкованы лошади. Каждая гайка, каждый винт прилажены к своему месту. Андрей Сергеевич по 1 сентября заработал 250 трудодней. *** Деревня стали радостной, счастливой Вся земля, все луга с речными овражками принадлежит колхозникам села Ославского. Она закреплена за колхозом навечно. Точно обозначены границы владения ославского колхоза. С трех сторон естественные границы: река Нерль, Новосельский овраг, Никульский овраг, Медвежий овраг. А с севера от столба на столб проложена прямая межа. Это земля. А на земле 176 колхозных хозяйств, идущих к культурной зажиточной жизни. На земле колхозные постройки: детские ясли, детская площадка, клуб, школа, кузница, свинарник, зернохранилище, овощехранилище, конюшня и сельскохозяйственный инвентарь. А в зерноскладах чистая высокоурожайная пшеница, рожь, горох, овес. В свинарнике 24 свиноматки, 2 хряка белой английской породы и 144 поросенка. В конюшне 41 рабочая лошадь, из них 12 племенных маток, 22 жеребенка и два производителя породы барбансон. В детском очаге малыши окружены вниманием и заботой. На площадке воспитываются 40 дошкольников. В неполной средней школе обучаются все дети колхозников. Из села 10 детей колхозников учатся в ВУЗ-ax и техникумах. Окончило при советской власти ВУЗ-ы и техникумы и сейчас работают инженерами 4 человека и 3 — техниками. Два командира рабоче-крестьянской Красной армии и 6 человек работают на руководящей партийной, советской и хозяйственной работе. В колхозе растут кадры — то, что товарищ Сталин назвал самым ценным капиталом: бригадиры полеводы, по плодоягодным культурам, ветфельдшер, счетоводы, заведующий детскими яслями, заведующий свинофермой, пахаря, кузнецы, свинарки. Вчера 809 гектар пахотной земли и 180 гектар луга передано и закреплено колхозу навечно. Добротная, хорошо обихоженная колхозниками земля. Взрытая стальными конями - тракторами машинно-тракторной станции. Вот настоящее Ославского. *** ЩИПОНЦЕВА, Евдокия Федоровна - лучшая свинарка — ударница колхоза имени Сталина. Ухаживает за семью свиноматками. При ее внимательном уходе за один год семь свиноматок дали приплод — 143 поросенка. Евдокия Федоровна по 1 сентября заработала 250 трудодней» («Призыв», 30 сентября 1935).
«ТОРЖЕСТВО В ОСЛАВСКОМ КОЛХОЗЕ Сегодня колхозу вручается акт на вечное пользование землей В уставе сельскохозяйственной артели записано: «земля, занимаемая артелью (как и всякая другая земля в СССР), есть общенародная государственная собственность. Она, согласно законам рабоче-крестьянского государства, закрепляется за артелью в бессрочное пользование, то есть навечно, и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче артелью в аренду». Этот устав, выработанный под руководством вождя народов товарища Сталина, совместно с лучшими представителями колхозного крестьянства, еще раз с большой силой подчеркивает, что земля, отобранная народом у помещиков, графов, попов и кулаков принадлежит народу. Сегодня колхозу имени Сталина (с. Ославское) — первому в районе — вручается государственный акт на вечное пользование землей, занимаемой колхозом. Этот акт — символ борьбы поколений за землю. Отныне земля закрепляется навечно. Важность вручения государственного окта на землю колхозу понятна каждому крестьянину. За землю боролись и в глубоком подполье, и в крестьянских восстаниях против помещиков, и на фронтах гражданской войны лучшие представители рабочего класса и крестьянства. Это была многовековая борьба. Ославские колхозники решили ознаменовать великий день, — день вручения акта на вечное пользование землей — большим торжественным праздником. Да, это большой радостный праздник! Земля, из-за которой погибли сотни тысяч лучших борцов, земля, которая была злой мачехой, сейчас принадлежит трудящимся и стала безотказной кормилицей» («Призыв», 29 сентября 1935).
Председатель Ославского колхоза КИРИЛЛОВ. 1937 год
«Не отстанем от новосельцев. Зав. Ославской МТФ тов. А. КУВАЛДИН Ославская молочно-животноводческая ферма получила средний удой на фуражную корову в 1940 году 1.700 литров, а, соседняя с нами, Новосельская МТФ, — 2.300 литров. Естественные условия для развития животноводства и повышения удоя в обоих колхозах одинаковые. Такая громадная разница в получении продукции нашей МТФ и Новосельской объясняется. главным образом, тем, что молочному животноводству Ославский колхоз до сих пор уделял мало внимания. Туго шел и количественный рост крупного рогатого скота. Надо сказать, что и прежний порядок исчисления размеров госпоставок молока — не погектарный, а по числу голов скота, не стимулировал увеличение поголовья. Сейчас дело иное. Постановление партии и правительства от 10 января стимулирует рост ферм и повышение удоев молока. И вот, услышав на сегодняшнем совещании ряд указаний специалистов и опытных работников МТФ, я надеюсь не отстать от соседей и за удой в 3.000 литров в среднем от каждой фуражной коровы буду настойчиво бороться. Колхозу в нынешнем году придется заняться по-настоящему посевом кормовых корнеплодов, добиться наивысшего урожая кормовых культур, тщательно и без потерь убрать луга и т. п. С животноводческими кадрами Ославского колхоза я беседовал о повышении продуктивности молочного скота. Доярки горят желанием догнать новосельцев. А раз люди хотят и по-большевистски возьмутся за дело,— победа обеспечена. Мы тоже, как и работники Новосельской МТФ, берем обязательство — получить 3.000 литров молока в среднем с каждой фуражной коровы за период лактации 1941 года» («Призыв», 1 февраля 1941).
«Выполняя постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 января, Владимирский райпромкомбинат организовал корзиночное производство при Ославском черепичном заводе. Производство начало с 1 марта изготовлять корзины из черного прута» («Призыв», 5 марта 1941).
Летом 1941 г. было открыто гончарное производство.
Объявление 1945 г. в газете «Призыв»
«Ославские жители не раз обращались к председателю Новосельского сельсовета тов. Хазову с просьбой благоустроить их село. Вносим мы на это дело и самообложение. Однако народные средства расходуются далеко не по назначению. Например, часть денег была затрачена на отопление здания сельсовета и квартиры тов. Хазова, а для Ославской школы дров не закупили и не подвезли ни одного полена. Сельский пруд загрязнен и нет удобного водоема, где можно взять воду для питья. Н. КРИВУШИНА» («ВК», 10 августа 1950).
«Ведутся подготовительные работы по радиофикации села Ославское. Отсюда пройдет подземный кабель в Порецкое и Борисовское» («ВК», 17 июня 1951).
«БИБЛИОТЕКА-ПЕРЕДВИЖКА Продвижение книги в массы — дело большой политической важности. Вот почему я решила организовать в нашем селе библиотеку-передвижку. За помощью обратилась в районную библиотеку. Здесь помогли подобрать нужную литературу, посоветовали, как лучше вести пропаганду книги. Вначале книги брали несколько человек. Постепенно круг читателей увеличился. Этому способствовало то, что я не просто выдавала книги, но проводила беседы по ним, организовывала обсуждение лучших произведений советских писателей и классиков русской литературы. Большим спросом пользуются книги, рассказывающие о нашей советской действительности. Активные читатели библиотеки К. Глухова, Р. Воронина, Н. Гаврилова, С. Лодыгина и другие прочли за последнее время по 10 — 15 книг. В их числе «Кавалер Золотой Звезды» и «Свет над землей» — С. Бабаевского, «Жатва» — Г. Николаевой, «От всего сердца» — Е. Мальцева. Колхозники охотно читают литературу о передовых сельскохозяйственных артелях страны, о их опыте работы. Р. ЛУКИЧЕВА, с. Ославское» («ВК», 11 мая 1952).
Ославский ДК
«Ославский драматический и хоровой кружки, где руководителем тов. Завазальская готовят к смотру постановку «Юбилей» по произведению А. Чехова, стихотворения Некрасова «Эй, Иван», «Выбор», частушки и другие художественные номера» («ВК», 26 февраля 1947).
«В селе Ославское под колхозный клуб отведено хорошее каменное здание. Однако колхозникам отдохнуть всё же негде. В клубе нет даже печки, стёкла выбиты, двери не прикрываются. На зиму не запасено ни одного полена дров. Во время показа кинокартины колхозникам приходится в течение двух часов находиться в холодном помещении. Заброшена работа кружков, забыта художественная самодеятельность, хотя для развёртывания этой работы здесь есть все возможности. В Ославском много молодёжи, которая раньше принимала активное участие в проводимых клубом мероприятиях. Мы неоднократно просили секретаря партийной организации колхоза имени Сталина тов. Лёзова и председателя тов. Карпова помочь нам сделать клуб центром культурно-массовой работы на селе, но от них до сих пор никакой помощи не видим. А. КУВАЛДИНА, колхозница» («ВК», 7 января 1954). «Давно мечтали ославские колхозники о хорошем просторном клубе. Их мечта осуществляется. Сейчас ведутся работы по расширению культурного очага. В нём будет не только зрительный зал, но и фойе. В благоустройство клуба вложили свой труд сами жители села. Их силами вырыт котлован под новую пристройку» («ВК», 28 августа 1956).
«Недавно в село Ославское приехали представители шефской организации города Владимира. Они привезли с собой небольшой, но очень ценный подарок для членов Ославской бригады колхоза имени Сталина. Подарок состоит из 300 книг различной художественной литературы. Так с помощью шефов в бригаде организовалась собственная библиотека, которой теперь заведует колхозник Н.И. Михайлов. В числе книг произведения Пушкина, Гоголя, Некрасова, Л. Толстого, Горького, Макаренко, Драйзера, Диккенса, Скотта, Фадеева, Пановой и других писателей. В бригадной библиотеке уже в первые дни появилось много читателей. Колхозник К. Репин взял книги Скотта и Житкова. Член артели В. Кувалдин получил «Молодую гвардию» и теперь с большим наслаждением читает это произведение. Первыми читателями стали А. Ракчеев, А. Иров, В. Никифоров и другие. Создание бригадной библиотеки — большое событие в жизни колхозников. С благодарностью приняв шефский подарок, они заявили: — Теперь ещё крепче будет наша дружба с книгой. Н. ЛЕШКИН, бригадир колхоза имени Сталина» («ВК», 22 ноября 1956).
В 1959 году в Ославском открылся новый клуб.
«Спектакль на сцене колхозного клуба К 8 часам вечера в клуб села Ославского стал собираться народ. Все шли посмотреть пьесу А.Н. Островского «Бедность не порок», подготовленную драматичѳским кружком под руководством учительницы, ныне пенсионерки Р.П. Лукичевой. Перед началом спектакля Рита Павловна коротко ознакомила зрителей с содержанием пьесы и действующими лицами. Роль Гордея Торцева исполнял В.Е. Кувалдин. Ему удалось показать купца-самодура, заедающего век своих домашних, но способного, подчас, совершать поистине добрые, великодушные поступки. Хорошо сыграли свои роли кружковцы Сошина, Новикова и Боброва. Зрители остались довольны спектаклем и благодарили участников драмколлектива. От редакции: После получения письма селькора А.А. Алексеевой мы дополнительно узнали, что в Ославский колхозный клуб приезжал из областного драматического театра заслуженный артист РСФСР Александр Андреевич Евдокимов. Два дня он занимался с кружковцами и оказал им большую помощь в постановке первого спектакля» («ВК», 13 мая 1960).
«Дело в заведующем клубом Три года назад в Ославском открыли клуб. Все были довольны тем, что в селе стал культурный очаг. Работа в нем наладилась. Организовали хоровой и драматические кружки. В клубе выступали участники художественной самодеятельности, приезжали с концертами шефы. Но с некоторых пор, вернее с назначением на заведование тов. Любимова, все изменилось. В помещении стало грязно и неуютно. Заведующий частенько находится в нетрезвом виде... до работы ли ему! Молодежь ходит по селу, разыскивая Любимова, просит хотя бы открыть клуб. Так дальше дело оставлять нельзя. А. АЛЕКСЕЕВА, Н. НОВИКОВА, Н. СОШИНА» («ВК», 5 января 1961). МУК "Ославский ДК" зарегистрирована 18 июля 2008 г. Адрес: село Ославское, Центральная улица, д. 24а. Организация ликвидирована 29 ноября 2011 г.
С 1965 года в составе Суздальского района.
ООО "СТ" зарегистрирована 29 декабря 2014 г. Директор Алиева Ксения Валерьевна. Адрес: село Ославское, Лесная улица, д. 3. Основным видом деятельности является «Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами».
ООО "Газстроймонтаж33" зарегистрирована 10 марта 2020 г. Генеральный директор Лукашов Алексей Викторович. Адрес: село Ославское, Речная улица, дом 28, квартира 1. Основным видом деятельности является «Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения».
Численность населения: в 1859 г. – 850 чел.; в 1897 г. – 941 чел.; в 1926 г. – 882 чел.; в 2010 г. – 159 муж. и 177 жен., всего 336 чел. В селе 21 улица. Названия некоторых из них названы по реке: Нерлинская, Прибрежная, Речная; другие указывают на месторасположение в селе: Центральная, Восточная, Полевая; третьи, пожалуй, говорят об их жителей: Молодёжная, Дворянская, Энтузиастов; четвёртым даны названия, привычные с советских времён: Мира, Дружбы; пятые, будем считать, характеризуют саму улицу: Красная, Садовая, Зелёная, Тихая; шестые просто жизнерадостны: Солнечная, Ясная, Лазурная, Радужная, седьмая когда-то была улицей новостроек: Новая; одна из них почему-то названа именем Крылова.
Речка Соловуха
Речка Вячеславка
Село пересекают две небольших реки: приток Нерли - Соловуха (на старинных картах Воропаевка) длиной 7 километров и приток Соловухи - Вячеславка длиной 4,5 километра.
Магазин в пос. Ославское
Село Ославское связано с городом Владимиром городским автобусным маршрутом 152 - «Юго-Западная (8-й микрорайон Юго-Запада) - Село Ославское».
Свято-Никольская церковь
Свято-Никольская церковь
В нач. XVII в. в Ославском существовала уже церковь, как это видно из патриарших окладных книгах, в которых под 136 (1628) г. записано: «церковь Великого Чудотворца Николы в вотчине Боголюбова монастыря…» В книгах «писма и меры» кн. Григорья Шехонскаго 155 (1647) г. значится: «в селе Ославском церковь Николы Чудотворца древена вверх, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение Великого Господина святейшего Иосифа патриарха Московского и всея Русси, а на церковной земле поп Агей Иванов, просвирница Дарьица Иванова дочь; пашни церковные паханые добрые земли 15 четвертей в поле…» В 195 (1687) г. при этой церкви священника не было, а в его доме жили его дети Игнашка да Тимошка. В 1687 г. была составлена опись Ославской церкви. В этой описи, вероятно, по ошибке церковь названа Преображенскою, потому что в последующих датах она везде называется Николаевскою. В 1711 г. в Ославском была выстроена новая деревянная церковь и освящена во имя Николая Чудотворца иеромонахом Спасо-Андрониева, что на Москве, монастыря Никифором. Оставшаяся же старая деревянная церковь в 1726 г. была перевезена в село Лемешек для постройки там из нее теплой церкви. В 1816 г. епископом Владимирским Ксенофонтом дано было разрешение на построение каменной церкви в с. Ославском вместо деревянной. Трапеза была окончена и освящена в 1819 г., а настоящая церковь освящена в 1827 г. Эта каменная церковь с несколько расширенной в 1872 г. трапезой существует и в настоящее время. Рядом с церковью была построена каменная колокольня.
21 октября 1865 г. перемещены в разные города Российской империи на три года села Ославского, дочери умершего дьячка Афанасия Тихомирова, девицы Ольга и Елизавета.
29 февраля 1868 г. воспитанник Владимирской семинарии Иван Левитский определен во священники в село Ославское. 29 февраля 1868 г. села Ославского священник Тимофей Добронравов перемещен в село Шульгино, Муромского уезда. 23 января 1870 г. уволен за штат села Ославского диакон Михаил Зернов. 27 января 1870 г. перемещен согласно прошению Владимирской Ризоположенской церкви причетник Ефим Виноградский в село Ославское на дьяческое место.
Престолов в церкви было три: в холодной во имя св. Николая Чудотворца; в трапезе теплой в честь Казанской иконы Божией Матери и архистратига Михаила. [1] В одной из аналойных икон врезан небольшой крест с частицами св. мощей. В ризнице хранилось евангелие, напечатанное при патриархе Иове... Причта по штату положено: священник и псаломщик… Приход состоит из одного села Ославского, в коем 457 душ муж. пола и 520 жен. пола, из них раскольников безпоповцев 7 душ. [1]
В 1902 г. объявляется благодарность Епархиального Начальства временному Московскому купцу Александру Алексеевичу Пантелееву за пожертвования его в церковь села Ославского, Владимирского уезда, на сумму 520 руб.
В 1916 г. священником с. Ославского был Левитский О.В.
Пожертвования для подарков воинам действующей армии к дню св. Пасхи, отправленные Его Высокопреосвященством в 1916 г.: «17) Село Ославского (Владимирского уезда) священника Василия Левитского: 25 сумочек, содержимое которых: чай, сахар, немного белья, булки сушеные, табак, мыло, колбаса, яйца и бумага, и 5 мешков сухарей, пшеничных и сдобных лепешек».
Миссионерский крестный ход с иконой Владимирской Божией Матери в октябре 1916 г.
Церковь закрыта в 30-е годы, ремонтироваться начала в 2010 году.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Никольского Храма села Ославское Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 21.04.2022 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Голышкин Сергей Петрович (с 21 апреля 2022 г.).
Адрес: Суздальский р-н, с Ославское, Красная ул, д. 10а
Часовня-столб. Западный фасад.
Часовня стоит недалеко от Никольского храма. Построена в 2010 г.