Юрьевецкая средняя общеобразовательная школа (гор. Владимир)
Юрьевецкая средняя общеобразовательная школа
Юрьевецкая церковно-приходская школа, Одерихинской волости, в дер. Юрьевец, в первый раз была основана в декабре 1883 г. обществом и священником Павлом Русовым, при содействии Александро-Невского Братства. От приходской церкви 3 ½ в. Ближайшие училища: Борисоглебское в 12 в., Погребищенское и Александровское — 8 в. В 1884 г. «Помещение наемное, каменное, вместе с хозяином дома; по свету и теплоте удобное; квартиры учителю нет; классных комнат одна — длиной и шириной 7 ½ , вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий достаточно. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Павел Русов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1859 г., а в настоящем училище с 1883 г.; учитель (временно приглашенный) Яков Аметистов, окончивший курс во Владимирском духовном училище, преподает частно с 1871 г. Поступило в 1883 г. 33 м., которые и состояли к 1-му января 1884 г. Возраст: 8 — 9 л. - 2, 9 — 10 л. - 3, 10 — 11 л. - 11, 11 — 12 л. - 11, 13 — и выше - 8. Из учащихся — 22 из дер. Юрьевца, 7 из дер. Варламова, находящейся рядом, 4 — Рукава (2 ½ в.), 1 — Владимирки (3 в.) и 1 с железной дороги (1 ½ в.). Ночлежного приюта нет. Живущих на квартирах 9, с платой по 2 р. в зиму. Вероисповедания: православного 32, раскольников 1 м. По сословиях: мещ. 1, крест. 32 м. Средства: от разных ведомств 15 р.; платы за учение по 2 р. с каждого постороннего ученика. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 15 р. Поступило 10 грам., 23 не грам. Учатся в день 7 час. Обучения ремеслам нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.). Школа была закрыта.
Деревня Юрьевец находится в 8 верстах от г. Владимира по Московскому шоссе; она собственно состоит из двух деревень — Юрьевец и Варламов починок, но последнее название мало известно. Деревня Варламов починок, когда то была вотчиной Московских патриархов, а д. Юрьевец была до 1861 г. помещичьей. В обеих деревнях до 90 домов. Начальной школы здесь не было, — по школьной сети эти деревни причислены к земской школе в дер. Рукаве, находящейся более чем за три версты. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, проезжая неоднократно в начале осени 1914 г. через деревню Юрьевец, вступал в отеческую беседу с детьми этой деревни и из этих бесед узнал, что часть детей совсем не посещает школы, что посещающие земскую школу в д. Рукаве дети тяготятся дальностью расстояния особенно в плохую погоду, в осеннюю слякоть, зимнюю стужу. Владыка отечески отнесся к этой духовной нужде местного населения, решил помочь ему, устроив здесь особую церковно-приходскую школу на изысканные им средства. Это свое архипастырское решение он высказал Епархиальному наблюдателю и Еп. училищному совету. Когда это решение Владыки было передано крестьянам деревни Юрьевец, они приняли его с чувством глубочайшей благодарности и с готовностью отвели на выбор три земельных участка под постройку школы — в восточном и западном концах деревни и в средине ее. Владыка сам потрудился съездить в д. Юрьевец и лично выбрал и благословил место для устройства школы. Место избрано на западе от деревни на высокой горе, с которой открывается далекий и красивый вид. — Так как д. Юрьевец по школьной сети приписана к земской школе в д. Рукаве, то по делу устройства здесь церковной школы потребовалось сношение с местными земскими учреждениями. Председатель земского собрания и уездного училищного совета ответил на запрос Епархиального училищного совета, что к устройству церковной школы препятствий не встречается. Когда сделаны были эти предварительные шаги, епархиальному архитектору поручено было составить план и смету школьного здания. В декабре 1914 г. Епархиальным Архитектором составлены были план и смета школьного здания. Владыкою был одобрен план здания в русском стиле, очень оригинального и красивого. Классное помещение рассчитано на 50 — 60 учащихся, при нем просторная раздевальня, удобная квартира для учителя и особое помещение для сторожа. В январе 1915 г. Его Высокопреосвященством была образована особая Комиссия для наблюдения за постройкой школы. В состав Комиссии вошли: о. Архимандрит Владимирского Архиерейского дома Владимир, Епархиальный Наблюдатель церковно-приходских школ В.Г. Добронравов, благочинный церквей г. Владимира Протоиерей Иоанн Уваров, Исп. об. Владимирского уездного наблюдателя ц.-приходских школ св. Иоанн Быстровзоров, местный благочинный свящ. о. П. Лавров и двое представителей от крестьян дер. Юрьевец. По одобрении Владыкою плана Епарх. учил. советом была учреждена особая строительная Комиссия, которая тотчас же и приступила к работе. Монастыри, имеющие лесные дачи, охотно пожертвовали лесом на постройку школьного здания. Денежные средства для постройки предоставил Владимирский Архиерейский Дом. Был закуплен и вывезен на место строительный материал и в Великом посте начаты плотничные работы. К Пасхе сруб был уже почти готов. После пасхи, как только оттаяла немного земля, начали копать рвы для фундамента и выкладывать последний. «Закладка здания церковно-приходской школы в дер. Юрьевце, Владимирского уезда. 23 апреля 1915 г. с особою торжественностью, в присутствии Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшаго Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, Председателя Владимирского епархиального училищного совета Преосвящен. Евгения, Епископа Юрьевского, и др. членов ц.-школьного управления, совершена была закладка здания ц.-приходской школы в дер. Юрьевце. Такая торжественная закладка здания ц.-приходской школы, присутствие на этой закладке самого Владыки Высокопреосвященнейшего Алексия объясняется особыми условиями устройства церковной школы в этой деревне. Для местного населения эта закладка здания школы стала торжественным праздником. Задолго еще до начала церемонии стали собираться к месту закладки толпы разряженного народа, затем прибыли все члены строительной комиссии. К 4 часам дня прибыл и сам Высокопреосвященнейший Владыка и с ним Преосвященный Евгений. Местный священник встретил Владыку в облачении и с св. Крестом, а затем представители местного населения встретили Владыку с хлебом-солью. Владыка благодарил за встречу и, благословив хлеб, приказал разделить его между будущими школьниками. — После этого совершен был молебен на освящение устрояемого здания. По освящении воды совершена была закладка в восточном углу фундамента. Здесь заложена была металлическая дощечка с следующим текстом: «23 апреля 1915 г. заложено сие здание ц.-приходской школы в д. Юрьевце, Владимирской губернии и уезда, устрояемое по благословению Высокопреосвященнейшаго Алексия, Архиепископа Владимирскаго и Суздальскаго, на изысканныя им средства, для просвещения в духе православной веры местнаго населения». Владыка первый заложил камень в основание здания, за ним Преосвящ. Евгений и члены строительной комиссии. — Молебствие закончилось установленным многолетием. — По окончании молебствия Владыка обратился к собравшемуся народу с одушевленною речью. Он высказал свою радость по случаю закладки здания школы, просветительного учреждения, которое положит конец темноте и неведению, затем выяснил, что будущая школа будет не только учить грамоте, будет давать знания, она будет просвещать и воспитывать подрастающее поколение в духе православной веры и церкви, а такое научение самое ценное и высокое, на нем должно создаться всякое знание и просвещение. Народ с сосредоточенным вниманием выслушивал слова Владыки. В заключение Владыка пожелал успеха в окончании начатого дела и благословил народ. Так положено начало церковной школы в д. Юрьевне. Нельзя при этом не выразить особой благодарности нашему Высокопреосвященнейшему Владыке, ибо только ему, его инициативе принадлежит устройство этой школы» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 18-й. 2-го мая 1915 года). В августе 1915 г. прекрасное школьное здание в духе древне-русского зодчества, размером 24—18 арш. было уже готово. В начале сентября сделан уже первый полный прием детей в школу. Епархиальный Комитет по вопросу об юбилейном праздновании святому князю Владимиру под председательством Высокопреосвященнейшего Архиепископа Алексия в заседании своем 11 сентября постановил именовать новую Юрьевецкую школу Князе-Владимирской в память 900-летия со дня кончины Святого Князя Владимира. На торжество освящения нового здания прибыли: Высокопреосвященный инициатор и строитель школы Архиепископ Алексий, Председатель Владимирского Епархиального училищного Совета Преосвященный Евгений Епископ Юрьевский, о. Архимандрит Владимирского Архиерейского дома — Владимир, о. Ректор д. Семинарии Архимандрит Павел, Члены Консистории — о. о. Протоиереи: М. Сперанский, В. Боголюбов, М. Беляев, Председатель Епархиального женского училища о. Прот. А.А. Васильев, м. м. Игумения и Казначея Владимирского Княгинина женского монастыря, городской и местный о. о. благочинные, Епархиальный и уездный Наблюдатели церковных школ, члены епархиального училищного совета, Секретарь Консистории А. В. Гроздов, Председатель Владимирской казенной палаты — А.А. Шипов, Представитель от Владимирского уездного земства Л.Н. Капацинский, Представитель от уездного училищного совета, мн. др. и все жители дер. Юрьевца и Варламова починка. Местным о. благочинным, при участии о. протодиакона, совершен молебен на вступление в новый дом с произнесением многолетия Царствующему дому, Святейшему Синоду, Высокопреосвященному Архиепископу Алексию и Преосвященному Епископу Евгению, строителям школы, начальствующим, учащим и учащимся в ней. Пел хор детей — новых школьников под руководством уездного Наблюдателя церковных школ и управлением местного учителя. После молебна все комнаты были окроплены святой водой и Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, объявил Юрьевецкую школу открытой. В речи, обращенной к присутствующим, Архипастырь приветствовал членов епархиального училищного Совета, детей и жителей того селения с переживаемым скромным торжеством. Смею думать, говорил приблизительно Владыка, что в этом скромном торжестве сходятся радости всех нас. Вы, дети, радуетесь тому, что отныне будете получать образование в своей родной деревне, на глазах своих родителей, вам не придется в студеную зимнюю пору бегать за три версты. Вы, родители, конечно рады, что теперь у вас есть своя школа, ваши дети будут учиться при вас, на ваших глазах. Мы, отцы и братие, не можем не радоваться, что открыли возможность детям просвещаться в начальной школе. Не нужно смущаться скромностью настоящего торжества. Часто большие события зреют в условиях незначительных, незаметных. Кто знает, что из этой школы не выйдет какой-либо выдающийся человек, который прославит Россию и свою деревню. Я глубоко верю в гений русского народа. Но он еще не развит, он как сказочная спящая царевна, ждет своего витязя, который разбудил бы его. Но для того, чтобы пробудить гений русского народа, нужно подходить к нему сообразно с основными свойствами его нрава. Основные черты русского характера — стремление к прекрасному, доброму. Достаточно бегло осмотреть историю русского Государства для того, чтобы убедиться в этом. Еще на заре своей жизни русский народ, этот дикарь, по мнению западных соседей, отделяемый от них стеной дремучих лесов, движимый стремлением к красоте, порядку жизни, идет к варягам самообвиняться: земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, идите княжить и владети нами. Какой прекрасный образец нравственной чистоты и духовной красоты! С принятием христианства это естественно-племенное свойство русского народа усугубляется и русский народ способен чудеса творить... При этом Владыка припоминает смутное время и выход из него, отражение Наполеона, мирный акт освобождения крестьян. В заключение Высокопреосвященный оратор выразил желание, чтобы настоящая школа была национальной и церковной. Владыка приподнес школе прекрасный Образ Спасителя, учение и заветы Которого должны лежать в основе имеющих сообщаться здесь знаний. Представители от жителей деревни Юрьевец поблагодарили Архипастыря особым адресом и поднесением ему иконы с изображением св. Алексия человека Божия, имя которого носит Архиепископ. Адрес прочел учитель вновь открываемой школы. «В нынешний радостный и незабвенный для нас день, день открытия в нашей родной деревне редкостной, по внешнему виду и удобствам, церковно-приходской школы, устроенной Вашим Высокопреосвященством, сердца наши переполнены чувством беспредельной любви и благодарности к Вам, Милостивейший Архипастырь. Могли-ли мы, простые, бедные люди, предполагать, что когда-нибудь явится благодетель, который даст нам и детям нашим возможность получить свет истинного учения? Не могли мы и заслужить к себе Нашего расположения, только беспредельная любовь к своей пастве, желание видеть ее просвещенной и выдающаяся доброта заставили Вас воздвигнуть это чудное здание. Теперь дети наши в большинстве своем, лишенные света учения, в этом здании, под сенью и руководством Православной Церкви будут просвещаться учением, имея в лице Вас Высокопреосвященнейшего и Мудрого руководителя. Благоволите, Высокопреосвященнейший Владыка, за оказанное к нам благодеяние принять от нас сей святой образ святого Алексия, человека Божия, имя которого Вы носите. Да хранит Он Вашу драгоценную жизнь для нравственного и умственного преуспеяния Вашей паствы на долгие годы. Мы же в простых сердцах своих будем возносить молитву Богу о даровании Вам доброго здоровья и всему потомству своему заповедуем помнить и поминать на молитве своего Благодетеля». Представитель от Земства, Л.Н. Капацинский произнес следующую речь: «Ваше Высокопреосвященство. Позвольте мне, скромному общественному деятелю, от лица Земства, как члену Училищного Совета, приветствовать Вас в этот народный праздник, когда мы все прибывшие сюда переживаем такие отрадные, светлые минуты. Приветствуя Вас как создателя нового рассадника народного просвещения, я не могу попутно не сказать нескольких слов о роли церковно-приходских школ, какую они сыграли в истории нашего отечества. Как монастыри, так и церковно-приходские школы явились первыми пионерами в деле создания на Руси просвещения народных масс, и первые лучи света, лучи знания озарили царившую дотоле темноту через стекла монастырей и церковно-приходских школ. Не следует нам забывать о той тяжелой борьбе, которую приходилось вести первым просветителям с закоренелой косностью народа. И только теплым словом и своим примером сельские пастыри, эти великие труженики на ниве народной убедили население в необходимости и пользе просвещения. Церковно-приходские школы строил ведь не богатый хозяин — наше Земство, а их лепил бедный труженик сельский священник, испрашивая у поселян и клочок земли и отопление и охрану школы. Пусть в нашем сердце всегда будет хоть память об этих беззаветно преданных своему святому делу создателях народного просвещения. Прошли года, многое изменилось в внутреннем распорядке нашей родины. Всколыхнулось общественное самосознание, создались целые кадры российской интеллигенции и по единому слову Великого Реформатора России создалось Российское Земское Самоуправление. В числе первых задач Земство приняло на себя заботу о просвещении нашего народа. И если бы в это время наши церковно-приходские школы, как усталый витязь, сложили бы меч и копье и уступили бы свой великий пост своему старшему брату и тогда бы заслуга церковно-приходских школ была без конца велика и справедливая оценка заняла бы лучшие страницы в истории Российского просвещения. Но не устал этот витязь, а одухотворенный какой то лучезарной силой он все также высоко держит вверенное ему знамя и только войско вокруг него растет, увеличиваясь с каждым годом все более и более в виде тысячной массы нашей крестьянской детворы и молодежи. Существует среди широких масс нашей интеллигенции кем-то внушенное убеждение, что церковно-приходские школы уже отжили свой век, что время им отдать дело народного образования в руки Земства, существует также убеждение, что Земство будто бы ведет какую-то борьбу с церковно-приходскими школами. Это убеждение имеет свое начало от тех времен, когда церковно-приходские школы были скорее школами грамотности, когда в них немудро обучал всему понемногу ребят, сельский дьякон, и конечно трудно было спрашивать широкого плана и обширных знаний от такой народной школы. Но мало кто интересуется тем, что произошло за эти многие года в развитии церковно-приходской школы, почти никто из нашей интеллигенции не видел вероятно ни разу, что преподают и как преподают в настоящее время в этих школах. Состоя членом Училищного Совета Земства, я заинтересовался причинами указанных выше убеждений и в этом случае не могу не принести мою глубокую благодарность высокоуважаемому Василию Гавриловичу Добронравову, который первый заставил меня близко подойти к этому больному вопросу. И я сейчас счастлив засвидетельствовать пред Вами Владыка, пред всеми уважаемыми присутствующими здесь гостями, что преподавание в церковно-приходских школах сейчас не заставляет желать лучшего, что все нарекании на эту школу в этой области есть результат полнейшего незнания этой школы. Бывая неоднократно на экзаменах в церковно-приходских школах, я удивлялся той глубине знаний, которую проявляли ученики в области Закона Божия, Русского языка и Истории. Пусть наши Земские школы имеют шире программу, пусть в них ученик знакомится с целым рядом общеобразовательных наук, в церковно-приходских школах уже программа, но глубже вспахана нива, нет поверхностных знаний, но вся программа дышит чем-то сильным, здоровым. И не верьте, Владыка, что в нашем по крайней мере уезде есть какая-то рознь между школами земскими и церковно-приходскими. Как две любящие друг друга сестры творят обе школы великое святое дело, как матери встречают они крестьянских детей, этих бедных сирот и своей любовью, своей лаской вносят много светлого в сердце ребенка, а открывая перед ним горизонт знаний создают из него хорошего, здорового сына нашей великой родины России. Не избалован наш крестьянин ни лаской, ни участием. Мало видит он в своей жизни радости, мало видит моральной поддержки в минуту душевной скорби, в дни повседневного горя и забот. Вот почему — без конца ценит он все, что дается ему для улучшения его крестьянского быта. И я чутко переживаю душой то праздничное настроение, которое царит сегодня среди местных поселян Юрьевца, когда каждый крестьянин с этого дня имеет право сказать, что у него в деревне есть собственная крестьянская школа. Эта школа будет гордостью этого поселка и в честь чьего бы имени ни назвал ее светлый Строитель, в сердце крестьянина эта школа всегда будет соединена с именем Строителя Архиепископа Алексия. Что пожелать мне, Владыка, Вам, как неутомимому сеятелю на ниве народной? Как из окна этой школы широко раскинулся горизонт и видны безоблачные дали, пусть также широко раздвинется горизонт света и знаний пред теми, кто здесь завтра займет наше место, пред крестьянскими детьми, этой верной и прочной опорой нашей веры и нашей родины! Скажу слово и Вам, кому поручено Владыкой святое и великое дето образования и воспитания ребенка. Пусть в Вашей работе красной нитью вьются старые, но вечно юные слова Некрасова «сейте разумное, доброе, вечное! Сейте! Спасибо Вам скажет сердечно Русский народ». И от себя добавлю: «Пусть же как солнцем словами поэта будет вся Ваша работа согрета! С Богом за дело! Вперед!» Преосвященный Евгений, Епископ Юрьевский от лица членов Епархиального Училищного Совета поблагодарил Высокопреосвященного за Его внимательное отношение к церковно-приходским школам. Отношение его к школам он сравнил с отношением Моисея к дочерям Иофора, когда они пасли стада. После молебна присутствующим предложен был чай. «Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода. Преосвященному Алексию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому. По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали представление Вашего Преосвященства, от 10-го октября 1915 года за № 1586, о присвоении устроенной иждивением Флорищевой пустыни церковно-приходской школе в д. Юрьевец, Владимирского уезда, наименования «Юрьевецкой Свято-Владимирской» в память 900-летия кончины Святого Равноапостольного Князя Владимира. Приказали: В удовлетворение ходатайства Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: устроенной на средства Флорищевой пустыни церковно-приходской школе в д. Юрьевец, Владимирского уезда, присвоить наименование «Юрьевецкой Свято-Владимирской», о сем Ваше Преосвященство уведомить указом, Правительствующему Сенату сообщить ведением, редакциям «Церковных Ведомостей» и «Правительственнаго Вестника» дать знать по принятому порядку, а в Училищный Совет при Святейшем Синоде передать выписку из сего определения. Декабря 3-го дня 1915 года». 13-го октября 1916 г. Его Высокопреосвященство, в сопровождении Преосвященного Евгения и уездного наблюдатели церковно-приходских школ Владимирской губернии, посетил Юрьевецкую церковно-приходскую школу Владимирского у.
«…Еще хуже обстоит дело со всеобучем в юрьевецкой школе. Здесь разъяснительной работы среди населения никакой не велось. Учет детей до сих пор не закончен, учетных карточек нет. Комитет содействия всеобучу не организован» («Призыв», 15 сентября 1930).
«Юрьевецкая школа к учебному году не готова. Ремонт до сих пор не делается, учебных пособий не хватает. Зав. школой тов. Скворцов проявляет исключительную халатность, не принимая никаких мер в усиленной подготовке школы к началу учебного года. Председатель колхоза т. Петров тоже не болеет душой за школу» («Призыв», 16 августа 1935).
«Юрьевецкая начальная школа в декабре прошлого года получила электрический свет. С тех пор в школе оживилась работа многих кружков. Вечерами мы проводим внеклассную работу, слушаем радиопередачи из родной Москвы. Для учащихся в школе регулярно демонстрируются кинокартины. Мы уже просмотрели 8 новых интересных фильмов. Учащиеся нашей школы подготовили художественные выступления ко дню 8 марта. З. ПЕТРОВА, Т. МАТВЕЕВА, Е. НЕДЮЖЕВА, З. КРУЧИНА, ученицы 4 класса» («ВК», 8 марта 1951). «По деревне Юрьевец идут одетые по-праздничному школьники. Сегодня у них первый день экзаменов. На здании начальной школы красочный плакат: «Экзамены — твой отчет перед Родиной! Сдадим их на отлично и хорошо!» Раздался звонок. Четырехклассники входят в класс. Заведующий школой И.Н. Лебедев поздравляет школьников с экзаменами и желает им успеха. В классе наступает полная тишина. Только слышен скрип перьев и голос учительницы. Учащиеся пишут диктант «По Волге». Комиссия проверяет работы. Из 28 учащихся 23 получают оценки «отлично» и «хорошо». Двоек нет. Н. ЛЕБЕДЕВА, учительница» («ВК», 24 мая 1951). «Учащиеся Юрьевецкой школы торжественно отмечают 28 годовщину со дня смерти Владимира Ильича Ленина. 21 января будет проведен сбор, посвященный памяти Владимира Ильича, выпускается специальный номер стенгазеты. Портрет В.И. Ленива в школе мы украсили цветами, зеленью и красными лентами. Организована витрина с фотоснимками, в которых рассказывается о жизни и деятельности великого гения революции. КИСЕЛЕВА, АЛЕКСАНДРОВА, КРУЧИНА, ученицы 4-го класса» («ВК», 20 января 1952). «Коллектив Юрьевецкой начальной школы деятельно готовится к предстоящим экзаменам. Мероприятия по подготовке к экзаменам обсуждены на педсовете. В четвёртом классе было проведено ряд бесед о режиме дня, о том, как ликвидировать отставание по русскому языку и арифметике, как готовить уроки, а также о дисциплине. Школа имеет тесную связь с родителями. Если учащийся проявил плохой поступок или получил плохую отметку, то об этом родители тут-же ставятся в известность и общими усилиями мы добиваемся устранения недостатков. Нередко родители сами приходят в школу, интересуются, как учатся и ведут себя их дети. Таким образом мы помогли повысить успеваемость ученикам четвертого класса Ходыреву, Богомолову, Гореву в другим. П. РЫЖОВ, учитель» («ВК», 10 мая 1955). «До начала нового учебного года осталось немногим больше трёх недель. Однако до сих пор в Юрьевецкой начальной школе плохо готовятся к встрече учащихся. Помещение всё ещё не приведено в надлежащий порядок, не покрашены парты. Неудовлетворительно обстоит дело и с заготовкой топлива. Странную позицию в этом отношении занимает председатель исполкома Спасского сельского Совета тов. Куликова. Она ничего не предпринимает для того, чтобы школа и учителя были своевременно обеспечены дровами» («ВК», 4 августа 1955). «С большим желанием участвуют в колхозных работах юрьевецкие школьники. Недавно на воскреснике ученики 6—7 классов убрали кукурузу с площади шести гектаров, а младшие школьники носили сухое зерно в колхозный склад. Дети трудятся под руководством учителей. Преподаватели тт. Грязнова, Парфёнова, Буркова, Афанасьева и другие придают большое значение трудовому воспитанию детей, сами показывают пример в работе. Но, к сожалению, есть ещё в коллективе Юрьевецкой школы и такие учителя, которые считают, что участие в общественно-полезном труде не их дело. Это относится к тов. Мойсеюк. Она ещё ни разу не выходила на работы в поля, не участвует в благоустройстве села и школы. С. ТИМОФЕЕВ» («ВК», 11 сентября 1956). «С большим желанием Чтобы учащиеся Юрьевецкой семилетней школы могли овладевать трудовыми навыками, шефы оборудовали для нас хорошую учебную мастерскую. В ней есть станки и весь необходимый инструмент. Ребята работают в мастерской с большим желанием. Не стоим мы в стороне и от колхозных дел. Собирали удобрения. С 15 гектаров убрали урожай картофеля, с одного гектара — помидоры, вырастили 800 цыплят. Заработали более 250 трудодней. После каникул возьмем шефство над колхозной свинофермой. Толя ХОДЫРЕВ» («ВК», 10 января 1959).
«Лекция в агитпункте В Спасском агитпункте учительницей Юрьевецкой семилетней школы А.А. Ветлугиной прочитана лекция «Художественная литература о колхозной деревне». Тов. Ветлугина рассказала собравшимся о произведениях Ф. Панферова, Г. Николаевой, А. Твардовского и других писателей и поэтов, правдиво и ярко отображающих жизнь колхозной деревни. После лекции был продемонстрирован кинофильм» («ВК», 7 февраля 1959).
«Самообслуживание в школе В законе «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» предусматривается широкое привлечение школьников к самообслуживанию. Кое-что в этом направлении делается и в Юрьевецкой семилетней школе. Еженедельно ребята моют окна, классную мебель, производят мелкий ремонт школьного инвентаря. Дежурные по классу делают уборку ежедневно после занятий. В школе проводится соревнование на лучший класс по чистоте. Итоги отражаются в специальном графике. Класс, занявший первое место, отмечается приказом директора по школе. Ему вручается переходящий вымпел. В каждом классе имеются санитарные тройки, существуют и санитарные общешкольные посты. Они следят за внешним видом учащихся, чистотой в классе. Следует отметить, что всю эту работу ребята проделывают с большой охотой. Хорошим подспорьем в борьбе с неряхами и белоручками являются классные и общешкольные стенные газеты. Около них всегда можно увидеть группу школьников, оживлённо обсуждающих очередной номер. Это говорит о том, что газета затрагивает интересы учащихся. Коллектив Юрьевецкой школы считает, что система мероприятий по привитию учащимся трудовых навыков оправдывает себя. А. СОМОВ» («ВК», 23 апреля 1959).
«Праздник первоклассников Одетые по-праздничному пришли в этот день в свою Юрьевецкую школу самые маленькие её питомцы — первоклассники. Они сами и открыли спой праздник, посвящённый окончанию учебного года, рассказали родителям, чему научились в школе, показали свои изделия, спели любимые песенки, сплясали. Учителя С.Г. Сидоренкова и К.И. Буркова горячо поздравили учеников с переходом во второй класс, вручили подарки отличникам учёбы С. Колосову, Ю. Любимову, Г. Устименко, Ю. Петрову, Ю. Кудряшову и другим. Они также рассказали собравшимся о плане проведения летних каникул. На празднике выступили и родители, которые горячо поблагодарили учителей за обучение и воспитание детей. С. АЛЕКСЕЕВ» («ВК» 2 июня 1959).
«Как-то по особенному празднично выглядела в первый день экзаменов Юрьевецкая семилетняя школа. Подтянутые, аккуратно одетые пришли сюда семиклассники. Чувствовалось, что школьники волновались. Да оно и понятно — предстояла проверка знаний, полученных за время учёбы. Точно в установленное время был дан звонок. Семиклассники заняли свои места за партами, где уже лежали тетради и ручки. На доске были написаны тексты задач и примеров по алгебре. Полтора часа прошли незаметно. И вот уже одна за другой сдаются работы. Но ученики не уходят, каждому хочется узнать, какая же оценка будет выставлена. Результаты первого дня экзаменов хорошие. Все работы учащихся оценены положительно. Более 70 процентов написаны на 4 и 5. Лучше других справились с решением задач и примеров Виталий Малов и Тоня Куделя. М. ЛЁЗОВ» («ВК» 4 июня 1959).
«Идите учиться в вечернюю школу С каждым днём наука и техника в нашей стране движутся вперёд. Создаются новые машины, для управления которыми требуются знания. Много должен знать сейчас рабочий человек, а это значит, что нужно учиться, повышать свои знания. Условия для учёбы у нас есть. Об этом постоянно заботятся партия и правительство. Хот, кто по каким-либо, причинам не сумел закончить общеобразовательную школу, может продолжить образование в школах рабочей и сельской молодёжи. С 1 октября решено открыть такую школу и в Юрьевце. Занятия будут проходить по вечерам четыре раза в неделю. Желающие учиться уже сейчас должны подать необходимые документы. Желательно, чтобы учащихся было не менее 15 человек в каждом классе. Только при этом условии школа сможет работать нормально. И. МИХАЙЛОВА, учительница Юрьевецкой школы» («ВК» 11 июня 1959).
«В Юрьевецкой семилетней школе обучается более 250 детей. Начиная с первого класса, каждому ученику мы стремимся давать не только знания, но и определенные трудовые навыки. Первоклассники сразу же осенью вместе с учителями осмотрели пришкольный участок, узнали об осенних сельскохозяйственных работах, собирали семена цветов. Сейчас они уже могут обращаться с пластилином и бумагой. Ученики второго класса летом имели свою грядку на пришкольном участке, сеяли цветы, помогали в работе старшеклассникам. На уроках труда они также работают с бумагой и пластилином, но задания получают более сложные, чем первоклассники. Из пластилина лепят орнаменты, иллюстрации к сказкам. Дома оформили уголки, где есть режим дня, расписание уроков, рекомендательный список книг для чтения. Имеют второклассники календари природы и труда, что помогает развивать наблюдательность, кругозор, больше узнавать о природе и сроках выполнениях тех или иных работ. В третьем классе уже введен общественно полезный труд. Ребята ухаживают за кроликами, заготовили для них веточный корм. Третьеклассники проводят уборку территории вокруг школы, собирают металлолом, работают на пришкольной участке. На уроках они уже ознакомились со злаковыми культурами и соринками. Простейшие модели компаса сделали ученики четвертого класса, ими же оформлена коллекция «Деревья нашей местности». Ребята научились ухаживать за одеждой и обувью. Кстати, к уходу за одеждой и обувью школьники приучаются у нас с первого класса. Школа располагает хорошо оборудованной учебной мастерской. В ней имеются винторезно-токарный станок по металлу, токарный по дереву, сверлильный и фуговально-комбинированный станки, различный инструмент. Хозяева мастерской — ученики 5—7 классов. Здесь работа начинается знакомством со свойствами пород деревьев и кончается поделкой сложных вещей. Своими силами, например, учащиеся делают шведскую стенку для занятий физкультурой. Они изготовили также ящики для рассады, цветочницы, табуретки и т. д. Особенно ладится дело у Володи Волкова, Саши Егорова, Нины Устименко, Валерия Матвеева и некоторых других ребят. В школе введено самообслуживание. Свои способности ребята развивают в физико-техническом кружке. Они изготовляют наглядные пособия для физического кабинета, учатся фотографировать. Фотолюбителями сделано немало снимков, отображающих жизнь школы. Много заботы и у юных кролиководов. За кроликами, которых начали разводить с весны нынешнего года, ухаживают все ребята, но особенно старательны малыши. Перестройка работы школы, усиление внимания трудовому воспитанию дают свои положительные результаты. Развивается инициатива и самостоятельность учащихся, укрепляется дисциплина. Дети стали более бережливо относиться к народному добру. Крепнет, становится дружнее и школьный коллектив. Всё это радует нас, учителей. Ведь очень хочется, чтобы наши ученики уверенно вступали в жизнь — жизнь, полную замечательного творческого труда и великих преобразований. К. БУРКОВА, заведующая учебной частью школы» («ВК», 5 декабря 1959).
«Интересно живут юрьевецкие школьники Приближается 90-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Много трудовых подарков преподнесут советские люди в честь знаменательной даты. Готовятся к этому дню и юрьевецкие школьники. Они борются за то, чтобы хорошо учиться, прилежно трудиться и правильно, с пользой организовать отдых. Сейчас ребята занимаются сбором золы. Ежедневно приносят ее до 150 килограммов. Юные кролиководы трудятся в крольчатнике. В школе начался сбор макулатуры. В 6 «Б» классе недавно состоялся пионерский сбор, на котором ребята показывали свои навыки в домоводстве. Они сами готовили обед, а после обеда отдыхали — пели любимые песни, играли. В седьмом классе весело прошла лыжная прогулка. Семиклассники вообще любят лыжный спорт и по праву держат первенство в школе. А. СОМОВ» («ВК», 11 февраля 1960).
«Школьники поселка Юрьевец получили прекрасный подарок — новую восьмилетнюю школу. Кроме классных комнат в ней имеются механическая и столярная мастерские, кабинеты для проведения лабораторных работ и спортивный зал. Вокруг школы на площади двух гектаров расположен пришкольный участок и стадион. Перед зданием заасфальтированы дорожки и площадь, в центре которой разбиты клумбы для посадки цветов. Строители Владимирского треста № 3, возглавляемые прорабом П.Е. Ларионовым и мастером Н.П. Усовым сдали школу с оценкой «хорошо» государственной комиссии. Хорошо потрудились на строительстве объекта бригада плотников (бригадир Е.Г. Сулеменко) и бригада каменщиков (бригадир А.К. Мельников). Обе эти бригады борются за звание бригад коммунистического труда. В настоящее время в здание школы завозится оборудование, в мастерских ведутся монтажные работы. Во второй половине октября в новой школе начнутся занятия. А. ВОЛКОВА, член совета редакции» («ВК», 11 октября 1960).
«Праздник елки и зимы Зимние каникулы школьников начались веселыми новогодними праздниками. Много радости принес праздник елки и зимы ребятишкам младших классов Юрьевецкой восьмилетней школы. Они показали свое искусство в исполнении песен, плясок, занимательных игр и шуток, а всеми любимый дед Мороз раздавал детям гостинцы. Вечером на карнавале веселились старшеклассники. Некоторые девочки и мальчики были в масках. К новогоднему празднику учащиеся подготовили нарядные костюмы. Веселью на елке не было конца. Песни сменялись танцами, слышались шутки, смех, Многих заинтересовали игры в почту и лотерею. Лучшие исполнители песен и танцев были премированы. Премии присуждены и за лучшие костюмы. Их удостоены Витя Саваков (костюм звездочета), Таня Вяткина (елочка), Наташа Костина (снегурочка), Катя Жукова (индианка) и другие. На вечере были вручены премии чемпионам школы по шахматам: Сереже Романову, Славе Филиппову, Вове Разгулову, Вове Ткачеву. Новогодними праздниками все юрьевецкие школьники остались довольны. А. КАРПОВА» («ВК», 6 января 1962).
«Учащиеся 4 «А» класса Юрьевецкой восьмилетней школы на днях встретились с членами бригады коммунистического труда и членами коллективов, которые борются за высокое звание. Встреча была в поселке Юрьевец. Дети с огромным интересом осмотрели рабочие места, внимательно слушали рассказы А.П. Лопухина, Е.Г. Холодовой, М.Ф. Михайлова. Учащиеся наглядно убедились, что коммунизм создается сегодня трудом людей, что на помощь рабочим приходит совершенная техника, созданная тоже людьми. Встреча с производственниками произвела на школьников большое впечатление и надолго останется в их памяти. К. БУРКОВА, учительница Юрьевецкой школы» («ВК», 30 января 1962).
«Сквозь большие окна двухэтажного каменного здания Юрьевецкой восьмилетней школы пробиваются лучи весеннего солнца. От этого — радостно. В одной из классных комнат идет урок истории. — Кто из вас, ребята, хочет сегодня порадовать своих мам хорошей оценкой, — спрашивает учительница Клавдия Ивановна Буркова. Поднимается сразу несколько рук. Галя Устименко рассказывает о бесстрашном подвиге легендарного героя Константина Заслонова. Четко отвечает на все вопросы о значении партизанского движения Юра Любимов. Он получил заслуженную пятерку. О Дне победы над Германией учащиеся рассказывали по картине Мочальского, на которой изображен берлинский рейхстаг с развевающимся красным флагом — флагом победы. Клавдия Ивановна Буркова так интересно построила урок, что и после кзвонка ребята не отошли от картины, рассматривали каждую деталь в ней. ... Много интересных и полезных дел на счету пионерского отряда имени Вали Котика из 4 класса. Ребята не только хорошо учатся, они стараются лучше узнать жизнь. Недавно, например, побывали в гостях у членов бригады коммунистического труда. Всем понравилось, что ручной труд почти на каждом участке заменяют машины. Много интересного о технологии производства рассказали ученикам инженер М.Ф. Михайлов, бригадир А.П. Лапухин, электрик Е.Г. Холодова. О своих впечатлениях, оставленных экскурсией, ребята написали сочинение. Пионеры 4 класса включились в соревнование за звание отряда спутника семилетки. Вот они и стараются во всем быть примерными. Во время детских киносеансов дежурят в клубе, дома помогают мамам и бабушкам. У юных ленинцев, как и у ударников коммунистического труда, — свой закон. Они не признают таких слов, как «не знаю», «не могу», «забыл» и т. д. Каждый готов выполнить любое задание. Недавно ребята решили сделать подарок малышам из детского сада: отремонтировать игрушки, сшить для кукол новые платьица и т. д. Работа закипела. Галя Устименко, Зина Лазарева, Валя Ермолаева, Рита Кустова, Валя Алексутина занялись кройкой и шитьем. Вова Шкуратов, Саша Миронов, Коля Гусаров, Юра Рюмцев починили детские игрушки. Школьники показали малышам кукольный спектакль — сказку «Колобок». Очень радовались этому ребятишки. Пионеры обещали подготовить еще выступление и показать его при открытии нового детского сада. Пионеры четвертого класса ведут наблюдения за временами года, аккуратно записывают замечания о погоде. Они приготовили альбом, посвященный знаменательным датам. На счету у этих хороших ребят много и других интересных дел. А. ВОЛКОВА, член совета редакции» («ВК», 15 марта 1962).
Юрьевецкая средняя общеобразовательная школа г. Владимира была построена и введена в строй в 1972 году.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ВЛАДИМИРА "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44" зарегистрирована 12.02.2003 г.
Директор - Балькин Николай Васильевич (с 6 октября 2011 г.).
Адрес г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Институтский городок, д.7.
Сайт школы - http://vladshkola44.hostedu.ruМкр. Юрьевец