Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
12:16
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Благодарность жителей г. Владимира перед Господом Богом за избавление их от холерной эпидемии в 1892 году

Благодарность жителей г. Владимира перед Господом Богом за избавление их от холерной эпидемии в 1892 году

Всенародные молебствия в гор. Владимире

Во второй половине июня 1892 г. получились официальные известия, что грозная туча, в виде эпидемии, показалась на юго-восточных окраинах нашего отечества. Проникшая из Азии первоначально в город Баку, холерная эпидемия вскоре затем появилась в Астрахани, а отсюда пошла вверх по Волге, проникла в города Саратов, Самару и далее к северу. Нижегородская ярмарка, привлекающая обыкновенно массу торговых людей из Азии и происходящая в самую удобную для развития эпидемии пору года, представляла большие опасения для Нижнего-Новгорода. Соседство же нашей губернии с Нижегородскою и непосредственные сношения наших торговцев с Нижним, особенно во время Нижегородской ярмарки, грозили опасностью и Владимирскому населению. С другой стороны значительная часть промыслового населения нашей губернии, работающая в южных и поволжских городах и в большинстве возвращающаяся домой к полевым работам, также легко могла занести заразную болезнь в пределы Владимирской губернии.
В виду этих, грозивших опасностью для нашего населения, обстоятельств граждане Владимирские благовременно вспомнили пастырские наставления Высокопреосвященнейшего Феогноста, который не раз с церковной кафедры указывал на веру и благочестие древних наших предков, спасавшие их от грозивших опасностей и в годины тяжких испытаний, — вспомнили эти благие, мудрые наставления, и в собрании городской Думы единогласно решили воспользоваться спасительными уроками отечественной истории. Через уполномоченных лиц они обратились к Его Высокопреосвященству с просьбой, чтобы дозволено было принести из Боголюбова монастыря во Владимир чудотворную икону Боголюбивой Божией Матери и перед ней совершено было всенародное молебствие на обширной площади против присутственных мест, а затем — и крестный ход вокруг всего города. С живой радостью Архипастырь отозвался на благочестивую просьбу Владимирских граждан и, несмотря на то, что только лишь возвратился из епархии усталый от продолжительного путешествия, изъявил желание сам совершить предположенные молебствия.
14-го июля 1892 г., по звону на соборной колокольне в половине четвертого часа пополудни, жители города и окрестных селений стали стекаться к кафедральному собору, чтобы участвовать в крестном ходе для встречи святой иконы Боголюбивой Божией Матери. В половине пятого часа Преосвященный Тихон с крестным ходом вышел из собора и встретил Боголюбскую святыню у Нижегородской заставы. В пять часов Высокопреосвященнейший Феогност прибыл к Сергиевской церкви и здесь встретил принесенную икону Богоматери. Отслужив перед иконой молебствие, он во главе крестного хода, при торжественном звоне всех градских церквей, сопровождал ее до соборного храма. Сплошная масса народа во время этого хода занимала всю Нижегородскую улицу.
В 6 часов началось в соборе всенощное бдение, которое отправлено было соборным ключарем; на литию и величание выходил сам Владыка Феогност в сослужении шести лиц. На следующий день, 15-го числа, Архипастырь совершал в соборе Божественную литургию в сослужении тех же лиц, которые были накануне за службой, кроме соборного священника Иоанна Уварова, говорившего в тот день проповедь вместо причастного стиха.
По окончании литургии, Владыка вышел на указанную площадь с крестным ходом, в котором принимало участие почти все градское духовенство, и здесь перед иконами Божией Матери Боголюбской и Владимирской, перед Нерукотворенным образом Спасителя и перед иконами Владимирских чудотворцев, нетленно почивающих в соборном храме, совершил, по особому чину, «молебное пение во время губительного поветрия и смертоносные заразы». После молебствия Архипастырь сам шествовал с крестным ходом вокруг городского кремля и возвратился в собор уже в три часа пополудни.
С этого времени началось в соборе непрестанное служение молебнов перед чудотворными иконами и продолжалось в течение трех дней от 6 часов утра до 10 часов вечера, исключая время служения литургии и крестных ходов; при этом на эктениях возносились прошения о здравии и спасении Их Императорских Величеств и Государя Наследника, Св. Синода и Высокопреосвященнейшего Архиепископа Феогноста. О многочисленном стечении народа к этим молебствиям можно судить потому, что некоторым приходилось ждать более часа, чтобы приложиться к чудотворным иконам.
16-го числа, после литургии в соборном храме, крестный ход с чудотворными иконами направился вокруг всего города, начиная нижними улицами — Вокзальной и Щемиловкой, далее вокруг дома арестанского отделения, затем полем около лагерей и, совершив в этот день половину всего пути, вышел к женскому монастырю; 17-го числа крестный ход продолжался от женского монастыря вокруг Солдатской и Ямской слободы, и нижними улицами с западной стороны возвратился в собор.
С 18-го числа, с разрешения Его Высокопреосвященства, последовало служение молебнов и акафистов перед чудотворными иконами по городским улицам, при стройном пении соборного причта, а на некоторых улицах при участии того или другого из певческих хоров. Порядок улиц был предварительно сообщен жителям города через печатные объявления. При этом на каждой улице, где подходила очередь совершать молебствия, заранее выставляли (обыкновенно от 10-ти домов) стол, покрытый белою скатертью, с чашей чистой воды, а по сторонам стулья, накрытые также чистыми покрывалами, для св. икон. Кругом тишина, сотни людей стоят безмолвно в ожидании чудотворных икон. Наконец св. иконы принесены: все моментально оживляется, стол освещается зажженными свечами, усердные богомольцы со слезами на глазах осеняют себя крестным знамением, многие склоняют колена на землю, и воздух оглашается громогласным пением «Боголюбивая Царице», «Пречистому Твоему Образу...», «Днесь светло красуется славнейший град Владимир», «Яко сокровище пребогатое...». По окончании молебна народ, осеняемый св. крестом и окропляемый св. водой, частью расходится по домам, с чувством нравственного удовлетворения, с крепкой надеждой на заступление Царицы небесной и Владимирских чудотворцев, с сердечною благодарностью к своему Архипастырю, давшему возможность помолиться чудотворной святыне пред окнами домов своих и свободно приложиться к ней со всеми чадами и домочадцами, — частью сопровождает св. иконы далее, желая еще и еще помолиться пред ними. Так продолжались молебствия по улицам города до 1-го числа августа, когда наступил срок возвращения чудотворной иконы Боголюбивой Божией Матери обратно в Боголюбов монастырь.
В первый день августа, когда крестный ход возвратился с реки Клязьмы, куда изволил шествовать Высокопреосвященнейший Феогност для совершения водоосвящения, соборные иконы отнесены были в собор, а Боголюбскую икону Божией Матери с крестным ходом понесли обратно в Боголюбов монастырь. Владыка Феогност сопровождал ее до Архиерейского Дома, Преосвященный Викарий с духовенством — до конца города, а ключарь собора, с хоругвями и св. крестом до Боголюбова монастыря, откуда крестный ход возвратился во Владимир уже в 10 час. темной, дождливой ночи, при общем воодушевленном пении хоругвеносцами церковных песней, что, по словам очевидцев, производило потрясающее действие на жителей Нижегородской улицы и у многих вызывало слезы умиления.
Так усердно молился Владимирский Архипастырь с местной паствой перед чудотворной святыней, возлагая все упование на милость Божию, на заступление Царицы небесной и молитвенное ходатайство Владимирских угодников. И Господь видимо внял Святительским молитвам и слезам усердного народа: с 16-го июля полились во Владимире ежедневно крупные дожди, а с ними упала и температура воздуха, ранее того доходившая в тени до 28° по Реомюру, воздух сделался свежим и чистым, всюду повеяло прохладою. Замечательно, что первый дождь начался во время первого крестного хода вокруг города. Не знаменательно ли это? Не удивительно ли и то, что несмотря на указанное выше положение Владимира между двумя большими торговыми центрами и усиленное теперь, по случаю Нижегородской ярмарки, движение через Владимир и во Владимир, у нас, по милости Божией, нет и не было холеры, кроме смерти двух лиц, безнадежно больными уже прибывших во Владимир.
Наконец нельзя умолчать и о том, что благопопечительный Архипастырь не преминул воспользоваться настоящим настроением жителей Владимира и явной милостью Божией к нашему городу для уничтожения воскресных базаров, этого давнего зла, губительно действующего на нравственную жизнь, как Владимирских граждан, так и окрестного населения на целые десятки верст в каждую сторону. И если прежние представители городского общества были глухи к увещаниям своего Архипастыря, то нынешние имеют особенные побуждения отнестись с должным вниманием к заботам Архипастыря об их же собственном и притом главнейшем благе.

***

Тяжелый год пережила Россия: не успела совсем пройти одна беда народная — голод, как на смену ее пришла другая, не менее страшная, в виде смертоносной эпидемии, — и во многих местностях нашего обширного отечества население сильно пострадало в минувшее лето от этого ужасного бича. Приближалась страшная болезнь и к нашей местности, зашла уже в пределы Владимирской губернии; но заступлением Царицы Небесной и ходатайством святых Угодников Владимирских Господь сохранил наш город от «губительного поветрия и смертоносной заразы».
В чувстве глубочайшего благоговения пред таким дивно-милостивым промышлением Божиим о нашем городе Архипастырь наш, Высокопреосвященнейший Феогност, признал неотложным долгом принести общее со всем населением Владимира благодарение Господу Богу за избавление нашего города от смертоносной болезни. Совершение сего торжественного молебствия назначено было в воскресный день, 11-го числа сего октября, о чем жители города заранее извещены были печатными объявлениями от имени городского Головы.
В назначенный день Высокопреосвященнейший Феогност, в сослужении двоих архимандритов и соборного духовенства, торжественно совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе. По заамвонной молитве Его Высокопреосвященством сказано было глубоко-назидательное слово о достойном благодарении Бога. Вслед за литургией Высокопреосвященнейший Феогност, в сослужении тех-же лиц и всего городского духовенства, совершил благодарственный Господу Богу и Пресвятой Владычице Богородице молебен с коленопреклонением. В конце молебна провозглашено было многолетие Государю Императору, Государыне Императрице, Государю Наследнику и всему царствующему Дому.
Нечего и говорить о том, что обширный соборный храм был до тесноты переполнен молящимися, между которыми были представители всех сословий и местных учреждений. Здесь были: Владимирский Вице-губернатор, за болезнью Начальника губернии исправляющий его должность, — Губернский Предводитель дворянства, городской Голова с гласными Думы и лица военного ведомства. Забыв сословную рознь и разность состояний, здесь все соединились воедино, чтобы едиными усты и единым сердцем возблагодарить Господа Бога, милующаго нас и сохраняющаго жизнь нашу, — все благоговейно преклонив колена пред Боголюбской иконой Царицы Небесной, усердно, а многие даже слезно, благодарили Матерь Божию за Ее небесный покров и ходатайство о сохранении нашего града от смертоносной болезни.
Принося молитвенное благодарение Господу Богу и Царице Небесной за избавление города от губительной болезни, жители Владимира положили ознаменовать эту великую милость Божию и засвидетельствовать свою благодарность к всеблагому Промыслу — делом вполне Богоугодным. Вняв голосу своего Архипастыря, Высокопреосвященнейшего Феогноста, представители городского управления постановили — навсегда уничтожить воскресные базары, бывшие здесь доселе в весеннее, летнее и осеннее время, и перенести базарную торговлю в эти времена года с воскресенья на пятницу (как и бывает это здесь по зимам), так что с 15-го ноября настоящего года воскресных базаров никогда более не будет во Владимире. Настает, наконец, желанное время, которого так долго ждало огромное большинство Владимирских граждан. Не мало порадуются тому и все богобоязненные прихожане окрестных сел, ради базаров вынуждаемые доселе невольно уклоняться от церковных служб в воскресные дни в продолжение большей части года. Еще более порадуются церковные пастыри, которые крайне скорбели о том, что приходские храмы оставались почти пустыми с ранней весны до поздней осени. Остается пожелать, чтобы Владимирское городское управление довело свое святое решение настойчиво и свято до конца.
С. П. Е. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 20-й. 1892 г.).

В заседании городской Думы 9-го сентября 1892 года, между прочим, доложено было предложение г. Владимирского Губернатора, от 5-го сентября за № 9,396, о передаче на ее обсуждение, согласно ходатайства Владимирского Архиепископа Феогноста, вопроса о прекращении существующих в г. Владимире в летнее время воскресных базаров и о перенесении таковых на пятницу. По обсуждении сказанного вопроса Думой единогласно решено: 1) в ознаменование милости Божией, явленной в избавлении города Владимира от холерной эпидеиии, с 15-го будущаго ноября прекратить навсегда существование в гор. Владимире базаров по воскресным дням; 2) поручить управе составить проэкт обязательного постановления об ограничении торговли по воскресным и праздничным дням до 12 часов дня и представить на утверждение Думы.
«Отношением господина Начальника Владимирской губернии на имя Его Высокопреосвященства, от 24-го сентября сего года за № 4,894, сообщено, что постановлением Владимирской городской Думы, состоявшимся 9-го сентября, с 15-го числа будущего ноября месяца прекращено навсегда существование в гор. Владимире базаров по Воскресным дням, с перенесением таковых на пятницу».

1 июля 1893 г. – начало эпидемии холеры во Владимирской губернии.
Владимирская губерния
Владимирская епархия.

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (21.02.2020)
Просмотров: 517 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru