«Село Кохма расположено на реке Уводи и находится от уездного города (Шуя) в 20 верстах, а от губернского (Владимир) во 105 верстах». В давние времена село Кохма называлось селом Рождественым. В 1619 году село принадлежало князьям Скопиным-Шуйским. В письменных документах 1637 года село значится вотчиной Суздальского Архиерейского дома. В XIX веке село Кохма принадлежало разным помещикам.
Церковь Рождества Христова (почему и само село называлось Рождественым) до 1765 года была деревянной. В том году усердием прихожан была построена пятиглавая каменная церковь, с каменной шатровой колокольней. Первоначально в церкви был устроен один престол – в честь Рождества Христова (холодный); впоследствии церковь была значительно расширена и в ней были устроены два придела: в честь Св. Живоначальной Троицы и в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1804 году была сооружена отдельная теплая каменная церковь; поэтому в Христорождественской церкви теплые приделы – Троицкий и Благовещенский были соединены с главным холодным престолом и вся церковь была обращена в холодную. В это же время внутренность церкви была обновлена: иконостасы во всех трех приделах вызолочены, престолы сделаны новые, и церковь была вновь освящена в 1819 году 3 июля. О построении Христорождественской церкви и приделов в ней на западной наружной стене церкви имеется следующая надпись: «Святый Христорождественский храм начат строением в 1757 году усердием и попечением села Кохмы приходских людей, а освящен в 1765 году Августа 4 дня, при державе Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, Преосвященным Геннадием Епископом Суздальским и Юрьевским. Приделы ж с правой стороны во имя Живоначальныя Троицы, а с левой – Благовещения Пресвятыя Богородицы устроены по прошествии многаго времени, возобновлены и освящены в 1819 году Июля 3 дня, при державе Государя Императора Александра Павловича,- первый Преосвященным Ксенофонтом Епископом Владимирским и Суздальским, а второй – протоиереем Василием Смирновым». В 1836 году во всей церкви, вместо бывшего кирпичного пола, был сделан чугунный пол. В 1846 году внутренние стены церкви были украшены прекрасной живописью. Об этом при входе в церковь на наружной стене имеется запись: «Святый Христорождественский храм с приделами Живоначальныя Троицы и Благовещения Пресвятыя Богородицы благоукрашен стенным росписанием в 1846 году при державе Государя Императора Николая Павловича по благословению Высокопреосвященнейшаго Парфения Архиепископа Владимирскаго и Суздальскаго и Кавалера, при священниках: Иоанне Сперанском, Алексие Свавицком, Иоанне Лавровом и Иоанне Тезаврине, особенным попечением строителя церковнаго Шуйскаго 2 гильдии купца Григория Прокопиева Медведева, при старосте церковном Василие Никитине Ясюнинском на сумму усердствующих благотворцев с пособием церковной; а росписывали мастера Вязниковскаго уезда, села Палеха, г. Бутурлина крестьяне Михаил и Николай Львовы, братья Софоновы. И в том же 1846 году возобновлен иконным писанием. Иконостас золотил на полимент Владимирский мещанин Степан Дмитриев Серкин». Из св. икон, имеющихся в сей церкви, по ценности украшения заслуживают внимание: а) икона Господа Вседержителя, с предстоящими – Богоматерью, Предтечей и двумя Ангелами, древнего письма, украшена сребропозлащенной ризою, весу в коей 49 фун.; икона сия пользуется особенным почитанием прихожан; б) икона Рождества Христова в сребропозлащенной ризе, весом в 32 фун.; в) икона Боголюбской Божией Матери в сребропозлащенной ризе, весом в 33 фун.; г) икона Казанской Божией Матери, на коей риза жемчужная с стразовой звездой на плече Богоматери. Из утвари: а) Евангелие печати 1744 года, украшенное в 1850 году купцом В.Н. Ясюнинским серебряным, изящной работы, окладом со стразами; б) большой сребропозлащенный потир, одетый снаружи серебряной сеткой, 1803 года, и в) сребропозлащенный с литым Распятием напрестольный крест, украшенный бриллиантами, яхонтами и стразами. Из ризницы: а) риза серебряного газа с накладными, шитыми золотом, крестом и звездою, и б) четыре ризы и два стихаря дородоровые по пунцовому и красному бархату с накладными, шитыми золотом, принадлежностями, и обложенные золотым позументом.
Теплая каменная пятиглавая церковь построена в 1804 году усердием прихожан. В 1833 году в церкви стены расписаны прекрасными священными картинами; а в 1853 году, вместо кирпичного пола, на средства Шуйского купца Григория Прокопиева Медведева сделан чугунный пол. В этой церкви два престола: в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Сил Бесплотных и придельный – во имя Святителя и Чудотворца Николая. К Христорождественской церкви была приписана кладбищенская Казанская церковь. Церкви принадлежали каменные торговые палатки, с которых ежегодно в пользу церкви получалось до 250 рублей. Земли при церкви: усадебной около 3 десятин, сенокосной 6 десятин 710 квадр. саж. и пахотной 41 десятина 1894 ½ квадр. саж. Документы на земли, кроме усадебной, имеются и хранятся в церковной ризнице. Причта при церкви положено: три священника, диакон и три псаломщика. На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 500 р., от земли 760 р. и за требоисправления 2000 р., а всего в год 3260 р. Причт имеет дома собственные, кроме диакона, который живет в церковном доме. Приход: село и деревни: Оляково, Колесницы, Игнатцево, Теплово, Кожевницы, Бурмакино, Гоголево, Тарасово, Дарьинка, Дубынино, Жигари, малое Подвязново, Манульцево, Богданиха, Могильново, Кочедыково, Пешково, Вантино, большое Подвязново, Горино, Тарбаево, Ясюнино, Калачево, Михалицы, Сватилово, Деревеньки, Юрьмово, Волненка, Антониха, Терешково, Дерябиха и Суховка. Дворов в приходе 609, душ мужского пола 1951 и женского пола 2221 душа; в том числе раскольников: душ мужского пола 12 и женского пола 6 душ. В селе существуют три народные школы: церковно-приходская одноклассная – с 1893 года, министерская мужская двухклассная – с 1877 года и земская женская школа – с 1886 года».
/Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c./
Казанский женский монастырь
Кладбищенская каменная Казанская церковь построена в 1819 году усердием прихожан с такой же каменной колокольней. Престол в ней один, холодный: в честь Казанской иконы Божией Матери. Местная храмовая икона Казанской Божией Матери пользовалась особенным почитанием и благоговением прихожан: эта икона была богато украшена золотом, жемчугом и дорогими камнями.
При этой церкви имелась теплая деревянная, на каменном фундаменте, церковь, с одним престолом – в честь Всех Святых. Время построения этой церкви неизвестно. Возобновлена была в 1830 году усердием Шуйского купца Григория Прокопиева Медведева.
До учреждения в 1764 году монастырских штатов при Всехсвятской церкви, именовавшейся тогда по главному престолу Казанской, существовал Казанский женский монастырь,- неизвестно когда и кем основанный. Монастырь был подчинен Николо-Шартомскому монастырю.
Вокруг церкви и всего кладбища была построена каменная ограда.
При кладбище села Кохмы существовала богадельня со своей церковью – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Эта церковь была построена усердием почетной гражданки Елизаветы Семеновой Безеновой в 1874 г. из каменной часовни, существовавшей на кладбище с 1819 года. Престол в церкви один. В церкви находился древний Животворящий Крест Господень, прежде хранившийся в упраздненной часовне. Этот Крест, по преданию, принадлежал упраздненному женскому монастырю.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. Содержание причта обеспечено капиталом в 12 850 руб., из которых 12 000 руб. внесено учредительницей Богадельни Глафирой Ивановной Безеновой; причт получает процентов 513 р. 60 коп.; кроме того, причт имеет дохода до 200 р. Причт живет в Богадельне. Богадельня зданием каменная, с деревянными надворными строениями, построена и обеспечена капиталом в 6 300 руб. почетной гражданкой Глафирой Ивановной Безеновой; процентов с капитала получается 252 руб., из коих 200 руб. идут на содержание 5-6 призреваемых женщин, а остальные – на отопление дома. Церковь обеспечена той же благотворительницею Гл. Ив. Безеновой, внесшей в пользу церкви на вечное время 2000 р. В настоящее время церковный капитал равняется 2350 руб.