Клименков Василий Яковлевич Василий Яковлевич Клименков (26 февраля 1907, Бежица — 24 февраля 1976, Липецк) родился 26 февраля 1907 году в городе Бежице (ныне в составе г. Брянска) в семье рабочего. Работать начал в 15 лет рассыльным уисполкома. В 1923 году начал трудиться на бежицком заводе «Красный Профинтерн». За 18 лет непрерывной работы на этом предприятии Клименков прошел путь от токаря до директора завода. В 1932 году окончил Харьковский машиностроительный институт. С началом Великой Отечественной войны Василия Яковлевича постановлением Государственного комитета обороны переводят на работу в оборонную промышленность. С 1941 года — начальник цеха завода № 259 (г. Златоуст); с 1943 года — директор завода № 76 (г. Серов); с 1944 года — директор Высокогорского механического завода (г. Нижний Тагил). Под его руководством на Высокогорском механическом заводе (ВМЗ) были отработаны новые конструкции боеприпасов и организован их массовый выпуск, налажено производство сельскохозяйственных машин. Руководил работами по внедрению механизации трудоемких процессов на заводе. Организовал на ВМЗ массовое строительство жилья для работников завода методом «самстроя», возведенный в короткие сроки заводской поселок стал неофициально именоваться в его честь «Клименковкой». В 1950 г.— директор Липецкого тракторного завода.
16 марта 1946 г. на заводе появился новый директор В.Я. Клименков. Это был крупный мужчина в кожаном пальто с погонами полковника (звание полковника получил в 1945 г. будучи директором оборонного предприятия по выпуску боеприпасов № 63, г. Нижний Тагил Свердловской области). Первое время он подписывал приказы «инженер-полковник Клименков». При нем суточный график стал законом. Вторая смена зачастую стала задерживаться до утра.
Многим ветеранам запомнилось время, когда директором был Клименков Василий Яковлевич. Требовательный к себе и подчиненным он любил порядок в цехах и на территории, всегда доброжелательно относился к рабочим, внимательно выслушивал их просьбы и пожелания. Заводская молодежь уважительно называла Клименкова - «Дядя Вася».
В кузнице освоена штамповка коленвала. В механических цехах переводят на поточное производство ответственные детали: головку блока, шатун, вал распределительный, поршень, полуоси, шестерни и валы. Внедряются специальные и специализированные станки. Осваивается скоростное фрезерование. Технологи завода усиленно работают над оформлением операционных технологических карт. Прессовый цех осваивает глубокую вытяжку новых деталей. Инструментальный цех освоил производство червячных фрез, резцов глиссона и долбяков феллоу.
Территория завода очищается от строительного мусора. Тысячи деревьев посадили рабочие на территории производства и на поселке. Дорога от поселка к заводу превращена в зеленую аллею. Четвертая Сталинская пятилетка поставила перед коллективом завода задачу – от десятков тракторов в месяц перейти к 100 тракторам в день.
Четвертая Сталинская пятилетка поставила перед коллективом завода задачу – от десятков тракторов в месяц перейти к 100 тракторам в день.
Первомай 1946 года. В центре директор завода Клименков В.Я.
Ранней весной 1946 г. в отделе главного технолога появился молчаливый интеллигентный человек (прибывший из "мест не столь отдаленных"), одетый более чем скромно. Он сидел за столом в поношенном, но чистом демисезонном пальто неопределенного цвета. Это был будущий Главный технолог, Главный инженер и Директор завода Романов Борис Петрович.
9 марта 1946 г. инженер Романов Борис Петрович назначается заместителем Главного технолога вместо уехавшего в Куйбышев на преподавательскую работу Александра Николаевича Чалого-Прилуцкого. 31 марта 1946 г. старший техник моторного цеха Глозман Евгения Моисеевна назначается начальником сектора подготовки производства ОГТ.
На базе строящегося Тракторного завода в 1943 г. была открыта школа ФЗО № 7, ученики и выпускники которой в обязательном порядке работали на заводе. «Школа ФЗО №7 Владимирского тракторного завода недавно произвела выпуск учащихся. Они овладели квалификацией и необходимыми практическими навыками. Пятая часть выпускников квалифицирована по пятому разряду, 59% - по четвертому и остальные – по 3 разряду. Особо отличились формовщики Фёдоров, Романов, Абросимов и др. Группа девушек-стерженщиц под руководством Вали Филипповой своим отличным старанием завоевала переходящее Красное знамя школы и удержала его до конца выпуска. Школа готовится к новому приему. Отремонтировано учебное здание и инвентарь. Мы встретим новое пополнение в отремонтированном и благоустроенном здании. Н. Васильев» («Призыв», 12 сентября 1945). «Школа ФЗО № 7 при Владимирском тракторном заводе производит набор учащихся по профессиям: токари, фрезеровщики, штамповщики, слесари-сборщики и литейщики. Принимаются юноши 16-17 лет, девушки 16-18 лет… Адрес: Всполье, д. 12» («Призыв», 29 августа 1945).
«В прошлом году школа фабрично-заводского обучения № 7, готовящая кадры тракторостроителей, значительно улучшала свою работу. Это отметила коллегия Министерства трудных резервов. Завод получил 500 квалифицированных paбoчих токарей, слесарей, формовщиков, штамповщиков и других рабочих специальностей на 75 человек больше, чем в 1946 году. Мастера, тт. Храбров, Мартынов, Чихачев, Паутов, Филиппова и Гущин воспитали не одну сотню квалифицированных рабочих, которые сейчас руководят участками, бригадами. Среди них, мастер тов. Сафронов, бригадиры тт. Алешина и Абросимов. Воспитанники школы стерженщица тов. Нефонтьева, штамповщик тов. Круглов, токарь тов. Петров, испытатель моторов тов. Чуксин трудятся по-стахановски. В школе ФЗО № 7 развернулось социалистическое соревнование за лучшую постановку производственной и воспитательной работы среди учащихся. Для показа социалистического соревнования широко используется наглядная агитация. Ежедневно подводятся итоги по индивидуальным обязательствам и еженедельно — по групповым. На доске показателей каждый день показывается, какая группа идет вперед, кто отстает и по каким пунктам обязательства. В результате мы добились хороших успехов в производственном обучении. В честь 30-й годовщины Советской Армии школа выполнила план I квартала 1948 г. Впереди идут группы токарей, руководимые мастерами тт. Храбровым, Чугуновым и Филипповой. Проходя производственную практику в цехах, учащиеся школы помогают тракторостроителям выполнять план. 11 февраля бригада формовщиков тов. Шальнова на формовке ступицы заформовала 80 опок. Такой выработки в литейном цехе не достигали еще ни разу кадровые рабочие. Но есть у нас и недостатки. В группе токарей мастера тов. Смирнова ученик Рыбкин несерьезно отнесся к порученному делу, недавно он поломал приспособление, а ученик Тюленев недисциплинирован. Учащиеся трудовых резервов в письме к товарищу Сталину поклялись преодолеть все препятствия и стать квалифицированными рабочими. Из пятого набора вашей школы завод получит достойное пополнение в коллектив тракторостроителей. Н. КЛИМОВ, директор школы ФЗО № 7» («Тракторостроитель», 20 февраля 1948). «24 февраля во время обеденного перерыва в красном уголке моторного цеха был дан концерт силами участников художественной самодеятельности ремесленного училища № 7 и школы ФЗО № 7» («Тракторостроитель», 3 марта 1948).
10 июля 1946 г. Накаряков Александр Константинович переводится в Москву, где он жил и работал до эвакуации. Главным технологом ВТЗ назначается Романов Борис Петрович. Главные технологи ОГТ-ВТЗ: Накоряков Александр Константинович 1943-1946; Романов Борис Петрович 1946-1950; Зуев Александр Васильевич 1950-1960; Игошин Виктор Михайлович 1961-1981.
С приходом на должность Главного технолога Романова Бориса Петровича в ОГТ была создана группа ведущих технологов по цехам. Моторный цех – Игошин В.М., Автоматный цех – Ионова Л.М., Прессовый цех – Мазаева М.И.
26 сентября 1946 г. Чуфарин Михаил Кузмич переводится из моторного цеха заместителем Главного технолога по действующему производству.
В октябре 1946 г. на ВТЗ организуются годичные курсы конструкторов. На этих курсах учились бывшие фронтовики пришедшие на завод после демобилизации из армии: Гаврилов Борис Васильевич, Евдокимов Михаил Иванович, Запекшин Георгий Викторович, Иванов Георгий Петрович, Лобанов Николай Александрович, Прокофьев Юрий Николаевич, Судаков Иван Владимирович, Чихачев Алексей Николаевич, Полунина (Уткина) Лидия Михайловна и др. Занятия ведут заводские специалисты, в том числе технолог Зуев Александр Васильевич (технология металлов).
Всего за 1946 год выпущено 1140 тракторов.
На 1 января 1947 г. на заводе работало 5260 чел.
В 1947 г. идет освоение производства трактора «Универсал-1» для обработки высокостебельных культур, - кукурузы, подсолнечника и хлопка. От «Универсала-2» трактор отличается сближенными передними колесами.
Трактор «Универсал У-1»
В марте 1947 г. были отправлены на испытания в Узбекистан три опытных образца трактора У-1.
Реконструкция Литейного цеха с целью увеличения производительности в 4-5 раза.
Богданов В.И. вспоминал: «Тогда на ВТЗ отовсюду поступало оборудование. Подъемных механизмов еще не хватало. Приходилось из склада в цех тяжелые станки доставлять вручную. Хоть и уставали за день порядочно, но молодость свое брала. Вечерами мы собирались на Всполье, где в то время был кинотеатр. Частенько после фильмов ходили в общежитие к девчатам. Я брал с собой гармошку, а Вася балалайку и устраивали такие концерты!!!» Заводской комитет начал работу с февраля 1947 года, избрано в его состав 17 чел. В начале 1947 года между дирекцией завода и завкомом было заключено соглашение по охране труда и технике безопасности с точным перечнем всех мероприятий и сроков их выполнения. В 1947 году завком завел учет всех инвалидов Отечественной войны и семей погибших фронтовиков, дважды провел перерегистрацию. Инвалидам Отечественной войны и семьям погибших фронтовиков систематически оказывалась помощь ордерами, продуктами и деньгами.
11 марта 1947 г. Солдатов Василий Ефимович, назначен заместителем Главного технолога по новому производству.
15 апреля 1947 г. на заводе запущен в эксплуатацию печатный цех (типография).
Емелин Василий Дмитриевич (1911 г.р) Старший конструктор ЦКБ, инициатор почина по ликвидации узких мест в производстве.
В 1947 г. после окончания Авиамеханического техникума пришли в ОГТ: Макарова (Матвеева) Нина Сергеевна – технолог и Керская Елена Павловна – конструктор.
Макарова Нина Сергеевна
Керская Елена Павловна
В июне 1947 г. Владимирский тракторный завод получил два пассажирских автобуса, которые совершали рейсы между городом и заводом. Правом проезда на них пользовались лишь инженерно-технические работники и лучшие стахановцы, проживавшие в городе и поселке Всполье. Через два года стал вопрос о движении автобусов в выходные дни.
3 ноября 1947 г. изготовлен 5000 трактор.
В 1946 году работа спортивного общества «Трактор» была развалена. В 1947 году вновь организовано спортивное общество «Торпедо» (бывший «Трактор»). Число членов общества выросло до 261 чел., из них 102 женщины. Работой руководит бюро, а в цехах имеются физорги, которые проводят запись в члены общества, в спорткружки, руководят физкультурной работой. При спортобществе организованы секции: шахматная, гимнастическая, мотоциклетная, лыжная, конькобежная, хоккейная, тяжелой атлетики, бокса, охотничья и футбольная команда.
С октября 1947 года начала работу партийная школа при парткоме завода. В программе партийной школы курс истории ВКП(б). вопросы советской экономики, партийного строительства и географии. С первых дней работы школы большинство слушателей горячо и с большим желанием взялось за учебу. К ним относятся секретарь парторганизации штампового цеха Ф. Васильев, мастер ОТК коммунист В. Марченко, начальник первого отдела А. Серкин, член партбюро заводоуправления А. Чичваркин, начальник административно-хозяйственного отдела Н. Аникин, они не имеют пропусков занятий без уважительных причин. Хорошо учится секретарь комсомольской организации заводоуправления К. Ершова.
15 октября 1947 г. цех шасси переименован в цех коробки скоростей (начальник цеха Хенкин).
Володин Георгий Иванович – технолог цеха шасси
Конструкторы ОГК переезжают из цеха шестерен в корпус №1.
Запущен в эксплуатацию прессовый цех.
Лебедев вспоминал: «Когда началось строительство второй очереди завода, была выделена площадка для строительства прессового цеха. Тяжелые пресса «Толедо» и «Пельс» были установлены на площадке цехе, когда стен и крыши еще не было. Около прессов были сооружены временные фанерные загородки, перекрытые сверху брезентом. Когда пресса начали работать, их удары были слышны почти в центре города.
В 1947 г. были возведены стены и крыша прессового цеха и мы стали обживаться в новом помещении.
В декабре был спроектирован трактор «ВТЗ-НАТИ». 2-х цилиндровый дизель, 24 л.с., охлаждение водяное; резиновые колеса; ширина колеи регулируемая; заднее навесное устройство. Главный конструктор – Г.Я. Розеноэр.
В конце 1947 г. на ВТЗ начался серийный выпуск тракторов «Универсал-1».
Всего за 1947 г. выпущено 3140 тракторов.
В.М. Шукшин
В.М. Шукшин до 1948 года работал слесарем во Владимире на Тракторном заводе. «В 1948 году владимирским горвоенкоматом был направлен учиться в авиационное училище». В горвоенкомате сохранился список призывников 1928—1929 года рождения, направленных в военные училища, где под номером семь записан В.М. Шукшин, 1929 года рождения, а в графе домашний адрес указано: ул. Горького, дом 69, квартира 17.
Улица Строителей, д. 5
10 января 1948 г. была запущена в эксплуатацию двухэтажная заводская баня на Всполье. Стоимость билета 1 р. 50 коп.