Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
15:11
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Инвалиды на содержании монастырей Владимирской епархии в сер. XVIII века

Инвалиды на содержании монастырей Владимирской епархии в сер. XVIII века

Преобразовательная деятельность Петра Великого имела целью по преимуществу содействовать увеличению производительных сил государства, обуславливающих собою его материальный рост и благосостояние. Великий преобразователь России дорожил всем тем, что приносило непосредственно практическую пользу государству. Практически-утилитарные воззрения государя легли в основу и тех распоряжений, которые изданы в его царствование касательно монашества. Рассматривая монахов, как людей праздных, чужие труды поядающих, Петр Великий принял меры к тому, чтобы путем ограничительных и стесняющих доступ в монашество условий, сократить число монастырей и монахов и оставшиеся после такого сокращения монастыри привлечь к материальному служению на пользу государства. Одною из таких мер, предпринятою с целью утилизировать монастыри для нужд государства, была рассылка по монастырям для содержания престарелых и раненых солдат. Солдаты посылались при этом в известный монастырь или на убылые вакансии в составе монашеской общины, или же для содержания в счет тех окладов, которые положены были на наличную монастырскую братию. В 1703 г. вышел даже указ совсем никого не постригать в монашеский чин, а все убылые места в монастырях замещать солдатами. Но указ этот, как обнаруживший крайности утилитарного воззрения на монастыри. вскоре был отменен. Реформа, намеченная Петром Великим в отношении к монашеству, встретила сочувствие в его преемниках, и его воззрения оказались настолько живучими, что служили образцом и нормой почти до конца XVIII столетия.
Во Владимирском консисторском архиве сохранилось несколько дел из времени предшествовавшего секуляризация церковных имуществ и введения новых монастырских штатов, которые дают возможность установить статистические данные о количестве престарелых и раненых воинов призревавшихся в 60-х гг. XVIII столетия монастырями Владимирской епархии, и о тех затратах. которые несли монастыри для этой цели.
В 1763 году в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре было на пропитании 66 инвалидов, в том числе — 2 секунд-майора, два капитана, 5 поручиков, 2 подпоручика, 3 прапорщика, 4 каптенармуса, остальные — капралы и солдаты. В Спасо-Кукоцком монастыре январской трети 1764 г. содержалось 3 человека, из них - два капрала и один карабинер. В Золотниковской пустыни в том же году числился один драгун. В Покровском девичьем монастыре было на пропитании 83 инвалида. из них — 2 секунд-майора, один капитан. 3 поручика, 5 подпоручиков, 4 сержанта. 5 фурьеров. В Переславском Даниловом монастыре в майскую треть 1763 содержались на пропитания: 1 капитан, 1 поручик, 3 прапорщика, 2 лейб-гвардии солдата и 19 капралов. В Переславском Никитском монастыре в тоже время числилось: 1 поручик, 1 подпоручик, 2 прапорщика, один унтер-офицер и 14 солдат. В Переславском Феодоровском женском монастыре - 2 поручика, 4 унтер офицера и шесть солдат. В Переславском Борисоглебском монастыре - 3 капрала. В Переславском Николаевском монастыре — один капрал, один гренадер и один солдат.
Содержание монастырское инвалиды получала частью деньгами, частью натурой. Величина содержания, отпускаемого монастырем каждому инвалиду, определялась особыми государственными распоряжениями, изданными по этому предмету. Главное значение при определении количества содержания имело, конечно, звание призреваемого инвалида. В Спасо-Евфимиевом монастыре, напр., секунд-майоры получали в год с 1760 г. по 46 руб. 66 коп.. капитаны по 33 р. 33 коп., поручики по 26 р. 66 к., подпоручики и прапорщики по 16 р. 66 коп., лейб-гвардии солдаты по 11 р. 33 к., капралы по 10 руб., каптенармусы по 5 р. 49 к. и простые солдаты по 3 р. 66 к. Кроме означенных денег некоторые из призреваемых чинов получали небольшое вспомоществование натурою. Именно, каптенармусы и простые солдаты в дополнение к денежному окладу ежегодно получали: женатые по 6 четвертей ржи и по 3 четверика крупы, холостые - половину этого количества. Впрочем, в 1763 г. последовало разъяснение касательно содержания женатых, в котором говорилось, чтобы на жен тех инвалидов, которые поженились, будучи уже на пропитании при монастырях, хлебного жалованья не давать, так как своей женитьбой эти инвалиды достаточно обнаружили, что «они в летах не престарелых и пришли в состояние своего здоровья».
Инвалиды, определяемые на содержание монастырей, жали обыкновенно вне зданий монастыря. В 1763 г. на запрос Феофана, епископа Нижегородского, о квартирах инвалидам,— запрос, вызванный тем, что при некоторых Нижегородских монастырях, кроме конюшеных и скотских дворов, никаких дворов не имелось. Последовал указ — инвалидам при монастырях квартир не отводить, а заботу о приискания квартир возложить в силу сенатского определения от 1760 г. на губернские и провинциальные канцелярии.
Содержание инвалидов отзывалось нелегкими последствиями на монастырском бюджете. Хотя монастыри до 1764 г. и владели вотчинами, но со времени Петра Великого пользоваться вотчинными доходами они не могли самостоятельно, а должны были довольствоваться одними штатными окладами. Штатные оклады были исчислены с крайней экономией, не когда выдавались исправно, да кроме того в счет их же приходилось содержать присылаемых инвалидов. Понятно, что монастырское хозяйство пришло в упадок. В 1763 году в Переславском Даниловом монастыре всем монашествующим и бельцам - 38 человекам было отпушено 185 руб. деньгами и 218 четвертей хлебом. По штату полагалось в Даниловом монастыре быть 73 монашествующим, из которых каждому должно было производить по 5 рублей деньгами и по 5 четвертей хлеба. Получился, таким образом, остаток от штатной ассигновки в 180 руб. и 147 четвертей хлеба. Весь этот остаток и расходовался на инвалидов: в 1763 году они получили 204 р. 124 четв. и 2 ½ четв. ржи. Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в том же году издержал на жалованье инвалидам, кроме содержания их хлебом, 611 р. 91 к. Для того времени это была громадная сумма. Архимандрит Переславского Данилова монастыря, он же и ректор Переславской семинарии, по штату получал от монастыря всего 10 р. в год. В 1762 г. на покупку харчевых припасов (кроме печеного хлеба и кваса) бурсакам Суздальской семинарии, которых было до 50 человек, израсходовали 12 р. 13 к. в год.
Понятно, что при таких условиях ведения монастырского хозяйства трудно было думать о расширении монастырских зданий, об украшении церквей. Иногда монастырям приходилось отказываться и от того, чем они владели, лишь бы только избежать лишних денежных трат, с которыми сопряжено было обладание теми или другими предметами недвижимой собственности. Так пришлось поступить, между прочим, Спасо-Евфимиевому Суздальскому монастырю, братия которого 13 мая 1764 года «учинила общебратственное определение» отказаться от одного из своих владений в виду недостатка средств для поддержания и ремонта его.

Источник: Малицкий Н. Из прошлого Владимирской епархии. Вып. 1. 1904 г.
Петровские преобразования
О бородачах и раскольниках, чтоб за бороду пошлину платили и в указанном платье ходили
Гороховец в период Петровских времен и послереформенное время
Монашество в царствовании Петра I и Анны Иоанновны.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (16.08.2019)
Просмотров: 899 | Теги: Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru