Главная
Регистрация
Вход
Пятница
24.01.2020
09:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [136]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1182]
Суздаль [355]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [376]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [84]
Юрьев [200]
Судогда [86]
Москва [42]
Покров [113]
Гусь [127]
Вязники [232]
Камешково [68]
Ковров [299]
Гороховец [103]
Александров [220]
Переславль [102]
Кольчугино [63]
История [39]
Киржач [69]
Шуя [93]
Религия [4]
Иваново [48]
Селиваново [28]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [72]
Писатели и поэты [77]
Промышленность [85]
Учебные заведения [71]
Владимирская губерния [35]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [40]
Муромские поэты [5]
художники [15]
Лесное хозяйство [12]
священники [1]
архитекторы [3]
краеведение [39]
Отечественная война [9]
архив [5]

Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Кардовский Дмитрий Николаевич, художник

Кардовский Дмитрий Николаевич

Во Владимире на фасаде Городской детской художественной школы (бывшей Владимирской губернской мужской гимназии) висит памятная доска с именами известных людей, уроженцев края, когда-то учившихся в этой гимназии. Среди них и имя академика Дмитрия Николаевича Кардовского, заслуженного деятеля искусств, выдающегося художника-педагога.


Дмитрий Николаевич Кардовский. Портрет работы И. Репина (1896—1897)

Дмитрий Кардовский родился 6 сентября 1866 года в поместье Осурово Переславль-Залесского уезда Владимирской губернии в небогатой дворянской семье.
Среднее образование получил во Владимирской Губернской мужской гимназии в 1886 г. Подростком, будучи учеником Владимирской мужской гимназии, он впитывал в себя дух неспешного губернского города, гуляя в сквере напротив гимназии на Соборной площади, любуясь далями клязьменской поймы, изучая архитектуру и росписи древних храмов. Люди, пейзажи, архитектура и искусство Владимира останутся в памяти художника и найдут отражение в его творчестве.

- Мы с вами имеем счастье жить в таких местах, с которыми связаны многие важнейшие моменты истории русской, - говорил в своем докладе для учителей города Переславля-Залесского академик Дмитрий Кардовский. - Здесь <…> можно набрести на памятники и образцы древнерусского искусства. Надо бережно и осторожно отнестись к ним, надо понять их, оценить и содействовать охране их. И еще: надо их объяснить, направить на них глаз молодежи. Надо обратить внимание подрастающего поколения на то, что это не только образа, а красота искусства, надо указать, в чем ее содержание, объяснить художественные средства этой живописи, ее форму, живописный цвет, смысл стилизации. Может быть, из ста, из тысячи человек в душу одного западет искра искусства, и мы получим Рублева, Александра Иванова, Репина, Серова, Врубеля.

В 1866 г. поступил на юридический факультет Московского университета (1886—1891), одновременно посещая Классы изящных искусств архитектора А. Гунста. …По окончании Московского университета, получив юридическое образование, Дмитрий Николаевич поступилв 1892 г. в Петербурге в Высшее художественное училище Академии художеств. Его учителями были известные художники И.Е. Репин и П.П. Чистяков. Посещал также студию А. Гауша. В 1896—1900 годах жил и учился за рубежом, в известной школе А. Ажбе в Мюнхене, в то время одном из лучших центров преподавания живописи. В 1901 году снова обучался в Академии художеств у Репина. В 1902 году удостоен звания художника.
С 1903 года на преподавательской работе в Академии художеств, помощник в мастерской Репина. Один из учредителей «Нового общества художников», просуществовавшего до 1917 года. С 1907 года профессор Академии художеств, имел собственную мастерскую.
В 1911 году за творческие и педагогические заслуги Дмитрий Кардовский получит звание действительного члена Академии художеств, в 1915 году - академика.
В начале ХХ века профессор Д.Н. Кардовский будет инициатором и активным участником реформ Петербургской Академии художеств. И до сих пор в основе структуры и системы обучения в Академии художеств лежат предложенные Дмитрием Николаевичем концепции.

Кардовский с женой покинули в начале революции Санкт-Петербург и проживали в своей усадьбе в Переславле близ Горицкого монастыря. В 1919 году Кардовский становится членом Переславль-Залесского научно-просветительного общества.
Из воспоминаний Михаила Ивановича СМИРНОВА. «К тому же времени относится моё знакомство с художником Дмитрием Николаевичем Кардовским, переславским уроженцем. Он сам пришёл ко мне в канцелярию и просил меня оказать его жене на время его отъезда покровительство. Вскоре ко мне явилась на квартиру и его жена, художница Ольга Людвиговна рождённая Делла-Вос. Этому знакомству я был рад: оно вводило меня в область искусства, тем более что это было первое знакомство с художниками, до тех же пор мне не приходилось встречаться с ними. Незадолго перед этим я купил в Плотихине у помещицы Ляпуновой картины и мне интересно было услышать оценку их со стороны знатоков искусства. О. Л. похвалила рамы... Сами художники оказались хорошими интеллигентами, жившими интересами своего искусства, но вместе с тем чрезвычайно практичные люди, каковое сочетание меня временами удивляло...
15 февраля 1919 года Переславль-Залесское научно-просветительное общество занесено было в реестр союзов и обществ, не имеющих своей целью извлечение прибылей. В начале марта (3 марта № 1270) ГубОНО, получив от нотариального отдела зарегистрированный устав, препроводило его в УОНО для выдачи учредителям. Первое собрание происходило 30 марта в помещении отдела народного образования. Это было организационное собрание. На него явилось 12 человек, из них пять учредителей, остальные семь — желавшие стать членами Общества. Всё это была местная интеллигенция, или имеющая отношение к Переславлю, но приехавшая сюда на жительство только в революцию. Таковы — О.Л. Кардовская, Г.П. Альбицкий и другие. Собрались мы вечером в доме бывшем Шилль в средней комнате…
Все имения к началу 1919 года находились в ведении волостных земельных отделов, и так как охраны при домах не было, то везде происходили кражи. Хотя обследование и возложено было на Коллегию, но работать приходилось главным образом и почти единственно мне как её председателю. Магер-Паули скоро исчез с нашего горизонта, а вместо него вошла в состав Коллегии (переименованной потом в Подотдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины) художница Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская, жена художника Дмитрия Николаевича Кардовского, переславского уроженца…
Весною 1919 года был вытребован на военную службу мой сотрудник В. Елховский. А с 1 декабря того года поступил на службу в музей художник Дмитрий Николаевич Кардовский. Это было большое приобретение для музея. Талантливый художник и образованный человек, он много принёс пользы делу как строгий ценитель художественных предметов, положил начало составлению научного инвентарного описания музейных экспонатов, составил проект перегородки в библиотечном зале в стиле эпохи Петра I, размещал и классифицировал в музее экспонаты и так далее. В то же время его жена Ольга Людвиговна продолжала состоять членом подотдела и, таким образом, оба они принимали близкое участие в делах музея, посещали усадьбы, производили вывоз из них вещей, особенно из Бектышева, после ликвидации в нём железнодорожной школьной колонии, которая небрежно обращалась с взятыми в её распоряжение вещами и вообще отплатила за оказанное ей гостеприимство дурно…
Кроме того, при музее начала функционировать библиотека, организованная по типу книгохранилищ, и исторический архив, составившийся из грамот и документов помещиков и монастырей. В расстановке и развеске экспонатов помогали художники Кардовские и несколько человек молодёжи, принятой мною на службу в канцелярию музея…
Между тем во Владимире организовался отдел по охране памятников искусства и старины, и возглавлявший его товарищ Иванов Алексей Иванович был в большой претензии на Переславский музей за то, что он автономно ведёт дело. Нужно сознаться, что я и не подозревал о существовании губернского начальства до тех самых пор, пока не получил приглашения на музейный съезд во Владимир. Съезд этот происходил 8—10 июля 1919 года, куда поехали мы из Переславля двое — О. Л. Кардовская и я. Встречены мы были довольно холодно, особенно попало мне за то, что наш подотдел издал воззвание и провёл через исполком обязательное постановление об охране памятников старины и искусства. Это сочтено было за превышение власти... На съезде я занял особую позицию и развивал ту мысль, что уездные музеи должны быть краеведными. Памятники старины в них должны быть представлены вместе с экономикой и природными особенностями края. Местный музей должен был отображать местную жизнь возможно разностороннее…
Годичное собрание происходило в помещении музея, куда они эвакуировались из отдела образования окончательно. Музей как краеведный центр был избран местом собраний, где налицо были все условия для этого. Единственно что ставилось в вину, так это отдалённость от центра. Собрание вышло торжественное, было много народу. Докладывал на этот раз Д.Н. Кардовский на тему: «Рембрандт, его жизнь и творчество». Такой доклад оказалось возможным поставить потому, как заявил докладчик, что я собрал в музейной библиотеке значительное количество художественных изданий и репродукций. Доклад, иллюстрированный обильно репродукциями, имел заслуженный успех. После этого прочитан был годичный отчёт, по окончании чего заведующий отделом образования Карташевский, как записано в протоколе собрания, говорил следующее: «Начав с малого, с громадными трудностями, Общество завоевало все права гражданства».
Наши местные художники с Кардовским во главе выставили несколько десятков своих работ и в результате получилась небольшая, но интересная выставка.
Дмитрий Николаевич дослужил до осени следующего 1920 года и затем устроился на службу в Москву» (Михаил Иванович СМИРНОВ. ТОМ ДВАДЦАТЫЙ. Воспоминания. Москва 2020).
В 1920 году переехал в Москву, где преподавал во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе (по 1930 год), параллельно с этим, с 1922 года, работал в студии Ксаверия Павловича Чемко.
Из воспоминаний Михаила Ивановича СМИРНОВА (1926 г.) «Ещё давно, в продолжении годов трёх я рассказывал товарищам при посещении Музея, что в Ленинском его уголке мечтаю поместить большую картину «Ленин в Горках у А. Ганшина». Нужно сказать, что в этом уголке мною поставлен бюст и барельеф. Картина же была бы прекрасным дополнением. С этою целью я обратился к одному молодому художнику, но он дал неудовлетворительный эскиз, а когда на лето приехал Д. Н. Кардовский, я предложил ему. Он согласился на приемлемых для Музея условиях. УКОМ в лице товарища Д. А. Конторина охотно пошёл навстречу моим начинаниям, дали мне 40 рублей денег и подводу; я взял Кардовского и фотографа В. И. Маркеллова и поехали в усадьбу Горки (7/VII). Там, нужно сказать, я был осенью предшествовавшего года, в доме проживал сын владельца Ганшина, парк был в полной сохранности. Приехав туда, мы нашли другую картину. Дом как-то осунулся, в нём жил крестьянин. От парка жалкие остатки: оказывается, Берендеевский ВИК решил вырубить его. Любопытно, что зимою жил, как оказывается, тут другой крестьянин, он два раза попадался в изготовлении самогона, который варил в этом историческом доме. Внутри дома хаос. На закопчённой изразцовой печке в комнате, соседней с той, где тайно печаталась книга Ленина «Что такое „друзья народа“», пальцем было начерчено слово в три буквы... Художник сделал несколько нужных ему зарисовок, я с фотографом ходил по разным углам и сделали несколько снимков, а кроме того, я расспрашивал бывшего учителя, родом крестьянина села Петрищево, об А. А. Ганшине и Ленине. Из его слов и сына первого выходило, что Владимир Ильич бывал здесь в революцию. Слухи об этом были, но достоверно никто не знал. Всё только слухи. Выходило, что надо было съездить в Бельково к владельцу усадьбы Алексею Александровичу Ганшину. Я и поехал прямо из Горок, не заезжая в Переславль. На фабрике «Свобода» он состоит техническим директором. В его физиономии, седой и достаточно старой (родился в 1869 году), есть что-то еврейское. Принял меня хорошо, но страшно занят. Разговаривать пришлось мало. На мой вопрос о Ленине он дал определённый ответ: был два-три раза в Горках в 1894 году, а в революцию только собирался, но приехать не удалось. Дал мне две редкие фотографии и № 14 «Пролетарской революции». Одобрил проект картины: Ленин и он в парке у любимой скамеечки. Теперь всё было выверено и всё налажено, стало возможно писать. Д. Н. Кардовский, получив от меня все эти данные, принялся за работу. Картина исполнялась на фанере в два тона…
С особой помпой открывался Ленинский уголок. Главным центром его была написанная Д.Н. Кардовским картина: «Ленин в Переславских Горках в 1894 году». Написана она в два тона, сработана необычайно быстро, недели в три, и вышла очень эффектно. Кроме того, составлена была мною из фотографий витрина деревни и усадьбы Горки, куда вошли снимки прежние, полученные от Ганшина, и новые».
С 1929 года — заслуженный деятель искусств РСФСР.
В 1933—1934 годах преподавал во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.
В 1929 году в Москве прошла «Выставка картин московских и ленинградских художников, посвященная 25-летию художественной и педагогической деятельности проф. Д. Н. Кордовского».

В 1941—1943 годах жил в своем доме в Переславле-Залесском.
Умер 9 февраля 1943 года. Похоронен на территории переславского Горицкого монастыря, в котором размещался Переславский музей, в создании которого он принимал самое активное участие.
После смерти многие из его учеников дарили музею свои работы для создания экспозиции «Заслуженный деятель искусств РСФСР Д.Н. Кардовский и его ученики», чтобы таким образом увековечить память своего учителя и его «школы».

Художественное наследие Д.Н. Кардовского многогранно. Он и иллюстратор, и график, и живописец, и театральный художник. А самое главное, Дмитрий Николаевич талантливый педагог. Где бы он ни преподавал, он учил профессиональным основам изобразительного искусства - существенной стороне художественного ремесла, развивал у своих питомцев творческие способности, не подавляя индивидуальности будущих художников, просвещал в области мирового искусства и культуры, воспитывая самостоятельно мыслящих личностей. Выдающийся педагог-новатор Кардовский воспитал плеяду талантливых художников (Б.Д. Григорьев, П.А. Шиллинговский, Д.А. Шмаринов, В.И. Шухаев, А.Е. Яковлев и многие др.)
«В деле воспитания народа, - говорил Дмитрий Николаевич, - нужно одновременное и параллельное развитие не только ума, но и души, и сердца, а следовательно, необходимо не только развитие науки, но и искусства, потому что если наука есть ум народа, то искусство есть душа его. Поднять молодые поколения до понимания души народа, до понимания его искусства, это значит воспитать народ в духе высокой цивилизации, а потому элементарное знакомство с искусством и способами его проявления необходимо в общих школах».
В 2016 году во Владимире была обнародована гражданская инициатива по присвоению имени академика Д.Н. Кардовского Детской художественной школе и установке на здании бывшей мужской гимназии мемориальной доски работы скульптора Ильи Шанина.

Автор: Ирина Кузьмина, выпускница Владимирской детской художественной школы, старший преподаватель Санкт-Петербургской Академии художеств (СПб ГАИЖСиА) им. И.Е. Репина.

Иллюстрации и книжная графика

Рисовальщик с реалистичной манерой, максимально полно реализовывавший идею автора литературного произведения, что позволило ему стать крупным мастером книжной иллюстрации:
- «Каштанка» А. П. Чехова (уголь, тушь, 1903)
- «Жемчуга» Н. С. Гумилева (обложка, 1910)
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова (тушь, акварель, гуашь, 1907—1912)
- «Русские женщины» Н. А. Некрасова, (тушь, акварель, гуашь, 1922)
- «Ревизор» Н. В. Гоголя (акварель, 1922, свинцовый карандаш, 1933)
- «Петр I» А. Н. Толстого (тушь, 1932)
- «Картины по русской истории»

Театральные работы

- Декорации для спектаклей в Переславле-Залесском.
- «Лес», 1921 А. Н. Островского — в Малом театре, Москва
- «Бедность не порок», 1924, А. Н. Островского, Малый театр.

Галерея

Прекрасно писал эпоху Петра I, множество работ посвящено пушкинскому времени, декабристам. Оставил виды переславской Рыбной слободы.
- «На Сенатской площади» (акварель, 1927, Исторический музей, Москва).

Ленинская тема

7 июля 1926 года, получивши лошадь и тележку из Переславского районного исполкома, М. И. Смирнов вместе с Кардовским и фотографом отправились в Горки, чтобы сделать эскизы усадебного дома. Пробывши там почти весь день, Кардовский сделал несколько зарисовок, по которым и работал картину «В. И. Ленин в Горках, Переславского уезда». В Переславском музее картина находится до настоящего времени.


Заседание Сената при Петре I

Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова "Каштанка"

Оборона Севастополя

Уход французов из Москвы


Уроженцы и деятели Владимирской губернии

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (05.09.2017)
Просмотров: 819 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика