Средняя общеобразовательная школа № 21, г. Владимир
Средняя общеобразовательная школа № 21, г. Владимир
Семилетняя школа № 21 открылась в 1950 году в двухэтажном кирпичном здании на 400 мест по адресу: ул. Бульварная, д. 6 (сегодня 1-ая Пионерская, д. 66).
В это же здание переехала и начальная Школа № 10.
1-ая Пионерская ул., д. 66
Первым директором школы № 21 стал Артемов Степан Захарович, учитель истории, ветеран Великой Отечественной войны, дошедший с армией Г.К. Жукова до Берлина. Человек незаурядного ума и педагогического таланта, человек дела, он стал вдохновителем и душой педагогического коллектива школы. Именно благодаря Степану Захаровичу был создан дружный, работоспособный молодой коллектив учителей. Первый директор работал над созданием школьной учебной базы.
В 1951 голу шефы подарили школе пианино и инструменты для духового оркестра. В оркестре были не только мальчики, но и девочки. Дети с большой гордостью шли на демонстрации или на посадку парка имени 850-летия города Владимира со своим оркестром. Около здания школы силами учащихся был посажен чудесный вишневый сад. В 1954-55 учебном году в школе № 23 объединили мальчиков и девочек; в первые, пятые и восьмые классы приняли детей из школ № 11 и № 21.
Артемов Степан Захарович
Степан Захарович работал в школе № 21 до сентября 1958 г. В 1958 году директором школы была назначена Степанова Мария Васильевна, ветеран Великой Отечественной войны, преподаватель математики, с 1943 по 1958 гг. проработавшая в средней школе № 1 г. Владимира. 18 трудовых лучших лет, полных исканий, находок, отдала Мария Васильевна 21-ой школе, и только пенсионный возраст заставил ее уйти из ставших для нее родных стен. На вопрос, трудно ли было начинать директором, Мария Васильевна отвечала, что трудно. В школе был уже слаженный коллектив учителей: предыдущий директор сумел подобрать хорошие кадры, которые с большим уважением относились к нему. В школе были свои традиции, единые требования для учителей и учащихся, образцовый порядок. Все это надо было поддерживать.
«На стыке улиц — Электрозаводская, 1-я Пионерская и Северный проезд — в 1959 году уже лет десять функционировала двухэтажная кирпичная восьмилетняя школа № 21, в которой в две смены учились детишки Грамзаводской слободки. Говорили, что школу эту построили пленные немцы. Школа была небольшая, но чистая, ухоженная, всегда вовремя отремонтированная с помощью своего шефа — Граммзавода. Со всей слободки стекались к ней ученики, а с учетом того, что в семьях было по 2 — 4 ребенка, школа считалась почти семейной. Учителя держали нас в строгости и за малейшие провинности несправедливо, на наш, детский взгляд, карали — от постановки к доске (чтоб на виду у учителя) до удаления из класса к завучу, а то и (чего больше всего боялись) за родителями. Учителя пережили войну, потому были дисциплинированными и жесткими. Порой, вместо перечисленных выше кар, нам «удавалось» запросто получить несильный профилактический удар линейкой по рукам или макушке. Тогда мы обижались и злились, и только повзрослев, став родителями, поняли, как учителя были правы. С первого класса ребята, как и мальчишки всей страны, носили единую форму: брюки, гимнастерку, фуражку с кокардой, ремень с медной пряжкой. Прямо молодые солдаты! Фуражку и ремень класса с четвертого отменили, гимнастерку сменили на китель, но единая форма оставалась долго, года до 1975-го. Единая форма уравнивала нас как в правах, так и в обязанностях. Она, на мой взгляд, не позволяла, как теперь, учителю чувствовать себя в скромном костюме ущербным против разодетого в дорогую импортную одежду ученика. На уроках ученики обязаны были сидеть ровно, положив правую руку на левую. На переменах в коридорах бегать и шуметь не разрешалось. Хотя с каждым годом эти правила ослабевали, а число нарушителей дисциплины возрастало. В этой связи вспоминается собственная история периода обучения в первом классе. Мне, весьма подвижному мальчику, просидеть 45 минут неподвижно рука на руку было просто невозможно. Я начинал вертеть головой, двигать руками, оборачиваться. А это расценивалось как страшное нарушение школьного распорядка, не говоря уж о пререканиях с учителем, которые приравнивались по дерзости к выступлению декабристов на Сенатской площади в 1825 году. При этом мои телодвижения отвлекали учеников гораздо меньше, чем частые замечания в мой адрес классной дамы Зинаиды Васильевны (Зинаидушки): не вертись, положи руки, на место, сиди спокойно и т. д. Устные замечания я получал на каждом уроке и к ним привык. Естественно, что реагировал на них все слабее и слабее, что не устроило Зинаидушку. Ей, по моему детскому разумению, нравилось ко мне придираться. В 1959 — 1962 годах школьные дневники в начальных классах еще не были введены, и поэтому на очередной беседе Зинаидушки с моей мамой было решено завести для меня тетрадь, в которой учительница ежедневно оценивала бы мое поведение, причем не только на уроках, но и на переменах. Я с внешней покорностью принял это унизительное, на мой взгляд, решение и ежедневно на глазах у всего класса подавал тетрадь Зинаидушке для очередного приговора. Та, как мне казалось, с наслаждением выводила аккуратным почерком «Сегодня вел себя хорошо» или «Сегодня замечаний не было» (правда, этих записей и было всего по одной). На третий день я не выдержал и, как теперь говорят, «оторвался по полной программе». Крутился на уроках, бегал на переменах, корчил рожи одноклассникам, совсем упустив из виду; что каждая отрицательная оценка моего поведения могла стоить мне дорого: от запрета гулять с пацанами после школы до экзекуции со стороны отца, который справедливо считал, что порка детей за провинность эффективнее внепланового мороженного. А Зинаидушка, как мне казалось, только и мечтала о моем срыве. В течение дня она сделала мне с десяток устных замечаний, а по окончании последнего урока подвела черту в моем кондуите «Безобразно вел себя целый день!» Дело было сделано. Эту запись я с гордостью показал пацанам с комментарием: «Отец мне сегодня, конечно, вломит ремня!» В их глазах я стал героем: надо же — отца не боится!
Дома еще раз прочел Зинаидушкин приговор и решил: а отвечу-ка я сегодня сам вместо мамы (подтверждением прочтения Зинаидушкиных записей служили мамины отзывы, скрепленные ее подписью). Исправно вывел перьевой ручкой фиолетовыми чернилами под «Безобразно вел себя целый день!» ответ, по моей оценке, самый для Зинаидушки желаемый: «Я его испорола! Мама». И стал копировать мамину подпись. Затем прочел свой ответ и... ужаснулся! Почерк! Мой крупный каллиграфический почерк первоклассника даже отдаленно не напоминал почерк взрослого человека. Вот теперь точно — снимай штаны и пой разлуку: безобразное поведение — раз, подлог - два, подделки подписи — три. Все это тянуло на высшую меру наказания — лишение всяких поощрений плюс хор-р-ро-шая порка!
Я не на шутку испугался и стал стирашкой убирать из тетради следы преступления. Но (воистину: не везет с утра, то это на целый день) перестарался: то ли стирашка была крупна, то ж бумага в тетради тонка, но протер дыру, чем окончательно уничтожил слабый шанс на помилование. Оставались два выхода: или что-то сделать с тетрадкой, или уходить из дома. Поскольку дома, пусть и выпоротому, все же было лучше, чем с сохраненной попой, но в бегах от милиции (я не сомневался, что о моей пропаже родители заявят, и меня будут искать все милиционеры СССР). И я решился на неожиданный и, как оказалось, правильный шаг: рассказать все, как есть, маме. А кому ж еще? Мама есть мама! Конечно, будет ругать (она же меня никогда не била). Сквозь слезы (себя родного и единственного всегда жалко) я рассказал все маме. Та, слушая сбивчивое повествование, изучала мое рукотворное произведение, затем от души рассмеялась и сказала, чтобы я так (про тетрадь) больше не делал никогда, а так (про честное правдивое признание) поступал всегда. Я дал слово и понял, что самое страшное позади. Обошлось без порки — мама отца уговорила. Кстати, с позорным кондуитом было покончено. Видимо, родители с Зинаидушкой поняли его бесполезность. Хотя поведение мое на протяжении всей школьной учебы оценивалось как удовлетворительное (у большинства — образцовое), к качеству моей учебы претензий от учителей почти не поступало. При школе были фруктовый сад и огород, небольшая спортплощадка, обнесенные со стороны Северного проезда двухметровым деревянным забором. Мы, пацаны не могли равнодушно взирать на выросшие фрукты-овощи и совершали набеги на заповедную территорию. При благоприятном исходе хрустели огурцами или морковками, при неудачном — терли уши, за которые нас приводил к родителям школьный сторож, и потирали задницы, в которые родители вколачивали уважение к чужому труду и библейскую заповедь «Не укради!» Программы моего школьного обучения не идут ни в какое сравнение со сложнейшими нынешними. Нас в учебный процесс «втягивали» постепенно. Прежде чем писать ручками (не шариковыми, как теперь, а перьевыми), первоклассников целую учебную четверть учили писать карандашами буквы и слова. Четыре года мы носили в школу чернильницы «непроливашки» и писали стальными перышками. В этой школе я учился с сентября 1959 по май 1962 года, потом ее закрыли на ремонт, учеников перевели в школу № 25, а с сентября 1964 года мы учились уже в новой школе № 21 на улице Мира у плавательного бассейна. Прежнюю школу перепрофилировали под вспомогательную для ослабленных детей» (Юрий Никитин. О чем напомнила улица. Штрихи истории завода «Точмаш». Владимир 2009.).
«Воспоминания Буйловой Веры Павловны (выпускница 1963 года). 21 школа в те годы располагалась в здании нынешней 4-ой школы. Утро в школе для всех учеников начиналось в актовом зале. Актовый зал представлял собой длинный коридор со сценой, из актового зала выходили двери в классные кабинеты. Каждую неделю по понедельникам проходила общешкольная спевка (хор), на которой ученики разучивали песни. Руководила хором учитель русского языка и литературы Соколова Серафима Ивановна. Школьная жизнь была наполнена различными мероприятиями. По итогам учебного года на школьной линейке лучшим ученикам, добившимся определенных успехов в учебе и спорте, вручались книги с дарственной надписью от директора школы. В школе существовала «тетрадь добрых дел». Она обязана была быть у каждого ученика. Например, в свободное от уроков время ребята ходили в детские сады: мыли игрушки, убирали участки для прогулок, сажали цветы, зимой убирали снег. Каждое дело записывалось в тетрадь за подписью заведующей и печатью детского сада. Данная тетрадь являлась официальным документом. Несколько раз в год проводились активные сборы металлолома и макулатуры. На вырученные от сдачи деньги для ребят организовывались различные экскурсии и поездки под руководством учителя истории Золотовой Тамары Дмитриевны. Школа была оснащена столярными и слесарными мастерскими. Обучались в таких мастерских не только мальчики, но и девочки. А вот на уроках домоводства только девочки учились шить и готовить. Для выпускного бала выпускники не только самостоятельно сервировали стол, но и готовили еду для вечера. Учитель домоводства заранее распределял, кто какие продукты должен принести. Рядом со школой находились большой участок и вишневый сад. Когда был выстроен ДК «Молодежи», то вокруг него разбили сквер. Ученики 21 школы высаживали аллеи деревьев, цветы. Вера Павловна являлась председателем школьной пионерской дружины имени Зои Космодемьянской. В школе располагался уголок-музей, посвященный подвигу комсомолки. Учащиеся часто ездили в деревню Петрищево, место смерти Зои Космодемьянской. Воспоминания записал Иванушкин Григорий, 6-б класс».
«Родина Валентина Федоровна (Белкина) и Родин Евгений Федорович (в 1963 г. они пришли в 1 класс школы № 21) Моя бабушка Родина Валентина Федоровна (Белкина) и мой дедушка Родин Евгений Федорович в 1963 году пришли в 1 класс восьмилетней школы № 21 г. Владимира, которая переехала уже на улицу Мира. Они учились в одном классе и сидели на соседних партах, были октябрятами. Их учительницу звали Анна Ивановна Гарева. Директором школы была Мария Васильевна Степанова – участница Великой Отечественной войны. В классе было 40 человек. Школьная жизнь протекала очень интересно. После уроков они собирали макулатуру и металлолом. В свободное время ходили в зимние походы на лыжах, выступали на школьных вечерах художественной самодеятельности, лучшие номера отбирали на городские смотры, где они занимали призовые места. В начальных классах на уроки физкультуры приходили тренеры из школы по художественной и спортивной гимнастике, отбирали детей для занятий гимнастикой. Среди воспитанников 21-ой школы целая плеяда выдающихся гимнастов страны. Ученики разных классов участвовали в школьном хоре, который на смотрах занимал призовые места, за это награждали бесплатной поездкой. Устраивали КВН в актовом зале. Из мальчиков был создан вокально-инструментальный ансамбль, который играл на школьных вечерах. Лучшие ученики класса занимались с отстающими учениками, чтобы поднять успеваемость в классе и стать лучшим звеном. В спортивном зале проводились спортивные состязания между классами. Ходили в кино за 5 копеек всем классом.
Школьный огород
На территории школы был большой сад, на месте которого сейчас стоит бассейн. Слева от школы зимой заливали каток, вечером всем классом они катались на нем. Праздники праздновали всем классом у кого-нибудь дома, с разрешения родителей. Девочки по рецептам из журналов пекли торт, готовили салаты и многое другое. Осенью старшие классы возили на сельскохозяйственные работы помогать убирать урожай. Такая интересная школьная жизнь была устроена педагогическим коллективом школы и государством. Для выполнения всех мероприятий ребятам помогали шефы цеха № 9 завода «Точмаш», они покупали все для нужд класса. Мои бабушка и дедушка очень благодарны всем, кто сделал их школьную жизнь очень-очень интересной! Лукина Анна, 7-а класс».
Степанова Мария Васильевна
Степанова Мария Васильевна повела большой школьный корабль по намеченному курсу. В 1960 году состоялся первый бал выпускников, которые 10 лет назад переступили порог 21-ой школы.
С 1960 по 1967 год школа была восьмилетней. Увеличивается контингент учащихся, Мария Васильевна мечтает о просторном и светлом здании, где будет комфортно и учащимся, и учителям.
В 1959 году в четырехэтажном здании (улица Мира, д. 57) открылась школа-интернат №1. В 1963 году школа № 21 переезжает в здание на улице Мира, д. 57 (бывшая школа-интернат №1 г. Владимира).
Ул. Мира, д. 57
Обжившись на новом месте, школа выступает инициатором работы по кабинетной системе. Мария Васильевна на ответственных совещаниях говорит о преимуществах кабинетной системы, убеждает в этом шефов — завод «Точмаш». Помощь шефов, усилия учителей и учащихся дали результаты: лучшие кабинеты математики, истории, литературы, биологии были в школе № 21. В 1967 году в связи с реорганизацией «Владимирская восьмилетняя школа № 21» была переименована в «Среднюю школу № 21 г. Владимира». «Этот юбилейный год для нашей школы был необычным. В январе 1970 года мы отмечали двадцатилетие школы. Приятно встретить своих учеников, которые теперь стали самостоятельными людьми, имеют собственных учеников. Приехали наши выпускники первых лет существования школы, вспомнили одноклассников - комсомольцев, своих педагогов. Многое изменилось с тех пор. Вот, к примеру, в нашей школе в этом учебном году проводится эксперимент - предметное обучение в четвертых классах. Ребятам по душе пришлось такое обучение, они стали лучше усваивать материал. Радует меня творчество наших воспитанников. Недавно, например, учащиеся 9 «б» класса сделали школе подарок — изготовили наглядные пособия для химического кабинета. Ну, а лично для меня этот год тоже запомнится. Летом 1969 года мне вручили значок «Отличник народного просвещения ССCP». И вот совсем недавно меня наградили ленинской Юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Хочется работать еще плодотворнее, «сеять разумное, доброе, вечное». М. СТЕПАНОВА, директор владимирской школы № 21, заслуженная учительница школы РСФСР» («Призыв», 1 мая 1970). В 1971 году с целью улучшения трудового обучения и воспитания школьников в период летних каникул в школе был создан первый строительный отряд «Связист-71», потом был «Связист-72»…«Связист-75». Мария Васильевна делилась опытом организации строительных отрядов и получила одобрение на областном совещании учителей. Степанова Мария Васильевна, человек дела, целеустремленный руководитель, всегда добивалась поставленной цели, ведь рядом с ней была понимающая, увлеченная команда учителей, которых она умела направить, и оценить, и поддержать. Для многих педагогов и выпускников школы Мария Васильевна осталась олицетворением дисциплины, порядка, работоспособности.
За долголетний плодотворный труд Степановой М.В. присвоены звания «Заслуженный учитель РСФСР», «Отличник просвещения СССР», вручены Грамоты Министерства просвещения.
Шинина Валентина Алексеевна
С августа 1976 по июнь 1985 года среднюю школу № 21 возглавляла Шинина Валентина Алексеевна. Солнечная Киргизия прислала эту замечательную женщину — учителя русского языка и литературы. Педагогический коллектив выдвинул своего директора депутатом в Городской совет, где Валентина Алексеевна защищала интересы своих избирателей.
Шинина В.А. поддержала инициативу организации в школе Музея боевой славы, о котором мечтала Степанова М.В. — участник Великой Отечественной войны. Музей боевой славы 222-го стрелкового полка 49-ой армии был открыт в 1981 году, на базе его проходило патриотическое воспитание школьников.
В школе проводились семинары для директоров, завучей, учителей города и области. Учебные кабинеты оснащались наглядными пособиями, техническими средствами обучения. Постоянно проводился конкурс на лучший кабинет.
Новое было и в трудовом воспитании. На базе предприятия «Точмаш», в цехах завода, учащиеся занимались производительным трудом. В селе Андреевское летом работал школьный лагерь труда и отдыха «Энтузиаст».
Развивалась художественная самодеятельность. В школе были не только детский, но и учительский хоры, которые неизменно занимали призовые места на городских и областных смотрах.
Под руководством Шининой В.А. школа участвовала в социалистическом соревновании по подготовке к новому учебному году и трижды становилась победителем. За творческий труд Валентина Алексеевна неоднократно награждалась Почетными грамотами Министерства просвещения, в 1982 году была удостоена звания «Отличник просвещения СССР».
Фролова Галина Васильевна
В 1985 году, уходя на заслуженный отдых, Шинина В.А. передала школу в надежные руки. Директором школы стала Фролова Галина Васильевна — прекрасный учитель русского языка и литературы, за плечами которой был опыт организатора внеклассной и внешкольной работы, заместителя директора по учебной части и работа в гороно. Человек завидного трудолюбия, исключительно требовательный к себе, высокопрофессиональный, Галина Васильевна ставила самые высокие планки в работе, увлекая за собой весь коллектив. Она умела объединить все направления педагогического процесса в единое русло.
Через год молодой директор был назначен заведующим Фрунзенским районо г. Владимира. Многие годы Заслуженный учитель РФ Фролова Г.В. работала на посту начальника управления образования администрации г. Владимира.
Зубков Сергей Константинович
25 лет, с 1986 по 2011 год, возглавлял педагогический коллектив школы Отличник народного просвещения Зубков Сергей Константинович.
Школа в 80-ые годы была перегружена, работала в двухсменном режиме, требовался капитальный ремонт здания. В трудных экономических условиях под руководством Зубкова С.К. успешно шла работа по обновлению школы: введены новые предметы, организована довузовская подготовка, утвержден новый Устав школы, налажено сотрудничество с учебно-производственным комбинатом, где старшеклассники получали профессии.
Приоритетными в работе школы были выбраны следующие направления: гражданско-правовое, гуманитарное (иностранный язык и литература), краеведческое, экономическое, экологическое, художественно-эстетическое. Школа №21 являлась опорной в городе по гражданско-правовому образованию и воспитанию. Опыт школы по данному направлению был обобщен институтом усовершенствования учителей и использовался в работе педагогами города и области.
Сохранялась и постоянно совершенствовалась материально-техническая база: открыт компьютерный класс, обновлена мебель в 17 кабинетах, установлены новые современные доски, поставлено новое оборудование в столярной мастерской и кабинете обслуживающего труда, в школьной столовой. Тесную связь Сергей Константинович поддерживал с шефами— ФГУП ВПО «Точмаш».
МБОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21" действует с 20 марта 1995 г.
Белянина Анна Владимировна
С 2013 по 2015 год директором школы была Белянина Анна Владимировна. Современный руководитель, она стремилась к повышению рейтинга школы среди образовательных учреждений города, поощряла педагогов к участию в профессиональных конкурсах: «Педагог года», «Лучший класс года», «Лучший учитель (в рамках нацпроекта)». В школе сделан капитальный ремонт крыши и перекрытий, актового зала; пять кабинетов и актовый зал оборудованы интерактивными досками и проекторами. В старшей школе открыты профильные классы. С 1 по 5 классы работают по новым ФГОС в режиме полного дня.
Директор - Кочурин Владимир Сергеевич.
Сайт школы: http://shkola21.ouvlad.ru/