Золотниковская пустынь основана в первой четверти ХVII столетия иноком Ионою Головциным, посвященным в 1624 г. в сан игумена. При нем в пустыне была поставлена деревянная Успенская церковь. Тогда обитель называлась "Новая пустынь, березовского борку, Успения Пресвятые Богородицы". В 1632 г. царем Михаилом Федоровичем пустыни пожалована земля, в благодарность за что в деревянной церкви был освящен придел в честь патрона царевича - Иоанна Белогородского. При игумене Никоне на месте деревянной церкви выстроена Успенская же каменная, освященная в 1651 г. Вслед за ней сооружены две других каменных церкви комплекса: надвратная, Всех святых (1656 г.) и трапезная с теплой церковью Казанской Богоматери (1657 г.). Во второй половине ХVII - начале ХVIII вв. пустынь пользовалась известностью. Как значительный исторический факт, в литературе отмечается принятие в 1663 г. здесь иночества Митрофанием, впоследствии епископом Воронежским.
Пустынь часто посещал Митрополит Суздальский Иларион и принимал в ней царицу Прасковью Федоровну. В пустынь делались вклады царем Петром I и царевной Софьей. Очевидно, на эти пожертвования, все каменные здания монастыря в конце ХVII в. были перестроены вновь, о чем красноречиво свидетельствует архитектура существующих Успенской и Казанской церквей. Судя по фотографиям утраченной надвратной церкви, она была также перестроена, поскольку все здания объединены единым стилевым направлением. В ХVIII в. пустынь начинает беднеть, ее строения приходят в ветхость. В 1725 г. по синодальному распоряжению она приписывается к Спасо-Евфимиевскому монастырю, но по прошению игумена с братиею осталась самостоятельной. В 1764 г. числится заштатной.
С 1724 г. в официальных документах она именуется Успенской Золотниковской пустынью, по протекающей рядом речке Золотоструйке.
В начале XIX в. происходит некоторое оживление строительства в пустыни. В 1806 г. возводится Настоятельский корпус, в 1810-1820 гг. территория пустыни обносится кирпичной оградой, выстроенной на средства помещика села Якимова Суздальского уезда Алексей Сергеевича Шереметьева. Во второй половине XIX в. строятся несохранившиеся ныне каменные кельи в линии ограды, а по сторонам надвратной церкви - примыкающие к ней здания народного училища и гостиницы для приезжающих.
В 1912 г. для доклада очередному уездному земскому собранию в Суздальскую уездную управу поступило прошение игумена Золотниковской Пустыни Паисия об уплате ему 54 руб. за монастырское помещение, занятое Золотниковской школой в 1912 году. Крестьянин Золотниковской пустыни Г.С. Антонов подал в уездную управу, для доклада предстоящему очередному уездному земскому собранию, прошение об уплате ему 16 руб. за помещение занимавшееся в его доме школой в ноябре и декабре месяцах 1912 года.
Золотниковская пустынь находится в 150-200 м. к западу от современного шоссе Иваново-Суздаль-Владимир. Старая дорога на Суздаль, мощеная булыжником, проходила у восточной стены ограды пустыни. Речка Золотоструйка огибает комплекс с северо-запада. Со стороны дороги был главный вход на небольшую, прямоугольную в плане территорию пустыни, границы которой видны по невысокому валу, на месте ограды и небольшому рву, окаймлявшему ее. Над проездной аркой входа возвышалась кирпичная Всехсвятская надвратная церковь с колокольней в третьем ярусе, завершавшейся деревянным шатром XIX в. Интересно продумана расстановка главных сооружений комплекса: соборной холодной Успенской церкви и теплой трапезной Казанской церкви, располагавшихся по одну сторону, к северо-западу от входа, недалеко друг от друга. Направления их продольных осей не совпадают. Казанская церковь, находящаяся за Успенской, немного развернута на северо-восток, становясь более полно обозримой с монастырской площади. Масштабным и пространственным соотношением массивных объемов церквей организуется композиционный центр ансамбля и его внутреннее пространство, получившее замкнутый характер постановкой в 1806 г. с юга Настоятельского корпуса. От надвратной церкви, местоположение которой определяется по остаткам кирпичной кладки, к центральной части ансамбля ведет липовая аллея ХIХ в. В северо-западном углу территории пустыни, рядом с западным входом, который, как северный и южный, имел вид калитки в ограде, сохранились части кирпичных фундаментов небольшого здания одноэтажных келий ХIХ в. В углах ограды размещались квадратные в плане башни XIX в., от которых остались их кирпичные цоколи.
После закрытия прихода в Золотниковской пустыни в 1931 г. ансамбль подвергся варварским разрушениям. Были полностью снесены надвратная Всехсвятская церковь, кирпичная ограда и корпус келий. Казанская церковь, где в 1930-1950 гг. располагался склад колхоза им. Кирова, доведена до руинированного состояния и на сегодняшний день от нее практически ничего не сохранилось. Успенская церковь, находившаяся в эти же годы в ведении шпало-заготовительной конторы Ярославской железной дороги, также подверглась серьезным разрушениям: снесены все главы, в том числе над алтарем и приделами, разобрано деревянное перекрытие трапезной и кровля над ней. Нарушение конструктивних элементов последавало после 1957 г. Лишь Настоятельский корпус, превращенный после закрытия в начальную школу, не пострадал и в целом сохранил свой первоначальный облик. Как памятник культовой архитектуры ансамбль Золотниковской пустыни выявлен и поставлен на гос. учет в 1947 г., а в 1960 г. Успенская церковь была поставлена на гос. охрану республиканского значения. Через два года на ней были проведены небольшие консервационные работы: перекрыта кровля, заложены часть оконных и дверных проемов.
В 1996 г. в Успенском храме вновь открыт приход Русской Православной Церкви и начато силами общины его восстановление. В настоящее время Золотниковская пустынь находится в крайне плачевном состоянии, фактически на грани исчезновения. Сохранились руины 3-х главного Успенского собора (1651), огромной двухэтажной Казанской церкви с трапезной (1657), настоятельский корпус (1806).
Храмы монастыря
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Успения - бесстолпный трехглавый храм, выполненный в формах древнерусской архитектуры сер. 17 в. с использованием традиций суздальского зодчества. Его трехглавие вызвано, вероятно, ориентацией на храмы Суздаля 16 в. Аркатурно-колончатый пояс в верхней части стен связан с памятниками Верхней Волги. Пространственная композиция кирпичного, покрытого обмазкой и побеленного здания, состоит из крупного двухсветного четверика храма с четырехскатной железной кровлей, увенчанной тремя световыми барабанами, и примыкающих к нему объемов: сильно вынесенной полукруглой алтарной апсиды (первоначально, вероятно, было две апсиды), трапезной и северного придела. Во 2-й пол. 19 века здание подверглось капитальной перестройке. Был пристроен южный придел разобраны внутренние стены трапезной в обоих приделах. Для достижения традиционного пятиглавия над западной частью четверика были дополнительно устроены две декоративные главки (утр.). Большинство проемов заложено, восточное окно апсиды растесано в широкий въезд. Своеобразно сосредоточение декоративного убранства в верхней части фасадов. Стены четверика завершены карнизом и фризом из поребрика и пояса балясин: во фриз вкомпонованы также обрамленные полуваликами пятиугольные киоты. Под фризом по периметру стен, исключая мощные огибающие угловые лопатки, протянут аркатурный пояс. Не имеющие наличников окна - арочные, с глубокими наружными откосами. Северный и южный входы обрамлены перспективными порталами с килевидными завершениями. Внутри четверик перекрыт оригинальной системой сводов: в восточной части две подпружные арки несут коробовый и полукоробовый своды со световыми отверстиями для центрального и боковых барабанов; в западной части - полулотковый свод.
На своде и в верхней части стен храма сохранились фрагменты клеевой живописи. Это интересный пример росписи сер. 19 в., гризайльный декор которое выдержан в стиле классицизма, а в изображении святых заметно влияние древнерусской живописи 17 в. Изысканный колорит построен на сочетании интенсивных ярких и разбеленных светлых тонов. В западной части свода на розовом фоне написана "Новозаветная Троица" в окружении архангелов в красно-сиреневых, охристых, бледно-голубых и сине-розовых одеждах. Гризайльный орнамент на арках свода выдержан в зеленоватых и коричневых тонах. На южной стене написаны изображения святых, на западной - сцены из жития Николы, на северной - "Поклонение волхвов" и "Преображение".
Доброхотов, 1848, с. 239-240; Стромилов, 1883; Зверинский, 1892, с. 381, № 1293; Седов В.В., 1999, с. 22; РГАДА. Ф. 280, оп. 2. Д. 724. Л. 1 об., 2, 2 об. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 270-274.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Казанская церковь принадлежит к типу трапезных церквей, трехчастных в плане. Кирпичное, неоштукатуренное здание стоит на высоком подклете, в котором располагались помещения хозяйственного назначения. Над подклетом находилась собственно церковь с двусветным прямоугольным в плане четвериком, завершенным декоративной главкой, и примыкающими к нему тремя уплощенными апсидами алтаря (в ширину основного объема), и более широкой квадратной трапезной. К настоящему времени сильно разрушена трапезная, утрачены перекрытия подклета, четверика и алтаря, а также завершения всего здания. Декоративное убранство фасадов выдержано в той же стилистике, что и в Успенской церкви. На углах объемов также расположены мощные лопатки, а декоративное убранство сосредоточено в верхней части четверика и других объемов. Сходны и примененные архитектурные мотивы - поребрик, балясины, аркатурный пояс. Однако это сходство не буквальное: так, аркатурный пояс здесь более миниатюрный, а между рядами поребрика в четверике проходит пояс перспективных ширинок. Внутри четверик храма перекрыт в первом этаже коробовым сводом, во втором — лотковым, алтарные апсиды — лотковым и коробовым сводами, подалтарное пространство — коробовым сводом.
Доброхотов, 1848, с. 239-240; Стромилов, 1883; Зверинский, 1892, с. 381, № 1293; Седов В.В., 1999, с. 22; РГАДА. Ф. 280, оп. 2. Д. 724. Л. 1 об., 2, 2 об. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 270-274.
Настоятельский корпус. 1806 г.
Церковь Митрофана Воронежского. 2008 г.
Подворье Иоанна Предтечи в Сидоровском
Церковь Иоанна Предтечи
Расположена на левом живописном берегу р. Молохты, на холме при въезде в село. Построена вместо старой деревянной церкви из кирпича на бутовом фундаменте в 1789—1797 гг. Колокольня не сохранилась. Характерный для местной архитектуры небольшой сельский храм в формах раннего классицизма с элементами барокко. В пространственной композиции бесстолпного одноглавого трехмастного храма выделен двусветный куб под купольной граненой кровлей, увенчанный луковичной формы главкой на четырехгранном, со срезанными углами барабане. К нему примыкают сильно пониженные объемы закругленной апсиды и квадратной трапезной. Основой декоративного убранства являются четырехпилястровые портики на всю высоту боковых фасадов с антаблементами, раскрепованными над угловыми пилястрами, и треугольными фронтонами. Прямоугольные окна нижнего яруса на всех объемах заключены в простые рамочные наличники со спусками боковых сторон. Окна второго света лишены обрамлений. Несколько более сложной барочной трактовкой отличается барабан главки и прямоугольные рамки с выступами между окнами первого и второго света. Храм перекрыт четырехлотковым сомкнутым сводом, прорезанным световым барабаном, с плавным изломом лотков на внутренних ребрах. Трапезная имеет коробовый свод, в алтаре - конха. Сохранились незначительные фрагменты масляной живописи кон. 19 в.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 54-55
Петропавловский-Сахтошский монастырь