Иван Феодорович Гомеров, сын причетника с. Горок, Ковров. у., Федора Львовича Гомерова, родился 8 ноября 1847 года.
Тяжела была жизнь низших семейных членов причта большинства сел, в то отдаленное время она исполнена была безысходной нужды, непрестанного труда и горького, но истинного смирения пред всеми людьми. Поэтому детство свое Иван провел в суровой школе, которая воспитала в нем любовь к труду и ту на редкость деликатную скромность, коей он отличался во все дни живота своего.
В 1858 году он поступил во Влад. дух. училище, где в течение шестилетнего обучения, отличаясь примерным благонравием, всегда был одним из лучших учеников. Много в высшей степени интересных воспоминаний Иван Феодорович передавал из прошлого своей школьной жизни, когда ученику, при суровой дисциплине и утесненных материальных условиях существования, приходилось главным образом своими силами и усердием преодолевать книжную премудрость.
Тот же суровый режим и те же тяжелые условия жизни приходилось переносить учащемуся юношеству и в духовной семинарии, куда И.Ф., по окончании училищного курса, был переведен в 1864 году. И достойно внимания, что из уст Ивана Феодоровича никогда не приходилось слыхать горького слова об этом тяжелом прошлом школьной жизни и о своих бывших учителях. Несомненно, в душе его навсегда осталось глубокое чувство благодарности школе, которая дала ему возможность выбиться из тяжелых условий быта сельского дьячка на более отрадный жизненный путь, хотя избранное им педагогическое поприще в материальном отношении обрекало на весьма скромную жизнь.
Окончил курс со степенью студента семинарии в 1870 году. Вскоре после окончания в семинарии он поступил во Владимирское мужское духовное училище (3 марта 1871 г.) на предмет арифметики и географии, в параллельных классах училища, с 7 сентября 1878 года преподает те же предметы в штатных классах. С 19 октября 1895 года имеет звание Старшего учителя.
С 1876 по 1904 г. состоял преподавателем в Женском епархиальном училище.
Иван Феодорович таким образом всю почти свою жизнь — в течение 36 лет отдал на служение учебно-воспитательному делу. Повторяя столько лет из года в год одни и те же курсы, сообщая одни и те же знания, легко обратиться в простого ремесленника своего дела, свести преподавание к механическому выполнению. Но И. Ф. любил свои предметы, особенно географию, и, будучи аккуратным исполнителем долга, вместе с сим был дорогим для заведения и интересным для питомцев преподавателем. Постепенно пополняя свои познания, он обладал богатым запасом сведений по сему предмету и, что особенно дорого, умел сообщать их своим юным слушателям в необыкновенно простой и вместе живой беседе, так что уроки И. Ф. протекали с живым интересом и его предмет был всегда любимым у питомцев училища.
По преданности предмету И.Ф. собрал минералогическую коллекцию преимущественно уральской породы и передал ее училищу; кроме того, в течение чуть не всей службы вел метеорологические наблюдения и в беседах на эту тему от него приходилось слышать не мало интересных сведений и сделанных им выводов.
Не мало в этот период времени служило в училище студентов семинарии, но все они большей частью смотрели на училищную службу как на переходную и при первом удобном случае спешили переменить ее на священническую, как более материально обеспеченную и спокойную, или соединяли эту службу с должностью священника в городе для большого материального обеспечения. Нужно было иметь много любви и преданности учительскому делу, чтобы посвятить себя почти в течение всей жизни только ему одному. И.Ф. любил свой предмет, много работал для пополнения своих знаний по нему. Отличаясь особенной аккуратностью и исполнительностью в своих служебных занятиях, И.Ф. был в то же время гуманным преподавателем. Ласковым обращением с учениками и разумной снисходительностью он приобрел себе особенную любовь и привязанность учеников.
Будучи вообще очень любознательным человеком, И.Ф. посвящал свободные часы литературным трудам в местном духовно-епархиальном органе — Епарх. Вед. Так им напечатано в разное время: „Гробница Св. Николая Чудотворца в Бар-Граде", „Соловецкие острова и Соловецкий монастырь", „Св. гора Афон" и друг.
Имел ордена: св. Станислава 2 и 3 ст. и св. Анны 3 ст.
И. Ф. поступил в училище на оклад в 420 руб., и, вступивши в брак на первых годах службы, должен был не только кормить семью, но и давать приличное воспитание детям. Скромная в две-три комнаты квартира в захолустной части города, воздержание в еде и питии, возможное удешевление в экипировке — вот необходимые атрибуты учителя с таким окладом. И нужно только дивиться, как люди сводили концы с концами, не падали духом в столь утесненном житии и выводили детей своих в люди.
В 1888 году он потерял супругу; на его руках остались совсем еще малые дети... и началась горькая жизнь бобыля с массой неведомых доселе забот и хлопот, которые положительно отнимали весь досуг, необходимый для отдыха от служебных трудов. Он сумел дать детям прекрасное воспитание (два сына окончили курс в дух. академии и состоят на службе по духовно-учебному ведомству; дочь кончила в Епарх. жен. училище и состоит на службе во Владимире). Настало время когда с мирной совестью и без тревог о завтрашнем дне, казалось, можно было бы И. Ф-чу дожить остаток дней своих.
Иван Феодорович Гомеров страдал саркомой ноги. Эта болезнь в конце августа 1907 года заставила его оставить службу при училище. В январе 1908 года пришлось ему совсем отнять ногу. Но эта тяжелая операция, особенно, если принять во внимание годы И.Ф. и его вообще слабое здоровье, только ненадолго отсрочила роковую развязку. В конце июля 1908 года на почве саркомы у И.Ф. развилась болезнь легких.
В дни тяжелых испытаний великое утешение и подкрепление для себя И.Ф. обретал в вере. Вера его была глубокая, проникновенная, обнимающая всю жизнь человека до малейших излучин и изгибов; она-то в дни испытаний и заставляла его утешительно видеть даже и в невзгодах промышляющую десницу Всевышнего, Его попечительную любовь о нас.
Имея право и по своей службе и по личным благородным качествам на особое к себе внимание, он тем не менее отличался необычайной скромностью, старался быть всем слугой; и это было не делом практической, житейской мудрости — „быть тише воды, ниже травы", а прирожденным свойством его прекрасной души, направленным чрез воспитание и самоусовершенствование в добрую сторону христианского смирения. Поэтому в среде своих сослуживцев он всегда пользовался истинным уважением и любовию. Они с интересом сочувствия следили за ходом его болезни, с радостью встречали его появление в своей среде в дни облегчения от недуга, с надеждами на полное исцеление ждали исхода каждой новой операции и искренно скорбели, что на склоне дней своих ему не пришлось пожить в безмятежном благополучии и здравии.
Нельзя не отметить в данном случае и весьма симпатичных отношении Ив. Ф-ча к питомцам училища. Таковые всегда были проникнуты сердечностью, любовию. „Ребятки", „ребятушки" — вот обычные обращения и приветствия, с которыми он вел и свои классные толкования и внеурочные беседы. И дети прекрасно понимали, своей чистой душой чувствовали искренность этих отношений. Любовь и уважение к дорогому наставнику особенно заметно проявлялись в период его болезненного состояния. Многие из учеников ходили на квартиру справляться о его здоровья; а когда он в междуоперационные дни появлялся в училище, с трудом, при помощи костыля, передвигая свою больную ногу, они предупредительно старались оказать ему всякие услуги: растворяли пред ним двери, подавали стул, помогали подниматься и спускаться с лестниц, усаживали его в экипаж. Не мало было и таких, которые далее после того, как И. Ф. оставил свою службу в училище, почитали своим долгом в праздничные дни Рождественских и Пасхальных каникул лично или письменно принести ему свое поздравление.
В 11 часов ночи 2-го августа 1908 г. скончался на 61 году своей жизни бывш. учитель Влад. дух. училища И.Ф. Гомеров.
Погребение Ивана Феодоровича происходило 5 августа. В отпевании и похоронной процессии приняли участие немало лиц городского духовенства, знавших его или служивших с ним. На гроб были возложены венки от детей почившего и его сослуживцев учителей училища. На гробе почившего внимание всех обращал на себя очень красивый больших размеров венок из живых цветов. Оказалось, что это ученики училища, имеющие летом пребывание в г. Владимире, по личной инициативе собрали между собой возможную для их скудных карманов сумму и употребили ее на выражение своей неувядаемой любви к почившему учителю.
Перед гробом почившего во время отпевания смотрителем училища А.И. Троицким было сказано прочувствованное слово, в котором он воспроизвел прекрасный духовный образ почившего, отметивши три характерные черты его: веру, скромность и трудолюбие.
Ив. М — ский. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 33-й. 1908 г.).
Святители, священство, служители Владимирской Епархии Владимиро-Суздальская епархия.