Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
08:28
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Святые

Святой Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец

Василий Блаженный


Василий Блаженный

Родился 1 сентября 1468 года в подмосковном тогда селе Елохово в крестьянской семье. У его родителей, Иакова и Анны, только к концу жизни благодаря неустанным молитвам родился ребенок.
Бог наградил Василия с рождения даром прозорливости, и он уже с семилетнего возраста начал делать предсказания. Со временем в селе его стали бояться, а сверстники били, говоря при этом, что он каркает и приносит беду.

В шестнадцать лет Василий оставил родителей и перебрался в Москву. Он избрал для себя один из самых сложных путей служения Богу - юродство.
К этому времени юноша был невысокого роста, коренастый, у него были серые глаза и каштановые, немного волнистые волосы.
По характеру был мягкий и добрый. Безропотно терпел многочисленные насмешки и побои. Никогда ни на кого не обижался и принимал все с улыбкой, приговаривая при этом: «Если люта зима, то сладок рай».
Василий почти всегда ходил по улицам в обнаженном виде, даже в самые лютые морозы и холода. Он безропотно терпел голод и жажду.
Блаженный не имел дома, ночуя в башне в стене Китай-города. Питался только тем, что подавали добрые люди. И всегда соблюдал все посты.
Москвичи всегда прислушивались к тому, что говорил юродивый.

В 1521 году Василий, предвидя набег татар на Москву, начал неистово молиться, чтобы отвести беду от города. Молитвы Василия Блаженного и вмешательство Богоматери отвели опасность от стен города. В память об этом чудесном избавлении 21 мая православная церковь отмечает праздник в честь иконы Владимирской Божьей Матери - покровительницы Москвы и России.
Даже царь Иван Грозный и тот прислушивался к советам юродивого. Однажды Василий Блаженный был приглашен во дворец к царю, и ему как уважаемому гостю подали чашу с питием. Неожиданно для всех юродивый взял и выплеснул питие в окно. Затем выплеснул в окно вторую поданную чашу, потом - третью.
После этого Василий Блаженный сказал рассерженному царю: «Не гневайся, царь, ибо возлиянием этого пития я погасил пожар, которым в этот час объят Новгород».
Сказав это, святой скрылся из дворца так стремительно, что никто не смог его догнать. Иван Грозный велел послать гонца в Новгород, чтобы узнать, что же там произошло. Все подтвердилось - именно в этот день и час, когда Василий выливал питие в окно, в Новгороде бушевал страшный пожар. По рассказам очевидцев, пожар был потушен неизвестно откуда взявшимся нагим мужчиной с ведром воды, который залил бушующее пламя.
Когда в Москву прибыли новгородские купцы, то они узнали в Василии Блаженном того самого нагого мужчину.


Василий Блаженный

Вот еще один случай, свидетельствующий о прозорливости Василия Блаженного. Однажды Иван Грозный, стоя в храме, мысленно думал о строительстве своего дворца на Воробьевых горах. После окончания службы Василий упрекнул царя в том, что тот, находясь в храме, мысленно бродил по стройке на Воробьевых горах.
В летописях говорится, что Иван Грозный даже побаивался юродивого, умеющего читать человеческие мысли.
Василий Блаженный, бродя по московским улицам, делал странные вещи - у одних домов он целовал углы здания, углы других домов он обкидывал камнями.
Объяснялось это так - если в доме «творят добро и молятся», то на углы этого светлого дома следует кидать камни, чтобы отогнать собравшихся там бесов. Если, напротив, в доме творятся неприличные вещи - пьют вино, поют бесстыдные песни, то углы этого дома надо целовать, потому что там сейчас сидят изгнанные из жилища ангелы.
Однажды Василию один вельможа подарил теплую шубу, потому что на улице стояли неслыханные морозы. На эту шубу позарились лихие разбойники. Грабить юродивого они не решились, потому что это считалось страшным грехом, и решили обмануть его хитростью.
Один из них лег на землю и прикинулся мертвым, а его дружки стали уговаривать проходившего мимо Василия пожертвовать что-нибудь на погребение. Святой Василий вздохнул, видя такое лукавство, и спросил: «А ваш товарищ действительно умер? Когда это с ним случилось?» «Да вот только что помер», - подтвердили его дружки.


Василий Блаженный

Тогда Блаженный снял с себя шубу и, накрыв лежащего, сказал:
«Пусть будет так, как они сказали. За лукавство твое».
Василий ушел, и когда довольные обманщики начали тормошить своего лежащего товарища, они с ужасом обнаружили, что тот действительно умер.

Умер Василий Блаженный в восьмидесятилетнем возрасте 2 августа 1552 года. Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.
Тело Василия было похоронено на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал вскоре строить Покровский собор, в память покорения Казани, известный больше под названием Собор Василия Блаженного.

С 1588 года стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 (15 нов. ст.) августа.
В 1588 году по повелению Феодора Иоанновича был устроен придел во имя Василия Блаженного на месте, где он был погребён; для его мощей была изготовлена серебряная рака.


Саркофаг с мощами Василия Блаженного

У гроба святого Василия стали происходить исцеления множества больных от разных недугов. Покровский собор получил от этого второе имя - собор Василия Блаженного. Это название как знак уважения к великому святому дожило до наших дней.
Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.

Чудеса

Василию Блаженному приписывают множество чудес, как при жизни, так и после смерти.
- К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые он не сносил бы до самой смерти. Василий рассмеялся и заплакал. После ухода купца мальчик объяснил мастеру свое поведение тем, что купец заказывает сапоги, которые не сможет надеть, так как скоро умрет, что и сбылось.
- Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубой, но видя обман, сказал при этом: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Когда лихие люди сняли с него шубу, то увидели, что дружок их уже мёртв.
- Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь.
- В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 года Василий пришёл в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне — Воздвиженка) и перед церковью долго молился со слезами. На следующий день начался известный московский пожар, именно с Воздвиженского монастыря.
- Находясь в Москве, святой увидел пожар в Новгороде, который он потушил тремя бокалами вина.
- Камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить «смертным боем».
Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».

Василия Блаженного, Московского чудотворца просят об исцелении болезней, особенно глазных, об избавлении от пожара.

Молитва святому Василию

О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне воспевающия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающие днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов безгрешно прейти, и христианскую кончину, непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.



Храм Василия Блаженного в Москве

Другое название собора — Покровский Собор, иногда вместо «собор» говорят «храм». Собор является одной из красивейших церквей России.

Покровский собор был построен в 1555—1561 гг. по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора.
По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела.
По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
В 1588 г. к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом.
В кон. XVI в. появились фигурные главы собора – взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара.
Во второй пол. XVII в. во внешнем облике собора произошли существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили Покровскому собору, и поэтому уже с кон. XVI в. в нём проводились ремонтные работы. На протяжении более чем четырёхвековой истории памятника подобные работы неизбежно изменяли его облик в соответствии с эстетическими идеалами каждого века. В документах собора за 1737 г. впервые упоминается имя архитектора Ивана Мичурина, под руководством которого проводились работы по восстановлению архитектуры и интерьеров собора после так называемого «Троицкого» пожара 1737 года. Следующие комплексные ремонтные работы были осуществлены в соборе по повелению Екатерины II в 1784 — 1786 гг. Руководил ими архитектор Иван Яковлев. В 1900-е — 1912 гг. реставрацию Храма осуществил архитектор С.У. Соловьёв.

См. Храм Василия Блаженного.

III. ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ
Во имя зодчих - Бармы и Постника


На заре защебетали ли
По лужайкам росным птицы?
Засмеявшись ли, причалили
К солнцу алых туч стада?..
Есть улыбка в этом зодчестве,
В этой пестрой небылице,
В этом каменном пророчестве
О прозрачно-детском "да".

То ль - игра в цветущей заводи?
То ль - веселая икона?..
От канонов жестких Запада
Созерцанье отреши:
Этому цветку - отечество
Только в кущах небосклона,
Ибо он - само младенчество
Богоизбранной души.

Испещренный, разукрашенный,
Каждый столп - как вайи древа;
И превыше пиков башенных
Рдеют, плавают, цветут
Девять кринов, девять маковок,
Будто девять нот напева,
Будто город чудных раковин,
Великановых причуд.

И, как отблеск вечно юного,
Золотого утра мира,
Видишь крылья Гамаюновы,
Чуешь трель свирели, - чью?
Слышишь пенье Алконостово
И смеющиеся клиры
В рощах праведного острова,
У Отца светил, в раю.

А внутри, где радость начисто
Блекнет в сумраке притворов
Где от медленных акафистов
И псалмов не отойти -
Вся печаль, вся горечь ладана,
Покаяний, схим, затворов,
Словно зодчими угадана
Тьма народного пути;

Будто, чуя слухом гения
Дальний гул веков грядущих,
Гром великого падения
И попранье всех святынь,
Дух постиг, что возвращение
В эти ангельские кущи -
Лишь в пустынях искупления,
В катакомбах мук. Аминь.

Даниил Андреев. Русские боги. 1950


Василия Блаженного, монастырь

Адрес: Омская обл., Усть-Ишимский район, с. Вятка.


Церковь святого Василия Блаженного в селе Вятка

Иконостас церкви святого Василия Блаженного

Приход в селе Вятка образовался еще до постройки церкви, которую построили во время столыпинских реформ. Вятская церковь не закрывалась дольше других: говорят, древнечтимая икона Святителя Николая Чудотворца, явленная в Усть-Ишиме, в последнее время находилась в Вятке. Местные жители помнят большую икону, но где она сейчас – неизвестно.
В 1929 году в село Вятка переехали священник Алексей Камнев и псаломщик Каллистрат Глуховцев с семьями. Жители села до сих пор вспоминают об их доброте и приветливости, о стремлении помочь, несмотря на собственную бедность.
В 1937 году храм в Вятке был закрыт большевиками. Отец Алексей был расстрелян, так и не согласившись признать вину и отречься от веры. Та же судьба постигла и его сподвижника, Каллистрата Глуховцева.
Возрождение Вятской обители началось только в 1996 году: в то время на месте села осталось только несколько домов и полуразрушенная красавица церковь. Теперь это намоленное место снова несет людям благодать: в последние годы здесь освящено несколько церквей, например, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь в честь Новомучеников Омских явленных и неявленных, деревянная часовня в честь преподобного Серафима Саровского.

С 2005 года Вятская обитель – северный скит Свято-Никольского монастыря.
Юродство
Святость.
Православные Святые и Апостолы.
Святые православной церкви, обратившиеся из ислама.
К какому святому обращаться.

Православные Церковные Праздники.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Святые | Добавил: Николай (29.07.2015)
Просмотров: 4140 | Теги: православие, святость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru