Архидиаконский Погост. Деревня Налескино Вязниковского района
Архидиаконский Погост
Налескино — деревня в Вязниковском районе Владимирской области России, входит в состав муниципального образования посёлок Мстёра.
Деревня расположена в 14 км на северо-запад от райцентра города Вязники и в 8 км на юг от центра поселения посёлка Мстёра, близ правого берега Клязьмы.
Рядом с дер. Насекино находится Архидиаконский Погост. «Погост Архидиаконский на р. Клязьме находится в 16 вер. от уездного города и в 110 от губернского».
Карта 1850 года
В XIX и первой четверти XX века деревня Налескино и Архидиаконский погост входили в состав Станковской волости Вязниковского уезда.
««Новь» окрепла Среди бывших офень-продавцов икон дер. Налескино, Сарыевской волости, Вязниковского уезда, у бедняцко-середняцкой части деревни зародилась мысль, как поднять сельское хозяйство, ибо «боги», вырабатывавшиеся мстёряками, из ходового товара в дореволюционное время, превратились теперь в неходовой товар. За дело перестройки крестьянской жизни на новый лад взялся крестьянин Шорин М.В. В марте 1925 года им была организована молочная артель из 38 человек бедняков и середняков. Зажиточная часть ехидно посмеивалась над беднотой: «Сведут у вас со двора по последней корове». Но артель удвоила энергию и начала быстро расти как количественно, так и качественно. За 3 с половиной года артель объединила 6 селений; в одном районе открыла филиал, выстроила собственный завод, в текущем году приобрела 4-х бычков-производителей и 5 породистых свиней, соорудив приличный случ-пункт. Введено контрольное дело, приглашен контроль-ассистент. Артель обучила своих маслоделов и сыроваров, не забыла и культурное обслуживание своих членов — имеет сельскохозяйственную библиотеку, выписывает ряд периодических изданий и приобрела кино-аппарат. В помощь бедноте на приобретение коров за 28-й год выдано 3350 р. ссуд. За 3 с половиной года Налескино переродилось — ввело многопольный севооборот. Русскую тасканку, благодаря правильному уходу и кормлению, сделали доходной статьей, доведя общий удой подконтрольного стада до 150 пудов в год; десятки коров имеются с удоем больше 200 пудов, а рекордистки дали за год молока 316 пудов при жирности больше 4 процентов. Кулачье уже не смеется, а злится на благополучие бедноты и ставит всевозможные рогатины, но артель при поддержке членов и местных партийных и советских организаций быстрым темном идет вперед. Так, например, с 1925 года по 1 сентября 1928 года в артели увеличилось количество членов с 96 до 217, коров с 136 до 300 годов и в соответствии с этим в несколько раз поднялась переработка молока, выработка масла и сыра, а собственный капитал увеличился с 570 рублей до 14.000 руб. Дело налескинцев должно послужить примером для многих селений» («Призыв», 25 октября 1928).
В годы Советской власти до 1998 года деревня входила в состав Барско-Татаровского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 170 чел. (27 дворов в дер., в Архидиаконском погосте - 10 дворов и 47 жит.), в 1905 г. – 193 чел. (33 двора в дер., в Архидиаконском погосте — 6 дворов и 37 жит.), в 1926 г. – 227 чел., в 2002 г. – 15 чел., в 2010 г. - 34 чел.
ООО "Норд-Трейд" зарегистрирована 6 сентября 2005 г. Директор Сидоров Эдуард Михайлович. Юридический адрес: Вязниковский район, деревня Налескино, 1. Основным видом деятельности является «Деятельность агентов по оптовой торговле скобяными, ножевыми и прочими бытовыми металлическими изделиями». Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НОРД-ТРЕЙД" ликвидирована 2 октября 2017 г.
С/Т "Учитель" действует с 18 ноября 1992 г. Юридический адрес: деревня Налескино, б/н. Организация САДОВОДЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "УЧИТЕЛЬ" ликвидирована 6 июля 2012 г.
Архидиаконский приход
Погост Архидиакона Стефана, Вязниковский уезд.
Первые сведения о церкви в Архидиаконском погосте мы находим в патриарших окладных книгах, в них под 136 (1628) г. отмечено: «церковь архидьякона Стефана в вотчине боярина князя Фед. Иван. Мстиславского княгини Ирины в Ярополченской волости на Клязьме на берегу».
По церкви архидьякона Стефана погост и получил своё название.
Из хранившейся в церковном архиве храмозданной грамоты, данной в 1754 году епископом Владимирским Платоном. видно, что до 1719 года в погосте было две деревянных церкви:
а) в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя архидиакона Стефана и
б) теплая церковь во имя св. Николая Чудотворца.
Очевидно, что Казанская церковь построена после той, которая упомянута в 1628 году.
В 1719 году Казанская церковь сгорела и богослужение до 1744 года совершалось в ветхой Никольской церкви. Тем временем в 1742 г. построена была новая деревянная церковь во имя архидиакона Стефана. В 1754 году обе эти церкви «от молненного запаления» сгорели.
В 1754 — 58 гг. построен был вновь деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя архидиакона Стефана.
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Архидиаконском Погосте. Литография И.А. Голышева. В 1879 году Иваном Александровичем Голышевым были отпечатаны две литографии с изображением погостского деревянного храма, где тот предстаёт в обрамлении белоснежной каменной ограды
Придельный престол в 1805 г. был переименован во имя св. пророка Илии.
В 1792 году южнее деревянной погостской церкви начато строительство нового каменного храма, в 1805 году главный престол был освящен во имя св. архидиакона Стефана, придел во имя св. Николая Чудотворца, а упразднённый таким образом в деревянной Казанской церкви Стефаниевский придел в том же году переименован во имя пророка Илии. Скорее всего, в то время была сломана колокольня при Казанской церкви, о существовании которой "говорит предание" и сохранившееся окошечко - ход под кровлей на западное стене, декорированное балконом.
села Акиншино выносной с рукоятью образ Владимирской Божией Матери продан во время построения каменной церкви, как отмечено в описи 1790 года рукою о. благочинного погоста Архидиаконского священника Василия Доброхотова, поверявшего церковное имущество в Акиншинском Казанском храме в 1827 году. Подобная участь постигла и некоторые другие древние иконы, как о том отмечено рукою сего же благочинного. Что была за причина, побудившая священно-церковнослужителей так святотатственно поступить с сими иконами, неизвестно.
Погостом архидиакона Стефана пленился бывший Владимирским губернатором с 1802 по 1812 г. князь И.М. Долгоруков; в записках своих он говорит: «я здесь часто забывал откуда и куда и где я». Эти впечатления были поводом к стихотворению его:
«Размышление на берегу Клязьмы, при погосте архидиакона Стефана».
Природа! Здесь и я почувствовал тебя.
С горы среди могил у ног дубов ветвистых,
Я в Клязьме вижу ток то мрачных струй то чистых;
Естественное зря движение воды,
Смотрю больших судов на скромные следы,
И думаю: вот так судьба дни смертных косит;
Вода несет суда, а время жизнь уносит;
За каплей капля вод в моря бежит из рек,-
Живой пример, как мы день за днем гоним век.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон обращала на себя внимание Казанская икона Божией Матери древнего письма в серебряной ризе.
Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений, процентов с причтового капитала (618 руб.) и от земли церковной до 1 560 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 2 дес. 1 292 саж., пахотной в двух полях 23 дес. 1 999 саж., неудобной 7 дес. 41 саж., сенокосной 66 дес. 394 саж. и неудобной 28 дес. 1 376 саж., под церковью и кладбищем 491 саж., а всего 128 десятин 796 сажен.
Приход состоял из деревень: Налескина (1/2 версты от церкви), Осинок (5 вер.), Раменья (5 вер.), Слободки (4 вер.), Родионихи (2 вер.), Ставрова (3 вер.), Хмельников (4 вер.), Рыкина (6 вер.), Тимина (2 вер.). Калит (3 в.), Доронова (3 в.), Ковыряихи (2 вер.), Ворошилихи (3 вер.), Федосеихи (2 вер.), Новоселок (4 вер.) и Бортникова (5 верст); во всех этих деревнях по клировым ведомостям 1897 г. числилось 1 082 души мужского пола и 1 216 женского.
При церкви с 1886 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 51.
Церковь Казанской иконы Божией Матери. Фото 1900-х гг.
Иконостас Казанской церкви. Фото 1900-х гг.
Священник пог. Архидиаконского, Вязников.у., Петр Авроров 6 мая 1908 г. по прошению уволен за штат. Священник с. Каменок, Алекс. у., Владимир Рудаков 15 мая 1908 г. перемещен в пог. Архидиаконский. Студент семинарии Николай Никольский, 16 июля 1908 г., определен во священника в погост Архидиаконский, Вязниковского уезда.
Священник погоста Архидиаконского Иоанн Кудрявцев умер 12 июля 1917 г.
Службы были прекращены в 1930-е годы. Много лет она стояла незащищённой.
Церковь Казанской иконы Божией Матери. 1990-е годы
В июне 2000 года старое здание обрушилось. А потом один из местных жителей не придумал ничего лучше, чем зацепить руины трактором и развалить на дрова.
В деревне Налескино находятся остатки каменной церкви Стефана Пермского.
С 2008 года по инициативе братии Мстёрского Богоявленского монастыря во главе с настоятелем игуменом Авраамием церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Налескино стали отстраивать заново. В 2014 году деревянная Церковь Казанской иконы Божией Матери была восстановлена.
За православной женской обителью Святителя Иоанна Милостивого закреплены:
храм святителя Иоанна Милостивого в поселке Мстёра и
церковь Иконы Казанской Божьей матери в селе Налескино.
Сергей Иванович Танеев
Знаменитый владимирец Сергей Иванович Танеев два лета провел в Архидиаконском погосте, где снимал под дачу дом вдовы местного священника Гавриила Ключарева. Впервые он приехал туда в июле 1893 года.
Танееву его дача в Архидиаконском погосте очень понравилась, живописные виды и роскошная вязниковская природа вдохновляли композитора и способствовали интенсивной творческой работе, так как отдых для этого человека был неотделим от творчества. О своих ощущениях на вязниковской земле лучше всего свидетельствует сам Танеев. Почти сразу после приезда в дом Ключаревых он писал своему учителю и другу одному из самых известных композиторов мира П.И. Чайковскому:
«Милый друг, Петр Ильич. Хотя я сюда поехал, имея главной целью подышать свежим воздухом, к которому всё время чувствовал непреодолимое влечение…, отправляясь сюда, даже колебался, брать ли с собой партитуру, но, к величайшей моей радости оказалось, что мне работать здесь очень удобно.
В первый же день, несмотря на то, что я всю ночь не спал и только, приехав в 4 часа утра, уснул в продолжение четырех часов, – я с необычайной бодростью проработал несколько часов подряд, не чувствуя ни малейшего утомления вдыхая в себя здешний восхитительный воздух.
Первые дни я писал в сенях, окно которых выходит в сад, когда стало холоднее, перебрался в матушкину гостиную, — как она называет, горницу. …Работа моя прошла хорошо, и я чувствую себя вообще превосходно.
Местность здесь прекрасная. Церковь и несколько домов, принадлежащих духовным лицам, выстроены на высоком берегу Клязьмы. Река очень широкая, несколько раз в день по ней ходят пароходы. Противоположный берег плоский, состоит из заливных лугов и лесов. В разных местах через реку паромы. По ту сторону реки много живописных оврагов, покрытых лесом. Вообще для прогулок мест очень много. Дороги торные, после дождя очень скоро высыхают. Сюда надо приехать как-нибудь весной: Клязьма разливается на несколько верст в ширину, а между тем сообщение по этой стороне всегда возможно…»
Сергей Танеев создавал в нынешнем Налескино оперу «Орестея» — наиболее значительное музыкальное произведение наряду с кантатой «Иоанн Дамаскин». «Орестейя» — опера в трех действиях и восьми картинах по мотивам трагедий великого древнегреческого драматурга Эсхила. Ее премьера состоялась в Императорском Мариинском театре Санкт-Петербурга в декабре 1895-го. Известно, что при первом исполнении ее увертюры дирижировал сам П. И. Чайковский, который рекомендовал «Орестейю» к постановке на сцене Императорских театров. Несмотря на то, что это достаточно сложная для исполнения и восприятия опера, требующая большого мастерства для артистов и высокого уровня для зрителей, «Орестейя» ставится в театрах и в наши дни. В 2011 году ее ввел в свой репертуар Саратовский театр оперы и балета, а в 2015-м — Ростовский музыкальный театр.
В октябре 2014 года налескинскими старожилами при участии потомков рода Танеевых и представителей вязниковской райадминистрации было установлено точное место, где стоял дом Ключаревых, использовавшийся под дачу композитора. Этот дом не сохранился и был разобран во второй половине XX века.
По авторитетному мнению Е. Фетисовой, в возрожденной даче композитора С. Танеева в Налескино лучше всего разместить экспозицию, рассказывающую о создании «Орестейи» с использованием имеющихся во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры им. М. И. Глинки богатых материалов по данной теме.
Николай ФРОЛОВ. вязники.рф