Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
14:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирский Губернский драматический театр

Владимирский Губернский драматический театр

Начало »» Владимирский Губернский показательный театр

В 1925 г. театр стал называться Губернским драматическим театром.
Первая современная пьеса была поставлена только в 1925 году. Это была сатирическая комедия на нравы периода НЭПа «Воздушный пирог» Рамалова. Интерес к теме был так велик, что спектакль шёл 7 раз, тогда как до этого другие спектакли шли не более 2-3 раз. В последующие годы - в конце 1920-х годов - были поставлены пьесы «Любовь Яровая» Б. Тренёва, «Лево руля» В. Билл-Белоцерковского, «Виринея» Л. Сейфуллиной, «На дне» М. Горького. Не ушёл театр и от формализма, от авангардистских «поисков», беспощадно извращая классические произведения. Чего только стоила постановка «Ревизора» Н.В. Гоголя! Режиссёр решил «поправить» классика, его «политическую безграмотность». В конце спектакля во время «немой сцены» выходили красноармейцы с винтовками и арестовывали городничего и всех чиновников.

В конце марта 1925 года во Владимире выступала заслуженная народная артистка Екатерина Васильевна Гельцер. В концерте принимали участие заслуженный балетмейстер премьер гос. моск. акад. театра В.Д. Тихомиров, скрипач Д.З. Карпиловский и пианист Макаров.

«Всякий, кто бывал в гортеатре, видел почти ежегодно ремонтирующуюся внутренность здания. Сегодняшний же сезон дал возможность зрителям сидеть в чистом зале, ходить по чистым полам, видеть шторы на дверях и т. д.
Но никто не заглядывал в утробу театра — за его кулисы. Никто не поинтересовался условиями труда тех, которых мы привыкли видеть на сцене.
Полюбопытствовать решила лишь инспекция труда. И что же. Обследование показало, что за сценой все проходы завалены, везде мусор. Сцена загрязнена. В суфлерской будке - пыль (по-видимому, для борьбы с туберкулезом). Когда подметается сцена, то вся пыль летит в будку несчастного суфлера.
В уборной актрис — температура 6 и 7 градусов тепла. Это происходит благодаря загрязненности труб парового отопления.
Умывальников и мыла не имеется. Вентиляции во всех рабочих местах нет. По стене столярной мастерской проходит канализационная труба, из которой просачивается грязная жидкость. Удовольствие не из приятных., Спецодежда костюмершам не выдана. Имеется 6 сoтрудниц-статисток. Их работа не оплачивается. Содержатся они, как бесплатные ученицы. Работающим при вешалках не выданы расчетные книжки, 2 сторожа гортеатра с 18 ноября прошлого года не имели выходных дней.
Вот в каких условиях работают служащие, рабочие и актеры гортеатра» («Призыв», 6 февраля 1926).
«Чуть поднялся занавес, как полились великосветские разговорчики.
И так на протяжения всех трех актов высочества, их императорские величества, баронессы, да канцлеры «соизволят всемилостивейше» друг с другом разговаривать, друг за другом шпионить, влюбляться и ревновать, звенеть шпорами и проповедывать мораль о блеске царственной короны, о пагубном влиянии на королевскую кровь крови плебейской.
Интрига австрийского королевского двора, проповедь буржуазных нравоучений, вот чем политпросвещает драматическая труппа владимирского зрителя.
«Великая княгиня», «Стакан воды» (тоже с королевскими интригами) – «Женщина у трона» — репертуар как на подбор.
Для кого ставятся эти пьесы на сцене театра губполитпросвета?» («Призыв», 7 февраля 1926).
«Ближайшими постановками городского театра намечены: «Женщина у трона», «Семь жен Ивана Грозного» — пьеса Смолина, автора пьесы «Иван Козырь и Татьяна Русских». Также пьеса «Мандат» («Призыв», 4 февраля 1926).
«За последнее время сильно участились случаи кражи в гортеатре. На-днях, например, в фойе театра, во время первого представления пьесы «Женщина у трона», были украдены: часы у юрисконсульта товарной биржи тов. Петровского, серебряный массивный портсигар у инспектора лесов тов. Жулидо и кошелек с деньгами у представителя чаеуправления» («Призыв», 13 февраля 1926).
«Мандат». 18 февраля в гортеатре.
Пьеса Эрдмана произвела громадное впечатление на владимирского зрителя. В антрактах разгоралась целая дискуссия по поводу содержания и оформления пьесы.
Часть публики, которую можно отнести к категории именуемой в общежитии обывателем, встретила пьесу враждебно и порой с негодованием. — Это балаганщина-цирк на сцене, все чудовищно преувеличено и этого в жизни не бывает.
Эти отзывы лишний раз подтверждают большое социальное значение пьесы. Обыватель увидел на сцене самого себя в самых неприглядных, разоблачающих его подленькую мещанскую психологию сценках.
Мандат можно назвать острым фельетоном, разыгранным на сцене. Фельетон местами переходящий в ядовитую сатиру тонко вместе с этим и зло высмеивающую быт мещан, бар и отставных генералов, ушибленных революцией.
Если обыватель, посмеиваясь, смотрит «Воздушный пирог» — мир дельцов, коммерсантов, накипп нэпа, не замечая что местами он сам олицетворяется в героях этой пьесы, то в «Мандате» он видит свое подлиннее лицо, как в хорошем зеркале.
«Мандат» это — фигуры из «Женитьбы» Гоголя, поданные в разрезе наших дней. Семья мещанки Гулячкиной. Мать ушибло революцией, из ума выжила, молится богу, заведя граммофон с божественной пластикой (за посещение церкви большевики, говорят, полог берут) и мечтает о браке дочери Варвары с сыном богача Сметанина. Сметанину нужен коммунист в семье — «на всякий случай», что он и ставит условием брака. Сын Гулячкиной Павел идет в качестве приданного за сестрой — он должен стать коммунистом. Павел — наглец, трус и лгун. Он состряпал «мандат» и выдает себя за коммуниста. Валерьян Олимпыч, сын Сметанина,— пижон с укороченным умишком, но со значком воздухофлота, женится на ком прикажет папаша. На сцене лица из «рабочего класса»— бродячие музыканты — выступают как родственники Гулячкиной — «коммунисты без родственников из рабочего класса не бывают» — говорит Павел Гулячкин. Назревает нелепейший «заговор». В центре его кухарка Гулячкиных - Наська принята семьей Сметаниных за великую княжну Анастасию Николаевну. Милиция, куда обратился с доносом Иван Иванович — жилец Гулячкиных, отказывается даже арестовать выживших из ума «заговорщиков».
Пусть содержание преувеличено, но эти места только помогают дать яркую сатиру на Гулячкиных, Сметаниных и им подобных.
Артист Голубев талантливо провел ответственную роль, дав рельефный портрет Павла Сергеевича Гулячкина. Хорошо играла Кривская - Наська кухарка. Сцены, когда она читает бульварный роман, вызывают неудержимый хохот.
Артистка Брянская - Гулячкина и арт. Кошутина - Варвара, дочь Гулячкина, сыграли в общем недурно.
Старательно играл Алексеев — жилец Иван Иваныч, но зрители привыкли видеть его в ролях другого характера, которые он исполняет с живым огоньком.
Необходимо отметить игру Князева — генерал Автоном Сигизмундович, хотя режиссер дал ему костюм и грим, скорее отставного пьяницы кавалериста чем отставного генерала. Труппа немало трудов положила, чтобы показать на сцене тупую, злобную обывательщину, обалдевшую от революции.
Следует приветствовать постановку «Мандата» на владимирской сцене. Пьеса ново для нашего зрителя и по содержанию и по оформлению ее на сцене» («Призыв», 20 февраля 1926).
«Учащимся рабфака, совпартшколы и старших групп 2-й ступени иногда выдаются билеты в гортеатр. С этими билетами учащиеся должны стоять на балконе весь спектакль, а на другие места их не пускают, даже тогда, когда они совершенно свободны» («Призыв», 7 марта 1926).
«С 8 по 14 марта передвижной драматический коллектив обслужил следующие пункты: Ставрово (2 постановки), Петушка (2 постановки) и Ундол (1 постановка). Режиссура драмколлектива, в лице т.т. Малицкого и Чардынского, приступила к подготовке новых постановок. Следующий маршрут предполагается по Вязниковскому уезду не позднее 20-х чисел марта» («Призыв», 17 марта 1926).
«Подготовка к летнему сезону
Предстоящий летом театральный сезон во Владимире, предполагается провести следующим образом:
Намечено прежде всего организовать ряд гастролей известных московских артистов и открыть летний сад. Кроме того будет организован передвижной драмколлектив для обслуживания деревни и фабрик.
На ближайшем заседании правления губотдела Рабис будет заслушан доклад завгубполитпросветом т. Савчука по данному вопросу.
Юбилеи артистов гортеатра
В текущем сезоне гортеатром будет проведено четыре юбилейных спектакля. Юбилей будут праздновать следующие артисты: Орлай — 25-летие сценической деятельности, Амосов и Воскресенский 20-летие и Гринев 15-летие.
Создала юбилейная комиссия, в которую входят представители: рабиса, губполитпросвета коллектива артистов и технических служащих. Первым (25 марта) будет юбилей Орлая. Пойдет пьеса «Заговор императрицы» («Призыв», 20 марта 1926).
«Юбилей А.И. Орлай
Сегодня союз работников искусств и общественные организации города чествуют двадцатилетие артистической деятельности А.И. Орлай — артиста драмтруппы губполитпросвета.
После чествования пойдет пьеса Ал. Толстого и Щеголева «Заговор императрицы», в которой А.И. Орлай исполнит роль Юсупова» («Призыв», 25 марта 1926).

«Семь жен Иоанна Грозного» Драмтеатр 26 марта обещал показать оригинальную постановку. Обещание выполнено на 150 процентов: постановка больше, чем оригинальна.
Пьеса вскрывает жизнь и нравы душных царских теремов, где молодые невольницы-полонянки царственной крови губят свое счастье и молодость в утеху любвеобильного деспота. Пьеса исторически правдина и интересно построена.
Передана же она нашим драмколлективом нельзя сказать, чтобы удачно. Вертящаяся сцена, весьма целесообразная в «Мандате», — никак не вяжется с тяжелой, громоздкой постройкой царского терема. Надо было обеспечить полную темноту на сцене, а не заставлять на глазах зрителей «каруселить» тяжелые иконостасы, царицины покои и так далее.
Случай, неизбежный пока спутник наших актеров, на этот раз был против труппы. Совершенно неожиданно срывались сильно драматические места незадергивающимся занавесом, или сползающими, весьма некстати, штанами артиста Курышева, он же Юрий Васильевич. Этот «номер» вызвал неудержимый смех зрителей.
В остальном все сошло благополучно.
На редкость хорошо сыграна Кошутиной роль Марии Темрюковны. С большим темпераментом передала она образ гордой, свободолюбивой полонянки.
Грозный (Попов) в первых актах удивительно напоминал Несчастливцева из «Леса» (его же роль).
Брянская (Дубриха) порадовала: она на этот раз (неужели только на этот?) не шаржировала, как обычно» («Призыв», 28 марта 1926).
«Гроза» (20-ти летний юбилей Амосовой)
31 марта губполитпросвет, союз работников искусств и труппа гортеатра чествовали 20-летие сценической деятельности артистки Амосовой.
Театр был переполнен. Н.Ф. Амосовой поднесены поздравительные адреса от владимирских зрителей, губполитпросвета, губотдела союза, артистов и рабочих сцены.
Шла «Гроза» - одно из лучших творений Островского. Трудную, ответственную роль Катерины юбилярша исполнила со старательной искренностью.
Местами игра Амосовой захватывала зрителя глубиной и трагизмом переживаний. Следует отметить тщательное выполнение сцены признания перед мужем в «страшном грехе», свидание с Борисом и в особенности последний акт.
Говоря осторожно партнер Надежды Федоровны, — артист Троицкий, мало сделал для того, чтоб дать на сцене тип племянничка, живущего «не своей волей», а по указке дяди — купца самодура.
Недурно провел свою роль Голубев (Тихон). Как всегда хорошо и правдиво играла Литвинова (Марфа Кабанова). Зрители неоднократно вызывали артистов.
Пьеса шла в новых декорациях. Особенно хорош задник — изображающий левый берег Волги. Давать к новым постановкам оригинальные декорации большое достижение для провинциального театра» («Призыв», 2 апреля 1926).
«Павел Первый». Трагедия Мережковского.
Артист Алексеев взял на себя главную и самую трудную роль императора Павла Первого. По игре видно: Алексеев много работал, роль усвоил и, несмотря на ряд причин, от артиста независящих (голос, слабую подвижность), дал образ царя очень не плохо.
Роль Палена, военного губернатора Петербурга, одна из выигрышных в трагедии. Артист Попов, к сожалению, не отразил ни решимости, ни непреклонной воли, ни большого ума главы заговорщиков.
Игра коллектива, в целом, все же указывает на сравнительно тщательную подготовку к спектаклю.
Новые декорации сделаны хорошо. Это большой плюс на сцене провинциального театра.
Жаль одного: трагедия в пяти актах и семи картинах. Режиссер сделал зачем-то семь отдельных частей. Для театра это невыгодно.
В последнем акте, после убийства Павла, должен появиться Александр и объявить о «кончине» папеньки и своем «божьей милостью» вступлении на престол. Эти две сцены ни в коем случае нельзя разделять. Теряется весь эффект «божественной мерзости царей».
М. Ильин» («Призыв», 24 апреля 1926).
«Итоги зимней работы гортеатра (Из беседы с завгубполитпросветом тов. Савчуком).
Городской театр, согласно постановления губисполкома, прошлой осенью был передан в ведение губполитпросвета.
Прежде чем, начать зимний сезон, театр поставил себе задачей сделаться художественным театром, с общедоступными ценами, идеологически выдержанным репертуаром и, что самое главное, превратиться в показательный центр воспитательной работы. Нужно было отказаться от взгляда на театр, как на предприятие, направленное к извлечению дохода. Это мы и сделали.
Средства, с которыми пришлось приступить к сезону, заключались в 23000 руб., отпущенных губисполкомом на ремонт театра и 16000 руб., которые было разрешено взять из сумм губкино. За всю зиму проведено до 100 постановок, из которых 9 — бесплатные.
Средняя посещаемость достигала 60 процентов, или примерно 350 человек в спектакль; таким образом, за сезон театр посетило почти 35000 зрителей. Интересно отметить, что резких скачков в посещаемости не было.
Цены мы старались сделать доступными. Самый дешевый билет стоил сначала 35 коп., затем 50 коп.
Теперь о репертуаре. Делился он на три категории. Первая - это историко-революционные пьесы. Сюда относятся: «Гапон», «1825 год», «1881», «Дегаевщина», «Павел I» и друг. Затем, современно-бытовые - «Мандат», «Иван Козырь», «Воздушный Пирог» и т. д. И третья категория — вещи классического репертуара — «Горе от Ума», «Ревизор» и т. п.» («Призыв», 8 мая 1926).
«Что сделано труппой
Театральный сезон окончился. Оглядываясь назад, на цветистый хоровод постановок, сравнивая их с прошлогодними, видишь значительную разницу, дающую чувство удовлетворения.
Режиссура стремилась дать наиболее выдержанные новинки сезона. Принципом постановок являлось также желание познакомить зрителя с различными театральными течениями.
Несколько пьес поданы в конструктивных постановках (технически возможных на нашей сцене) — «1825 год», «Иван Козырь» и др. В чисто реалистических тонах поставлен «Потоп». К стилизованным постановкам относятся «81 г.», «Яд».
В постановке «Мандата» режиссура показала биомеханику меерхольдовского театра. Пьеса «В глухое царствование» прошла в духе импрессионизма и т. д.
Ряд пьес, прошедших в этом сезоне, можно принять без оговорок, как ценный материал, идеологически выдержанный. Следует отметить, что все эти пьесы имели большой, заслуженный успех у владимирской публики.
Постановка таких пьес, как «Яд», «В глухое царствование», «Отец Гапон», «Проститутка», «Мандат», «Волчьи души», «Продавцы славы», следует отнести к положительным сторонам театра.
У труппы чувствовалось неподдельное желание идти в ногу с репертуаром, откликающимся на сегодняшние боевые темы современности и не вина труппы, если эти пьесы были нередко слабы и бледны.
Режиссура стремилась показать зрителю классические пьесы: Островского — «Лес», «Бесприданница», «Гроза». Сюда же надо отнести постановку «Ревизора» и «Горе от ума», хотя эти пьесы труппе не удались, в особенности первая. Из пьес Островского выбор был произведен неудачно. То, что шло на сцене, слабо звучит в бурной современности.
Следует отметить, что пресловутая пьеса Толстого и Щеголева «Заговор императрицы», деятельно пополнявшая кассы всех провинциальных театров, во Владимире успехом не пользовалась и, после двух постановок, была снята с репертуара.
Выбор пьес был чужд случайности, сверх тех 30 процентов, которые разрешаются Главреперткомом «для хозрасчета» (сюда надо отнести пьесы «Стакан воды», «Женщина у трона» и «Хорошо сшитый фрак»).
Режиссура проявляла оригинальность замысла, несмотря на крайне бедные технические возможности (донельзя тесная сцена и т. п.).
Наиболее удачной постановкой, имевшей небывалый для Владимира успех, является «Воздушный пирог», пьеса шла с полными сборами 10 раз. Конечно, успеху способствовала игра Алексеева. Дальше идет «Мандат» — 8 постановок, вызвавший оживленные споры у зрителей. Голубев в «Мандате» дал правдивый, незабываемый образ Гулячкина.
«Яд» Луначарского выдержал пять постановок, «Иван Козырь» — столько же, 6 постановок выдержала пьеса «81 г.». Для театра небольшого провинциального города эти цифры внушительны.
Основным ядром хорошо сыгранной труппы явились Кошутина, Брянская Амосова и Литвинова. Из мужских персонажей — Алексеев, Голубев, Попов, Юрьевский. Слаженности спектаклей труппа обязана также и вторым персонажам.
Большим достижением для провинциального театра является художественная постановка спектаклей. Для лучших пьес специально писались новые декорации. Декорации к пьесе «Гапон», «Павел I» —наиболее удачны» («Призыв», 11 мая 1926).
«В пятницу 20 августа гастролирующей во Владимире украинской труппой будет поставлена историческая пьеса «Тарас Бульба» («Призыв», 19 августа 1926).
«23-ѴІІІ в губдрамтеатре состоялся киносеанс в пользу английских рабочих. Демонстрировалась «Мессалина». С первой же части начинаются беспрерывные обрывы ленты. В театре — шум, гам, свист. Так прошла вся картина. Публика ругалась и каждый давал зарок больше в этот театр не заглядывать» («Призыв», 26 августа 1926).
«Выступления Игоря Южина. Сегодня и завтра в губдрамтеатре после каждого сеанса выступает певец-сатирик Игорь Южин. Аккомпанирует Л. Белоярцев» («Призыв», 28 сентября 1926).
«Владимирский горсовет решил в положительном смысле вопрос о существовании во Владимире постоянного драматического театра. Губполитпросвету разрешено приступить к набору постоянной труппы. Бюджетной комиссии предложено предусмотреть необходимую театру сумму.
***
Губдрамтеатр заключил с совкино договор, по которому все картины в этом театре будут идти первым экраном во Владимире» («Призыв», 2 октября 1926).
«Сегодня и завтра в губдрамтеатре состоятся концерт с участием певицы Нины Мининой (контральто) и артиста эстрады А.В. Нужбинина.
Кроме названных артистов, на концерте выступает капитан Джеффрис со своим радиокораблем. Корабль этот — сухопутная движущаяся модель военного судна, управляемого на расстоянии по радио» («Призыв», 15 октября 1926).
«Возвратился из Москвы зав. художественной частью губполитпросвета, ездивший туда за набором труппы. Последняя набрана в составе 29 человек. Главный режиссер - Муромский» («Призыв», 24 октября 1926).
«Губдрамтеатр — концерт с участием баритона Шевелева, певицы Страховой и тенора Молчанова. Начало в 8 ½ час. вечера» («Призыв», 24 октября 1926).
«К началу драматического сезона в губдрамтеатре состав труппы определился окончательно в следующем виде:
Женский состав: Люменарская, Кошутина, Шебуева, Вологодская, Дружинина, Орлицкая, Мартова, Бельская, Брянская, Перовская, Розовцева, Александрова и др.
Мужской состав: Листов, Муромский, Колегаев, Сухорев, Набатов, Картанов, Ганюкин, Чайкин, Попов, Павлов, Загорский, Милославин, Голубев, Кайданов, Эйхов, Правов и др.
Гл. режиссер — Муромский Е.П. Очередные режиссеры — Листов и Картанов. Пом. режис. — Северский. Суфлер - Аненнский. Управляющим театром назначен Г.В. Гринев» («Призыв», 29 октября 1926).
«Зимний сезон губдрамтеатра.
27 октября при художественном подотделе губполитпросвета состоялось совещание представителей губполитпросвета, гублита, губрабиса, губкома ВКП и театра по вопросу о репертуаре на ближайший месяц.
По предложению главного режиссера театра Е.П. Муромцева, совещание утвердило ориентировочный репертуар до 1 декабря из следующих пьес: «Париж», «Овод», «Дама с камелиями», «Старообрядка», «Слуга двух господ», «Шторм», «Я ничья», «Кино-роман», «Право первой ночи», «Расточитель», «Дочь генерал-губернатора», «Анна Кристи», «Виринея», «Медвежья свадьба» и «Псиша».
Из числа этих пьес будет отобрано необходимое количество на ноябрь месяц. Остальные пойдут в следующий месяц.
***
Зимний сезон в губдрамтеатре открывается 6 ноября пьесой «Париж». Ставит пьесу главный режиссер Муромский Е.П. Следующая постановка — «Овод», — режиссера Листова» («Призыв», 2 ноября 1926).
«Муки театральные.
Что такое театр? Жители Владимира имеют представление о «губдрамтеатре». Но обитатели фабричных казарм, уездных городов и деревень — не знают всех прелестей этого театра, с приставкой «губ».
Купив билет, задержавшись на минуту в узких, как игольные уши, дверях, вы попадаете в раздевальню, а затем и в партер.
Если желаете, можете сначала продемонстрировать по фойе, краснея под пристальными любопытными взглядами сидящих зевак. Будьте покойны: вас осмотрят... с головы до подметок.
Звонок, другой. Свет предупредительно гасят и все в темноте устремляются вниз, на места. Не протестуйте, что нет света. В темноте больше «пикантности», и если вы отдавите кому-нибудь ногу или прошибете локтем бок - извиняться не приходятся.
Начинается рассадка по стульям.
Ряды стульев составлены настолько тесно, что пролезть между ними почти невозможно. И вот вы с усилием протискиваете ноги, давя ноги сидящим, под их злобное шипение; морщитесь, пытаетесь шутить насчет этого.
Наконец, сели. Ногой уже шевельнуть нельзя — ноги прижаты стулом переднего ряда.
Но ведь это пустяки, по сравнению с искусством.
В антракт — та же история, но с обратного конца. Снова бесцельное топтание по фойе. Музыки не полагается. Да и что такое музыка? Буржуазный предрассудок! Бороться с ним нужно.
По окончании спектакля, начинается самое главное. Все устремляются толпой к вешалкам. Сутолока, толкотня.
— Что вы лезете!
— Сами осторожнее! Прете, как паровоз!
— Идиот!
— От него же слышу!
Узкий коридор превращается в месиво людское. Лезут с галошами в поднятой высоко руке, задевая ими головы соседей, орудуют локтями, всем корпусом.
— Да это не мои галоши! — возмущается один.
— Не моя фуражка! — вопит другой.
На улице облегченно вздыхают.
— Отмучились.
А дома, подводя итоги своих театральных похождений, — вы не досчитаетесь пуговицы, найдете карман разорванным.
Но зато вы были в «губдрамтеатре» («Призыв», 24 ноября 1926).
«Розита» (Губдрамтеатр — 5/II — 27 г.).
Эта постановка губдрамтеатра отличается от других его постановок некоторой оригинальностью. Само содержание пьесы не сложное. Действие происходит в Испании: дитя улицы, певица площадей и кабачков, любимица толпы — Розита влюбляется в офицера - члена революционной организации анархистов. Последний, защищая Розиту от оскорблений, убивает полицейского, за что попадает в тюрьму; ему грозит смертная казнь. Розита, пользуясь расположением короля, случайно встретившего ее на улице, добивается помилования своего возлюбленного; но под влиянием своего министра, безвольный, дураковатый король отменяет свое решение о помиловании; тем не менее офицер остается живым. Розита мстя королю за все то зло, которое он причинил как ей, так и всему народу, обремененному налогами — убивает короля.
Центром постановки несомненно нужно считать карнавал. В общем он режиссеру удался, если не принимать во внимание некоторой чересчур большой его шумливости для такого небольшого зрительного зала. Карнавальное выступление как то оттеснило на задний план само действие.
Была некоторая путаница в костюмах (полицейские костюмы смахивали на костюмы французских солдат времен революции; костюм королевы был чересчур уж прост).
Вологодская (Розита) и Листов (офицер) удачно справились со своими ролями. Но много непонятно, почему Сухареву, игравшему роль короля нужно было так сильно, как венерику, говорить в нос.
Испортил впечатление танец в 4-м действии, без которого с успехом можно было бы обойтись, и который очень мало гармонировал со всей постановкой.
Несмотря на это, «Розита» - одна из удачных постановок губдрамтеатра» («Красная молодёжь», 10 февраля 1927).
«25-летний юбилей артистки А.И. Шибуевой. 2 марта артистка губдрамтеатра А.И. Шибуева справляла свой 25-летний юбилей. За 25 лет своей артистической деятельности А.И. Шибуева прошла почти все амплуа. Поступив на сцену 16 лет от роду, против желания своих родных, и начав свою деятельность с выходных ролей, юбилярша уже в 1908 году (24 лет от роду) выдвигается на положение основной героини. В годы разрухи и гражданской войны (1910—1920 гг.) А.И. Шибуева служила при политотделе N-й армии, участвуя во всех спектаклях для красноармейцев и пройдя с указанной армией весь путь от Самары до Иркутска. Во Владимире мы видели юбиляршу в самых разнообразных ролях и везде она проявила себя как вдумчивая и талантливая артистка. В юбилейном спектакле Шибуева играла роль Екатерины II-й» («Призыв», 5 марта 1927).
В конце 1920-х годов театр всё ещё испытывал и большие финансовые трудности. Губернский отдел народного образования, в ведении которого находился театр, с трудом находил возможность поддерживать его существование, но временами положение становилось критическим. В 1927 году театру было рекомендовано так сформировать репертуар зимнего сезона, чтобы перейти полностью на самоокупаемость. Губоно обратилось в президиум городского Совета с резкой критикой этого решения. «Такое решение могли принять люди, не знакомые с театральным делом, - говорилось в докладной записке, адресованной президиуму горисполкома. - В истории советского театра, преследующего не коммерческие, а культурно-просветительские цели, ещё не было случая, чтобы театр существовал без дотаций».
«Штиль». Гортеатр ставит сегодня большую пьесу «Штиль» Билль-Белоцерковского, молодого советского драматурга, являющегося также автором шедшей прошлый год пьесы «Шторм».
«Штиль» является как-бы продолжением «Шторма». После бурь и потрясений, шторма гражданской войны, наступает успокоение, штиль, повседневная восстановительная и созидательная работа. Первое отражено в «Шторме», второе — в «Штиле». Герои первой пьесы перенесены в современную обстановку, со всеми ее противоречиями» («Призыв», 16 февраля 1928).
«Что будет с гортеатром?
Тяжелое материальное положение гортеатра вынудило горсовет назначить специальную комиссию для детального обследования дел театра.
На-днях горсовет, ознакомившись с выводами этой комиссии, пришел к заключению о необходимости общее руководство театром coсредоточить исключительно в городской части отдела народного образования.
Одновременно с этим, горсовет высказался против излишней опеки над театром, повысив ответственность заведующего им.
В дополнительной дотации, в сумме приблизительно 7 тысяч рублей, горсовет отказал. Дефицит гортеатра должен быть покрыт за счет доходов летнего сезона.
Горчасти губоно и секции народного образования поручено проработать вопрос о возможности перевода театра на будущий зимний сезон на гастрольную систему путем заключения с московскими театрами договоров на 8-12 постановок в месяц» («Призыв», 26 февраля 1928).
«Гортеатр приступает к регулярной демонстрации кинокартин. В марте пойдут следующие картины: «Чудак», «Врыв» и «Злой дух», «Обыкновенная история», «Змеиное жало» и др.
Окончательно решено закрыть зимний театральный сезон 16 марта» («Призыв», 9 марта 1928).
«Завтра в гортеатре силами боголюбовского детдома № 2 ставится утренний детский спектакль. Пойдет пьеса в 6 картинах Ауслендера «Колька Ступин», а затем выступление живой газеты «Дружный фронт» («Призыв», 10 марта 1928).
«Ошибки зимнего театрального сезона
Зимний театральный сезон во Владимире закончился 15 марта. Истекшие 4 с половиной месяца работы театра не внесли ничего нового в театральную жизнь Владимира.
От театра, бывшего и продолжающего оставаться организующим центром искусства, ожидали в этот сезон многого. Однако, театр, обязанность которого определяется культурно-политическим перевоспитанием самых широких трудовых масс, — не выполнил своих задач.
Производственно, театр то же, что и предприятие, успешное развитие которого зависит от качества выпускаемой продукции. Каков же в этом случае наш театр? Первым его недостатком был набор труппы. К этому набору приступили с опозданием, благодаря чему артистический рынок дал самое слабое, что осталось у него. Слабость труппы (не было, например, такого необходимейшего амплуа, как комик) усугублялась отсутствием достаточно опытной режиссуры. Отсюда все качества: и в оформлении, и в исполнении не чувствовалось биения творческой мысли, не было ни выдумки, ни какой-либо новой, оригинальной изобретательности. Вся деятельность театра носила печать трафарета и шаблонности.
Низкий уровень театральной «продукции» обусловливался еще и тем, что к художественному обрамлению спектаклей, при даче им необходимой эстетичности относились невнимательно. Больше того — наплевательски. Судите сами: на художественные потребности театру отпущено было в сезон лишь 500 руб. В то же самое время, на вывозку нечистот из театра истрачено 480 р. Следовательно, о художественной работе театра и думать было нечего.
Неудовлетворенность зрителя дала, в результате, пустые стены. В театр публика не шла. И, конечно, играя для себя, театр, по сути дела, трудился впустую.
Попытки поставить ставку на организованного зрителя потерпела неудачу. Этот зритель — члены профсоюзов, учащиеся, комсомольцы и др. отказался играть роль фонвизинского недоросля. Тогда театр испробовал, вынужденный к тому требованиями кассы, сделать ставку на улицу, ослабив несколько идеологическую линию своего репертуара. Начав с «Ржавчины», он бесславно пришел к «9-й жене тов. Чулина».
Но и улица не поправила дела.
Был ли, однако, выход из того тупика, в котором очутился театр? Был. Но он не использован.
У нас господствует губительное в отношении театре мнение, что в губгороде непременно должна быть постоянная труппа. Какая бы ни была, но постоянная. Это то вот и навредило театру.
Между тем, в сентября прошлого года Малый театр и Театр революции предлагали совершать выезды во Владимир со своими труппами и декорациями.
Десяти-двенадцати спектаклей в этом случае вполне хватило бы для того, чтобы удовлетворить театральный запрос нашего зрителя. При чем, мы имели бы современный театр со всеми его исканиями, достижениями. Пригласив Tеатр революции, мы знакомились бы с настоящим революционным творчеством. Малый театр дал бы классические вещи в талантливейшей передаче.
На это разумное, даже чисто экономически блестящее, предложение (сборы всегда были бы полные) было обойдено молчанием.
И только теперь горсовет вынес давно назревшее решение отказаться на будущий сезон от постоянной труппы. Решение вполне правильное. Если даже допустить, что Малый театр и Театр революции будут делать во Владимире неполные сборы (хотя допустить это и трудно), то все же во сто раз полезнее расходовать деньги на развитие действительного искусства, чем бросать эти деньги на ветер» («Призыв», 17 марта 1928).
«С 15 апреля в гортеатре будет выступать коллектив украинских артистов, под управлением Мельникова. Труппа состоит из 40 артистов и имеет свой оркестр» («Призыв», 27 марта 1928).
«Малый театр во Владимире
Гортеатр пригласил на 15, 16 и 17 мая группу артистов государственного академического Малого театра. Группу эту возглавляют заслуженный артист республики Рыбников, Остужев и Найденова.
К постановке в гортеатр предполагаются следующие пьесы: «Без вины виноватые» — Островского, «Медвежья свадьба» — Луначарского и «Ночной туман» — Сумбатова.
Цены на этот спектакль несколько повышены — от 50 копеек до 2 руб. (предварительная продажа балетов с 9 мая).
Ведутся переговоры о приглашении на гастроли в гортеатр заслуженного артиста республики Максимова, Зои Баранцевич и Карелина. С их участием намечается постановка пьес — «Стакан воды» - Скриба и «Луна слева» — Билль-Белоцерковского» («Призыв», 22 апреля 1928).
«Луна слева». Коллектив актеров, во главе с заслуженным артистом Максимовым, провел во Владимире два спектакля. Первый — «Стакан воды» (Скриба). Второй- «Луна слева» — молодого даровитого советского драматурга Биль-Белоцерковского. Последний спектакль заслуживает особого внимания. Автор весьма искусно на фоне гражданской войны и всеобщей разрухи показал отдельных героев из сотен тысяч тех, что беззаветно дрались за революцию. Показал, как они боролись, в каких условиях существовали, какими радостями и печалями жили.
Предчека Ковалев, во избежание «соблазна», увольняет сотрудницу, которую он любит. И после этот стойкий преданный коммунист соглашается на смерть своей жены, лишь бы поймать белобандитов. К счастью, это была шутка, затеянная товарищами, с целью испытать Ковалева.
«Луна слева» — комедия.
Автор умудрился в котле борьбы, напряжения и боевого действия, отыскать много бытового юмора и игривости. Диалог по вопросам любви (1-е действие), сцена с клизмой в больнице, пир с воблой и др. вызывают бурный, здоровый смех у зрителя.
Веселая жизнерадостная комедия выиграла еще и от хорошего артистического ансамбля. Впрочем, сам Максимов несколько разочаровывает. От артиста с его способностями мы в праве ожидать большего.
Вообще же, спектакли оставили благоприятное впечатление, вдохнувшее струю свежести в замирающую театральную жизнь города.
Повторения подобных гастролей можно приветствовать» («Призыв», 9 мая 1928).
«Заключен договор с труппой артистов 1-го московского художественного театра на приезд труппы для гастролей во Владимир. Труппа приедет сюда в начале августа» («Призыв», 5 июля 1928).
«Переоборудование городского театра
В счет бюджета будущего года горсовет отпустил театру 8000 рублей. Деньги эти целиком пойдут на коренное переоборудование сцены.
Сцена будет вертящаяся. При чем вращаться будет не кусок пола, как сейчас, а вся площадь. Это дает возможность быстро менять декорации, не утомляя зрителя длинными антрактами.
Переоборудоваться будет и осветительная система. Меняются также сукна (декоративные).
Помимо этих работ, рядом с театром будет возведена постройка, куда сложатся все старые декорации. Такое мероприятие освободит сцену от хлама.
Ремонтные работы начнутся в ближайшие дни» («Призыв», 19 июля 1928).
«Гастроли 1-го МХАТ
1, 2 и 3-го августа в гортеатре выступает группа артистов 1-го московского Художественного академического театра во главе с режиссером Азариным. В состав группы входят артисты: Бутюгин, Елина, Зуева, Истрин, Конге, Кудрявцев, Малолетков, Мордвинов, Петерсон, Раевский.
Поставлены будут: 1 августа — «Герой и война» Бернарда Шоу; 2-го — «Наследники Робурдена» — Эмиля Золя и 3 августа — вечер Чехова, в который войдут следующие произведения писателя: «Ночь перед судом», «Длинный язык», «Предложение», «Добрый немец» и «Юбилей».
Костюмы актеры везут с собой из Малого театра» («Призыв», 26 июля 1928).
«Подготовка к зимнему сезону
Подготовка к зимнему театральному сезону в полном разгаре. В ближайшие дни представители губоно выезжают в Москву для набора постоянной труппы. В труппу предполагается включить певцов и танцоров. В качестве главного режиссера и художественного руководителя театра намечается Немиров, известный владимирцам по театральному сезону 1922-23 г., когда он выступал вместе с Гетмановым, Янушевой, Черник и др.
В настоящее время ведутся переговоры о приглашении на постоянную работу симфонического оркестра, гастролировавшего во Владимире с опереттой Мираева.
В этом сезоне намечаются к постановке пьесы современных авторов («Рельсы гудят», «Бронепоезд» и др.) и классиков.
Предполагалось гортеатр сделать базовым театром, обслуживающим не только Владимир, но и окрестные рабочие клубы — Собинки, Лакинки, «Оргтруд», Коврова и др. Но эта идея отвергнута в виду того, что скудные возможности театра не позволят производить подобные выезды» («Призыв», 10 августа 1928).
«В Москву выехали заведующий гортеатром т. Бутин и представитель губоно т. Григорьев, которым поручен набор труппы артистов на зимний театральный сезон. В Москве они пробудут до 5 сентября» («Призыв», 30 августа 1928).
«Как набирают труппу для гортеатра (письмо из Москвы)
О театре во Владимире говорят везде. Еще больше стали говорить в связи с набором труппы. Труппа сейчас набирается. Здесь вот, на Рождественке, из нескольких тысяч съехавшихся в Москву актеров и актрис «полпреды» наши пытливым оком высматривают тех, кому суждено сделать нам театральный сезон, или вновь превратить театр в пустое место.
Чтобы избежать театральных ошибок, труппу набирают двое — Бутин и «правительственный комиссар» Григорьев.
Роль последнего в этом деле идет в явный разрез с соображениями экономии городского бюджета.
Владимирцы, те, кому ведать делами театра надлежит, решили во что бы то ни стало показать зимой подлинное искусство. Набору труппы большое внимание уделено. Предгорсовета тов. Евлентьев бвл на актерской бирже и самолично наблюдал за «процессом формирования» труппы.
Участие принимают и главискусство (судите сами!), и центропосред-рабис. Семь нянек...
После этого, кажется, труппа непременно должна быть порядочной.
Главный режиссер уже приглашен. Фамилия его Рожковский. Двенадцать лет работает. Был главрежом в Риге, Томске, Иванове, Киеве и др. городах.
Набирается труппа. Тощий кошелек владимирцев кажется еще тощей от цен на актерскую силу: герой первого положения просит 500 рублей в месяц. Все остальные в этом роде. А денег у гортеатра маловато… Однако, владимирцы говорят, что берут все лучшее с биржи. Насколько это верно, — покажет будущее.
Уверенность не покидает работников театра ни на минуту. Прошлогодние уроки не обескуражили, а наоборот, вселили энергию.
Вот что они рассказывают о предстоящем сезоне:
— Труппа с режиссурой будет в 28 человек. Репетиции полагаем начать с 1 сентября, сезон открыть намерены 1 ноября пьесой «Рельсы гудят» или «Приговор». В репертуар включены исключительно произведения современных драматургов и классиков. Предполагается поставить «Горе от ума», «Ревизор», «Гамлет», «Проделки Скопена» и др.
В месяц будет от 16 до 20 спектаклей. Цены на билеты остаются прежние.
Тут мне пришлось возразить:
— Не получилось бы так: «Искусство — трудящимся»… недоступно.
Но театр ставит ставку на организованного зрителя, а при этом будут всяческие льгот.
Москва. Борис Мухин» («Призыв», 5 сентября 1928).
«Драматическая студия при гортеатре
В предстоящем театральном сезоне при гортеатре организуется драматическая студия, ставящая себе целью подготовку статистов для сцены. В первую очередь в студию будут приниматься драмкружковцы, участвующие в синей блузе, живых газетах и т.д.
Занятия в студии будут вестись под руководством опытных актеров труппы гортеатра» («Призыв», 8 сентября 1928).
«Открытие зимнего театрального сезона
Новый сезон в гортеатре открылся пьесой Днепровского «В плену у яблонь». Нельзя сказать, что выбор пьесы был вполне удачный для открытия театра. Правда, сюжет пьесы более или менее нам созвучный, сюжет из эпохи гражданской войны. Но пьеса сама по себе еще далеко недоделанная, путаная, с большим налетом сентиментальности и мистерии.
В пьесе имеются большие массовые действия, которые в условиях владимирской сцены не могут быть удачно показаны. Все это делает значимость этой пьесы на подмотках владимирской сцены не особенно большой.
Что касается самого исполнения артистов и самой постановки, то поскольку в пьесе не было «показа» отдельного актера, то трудно судить по всему ансамблю. Выделилась игра артистки Андреевой (в роли Ярославки). В некоторых местах она тонко с большим чувством провела свою роль. Не плохо, а местами с большим мастерством провел свою роль и Изаров» («Призыв», 3 ноября 1928).
«Роман Войнича «Овод» только в самое последнее время получил подобающую ему известность среди советских читателей. Этому способствовал большой успех инсценировки этого романа Прокофьевым на сцене московских театров.
Второй постановкой коллектив драмтеатра должен получить полное «признание» владимирской публики.
С.А. Танеев и Ю.В. Белгородский очень хорошо передали образы Овода и Монтанелли. В отдельных местах (сцена у синьора Грассини, болезнь Ривареса и заключительная картина) их игру нельзя определить иначе, как художественной.
Яркий тип дал В.Е. Орлинский (Джемс Бертан), большой темперамент показал В.В. Истомин (Артур), естественно и четко провела роль В.М. Аристова (Джемма).
Однако, есть и недостатки, ослабляющие впечатление спектакля. Совершенно невозможен был исполнитель роли жандарма (сержанта?). Он старался во что бы то ни стало рассмешить зрителей, но достигал этого не игрой, а криком и нелепой суетой. Благодаря его «усердию» сцена с арестом изрядно в таверне смазана.
Второй большой недочет — световые эффекты. Непонятно, для чего постановщики употребляют совсем ненужные прожекторы. В результате получается неожиданное впечатление: лучи не помогают зрителю, а мешают ему.
Несмотря на эти недочеты, постановку «Овода» (режиссера С.А. Танеева) надо рекомендовать широким кругам зрителей. Несомненно, «Овод» выдержит несколько спектаклей» («Призыв», 10 ноября 1928).
««Мятеж» — пьеса Фурманова и Поливанова (по повести Фурманова того же названия) впервые поставлена на сцене московским театром им. МГСПС. Там она и до сих пор идет с необычайным успехом.
Провинция не использует широко опыт театра им. МГСПС и «Мятеж» не является ходовой пьесой, пьесой «первой необходимости». Это вполне основательно объясняется тем, что «Мятеж» построен главным образом на массовых сценах. Основное действующее лицо пьесы — красноармейская масса.
Уже одно это является большим затруднением для постановки «Мятежа» на сцене, располагающей весьма скромными техническими возможностями. Кроме того, место действия — Средняя Азия — весьма своеобразно. Даже в театре имени МГСПС в спектаклях кроме артистов участвуют националы-киргизы, таджики и др., так как исключительно силами театра слишком трудно сделать спектакль этнографически вполне точным.
Что же может дать в «Мятеже» наша владимирская сцена?— Рассказать зрителю основное содержание пьесы и показать игру нескольких из главных действующих лиц, в общем, дать весьма слабое подражание тому, что представляет собой «Мятеж» на большой сцене.
Это коллектив городского театра и выполнил. Выполнил довольно старательно. Декоративно спектакль оформлен не плохо, хотя освещение по-прежнему было слабо.
Слишком мало употреблялась вертящаяся площадка сцены, хотя здесь для нее было бы много работы.
Исполнители дали несколько ярких образов. Нужно отметить ошибку режиссуры: роль Фурманова почему-то выполнял артист Белогородский. Фурменов — почти юноша, молодой, стройный, энергичный. Белогородский — плотный мужчина, средних лет, слишком солидный для этой роли, резенор.
Князев (Буровой) и Изаров (Штабутдинов) провели свои роли четко и выдержанно. Хорош был Танеев (Караваев) и особенно Слободской (Чеусов). Слободской показал целый ряд моментов, когда он как будто «жил на сцене», публика ему вполне «верила».
Главного действующего лица — массы — не была. Этим значительно уменьшается достоинство спектакля.
***
«Гроза». Эта широко-известная и чуть ли не единственная драма Островского из цикла его бытописательства комедий поставлена коллективом городского театра в прошедшее воскресенье. Спектакль прошел с большим успехом, театр был переполнен.
«Гроза» — первая пьеса из старого, дореволюционного репертуара, поставленная театром в этом сезоне.
Этой постановкой режиссер Белогородский показал свое знание Островского, как драматурга, и той эпохи, которая изображается в пьесе. Все типы даны вполне верно, декоративно постановка выдержана и правдоподобна.
Из исполнителей никто особенно не выделяется. Все играют ровно и достаточно хорошо. Особенно хорошо принимался публикой Белогородский, исполнявший роль Тихона Кабанова.
Необходимо заявить решительный протест против недостатков освещения. Они одинаково безобразны во всех постановках и особенно сказываются в «Грозе». Этот недостаток надо немедленно устранить, отказавшись от прожекторов» («Призыв», 13 ноября 1928).
«15 ноября в городском театре была очередная новая постановка. Коллектив играл пьесу Л. Никулина «Высшая мера» или «Инженер Мерц»…
Ставил пьесу режиссер С.А. Танеев. Постановка ему удалась вполне. Декорации многих картин сделаны оригинально и показывают как раз самые характерные признаки того, что должна изображать сцена. Особенно хороши картины первого действия, в Париже.
На отдельных исполнителей следует отметить Танеева (Печерский), Белгородского (Мерц), Андрееву (Ксана) и Троицкую (Попова). У Троицкой была небольшая роль старой барыни, эмигрантки, которая ненавидит большевиков, ненавидит до исступления. Артистка сумела передать этот тип очень правдиво.
А.Н. Шиляев в эпизодической роли беспризорного в течение всего лишь нескольких минут заслужил шумное одобрение зрителей. Он был, как говорится, неподражаем. Не плохо играли и все остальные.
В общем, коллектив дал интересный спектакль» («Призыв», 17 ноября 1928).
«Билеты для членов профсоюзов с 35 проц. скидкой
В беседе с нашим сотрудником директор гортеатра тов. Бутин поделился своими впечатлениями о первых результатах работы театра и перспективах ее на ближайшее время.
Перед началом сезона дирекция поставила себе две главнейших задачи: во что бы то ни стало избежать халтуры и максимально объединить вокруг театра рабочего, профсоюзного зрителя, дав ему выдержанные идеологически репертуар.
Первый месяц работы театра дал уже некоторые результаты. За это время были поставлены пьесы: «В плену у яблонь», «Мятеж», «Овод», «Гроза» и «Высшая мера». Посещаемость спектаклей была вполне удовлетворительной — почти вдвое больше, чем в прошлые годы.
С особым успехом проходят целевые спектакли. Их закупали: горком комсомола, совторгслужащие, губпрофсовет, губбюро пролетстуда и т. д. Всего этих спектаклей в ноябре было поставлено 11 и уже на декабрь закуплено 6. В недалеком будущей дирекция театра предполагает ставить целевые спектакли в ближайших paбочих клубах.
Для удобства членов профсоюзов, с первых чисел декабря вводится талонная система, с 35 проц. скидкой. Выпускается два вида талонных книжек — за 5 руб. и 3 рубля (фактическая цена 3 руб. 25 к. и 1 руб. 95 к.). Владелец книжки будет иметь право посетить любой из спектаклей сезона, на сумму, обозначенную в талонах. Обмен талонов на билеты будет производиться в кассе театра как накануне, так и в самый день спектакля.
Сейчас уже намечен декабрьский репертуар. В него вошли следующие пьесы: «Приговор», «Свадьба Кречинского», «Рельсы гудят», «Человек с портфелем», «Весенние зарницы» и «Анна Каренина». Репертуар рассмотрен и утвержден художественным советом.
В заключение следует сказать несколько слов о театральной студии. В студии занимается 20 человек. Они проходят историю искусств и театра, технику сценического искусства, грим, акробатику, пластику и постановку голоса. Некоторые из студийцев делают успехи и уже исполняют легкие роли при постановках. Цель студии — подготовить квалифицированных руководителей драмкружков при рабочих клубах.
Дирекция театра предполагает, кроме того, организовать кружок костюмерш. В них ощущается острый недостаток и они будут, несомненно, нужны клубам» («Призыв», 29 ноября 1928).
«На последнем заседании секции наробраза горсовета директор губдрамтеатра тов. Бутин сделал доклад о работе театра в этом сезоне. В ноябре театр посетило 9105 зрителей. Вместо предполагавшихся 16 постановок, была 21 постановка. По 22 декабря прошло 18 спектаклей. На них было 9014 зрителей. Сбор в ноябре дал 7264 рубля, а в декабре пока уже 6273 рубля. Прошло 14 целевых спектаклей.
Ближайшими постановками театра намечены: «Приговор», «Анна Каренина», «Деловой человек», «Человек с портфелем», «Митькино царство», «Разбойники», «Отелло». Пять заявок поступило на пьесу «Рельсы гудят», которая все время не сходит с репертуара.
В этом сезоне культурное значение нашего театра сильно возросло. Удачно проходят целевые спектакли.
Работу губдрамтеатра сильно связывает его задолженность за прошлые годы, достигающая 23 тысяч рублей. Надо заметить, что эта задолженность, без ведома театра, погашается за счет дотации ему в текущем сезоне. За счет средств театра оплачено также составление проекта постройки цирка, уплачено горкомхозу за оборудование Пушкинского сада. Если это будет продолжаться в дальнейшем, то средств у театра, конечно, не хватит.
У театра есть недостаток в деле оборудования сцены. Вертящаяся сцена все еще не работает. Человек который взялся устроить эту сцену во время ее не сделал. Он привлекается к ответственности. Закончен ремонт нижнего этажа в театре.
Содокладчик, режиссер т. Рошковский, указал на необходимость более частых созывов заседаний художественного совета. Надо созвать конференцию зрителей и клубных работников. Нельзя забывать и неорганизованного зрителя, который должен тоже быть обслужен театральными постановками.
Бюро секции, после обмена мнений по докладам, отметило, что сезон текущего года у нас проходит вполне благополучно как в художественном, так и в материальном отношении. Театр привлек к себе общественное внимание, что обеспечивает его благотворную работу в будущем» («Призыв», 22 декабря 1928).

««Деловой человек». Весь спектакль выдержан в стиле подчеркнутой карикатуры, идет в разрезе сатиры. В исполнении принят быстрый темп, что помогает зрителям ощутительнее войти в курс изображаемой жизни, где каждый в первую очередь помнит, что «время – деньги».
Артисты показали хорошую сыгранность, дали несколько ярких образов, опять-таки вполне удачно применив ряд эксцентрических, оригинальных приемов.
Следует отметить в первую очередь В.М. Аристову (Мея Компас). Она внесла в спектакль много живости, особенно четко выдерживала принятый темп и дала целый ряд н редкость интересных сцен. С.А. Танеев (Мебиус) был вполне соответствующим ей партнером…» («Красная молодёжь», 17 января 1929).
««ОТЕЛЛО»… Спектакль, хорошо сделанный от начала до конца, производит на зрителей большое впечатление. Постановщик-режиссер С.А. Танеев и художник декоратор А.А. Леонидов сумели использовать возможности местной сцены так, чтобы возможно полезнее показать зрителю характерные особенности изображаемой эпохи. Хороши костюмы. Тщательно подобран реквизит (за исключением бочек из-под цемента. Вероятно, они должны казаться зрителям бочками с вином).
Из исполнителей на первом месте по обыкновению С.А. Танеев (Отелло), затем П.Г. Князев (Яго). Князев мастерски передал тип хитрого изощренного негодяя. Его заключительные сцены производили большое впечатление. Хороши были и все остальные исполнители. Вместо перечисления их нам хочется поставить небольшой вопрос о театральном молодняке.
Есть в труппе два способных, небольшых по положению, молодых актера — А.Ю. Белогорцев и Ю.П. Покровский. Они редко выступают в «словесных» ролях, а большой частью играют «толпу». Однако, они все же доказали свои способности (Белогорцев-Митька в «Приговоре», Валяй в «Рельсах», Покровский — Тишка в «Свадьбе Кречинского».
Почему-бы режиссуре хотя изредка не практиковать своего рода выдвижение, давать возможность молодым актерам выступать в более значительных ролях с пользой для них, без вреда спектаклю и к удовольствию зрителей?..
А. Московский» («Красная молодежь», 20 января 1929).
«Пройдемте за кулисы
Быт, а в значительной степени и условия работы театральных работников, в частности актеров, до сих пор мало чем отличаются от старого, дореволюционного.
Театр, сцена изменились даже коренным образом. Так называемые «салонные» пьесы, роли, костюмы, декорации гостинных и будуаров уступили место изображению завода, улице, красноармейским шинелям, рабочим блузам. Все реже и реже появляются на сцене пьесы старого репертуара. В новых пьесах показываются новые люди, новые герои.
Но взгляните, кто изображает в большинстве случаев этих новых людей? Старый актер, который остался таким же, каким он был до октября 1917 года. Мы, конечно, не говорим огульно обо всех актерах, но все-же говорим о большинстве.
Пройдите за кулисы, прислушайтесь, загляните в артистические уборные, — вы увидите уголок, где совсем не чувствуется, что мы пережили одиннадцать лет ломки всех и всяческих устоев, что старый быт у нас трещит по швам, что коренным образом изменившийся производственный фундамент изменяет и все надстройки, культурные, бытовые и т. п.
За кулисами театра почти все осталось по старому. Почетное место во взаимоотношениях работников сцены занимают дрязги, интриги. Ошибется-ли режиссер при распределении роли — скандал, недоволен-ли какой-либо «большой» актер недостаточно, по его мнению, сильной партнершей, — трагедия, поставил театральный рецензент на первое место второго по положению актера или актрису, а не «заслуженного» — недовольство, разговорчики и т. п.
Суеверие — характерный признак закулисной среды. У актеров великое множество всяческих примет. Например, свистать на сцене нельзя. Уронить роль — значит провалиться на спектакле, переезжать в другой город во время дождя — к удаче и т. д.
Но самое скверное — это то, что актер в массе своей, не общественник, человек замкнутый в своем узком кругу и не желающий проветрить свежим советским воздухом затхлое закулисное пространство.
Об этом особенно красноречиво говорит случай, недавно происшедший в местном драматическом театре.
Среди актеров нашлись активные люди, которые решили выпускать стенную газету. Поработали, собрали материал, сделала номер. Повесили его в фойе.
Что может быть интереснее для публики, как не заглянуть хоть одним глазом за кулисы и послушать хоть краем уха актера не со сцены, а в его привычном, родном для него быту? Как раз эту возможность предоставляла театральная стенгазета.
Но... и в нашем коллективе нашлись почитатели «святых» театральных традиций в лице актеров А.М. Орлова и А.Я. Изарова. Они воспротивились. Они не пожелали открывать форточку из-за кулис в зрительный зал, они не хотят «выносить сор из избы», не желают вылезать из своей закулисной скорлупы.
Стенгазету сняли, а месткому в лице председателя чуть не пригрозили за защиту самокритики «оргвыводами».
Сейчас эта злополучная стенгазета висит на стене артистической уборной, актеры вешают на нее свои брюки, пиджаки и т. п.
Газеты почти не видно. Не видно и признаков освежения закулисной духоты. В порядке вещей «обычные» дрязги, основательно узаконена матерщина, не на последнем месте увлечение пошлыми анекдотами и глупыми «розыгрышами» (шутки над товарищами).
Случай со стенгазетой прошел незамеченно. Необходимо к нему вернуться. Нам думается, что в этом деле еще никак и ничем не проявили себя коммунисты, работающие в театре. Когда они проявят себя так, как они обязаны это сделать, — зритель будет иметь возможность легально заглянуть за кулисы.
Стенгазета должна быть в фойе, нечего прятать ее в подполье и заслонять старыми протертыми брюками!» («Красная молодежь», 27 января 1929).
«Новая премьера городского театра «Разлом», пьеса Б. Лавренева, прошла с большим успехом. Пьеса показывает момент похода крейсера «Аврора» на Петроград в Октябрьские дни 1917 года. Однако, пьеса не историческая, здесь только использован исторический момент, как основной фундамент для художественного творчества автора.
В интересном сюжете автор показывает разнообразные типы, заснимая их в момент коренной ломки старых отношений, идеологии, как суммы понятий о мире. Здесь есть и большевики-матросы, и предатели-матросы, и выдвинувшийся вождь, и старый специалист, решительно переходящий на сторону революции, и белогвардейцы, и люди, растерявшиеся перед революционным напором. Ломку старых общественных, семейных и личных устоев пьеса как раз и показывает и очень успешно.
Главный режиссер театра А.Э. Рошковский, ставивший пьесу, изрядно удивил зрителей. На такой маленькой сцене, как наша, дать удачную иллюзию крейсера, очень трудная задача. А.Э. Рошковский с этой задачей справился. Интересно и оформление квартиры командира, удачно применены символические изображения воли и иллюминаторов. Нужно устранить только одну большую ошибку. В 4-м действии не пускать луч прожектора в зрительный зал. Получается как бы перерыв во время действия, луч отрывает внимание от сцены и создает неуместное веселое настроение в публике.
Очень хорошо сделаны массовые сцены. Начало 2-го действия — чистка корабля — было-бы великолепно, если-б на сцене не поднималась такая «ужасная» пыль и если-б дула «орудий» не тряслись от прикосновения тряпки. Массовки проходят весело, живо, интересно.
Несколько слов о некоторых исполнителях. Неподражаем был А.Н. Шиляев в роли Петра Хваткина, делегата черноморца, прихвостня эсеров. Роль — два слова с половиной, но она так продумана и отшлифована, что вызывает неудержимый хохот зрителей.
А.В. Додонкин в роли Успенского, члена ЦК эсеров, должен был по мысли автора напоминать Керенского. Актер понял это, хорошо справился с задачей.
Недавно «Красная Молодежь» подняла вопрос о «выдвижении» театрального молодняка. Нужно отметить, что заметка возымела действие. По крайней мере в «Разломе» получила значительную роль Ксении молодая артистка В.А. Десницкая, которую до сих пор почти не видно было. Десницкая своей на редкость выдержанной и тонкой игрой, показала, что женский состав труппы таит в себе возможности, которые до сих пор можно было только предполагать, да и то не весьма уверенно. Молодая исполнительница всего лишь третий год на сцене, но в трудной «раскованной» роли Ксении доказала, что ей уже не чужд опыт старых актрис.
Это все касается молодых. «Старики» не показали на сей раз чего-либо нового и особенно интересного. Все были хороши по обыкновению. Разве только Изаров в роли белогвардейца-лейтенанта фон-Штубе дал особенно яркий тип» («Красная молодежь», 31 января 1929).

Далее »»» Городской драматический театр

Категория: Владимир | Добавил: Николай (19.11.2023)
Просмотров: 243 | Теги: Владимир, театр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru