В 1925 г. театр стал называться Губернским драматическим театром. Первая современная пьеса была поставлена только в 1925 году. Это была сатирическая комедия на нравы периода НЭПа «Воздушный пирог» Рамалова. Интерес к теме был так велик, что спектакль шёл 7 раз, тогда как до этого другие спектакли шли не более 2-3 раз. В последующие годы - в конце 1920-х годов - были поставлены пьесы «Любовь Яровая» Б. Тренёва, «Лево руля» В. Билл-Белоцерковского, «Виринея» Л. Сейфуллиной, «На дне» М. Горького. Не ушёл театр и от формализма, от авангардистских «поисков», беспощадно извращая классические произведения. Чего только стоила постановка «Ревизора» Н.В. Гоголя! Режиссёр решил «поправить» классика, его «политическую безграмотность». В конце спектакля во время «немой сцены» выходили красноармейцы с винтовками и арестовывали городничего и всех чиновников.
В конце марта 1925 года во Владимире выступала заслуженная народная артистка Екатерина Васильевна Гельцер. В концерте принимали участие заслуженный балетмейстер премьер гос. моск. акад. театра В.Д. Тихомиров, скрипач Д.З. Карпиловский и пианист Макаров.
«Всякий, кто бывал в гортеатре, видел почти ежегодно ремонтирующуюся внутренность здания. Сегодняшний же сезон дал возможность зрителям сидеть в чистом зале, ходить по чистым полам, видеть шторы на дверях и т. д. Но никто не заглядывал в утробу театра — за его кулисы. Никто не поинтересовался условиями труда тех, которых мы привыкли видеть на сцене. Полюбопытствовать решила лишь инспекция труда. И что же. Обследование показало, что за сценой все проходы завалены, везде мусор. Сцена загрязнена. В суфлерской будке - пыль (по-видимому, для борьбы с туберкулезом). Когда подметается сцена, то вся пыль летит в будку несчастного суфлера. В уборной актрис — температура 6 и 7 градусов тепла. Это происходит благодаря загрязненности труб парового отопления. Умывальников и мыла не имеется. Вентиляции во всех рабочих местах нет. По стене столярной мастерской проходит канализационная труба, из которой просачивается грязная жидкость. Удовольствие не из приятных., Спецодежда костюмершам не выдана. Имеется 6 сoтрудниц-статисток. Их работа не оплачивается. Содержатся они, как бесплатные ученицы. Работающим при вешалках не выданы расчетные книжки, 2 сторожа гортеатра с 18 ноября прошлого года не имели выходных дней. Вот в каких условиях работают служащие, рабочие и актеры гортеатра» («Призыв», 6 февраля 1926).
«Чуть поднялся занавес, как полились великосветские разговорчики. И так на протяжения всех трех актов высочества, их императорские величества, баронессы, да канцлеры «соизволят всемилостивейше» друг с другом разговаривать, друг за другом шпионить, влюбляться и ревновать, звенеть шпорами и проповедывать мораль о блеске царственной короны, о пагубном влиянии на королевскую кровь крови плебейской. Интрига австрийского королевского двора, проповедь буржуазных нравоучений, вот чем политпросвещает драматическая труппа владимирского зрителя. «Великая княгиня», «Стакан воды» (тоже с королевскими интригами) – «Женщина у трона» — репертуар как на подбор. Для кого ставятся эти пьесы на сцене театра губполитпросвета?» («Призыв», 7 февраля 1926).
«Ближайшими постановками городского театра намечены: «Женщина у трона», «Семь жен Ивана Грозного» — пьеса Смолина, автора пьесы «Иван Козырь и Татьяна Русских». Также пьеса «Мандат» («Призыв», 4 февраля 1926).
«За последнее время сильно участились случаи кражи в гортеатре. На-днях, например, в фойе театра, во время первого представления пьесы «Женщина у трона», были украдены: часы у юрисконсульта товарной биржи тов. Петровского, серебряный массивный портсигар у инспектора лесов тов. Жулидо и кошелек с деньгами у представителя чаеуправления» («Призыв», 13 февраля 1926). «Мандат». 18 февраля в гортеатре. Пьеса Эрдмана произвела громадное впечатление на владимирского зрителя. В антрактах разгоралась целая дискуссия по поводу содержания и оформления пьесы. Часть публики, которую можно отнести к категории именуемой в общежитии обывателем, встретила пьесу враждебно и порой с негодованием. — Это балаганщина-цирк на сцене, все чудовищно преувеличено и этого в жизни не бывает. Эти отзывы лишний раз подтверждают большое социальное значение пьесы. Обыватель увидел на сцене самого себя в самых неприглядных, разоблачающих его подленькую мещанскую психологию сценках. Мандат можно назвать острым фельетоном, разыгранным на сцене. Фельетон местами переходящий в ядовитую сатиру тонко вместе с этим и зло высмеивающую быт мещан, бар и отставных генералов, ушибленных революцией. Если обыватель, посмеиваясь, смотрит «Воздушный пирог» — мир дельцов, коммерсантов, накипп нэпа, не замечая что местами он сам олицетворяется в героях этой пьесы, то в «Мандате» он видит свое подлиннее лицо, как в хорошем зеркале. «Мандат» это — фигуры из «Женитьбы» Гоголя, поданные в разрезе наших дней.
Семья мещанки Гулячкиной. Мать ушибло революцией, из ума выжила, молится богу, заведя граммофон с божественной пластикой (за посещение церкви большевики, говорят, полог берут) и мечтает о браке дочери Варвары с сыном богача Сметанина. Сметанину нужен коммунист в семье — «на всякий случай», что он и ставит условием брака. Сын Гулячкиной Павел идет в качестве приданного за сестрой — он должен стать коммунистом. Павел — наглец, трус и лгун. Он состряпал «мандат» и выдает себя за коммуниста. Валерьян Олимпыч, сын Сметанина,— пижон с укороченным умишком, но со значком воздухофлота, женится на ком прикажет папаша. На сцене лица из «рабочего класса»— бродячие музыканты — выступают как родственники Гулячкиной — «коммунисты без родственников из рабочего класса не бывают» — говорит Павел Гулячкин. Назревает нелепейший «заговор». В центре его кухарка Гулячкиных - Наська принята семьей Сметаниных за великую княжну Анастасию Николаевну. Милиция, куда обратился с доносом Иван Иванович — жилец Гулячкиных, отказывается даже арестовать выживших из ума «заговорщиков». Пусть содержание преувеличено, но эти места только помогают дать яркую сатиру на Гулячкиных, Сметаниных и им подобных. Артист Голубев талантливо провел ответственную роль, дав рельефный портрет Павла Сергеевича Гулячкина. Хорошо играла Кривская - Наська кухарка. Сцены, когда она читает бульварный роман, вызывают неудержимый хохот. Артистка Брянская - Гулячкина и арт. Кошутина - Варвара, дочь Гулячкина, сыграли в общем недурно. Старательно играл Алексеев — жилец Иван Иваныч, но зрители привыкли видеть его в ролях другого характера, которые он исполняет с живым огоньком. Необходимо отметить игру Князева — генерал Автоном Сигизмундович, хотя режиссер дал ему костюм и грим, скорее отставного пьяницы кавалериста чем отставного генерала. Труппа немало трудов положила, чтобы показать на сцене тупую, злобную обывательщину, обалдевшую от революции. Следует приветствовать постановку «Мандата» на владимирской сцене. Пьеса ново для нашего зрителя и по содержанию и по оформлению ее на сцене» («Призыв», 20 февраля 1926).
«Учащимся рабфака, совпартшколы и старших групп 2-й ступени иногда выдаются билеты в гортеатр. С этими билетами учащиеся должны стоять на балконе весь спектакль, а на другие места их не пускают, даже тогда, когда они совершенно свободны» («Призыв», 7 марта 1926).
«С 8 по 14 марта передвижной драматический коллектив обслужил следующие пункты: Ставрово (2 постановки), Петушка (2 постановки) и Ундол (1 постановка). Режиссура драмколлектива, в лице т.т. Малицкого и Чардынского, приступила к подготовке новых постановок. Следующий маршрут предполагается по Вязниковскому уезду не позднее 20-х чисел марта» («Призыв», 17 марта 1926).
«Подготовка к летнему сезону Предстоящий летом театральный сезон во Владимире, предполагается провести следующим образом: Намечено прежде всего организовать ряд гастролей известных московских артистов и открыть летний сад. Кроме того будет организован передвижной драмколлектив для обслуживания деревни и фабрик. На ближайшем заседании правления губотдела Рабис будет заслушан доклад завгубполитпросветом т. Савчука по данному вопросу. Юбилеи артистов гортеатра В текущем сезоне гортеатром будет проведено четыре юбилейных спектакля. Юбилей будут праздновать следующие артисты: Орлай — 25-летие сценической деятельности, Амосов и Воскресенский 20-летие и Гринев 15-летие. Создала юбилейная комиссия, в которую входят представители: рабиса, губполитпросвета коллектива артистов и технических служащих. Первым (25 марта) будет юбилей Орлая. Пойдет пьеса «Заговор императрицы» («Призыв», 20 марта 1926).
«Юбилей А.И. Орлай Сегодня союз работников искусств и общественные организации города чествуют двадцатилетие артистической деятельности А.И. Орлай — артиста драмтруппы губполитпросвета. После чествования пойдет пьеса Ал. Толстого и Щеголева «Заговор императрицы», в которой А.И. Орлай исполнит роль Юсупова» («Призыв», 25 марта 1926).
«Семь жен Иоанна Грозного» Драмтеатр 26 марта обещал показать оригинальную постановку. Обещание выполнено на 150 процентов: постановка больше, чем оригинальна. Пьеса вскрывает жизнь и нравы душных царских теремов, где молодые невольницы-полонянки царственной крови губят свое счастье и молодость в утеху любвеобильного деспота. Пьеса исторически правдина и интересно построена. Передана же она нашим драмколлективом нельзя сказать, чтобы удачно. Вертящаяся сцена, весьма целесообразная в «Мандате», — никак не вяжется с тяжелой, громоздкой постройкой царского терема. Надо было обеспечить полную темноту на сцене, а не заставлять на глазах зрителей «каруселить» тяжелые иконостасы, царицины покои и так далее. Случай, неизбежный пока спутник наших актеров, на этот раз был против труппы. Совершенно неожиданно срывались сильно драматические места незадергивающимся занавесом, или сползающими, весьма некстати, штанами артиста Курышева, он же Юрий Васильевич. Этот «номер» вызвал неудержимый смех зрителей. В остальном все сошло благополучно. На редкость хорошо сыграна Кошутиной роль Марии Темрюковны. С большим темпераментом передала она образ гордой, свободолюбивой полонянки. Грозный (Попов) в первых актах удивительно напоминал Несчастливцева из «Леса» (его же роль). Брянская (Дубриха) порадовала: она на этот раз (неужели только на этот?) не шаржировала, как обычно» («Призыв», 28 марта 1926).
«Гроза» (20-ти летний юбилей Амосовой) 31 марта губполитпросвет, союз работников искусств и труппа гортеатра чествовали 20-летие сценической деятельности артистки Амосовой. Театр был переполнен. Н.Ф. Амосовой поднесены поздравительные адреса от владимирских зрителей, губполитпросвета, губотдела союза, артистов и рабочих сцены. Шла «Гроза» - одно из лучших творений Островского. Трудную, ответственную роль Катерины юбилярша исполнила со старательной искренностью. Местами игра Амосовой захватывала зрителя глубиной и трагизмом переживаний. Следует отметить тщательное выполнение сцены признания перед мужем в «страшном грехе», свидание с Борисом и в особенности последний акт. Говоря осторожно партнер Надежды Федоровны, — артист Троицкий, мало сделал для того, чтоб дать на сцене тип племянничка, живущего «не своей волей», а по указке дяди — купца самодура. Недурно провел свою роль Голубев (Тихон). Как всегда хорошо и правдиво играла Литвинова (Марфа Кабанова). Зрители неоднократно вызывали артистов. Пьеса шла в новых декорациях. Особенно хорош задник — изображающий левый берег Волги. Давать к новым постановкам оригинальные декорации большое достижение для провинциального театра» («Призыв», 2 апреля 1926).
«Труппа городского театра заканчивает свою работу 1 мая. По особому соглашению, труппа продолжит игру до 9–го. Летом гортеатр проектирует постановку опер и оперт. Ожидаются гастроли украинских артистов и др.» («Призыв», 10 апреля 1926). «Павел Первый». Трагедия Мережковского. Артист Алексеев взял на себя главную и самую трудную роль императора Павла Первого. По игре видно: Алексеев много работал, роль усвоил и, несмотря на ряд причин, от артиста независящих (голос, слабую подвижность), дал образ царя очень не плохо. Роль Палена, военного губернатора Петербурга, одна из выигрышных в трагедии. Артист Попов, к сожалению, не отразил ни решимости, ни непреклонной воли, ни большого ума главы заговорщиков. Игра коллектива, в целом, все же указывает на сравнительно тщательную подготовку к спектаклю. Новые декорации сделаны хорошо. Это большой плюс на сцене провинциального театра. Жаль одного: трагедия в пяти актах и семи картинах. Режиссер сделал зачем-то семь отдельных частей. Для театра это невыгодно. В последнем акте, после убийства Павла, должен появиться Александр и объявить о «кончине» папеньки и своем «божьей милостью» вступлении на престол. Эти две сцены ни в коем случае нельзя разделять. Теряется весь эффект «божественной мерзости царей». М. Ильин» («Призыв», 24 апреля 1926).
«Итоги зимней работы гортеатра (Из беседы с завгубполитпросветом тов. Савчуком). Городской театр, согласно постановления губисполкома, прошлой осенью был передан в ведение губполитпросвета. Прежде чем, начать зимний сезон, театр поставил себе задачей сделаться художественным театром, с общедоступными ценами, идеологически выдержанным репертуаром и, что самое главное, превратиться в показательный центр воспитательной работы. Нужно было отказаться от взгляда на театр, как на предприятие, направленное к извлечению дохода. Это мы и сделали. Средства, с которыми пришлось приступить к сезону, заключались в 23000 руб., отпущенных губисполкомом на ремонт театра и 16000 руб., которые было разрешено взять из сумм губкино. За всю зиму проведено до 100 постановок, из которых 9 — бесплатные. Средняя посещаемость достигала 60 процентов, или примерно 350 человек в спектакль; таким образом, за сезон театр посетило почти 35000 зрителей. Интересно отметить, что резких скачков в посещаемости не было. Цены мы старались сделать доступными. Самый дешевый билет стоил сначала 35 коп., затем 50 коп. Теперь о репертуаре. Делился он на три категории. Первая - это историко-революционные пьесы. Сюда относятся: «Гапон», «1825 год», «1881», «Дегаевщина», «Павел I» и друг. Затем, современно-бытовые - «Мандат», «Иван Козырь», «Воздушный Пирог» и т. д. И третья категория — вещи классического репертуара — «Горе от Ума», «Ревизор» и т. п.» («Призыв», 8 мая 1926). «Что сделано труппой Театральный сезон окончился. Оглядываясь назад, на цветистый хоровод постановок, сравнивая их с прошлогодними, видишь значительную разницу, дающую чувство удовлетворения. Режиссура стремилась дать наиболее выдержанные новинки сезона. Принципом постановок являлось также желание познакомить зрителя с различными театральными течениями. Несколько пьес поданы в конструктивных постановках (технически возможных на нашей сцене) — «1825 год», «Иван Козырь» и др. В чисто реалистических тонах поставлен «Потоп». К стилизованным постановкам относятся «81 г.», «Яд». В постановке «Мандата» режиссура показала биомеханику меерхольдовского театра. Пьеса «В глухое царствование» прошла в духе импрессионизма и т. д. Ряд пьес, прошедших в этом сезоне, можно принять без оговорок, как ценный материал, идеологически выдержанный. Следует отметить, что все эти пьесы имели большой, заслуженный успех у владимирской публики. Постановка таких пьес, как «Яд», «В глухое царствование», «Отец Гапон», «Проститутка», «Мандат», «Волчьи души», «Продавцы славы», следует отнести к положительным сторонам театра. У труппы чувствовалось неподдельное желание идти в ногу с репертуаром, откликающимся на сегодняшние боевые темы современности и не вина труппы, если эти пьесы были нередко слабы и бледны. Режиссура стремилась показать зрителю классические пьесы: Островского — «Лес», «Бесприданница», «Гроза». Сюда же надо отнести постановку «Ревизора» и «Горе от ума», хотя эти пьесы труппе не удались, в особенности первая. Из пьес Островского выбор был произведен неудачно. То, что шло на сцене, слабо звучит в бурной современности. Следует отметить, что пресловутая пьеса Толстого и Щеголева «Заговор императрицы», деятельно пополнявшая кассы всех провинциальных театров, во Владимире успехом не пользовалась и, после двух постановок, была снята с репертуара. Выбор пьес был чужд случайности, сверх тех 30 процентов, которые разрешаются Главреперткомом «для хозрасчета» (сюда надо отнести пьесы «Стакан воды», «Женщина у трона» и «Хорошо сшитый фрак»). Режиссура проявляла оригинальность замысла, несмотря на крайне бедные технические возможности (донельзя тесная сцена и т. п.). Наиболее удачной постановкой, имевшей небывалый для Владимира успех, является «Воздушный пирог», пьеса шла с полными сборами 10 раз. Конечно, успеху способствовала игра Алексеева. Дальше идет «Мандат» — 8 постановок, вызвавший оживленные споры у зрителей. Голубев в «Мандате» дал правдивый, незабываемый образ Гулячкина. «Яд» Луначарского выдержал пять постановок, «Иван Козырь» — столько же, 6 постановок выдержала пьеса «81 г.». Для театра небольшого провинциального города эти цифры внушительны. Основным ядром хорошо сыгранной труппы явились Кошутина, Брянская Амосова и Литвинова. Из мужских персонажей — Алексеев, Голубев, Попов, Юрьевский. Слаженности спектаклей труппа обязана также и вторым персонажам. Большим достижением для провинциального театра является художественная постановка спектаклей. Для лучших пьес специально писались новые декорации. Декорации к пьесе «Гапон», «Павел I» —наиболее удачны» («Призыв», 11 мая 1926).
«Губотдел рабис выдвинул перед биржей труда вопрос об организации коллектива из безработных артистов, работавших во время зимнего сезона в городском театре» («Призыв», 19 мая 1926).
«Когда откроется зимний сезон в губдрамтеатре. По словам заведующего губдрамтеатром ввиду того, что до сих пор не выяснен вопрос о средствах на ремонт театра и дополнительных суммах на содержание театра в целом, администрацией театра еще не предприняты шаги к набору труппы и намечению репертуара предстоящего сезона. В четверг, 19 августа, гастролирующей во Владимире украинской труппой будет поставлена «Я пан» (хам)» («Призыв», 18 августа 1926).
«В пятницу 20 августа гастролирующей во Владимире украинской труппой будет поставлена историческая пьеса «Тарас Бульба» («Призыв», 19 августа 1926). «23-ѴІІІ в губдрамтеатре состоялся киносеанс в пользу английских рабочих. Демонстрировалась «Мессалина». С первой же части начинаются беспрерывные обрывы ленты. В театре — шум, гам, свист. Так прошла вся картина. Публика ругалась и каждый давал зарок больше в этот театр не заглядывать» («Призыв», 26 августа 1926). «Выступления Игоря Южина. Сегодня и завтра в губдрамтеатре после каждого сеанса выступает певец-сатирик Игорь Южин. Аккомпанирует Л. Белоярцев» («Призыв», 28 сентября 1926). «Владимирский горсовет решил в положительном смысле вопрос о существовании во Владимире постоянного драматического театра. Губполитпросвету разрешено приступить к набору постоянной труппы. Бюджетной комиссии предложено предусмотреть необходимую театру сумму. *** Губдрамтеатр заключил с совкино договор, по которому все картины в этом театре будут идти первым экраном во Владимире» («Призыв», 2 октября 1926).
«Сегодня и завтра в губдрамтеатре состоятся концерт с участием певицы Нины Мининой (контральто) и артиста эстрады А.В. Нужбинина. Кроме названных артистов, на концерте выступает капитан Джеффрис со своим радиокораблем. Корабль этот — сухопутная движущаяся модель военного судна, управляемого на расстоянии по радио» («Призыв», 15 октября 1926). «Возвратился из Москвы зав. художественной частью губполитпросвета, ездивший туда за набором труппы. Последняя набрана в составе 29 человек. Главный режиссер - Муромский» («Призыв», 24 октября 1926). «Губдрамтеатр — концерт с участием баритона Шевелева, певицы Страховой и тенора Молчанова. Начало в 8 ½ час. вечера» («Призыв», 24 октября 1926). «К началу драматического сезона в губдрамтеатре состав труппы определился окончательно в следующем виде: Женский состав: Люменарская, Кошутина, Шебуева, Вологодская, Дружинина, Орлицкая, Мартова, Бельская, Брянская, Перовская, Розовцева, Александрова и др. Мужской состав: Листов, Муромский, Колегаев, Сухорев, Набатов, Картанов, Ганюкин, Чайкин, Попов, Павлов, Загорский, Милославин, Голубев, Кайданов, Эйхов, Правов и др. Гл. режиссер — Муромский Е.П. Очередные режиссеры — Листов и Картанов. Пом. режис. — Северский. Суфлер - Аненнский. Управляющим театром назначен Г.В. Гринев» («Призыв», 29 октября 1926). «Зимний сезон губдрамтеатра. 27 октября при художественном подотделе губполитпросвета состоялось совещание представителей губполитпросвета, гублита, губрабиса, губкома ВКП и театра по вопросу о репертуаре на ближайший месяц. По предложению главного режиссера театра Е.П. Муромцева, совещание утвердило ориентировочный репертуар до 1 декабря из следующих пьес: «Париж», «Овод», «Дама с камелиями», «Старообрядка», «Слуга двух господ», «Шторм», «Я ничья», «Кино-роман», «Право первой ночи», «Расточитель», «Дочь генерал-губернатора», «Анна Кристи», «Виринея», «Медвежья свадьба» и «Псиша». Из числа этих пьес будет отобрано необходимое количество на ноябрь месяц. Остальные пойдут в следующий месяц. *** Зимний сезон в губдрамтеатре открывается 6 ноября пьесой «Париж». Ставит пьесу главный режиссер Муромский Е.П. Следующая постановка — «Овод», — режиссера Листова» («Призыв», 2 ноября 1926). «Муки театральные. Что такое театр? Жители Владимира имеют представление о «губдрамтеатре». Но обитатели фабричных казарм, уездных городов и деревень — не знают всех прелестей этого театра, с приставкой «губ». Купив билет, задержавшись на минуту в узких, как игольные уши, дверях, вы попадаете в раздевальню, а затем и в партер. Если желаете, можете сначала продемонстрировать по фойе, краснея под пристальными любопытными взглядами сидящих зевак. Будьте покойны: вас осмотрят... с головы до подметок. Звонок, другой. Свет предупредительно гасят и все в темноте устремляются вниз, на места. Не протестуйте, что нет света. В темноте больше «пикантности», и если вы отдавите кому-нибудь ногу или прошибете локтем бок - извиняться не приходятся. Начинается рассадка по стульям. Ряды стульев составлены настолько тесно, что пролезть между ними почти невозможно. И вот вы с усилием протискиваете ноги, давя ноги сидящим, под их злобное шипение; морщитесь, пытаетесь шутить насчет этого. Наконец, сели. Ногой уже шевельнуть нельзя — ноги прижаты стулом переднего ряда. Но ведь это пустяки, по сравнению с искусством. В антракт — та же история, но с обратного конца. Снова бесцельное топтание по фойе. Музыки не полагается. Да и что такое музыка? Буржуазный предрассудок! Бороться с ним нужно. По окончании спектакля, начинается самое главное. Все устремляются толпой к вешалкам. Сутолока, толкотня. — Что вы лезете! — Сами осторожнее! Прете, как паровоз! — Идиот! — От него же слышу! Узкий коридор превращается в месиво людское. Лезут с галошами в поднятой высоко руке, задевая ими головы соседей, орудуют локтями, всем корпусом. — Да это не мои галоши! — возмущается один. — Не моя фуражка! — вопит другой. На улице облегченно вздыхают. — Отмучились. А дома, подводя итоги своих театральных похождений, — вы не досчитаетесь пуговицы, найдете карман разорванным. Но зато вы были в «губдрамтеатре» («Призыв», 24 ноября 1926).
«Игуменья Митрофания» (Губдрамтеатр). О сюжете пьесы зритель догадывается еще идя в театр, по заголовку. Такие сюжеты были в большом ходу в 1918-20 гг. Действие развертывается в стенах Страстного монастыря в Москве. Хитрая, честолюбивая игуменья — бывшая баронесса, окружив себя соответствующей компанией, спекулирует направо и налево «именем божьим», создав из него доходную статью. За то, что устраивает развод одной полусумасшедшей, спившейся купчихе, обирает последнюю до нитки; играет на черной бирже не хуже хорошего купца, подделывает векселя и т. д. и т. п. Получаемые деньги кладет в свой карман, содержа на них же и своего любовника - князя. Одновременно с этим выявляется и монастырская жизнь, с ее явным и тайным развратом, пошлостью, обманом, скандальными историями и пр. Все это делается под покровительством высших церковных сановников и Синода. Несмотря на то, что пьесы такого рода уже «вышли из моды» в наше время, все же данную постановку Губдрамтеатра нужно считать одной из удачных. Пьеса смотрится легко — действие живое, не растянутое, часто вызывает смех. Картанов удачно провел роль квартального-полицейского, правильно дав тип «мелкой сошки», на которую впоследствии сваливают все преступления. Справилась хорошо с ролью и Люминарская, игравшая игуменью Митрофанию. Кошутина в роли спившейся купчихи, в некоторых местах была черезчур уж «истерична» — ее выкрики иногда неприятно нервировали зрителя. В общем, смотреть «Игуменью Митрофанию» не скучно» («Красная молодёжь», 27 января 1927). «Розита» (Губдрамтеатр — 5/II — 27 г.). Эта постановка губдрамтеатра отличается от других его постановок некоторой оригинальностью. Само содержание пьесы не сложное. Действие происходит в Испании: дитя улицы, певица площадей и кабачков, любимица толпы — Розита влюбляется в офицера - члена революционной организации анархистов. Последний, защищая Розиту от оскорблений, убивает полицейского, за что попадает в тюрьму; ему грозит смертная казнь. Розита, пользуясь расположением короля, случайно встретившего ее на улице, добивается помилования своего возлюбленного; но под влиянием своего министра, безвольный, дураковатый король отменяет свое решение о помиловании; тем не менее офицер остается живым. Розита мстя королю за все то зло, которое он причинил как ей, так и всему народу, обремененному налогами — убивает короля. Центром постановки несомненно нужно считать карнавал. В общем он режиссеру удался, если не принимать во внимание некоторой черезчур большой его шумливости для такого небольшого зрительного зала. Карнавальное выступление как то оттеснило на задний план само действие. Была некоторая путаница в костюмах (полицейские костюмы смахивали на костюмы французских солдат времен революции; костюм королевы был черезчур уж прост). Вологодская (Розита) и Листов (офицер) удачно справились со своими ролями. Но много непонятно, почему Сухареву, игравшему роль короля нужно было так сильно, как венерику, говорить в нос. Испортил впечатление танец в 4-м действии, без которого с успехом можно было бы обойтись, и который очень мало гармонировал со всей постановкой. Несмотря на это, «Розита» - одна из удачных постановок губдрамтеатра» («Красная молодёжь», 10 февраля 1927).
«25-летний юбилей артистки А.И. Шибуевой. 2 марта артистка губдрамтеатра А.И. Шибуева справляла свой 25-летний юбилей. За 25 лет своей артистической деятельности А.И. Шибуева прошла почти все амплуа. Поступив на сцену 16 лет от роду, против желания своих родных, и начав свою деятельность с выходных ролей, юбилярша уже в 1908 году (24 лет от роду) выдвигается на положение основной героини. В годы разрухи и гражданской войны (1910—1920 гг.) А.И. Шибуева служила при политотделе N-й армии, участвуя во всех спектаклях для красноармейцев и пройдя с указанной армией весь путь от Самары до Иркутска. Во Владимире мы видели юбиляршу в самых разнообразных ролях и везде она проявила себя как вдумчивая и талантливая артистка. В юбилейном спектакле Шибуева играла роль Екатерины II-й» («Призыв», 5 марта 1927). В конце 1920-х годов театр всё ещё испытывал и большие финансовые трудности. Губернский отдел народного образования, в ведении которого находился театр, с трудом находил возможность поддерживать его существование, но временами положение становилось критическим. В 1927 году театру было рекомендовано так сформировать репертуар зимнего сезона, чтобы перейти полностью на самоокупаемость. Губоно обратилось в президиум городского Совета с резкой критикой этого решения. «Такое решение могли принять люди, не знакомые с театральным делом, - говорилось в докладной записке, адресованной президиуму горисполкома. - В истории советского театра, преследующего не коммерческие, а культурно-просветительские цели, ещё не было случая, чтобы театр существовал без дотаций».
«Деловой человек». Весь спектакль выдержан в стиле подчеркнутой каррикатуры, идет в разрезе сатиры. В исполнении принят быстрый темп, что помогает зрителям ощутительнее войти в курс изображаемой жизни, где каждый в первую очередь помнит, что «время – деньги». Артисты показали хорошую сыгранность, дали несколько ярких образов, опять-таки вполне удачно применив ряд эксцентрических, оригинальных приемов. Следует отметить в первую очередь В.М. Аристову (Мея Компас). Она внесла в спектакль много живости, особенно четко выдерживала принятый темп и дала целый ряд н редкость интересных сцен. С.А. Танеев (Мебиус) был вполне соответствующим ей партнером…» («Красная молодёжь», 17 января 1929).
«ОТЕЛЛО»… Спектакль, хорошо сделанный от начала до конца, производит на зрителей большое впечатление. Постановщик-режиссер С.А. Танеев и художник декоратор А.А. Леонидов сумели использовать возможности местной сцены так, чтобы возможно полезнее показать зрителю характерные особенности изображаемой эпохи. Хороши костюмы. Тщательно подобран реквизит (за исключением бочек из-под цемента. Вероятно, они должны казаться зрителям бочками с вином). Из исполнителей на первом месте по обыкновению С.А. Танеев (Отелло), затем П.Г. Князев (Яго). Князев мастерски передал тип хитрого изощренного негодяя. Его заключительные сцены производили большое впечатление. Хороши были и все остальные исполнители. Вместо перечисления их нам хочется поставить небольшой вопрос о театральном молодняке. Есть в труппе два способных, небольшых по положению, молодых актера — А.Ю. Белогорцев и Ю.П. Покровский. Они редко выступают в «словесных» ролях, а большой частью играют «толпу». Однако, они все же доказали свои способности (Белогорцев-Митька в «Приговоре», Валяй в «Рельсах», Покровский — Тишка в «Свадьбе Кречинского». Почему-бы режиссуре хотя изредка не практиковать своего рода выдвижение, давать возможность молодым актерам выступать в более значительных ролях с пользой для них, без вреда спектаклю и к удовольствию зрителей?.. А. Московский» («Красная молодежь», 20 января 1929).
«Пройдемте за кулисы Быт, а в значительной степени и условия работы театральных работников, в частности актеров, до сих пор мало чем отличаются от старого, дореволюционного. Театр, сцена изменились даже коренным образом. Так называемые «салонные» пьесы, роли, костюмы, декорации гостннных и будуаров уступили место изображению завода, улице, красноармейским шинелям, рабочим блузам. Все реже и реже появляются на сцене пьесы старого репертуара. В новых пьесах показываются новые люди, новые герои. Но взгляните, кто изображает в большинстве случаев этих новых людей? Старый актер, который остался таким же, каким он был до октября 1917 года. Мы, конечно, не говорим огульно обо всех актерах, но все-же говорим о большинстве. Пройдите за кулисы, прислушайтесь, загляните в артистические уборные, — вы увидите уголок, где совсем не чувствуется, что мы пережили одиннадцать лет ломки всех и всяческих устоев, что старый быт у нас трещит по швам, что коренным образом изменившийся производственный фундамент изменяет и все надстройки, культурные, бытовые и т. п. За кулисами театра почти все осталось по старому. Почетное место во взаимоотношениях работников сцены занимают дрязги, интриги. Ошибется-ли режиссер при распределении роли — скандал, недоволен-ли какой-либо «большой» актер недостаточно, по его мнению, сильной партнершей, — трагедия, поставил театральный рецензент на первое место второго по положению актера или актрису, а не «заслуженного» — недовольство, разговорчики и т. п. Суеверие — характерный признак закулисной среды. У актеров великое множество всяческих примет. Например, свистать на сцене нельзя. Уронить роль — значит провалиться на спектакле, переезжать в другой город во время дождя — к удаче и т. д. Но самое скверное — это то, что актер в массе своей, не общественник, человек замкнутый в своем узком кругу и не желающий проветрить свежим советским воздухом затхлое закулисное пространство. Об этом особенно красноречиво говорит случай, недавно происшедший в местном драматическом театре. Среди актеров нашлись активные люди, которые решили выпускать стенную газету. Поработали, собрали материал, сделала номер. Повесили его в фойе. Что может быть интереснее для публики, как не заглянуть хоть одним глазом за кулисы и послушать хоть краем уха актера не со сцены, а в его привычном, родном для него быту? Как раз эту возможность предоставляла театральная стенгазета. Но... и в нашем коллективе нашлись почитатели «святых» театральных традиций в лице актеров А.М. Орлова и А.Я. Изарова. Они воспротивились. Они не пожелали открывать форточку из-за кулис в зрительный зал, они не хотят «выносить сор из избы», не желают вылезать из своей закулисной скорлупы. Стенгазету сняли, а месткому в лице председателя чуть не пригрозили за защиту самокритики «оргвыводами». Сейчас эта злополучная стенгазета висит на стене артистической уборной, актеры вешают на нее свои брюки, пиджаки и т. п. Газеты почти не видно. Не видно и признаков освежения закулисной духоты. В порядке вещей «обычные» брязги, основательно узаконена матерщина, не на последнем месте увлечение пошлыми анекдотами и глупыми «розыгрышами» (шутки над товарищами). Случай со стенгазетой прошел незамеченно. Необходимо к нему вернуться. Нам думается, что в этом деле еще никак и ничем не проявили себя коммунисты, работающие в театре. Когда они проявят себя так, как они обязаны это сделать, — зритель будет иметь возможность легально заглянуть за кулисы. Стенгазета должна быть в фойэ, нечего прятать ее в подполье и заслонять старыми протертыми брюками!» («Красная молодежь», 27 января 1929).
«Новая премьера городского театра «Разлом», пьеса Б. Лавренева, прошла с большим успехом. Пьеса показывает момент похода крейсера «Аврора» на Петроград в Октябрьские дни 1917 года. Однако, пьеса не историческая, здесь только использован исторический момент, как основной фундамент для художественного творчества автора. В интересном сюжете автор показывает разнообразные типы, заснимая их в момент коренной ломки старых отношений, идеологии, как суммы понятий о мире. Здесь есть и большевики-матросы, и предатели-матросы, и выдвинувшийся вождь, и старый специалист, решительно переходящий на сторону революции, и белогвардейцы, и люди, растерявшиеся перед революционным напором. Ломку старых общественных, семейных и личных устоев пьеса как раз и показывает и очень успешно. Главный режиссер театра А.Э. Рошковский, ставивший пьесу, изрядно удивил зрителей. На такой маленькой сцене, как наша, дать удачную иллюзию крейсера, очень трудная задача. А.Э. Рошковский с этой задачей справился. Интересно и оформление квартиры командира, удачно применены символические изображения воли и иллюминаторов. Нужно устранить только одну большую ошибку. В 4-м действии не пускатъ луч прожектора в зрительный зал. Получается как бы перерыв во время действия, луч отрывает внимание от сцены и создает неуместное веселое настроение в публике. Очень хорошо сделаны массовые сцены. Начало 2-го действия — чистка корабля — было-бы великолепно, если-б на сцене не поднималась такая «ужасная» пыль и если-б дула «орудий» не тряслись от прикосновения тряпки. Массовки проходят весело, живо, интересно. Несколько слов о некоторых исполнителях. Неподражаем был А.Н. Шиляев в роли Петра Хваткина, делегата черноморца, прихвостня эсеров. Роль — два слова с половиной, но она так продумана и отшлифована, что вызывает неудержимый хохот зрителей. А.В. Додонкин в роли Успенского, члена ЦК эсеров, должен был по мысли автора напоминать Керенского. Актер понял это, хорошо справился с задачей. Недавно «Красная Молодежь» подняла вопрос о «выдвижении» театрального молодняка. Нужно отметить, что заметка возымела действие. По крайней мере в «Разломе» получила значительную роль Ксении молодая артистка В.А. Десницкая, которую до сих пор почти не видно было. Десницкая своей на редкость выдержанной и тонкой игрой, показала, что женский состав труппы таит в себе возможности, которые до сих пор можно было только предполагать, да и то не весьма уверенно. Молодая висполнительница всего лишь третий год на сцене, но в трудной «раскованной» роли Ксении доказала, что ей уже не чужд опыт старых актрис. Это все касается модых. «Старики» не показали на сей раз чего-либо нового и особенно интересного. Все были хороши по обыкновению. Разве только Изаров в роли белогвардейца-лейтенанта фон-ІІІтубе дал особенно яркий тип» («Красная молодежь», 31 января 1929).