Об организации трудовой помощи инвалидам, пострадавшим в войну (1916 год)
Об организации трудовой помощи инвалидам, пострадавшим
в войну (1916 год)
(Доклады Владимирской Губернской Земской Управы очерезному Губернскому Земскому Собранию сессии 1916 года. По кустарному отделению).
Одним из наиболее тяжелых результатов текущей войны является появление большого числа безруких и безногих и еще большего частично потерявших трудоспособность, лишенных возможности вернуться к своим привычным до войны занятиям, инвалидам. Долг государства и общественных организаций неукоснительно требует, чтобы всем нуждающимся в помощи, указанным лицам таковая была оказана в возможно широком смысле. Задача настоящего доклада выяснить те меры, которые могли быть приняты в интересах многочисленной группы инвалидов, которые хотя и потеряли трудоспособность, однако при достаточно внимательном отношении и подачи своевременной помощи могли бы быть полезными членами общества и работоспособными кормильцами своих семейств. Наиболее целесообразной является трудовая помощь инвалидам, дающая возможность указанной выше категории инвалидов получить им навыки в том или ином новом подходящем для них ремесле или приобрести навыки для работ в уже известном им ремесле, необходимых в силу полученного ими увечья. Принимая во внимание условия развития нашей крупной промышленности и учитывая значение в русской жизни ремесленной и кустарной промышленности, по мнению многих, трудовую помощь в отношении увечных следует направить в сторону приспособления их к ремесленной и кустарной промышленности, тем более, что ни с медицинской, ни с технической стороны не встречается возражений против того, что огромное количество увечий не составляет препятствий к занятию ремеслами. Обучение инвалидов разного рода ремеслам должно дать им необходимое подспорье, ибо при создавшихся экономических условиях существовать на пенсию от 30 р. до 259 руб. 20 коп. в год не представляется возможным, к тому же бесцельное праздное существование инвалида для многих из них явится весьма тяжелым в нравственном отношении. Помимо важности обучения ремеслам для самих инвалидов, это обучение будет крайне необходимо при ожидаемом подъеме жизни после войны, когда потребуется весьма большой кадр умелых работников, способных произвести колоссальную работу во всех отраслях жизни и поэтому обучение инвалидов разного рода ремесленным и профессиональным занятиям и с этой точки зрения имеет крупное значение. Учтенное значение трудовой помощи инвалидам заставило земские учреждения, в лице объединяющего их Всероссийского земского союза, еще с 1915 г. приступить к постановке этого вопроса. Собрание уполномоченных земств в марте 1915 г., совещание представителей земств в октябре 1916 г. и работа особого отдела по призрению при главном комитете Всероссийского земского союза положили основания деятельности земств в этом деле и повели к практическому созданию на местах многими земствами при материальной поддержке особой комиссии по призрению при Верховном Совете и отдела сельской экономии министерства земледелия ряда местных организаций трудовой помощи инвалидам. В пределах Владимирской губернии земством в этой области пока сделано весьма мало и практическое начинание в этом деле является неотложным. Губернская управа полагала бы в виде опыта создать в гор. Владимире небольшой приют человек на 30 для временного призрения инвалидов с обучением их смотря по полученным ранениям трем ремеслам: сапожному, портновскому и столярному с резным подотделом. Центральное положение приюта с мастерскими позволяет надеется на полное его заполнение, удобный надзор, более легкое подыскание помещений, руководителей мастеров и т. д. Что касается создания приюта с мастерскими в губернии на местах, то вопрос об устройстве таковых, должен быть, пока не определятся результаты деятельности проектируемых во Владимире мастерских, оставлен открытым. Помещение инвалидов в учебные земские мастерские на местах, в виду отсутствия мест в них, а также необходимости при обучении инвалидов принимать во внимание их особенности, а равно в целях избежания возможных недоразумений, управой признается нецелесообразным. Из прилагаемых ниже смет видно, что ежегодные расходы на содержание мастерских выразятся в 6460 рублей, единовременно по оборудованию под мастерские в 1955 рублей. Кроме того ежегодное содержание приюта с призрением на 30 человек обойдется вместе с содержанием и оплатой наемных помещений под мастерские 8200 р. Расходы на организации мастерских и создание приюта губернская управа полагала бы произвести, внеся в смету 1917 г. соответствующую сумму из расчета на 10 месяцев в размере ½ всех расходов и прося через Всероссийский земский союз особую комиссию по призрению при Верховном Совете принять все расходы на счет казны или по крайней мере отпустить пособие в размере ½ всех требуемых сумм, т.е. 8177 р. Губернская управа полагала бы, не дожидаясь отпуска казенного пособия, открыть приют для меньшего числа инвалидов с одной или двумя учебными мастерскими с тем, чтобы в пределах внесенных в смету сумм по получению казенного пособии приют и мастерские могли быть открыты в полном объеме. Что касается помещения для приюта и мастерских, то таковое управе предполагает иметь в намеченном к приобретению здание г. Короткова или в наемном помещении, если бы таковое было найдено в г. Владимире, на аренду коего в смету введена особая сумма.
Заключение губернской управы. 1. Признать устройство приюта с тремя учебными мастерскими по сапожно-башмачному, портняжному и столярному для призрения и обучения инвалидов в губ. г. Владимире своевременным. 2. Одобрить прилагаемые сметы приюта и мастерских и программы занятий в них. 3. Внести в смету 1917 г. половину требующихся единовременных расходов на устройство и оборудование приюта 972 р. и мастерских ½ ежегодных расходов на содержание 6105 рублей. 4. Внести в смету 1917 г. на оборотные средства учебных
мастерских 1000 рублей. 5. Просить особую комиссию по призрению инвалидов при Верховном Совете через главный комитет Всероссийского земского союза о принятии на счет казны всех расходов на приют с мастерскими или по крайней мере об отпуске пособия в размере ½ всех расходов на содержание, оборудование, т.е. 8177 руб. 6. Уполномочить губернскую управу, не дожидаясь отпуска пособий из государственных средств, приступить к открытию приюта и мастерских в пределах внесенных в смету средств, с тем, чтобы по получении пособий приют возможно было открыть в полном объеме.
ПРОЕКТ предметной программы обучения инвалидов сапожно-башмачному делу
Учебный план курсов для изучения сапожно-башмачному ремеслу. Размер группы на одного инструктора от 10 — 15 чел. Продолжительность обучения 8 месяцев. К изучению ремесла допускаются грамотные лица, владеющие свободно обеими руками. Увечье одной ноги ниже колена не служат препятствием для изучения ремесла. Учебный план. Практических занятий ремеслом - 40 час. в нед.
Теория кройки (3 раза по 2 часа) - 6 час. в нед. Материаловедение - 1 час. в нед. Учет материалов и оценка изделий – 1 час. в нед. Итого - 48 час. в нед.
Примерная программа по шитью обуви. № 1. Предварительные упражнения: а) Ознакомление с инструментами и материалами. б) Приготовление дратвы и всучивание щетинки. в) Сметывание в стык двух кусков через край. г) Тачание внутренним швом с прошивкой. д) Вбивание деревянных гвоздей в торец дерева и по старой коже. е) Упражнение в шитье на машине. ж) Упражнение в резании разных кож и в спуске края кожи. № 2. Шитье выворотных туфель из шагрени, или выростковой кожи: а) Выкраивание по патрону верхних частей обуви. б) Выкраивание по патрону подошв и задников. в) Затягивание на выворот передков на колодку. г) Вшивание подошвы. д) Простилка еленки. е) Набор каблуков и прибивка их. ж) Отделка обуви. № 3. Шитье детских ботинок. а) Выкраивание по патрону верхних частей обуви и подкладки и заготовки их. б) Выкраивание стелек, задников и подошв. в Затягивание передков на колодку. г) Вшивание стелек. д) Простилка еленки и кранца. е) Подбивка подошвы деревянными гвоздями. ж) Набор каблука и пришивка его. з) Обрезание подошвы и каблука и отделка их. № 4. Шитье детских сапог: а) Выкраивание по патрону крючьев, подпушки, поднаряда и заготовка их. Дальнейшие приемы изготовления те же, что и в № 3 от б до з. Примечание. При дальнейшем изучении программных работ, приемы шитья остаются те же самые, что и в шитье № 3 б — з. Видоизменение обуви происходит, главным образом от кройки и заготовки верхов. № 5. Простые дамские ботинки (из конской или выростковой вытяжки). № 6. Дамские ботинки на резинах с носком. № 7. Дамские ботинки на пуговицах. № 8. Дамские ботинки на шнурках. № 9. Мужские вытяжные сапоги (из конской или выростковой кожи). № 10. Солдатские сапоги с головками из яловой кожи.№ 11. Мужские штиблеты на резинах из шагрени с гамбургским носком. № 12: Мужские штиблеты на шнурках из хромовой кожи. № 13. Мужские полуботинки. № 14. Починка обуви.
Программа обучения инвалидов портняжному ремеслу
Учебный план курсов для изучения портняжного ремесла. Размер группы от 10 до 15 человек на одного инструктора. Продолжительность обучения 8 месяцев. К изучению ремесла допускаются грамотные лица, владеющие свободно большими указательными и средними пальцами обеих рук. Увечье ног не служит препятствием для поступления на курс. Совершенно безногие не могут пройти курс ремесла в полном объеме. Они могут изучать только доступные им ручные приемы ремесла.
Учебный план. Практическ. занятий ремеслом - 40 час. в нед. Теория кройки платья (3X2) – 6 час. в нед. Материаловедение - 1 час. в нед. Учет материалов и оценка изделий – 1 час. в нед. Всего - 48 час. в нед.
Примерная программа по шитью штатского платья. № 1. Предварительные упражнения. а) Ознакомление с инструментами и материалами. Упражнения на лоскутах вперед и вкось иголкой. б) Ознакомление с приборами утюжения и с нагреванием утюгов. Декатировка и утюжка тканей. в) Строчка и шитье крестиками. г) Сшивание шерст. тканей: заготовка и тачка швов ручным способом. То же самое на тонких бумажных тканях. д) Ознакомление со швейной машиной и шитьем на ней. е) Французский шов. Перестрочка ручная и машинная. Упражнения в обметовании петель. ж) Изготовление кантов из толстых и тонких тканей. з) Пришивание пуговиц. Изготовление брючных карманов, пряжек, штрипок и гульфиков. № 2. Шитье брюк. № 3. Шитье жилета. № 4. Шитье пиджака. № 5. Шитье летнего пиджака без подкладки. № 6. Починка, чистка и утюжка костюмов. № 7. Шитье летнего пальто. № 8. Шитье демисезонного пальто. № 9. Шитье зимнего пальто.