Представитель Ковровского союза текстильщиков бросает упрек отделу Текстильной Промышленности при Губсовнархозе в том, что он издал приказание о ликвидации Ковровского Район-текстиля, внося таким образом полную дезорганизацию и путаницу в работе текстильной промышленности Ковровского района, с своей же стороны никакой деятельности до сих пор не проявляет и кроме того, ликвидировав пятое Владимирское Отделение, в виду несоответствия и злоупотреблений своим положением, сам организовался на не менее несправедливых началах, обходя представительство Ковровского союза Текстильщиков. Тов. Слутин (Губсовнархоз). Отмечая в упреках, брошенных тов. Ковровцем по адресу Текстильного Отдела при Губернском Сов. Нар. Хоз., некоторое, быть может, не преднамеренное извращение фактов как в смысле организации, так равно и деятельности Отдела Текстильной Промышленности, я попытаюсь доказать это наглядно. Как уже предыдущие ораторы, т.т. Ларионов и Берлин, указали, Ѵ-е Владимирское отделение «Центро-текстиля» было ликвидировано Исполнительным Комитетом не по капризу, а в силу действительной необходимости. Считаясь с этой необходимостью, с одной стороны, и с самым фактом ликвидации указанного отделения, с другой, перед местным Исполнительным Комитетом и Советом Нар. Хозяйства встал неотложный, не терпящий отлагательства, вопрос: чем заменить или что дать взамен ликвидированного 5-го Владимирского отделения «Центро-текстиля». Из содержания перешедших в ведение Губсовнархоза дел, инструкций и отчетов Отделения стало видно как характер возложенных на него центром обязанностей, так равно и отношения к ним самого Отделения. Считая, что подобного рода дальнейшие отношения к делу, столь чрезвычайной важности для губернии, являются безусловно недопустимыми, Губернский Исполн. Комитет и Совет Народного Хоз. приступили к организации Текстильного Отдела на коллегиальных началах с представительством одного члена от Союза Текстильщиков Орехово-Зуевского района, одного от Высшего Совета Нар. Хоз., одного от Губернского Совета Нар. Хозяйства. Представителем от Союза Текстильщиков Орехово-Зуевского района вошел тов. Еремин. Организуя такую Коллегию, Губсовнархоз отнюдь не предрешал вопроса, сколько именно представителей от Союза Текстильщиков и от каких районов должны войти в эту коллегию впоследствии, а, придавая ей характер временный, возложил на обязанность Коллегии лишь внутреннюю организацию отдела. Когда же, по истечении нескольких дней, выяснилось, что представитель от Союза Текстильщиков тов. Еремин, в силу своих обязанностей на месте, постоянно работать в Коллегии не может, Отдел Текстильной Промышленности решил его от занимаемой им должности отстранить и пригласить на его место другого представителя от Союза Текстильщиков Ковровского района, что и было сделано. Но вместо того, чтобы дать нам этого представителя, Ковровский Союз Текстильщиков ответил, что представителя своего он дать нам не может по той же причине, по которой Орехово-Зуевский район отозвал (яко-бы) своего представителя. Не удовлетворяясь этим ответом, Отдел Текст. Пром. вторично повторил свою просьбу, но ответа на этот раз никакого не получил. Таким образом, первый упрек тов. Ковровца в неправильности организации представительства в Коллегии Отдела Текстильной Промышленности не обоснован. Дальше, предписания о ликвидации Ковровского район-текстиля Губсовнархоз не давал. В его циркулярах говорится лишь о подчинении его или реорганизации в текстильный Отдел при местном Совете Нар. Хоз. Таким образом, отпадает и второе обвинение. Третий упрек и упрек самый тяжелый, упрек в бездействии отдела, менее всего обоснован. Если бы тов. Ковровец пожелал бы взглянуть на результаты организационной работы Отдела, если-бы он увидел тот образцовый технический аппарат делопроизводства Отдела, созданный коллегией этого последнего в течение одного месяца своего, поистине, злополучного существования, то для него стало бы понятно, что эта Коллегия сделала больше, чем от нее можно было бы требовать, особенно, если принять во внимание, что, наряду с организационной работой по внутреннему своему строительству, на обязанность ее была возложена также и работа по реорганизации и ликвидации 5-го Владимирского Отделения. Работа эта заключалась в пересмотрении всех дел и отчетов Отдела, результатом каковых явилось обнаружение целой массы злоупотреблений в денежных его расходах и делопроизводстве. Вялость же и непродуктивность работ Отдела в настоящее время обусловливается исключительно отсутствием финансовых средств. По получении их, Отдел в каждую данную минуту берется выполнить все возложенные на него задачи. Далее оратор подчеркивает, что Отдел Текстильной Промышленности отнюдь не претендует на перенесение Района Текстильной Промышленности под его крылом, но настаивает лишь на Общем положении, принятом как Исполнительным Комитетом, так и Центро-текстилем за последнее время, согласно которого Губернский Сов. Нар. Хоз. должен явиться контролирующим и надзирающим, как над деятельностью местных цветов Народного Хозяйства вообще, так равно и над деятельностью их Текстильных секций и отделов в частности органом (Вносится предложение о прекращении прений, в связи с докладом тов. Слутина). Единогласно принимается. Тов. Ларионов оглашает резолюцию Президиума об отношениях к существованию в пределах губернии отделений «Главков» и «Центров». Резолюция «Губернский Съезд Совнархозов, обсудив вопрос о существующих в пределах Губернии отделений «Главков» и «Центров», Постановил: существующие отделения «Главков» и «Центров» со всеми их техническими аппаратами и кредитами подчинить местным Совнархозам, а состоявшуюся передачу 5-го Районного отделения «Центро-текстиля» и Районной Кожевенной Управы ведению Владимирского Губернского Совета Народного Хозяйства, признать правильным и просить Высший Совет Народного Хозяйства утвердить постановление Съезда». Представитель Ковровского Союза Текстильщиков заявляет о необходимости обсуждения этой резолюции до ее принятия представителями от союза текстильщиков. Предложение принимается с тем, чтобы резолюция была обсуждена представителями Союза текстильщиков до завтрашнего дня. Заседание на 20-е октября объявляется председателем закрытым.
Утреннее заседание 21-го октября
Заседание открыто в составе 76 членов Съезда. Обязанности секретаря Съезда исполняет т. Беспалов. По открытии заседания Съезд приступает к обсуждению резолюции, внесенной фракцией Коммунистов по вопросу об отношении к отделениям Главков и Центров. Канторович вносит предложение редактировать резолюцию с наибольшей ясностью и точностью. Если Главков и Центров не должно существовать, то в резолюции так и должно быть выражено, что функции их должны быть переданы производственным отделам Губсовнархоза. Председатель Съезда объясняет, что в резолюции речь идет не об упразднении Главков и Центров, а об их подчинении Совнархозов, что является абсолютно необходимым в целях достижения наибольшей планомерности и согласованности в работе. По всестороннем обсуждении вопроса председатель ставит на голосование резолюцию в следующей редакции. Губернский Съезд Совнархозов, обсудив вопрос о существовании в пределах губернии отделений «Главков» и «Центров», постановил: существующие отделения «Главков» и «Центров» подчинить и включить со всем техническим аппаратом и кредитами в состав местных Совнархозов. Резолюция принимается подавляющим большинством членов Съезда. Съезд переходит к обсуждению финансового вопроса. Докладчиком выступает заведующий Губернским Отделом Финансов т. Семенов. Товарищи, проклятая война, вызванная империалистами всех стран, поставила нашу страну в крайне тяжелое экономическое положение; перечислить и проанализировать все губительные последствия этой войны в кратком докладе нет возможности, да это и не входит в задачу докладчика по финансовому вопросу; достаточно сказать, что задолженность государства на военные нужды достигла 52 миллиардов рублей. Конечно первым словом рабочего и крестьянского правительства было во всеуслышание заявить, что этой задолженности на военные цели оно не признает, что ни %%, ни капитального долга оно платить не будет. Капиталисты создали войну, пусть они и расплачиваются. Таким образом займы были аннулированы, и те национальные богатства, которыми обеспечивались эти займы, освободились от задолженности и составляют основу финансового могущества Государства. Однако аннулированием займов финансовый вопрос еще не разрешается; всем известно, какой поток бумажных денежных знаков вынуждено непрерывно выпускать Правительство, это печальное явление объясняется с одной стороны расстройством товарообмена, который, конечно, наладится и впоследствии система денежного хозяйства будет даже целиком заменена товарообменом, с другой стороны упомянутое явление объясняется стремлением населения, главным образом, многомиллионной крестьянской массы к удержанию в своих руках, припрятыванию денежных знаков. Нет нужды останавливаться на причинах такого стремления населения, но с ним, как с фактом, необходимо считаться и последствия его налицо. Безграничный выпуск бумажных денег не может продолжаться, должны быть изысканы меры к выкачиванию денег из населения, иначе национальные богатства, составлявшие раньше достояние буржуазии крупной, средней и мелкой, а теперь после октябрьской революции сделавшиеся общенародным достоянием не будут обеспечивать количества выпущенных знаков, которые по существу являются тем же государственным долгом. Победа буржуазии, конечно, переложила бы тяжесть всех этих долгов на плечи трудового народа, но начинающаяся революция в международном масштабе открывает светлые перспективы, так как пролетарии всех стран не заставят русский трудовой народ расплачиваться по займам, произведенным на военные цели. Трудность проведения финансовой реформы страшно осложняется вследствие косности чиновничества, привыкшего к работе в старых рамках, с головой погрязшего в рутине прежней финансовой системы; но какие бы затруднения не встречались на пути, финансовая реформа все же будет проведена и при том в самом ближайшем будущем. Сущность реформы сводится к объединению органов финансового управления; прежние малоподвижные и при том крайне сложные органы упраздняются и все финансовое дело централизуется в губернских отделах финансов при Губернском Исполнительном Комитете, разделенных на четыре главнейших подотдела. Далее докладчик подробно останавливается на задачах и значении главнейших подотделов — 1) сметного и 2) контрольного. Сметный отдел имеет целью устранить те огромные затруднения, которые испытываются в настоящее время при получении кредитов из Центра все учреждения; отдел, группируя сметы всех учреждений в губернии будет сам испрашивать кредиты из Центра, но вместе с тем, и это самое главное, отделу предоставляется право безкредитных, предварительных ассигнований, которые устранят существующие явления безденежности; это огромное право, но вместе с тем и тяжелая ответственная обязанность. Далее в задачи, отдела входит сбалансирование губернского бюджета, что даст возможность избежать колоссальных перерасходов по сметам. Не менее серьезны и задачи контрольного отдела, устанавливающего фактический контроль, помимо которого не должна расходоваться ни одна копейка народных денег. В области обложения также предполагаются крупные реформы, предполагается привлечь к платежу подоходного налога крестьянство, более других классов выигравшее от революции. В отношении крестьянства предполагается провести принцип единства налога, и, наконец, разрабатывается проект местного обложения. Конечно, буржуазия прилагает все усилия к тому, чтобы парализовать деятельность народного правительства, но волна русской революции захватывает все страны и в этом залог окончательного успеха. Следуют вопросы докладчику и его ответы. Вопросы: какая форма обложения предполагается для крестьянства. Ответ: в виду отмены земельного обложения в связи с декретом о национализации земли предполагается, привлечь крестьянство к платежу подоходного налога, который уплачивают все классы населения, но от которого крестьянство до сего времени ускользало. Однако в виду почти полной невозможности распространить на крестьянство подоходный налог в общей для всех форме предполагается учесть доходность крестьянских хозяйств путем обложения имущественных достатков крестьянина. В настоящее время на нужды местного значения с крестьян взимается особый подворный налог по очень подвижной удобной системе: плательщики подразделяются на три группы: бедных, средних и богатых; разделение производится местными органами; бедные уплачивают 12 руб. с двора, средние 20 руб. и богатые 30 руб. и более. Это обложение в пределах губернии даст свыше 5 миллионов рублей. Центр обратил внимание на эту систему и, по всей вероятности, он будет разработан в общегосударственном масштабе. Кроме того предполагается установить монополию на предметы широкого употребления; монополии будут в заведывании отдела снабжения. Ларионов предлагает выяснить, в каком порядке должны представляться сметы на 1919 год и куда должны представляться сметы национализированных предприятий. Докладчик: сметы должны представляться в порядке подчиненности в соответствующие губернские отделы; губернские отделы должны представлять сметы в губернский сметный отдел, который препровождает их в Центр, но открывает условные кредиты, не выжидая утверждения смет Центром; сметы национализированных предприятий также должны представляться в сметный отдел. Вопрос: в чьем распоряжении находятся суммы, поступающие в уплату контрибуций. Ответ: в 1918 году все ведомства живут в ненормальных условиях; точных смет нет, налицо огромные перерасходы в сравнении со сметными предположениями по всем ведомствам. Штрафные суммы и суммы, поступающие в уплату контрибуций поступают в распоряжение местных органов власти и зачастую идут на покрытие перерасходов; в салу исключительных условий в данном году приходится мириться с безкредитными расходами, хотя и принимались меры к строгому контролю над ними и даже к прекращению таких расходов. Вопрос: будут ли облагаться сборами национализированные предприятия. Ответ; нет, так это равносильно было бы перекладыванию из кармана в карман. Вопрос: будут ли организованы уездные финансовые отделы. Ответ: будут организованы. Вопрос: будут ли привлекаться к обложению жилые строения, принадлежащие рабочим. Ответ: рабочие будут освобождены от подворного налога. Вопрос: из каких источников будут покрываться расходы в течение первых месяцев будущего года. Ответ: отчасти за счет сумм, которые будут отпущены, по всей вероятности, Центром в распоряжение губернского финансового отдела, отчасти за счет местных средств, образовавшихся из остатков от подворного налога. Вопрос: должны ли национализированные фабрики уплачивать местные сборы в 1918 году. Ответ: должны. Вопрос: все ли государственные учреждения и предприятия будут подчинены государственному контролю. Ответ: безусловно все. Вопрос: имеют ли право местные Исполкомы устанавливать местные обложения в 1918 году. Ответ: имеют. Разъяснения докладчика Съезд признает исчерпывающими. Тов. Ларионов предлагает выразить благодарность докладчику за обстоятельный доклад. Съезд единогласно присоединяется к этому предложению. Председатель Съезда объясняет, что следующим стоит вопрос о национализации торговли и промышленности. Докладчиком по этому вопросу предполагал выступить представитель Центра, но к сожалению доклада представить не мог. Тов. Ларионов объясняет, что доклад по этому вопросу будет представлен заведующим кооперативным отделом Губсовнархоза. Далее тов. Ларионов объясняет, что ко дню годовщины Октябрьской революции ожидается декрет о национализации всей крупной и мелкой промышленности; оптовая торговля также будет национализирована, а мелкая торговля, конечно, умрет естественной смертью; так как не будет источника ее снабжающего. Ставится на обсуждение вопрос о национализации торговли и промышленности. Докладчиком выступает тов. Пащенко. Тов. Турчанинов: нам необходимо считаться с совершившимся в губернии фактом опечатания всех торговых помещений и товарных складов, вследствие чего фактически частная торговля в губернии прекращена; возникает вопрос, что делать с опечатанным товаром, если взять товар в руки Советских организаций, то необходимо считаться с отсутствием оборотных средств, на которые возможно было бы приобрести товар вновь, распродавши существующий; единственно возможный путь — это реквизиция товара и передача его кооперативным организациям. Тов. Бобков: вопрос о национализации торговли — вопрос очень сложный; к разрешению его необходимо отнестись с сугубой осторожностью; опыт с ликвидацией частной торговли в г. Владимире уже был произведен один раз, но привел очень к печальным результатам, именно, закрытые магазины пришлось вновь, открыть; национализация торговли, проведенная частично только в одной губернии, не будет иметь никаких результатов, кроме чисто отрицательных, так как товара не будет вовсе, он уплывает в другие местности; вместе с тем и население предъявит определенные требования; оно вправе заявить, раз вы национализировали торговлю, то потрудитесь дать и товары. Необходимо до национализации подготовить технический торговый аппарат, таким аппаратом в данный момент могут быть только кооперативы, и если факт национализации уже совершился, то значение кооперативов отнюдь нельзя игнорировать, так как только им возможно передать все дело, как организациям, располагающим оборотными средствами и имеющим готовый технический аппарат. Считаясь с фактом ликвидации частной торговли, Съезд может вынести резолюцию: признать национализацию торговли назревшим вопросом с передачей ее в руки кооперативов, о чем возбудить соответствующее ходатайство. Председатель Съезда: то, что совершилось в губернии, было сделано по инициативе текстильного отдела Губернского Совета Народного Хозяйства, но сделав распоряжение о закрытии частной торговли, Губсовнархоз не разъяснил, что делать дальше; на местах ждут инструкций, но из Губернского Центра их не поступает. Этим я не хочу сказать, что указанного мероприятия проводить не следовало, наоборот, по моему мнению, его следовало провести раньше, но необходимо принять меры к тому, чтобы фактическая национализация оказалась планомерной; эту задачу Губсовнархоз должен осуществить во что бы то ни стало. Здесь указывают на первенствующую роль кооперации, но, ведь, роль кооперации переходная, вследствие переходного характера момента; в будущем вся торговля в целом должна находиться в руках государства, которая обойдется без лишних посредников. Передать опечатанные товары в руки кооперации практически почти невозможно, так как кооперативы в последнее время расплодились, как грибы; товары безусловно должны быть переданы в Советские магазины; но вот в чем зло, товаров нет на рынке, как и чем заменить распроданные товары, для этого необходимо изыскать оборотные средства; этот вопрос должен обсудить Губернский Центр и так или иначе изыскать источник финансирования достаточный для постановки дела на должную высоту. Останавливаться перед тем соображением, что национализация торговли проведена не повсеместно, отнюдь не следует, так как у нас существует Областной Орган, который имеет возможность внести должный корректив. Наконец, необходимо рационально распределить товары, так как, если допустить свободную покупку, то товар исчезнет в три дня. Тов. Ларионов дает подробные объяснения о мотивах, побудивших Губернский Совет Народного Хозяйства издать обязательные постановления по текстильному отделу. Дело в том, что Губернский Исполнительный Комитет завалили просьбами из уездов о закрытии частной торговли, в виду этого и были составлены обязательные постановления, с которыми он лично согласен не был и заявлял об этом как в Исполкоме, так и в Губернском, Комитете Партии, но Комитет Партии настоял на проведении этой меры и одобрил проект обязательных постановлений. Необходимо с особой осторожностью отнестись к вопросу о ликвидации частной торговли, и было бы целесообразнее не закрывать частной торговли, а выждать разрешения этого вопроса в общегосударственном масштабе; в данный же момент необходимо на местах принять все подготовительные меры к национализации торговли. Возражая тов. Трофимову, тов. Ларионов замечает, что, может быть, в гор. Коврове и удалось успешно организовать все дело, по как отразилось все это на сельском населении и какие меры приняты к удовлетворению товарного голода в уезде, можно с уверенностью сказать, что никаких, между тем на деревню необходимо обратить самое серьезнейшее внимание. Наконец не во всех уездах закрытие торговли прошло в одинаковых условиях; сделано много ошибочных шагов, например в гор. Владимире, вместе с частной торговлей закрыто и кооперативное объединение, это уже шаг безусловно ложный, так как ведь в кооперации участвует капитал широких слоев населения. Тов. Гальберштадт. В секретных пакетах текстильный отдел Губсовнархоза разослал нам на места циркуляр с подробным наставлением, как подготовиться и провести учет и опечатание всей мануфактуры, а теперь представитель Губернского Центра бьет отбой и призывает к сугубой осторожности в деле ликвидации частной торговли. Однако, необходимо считаться, как отнесется к такому отбою само население своими самочинными действиями, выдвинувшее в Центре вопрос о национализации торговли; оно отнесется к такому явлению безусловно отрицательно. Отбоя быть не может, так как это было бы равносильно выставлению себя на посмешище. Утверждение, что ликвидация частной торговли гибельно отразится на интересах крестьянского населения, является необоснованным, так как уже существует в уездах целый ряд промышленных и торговых предприятий, оборудованных крестьянскими и рабочими организациями, успешно конкурирующих с частной торговлей. Больше решительности, товарищи, отбоя быть не должно. Тов. Иринин, поддерживая мнение предыдущего оратора и возражая тов. Ларионову, полагает, что к делу организации Советской торговли на местах и к делу распределения опечатанных товаров должны быть привлечены сельские комитеты бедноты. Тов. Турчанинов также высказывается против возможности возврата к прошлому. Вносится предложение о прекращении прений. Тов. Бобков высказывается против закрытия прений, так как многие стороны вопроса совершенно не выяснены, между тем, всестороннее, детальное рассмотрение необходимо; туманного решения в таком важном деле быть не может. Ставится на голосование и принимается большинством голосов предложение о прекращении прений. Вносится предложение резолюцию по обсуждаемому вопросу, вынести в вечернем заседании Съезда. Предложение принимается. Доклад тов. Пащенко принимается Съездом к сведению. Председатель Съезда объясняет, что многие партийные работники покинули Съезд, не дождавшись его окончания и даже не предупредив Президиум Съезда об отъезде. Считая такое явление недопустимым, председатель предлагает проверить список участников Съезда, установить с точностью выбывших без разрешения партийных работников и о таком отношении их к делу поставить в известность делегировавшие их организации и местные партийные комитеты. Предложение председателя принимается Съездом. Ставится на осуждение вопрос о временной приостановке текстильной промышленности в пределах губернии. Докладчиком выступает т. Трофимов. Отсутствие подвоза и крайняя ограниченность наличных запасов хлопка побудили центральную власть, в целях рационального использования остающихся запасов сырья и пряжи и спасения наиболее жизнеспособной части хлопчатобумажной промышленности, принять ряд крайних мер, дальнейшее промедление, в проведении которых грозило бы катастрофическим развалом промышленности, и вызвало бы анархическое закрытие фабрик. В этих целях признано необходимым временное закрытие ряда хлопчатобумажных предприятий, сокращение производства на остающихся с тем, чтобы с ликвидацией гражданской войны на Востоке к открытию новой навигации получить запасы хлопка с Волги и из Туркестана, где таковых имеется огромное количество и возобновить работу в значительной части закрываемых предприятий. При проведении в жизнь такого мероприятия Центральной власти необходимо иметь в виду, что значительная часть рабочих фабрик Владимирской губернии представляет из себя чисто пролетарский, безземельный элемент, так что, имея в виду %% закрываемых фабрик, причитающийся на долю Владимирской губернии, необходимо прежде всего считаться с неизбежной безработицей, так как большое количество рабочих в буквальном смысле слова будет выброшено на улицу. Таким образом, предстоит детально выработать план размещения безработных на заработки, а с этой целью нужно всестороннее ознакомление с составом рабочих на закрываемых фабриках. Далее следует выяснить, является ли безусловная необходимость в закрытии всего предполагаемого количества фабрик, или же возможно остановить лишь часть их, так как в данное время обстоятельства несколько изменились и, по окончании гражданской войны в Поволжье, хлопок начинает поступать, хотя и в небольшом количестве. Вообще нужно обсудить, каким образом возможно наиболее безболезненно провести проектируемое мероприятие. Бобков полагает, что вопрос подлежит всестороннему выяснению. Необходимо точно и определенно решить: 1) обязательно ли должны быть закрыты все намеченные Центром фабрики, 2) в каком порядке закрывать фабрики. С мнением Центра придется, конечно, согласиться; вопрос о порядке закрытия должен быть разрешен при участии профессиональных организаций и Комиссариата Труда, наконец, при текстильном отделе должен быть организован специальный подотдел по ликвидации фабрик; необходимо испросить в Центре денежные средства для поддержания рабочих, так как в кассе безработных средств безусловно не хватит. Долбилкин: о кризисе текстильной промышленности говорится давно и много, поэтому нет нужды доказывать что этот кризис — факт настоящего момента. Запаса хлопка на Волге и в Туркестане хватило бы до нового урожая, но чехословацкий разбой на Волге и
волнения в Средней Азии воспрепятствовали своевременной доставке; хотя, благодаря победам нашей армии, Волгу удалось очистить, но хлопка поступает все-таки довольно незначительное количество. Сначала решено было остановить все хлопчатобумажные фабрики на сентябрь месяц, но затем представилась возможность приостановить временно лишь часть фабрик. Чтобы избежать хаотического закрытия фабрик, в Центре, выработан план снабжения хлопком и очередь закрытия фабрик. Предположена не ликвидация текстильной промышленности, а временная остановка фабрик с тем, чтобы при первой возможности вновь пустить их в ход; вместе с тем необходимо согласиться, что мелкая промышленность должна замереть, как экономически невыгодная с общегосударственной точки зрения. Выработав определенный план закрытия, Центр в то же время предоставил возможность обсудить этот план на местах. Если представить мотивированные соображения, то план в отношении Владимирской губернии может быть до известной степени изменен. Весь вопрос, по мнению т. Долбилкина, необходимо передать на разработку
в особую комиссию. Этой комиссии необходимо рассмотреть обязательные постановления, изданные Центро-текстилем, в согласии с Всероссийским профессиональным союзом текстильщиков. Канторович полагает, что весь вопрос заключается в обеспечении рабочих остающихся без заработка. Дело следует передать в особую комиссию для выработки мер безболезненного осуществления намеченного мероприятия. Большинством голосов съезд высказывается за передачу вопроса в особую комиссию с поручением последней разработать схему остановки текстильной промышленности в губернии в целях безболезненного осуществления этого мероприятия. В состав комиссии постановлено пригласить: представителя профессионального союза текстильщиков, представителя губернского отдела труда, представителя Губсовнархоза, одного представителя Губисполкома и представителя отдела текстильной промышленности Губсовнархоза. Принимается пожелание о поручении комиссии разработать вопрос об изыскании средств для обеспечения пролетариата, остающегося без заработка. Исаев предлагает включить в состав комиссии специалистов - инженеров и техников. Председатель Съезда объясняет, что специалисты могут быть привлечены к работам комиссии и без особого постановления. Бобков вносит предложение приурочить комиссию к определенному учреждению. Съезд постановляет: образовать комиссию при текстильном отделе Губсовнархоза. Канторович предлагает принять резолюцию следующего содержания: «Губернский Съезд Советов Народного Хозяйства, профессиональных союзов и фабрично-заводских комитетов, обсудив вопрос о закрытии по постановлению Центра части текстильных предприятий, признает постановление Центра правильным и вместе с тем высказывается за необходимость создания особой комиссии для выработки ряда мероприятий к обеспечению безболезненного закрытия названных предприятий, вступив для этого в контакт с Центром». Резолюция утверждается Съездом и вместе с тем Съезд постановляет немедленно послать приглашение членам комиссии с предложением им от имени Съезда приступить к работе по возможности с завтрашнего же дня. Ларионов предлагает приступить теперь же к выборам состава Губсовнархоза, так как есть основания предполагать, что многие участники Съезда поторопятся разъехаться по домам. Курчинский считает необходимым назначить перерыв и выборы произвести в вечернем заседании, так как группа беспартийных еще не успела обсудить вопрос, о выборах, между тем фракция коммунистов обсуждала и уже имеет готовый список кандидатов. Было бы несправедливо лишить этого права и группу беспартийных. Большинством голосов Съезд высказывается за перерыв заседания. После этого был объявлен перерыв заседания до 6 час. вечера.
Вечернее заседание 21 октября
Заседание открывается в 6 ч. вечера тов. Ларионовым в присутствии 94 человек. Обязанность секретаря съезда исполняет т. Слутин. Тов. Ларионов, приступая, в порядке дня к выборам Пленума Губ. Совета Нар. Хоз., оглашает список кандидатов Пленума, выставленных фракцией Коммунистов. Состав кандидатов: 1. Ларионов (председатель б. Губ. Совета Нар. Хоз.). 2. Трофимов (председатель б. Ковровского Сов. Нар. Хоз.). 3. Плетюхин (член Губ. Совета Нар. Хоз.). 4. Исаев (председатель союза металлистов). 5. Ершов (председатель контр. комис. при ф-ке Бажанова). 6. Турчанинов (председатель Вязниковского С. Н. X.). 7. Бутусов (член фабр.-зав. комитета). 8. Гаврилов (секретарь контр. комис. Собинск. м-ры). 9. Кувшинов (член б. Губ. Совета Н. X.). 10. Марков (председаталь Судогодского С. Н. X.). После чего предлагает группе беспартийных выставить свою кандидатуру. Когда же оказывается, что названная группа своих кандидатов еще не наметила, не смотря на то, что она была поставлена в известность об этом, то тов. Ларионов предлагает поставить на голосование список кандидатов, предлагаемый группой коммунистов. Тов. Гальберштадт решительно противоречит системе и порядку выборов, указывает на единоличную инициативу выборов фракции коммунистов, игнорирующих представительство от профессиональных союзов и групп и предлагает с своей стороны предоставить беспартийным известное время для составления списка своих кандидатов. Тов. Ларионов. Следует раз навсегда забыть о когда то, при Керепском, существовавшем порядке буржуазных выборов, заключавшемся в том, что каждая отдельная группа, подобранная под известную шерсть, выдвигала и голосовала исключительно за своих одношерстников, т. е. группа офицеров, например, голосовала исключительно за офицеров, группа попов за попов, белогвардейцы за белогвардейцев, чиновники за чиновников, и т. д. Прелести таких выборов мы уже испытали на своей шкуре, а поэтому возврата к ней быть не может и не должно. Фракция коммунистов составила список своих кандидатов не на классовых началах, а на началах демократично-профессиональных. В списке фракции коммунистов съезд найдет и представителей от фабрик, контрольных комиссий и профессиональных союзов. Тов. Гальберштадт приношу благодарность тов. председателю за его смелое приравнение группы беспартийных к белогвардейцам и др. черносотенцам. На такую неразборчивость сравнений может быть способен лишь такой коммунист, как тов. Ларионов (обращаясь к съезду). Не забудьте и заметьте, товарищи, что председатель нашего, давно уже оплеванного съезда, отвергая систему выборов и голосования по рецепту гг. Керенских, т. е. по одно-шерстности и группам, отождествляет этот порядок с порядком, предлагаемым группой беспартийных и даже сочувствующих группе коммунистов, группе металлистов противопоставляется группа белогвардейцев, группе профессиональных союзов — группа попов и
чиновников, представителям уездов — другого рода черносотенцев. Решительно, от имени пославших меня, протестую против такого отношения ко мне лично тов. председателя. Только такой коммунист, как тов. Ларионов может считать беспартийных черносотенцами, хулиганами. Если бы он оглянулся, то увидел бы, что по уездам и в губерниях Советского Государства эти беспартийные работают на ряду с тов. коммунистами и что, поэтому, лишить их права представительства в выборах дело не коммунистическое. Тов. Кувшинов, не оспаривая справедливость последних слов тов. Гальберштадта, я позволю себе лишь внести в них маленькую поправку, или пополнение: беспартийные действительно, кое где работают, но в большинстве случаев, только «порабатывают» (общий смех). Тов. Ларионов вносит предложение о прекращении прений. Тов. Батарейский просит слова. Слово ему председателем съезда не предоставляется на том основании, что им ставится на голосование предложение о прекращении прений. Тов. Батарейский просит занести отказ председателя в предоставлении ему слова в протокол. О том же просит тов. Гальберштадт. Предложение тов. Ларионова о прекращении прений по вопросу о выборах большинством голосов принимается. Ставится на голосование список кандидатов, выставленный партией коммунистов. При двух воздержавшихся список принимается единогласно. Тов. Ларионов. Считая все поставленные в программе съезда вопросы исчерпанными, предлагаю съезду перейти к обсуждению текущих вопросов. Согласно поступивших в президиум съезда заявлений, таковых четыре: а именно: 1) о передаче торфяного отдела в ведение Губсовнархоза; 2) о национализации торговли; 3) о прогонных пунктах передвижения; 4) просьба представителя от Кольчугинской фабрики, обращенная к представителям Съезда о поддержке производства ф-ки своими заказами и снабжением сырьем. После продолжительного и всестороннего обсуждения этих вопросов, Съездом вносятся нижеследующие резолюции: По 1 вопр. Войти с ходатайством в Центр и перед исполнительным Комитетом о немедленной передаче Торфяного Отдела из Торфяного Отдела комиссариата Земледелия в ведение Губернского Совета Нар. Хозяйства. По 3 вопр. Передать разгонные пункты передвижения в ведение Исполнительного Комитета (коммунальному Сов. местного хозяйства). По 2 вопр. Принять в основу для окончательной разработки вопроса новым составом Губсонархоза резолюцию тов. Гольберштадта. Резолюция «Принимая во внимание, что частная торговля в корне подрывает благосостояние трудящихся масс и дает привилегию лишь спекулятивно-буржуазному классу и элементам, и приветствуя почин Владимирской губернии в деле повсеместного изъятия частной торговли, первый очередной губернский съезд представителей Совнархозов фабрично-заводских комитетов и профес. союзов, выражает пожелание, чтобы эта линия деятельности в губернии была в мере возможности расширена на местах в смысле замены частной торговли Советской, а также ходатайствовать перед центром о скорейшем проведении этой меры в обще-государственном масштабе. Кооперативному же отделу губсовнархоза поручить в срочном порядке выработать надлежащие инструкции о дальнейшем порядке распределения товаров». Тов. Гальберштадт. Несмотря на то, что именно моя резолюция принята съездом, я не считаю возможным умолчать перед этим последним о том впечатлении и взгляде, которые сложились лично у меня по отношению, как его деятельности, так равно и поведения. Слова мои прошу тов. секретаря запротоколить. «В виду того, что Губернский Совнархоз не только не представил материала, исчерпывающего его деятельность, но даже не постарался выработать схемы организации нового состава, чем доказал полную свою несостоятельность, а также, принимая во внимание, что съезд по своему составу оказался не полным и члены его не потрудились даже дождаться решения самых существенных и сокровенных вопросов, вопросов экономически-хозяйственно важных, а равно узко-фракционного отношения остальной части съезда ко всем обсуждаемым съездом вопросам и в высшей степени нетактичного поведения президиума съезда, зажимавшего рот беспартийным представителям съезда по самым серьезным и важным вопросам, я нахожу нужным заявить, что настоящий съезд и выделенный им Губсовнархоз не может и не должен считаться правомочным и поэтому предлагаю: при первом же заседании Исполкома ходатайствовать, чтобы он взял на себя инициативу составить Совнархоз, а также, чтобы Губисполком потребовал полную отчетность, как финансовую, так и деловую от старого Губсовнархоза». Тов. Канторович я попросил бы от тов. Гольберштадта разъяснения, почему он, считая настоящий съезд не правомочным, распинался и из кожи, что называется, лез, чтобы провести свою резолюцию о национализации торговли и т. д. (дружный смех). Тов. Гальберштадт просит слова для ответа. Слово ему не представляется. Тов. Трофимов предлагает съезду решить свое отношение к словам тов. Гальберштадта заключающим в себе явное оскорбление всего съезда. Если, продолжает тов. Трофимов, группа от имени которой выступает т. Гальберштадт, окажется действительно большинством, то придется согласиться с мнением т. Гальберштадта и считать настоящий съезд не правомочным, если же окажется, что большинство из присутствующих (92 чел. согласно результатов проверки кандидатов) выскажется за правомочность съезда то я предлагаю съезду поручить президиуму принять по отношению, позволившего себе оскорбить, без всяких на то оснований, съезд т. Гальберштадт те, или иные соответственные меры. Тов. Гальберштадт (вне очереди). Я говорил лично от своего имени, а не от имени какой либо группы. Тов. Трофимов. Я ставлю на голосование вопрос: 1) считает ли настоящий съезд себя правомочным и 2) считается ли он с обвинительной революцией тов. Гальберштадта. Единогласно, при двух воздержавшихся, Съезд признает себя правомочным и резолюцию тов. Гальберштадта единоличной, к Съезду отношения не имеющей. После этого тов. Трофимовым вносится предложение поручить Президиуму передать дело тов. Гальберштадта об оскорблении им состава настоящего Съезда в чрезвычайную следственную комиссию. Тов. Канторович, выступая в защиту тов. Гальберштадта, обращается к Съезду со словами: «товарищи, положа руку на сердце, давайте признаемся, тов. Гальберштадт далеко не контрреволюционер, он просто, как и многие из нас, изнервничался от продолжительной и упорной работы. Неужели это должно послужить достаточным предлогом для того, чтобы отнестись к нему, как к черносотенцу, недостойному представительства на настоящем съезде. Я предлагаю передать весь этот инцидент забвению. Предложение ставится на голосование и единогласно принимается. По 4-му вопр. Принять ходатайство во внимание и поручить Кольчугинской фабрике: 1) выработать прейскурант о всех изготавливаемых фабрикой изделиях с точным обозначением их цен для рассылки Советам Народного Хозяйства, 2) представить в Губсовнархоз подробные сведения о всех нуждах фабрики — сырье и др. предметах. Тов. Канторович просит представителей Съезда оказывать Центру, в целях сохранения до сих пор крайне неполную связь его с местными Совнархозами, содействие к установлению ее, посредством регулярного представления местными Советами Народного Хозяйства в иногородний отдел Высшего Совета Народного Хозяйства протоколов и постановлений своих Пленумов. Просьба принимается Съездом к сведению и руководству. Тов. Трофимов. Считая все вопросы, поставленные в программу Съезда, исчерпанными, я позволю себе подвести краткий итог его пятидневной деятельности. По выслушании всех докладов представителей настоящего Первого Губернского Съезда Совнархозов, фабрично-заводских комитетов и профессиональных союзов, по взаимному обмену мнений по отдельным пунктам этих докладов, из общих и частных бесед наших выяснилось не новое для нас обстоятельство — неудовлетворенность результатами работ наших Совнархозов на местах и здесь. Причина этому — не халатное отношение работников, ставших во главе этих органов к возложенной на них работе, а целый ряд не разъясненных до сих пор недоразумений и недочетов как в сфере деятельности их, так равно и, главным образом, в полной финансовой беспомощности. Все эти вопросы и недоразумения были достаточно освещены на настоящем Съезде; выходы из многих затруднявших, связывавших до сих пор руки местных Советов Народного Хозяйства положений, как будто-бы найдены; целая масса ценных указаний, в смысле внутреннего строительства Советов Народного Хозяйства, нами почерпнуты на этом Съезде, как от представителей Центра так равно и от коллективного размышления самого Съезда. Остается лишь интенсивно, не жалея ни сил, ни энергии, дружно приступить к совместной, продуктивной работе на местах. И, думается, хочется верить, что работа эта, если она будет продолжаться нами так же энергично, как велась до сих пор, то просвещенная в настоящее время и облегченная целым рядом ценных указаний и Советов даст нам, наконец, при следующем очередном нашем отчете, более положительные и продуктивные результаты. Заканчивает свою речь тов. Трофимов благодарностью от имени Президиума представителям Съезда за дружную их работу в интересах будущей обновленной деятельности Совнархозов (аплодисменты). Тов. Долбилкин предлагает приветствовать новый Пленум Совнархоза и пожелать ему благотворной работы. (Рукоплескания). Тов. Ларионов вносит предложение почтить вставанием павших в борьбе с гидрой контрреволюции товарищей - борцов. После почтения павших борцов вставанием, тов. Трофимов предлагает Съезду спеть в честь их похоронный марш. Предложение принимается дружными аплодисментами. Тов. Долбилкин вносит предложение спеть после похоронного марша еще «Интернационал». Предложение принимается аплодисментами. Не смело в начале, точно придавленные стенами обширного зала собрания, плывут грустные аккорды Похоронного Марша: ... Не страх, не растерянность слышатся в них, а глубокая бесконечная и невольная, скрывающаяся в самых словах Марша печаль, скорбь... И растут они, звуки эти прощальные, принимая постепенно оттенок угрозы, мести... Растут и, наконец, гром проклятий и не сдержанной жажды мести палачам, грозной, неудержимой волной несутся вверх и, не находя выхода, барабанной дробью рассыпаются о стекла громадных окон зала... После «Интернационала» и других боевых революционных песен Председатель объявляет Съезд закрытым.
Источник: Журналы заседаний 1-го очередного Владимирского Губернского Съезда Советов Народного Хозяйства 1918 года.
Губернский Совет народного хозяйства