Слышится бой кремлевских курантов, размеренный, торжественный. В простой его мелодии чувствуется могучая уверенность нашей Родины, ее спокойная величавость. Брызнувшие из-за тучи лучи солнца позолотили стены Кремля... Но мы находимся не в Москве. Столица как бы пришла в гости в город Владимир. На стадионе «Торпедо» высится макет кремлевской стены.
В центре стадиона словно набрала бутон огромная лилия. Это эстрада с огромными полотняными лепестками. На них изображены голуби. Раздаются бравурные звуки фанфар. Начинается марш - парад сводного духового оркестра с фанфаристами и барабанщиками. Звучит голос диктора:
«Начиная наш праздник искусства,
Праздник творческих мирных дорог,
Мы большим и волнующим чувствам Посвящаем сегодня пролог».
Так открылся праздник искусств в городе Владимире, посвященный предстоящему Всемирному конгрессу за всеобщее разоружение и мир...
Представление началось с пролога, авторы которого стремились художественными средствами выразить пламенную любовь нашего народа к мирному созиданию.
С эстрадной площадки устремляются ввысь голуби. Звенит песня «Я люблю тебя, жизнь». 320 знаменосцев поднимают яркие флаги праздника и выходят на изумрудное поле стадиона. А по гаревым дорожкам пролетают мотоциклы со стягами. Из букв, нарисованных на стягах, складывается лозунг «Слава КПСС».
Из репродукторов несется песня:
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны?
И как бы в ответ на это на гаревой дорожке стадиона появляется декорированная автомашина. На ней советский воин-освободитель с девочкой на руках, с мечом, попирающим свастику. Это живой памятник солдатам, отдавшим свои жизни в битве за мир. Нет, русские не хотят войны.
«Вперед к коммунизму!» - несут новый лозунг мотоциклисты. Расцветает лилия на стадионе. Раскрываются ее импровизированные лепестки, и перед взорами зрителей открывается пирамида, состоящая из знамен союзных республик и демократических стран. В центре этого распустившегося цветка - юноши и девушки в национальных костюмах. Они как бы символизируют собой расцветающую с каждым днем все ярче дружбу народов нашей страны, крепнущее содружество народов социалистических стран. Волнующей была встреча зрителей с гостями из африканских стран. Они сделали круг по стадиону на автомашине. И со всех сторон неслись к ним возгласы приветствий. Люди разных рас и языков без слов понимали друг друга. Ведь думают и мечтают они об одном - о прочном мире на всей земле.
Радостная встреча
Знакомые лица. Мы видели их на экране, на снимках журналов. Это известные артисты кино, театров, эстрады, цирка. Нынче мы встречаемся с ними, как говорится, с глазу на глаз, слышим их живую речь. Это радостная, приятная встреча.
Рашид Бейбутов. Кто из любителей пения не слышал этого имени! А сейчас он приехал к нам в гости. Он выходит на эстраду и передает горячий привет владимирцам от солнечного Азербайджана. Таким же приветом звучат и песни в исполнении Бейбутова.
Спешит по гаревой дорожке стадиона автомашина. А в кузове - солдат с рюкзаком за плечами. Всмотритесь в него повнимательней. Да это же Алеша Скворцов из кинофильма «Баллада о солдате»! Он соскакивает с автомашины. А навстречу ему бежит мать. «Алеша, сыночек!» - плачет она, прижавшись к груди сына. Недолго продолжается встреча. Солдату надо возвращаться на фронт...
Маленькую сценку из всемирно известного фильма исполнили артисты В. Ивашев и А. Максимова. Но она до слез тронула сердца присутствующих. И во многом, потому что постановщики творчески отнеслись к ней. Взяв ее из фильма, они, если можно так сказать, сделали ее современнее, ближе зрителям. Алеша с матерью совершает круг почета по стадиону, а рядом с ним, держа руки под козырек, стоят солдаты. И зрители аплодисментами отдают честь герою и его матери, славя их подвиг. Так театрализованное представление превращается в народный митинг, где искусство сливается с речью агитатора и борца.
Такой же замысел несет в себе и постановка сцены из кинофильма «Садко» с участием С. Столярова и А. Ларионовой.
- Неожиданно для всех на глади зеленого озера - стадиона появляется червленый челн. В лад ударяют весла. Весело работают гребцы в старинных русских рубашках. А на носу ладьи - русский гость, смелый богатырь и путешественник Садко (артист С. Столяров). Подходит он к «берегу» и спешит к своей Любавушке (артистка А. Ларионова), которая ждет - не дождется его. Вокруг него - хоровод девушек в старинных сарафанах и кокошниках.
И опять творческое отношение к сценическому материалу. Сойдя на «берег», Садко произносит приветствие:
- Здравствуй, древний город, Владимир! Привет, люди добрые, владимирцы.
Сразу былинный герой становится ближе. Из дали веков приходит древний витязь и путепроходец, чтобы передать привет своим потомкам, которые высоко несут эстафету поколений. А когда Садко обращается к своей суженой со словами: «Поплывем вместе, Любавушка, будем вместе счастье людям искать», - то это воспринимается не только как отрывок из фильма, но и как призыв бороться за счастье людей на земле.
Показан был эпизод из фильма «Тихий Дон» с участием артиста П. Глебова.
Акробатический этюд исполняют заслуженная артистка РСФСР Т. Птицына и Л. Маслюков. Тепло приняли зрители танец Рахманинова «Весенние воды» в исполнении артистов балета Людмилы Мержановой и Бориса Зданевича. Выступают братья Борис и Юрий Гусаковы с танцем из фильма «Матрос с «Кометы». Живо воспринимается и хореографическая сценка по мотивам старинной сказки в исполнении лауреатов Всероссийского конкурса артистов эстрады А. Мацулевич и В. Удотова, оригинальный номер «Человек-оркестр» в исполнении заслуженного артиста Эстонской ССР В. Сапожника и выступления заслуженного артиста РСФСР С. Мартинсона, заслуженной артистки РСФСР Зои Федоровой. Понравился зрителям и художественный свист, с которым выступили артисты Московской эстрады, лауреаты шестого Всемирного фестиваля молодежи Андрюшинас и Кац. Они довели свое искусство до такого совершенства, что порою их свист выражает значение того или иного определенного слова. Вдоволь посмеялись присутствующие во время забавных похождений артистов Ленинградской эстрады братьев Жерве, которые путешествовали по стадиону на курьезной, огнедышащей автомашине. Привлекло всех и выступление артиста Глеба Романова, спевшего итальянскую и кубинскую песни.
Характерно то, что почти каждое выступление сопровождалось какой-либо интересной режиссерской выдумкой, что как-то сближало артистов и зрителей, вносило в представление дружескую, ненатянутую обстановку взаимного расположения.
Поет, например, артист Н. Рыбников. После окончания его выступления ведущий объявляет, что сейчас состоится своеобразное состязание девушек-физкультурниц. Кто победит в беге, тот получит право вручить Рыбникову букет цветов. И такое небольшое шуточное состязание действительно происходит. С интересной выдумкой был выполнен и номер, который показали воздушные акробаты братья Казанджан. Подъемный кран автомашины здесь преобразили в шею жирафа. У головы жирафа и были устроены акробатические трапеции. Когда автомашина вышла на поле стадиона, конферансье заставил жирафа кланяться. Здесь же ведущий напомнил, что этот жираф чем-то напоминает де Голля, и в номер был внесен элемент политической сатиры.
Выступлению известных сатириков П. Рудакова и Б. Баринова предшествовало появление на стадионе декорированных початков кукурузы, которые напоминали девушек, одетых в сарафаны и платочки.
Обстановку сердечности и взаимопонимания, обстановку тесного контакта между выступающими и зрителями создавало еще и то, что артисты приводили в своих выступлениях те или иные местные факты.
В этом отношении хочется, прежде всего, отметить конферансье Б. Дуброва. В остроумном эстрадном фельетоне он не только польстил владимирцам, рассказав о бурном росте их города, но и резко высмеял те темные пятна, которые порой встречаются на лице древнего и вместе с тем юного города. Видимо, отводили глаза в сторону коммунальники, когда они слышали о нарушении графика движения кольцевым автобусом и о непорядках на улицах и в троллейбусах. И, конечно же, взрывы смеха вызвали меткие куплеты П. Рудакова и Б. Баринова, где они говорили о загрязнении Клязьмы, о недостатках в местных столовых.
Подобное искусство в полной мере является действенным. Можно не сомневаться в том, что слово сатиры дойдет до цели.
Нельзя не упомянуть, говоря о прошедшем концерте и о двух конферансье, которые сменили Б. Дуброва — об артистах из азербайджанской филармонии Шарове и Наджарове, об артисте, который читал пролог, лауреате Всесоюзного конкурса артистов эстрады М. Павлове.
Больше таких зрелищ!
Сумерки сгущаются. Подобно миниатюрному солнцу, на северной трибуне вспыхивает прожектор. Его лучи скользят по зеленому полю стадиона, по эстраде. Вдоль всей лестницы, в вазах и чашах загораются яркие цветные огни. На огромных входных колоннах вспыхивают факелы.
Все артисты, музыканты, спортсмены, участвовавшие в представлении, выходят на поле стадиона, чтобы приветствовать трудящихся города.
Гремят залпы фейерверков. Над стадионом распускается букет разноцветных огней...
Организаторами праздника являются ленинградское отделение и гастрольбюро Всероссийского гастрольно-концертного объединения. Бюро пропаганды советского киноискусства, Владимирская областная филармония.
Подобные массовые праздники искусств прошли недавно в Туле, Кишиневе, Краснодаре. Но праздник во Владимире был несколько своеобразным. Он отличался тем, что являлся тематическим представлением. Многие его номера, его пролог и финал пронизывала идея борьбы за мир.
В целом автор сценария и главный режиссер праздника С. Якобсон, режиссеры И. Савченко, Е. Березницкий, Е. Ганкин, художник М. Либинсон создали красочное, увлекательное и полезное зрелище, которое надолго запомнится владимирцам.
Шерышев П. «Праздник творческих, мирных дорог». Газета «Призыв», 1962 г. 18 июля.
Пятидесятилетие Ленинского комсомола
Это очень правильно, что за последние годы у нас участились массовые праздники и народные гулянья, театрализованные представления. Бесспорная их ценность состоит в том, что они собирают для единого переживания огромные аудитории. И это служит не только целям идейно-художественного воспитания, но и задачам единения и общения людей, укрепления духа солидарности и коллективизма.
Несмотря на плохую погоду, моросящий дождь, на владимирском стадионе в субботний вечер собрались на театрализованный праздник «Владимирские зори» многие тысячи зрителей.
...Что это? Словно пришла в гости на стадион сама столица, ее легендарный Кремль. Раздается размеренный бой кремлевских курантов. Эти звуки как бы сами собой выливаются в бравурный марш. По гаревой дорожке стадиона движутся две автомашины, украшенные цветами.
На машинах - знатные люди нашей области. Герои социалистического труда: расточник Владимирского тракторного завода тов. Савельев и каменщик треста № 94 тов. Коленов. Им выпала сегодня честь открыть праздник, который носит поэтическое название «Владимирские зори». Разрезаны две красные ленточки, протянутые поперек гаревой дорожки. Праздник начинается.
По гаревой дорожке стремительно проносятся десятки мотоциклов. На первом трепещет на ветру, переливается алой вязью знамя с изображением В.И. Ленина.
С первых же минут праздника вырисовывается его тема. Вот на поле стадиона выбегают сотни пионеров и образуют живые буквы: «ВЛКСМ». А голос диктора провозглашает: «Пятьдесят лет верой и правдой служим мы делу Ленина, делу рабочего класса».
Праздник посвящен пятидесятилетию Ленинского комсомола.
По гаревой дорожке движется легендарный броневик. А на нем фигура Ленина, роль которого исполняет самодеятельный артист А. Мурзов. Радио разносит слова вождя о Советской власти.
Дружными аплодисментами встречают их зрители. А пионеры составляют на поле живое слово «Ленин».
Трое конников, в буденовках, с шашками наголо проносятся по стадиону. А вслед им стремительно летит пулеметная тачанка.
- За участие в гражданской войне, - слышится голос диктора, - за героизм и самоотверженность комсомол был награжден первым боевым орденом Красного Знамени.
Почётный караул становится у изображения первого ордена, полученного комсомолом.
Затем следует веселая хореографическая картина, отражающая трудовые будни первых пятилеток. Звучат радостные мелодии.
Но вот раздается воющий звук сирены. Слышатся взрывы. Туча ползет по стадиону. Суровая песня «Священная война» словно возвращает нас в героические дни битв с фашизмом.
По стадиону проходят наши земляки - ветераны отгремевших боев. Возглавляет этот символический полк Герой Советского Союза Д.П. Абаляев. Зрители продолжительными аплодисментами встречают воинов, не щадивших своей жизни во имя победы над врагом. И словно воскрешая в памяти подвиг Гастелло, по гаревой дорожке движется импровизированный памятник герою - остов самолета, врезавшийся в фашистский танк.
Выразительна картина, символизирующая победу нашего народа. По полю идет группа солдат в плащ-палатках. В каждом из них как бы оживает знаменитая скульптура Вучетича «Воин-освободитель». Вы помните этот монумент? Солдат, вооруженный мечом, держит на руках девочку... Символ бесстрашия и гуманизма нашего народа... Так вот сейчас этот монумент ожил в десятках фигур.
...На поле стадиона движутся тракторы. Звучит песня «Едем мы, друзья, в дальние края». Конечно же, это поезд, отправляющийся на целину...
Диктор говорит о пятом ордене, которым награжден Ленинский комсомол. Пять макетов орденов мы видим на стадионе. И у каждого - почётный караул. Всеобщее оживление вызвал парад трудовой славы, демонстрирующий успехи трудящихся города Владимира в борьбе за досрочное завершение планов пятилетки. Колонну автомашин открывает машина, на радиаторе которой сверкают три буквы «ВТЗ». Владимирский тракторный завод! Он добился первенства в социалистическом соревновании промышленных коллективов города в честь пятидесятилетия Советской власти. Поэтому он и возглавляет сегодня парад трудовой славы. Движутся другие автомашины, украшенные цветами, лозунгами... На них пламенеют слова: «ВХЗ» - Владимирский химический завод, «Автоприбор», электромоторный, «Электроприбор», НИИСС. На машинах - передовики производства. Они машут зрителям букетами цветов, а те их приветствуют дружными аплодисментами. Голос диктора славит победителей соревнования, рассказывая об их вкладе во всенародное дело. Замысел первой части праздника заслуживает всемерного одобрения. Что может быть почётнее для режиссера, артиста, художника, чем показать в живых театрализованных картинах героическую историю народа, его трудовые дела на благо Родины. Поле стадиона в этом отношении предоставляет большие возможности. С ним не может сравниться ни сцена театра, ни арена цирка. Но думается, организаторам праздника не удалось избежать ряда недостатков, тех «издержек», какие таит в себе любой новый жанр. Конечно, если бы это было первое театрализованное представление во Владимире, то впечатление от него было бы гораздо выше. Но у нас уже были такие праздники, и устроители нового, на наш взгляд, пошли по линии наименьшего сопротивления, повторяя то, что уже применялось. Вряд ли можно считать зрелищной находкой пулеметную тачанку, проносящуюся по стадиону, или броневик. Мотоциклы со знаменами, шагающие колонны - все это взято без всякого изменения из ритуала демонстраций. Но, думается, нельзя проводить знак равенства между массовой демонстрацией и художественным представлением, руководимым художниками-профессионалами. Здесь должно быть больше выдумки, больше творчества. Все представление можно объединить одной сюжетной линией; важно активными действующими лицами сделать ведущих. (Сейчас они выполняют роль или дикторов, или конферансье). Символика и эмблематика не должны ограничиваться штампами. Надо искать свежие образы массового зрелища.
Несомненно, в эти дни, когда наша страна готовится встретить столетие со дня рождения В.И. Ленина, особое значение приобретает художественное воспроизведение образа Ильича. Но к этому делу надо подходить с высокой ответственностью. Нельзя допускать, чтобы образ великого вождя народов был невпечатляющим, не вызывал высокого эмоционального подъема. А по-настоящему художественный образ, особенно в условиях стадиона, способны создать только высокоодаренные артисты. Поэтому, на наш взгляд, представляется спорным эпизод, во время которого загримированный под Ленина самодеятельный артист разъезжает по стадиону на броневике. При всем уважении к способному артисту нельзя сказать, чтобы он донес до зрителя тот замысел, который вкладывают в эпизод авторы представления. Очевидно, ленинскую тему здесь нужно решать как-то иначе, при помощи монументальных скульптурных и живописных средств.
Вторая часть представления - концерт. Поле стадиона превратилось в огромную эстрадную площадку, где звенели песни, звучали стихи, раздавались мелодии танцев...
Нужно оговориться сразу. Театрализованное представление на стадионе - новый и еще недостаточно освоенный жанр искусства. Он не терпит затянутости, вялости, камерности, требует высокого темпа и своеобразия номеров, соответствующих огромной площадке. Одно дело - установить контакт с сотней-другой людей, сидевших в зале, другое дело - овладеть многотысячной аудиторией. В этом отношении стадион близок к арене цирка, но пространственные возможности его еще более расширяются.
Далеко не во всех номерах были учтены эти возможности жанра и площадки. На наш взгляд, наиболее подходит к представлению на стадионе хореографическая сценка «Легенда свободолюбивой птицы», которую уже однажды видели жители Владимира... По гаревой дорожке скачет на коне охотник с луком в руках. Он выезжает в центр площадки, прицеливается и стреляет из лука куда-то в темноту. И неожиданно для зрителей как будто с неба падает огромная птица. Наверное, никто из зрителей не заметил, что откуда-то сверху на поле стадиона протянута проволока. По ней и спустилась артистка, изображающая птицу. Конечно, на сцене и даже в цирке такого не увидишь... Пластично, выразительно исполнили сцену артисты Алла Мацулевич и Владимир Удотов. Характерно в этом отношении и выступление артистки эстрады Людмилы Москвиной. Простер высоко над стадионом свое крыло подъемный кран. С него свешивается канат, на котором артистка проделывает свои акробатические упражнения... Остальные номера, думается, ничем не отличаются от обыкновенной эстрадной программы. Мы, конечно, отнюдь не думаем умалять познавательное и эстетическое значение встреч с известными артистами кино. На стадионе выступили Алла Ларионова, Клара Лучко, Муза Крепкогорская, Георгий Юматов, Леонид Чубаров, Зинаида Кириенко, Рита Гладунко, Надежда Румянцева, Иван Шалевич, Владимир Воронцов, Нонна Мордюкова, Маргарита Володина, Майя Булгакова, Лариса Голубкина, Михаил Пуговкин, Марк Бернес. Целое созвездие талантов! И можно только благодарить артистов, что, выступая с короткими монологами и сценками, с песнями из кинофильмов, они не растерялись в условиях необычного «театра». Но все же, очевидно, и им, и зрителям было понятно, что подобную программу нельзя перегружать такими номерами, что для выступления на стадионе пусть даже и знаменитых артистов нужно создавать специальные сценарии. Устроителям представления не следует надеяться только на один ореол имени. Нужно отдать должное ведущим программу Эдуарду Белецкому, Борису Дмитриеву и Константину Крикоряну. В сложных условиях стадиона, плохой погоды они вели программу четко и весело.
Театрализованное представление «Владимирские зори» (автор сценария и главный режиссер заслуженный артист РСФСР Е.П. Гершуни, балетмейстер Л.Г. Бейзельман, художник А.В. Даманский) прошло в восьми городах нашей области - Владимире, Коврове, Александрове, Гусь-Хрустальном, Собинке, Струнине, Киржаче, Кольчугине.
Шерышев П. «Зори над стадионом». Газета « Призыв», 1968 г. 2 июля.