На «Чертеже» 1715 г. и на дорегулярном плане города, из Кремля от Ивановского моста по склону естественного плато дорога спускалась напрямую к Мироносицкой церкви. Внизу располагались монастырские слободки двух монастырей - Рождественского и Богородицкого. В слободках жили монастырские служители и посадские люди, там же, видимо, были небольшие деревянные церковки с кладбищами. Известно, что одна из церквей была посвящена преп. Онуфрию Великому (построена в 1720-21 гг.). Она стояла внизу под Богородицким монастырем прямо напротив Богородицкой церкви. В ее приход входило около 20 дворов. Фундамент церкви в виде квадрата, выложенного из белого и дикого камня, был виден еще в 1850 г. и находился предположительно на месте дома № 14 на современной Железнодорожной улице. О существовании второй церковки в слободке под Рождественским монастырем можно говорить лишь предположительно. В 1850 г. рабочие при прокладке спуска к Клязьме обнаружили несколько древних могил и остатков костей и черепов. По мнению наблюдавшего за работами краеведа В.И. Доброхотова, на этом месте находилась Подмонастырская слободка, где была и церковь с кладбищем. Между этими двумя церквами в XVII в. стояла деревянная церковь Жен-Мироносиц. Регулярный план 1781 г. прокладывал под Кремлевским холмом и Ветчаным городом прямую и длинную улицу, которая шла мимо Мироносицкой церкви вплоть до реки Лыбеди. Квартал, где стояла Мироносицкая церковь, назначался к постройке домов обывателей, то есть был «селитебным». Составители регулярного плана сохранили к северу от новой улицы старую дорогу от Ивановского моста к церкви. Почти та же планировка сохранялась на поправленном генерал- губернатором И.А. Заборовским плане 1794 г. Согласно обоим планам, большой треугольный кусок крутого склона (под современной гостиницей «Владимир») должен был оставаться незастроенным, а под восточным валом Кремля сохранялся крепостной ров. В первой половине XIX в. эта изображенная на плане улица не имела названия. В середине XIX в. строительная комиссия называла ее Низовой улицей. Она шла вдоль реки и делилась на участки: Низовая улица под Рождественским монастырем, Низовая улица близ Мироносицкой церкви, Низовая улица под Богородицкой церковью (эта часть иногда называлась Богородицкой улицей). О застройке улицы в конце XVIII - первой половине XIX вв. известно очень немного. Краевед В.И. Доброхотов в 1850 г. отмечал, что в районе Мироносицкой улицы под монастырем стоял «старинный дом, выстроенный из толстых дерев в старинном вкусе возрастом не менее 100 лет». Такой же столетний дом, с тремя окошечками, из которых два так называемые «волоковые», с большим кровельным навесом и резным коньком, принадлежавший мещанину Бубнову, стоял и вверху, возле Богословской церкви (ныне не сохранилась, на ее месте построен дом № 92а на ул. Большой Московской). На самой Мироносицкой улице в 1864 г. еще стоял деревянный флигель с подвальным этажом Т.А. Минервиной, выстроенный около 1779 г.
Коммунальный спуск (Лукьяновский спуск)
1763 г. «За Ивановским мостом вишенный сад и огород на 1 ½ дес., при нем караульная изба». Лукьяновский спуск был расположен от ул. Московской до ул. Мироносицкой.
Топоним «Лукьяновский спуск» появился в XIX веке и связан с купцом И.М. Лукьяновым, усадьба которого стояла в районе гостиницы «Владимир». Купец Илья Лукьянов приобрел участок земли на углу Большой Нижегородской улицы и спуска и построил двухэтажный каменный дом с флигелем, с баней и надворными строениями, с постоялым двором. Его наследники открыли в этом доме гостиницу и ресторан 1-го разряда, получившие в начале XX в. название «Лукьяновские номера».
Фото 1900-1909 гг. Справа Лукьяновский спуск (Коммунальный спуск)
В 1920-е годы Отдел коммунального хозяйства находился в Доме Лукьяновой, из-за чего Лукьяновский спуск был переименован в Коммунальный спуск.
24.12.1927 г. постановлением президиума горсовета №55 при очередном всплеске переименований Казаринов переулок (до ул. Вокзальной) вместе с Лукьяновским спуском получили общее имя - Коммунальный спуск.
Современный Коммунальный спуск расположен от ул. Большая Московская до ул. им. Карла Маркса.
На пересечении улицы Большая Московская и Коммунального спуска находится гостиница «Владимир» (ул. Б. Московская, 74). Перед будущей гостиницей «Владимир» еще в XIX в. существовал Ивановский мост. На месте гостиницы стоял большой каменный дом в стиле барокко с широким подъездом и высокими окнами, обрамленными с боков колоннами. Дом принадлежал акцизному ведомству. Ради строительства гостиницы он был снесен. «В 1943 году в армии были введены погоны. Вова, конечно, сразу же купил в магазине «Когиз» плакат с изображением погон во всех родах войск. Я тоже выучила значение всех звездочек, и мы с компанией ребят - человек шесть - отправлялись каждый день после школы к ларькам, расположенным на центральной улице, чуть на пригорке, напротив будущего здания ресторана «Нерль». Мы усаживались на широком прилавке стоявшего здесь аптечного киоска, и как только мимо проходил офицер с погонами, ребята спрашивали меня: «Ленк, кто идет?» Я со знанием дела определяла, и мы хором орали: «Здравствуйте, товарищ лейтенант!» И так приветствовали каждого по званию. Они улыбались, отвечали на приветствие, наверное, удивляясь, как быстро дети выучили значение звездочек…» (из воспоминаний Е.П. Чеботнягиной).
Вид гостиницы "Владимир" со стороны Рождественского монастыря, 1956 г.
Гостиница "Владимир" – 70-е годы
Ул. Б. Московская, д. 74
Гостиница строилась в 50-х гг. XX в.
Лукьяновский спуск и улица Мироносицкая. Вид от Богородице-Рождественского монастыря. Начало XX века
Коммунальный спуск (Лукьяновский спуск), д. 1. СМП № 245
По Лукьяновскому спуску вдоль вала, начиная сверху, с 1900 г. стояли 5 красивых деревянных полков (ларей), отдаваемые городской думой в аренду мелким торговцам. С них летом крестьяне торговали фруктами, ягодами и дешевыми лакомствами, а с одного полка торговал владелец аптекарского магазина провизор Виктор Михайлович Ттрауберг. Внизу под валом на месте нынешнего киоска сувениров стоял киоск для продажи газет, где прессу продавали газетчики Евстигнеев, затем В.С. Семенов, а с 1914 г. - Е.П. Петухов, которому принадлежали газетные киоски в парке «Липки» и у Козлова вала. Здесь же на столбах красовалась реклама.
Лари по Лукьяновскому спуску. Рис. архит. М. Кнопфа.
Киоск «Сувениры»
Казаринов переулок
Казаринов пер. от Мироносицкой ул. до Вокзальной ул. (1899): Правая сторона: 2. д. Замыцкой (д.), 4. д. Мясникова (к.), 6. д. Мясникова (д.), 8. д. Тихонова (п.-к.), 10. д. Тихонова (д.). Левая сторона: 1. д. Васильева (п.-к.), 3. д. Богданова (д.), 5. д. Казаринова (п.-к.), 7. д. Казаринова (к.), 9. д. Игнатенко (д.), 11. д. Яковлева (п.-к.), 13. д. Панкова (п.-к.). Старинными жителями этого места были Казариновы. Они торговали щепетильным товаром (купец Александр Казаринов), «огородным овощем» (Герасим Казаринов) и имели несколько домов. В XVII веке житель Владимира так объяснял, где был расположен его сад: «Никифор Иванов сын Казаринов в допросе сказал: в Володимере де на посаде внутри Ветшаного земляного города подле валу и по валу оного Казаринова сад быть имеет». Из XVII века имя Казаринова благополучно «добралось» до века XX. Видимо, исчез сад, о котором шла речь, на этом месте появился переулок - с именем бывшего владельца сада.
Точно известно, что один дом (сейчас ул. Урицкого, 40) стоял под Рождественским монастырем и был построен «не на линии обывательских построек». Он в середине XIX в. принадлежал купцу 2-й гильдии Алексею Герасимовичу Казаринову. Второй дом Казариновых находился против входа в Мироносицкую церковь. Здесь мещанин Алексей Александрович Казаринов в 1839 г. построил на наследственной земле деревянный на каменном фундаменте дом с 8 окнами по улице и 8 окнами на церковную площадку. Рядом с ним в том же 1839 г. выстроила деревянный флигель крестьянка Агафья Калинина. Возле дома Калининой стоял построенный в 1837 г. деревянный дом на каменном фундаменте коллежской асессорши Марьи Егоровны Будищевой с яблоневым садом. Сейчас это участок между домами № 10 и 16. [2]
Купцы Боровецкие - имели здесь также несколько домов с усадьбами, один из них стоял на месте современного автовокзала. Род Боровецких - старинный род, так как в переписной книге г. Владимира за 1701 г. значится посадская вдова Фекла Матвеева жена Боровецкая с детьми, 85 лет от роду. Боровецкие издавна благотворили Мироносицкой церкви. [2]
Фрагмент карты 1899 года.
Ул. Вокзальная, 1а. Бывший Казаринов переулок.
Бывший Казаринов переулок.
Туннель под Московско-Нижегородской железной дорогой (две подпорные стены, выложенные из кирпича, между которыми около пяти метров. Стены соединены конструкцией из толстых бревен. Поверх бревен положены шпалы и рельсы.). Железнодорожный мост в конце Казаринова переулка. 1862 год. Автор: Ferdinand Bureau.
На ряде дореволюционных фотографиях видно, что на берегу Клязьмы у железнодорожного вокзала стояли жилые дома, нефтяные баки, склады пиломатериалов. На некоторых дореволюционных снимках около «Темного моста» на реке можно увидеть даже два небольших острова, которые сейчас уже тоже не существуют.
На берегу Клязьмы была Ватная фабрика.
Туннелем для прохода к реке часто пользовались купальщики, которые не любили многолюдного пляжа у наплавного моста. В частности, в этом месте любили окунаться в Клязьму владимирские семинаристы, которым идти на безлюдный пляж из своего учебного заведения, расположенного в восточной части города, было гораздо ближе.
Улица Мироносицкая (Карла Маркса)
Центр - Фрунзенский район, улица Карла Маркса расположена от Коммунального спуска до Вокзального спуска.
Бывшая ул. Мироносицкая, переименована и названа в честь Карла Маркса постановлением президиума горсовета от 08.11.1923 г.
С северной стороны улицы возвышался высокий, до 20 метров в высоту, вал, который после разборки стоявших на нем деревянных стен и башен потерял все признаки крепостного вала и виделся лишь высокой горой.
В мае 1729 года, капрал Федор Максимов Коптев доносил во Владимирскую Провинциальную Канцелярию, «Да в Володимире ж в ветчаном земляном городе на валу в город захвачено от реки Клязьмы в длину по валу на 70 сажен, поперег на 2 сажени, владенья володимерца посадского человека Ивана Алексеева сына Паркова. Да огороды ж володимерцев посадских людей Андрея Товаркова да Ивана Михайлова сына Поросятева в длину по валу 25 сажен, поперег на 2 сажени. Против церкви Жен Мироносиц в двух местах оной вал от дождя изрыт. Огород володимерца посадскаго человека Максима Топоркова в длину по валу 28 сажен, поперег на 2 сажени и больши…»
Сама улица была узкой, единственным просторным местом была немощеная площадь вокруг церкви размером в 386 кв. сажен (ок. 1757 кв. м), на которой 84 кв. сажени занимала сама церковь (382 кв. м).
Планировочные работы в этой части города проходили в середине XIX века и были вызваны жалобой проживающих в «Заивановской стороне» чиновниц Матрены Крюковской, Надежды Гиляревской и Натальи Израилевой в губернское правление на обывателей Мироносицкого квартала, которые «своими частоколами так стеснили дорогу, что ни малейшего нет удобного проезда, а кольми паче в случае пожара, и совершенно уничтожили сообщение с рекой Клязьмой». Жалобщицы потребовали землемера, чтобы привести квартал в соответствие с конфирмованным планом и «вывести линию улицы приличными заборами». При осмотре местности городовым архитектором Швейкиным оказалось, что «линия против Рождественского монастыря занята огородами, а остальная часть дороги, которая должна пролегать от Ивановского моста к реке Клязьме, застроена домами обывателей», а существующая дорога к Клязьме, узкая и кривая, есть «непланная». В мае - июне 1850 г. силами арестантов Владимирской арестантской роты существующая «непланная» дорога от Ивановского моста к Клязьме была расширена до размеров, достаточных для проезда двух пожарных дрог. На реке был устроен большой деревянный плот для забора воды и полоскания белья. В нижней части вновь проложенной дороги на средства городского головы Петра Козлова был устроен деревянный мост «из- за топкости почвы». Дорога получила название «временная на пожарный случай дорога», но так и осталась на городской карте. Верхняя часть этой дороги позже стала называться Лукьяновский (Рождественский) спуск, а нижняя часть - Казаринов переулок, по фамилии домовладельцев Лукьянова и Казаринова.
Еще один этап в истории Мироносицкой улицы связан с ее расширением. Весной 1860 г. начались работы по прокладке в черте г. Владимира железной дороги. Для прокладки полотна управляющий работами Главной компании Российских железных дорог Владимир Чайковский купил у четырех владельцев - Кирилла Аникина, Авдотьи Предтеченской, Музы Ульяновой и Пелагеи Минервиной (их дома стояли вверху, возле Богословской церкви) излишки земли на их участках по склону вала между Богословским переулком и семинарией. Разрешение разрыть древний вал было словесно дано губернатором Е.С. Тиличеевым и оформлено губернским архитектором Д.А. Корицким. 150 рабочих стали разрывать городской вал «против Мироносицкой церкви, начиная от оной по всему протяжению вала до Богородицкого монастыря», брать оттуда землю и отвозить ее на место полотна. Это вызвало обеспокоенность местных жителей. Комиссар городской думы Илья Михайлович Лукьянов донес думе, что вал Земляного города «как древность тронут быть не может», в чем его поддержал и городской архитектор Э.В. Тиден. В ответ на запрос думы губернская строительная и дорожная комиссия 30 мая 1860 г. ответила, что по плану 1794 г. этот вал показан не валом, а горой, и на этой земле назначен квартал обывательских построек, и он уже застроен домами, следовательно, принадлежит частным лицам. Комиссия запретить выемку земли не может, если не будет никакого препятствия со стороны частновладель- цев. К тому же, прибавляла комиссия, «означенная улица более расширится и придаст лучший вид и улице, и самому городу». 2 июня 1860 г. владелицы домов в западной части Богословской улицы титулярная советница Федосья Петровна Алексинская и коллежская секретарша Елизавета Петровна Фруктова пожаловались в строительную комиссию на Василису Аникину, продавшую свою землю «в так называемой Богословской улице» на выемку для железной дороги, что угрожает устойчивости их домов на склоне. К жалобщицам присоединилась их соседка штабс-капитанша Марья Чичагова. В результате губернский архитектор Д.А. Корицкий предложил отдалить выемку земли по Мироносицкой улице от их владений и от семинарского двора.
8 июля 1860 г. жалобщицы Алексинская и Фруктова писали вице-губернатору Г.Г. Лерхе, что при выемке земли глубиной от 5 до 6 сажен «рабочие нахбдят какие-то дубового произрастания значительной толщины дерева, положенные в земле срубом, составляющие, как видно, стариннейший вал или укрепление», что «наша местность в течение двух-трех лет оплывет вся в этот ужасный выкапываемый ров» и просили укрепить склон вала не полуторным, а тройным откосом. Поскольку рабочие начали «подрываться под существующий проулок, который, соединяя Большую Нижегородскую улицу с Мироносицкой, служит средством сообщения жителей с рекой Клязьмой и церковью Мироносиц», работы были остановлены, однако позже продолжены и шли вплоть до лета 1862 г. Богословский переулок был спасен от уничтожения и внесен в новый план города, а с восточной стороны от него образовалась снивелированная с Мироносицкой улицей площадка, что несколько расширило улицу в этом месте. Весной 1861 г. была обустроена станция, и 14 июня 1861 г. был открыт участок Московско-Нижегородской железной дороги для отправки поездов Москва - Владимир и обратно. Появление железнодорожной станции дало Мироносицкой улице новую жизнь. Место становилось доходным - здесь появилась нужда в постоялых дворах и трактирах для приезжающих. Улица стала застраиваться каменными домами, чему способствовал пожар 1861 г., в котором сгорели дом диакона М.В. Соколова и дома его соседей.
Ниже по склону, на месте огородов, приблизительно на участке современного автовокзала, в 1861 г. выстроен каменный одноэтажный дом губернской секретарши Е.С. Формозовой, в 1862 г. рядом с ним построен каменный двухэтажный дом с лавкой и харчевней «с видом на железнодорожную линию» купцов Ф.А. и Н.В. Боровецких, неподалеку - каменный двухэтажный дом с подвалом и лавкой купчихи М.А. Мартыновой.
Прежде примыкавшие к железной дороге огороды в конце 1867 г. были разбиты на жилые кварталы, которые начали застраиваться вокруг привокзальной площади и Вокзальной улицы.
Мироносицкой подымался от вокзала Ленин, ибо будущий вождь прибыл во Владимир в 1893 году - на встречу с революционером Н.Е. Федосеевым, впрочем так и не состоявшуюся.
На Мироносицкой улице в 1914 г. находились две харчевни, два трактира с горячими закусками и хлебопекарня с хлебной лавкой.
Фрагмент карты 1899 г.
Рождественский монастырь и Мироносинская улица. 1908 г.
Улица Карла Маркса. Левая сторона
Мироносицкая ул. от Подсоборной ул. до Богословского пер. (1899). Левая сторона: 1. д. Яшина (п.-к.), 3. д. Васильева (кам.), 5. д. Бубнова (п.-к.), 7. д. Крашенинникова (к.), 9. д. Крашенинникова (п.-к.), 11. д. Арзамасова (п.-к.), 13. д. Арзамасова (п.-к.), 15. д. Долгова (д.), 17. д. Долгова (д.), 19. д. Бояринова (д.), 21. д. Философова (кам.).
Улица Карла Маркса, д. 1. Фото 2003 г.
Улица Карла Маркса, д. 1 (снесен)
Угловой д. № 1 мещанки А.Т. Ионовой снесен в 2017 г., рядом каменный двухэтажный д. № 3 мещанина Николая Федоровича Сологубова стоял еще в 2003 г., а ныне снесен.
Улица Карла Маркса, д. 3. Фото 2003 г.
Улица Карла Маркса, д. 3
На месте дома № 5 крестьянина Анисима Дмитриевича Бубнова в 2015 г. выстроено новое торгово-офисное здание. Малое Предприятие "Битофит" действует с 31 декабря 1991 г., организация ликвидирована 10 июня 2011 г.
Улица Карла Маркса, д. 7
Сохранился каменный двухэтажный «Дом с трактиром купца И.М. Лукьянова» (д. № 7), которым с 1881 г. владел крестьянин Денис Иванович Крашенинников, а с 1910 г. - крестьянин деревни Яншино Бронницкого уезда Московской губернии Михаил Степанович Шишеев, на месте стоявшего справа полукаменного флигеля в наше время выстроен новый дом.
Улица Карла Маркса, д. 7б
Вид дома №9 до сноса. Фото 2003 г.
Улица Карла Маркса, д. 11. В 2005 г. закрыт м-н "Газеты, книги, журналы".
Был снесен и красивый полукаменный дом владельца лесопильного завода и торговца лесоматериалами крестьянина Степана Петровича Арзамасова (д. № 11), на его месте построено новое здание.
Улица Карла Маркса, д. 13а
Сохранился деревянный дом Ивана Игнатьевича Долгова, который в 1916 г. принадлежал Василию Тимофеевичу Рогову.
Улица Карла Маркса, д. 15. Деревянный дом с мезонином крестьянина Петра Емельяновича Бояринова - владельца магазина в Гостином ряду.
Улица Мироносицкая. Начало XX века
В 1863 г. купец Дмитрий Петрович Философов построил каменный двухэтажный дом на углу улицы Мироносицкой и Богословского переулка. В 1918 г. правлению железной дороги был передан каменный дом П.Д. Философова, стоявший напротив церкви, под жилье рабочих.
От каменного двухэтажного дома Петра Дмитриевича Философова (д. № 17) остался лишь пустырь, на котором поставлен поклонный крест, а рядом с ним поставлена часовня св. Жен-Мироносиц и церковные лавки.
Поклонный крест.
24 мая 2001 года во Владимире внизу у лестницы Вокзального спуска был установлен Поклонный крест в память о снесенной в 1929 году церкви Святых жен-мироносиц (Мироносицкой).
Богословский переулок находится между улицами Большой Московской и им. Карла Маркса. Название было связано с расположенной вблизи церковью Иоанна Богослова (Богословской). В 1927 г. Богословский переулок был назван переулком УЧПРОФСОЖ («Участок профсоюза железнодорожников»). В 1991 г. ему было возвращено прежнее название - переулок Богословский.
«В интересах граждан – трудящихся г. Владимира, проживающих в районе близ вокзала, а также пассажиров, прибывающих и выбывающих из города, необходимо восстановить и привести в исправность лестницу – спуск к вокзалу по Богословскому переулку. Периллы и часть ступеней лестницы выломаны и унесены. Сама лестница ветха и угрожает несчастными случаями особенно для несущих тяжести пассажиров. Так как городской водопровод периодически бездействует, гражданам приходится спускаться вниз и подниматься с ведрами по изломанной лестнице. Лестница эта не исправляется в течение нескольких месяцев после первой починки, как оказалось, весьма поверхностной. В виду большого движения по ней, необходимо сделать железные скрепы ступеней и перил» («Призыв», 1 ноября 1921).
Улица Карла Маркса. Правая сторона
Все дома по южной (четной) стороне улицы имели галереи и окна с видом на реку Клязьму, вниз по склону к реке простирались сады и огороды.
Мироносицкая ул. от Подсоборной ул. до Вокзального спуска (1899 г.). Правая сторона: 2. д. Васильева (п.-к.), 4. д. Агапова (кам.), 6. д. Успенской (п.-к.), 8. д. Вудищева (д.), 10. Казармы 10 грен. Малорос. полка (кам.), 12. д. Смирнова (кам.), 14. д. Савинова (п.-к.), Мироносицкая церковь. Постепенно на улице стали селиться крестьяне, ведущие в городе свои торговые и ремесленные дела. В 1869 г. купил участок земли и построил на нем каменный двухэтажный дом крестьянин Судогодского уезда Даниловского общества Игнатии Гурьянович Сомов. На углу улицы Мироносицкой и Казаринова переулка построил деревянный на каменном этаже дом с полукаменным флигелем во дворе крестьянин д. Улитино Богородского уезда Московской губернии Григорий Осипович Агапов. Напротив дома Агапова в 1872 г. построил двухэтажный каменный дом Н. Ф. Сологубов. Рядом с домом Агаповых в 1880-х гг. выстроила полукаменный двухэтажный дом Н.Ф. Успенская.
Типичный образец уличной застройки - дом Т.П. Агаповой (построен в 1909) (ГАВО. Ф. 390. On. 4. Д. 60. Л. 37)
Вид на ул. Карла Маркса и вокзал. 1965 г.
Дом № 2 Васильева, д. № 4 Агапова, д. № 6 Успенской - снесены.
В 1844 г. купец 1-й гильдии Андрей Никитин открыл миткалевую фабрику (При доме в 1-й части каменная со сводами, сушильня в саду; к деревянная светелка на берегу р. Клязьмы.) с раздачей пряжи для тканья. Число снярдов, станов – 35, 1200 (в селениях). Кол-во изделий – 1200, 24000 (в селениях). Рабочих – 50, 1200 (в селениях). Близость железной дороги способствовала появлению на улице промышленного заведения. В 1865 г. купец 1-й гильдии А.Н. Никитин купил у чиновника Чайковского и купцов Боровецкого и Загряжского участки земли и построил по утвержденному плану и фасаду трехэтажный каменный дом. Рядом с домом вниз по склону в 1865 г. он построил полукаменный флигель, каменную паровую о 9 поставах мукомольную мельницу и склад-магазин. Однако мельница проработала недолго - в 1869 г. Никитин перестроил каменное здание мельницы под ткацкую фабрику с самоткацкими станками, трехэтажный дом переустроил изнутри под казармы нижних воинских чинов, а в 1870 г. выстроил при фабрике каменный трехэтажный корпус для рабочих.
Фабрика Никитина. Фото 1874 г. Стояла фабрика напротив нового здания ж.д. Вокзала.
В конце 1870-х гг. на фабрике постоянно работало до 800 человек и производилось продукции на сумму до миллиона рублей, но в 1880 г. она была закрыта и производство с обновленным оборудованием было открыто на р. Клязьме «при селе Лемешках» (ныне мкр. Оргтруд).
Административный корпус бумаготкацкой фабрики купца А.Н. Никитина на ул. Мироносицкой.
Ул. Карла Маркса, д. 10. Бывшие казармы 10 грен. Малорос. Полка. Сейчас в здании находится военный комиссариат Владимирской области, отдел по Фрунзенскому и Октябрьскому (Военный комиссариат Октябрьского района в 2018 г. переведен в это здание с ул. Лермонтова, д. 38а.) району города Владимир.
Автовокзал (Вокзальная ул, д. 1) и дом № 10 на ул. Карла Маркса (над вокзалом)
С 1881 г. здания по Мироносицкой улице Никитин отдал в аренду городу под размещение войск. Постепенно за этими зданиями закрепляется название «Никитинские казармы». До Октябрьской Революции в здании размещались Казармы 10 грен. Малорос. полка (Никитские Казармы). «Эвакуированная с западного фронта радио-телеграфная станция разгружается во Владимире и занимает помещение в Никитских казармах близ вокзала» (газета «Владимирская жизнь», сентябрь 1917). см. Владимирский Радио-Дивизион.
«5-го июня 1921 г. Заготовительным Отделом был организован добровольный воскресник по укладке бондарной клепки при мастерской Губсоюза (бывш. Никитские Казармы). Накануне воскресника всего изъявило желание работать 50 человек, а к месте работ в 9 часов утра 5-го июня прибыло 66 ч. сотрудников Губсоюза; из них 6 были откомандированы для работ в столовой по приготовлению обеда, а 60 человек приступили к работам. Работали все не за страх, а за совесть, и в течение беспрерывной 3 ½ часовой работы было перенесено во двор и уложено в клетки 7 вагонов (18 000 штук) дубовой клепки и 6 вагонов (20 000 шт.) цементной. Для этой работы по примеру прошлых работ, потребовалось бы поденных рабочих или из штрафной роты ровно 130 человек. По окончании работ участники воскресника получили обед и чай» («Призыв», 14 июня, 1921 года). В здании размещалось Управление Воинского Начальника. В 1921 г. во Владимире был создан Владгубэвак, который регистрировал иностранных военнопленных и других репатриантов, беженцев. 1-го февраля 1922 г. Владгубэвак прекратил свою работу. «На складе быв. Губкустпрома №№12 и 13 по Мироносицкой улице г. Владимира имеется тряпье бумажное (старое белье, шинели, мундиры и т. д.) около 500 п., обувь старая и разный кожевен. лоскут около 170 п., ремни старые из разных кож и обрывки ремней около 50 п., сбруя (хомуты, седелки, шлеи, недоуздки, седла и т. п.) около 35 п., рогожи негодные около 15 п., матрацы около 20 п., бумага, картон, книги около 100 п., металлический лом около 30 пуд., полушубки старые 170 штук., лоскут меховой около 5 п., бой стекла 17 ½ п., старые лампочки электрические 500 штук,, старое деревянное негодное имущество (сани, повозки, колеса, умывальники, бочки и т. п.) 117 штук. Все вышеупомянутые предметы, как перешедшие в ведение Уполномоченного Кустпромторга, назначаются к продаже 2 сентября. Лица, желающие принять участие в покупке, могут осматривать и узнавать об условиях продажи вышеупомянутых предметов на складах до 1-го сентября включительно с 11 ч. утра до 2 ч. дня ежедневно. Допускаться к соревнованию могут только лица, внесшие (здание Губсовнархоза, комната № 33) залог до 31 августа в размере 5000 руб. в знаках выпуска 1922 года. Уполномоченный Кустпромторга по Влад губ. С. Чистов» («Призыв», 7 сентября 1922).
Здание было передано в 1925 г. под сборно-пересыльный пункт штаба III Стрелкового корпуса.
ВК Фрунзенского района г. Владимира зарегистрирована 19 декабря 2002 г. Военный комиссар - Лебедев Виктор Михайлович. ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА г. ВЛАДИМИРА реорганизован 8 апреля 2010 г. Правоприемник - Военный комиссариат Владимирской области.
Улица Карла Маркса, д. 12. «Дом Савинова»
Объявление 1917 года
«15 июня (1923), днем, по Мироносицкой ул. пожаром были уничтожены 2 дома — №№ 14—16, бывш. Б. Савинова, ныне состоящие в ведении Коммунального Отдела. Так как эти дома Коммунотделом не были сданы кому-либо в аренду по договору, то их Губстрахконтора не имела права привлечь к обязательному страхованию. Сам же Коммунотдел их не застраховал, что он мог бы сделать в порядке добровольного страхования. Убыток от пожара громадный. Во избежание подобных явлений в будущем, Коммунальному Отделу следовало бы принять меры к застрахованию всех строений, находящиеся в его ведении». «Хваленые» пожарники. 15 июня на Мироносицкой ул. загорелся дом. Не прошло и часа, как пожарники были на месте. Пока они возились с худыми рукавами и старались открыть водопровод — загорелся второй дом...» (Газета "Призыв", 19 июня 1923).
Церковь в честь Святых Жен-Мироносиц. Фотография. Кон. 70-х гг. XIX в. (ГИМ)
Ул. Карла Маркса, д. 16. Дом для железнодорожников
В 1929 г. церковь Святых жен Мироносиц была снесена. На ее месте в 1930 г. выстроен жилой дом для железнодорожников на 18 квартир со всеми удобствами, ныне - ул. им. Карла Маркса, д. № 16.
Вокзальный спуск
Вокзальный спуск расположена от ул. Карла Маркса до ул. Вокзальной. Название подтверждено постановлением президиума горсовета, протокол N 55 от 24.12.1927 г.
Вокзальный спуск от Мироносицкой ул. до Вокзальной ул. (1899): Правая сторона – 2. Бок Мироносицкой церкви, 4. д. Лукьянова (к.). Судя по исповедной ведомости Мироносицкой церкви за 1825 г. в приходе, то есть вокруг церкви, жили священник Егор Георгиевич Колоколов, посадские купцы Дмитрий Михайлович Боровецкий, Алексей Андреевич Загряжский, Петр Ильич Антонов и купчиха Алферова, а также мещане Казариновы (9 семей), Доронины (6 семей), Неростовы, Боровецкие, Загряжские, Моисеевы (все по 3 семьи), Годовиковы (2 семьи). В 1862 г. купцом И.М. Лукьяновым на улице построен каменный трехэтажный дом с постоялым двором и трактиром. В 1863 г. купец Дмитрий Петрович Философов построил каменный двухэтажный дом на углу улицы Мироносицкой и Богословского переулка. «Лучшие гостиницы находятся в центре города. Из них гостиницы и трактиры Лапотникова — на углу Московской и Нижегородской улиц, близь гауптвахты; Шигова — на Московской и Нижегородской улице; Годова (кофейная) — близь Золотых Ворот; Лукьянова — при съезде к нижегородскому вокзалу. Обыкновенная суточная плата за № в гостинице от 50 к. до 2 р. 50 к. в сутки. За самовар 15 коп. Для прислуги обязательной платы не установлено. Кушанья в гостиницах и трактирах изготовляются недурно: обед из 5-ти блюд от 1 до 3 рублей; порции по карте: от 30 до 75 к.» (Владимирский календарь на 1877 (простой) год). Левая сторона – 1. д. Васильева (к.), 3. д. Ухина (п.-к.), 5. д. Белова (п.-к.), 7. д. Белова (к.).
Ул. Вокзальный спуск, д. 1. Православная библиотека.
Угловой дом купчихи Евдокии Егоровны Лукьяновой в 1916 г. владел купец Николай Петрович Философов, а после 1917 г. дом заняли железнодорожная библиотека, спортивная ячейка и квартиры. ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ВЛАДИМИРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА" действует с 4 октября 2000 г., председатель - Филоненко Александр Иванович.
Ул. Вокзальный спуск, д. 3а
Привокзальная площадь. Нач. XX в. Стекло, негатив на стекле. 9x12. На снимке, сделанном от владимирского железнодорожного вокзала - часть вокзальной площади и улица, идущая от вокзала в город. Слева по улице - каменный трехэтажный дом с “номерами для приезжающих” И.П. Николаева и “торговлей” купца Малышева. Далее - ярусная Мироносицкая церковь с колокольней (1776 г, снесены в 1929). Справа - двухэтажный дом с трактиром и “номерами” П.К. Белова. На дверях - рисованная реклама с самоваром. В глубине кадра - забор, дом, деревья. На переднем плане - извозчик на лошади, запряженной в пролетку. Возле фонарного столба - группа людей.
Объявление 1908 г.
Во время ВОВ редакция газеты «Стахановец» находилась на Вокзальном спуске, 5.
Ул. Вокзальный спуск, д. 3
Улица стала главным въездом в город со стороны железнодорожного вокзала - чтобы попасть в город от вокзала, нужно было подняться пешком или на извозчике Вокзальным спуском на Мироносицкую улицу, затем - Лукьяновским спуском вдоль домов Лукьянова и Рождественского вала вверх на Большую улицу. Можно было подняться на Большую улицу и пешком, минуя Мироносицкую, вверх по Богословскому переулку (где ныне современная лестница), попадая прямо ко входу в Богословскую церковь.
Мироносицкая ул. от Богословского пер. до 1-й Щемиловки. Левая сторона: 23. д. Никитина (к.), 25. д. Гусевой (к.), 27. д. Матвеева (п.-к.). До 1917 г. Мироносицкая улица продолжалась на восток после Вокзального спуска на три усадьбы по нечетной стороне и на три усадьбы по четной до безымянного спуска на улицу Вокзальную (очевидно, этот спуск был напротив современных домов № 11 и 13 на ул. Железнодорожной), переходя затем в улицу 1-ю Щемиловку. В 1927 г. этот отрезок улицы был присоединен к Щемиловке и вся улица получила название Железнодорожная.
Улица Железнодорожная, д. 1 (снесен)
Улица Железнодорожная, д. 3. Фото 2009 г.
Улица Железнодорожная, д. 3
Каменный двухэтажный дом купца Платона Григорьевича Гусева (ул. Железнодорожная, д. № 5), а рядом под самой горой - полукаменный дом крестьянина Лаврентия Фомича Матвеева с еще одним домом во дворе.
Ул. Железнодорожная, д. № 5
Ул. Железнодорожная, д. № 7
Ул. Железнодорожная, д. № 7б
Мироносицкая ул. от Вокзального спуска до 1-й Щемиловки: Правая сторона - 16. д. Васильева (к.), 18. д. Крылевской (к.), 20. д. Москвиной (п.-к.).
Внизу ул. Вокзальная, дом Паникова, дом Никонова и проулок NВ. Белый дом слева – первый дом по ул. 1-й Щемиловки.
В заметке в «Старом владимирце» сообщалось, что «во время своей последней ночной поездки по городу предпринимательский автомобиль посшибал все тумбы против дома Солодихина на Мироносицкой улице».
16/29 мая 1913 года император Николай II с семьей на поезде прибыл во Владимир. «Царь, прибыв поездом, шел по улице Мироносицкой (при советской власти переименованной в улицу имени Карла Маркса). Впереди, украшая государево шествие, на белых конях двигались гвардейцы. Позади идущего пешем царя ступали гордые, взволнованные гимназистки в белых шляпках, а за ними старательно тянули шаг облаченные в серые форменные костюмчики гимназисты. На Соборной площади шпалерами выстроились солдаты квартировавших в городе Сибирского и Малороссийского пехотных полков. Часть гимназистов вместе с реалистами также стояли ровненькими рядами вдоль сквера «Липки». В задумчивой отрешенности государь император проследовал к Успенскому собору, чтобы, взойдя на кафедру, принять участие в торжественном молебне по случаю трехсотлетия Дома Романовых. Наследника престола, болящего цесаревича Алексея, нес на руках донской казак в красном кафтане и с бородой до пояса. Охрана осуществлялась под личным присмотром полицмейстера. Все, как спустя годы рассказывала мне моя мама, Анна Николаевна, старше дяди Леши на пять лет» (Зрелов Леонид Петрович «Время встреч и разлук» Владимир. 2008).
***
С XVII века внизу под стенами Рождественского монастыря, который стоит на высоком взгорье, существовала слободка Макаровка, которая именовалась также Подмонастырской слободкой, Подмонастырским посадом. На южном же склоне, под горой, на рубеже XIX-XX веков значатся улицы – Подсоборная и Подбульварная. В 1923 году они были объединены под одним названием, и до сих пор улица носит имя Урицкого, деятеля революционного движения. Рядом находится тупик, который в 1950 году поменял номенклатуру из тупика Урицкого стал переулком Урицкого, но сейчас снова значится на карте города как тупик Урицкого. Прежнее название улиц тоже красноречиво говорило о городском рельефе: улицы находились внизу, под расположенными на возвышенном месте монастырем, собором, бульваром.
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
2. А.А. Арескин. Мироносицкая улица во Владимире. Краеведческий альманах «Старая Столица» выпуск 12.
Железнодорожный вокзал. Вокзальная улица