Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.11.2017
22:40
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 381

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [717]
Суздаль [242]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [181]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [100]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [52]
Гусь [46]
Вязники [121]
Камешково [46]
Ковров [132]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [83]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [71]
Религия [2]
Иваново [28]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [15]
Учебные заведения [3]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Утверждение в гор. Владимире советских обрядов

Утверждение в гор. Владимире советских обрядов

«Юная, в белоснежном наряде невеста оставляет букет цветов у памятника В.И. Ленину, у обелиска 30-летию Победы»

Бракосочетание

В свое время на Руси церковники быстро смекнули, что в народных обрядах, волнующих душу и сердце своей красотой, заключена огромная сила влияния. И тогда церковь присвоила себе право отмечать все важные события в жизни человека. Рождение, совершеннолетие, брак, смерть — все эти события сопровождались религиозными обрядами.
После Великой Октябрьской социалистической революции в стране церковь была отделена от государства, церковная обрядность перестала быть обязательной. Но потребность в обрядовых действиях осталась, и люди стремились ее удовлетворить. Когда было покончено с внутренней и внешней контрреволюцией, вместе с развертыванием социалистического строительства бурно развивается процесс рождения безрелигиозной обрядности. Появились «октябрины», «звездины» — так назывались в те годы обряды в честь новорожденных. Браки стали регистрировать в ЗАГСе. Как все это было не похоже на то, что происходило в церкви! Новые обряды приобретали особый смысл, особое значение, наглядно показывали, что реальное счастье человека в его руках.
Как же конкретно проходил и проходит процесс распространения новых обрядов в областном центре, в городах и селах области?

В годовом отчете Владимирской епархии за 1953 г. епископ Онисим отмечал, что «Основная часть населения Владимирской Епархии старших возрастов исповедует Православную веру, значительная часть молодого поколения получила крещение в Православной Церкви. К таинству крещения и обряду погребения население относится аккуратно. Что касается таинства брака, то к нему молодое поколение обращается не всегда... В сельских местностях еще сильна традиция хождения духовенства в престольные и двунадесятые праздники с молебнами по домам верующих. Прихожане к этим посещениям относятся не только благосклонно, но и с любовью». В ряде приходов в с. Палиши Гусь-Хрустального р-на и с. Тащилово практически все браки среди местной молодежи были освящены таинством венчания. В отчете за 1956 г. отмечается увеличение числа верующих и среди них молодежи, увеличение числа крещений и погребений. Об увеличении числа верующих свидетельствовало и то, что в 1959 г. общая доходность приходов Владимирской епархии повысилась по сравнению с предыдущим годом на 3,7%.


Дом культуры ВТЗ в 70-е годы использовался как Дворец бракосочетаний.

Впервые торжественная регистрация бракосочетания была проведена во Владимире еще в 1958 году, в дни празднования 850-летия города. В доме культуры ВТЗ скрепили свой союз 60 пар.
Через год таких пар уже было 120, в 1960 году — 255, в 1961 —260, в последующие два года, примерно, по 300 пар. Торжественную регистрацию в первое время старались приурочить к праздникам — 1 Мая, 8 марта, 7 ноября, Новому году.

Интересно проследить, как проходил процесс распространения нового обряда во Владимире. Если в 1958 году торжественно зарегистрировали свой союз всего несколько десятков пар, то в последующие годы большинство вступающих в брак совершают этот обряд. Если до 1963 года из общего числа ежегодно выделялись браки, зарегистрированные торжественно (60, 120, 255, 255, 300), то после 1963 года меняется само основание учета: поскольку почти все регистрируют брак торжественно, в отдельную графу выделяют только браки, зарегистрированные не торжественно (60, 70, 60, 60, 50, 12, 10, 13).
...Утро предвыходного дня. К Дому культуры ВТЗ одна за другой подъезжают украшенные лентами, цветными шарами такси. Распахиваются дверцы, и очередная пара спешит к входу. Жених — в элегантном черном костюме, невеста — в изящном свадебном платье. Ветер развевает фату. В вестибюле распорядитель церемонии провожает их дальше — вверх по широкой лестнице. Там новобрачных, их родных, друзей приглашают в специально подготовленный для этого случая зал. По красивой дорожке жених и невеста подходят к столу, покрытому красным бархатом. Представитель общественности (на нем парадная, с гербом республики, лента через плечо) зачитывает ритуал: четко и торжественно звучат в тишине слова, подчеркивая важность момента: «Сегодня в ЗАГСе города Владимира в полном соответствии с Законом «О браке, семье и опеке Российской Федеративной Социалистической Республики» в присутствии депутата городского Совета, представителей общественности, ваших друзей и родных регистрируется брак граждан Советского Союза (оглашаются фамилии, имена, годы рождения). После регистрации брака вы будете носить общую фамилию».
Жених и невеста, за ними и свидетели подходят к столу и ставят свои подписи под актовой записью. Когда расписывается невеста, депутат громко произносит: «Невеста пишет свою девичью фамилию в последний раз».
Молодые обмениваются кольцами, им вручается свидетельство о браке, их тепло поздравляют родные, друзья, представители коллективов, где они работают. Щелкает фотоаппарат, делая снимки, супруги будут хранить их потом всю жизнь.
Друзья и родные вручают молодым букеты, подарки. Поздравительный адрес, подписанный директором, председателем завкома, секретарем парткома и секретарем комитета ВЛКСМ, получают рабочие заводов.
Вот текст адреса, он написан золотыми буквами:
«Дорогие друзья! В день вашего бракосочетания поздравляем вас с вступлением в семейный союз и желаем вам счастья, любви и согласия на долгие годы вашей семейной жизни!»
На другой стороне адреса напечатаны слова из Программы Коммунистической партии Советского Союза: «Создание здоровой жизнерадостной семьи — это неразрывная часть того величественного плана, по которому строится и будет строиться коммунистическое общество».
... Под звуки оркестра торжественная церемония направляется в банкетный зал. Звучат тосты, раздаются дружные возгласы «горько», щелкают затворы фотоаппаратов.
По другой лестнице молодожены спускаются в вестибюль, свадебный поезд отправляется в путь к праздничному столу, очередное такси подкатывает к подъезду.
... Памятный день свадьбы! Он будет светить двоим всю жизнь. Воспитательное значение этого обряда, как, впрочем, и других, огромно и не измеряется одним днем. Поэтому так важно, как мы проведем обряд, как в нем раскроется внимание нашего общества, государства к человеку.
Мы привыкли к этому вниманию, и, с одной стороны, хорошо, что привыкли, значит, оно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Но, с другой стороны, привыкнув, мы порой перестаем ценить это внимание. Зато оно отлично видно тем, кто его не имеет. Иностранные гости, особенно из капиталистических стран, смотрят на этот обряд торжественной регистрации бракосочетаний с трудно-скрываемым изумлением: столько занято людей, специальное поздравление, оркестр — и все из-за простого рабочего, простой работницы!
Пока в области не появились специальные помещения для проведения торжественного ритуала бракосочетания, то для этой цели использовались Дворцы и Дома культуры, клубы. В Александрове в одном из лучших зданий города отведены были комнаты для торжественной регистрации бракосочетаний.

Рождение ребенка

Обратимся теперь к другому не менее важному моменту в жизни человека — рождению ребенка. Как отмечалось это событие в городах и селах области?
Во Владимирской области, как в городах, так и в сельской местности, вручение свидетельства о рождении происходило в торжественной обстановке.
Во Владимире торжественная регистрация новорожденных проводится с 1963 года. При выписке матери и ребенка из роддома собираются родные, близкие, представители предприятия, где работают родители новорожденного, медицинский персонал. В торжественной обстановке представитель горисполкома вручает родителям свидетельство о рождении ребенка и памятную медаль (розовую для девочек, голубую для мальчиков) с надписью «Родившемуся во Владимире», именем новорожденного и датой его рождения на одной стороне и эмблемой города — «Золотые ворота» — на другой.
Теплые поздравления, улыбки, цветы, бокал шампанского за новорожденного. Медсестра выносит ребенка и передает отцу. Родители получают на память красочно оформленное поздравление от горсовета. Фотограф запечатлевает праздничную церемонию.
В других городах и районах имелись отличительные черты в проведении этого обряда. Например, в Александрове вся церемония регистрации новорожденного записывалась на пленку. Потом запись переносилась на пластинку, которую дарили родителям.
В Вязниках при регистрации новорожденных почетные (выбранные) родители расписывались в специальной книге. Малыши из детских садов поздравляли отцов и матерей новорожденных. Родителям вручали также пакет, в котором вместе с теплыми словами напутствия хранился значок октябренка, пионерский галстук, комсомольский значок как символ того пути, по которому пройдут юные граждане Страны Советов.
Значительно число новорожденных проходит потом религиозный обряд крещения.
Основными причинами крещения детей в те времена можно назвать следующие: во-первых, часть людей, крестивших детей, все еще не освободилась от традиционного мышления. Они рассуждали примерно так: «Раньше все так делали, и мы должны следовать этим традициям на всякий случай, а вдруг, и правда, поможет».
Во-вторых, влияние религиозных родственников и религиозного актива на молодых родителей. Это давление доходило до того, что бабушки отказывались нянчить некрещеного ребенка.
В-третьих, в производственных коллективах еще не создано общественное мнение, осуждающее данный религиозный обряд. Как показали социологические исследования на предприятиях области, большинство анкетируемых относилось к обряду крещения безразлично.
В 1961 г. было запрещено совершение служений и треб на дому у верующих, в том числе, совершение отпеваний и панихид на кладбищах. Особенно тщательно за соблюдением этого запрета власти следили в дни родительских суббот и Радоницы. Художественное описание этого явления оставил писатель Владимир Солоухин в автобиографическом рассказе о хлопотах по отпеванию своей матери. Многие председатели колхозов запрещали выделять транспорт для похорон, если было совершено отпевание умершего.
Согласно устному распоряжению районных и городских властей таинство крещения ребенка могло быть совершено только при условии обязательного присутствия матери и отца ребенка, написании ими письменного заявления о своем согласии на крещение и предъявлении своих паспортов и свидетельства из ЗАГСа. Таким образом, власти имели информацию о крещении детей и могли оказать давление на родителей по месту их работы. Это привело к сокращению числа крещений во всех приходах Владимирской епархии. В годовом отчете за 1965 г. указывается, что «из паспортов родителей выписываются точные данные: кто они, кем выдан паспорт, где проживают. Затем эти сведения попадают в Горсовет или Райисполком, откуда сообщают по месту работы родителей о крещении ими такого-то числа и в такой-то церкви их ребенка. После всего этого начинается игнорирование достоинства личности родителей». В 1964 г. в с. Ликино Судогодского р-на председатель сельсовета запретил совершать таинства крещения над младенцами.
В «неофициальном» письме от 16.07. 1962 г. управляющему делами Московской Патриархии епископу Киприану владыка Онисим пишет «о новом приеме борьбы атеистов города Владимира с религией». Поводом к письму явился инцидент возле Успенского кафедрального собора, происшедший 8 июля 1962 года. У центрального входа в собор расположились восемь человек, имевших поручение Владимирского горкома КПСС отбирать детей у родителей, пришедших молиться в собор со своими детьми. Детей намеревались на время церковной службы препровождать в детскую комнату Дворца пионеров, расположенного рядом на площади Свободы (ныне Соборной). Здесь для детей были приготовлены «игрушки, книжки с картинками и проч.». Подобного рода самоуправные действия вызвали решительный отпор со стороны православных родителей. Перед собором собралась толпа «с большим задором и гневом кричавших и нападающих на других лиц». При появлении владыки шум и крики умолкли. Архиепископ Онисим, выяснив причину волнения, попросил через председателя приходского исполнительного органа Паршенкова спросить у «активистов» документ, «уполномачивающий этих людей на отбирание детей у благочестивых и религиозных родителей». В связи с тем, что соответствующего документа у них не было, «активистам-антирелигиозникам» было предложено удалиться с территории собора.

Вручение паспортов

Интересно появление в области совсем нового обряда — торжественного вручения паспортов.
Совершеннолетие... Юноша или девушка с волнением получают первый в жизни «молоткастый, серпастый советский паспорт», бережно перелистывают упругие страницы: теперь они полноправные граждане Советского Союза.
Торжественное вручение паспортов началось во Владимире в начале 60-х годов. Но в первые годы это были отдельные эпизоды, а не система.
Юноши и девушки получают пригласительные билеты на торжественный вечер. На одной из страниц приглашения слова А.М. Горького: «Если вы, молодые люди, действительно хотите большой красивой жизни, делайте ее, идите рука об руку работать с теми, кто героически строит небывалое, грандиозное». Дальше написано: «Тебе исполнилось 16 лет, и ты получишь советский паспорт. Перед тобой откроется широкая дорога творчества и созидания. Ты вступаешь в жизнь. Так будь же всегда и во всем достоин нашей замечательной эпохи. Помни, что «коммунизм — это молодость мира и его возводить молодым». Будь достоин звания гражданина Страны Советов. Поздравляем тебя с 16-летием и приглашаем вместе с родителями, родственниками и друзьями на вечер, посвященный вручению первого паспорта, который состоится в Доме культуры Владимирского химического завода».
Вместе с паспортами шестнадцатилетним вручаются поздравительные адреса, памятные подарки, их поздравляют старшие товарищи. В программе вечера интересный концерт, танцы.
Торжественные вечера, посвященные вручению паспорта, проводились во Дворцах и Домах культуры, в школах, ремесленных училищах, во Дворце пионеров города.
Обряд торжественного вручения паспортов стал в области довольно распространенным, традиционным.

Другие обряды

Жители древних русских исторических центров Владимира, Мурома, Суздаля оказывали скрытое противодействие политике безбожной власти. В их числе была и молодежь. В 1928 г. благодаря учащимся в 4-й школе г. Владимира сорвали проведение «комсомольского Рождества и Пасхи». Школу заклеймили как «гнездо антисоветского элемента». Оголтелая атеистическая пропаганда и кощунства Союза безбожников не оттолкнули владимирцев от Церкви: «Вообще, пасхальная ночь мало принесла славы владимирским антирелигиозникам. Переполненные церкви подтвердили это». В ноябре 1928 г. безбожники констатировали - «Владимир наводнен мещанством, поповщиной, церквами. Эти антисоветские элементы напирают на советскую общественность». К 28 декабрю 1928 г., дню открытия III губернского съезда безбожников, число ячеек Союза безбожников было увеличено до 240, а количество участников до 6000 человек. Союз имел в своем штате 15 лекторов, а на местах от 200 до 300 докладчиков, но и это не исправило дело - власти вынуждены были прибегать к административному нажиму.

Из праздников, посвященных молодежи, можно отметить также бал выпускников школ и торжественные проводы юношей на службу в Советскую Армию. В честь призывников во Владимирском парке имени А.С. Пушкина ежегодно проводился бал со специальной программой. Такие праздники стали традицией в городах и районах области.

До сих пор мы говорили о так называемых лично-бытовых обрядах.
Однако существовали еще целая система лично-трудовых обрядов, которые тоже стали популярными в области. Это посвящение в рабочие, в хлеборобы, чествование рабочих династий, праздники профессий и т. д. Эти обряды занимали особое место среди новых традиций, популярность их из года в год росла. Например, праздник мастеров стекла в Гусь-Хрустальном, праздник металлурга в Кольчугине очень популярны в этих городах.
В областном центре, например, торжества в честь рабочего человека сливались в общий праздник «Слава труду». Проведение его в парке имени 850-летия города в 1969 году отмечено специальным дипломом Министерства культуры СССР. В этом празднике приняли участие свыше 8 тысяч трудящихся города.
На Владимирщине стали популярными праздники «Проводы русской зимы», «Русская березка», «Владимирская вишенка», «Праздник трудовой славы». Эти праздники проводились в городском парке, в них принимали участие свыше 60 тысяч трудящихся, на такие праздники приезжали коллективы художественной самодеятельности из городов и районов области. Сценарий этих праздников разрабатывали режиссеры: В. К. Хабаров, Г. В. Зинкевич, С. К. Маслова.
Проведение гражданских обрядов и праздников координировалось сотрудниками ЗАГСов, работниками профсоюзов и отделов культуры исполкомов, создавались специальные комиссии из представителей этих организаций, что позволяло более организованно проводить намеченные мероприятия.
В Александрове проводились девишники, повсеместно при торжественной регистрации новорожденных назначались восприемники вместо крестных, при торжественной регистрации браков молодые менялись кольцами и т. д.
Социалистическая обрядность — не кампания, а система, органически связанная с практикой коммунистического строительства, со всем строем и укладом жизни советских людей. Эта система служила воспитанию человека в духе коммунистических идеалов.
Владимирская область
Церковный Брак (венчание).

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (17.08.2017)
Просмотров: 59 | Теги: Владимирская область, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика