Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.04.2024
16:20
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Святые

Новый Год (Новолетие)

Новый Год (Новолетие)

У разных народов древности Новый Год отмечался и праздновался различно, в зависимости от таких или иных религиозных верований и астрономических исчислений.
У древних евреев гражданский Новый Год начинался осенью, в сентябре. По древнему преданию в этом месяце был создан Богом мир, почему евреи и ведут с сентября месяца свое летосчисление. Церковный год у евреев начинался весной, с месяца нисана или авива (месяц колосьев). «Месяц сей, говорится в Библии, да будет у вас началом месяцам, первый да будет он у вас между месяцами года» (Исх. XII, 2; Есф. III, 7).
С весны, как времени возрождения природы, начинался год и у древних римлян; первый месяц года посвящен был у них богу войны Марсу и назывался март. Впоследствии, по чисто случайным причинам, начало Нового Года перенесено было в Риме на январь. Произошло это по таким обстоятельствам. Годы своей истории в эпоху республики римляне обозначали по консулам, которые избирались ежегодно и вступали на должность в первый месяц Нового Года. В 153 году до Р. X. римские консулы вступили на должность не в марте, как обыкновенно бывало, а в январе. Последующие консулы стали вступать на должность в том же месяце, и январь постепенно стал у римлян началом Нового Года. С введением в Риме нового летосчисления Юлием Цезарем (в 45 г. до Р. X.) началом Нового Года было окончательно установлено 1 января.
Римский календарь был принят и христианскою церковью, но начало Нового Года было перенесено отцами первого вселенского собора (325 г.) с 1 января на 1 сентября, в память победы Константина Великого над Максенцием.
У нас в России новолетие начиналось тоже не всегда в одно и то же время. В древней России, со времени принятия христианства, Новый Год начинался обычно с 1 марта, начала весны, возрождения природы, когда церковь воспоминает важнейшие события священной истории: воплощение Сына Божия (Благовещение), Его страдания, смерть и воскресение. О месяце марте в Следованной псалтири говорится: „сей первый есть в месяцех месяц... От перваго числа марта приемлют начала все круги солнечные и лунные".
В 1343 году на Московском соборе постановлено было ввести у нас византийское церковное счисление, с началом новолетия 1 сентября. Но прежняя практика начинать Новый Год с 1 марта не сразу уничтожилась. Только на Московском соборе 1492 года, на котором была составлена пасхалия на восьмое тысячелетие, окончательно установлено было начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября. Так как 1 сентября церковью воспоминается память св. Симеона Столпника, то народ к имени этого святого присоединил название «Летопроводца» и для торжественного церковного празднования новолетия составлен был особый „чин летопровождения".
День новолетия древнерусские люди встречали и проводили с глубоким благочестием. Накануне Нового Года служилась в церквах торжественная вечерня, во время которой народ стоял с зажженными свечами в руках. В полночь снова раздавался удар колокола и все вторично спешили в церковь, чтобы молитвой встретить первые часы наступающего Нового Года. День новолетия многие посвящали делам благотворительности; в домах устраивали трапезы для нищих, по домам бедняков и тюрьмам рассылали деньги, яства и подарки.
Особенно благочестиво и торжественно праздновалась встреча Нового Года в Москве, в присутствии царя и патриарха.
Один из иностранных современников так описывает, между прочим, виденное им в России в 1636 году торжественное зрелище встречи Нового года. „На дворцовом дворе собралось более 25-ти тысяч человек старых и малых. Из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (речь идет об Успенском соборе) вышел патриарх со своим духовенством из 400 священников; все в церковном облачении со множеством образов и с развернутыми старыми книгами. Его же Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади. Великий Князь с непокрытою головою и патриарх в епископской митре вышли одни их хода, подошли друг к другу и поцеловались в уста. Патриарх подал также Великому Князю поцеловать крест... Затем в длинной речи он произнес благословение Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастия на Новый Год. Патриарх говорил так: „Дай Господи! Вы, Царь Государь и Великий Князь, всея России Самодержец, здоров был со своею Государынею Царицею и Великою Княгинею, а нашею Великою Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичами и царевнами, я со своими государевыми богомольцы, с преосвященными митрополиты и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем освященным собором, и с бояры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы, здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь идущие многия лета в род и во веки». Народ в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: „аминь!“ Сирые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе и с поднятыми вверх прошениями, которые они с плачем и рыданием подвергали к стопам Великого Князя, прося у него милости, защиты и заступы. Прошения эти относились в царские покои.
Последний раз Новый Год по старому порядку (1-го сентября) праздновался на Руси в 1698 году, при Петре Великом, но уже при другой обстановке. Торжественного молебствия на кремлевской площади и „действа многолетняго здравия" не было. Прежние церемонии были отменены. Царь с царицей — Евдокией Феодоровной и цесаревичем Алексеем совершал торжественный выход в Успенский собор в сопровождении многочисленной свиты, одетой в немецкое платье; а на месте стрельцов стояли гвардейские полки в синих мундирах с красными отворотами. Новый год отпразднован многочисленным и шумным собранием в доме воеводы Шеина, на котором присутствовал царь, весь двор, множество всякого рода гражданских и военных чинов и матросов. Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий. Для вразумления строптивых московских бояр на пиру присутствовал брадобрей, каковую обязанность на этот раз исправил придворный шут; он подходил с ножницами то к одному, то к другому боярину и отрезывал им бороды, которые запрещено было носить.
В следующем 1699 году не праздновалось уже новолетие 1-го сентября. Запрещено было даже дома проводить этот день по праздничному. «Крикуны» (ночные дозорщики) с длинными костылями, как и в обычные будничные дни, обходили улицы, заглядывали в щели ставень и строго приказывали тушить огни... Царь решил перенести новолетие на 1-е января.
«Лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах», Петр Великий изменил коренным образом и летосчисление наше и способ празднования Нового Года. В первый год 18-го столетия он уже приказал вести летосчисление от воплощения на земле Богочеловека, отменив летосчисление от дня сотворения мира. Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового Года, он установил его по обычаям, заимствованным им в Голландии и других странах Западной Европы. В оправдание своих начинаний Царь приводил те простые и очевидные основания, что „не только во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашею церковию во всем согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его великого государя подданные черкасы (т. е. малороссы) и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т. е. генваря 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах".
Известный сподвижник царствования Великого Государя, архиепископ Новгорода Феофан Прокопович для объяснения этой перемены спрашивал „пономарей и апостатей", недовольных этим „погублением лет Божиих", что приличнее и честнее есть? праздновати ли новолетие на память дней или податей, от Константина наложенных, или тогда, когда празднуем пришествие в мир Сына Божия, Им же мы от долгов вечных и от уз нерешимых свободимся? Далее, кратко, с большим ученым авторитетом, он разъяснил: «От начала Христовой церкви ни пастыри, ни прочие христиане в посланьях и деяньях своих не писали числа лет ни от сотворения мира, ниже от Рождества Иисуса Христа, но именами настоящих (современных) римских консулов означали время. Только в шестом веке в римской церкви начали означать время от Рождества Христова, а в греческой на полторы тысящи лет не означивало и недавно означати стали, и то еще не повсеместным обычаем. Что же теперь скажете, слепии хронологи? Какая мечтаете лета Божии? И кто и где непреступно означати оная узаконил? И кто и когда новолетие привязал к сентябрю? Привязано было, ведаем, но не крепким союзом. Силен же другой обычай и разрешити союз тот, кольми же паче силен есть устав монарший".
Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное общественное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким быто ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чем-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, стоя на котором так чтобы было видно всему народу, царский дьяк громко читал царский указ о том, что Великий Государь Петр Алексеевич повелел „впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова". В знак того доброго начинания и нового столетнего века, „после благодарения Богу и молебного пения в церкви", повелено было: „по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т. е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря-ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своем дворе из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы; а где мелкие дворы, — собравшись по пяти или шести дворов, тако-ж огонь класть, или кто похочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же“. Сам Царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового Года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной. На другой день Царь принимал поздравления у себя во дворце.
В глухих дебрях необъятной Руси, исключительно среди раскольников, сохраняется и до сих пор обычай справлять Новый год 1-го сентября, в день памяти св. Симеона Столпника, называемого в народе „летопроводцем", но не признанный установлением Великого Преобразователя России, он утратил свое прежнее значение и совершенно незаметен для тех, которые поняли всю важность Петровской реформы и подчинились ей, да и 200 почти лет празднования Нового года 1-го января установили этот день твердо и несокрушимо.
Закончим же описание празднования новогодия на Руси теми словами, которые произносил Феофан Прокопович.
„Еже бы Их Величеству, при ненарушимом Своем здравии, видети в дому Своем ростущих в славу цвет дражайших чад Своих и прочей порфирородной крови; видети в отечестве Своем верность и послушание подданных, а вне отечества у союзных честь и любовь. Под покровом же толикой державы и всем нам да подаст оный приятного лета Виновник чувствие спасительное, действительное евангелие Своего познания, при сем и временная: мир, здравие, благоденствие, изобилие плодов земных и многая лета“.
/Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 1-й. 4-го января 1914 года/

Слово на Новый Год

Из слова Высокопр. Филарета арх. Черниговского.
Вступая в новый год жизни, как хотели бы знать, что принесет нам Новый Год? Сердце невольно спрашивает у ума, что видит он в будущем — счастье или несчастье? — И ответа не слышно. Мы не видим, мы не знаем: какая доля, какой жребий выпадет тому или другому из нас?
Продлится ли счастье счастливых? Перестанут ли слезы лить те, участь которых так горька ныне? Наградит ли земля труды земледельца? будет ли воздух благотворен для всего живого или станет дышать смертью и болезнями на всех, не разбирая возрастов и крепости сил? Судьба каждого из нас, как и судьба целых народов, покрыта завесою непроницаемою.
Что думать нам об этой неизвестности? Не полезнее ли для нас было бы, если бы знали мы будущую участь нашу?
Не можем не сказать, что неведение будущего есть в некоторой степени немощь, следствие греховности слабоволия, которое, увлекая ум в разные стороны, лишает его ясности ведения. Не то у людей с святым настроением, для людей с волею правою, какова была воля первозданного. Для них возможна и благотворна способность провидеть будущее.
Да, если бы мы жили так, как надлежит жить людям — по заповедям Божиим; если бы чистоте и крепости духа равнялась в нас ясность взора душевного, тогда, нет сомнения, мы видели бы далеко впереди себя. Но в большинстве людей воля слаба, изменчива и вместо того, чтобы господствовать над природою и душевными чувствами, она сама делается слугою перемен и делает человека рабом случая. Мудрено ли, что будущее сокрыто от нас? Однако неизвестность будущего для людей немощных не есть несчастье. Для них лучше не знать будущего, чем знать. Как часто, скрывая от нас ожидающие нас несчастья, Бог сберегает покой наш, необходимый в делах наших. Положим, честный слуга отечества трудится на пользу родины и труд его плодотворен. Но стал ли бы он с такой пользой трудиться, если бы ему стало известно, что его служба через год очернена будет злобой?
Вот отец семейства со всею любовию отдается воспитанию детей. Стал ли бы он так радостно трудиться для них, если бы знал, что предметы любви его обречены преждевременному гробу?
При таких обстоятельствах лучше не открывать взора на отдаленную будущность. Если неприятности настоящего бывают так тягостны для нас, что очень часто не достает у нас против них твердости бороться, где же взяли бы мы сил и терпения, чтобы делать дела настоящие и бороться с чувствами бед, открываемых будущностью?
Неизвестность будущего поощряет нас в трудах, помогает довольствоваться малым. Незавидна участь честного труженика теперь. Но он доволен и тем малым, что послал ему Бог, он трудится покойно и благодарит Господа за приобретения от труда своего, ожидая лучшего, надеясь на милость Божию.
И те немногие радости, какие посылает нам Господь в странствовании нашем на земле, не оттого ли более радуют нас, что бывают неожиданны, встречают нас тогда, когда не надеялись мы на лучшее. Часто после того, как не знали мы, как выйти из трудного положения, искали и не находили помощи, обращаясь к тысяче средств, в какой восторг приходит сердце, как глубоко благодарно бывает Господу, когда получает от Него неожиданную помощь!
Вы скажете, что все это не слишком утешительно. Все это показывает в нас что то даже детски немощное. Согласимся. Но есть средство побороть эту немощь. Она побеждается не гаданиями, которые неугодны Господу, не волшебством, о котором сказал Моисей: „обаятель вызывающий духов, волшебник мерзок пред Господом“ (Втор. 18, 11, 12).
Немощь неведения, опасения пред неизвестным будущим побеждаются не устремлениями разгадать будущее каким-нибудь образом, а только добрым пользованием настоящим. Нам дано настоящее, а от него зависит и будущее и прошлое наше.
Для чего хотели бы знать будущее? Конечно для того, чтобы отвратить или несчастие будущее или увеличить, сколько можно, будущее счастье. Но, повторяем, имея в своей власти настоящее, вы имеете в распоряжении своем всю будущность вашу. И какую еще будущность. Не только догробную, но и загробную. Хотите ли, чтобы покойна, безмятежна была старость ваша? Пользуйтесь молодостью, как велят заповеди Божии, берегите силы умеренною жизнию и трудами честными; уважайте родителей, будьте почтительны к власти, тогда, наверное, будете счастливы, наверное, будете долго жить — так сказал Господь. Хотите ли счастья для вашей службы и домашней жизни, для ваших детей и близких сердцу вашему? Храните закон Божий в сердце своем и приидут на вас вся благословения земли. Так сказал Господь (Втор. 28, 3, 4). Хочешь ли отвратить угрожающую или наступившую беду? Открой ко Господу путь твой и уповай на Него и изведет как свет правду твою (Пс. 36. 5, 6). Все зависит от того, как пользуемся мы настоящим. Небо и ад в нашей воле. Будем ли исполнять Закон Божий, — небо откроется нам. Будем следовать грешным влечениям плоти — ад разверзется и поглотит нас. От свойства дел наших зависят и последствия. Будем же сеять для духа бессмертного, да пожнем блаженство вечное.
Однако для многих из нас важно не только будущее, но и то, как мы относимся к своему прошлому. Многого доброго не сделано, многое худое тревожит совесть. Но, да помним назидание апостола Иоанна: „Дети мои — пишет он — если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши" (I Иоан. 1 — 2).
Покайся, брат мой, пей горечь раскаяния за прошлую сладость греха; повергайся в духе веры пред Искупителем. Заслуги Его покроют грехи прошлого. Отец Небесный с радостию примет заблудшего сына и не вспомянет беззаконий наших (Ис. 43. 25).
Братия! Что Бог строит для нас, того лучше не сделать, ни придумать мы не можем. Отдадим же сердца наши в Его волю. Помолимся Ему искренно, от всего сердца. Отче наш! да будет воля Твоя, яко на небеси и земли! Аминь.
Слово на Новый год
Как встречали Новый Год в нач. ХХ в. в гор. Владимире
Календарь православных праздников и дней памяти

Категория: Святые | Добавил: Николай (08.08.2021)
Просмотров: 466 | Теги: новый год | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru