Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.09.2021
12:29
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [141]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1400]
Суздаль [421]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [447]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [132]
Юрьев [236]
Судогодский район [107]
Москва [42]
Петушки [155]
Гусь [166]
Вязники [308]
Камешково [105]
Ковров [397]
Гороховец [125]
Александров [259]
Переславль [114]
Кольчугино [80]
История [39]
Киржач [88]
Шуя [109]
Религия [5]
Иваново [63]
Селиваново [40]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [107]
Писатели и поэты [148]
Промышленность [91]
Учебные заведения [133]
Владимирская губерния [39]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [76]
Медицина [54]
Муромские поэты [5]
художники [31]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [1539]
архитекторы [6]
краеведение [47]
Отечественная война [252]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [12]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [16]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [28]
Оргтруд [26]

Статистика

Онлайн всего: 52
Гостей: 52
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Святые

Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца в 1903 году

Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца в 1903 году

В 1896 году вышло в свет первое издание составленной Леонидом Михайловичем Чичаговым (будущий Священномученик Серафим) «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», значительная часть которой была посвящена деятельности Серафима Саровского. Прежде он посетил этот монастырь, где святая блаженная схимонахиня Параскева (известная как Параскева Дивеевская и Паша Саровская), помнившая старца Серафима, сказала ему: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления». Он пришёл в недоумение, поскольку по своему положению не мог быть принят царём, однако, по его свидетельству, «однажды меня пронзила мысль, что ведь можно записать всё, что рассказывали о преподобном Серафиме…привести весь этот материал в систему… затем этот труд, основанный не только на воспоминаниях, но и на фактических данных и документах… напечатать и поднести Императору».
В 1902 году по инициативе императора Николая II начались подготовка к прославлению Саровского старца Серафима. Значительная часть работ была поручена суздальскому архимандриту Серафиму. В этом же году отец Серафим завершил составление второго издания своей "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" (публикация первого издания этого главнейшего труда его жизни была осуществлена еще в 1896 году). Помимо этого он составил акафист и житие преподобного Серафима Саровского, а также разработал торжественный церемониал открытия мощей святого старца и написал "Слово в день прославления преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца". Это слово было произнесено в храмах в дни прославления преподобного Серафима Саровского 17-19 июля (по ст. ст.) 1903 года. Труды суздальского архимандрита получили высокую оценку императора Николая II, который лично наградил его драгоценной митрой.

Канонизация святых в Русской Церкви.
19-го сего июля имеет быть совершено причтение к лику святых преподобного старца Серафима Саровского. В виду сего представляется не излишним сказать несколько слов о тех порядках и правилах, которыми руководилась и руководится наша Православная Церковь в деле канонизации святых с самого древнейшего времени.
Слово «канонизация» заимствовано из языка латинского (canonisatio) и обозначает внесение какого-нибудь усопшего подвижника благочестия в список, в каталог святых. Канонизация есть, таким образом, причтение Церковью какого-либо усопшего подвижника к лику ее святых.
Правила или условия, которыми руководствуется наша Православная Церковь при канонизации того или другого подвижника, следующие.
Главнейшим основанием для причтения к лику святых какого-нибудь подвижника благочестия, заявившего себя во время земной своей жизни святостью дел, является прославление его даром чудотворений. Высшая русская церковная власть, прежде чем причислить известного подвижника к лику святых, удостоверяется в том, совершались-ли чудеса от этого подвижника — или еще при жизни его, или по смерти у его гроба и от его мощей. Сведения о чудесах, совершаемых от того или иного подвижника, высшая церковная власть собирает таким образом.
На месте, где покоится прах подвижника, известными лицами ведется запись достоверным чудесам, при чем доносится об этом подлежащей власти с присоединением иногда ходатайства о канонизации. После такого ходатайства, а иногда независимо от него, высшая церковная власть производит «свидетельство» чрез особую комиссию, назначаемую из духовных и светских лиц. «Свидетельство» состоит в дознании о достоверности чудес. По окончании дознания делается распоряжение о совершении канонизации с назначением для нее определенного дня.
Самая канонизация святых не совершается в Русской Церкви по особому установленному богослужебному чипу, как напр. в Римской церкви, а заключается в возможно великолепно обставленном праздничном богослужении новоявленному святому при большом стечении окрестного духовенства и народа.
Новоявленному святому составляется служба и житие, как оправдательный документ, что канонизованный святой есть истинный святой. Над гробом его устраивается монумент, называемый ракой. Слово рака взято из греческого языка «арка», чрез перестановку букв, и значит тоже, что латинское слово area, т. е. ящик, сундук, гроб. В раке полагаются мощи святого, если они сохранились нетленными.
Что касается нетления мощей, то оно всегда рассматривалось при наличии как чудо, но только как чудо дополнительное в отношении к тем чудесам, которые творились через их посредство. Вследствие этого нетление мощей не есть непременный признак для прославления святых угодников. История прославления святых показывает, что некоторые из чтимых нами святых были прославлены до открытия их мощей (напр. Феодосий Печерский, митроп. Петр, Нил Столбенский и др.), некоторые спустя известное время и даже значительное после открытия мощей (Исаия Ростовский, Евфимий Суздальский, Савватий и Герман Соловецкие и др.); мощи довольно многих прославленных святых никогда не были открываемы (напр. Антония Печерского, Кирилла Белозерского, Иосифа Волоцкого и многих других, о которых говорится, что мощи их находятся под спудом, т. е. или совсем не были открываемы, или были открываемы, но потом опять сокрыты).
По воле Господа, судьбы Которого неисповедимы, не все, таким образом, святые прославляются нетлением мощей. В той-же неисповедимой воли Господа находит для себя объяснение и то явление, что в телах святых угодников, прославленных нетлением, это нетление обнаруживается не в одном и том-же объеме их телесной храмины. У большинства святых мощи в целости не сохранились, а сохранились лишь отдельные части, по преимуществу кости. В таком именно смысле употреблялось слово «мощи» в нашей древнерусской Церкви. На основании многих выражений древних рукописей и филологических данных профессор Е. Голубинский доказывает, что слово „мощи" употреблялось в древности у нас не для обозначения целого тела, а части его, по преимуществу костей. Разительным доказательством такого понимания в древней Руси слова «мощи» являются следующие летописные выражения.
В 1472 году в Москве по случаю перестройки Успенского собора открывали гробы митрополитов для осмотра их тел, и в результате осмотра в одной летописи пишется, «Иону цела суща обретоша, Фотея-же цела суща не всего едины ноги толико в теле, а Кипреана всего истлевша, едины мощи». Ясно, что «едины мощи» — одни кости. В 1677 году Суздальский воевода досматривал в церкви с. Кидекши гробницу похороненного в ней в 1159 году сына Юриева Бориса и о своем досмотре писал архиепископу Суздальскому, находившемуся в Москве, что «в гробнице лежат мощи, кости целы». Захария Копыстенский в своей Полинодии, поясняя слово «мощи», пишет: «мощи т. е. кости и тела святых...; мощи т. е. части костей и тел святых».
Является теперь вопрос, насколько все эти правила и условия канонизации были соблюдены в отношении к препод. Серафиму, прославление которого имеет быть сего 19 июля? Прямой ответ на это находим в Деянии Св. Синода от 29 января 1903 г.
Из него видно, что главнейшим основанием для канонизации преподобного Серафима послужила его святая, высоконравственная жизнь, вследствие которой Господь благоволил явить чрез него многие чудесные знамения и исцеления. «В 1895 году, говорится в Деянии, преосвященным Тамбовским было представлено в Св. Синод произведенное особою комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верою просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией 3 февр. 1892 г., окончено было в августе 1894 г. и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Всех случаев благодатной помощи по молитвам старца Серафима было обследовано комиссией 94, при чем большая часть их была достаточно удостоверена надлежащими свидетельскими показаниями.» Удостоверившись из чудес о святости старца Серафима и «желая, чтобы и всечестные останки его были предметом благоговейного чествования, Св. Синод назначил особую комиссию для освидетельствования его мощей. 11 января сего года митрополит Московский Владимир, епископ Тамбовский Дмитрий и Нижегородский Назарий, присоединив к себе Суздальского архимандрита Серафима и прокурора Московской Синодальной Конторы князя Ширинского-Шихматова и еще четырех духовных лиц, произвели подробное освидетельствование гроба и самых останков отца Серафима. При освидетельствовании оказалось. «В гробу присутствовавшие увидели ясно обозначенный остов почившего, прикрытый остатками истлевшей монашеской одежды. Тело приснопамятного отца Серафима предалось тлению. Кости же его, будучи совершенно сохранившимися, оказались вполне правильно размещенными, но легко друг от друга отделяемыми. Волосы главы и брады — седовато-рыжеватого цвета сохранились, хотя и отделились от своих мест. Об освидетельствовании составлен был особый акт за собственноручной всех подписью.
Свое решение, Высочайше одобренное, Св. Синод выразил в следующих пунктах:
1) «благоговейного старца Серафима, почившего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божию прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою,
2) службу препод. отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, так и в день открытия святых его мощей...; поручить преосвященному Антонию, митрополиту С.-Петербургскому и Ладожскому, совместно с преосвященными Тамбовским и Нижегородским, совершить, в 19 день июля текущего года, торжественное открытие мощей преподобного Серафима, Саровского Чудотворца».
На основании приведенных слов из «Деяния» Св. Синода ясно можно видеть, что в канонизации «благоговейного старца Серафима» Православная Церковь осталась вполне верною тем началам и правилам, которым она издревле следовала при причтении того или другого угодника к лику своих святых.

Путь в Саровский монастырь. Саровская пустынь находится в Темниковском уезде, в северном углу Тамбовской губ., почти на границе ее с Нижегородскою, среди векового леса, вдали от железнодорожных и водных путей сообщения. Ближайшие к Сарову станции железных дорог — «Арзамас» и «Шатки» Нижегородско-Ромодановской линии отстоят в 62 верстах от Саровской обители и ст. «Торбеево» Московско-Казанской жел. дороги в 105 верстах. С Волги ближайшим путем проехать в Саровскую пустынь можно только чрез Нижний-Новгород и Арзамас, но железной дороге, а с Оки — от гор. Мурома через гор. Ардатов, Нижег. губ., на лошадях 120 верст, от пристани Ватажки — 110 вер. и от пристани Кулебакского горного завода «Ока-Липня» — 100 верст. Главною линией, таким образом, но которой двинется волна паломнического путешествия в Саровскую пустынь ко дню открытия мощей препод. Серафима (19 июля 1903 г.) является путь: Нижний-Новгород, Арзамас, Дивеево, Саров. От Нижнего до Арзамаса 110 вер. по железной дороге и тракту, от Арзамаса до Дивеевского монастыря 50 верст по тракту и отсюда до Саровской обители 12 верст по тракту и лесной дороге. На половине пути между Арзамасом и Дивеевским монастырем, в с. Ореховце, будет устроен этапный пункт с бараками для ночлега паломников.
Для ямской езды между означенными пунктами, в помощь земской почте, будут собраны в достаточном количестве и вольные ямщики троечники с платою за провоз по особо установленной таксе.
Для приюта паломников в Саровской обители, в полутора верстах от нее, строятся под наблюдением Тамбовского губернатора, бараки на 20 тысяч народа. Здесь же будет устроена и временная больница на 200 кроватей. Вблизи Серафимо-Дивеевского монастыря сооружаются Нижегородским губернатором бараки, вместимостью всего на 5000 паломников, в виду того, что по соседству расположены с. Дивеево и дер. Вертьяново.
Для тех, которые не желают воспользоваться гостеприимством обители Саровской и Дивеевской, в Сарове приспособляется шесть зданий на 156 номеров, а в Дивееве приготовляется в монастырских корпусах 70 комнат для гостей-паломников. Для продовольствия последних в обеих обителях будут устроены особые от монастырской трапезы.
В заботах о порядке и благолепии ожидаемого торжества, ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ благоугодно было назначить, для подготовительных мероприятий к сему торжеству, а также и на время совершения самого торжества, Суздальского архимандрита Серафима и прокурора Московской Святейшего Синода конторы князя Ширинского-Шихматова. Заведыванию этих лиц подлежат также и монастырские гостиницы и прием посетителей, имеющих прибыть на торжество. Поэтому, с просьбами о предоставлении номера в гостинице на это время, и вообще по вопросам, имеющим соприкосновение с предстоящими торжествами, просят обращаться к вышеупомянутым ВЫСОЧАЙШЕ командированным лицам, по адресу: Москва, Кремль, прокурору Московской синодальной конторы князю А.А. Ширинскому-Шихматову. (В. Е. В. № 9-й. 1903 г.).
К предстоящему Саровскому торжеству 19 июля. Устроители торжества 19 июля в Сарове озабочены охранением вещей - священных реликвий преподобного Серафима, находящихся в монастырях Саровском и Серафимо-Дивеевском. Для этих предметов уже заказаны металлические киоты, витрины и стеклянные покровы. Келлия преподобного Серафима в Саровской пустыни будет установлена в том-же виде, как она была при его жизни; только печка и стены будут покрыты зеркальными стеклами, чтобы предохранить их от копоти и разрушения. Могила преподобного Серафима со склепом, находящаяся у алтаря южного придела Саровского собора, тоже будет приведена в порядок; надгробный памятник останется на поверхности земли без перемены, но подле него устроен будет спуск — лестница в склеп, который превратится в часовню с лампадами. Здесь-же предполагается поставить гроб — дубовую колоду преподобного Серафима после того, как 19 июля вынесены будут отсюда в собор честные его останки в новом кипарисовом гробе. В холодном соборе Саровской обители, — где будет находиться сооружаемая благоговейным усердием Их Императорских ВЕЛИЧЕСТВ сень и серебряная рака для мощей преподобного Серафима — в настоящее время устраивается центральное паровое отопление.

Саровская пустынь, 22-го мая. Несмотря на все старания построить как можно более помещений для приезжих богомольцев, только четвертая часть записавшихся в московской синодальной конторе может получить отдельные номера и кровати в общих палатах. Дальнейшая запись прекращается. Газетные известия о таксе за проезд от Арзамаса до пустыни неверны: ямщики будут ездить по взаимному соглашению с нанимателями. Желающие ехать в Саров и не получившие места в монастырских гостиницах предупреждаются, что вокруг обители нет населенных месть, где бы они могли остановиться, и им придется ночевать на открытом воздухе. Архимандрит Серафим Чичагов.


Чудотворная икона Умиления Божией Матери, пред которой коленопреклоненно скончался прп. Серафим

Лампады, пожертвованные Государем Николаем II к иконе Умиления Божией Матери

Крестный ход с чудотворной Иконой Умиления Божией Матери, пред которой скончался прп. Серафим. Позади иконы следует архим. Серафим (Чичагов) — автор Летописи Дивеевского монастыря и распорядитель торжеств по прославлению прп. Серафима (позднее священномуч)

18 июля предположено совершить торжественный крестный ход из Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Саровскую обитель со св. иконой Умиления Божией Матери, перед которою в молитвенном подвиге, коленопреклоненный скончался преподобный Серафим. Хоругвеносцы со всех концов святой Руси примут участие в этом крестном ходу. По прославлении преподобного Серафима, основавшего Серафимо-Дивеевскую обитель, вскоре будет освящен в соборном храме этой обители придел во имя преподобного Серафима, с 1876 г. остающийся неосвященным (Прав. Вест.).

1 августа - обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. 19 июля (1 августа), в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку… В 1903 г. мощи Серафима Саровского были перенесены из Сарова в Дивеево.

Саровские торжества

Мощи препод. Серафима извлечены были из земли в присутствии Высокопреосвященного Антония, митрополита С.-Петербургского, еще 3-го июля. Из колоды честные останки преподобного переложены были в кипарисный гроб; гроб этот поставлен был в особо приготовленную дубовую гроб-колоду и помещен посреди храма Зосимы и Савватия.


Часовня над могилой прп. Серафима

Церковь прп. Зосимы и Савватия Соловецких, престол которой был сделан руками прп. Серафима.

Гроб-колода, в котором был погребен прп. Серафим. Изготовленный самим о. Серафимом

Началом Саровских торжеств был собственно день 15 июля. Поздние обедни в этот день совершались в соборе и в церкви Живоносного Источника. Проповедь говорил священник А. Рождественский, прибывший из Петербурга. В ярких красках он развил мысль, что когда теряется в мире любовь ко Христу, Он напоминает о Себе яркими светочами угодников своих, обилием чудесных явлений, которые призывают человека к вере. Проповедник очертил, как святой Серафим, выросший в купеческой семье, в юности уже видел потребность подвига, понял, что мир купли и продажи может затянуть петлей и его душу, бежал от него в пустыню. Жизнь, необычайная кротость, всепобеждающая и всепроникающая любовь старца Серафима освящала и его, и тысячи его почитателей. Важный генерал из Петербурга, прибывший в Саров, которому советовали зайти к старцу, отвечал: — чему может меня научить этот мужик? Однако пошел к нему. Старец встретил его, поклонившись в ноги, и беседовал с ним в своей убогой келье, а когда генерал вышел оттуда, он был потрясен и сказал, что никогда в жизни не встречал такого мудрого священника. Рассказав жизнь Серафима, проповедник поучал слушателей освежать, очищать свою душу, вспоминая светлый, полный любви к человечеству образ святого старца.
Царский молебен после литургии служили Высокопреосвященные: митрополит С.-Петербургский Антоний, архиепископ Казанский Димитрий, епископы: Тамбовский Иннокентий и Нижегородский Назарий с сонмом архимандритов, игуменов, иеромонахов и священников.


Благочестивые паломники

С этого дня началось стечение народа в Саров из окрестных и далеких мест России. Наплыв богомольцев был громаден. 19 июля, напр., в полицейском управлении зарегистрировано было 110 тысяч человек. Далеко не всем богомольцам хватало места для ночлега. В 133 бараках могло поместиться лишь 40000 человек, около 8 тысяч разместились в гостиницах, около 2 т. нашли приют в ближайших селениях, остальные устроились под открытым небом.


В полевой столовой для паломников

Огромным стечением народа объясняется заметный недостаток провизии, который стал чувствоваться в Сарове еще с 17 июля. 19 июля недостаток в съестных припасах стал особенно заметен. Купить хлеба было решительно негде. Кое у кого из богомольцев еще оставались куски хлеба, и более сердобольные из них делились с неимущими. Только 20 июля прибыл первый транспорт с хлебом, и острая нужда миновала. В связи с этим же громадным наплывом народа стоят страшно дорогие цены, которые брали с паломников за проезд извозчики. Рессорный экипаж с троечной запряжкой стоил со станции Арзамаса в Саров от 80 — 100 руб., пароконный 60 — 75 р. Но глубокое религиозное чувство препобеждало все трудности и неудобства внешней материальной жизни. В Сарове не слышно было ни ропота, ни протеста. Все чувствовали, что эти случайные невзгоды — ничто в сравнении с важностью и святостью момента, в котором они собрались участвовать.
Вера и жажда исцеления привлекла в Саров огромное число всякого рода страждущих и больных. Один из очевидцев описывает такими словами этот мир несчастных, искавших помощи и исцеления у гробницы и источника преподобного. «Тут вы встретите все несчастья, какие можно себе представить. Иные ползут на четвереньках, другие ползут на руках, на животе. Вот один идет на руках, опрокинувшись ими назад, другой прыгает, склонившись на левый бок. Иного везут на тележке, иного расслабленного несут в кульке, у иного голова непомерно велика, у иного непомерно мала, у иного лицо скошено; у кого сведены руки, у кого ноги, у кого то и другое; грязные повязки иных скрывают жестокие раны и болезни; кто кричит, кто мычит, кто молится вслух. Только в Киеве, в лавре, можно видеть множество нищих, у монастырских ворот и у входа в пещеры; но там в Киеве они собираются за подаянием, за корыстью. Там они составляют зло, наше больное место, видимое доказательство неустройства нашей общественной жизни, а здесь они только несчастные, которые идут увлекаемые одной верой, с одной жаждой исцеления.
Источник Серафима являл чудеса исцелений, которые записывались в полицейском управлении и у иеромонаха к тому приставленного. Едва-ли не самым выдающимся было исцеление одного мальчика с скорченными руками и ногами, который по исцелении сияющий протягивал и показывал всем свои здоровые руки и ноги. Много слепых прозрело и стало видеть.


Въезд Императорской четы в Саровский монастырь

Духовенство встречает Государя в Саровском монастыре

17 июля в Саров прибыли на великое торжество прославления св. Серафима Их Императорские Величества Государь Император, Государыни Императрицы Мария Феодоровна и Александра Феодоровна и Их Императорские Высочества Великие Князья и Княгини. Народ горячо приветствовал своего Батюшку Царя и Матушек Цариц, которые прибыли в Саров соединиться вместе с ним в особом чувстве благоговейного преклонения пред дивною силою Божией, явленною в новопрославленном угоднике и чудотворце. Августейших паломников во вратах обители встретил крестный ход во главе с митрополитом Антонием. Митрополит поднес Царю и Царицам крест для целования, окропил их св. водою и произнес следующую речь.
«Св. обитель Саровская радостно приветствует Тебя, Благочестивейший Государь, прибывшего ныне сюда принять молитвенное участие в торжествах прославления великого ее подвижника, приснопамятного старца иеромонаха Серафима. И все великое множество собравшегося здесь народа православного радуется зреть Царя своего, вместе с ним молящегося. Гряди-же с миром, Государь, во святую обитель сию и молитвами прославляемого угодника Божия, да будет благословлено от Господа вхождение Твое».
При торжественном колокольном звоне Их Императорские Величества последовали в Успенский собор и здесь выслушали краткое молебствие, после чего молились в Зосимо-Савватиевской церкви у гроба с останками преп. Серафима.
18 июля Их Императорские Величества за раннею литургией приобщались св. Таин, а после нее осматривали храмы Саровской пустыни и места, освященные воспоминаниями из жизни преподобного. Народ по пути восторженно и с ликованием приветствовал Царя и Цариц, почтивших православный праздник своим присутствием.


У колодца прп. Серафима

Государь Николай Александрович с членами Августейшей семьи направляются к источнику прп. Серафима. Справа от Государя — архим. Серафим (Чичагов)

Часовня с купальнями над источником прп. Серафима

Императорская чета выходит из часовни над источником прп. Серафима

Императрица Александра Федоровна выходит после купания в источнике прп. Серафима (чему она приписывала зачатие долгожданного наследника)

Во время молебна у часовни над источником прп. Серафима

Часовня над камнем, на котором молился прп. Серафим 1000 дней и ночей

В 12 часов дня Августейшие Богомольцы прибыли в собор, где совершалась поздняя литургия. По окончании ее, на амвон взошел высокопреосв. Антоний и произнес следующее глубокопрочувствованное слово.
«Всем нам здесь присутствующим и молящимся Господь даровал великую милость — быть участниками светлого торжества прославления приснопамятного подвижника иеромонаха Серафима. Слава и благодарение Господу, тако о нас благодеющему. Красуйся и радуйся, святая обитель Саровская, славою преподобного своего прославляющаяся и прославленная. Сейчас мы совершим последнее моление о нем, как об усопшем рабе Божием, а потом уже во все времена православные христиане будут обращаться к нему с молитвою, как к прославленному угоднику Божию. И его пречестные останки, семьдесят лет почивавшие в недрах земли, теперь износятся к поставлению в эту раку для благоговейного поклонения верующим, молитвенно притекающим к нему за помощью, исцелением и утешением. Воистину в этом просияет нам образ воскресения. Настойчиво приходят на мысль слова апостола: «Сеется не в честь, возстает в славе, сеется в немощи, возстает в силе». В самой видимой мертвенности останков святых благодатию Божией сокрывается сила жизни. Через посредство их даруются людям от Господа многоразличные исцеления от недугов и болезней. В этих же чудесных исцелениях слава и преподобного о. Серафима. Его молитвенное дерзновение пред Богом и прежде всегда собирало в обитель Саровскую множество богомольцев. Теперь-же Господь прославляет его пред всем православным миром, собрав сюда многие десятки тысяч людей со всех концов России и даже далекой Сибири, от запада и от востока, от севера и юга, возглавив это великое множество народа молитвенным участием в торжестве Самого Царя православного, благочестивых Цариц и многих Членов Царственного дома. В этом многолюдном, но единомысленном и единосердечном собрании богомольцев у мощей преподобного, выражается исконный, основной смысл жизни русского народа. Он знает свое отечество и свою историю не столько по политическим или военным событиям, сколько по подвижникам веры и правды, любви и добра. Он знает Киев по преподобным Антонию и Феодосию печерским, Троицкую Лавру и Москву — по преподобному Сергию и святителям московским, свой север и Соловки — по преподобным Зосиме и Савватию, Сибирь — по Симеону Верхотурскому и святителю Иннокентию Иркутскому. Из года в год, из века в век он посещает прославленные подвигами угодников Божиих святые места, поучаясь в них правилам жизни святой и утверждаясь в вере и правде, любви и добре. И теперь в лице преподобного Серафима воздвигает Господь новый светильник, нового учителя, новую духовную твердыню народа русского. Буди-же слава Богу нашему, дивному во Святых Своих! По молитвам преподобного совершаются здесь ежедневно многочисленные чудеса; и если-бы кто вопросил нас о них, мы таковому вопрошающему ответили-бы с благоговейным дерзновением, в полном соответствии с действительностью словами Спасителя: «Слепые прозревают, хромые ходят, глухие слышат, нищие благовествуют». Помолимся-же усердно, благоговейно и с теплой сердечностью в последний раз об упокоении раба Божия приснопоминаемого иеромонаха Серафима и воздадим Славу Богу, дивному во Святых Своих. Аминь».
Затем началась последняя панихида по «приснопоминаемом» иеромонахе Серафиме.
В тот же день, 18 июля, вечером состоялось торжество открытия многоцелебных мощей новоявленного угодника преп. Серафима. В 6 часов вечера начался торжественный звон в большой колокол. В 7 часу в собор прибыли Их Императорские Величества, и началось всенощное бдении, которое совершал наместник Невской лавры архим. Корнилий с кафедральным протоиереем и прочим духовенством. При пении литийной стихиры преп. Серафиму: «Приидите, инок множество», по дороге вокруг соборов Успенского и Богородицкого расположились хоругвеносцы в форменных кафтанах с принесенными хоругвями. Все присутствовавшие в храме и монастыре зажгли свечи; на колокольне раздался торжественный благовест, и из собора двинулся крестный ход в Зосимо-Савватиевскую церковь. Вся масса народа, стоявшая по пути, стала креститься и опустилась благоговейно на колена... Шествие направилось в больничную церковь, где стоял гроб с останками св. Серафима. Перед храмом были приготовлены особые носилки для святых мощей, покрытые темно-зеленым бархатом с золотым позументом. У гроба преподобного Серафима митрополит совершил троекратное каждение; затем все архиереи троекратно сделали земные поклоны и с архимандритами вынесли гроб из храма и поставили на носилки. По бокам их поддерживали оо. архимандриты, передние ручки приняли на руки Государь Император и Великие Князья, а за остальные ручки поддерживали митрополит и архиереи; по бокам гроба 4 диакона держали рипиды. У западных дверей собора митроп. Антоний прочитал молитву «Владыко многомилостиве», и гроб с мощами был снят с носилок, внесен на средину собора и поставлен на катафалк, закрытый покровом из зеленого бархата с золотым позументом. Певчие исполнили стихиру: «Радуйся, преподобный Серафиме». Ключарь снял покрывавший гроб шитый шелками и золотом из малинового бархата покров, который был унесен в алтарь. Впереди гроба с мощами преподобного был поставлен громадный подсвечник, а по бокам стали 4 диакона с рипидами.


Император Николай II с членами Августейшей фамилии несут мощи прп. Серафима

Крестный ход с мощами прп. Серафима

Крестный ход в Саровском монастыре

По возвращении крестного хода в собор, митрополит совершил благословение хлебов и вина, и всенощная продолжалась обычным порядком.
Настало время полиелея; все богомольцы зажгли вновь свечи. На средину церкви вышли митроп. Антоний с духовенством. Из алтаря игумен пустыни Иерофей вынес на золотом блюде ключ, которым был заперт гроб с мощами преподобного. Митрополит отпер ключом гробовую крышку, которую затем унесли в алтарь и положили на особый стол в ризнице. Глазам присутствовавших открылись мощи преподобного Серафима, покрытые парчовыми покровами. Митрополит со всем клиром запели величание: «Ублажаем тя, преподобие отче Серафиме», и все бывшие в церкви опустились на колена... Минута была торжественная, и это впечатление долго не изгладится в сердцах всех присутствовавших в храме. После чтения св. Евангелия митрополит и архиереи приложились к св. мощам и помазались освященным елеем. Державный Повелитель земли Русской Благочестивейший Император Николай Александрович смиренно преклонил колена пред новым заступником православия и земли Русской, преподобным Серафимом, и приложился к мощам угодника Божия, а затем принял помазание от митрополита освященным елеем. После Государя Императора прикладывались к мощам Государыни Императрицы Александра Феодоровна и Мария Феодоровна, Великие Князья и Княгини. Затем к мощам стал допускаться народ, бывший в монастыре, и это продолжалось в течение целой ночи. Особыми священнослужителями непрерывно совершались в соборе у мощей молебны новоявленному угоднику Божию. В монастырских лавках было куплено в этот день богомольцами более ста пудов восковых свечей; такое же количество свечей было принесено богомольцами в дар обители.
Того же 18 июля пред всенощным бдением Государю Императору удостоились представиться депутации от общества хоругвеносцев, явившихся на торжество открытия мощей преп. Серафима. Депутация от общества хоругвеносцев г. Владимира поднесла Его Величеству икону с изображением св. Князей Георгия, Андрея и Глеба.
В 9 часов утра 19 июля в Успенском соборе начался благовест к литургии. Св. мощи были открыты, и на них лежал из серебряного глазета покров с небольшим глазетовым «воздухом», на котором было сделано отверстие для целования; перед мощами стоял громадный подсвечник, весь уставленный свечами. Пол в соборе был устлан коврами и красным сукном; все свечи и паникадила были зажжены. У раки преподобного Серафима было помещено до 100 драгоценных серебряных вызолоченных с эмалью лампад, пожертвованных благотворителями, а по сторонам раки на ступенях был разостлан драгоценный зеленоватого цвета ковер с золотыми по краям узорами. На святом престоле было положено драгоценное серебряное с разноцветной эмалью и украшениями напрестольное Евангелие, сооруженное московскими жителями; на жертвеннике были помещены большие серебряные вызолоченные сосуды с эмалью, пожертвованные жителями г. Владимира.
Литургию совершал митрополит Антоний. Во время малого входа митрополит, архиереи и все духовенство сделали три земных поклона перед мощами, а затем архиереи и архимандриты вынули кипарисный гроб с открыто лежащими мощами преподобного Серафима и понесли его чрез царские двери в алтарь. Святые мощи, при пении «Приидите, поклонимся», были обнесены в алтаре вокруг престола, причем все бывшие в алтаре благоговейно опустились на колена. Затем гроб был вынесен из алтаря, перенесен к раке и положен в нее. При переложении гроба в раку гроб поддерживали Государь Император и Великие Князья.


Рака, в которую были помещены мощи прп. Серафима, изготовленная по типу старого гроба-колоды в Зосимо-Савватьевской церкви

Рака, в которую были помещены мощи прп. Серафима, изготовленная по типу старого гроба-колоды в Зосимо-Савватьевской церкви

Во время несения гроба преподобного, немая девочка из Москвы Екатерина Масленникова, 12 лет, исцелилась и, обращаясь к матери, громко сказала: «мама, пойдем». Радости матери не было пределов. После исполнения запричастного стиха митрополит Антоний причастил исцелившуюся девочку св. Таин.


Хромой Василий Лыков 28 лет — один из многих, получивших исцеление во время торжеств по прославлению прп. Серафима

По окончании литургии началось молебствие преп. Серафиму и во время пения «Преподобие отче Серафиме, моли Бога о нас», оо. архимандриты вынули из раки гроб с мощами преподобного Серафима и поставили его на носилки. Носилки приняли спереди Государь Император и Великие Князья, сзади — митрополит и архиереи, а по бокам поддерживали оо. архимандриты. Крестный ход направился вокруг стен собора. После литии у западных врат гроб снова внесен был в собор и положен в серебряно вызолоченную раку. Молебен закончился многолетием.
В 2 часа дня в Саровской пустыни состоялась трапеза в присутствии Их Императорских Величеств.


Праздничная трапеза для гостей

В 8 ч. утра 20 июля Их Величества и Их Высочества отслужили напутственный молебен в Успенском соборе и отбыли в Дивеевский монастырь и Вертьяново.


Арка на границе Тамбовской губернии построенная для встречи Государя

По дороге, где должен был ехать Государь Император, было воздвигнуто несколько арок. Замечательна арка из зелени, украшением которой служили два тележных колеса, коса, лопата, грабли и прочий инвентарь; не забыта и пара лаптей. Арка увенчана была Императорскою короной. По обе стороны короны — снопы и два скворешника. Другая арка представляла соломенную крышу. Крестьянское население встречало Государя Императора восторженно. Вокруг Сарова несметная толпа народа ждала счастья увидеть Его Величество. Когда Государь Император, возвращаясь от источника, шел по лесу, вся несметная толпа пала на колена со слезами радости и умиления. Из Дивеевского монастыря Их Величества и Их Высочества, выслушав обедню и осмотрев монастырь, отбыли на ст. Арзамас для следования в Петергоф.


Встреча царской семьи в Дивеевском монастыре

Троицкий Собор Серафимо-Дивеевского монастыря во время торжеств 1903 года

Дивеевский сестры приветствуют вдовствующую императрицу Марию Федоровну в Саровском монастыре

Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря во время торжеств 1903 года

С дворянами Нижегородской губернии

Царская чета у игуменского корпуса в Дивееве

21 июля состоялось освящение вновь выстроенного собора в честь преп. Серафима. Храм пока не отделан. Богомольцы стали расходиться; но на место их пребывают все новые толпы, чтобы воздать почтение новоявленному угоднику и ходатаю земли Русской.

Чествование преп. Серафима Саровского в Николозлатовратской церкви г. Владимира. 19 июля 1903 года совершилось причисление к лику святых преп. Серафима Саровского. Из всех концов России потекли верующие к этому дню для поклонения вынутым из могилы святым останкам великого мужа, дивного во Святых. Но не все, конечно, могли это сделать. Не имевшие возможности быть на месте по разным причинам чествовали преп. Серафима излиянием молитвенных чувств в местных храмах. В гор. Владимире местное общество (приказчики) в память этого великого события устроило массивную икону преп. Серафима с ценной киотой и, по соглашению с причтом Николозлатовратской церкви, поставило ее в сем храме, испросив на то разрешение Высокопреосвященного Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского. Устроено было приличное случаю торжество, начавшееся 19 июля всенощным бдением и окончившееся 20 литургией и молебствием с провозглашением многолетий. За литургией протоиереем Николозлатовратской церкви В.Г. Боголюбовым была произнесена глубоко прочувственная речь на тему «Дивен Бог во святых своих». О. протоиерей охарактеризовал вкратце те элементы неверия, которые в наш малодушный век вкрадываются в духовный строй нашей жизни, внося с собою нечто шаткое, необдуманное; указал на великое значение в деле укрепления нашей веры чудес, совершаемых от нетленных мощей угодников Божиих вообще и в частности новоявленного угодника Серафима Саровского, и в заключение высказал искреннюю благодарность как лично от себя с причтом, так и от прихожан благотворителям, соорудившим от малых лепт сию, в некотором роде по своему благолепию, драгоценность для храма» (Н. Дебрский).
Преподобный Серафим Саровский

Категория: Святые | Добавил: Николай (31.07.2021)
Просмотров: 45 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту






Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru