Главная
Регистрация
Вход
Суббота
03.12.2016
20:40
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [393]
Суздаль [150]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [81]
Камешково [24]
Ковров [27]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [33]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [4]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимир Иванович Фомин - «Король русской тройки»

Владимир Иванович Фомин - «Король русской тройки»

В 2014-м году звание «Почётный гражданин Владимирской области» посмертно присвоено «королю русской тройки» Владимиру Ивановичу Фомину. Такое решение приняли депутаты Законодательного Собрания Владимирской области.

Владимир Иванович Фомин – это человек, возродивший русскую тройку, многократный победитель чемпионатов русских троек, автор целого ряда рекордов в испытаниях тяжеловозов владимирской породы и уникальной системы подготовки лошадей.
Фомин родился в селе Семеновском Собинского района в 1928 году. Вся его жизнь, начиная с трех лет, была связана с лошадьми. С 1953 года он работал на Владимирской государственной заводской конюшне. В 1954 году для открытия Всесоюзной сельскохозяйственной выставки он самостоятельно подготовил тройку лошадей. Со своими питомцами Владимир Иванович выступал в Англии, Финляндии, Венгрии, Германии, принося известность Владимирскому краю.
Тройки лошадей под управлением Фомина были неизменными участниками фестиваля «Русская зима», где в течение 17 лет становились абсолютными чемпионами этих соревнований. Кроме того, они участвовали в открытии Олимпиады 1980 года, а в 1987 году - в параде на Красной площади в Москве.


Фото из семейного архива Ольги Фоминой

Владимир Фомин снялся более чем в 30 художественных фильмах, в числе которых «Война и мир», «Начало», «Андрей Рублев», «Метель», «Женитьба Бальзаминова», «Россия молодая», «В начале славных дел», «Морозко», «Волшебный портрет».
Владимир Иванович занимался улучшением и развитием породы «Владимирский тяжеловоз». Начиная с 1956 года, питомцы Фомина занимали призовые места на Всесоюзных соревнованиях, а в дальнейшем неоднократно становились абсолютными чемпионами СССР. До сегодняшнего дня не побиты всесоюзные рекорды, установленные на владимирских тяжеловозах Гомоне в 1970 году и Зубре в 1971 году. Последнюю свою награду за первое место на соревнованиях лошадей тяжелоупряжных пород Фомин получил в Нижнем Новгороде в 2006 году, когда ему было 78 лет.

В седло сел в три года

Легендарному наезднику жал руку командующий Первой конной армией Семён Буденный, Владимир Фомин катал на тройке Ива Монтана, Брежнева, Микояна, Хачатуряна... На квадриге (четверке лошадей) он открывал Олимпиаду-80, снимался в самых знаменитых фильмах, где в кадре должна была промчаться тройка. Именно тройку Фомина мы каждый день видим в заставке программы «Вести».

… В 3 года Владимир Фомин впервые сел в седло: нянчить маленького Володю было некому - семья большая, а дед трудился конюхом в колхозе и брал мальца на работу, с ранних лет приучал к седлу и поводьям. А в 12 лет Володя Фомин и сам стал старшим конюхом - шла война, все мужчины ушли на фронт. Вот и учил 8-10-летнюю пацанву обращаться с лошадьми: запрягать и водить их в поводу.
«Если лошадь очень уж шустрая, Володьке отдайте, он ее заставит работать», - говорил тогдашний председатель колхоза.
После войны смышленого паренька приметил директор государственной заводской конюшни Анатолий Могилевкин (из репрессированных, в прошлом директор московского ипподрома). Фомину Могилевкин предложил тренировать спортивных лошадей и выступать на них. Владимир Иванович прошел стажировку на Московском ипподроме и стал тренером-наездником.

Возрождая традиции

Через три года, в 1954-м году, решено было открыть ВДНХ. Причем, по замыслу партийных чиновников, открывать выставку должна была русская тройка. Но секрет птицы-тройки к тому времени был утерян: она осталась только на картинках. Возрождать ее надо было, что называется, с нуля. Поручить ответственное дело решили опытному (к тому времени) тренеру-наезднику Владимиру Фомину.
Владимир Иванович ездил по деревням, выспрашивал у стариков, кто помнит что-то из своего детства о русской тройке, все тщательно записывал. Настоящей находкой стал дореволюционный каталог конной упряжи. По картинкам из каталога Фомин сам мастерил упряжь. Как съезжать лошадей - тоже сам понял. Почувствовал каким-то внутренним чутьем…
Тогда настоящая русская птица-тройка была только во Владимирской области. Но хотелось ее иметь и коневодам из других областей Советского союза. Консультантом, конечно же, стал Владимир Фомин.
И уже через несколько лет в Союзе смогли организовать соревнования на русских тройках «Русская зима». 17 лет подряд Фомин был на них абсолютным чемпионом!
Дома у Владимира Фомина хранятся килограммы (в самом прямом смысле!) грамот и дипломов за победы во всесоюзных, российских и мировых конных соревнованиях. Но одной из первых грамот он дорожит особенно - этот диплом за победу в состязаниях на русских тройках с собственноручной подписью выдал Фомину сам маршал Буденный.

Как Фомин финнов удивил

В 1959 году Хрущев сделал американскому сенатору от штата Огайо Сайрусу Итону поистине царский подарок: передал ему русскую тройку, съезженную Фоминым.
Сопровождать лошадей в город Кливленд, разумеется, отправили самого Владимира Ивановича. Везли рысаков морем - через Финляндию. Когда грузили на борт, вышла заминка: хотели было их под живот ремнями захватить и поднять на судно, но Фомин не дал: «Это вам не коровы, лошади - животные чуткие». Настоял на том, чтобы его питомцев стоймя погрузили в специальные короба и поднимали плавно, не спеша. Но лошади нервно били копытами и рвались из ящиков на берег. Пришлось Фомину сесть верхом на лошадь и «грузиться» вместе с каждой лошадкой, успокаивая ее и подбадривая. На эту необычную погрузку полпорта сбежалось посмотреть...
В Америке Фомин должен был передать лошадей новому тренеру-наезднику и научить его основным премудростям управления тройкой. Этим тренером, как выяснилось, предстояло стать бывшему водителю сенатора, который до той поры с лошадьми дела никогда не имел. Фомин вспомнил, как во время войны учил мальчишек обращаться с лошадьми, и взялся за обучение. Через пару недель водитель заявил: «Я всему научился». И Фомина отправили на родину.
Дома Владимир Иванович продолжил работать на госконюшне, съезжал новую тройку. Как-то поехал в Ставрово, а его прямо на дороге догнала машина гаишников: посадили назад и повезли в Москву.
Оказалось, что выступление с участием русской тройки, которое было заявлено в Америке через неделю, под угрозой срыва: тройка, почуяв слабину нового наставника, работать отказывается, кони показывают норов. Сенатору Сайрусу Итону тем временем грозила крупная неустойка, если контракт не будет выполнен и русская тройка не отработает выступление.
Одним словом, чтобы не разразился международный скандал и как следствие — охлаждение отношений - Фомина в тот же вечер посадили на самолет до Америки и отправили на подмогу.

Покорил сердца американцев

В американском порту Фомина никто не встретил. И прилетел самолет почему-то не в сам Кливленд, а в какой-то другой американский город. Владимир по-английски не знал ни слова; обратился, конечно, в администрацию, русским языком объяснил им, что он из России, что надо ему в Кливленд, что его там сенатор ждет… Наконец разобрались, что к чему, посадили русского коневода на поезд, и он сам поехал в Кливленд. Долго добирался, прибыл всего за сутки до начала выступления.
Как только Фомин приехал на место, новый тренер его предупредил: в денник не входи, они тебя убьют. Дело в том, что кони за это время почувствовали превосходство над человеком, и усмирить их теперь было совсем непросто. Фомин окликнул коренника: «Орлик!», и лошади заржали - узнали хозяина.
Выступление прошло «на ура». В Америке Фомин провел 9 месяцев, представлял русскую тройку в нескольких штатах - по всей стране проехал. Долго уговаривали Владимира Ивановича остаться в Америке: обещали и хорошую работу, и высокую зарплату, и отличное жилье. Но он ответил: «Америка - американцами, а я - мужик владимирский» и вернулся в свой поселок Заклязьменский...

На съемочной площадке

Практически ни один советский фильм, в котором снималась тройка лошадей, не обошелся без Фомина. Его приглашали консультантом, его снимали в общих планах. А когда по сценарию тройкой должен был управлять главный герой, Фомин всегда сидел где-нибудь внизу и держал вожжи, чтобы лошади слушались.
Владимир Иванович снимался во всех сказках Александра Роу. А любимый фильм Фомина - «Морозко», где кроме тройки лошадей пришлось съезжать и тройку… свиней. Фомин тогда сам сшил для них маленькую сбрую.
Снимался у Тарковского в «Андрее Рублеве», у Бондарчука в «Войне и мире»; лично знаком со многими именитыми актерами: Вициным (вместе снимались в фильме «Женитьба Бальзаминова»), Золотухиным (по фильму «Россия молодая»), Инной Чуриковой (по фильму «Начало»), Пуговкиным...
Но красивую езду «птицы-тройки», как считал Фомин, показал в кинокартине «Метель» режиссер Басов, который снял мчащуюся тройку с вертолета.

Владимирские тяжеловозы

Фомин стал готовить тяжеловозов в середине семидесятых и выступал с ними.
Дело в том, что до того времени Владимир Иванович работал лишь с лошадьми «рысистых» пород, чаще всего - с орловскими рысаками. А на всесоюзных соревнованиях в Риге увидел, как латыши и эстонцы берут первые места на лошадях-тяжелоупряжниках (россияне со своими тяжеловозами занимали последние места).


Фото из семейного архива Ольги Фоминой

«Я тоже как латыши смогу!» - воскликнул тогда Фомин и взялся за дело. Умея чувствовать лошадь изнутри, он всегда отмечал, что владимирские тяжеловозы с виду сильные и изящные, а по натуре - очень добрые. Если до года жеребенка на воспитание взять, тот приручается к тренеру-наезднику как собачка.
Сказано - сделано: вскоре Фомин стал устанавливать рекорды по трем видам: рысь в телеге, доставка груза и максимальный груз. До сих пор владимирским тяжеловозам на соревнованиях лошадей тяжелоупряжных пород равных нет.

Персональный пенсионер

Фомин ушел на пенсию в 79 лет. В его трудовой книжке была только одна запись - с 1 октября 1953 по 29 декабря 2007 года работал на государственной конюшне «Владимирская».

В 60 лет Фомину, как и положено, назначили пенсию, да не простую, персональную - как обладателю медали «За доблестный труд», множества золотых и серебряных медалей ВДНХ. Оказалось - не ахти какие деньги… А когда в 90-е годы вышел закон: работающий пенсионер право на получение пенсии не имеет - только зарплату может получать, Владимир Иванович отказался от пенсии, лишь бы работать с лошадьми на любимой госконюшне. И получал тогда копеечную зарплату, которая была в три раза меньше его пенсии...

За свою долгую жизнь Владимир Иванович не скопил богатств. И никогда за ними не гонялся. Он твердо знал: не в деньгах счастье. Даже когда вместо очередного кубка в качестве приза на каких-то состязаниях получил дефицитный по тем временам цветной телевизор, сказал: «У нас и старый неплохо показывает. А этот отдайте в детский садик, ребятишкам...»

Дочь Фомина Ольга Владимировна ходатайствовала, чтобы к 80-летию ее отцу дали хотя бы звание почетного гражданина города Владимира. Из администрации пришел ответ-отписка: вы, мол, слишком поздно обратились, а к 80-летию Фомин получит наручные часы...
Владимир Иванович Фомин скончался 28 ноября 2010 года.

Сегодня тройка лошадей (Кабул, Любисток и Вомбат), которых съезжал еще Фомин, доживает последние годы. Лошадкам уже второй десяток — возраст преклонный. Новых троек во Владимире никто не съезжает.
Но дело Фомина живо: в Ярославле его ученик Андрей Корчагин работает с лошадьми по методу Владимира Ивановича, ежегодно проводятся чемпионаты русских троек: в Орле, Костроме, Ярославле. На них обязательно упоминают Владимира Фомина, его помнят и любят в среде коневодов и спортсменов-конников.
В нашей же области, в городе, где столько лет прожил известнейший на весь мир, но очень скромный человек, про Фомина, похоже, забывают.

Дочь Владимира Ивановича, Ольга Владимировна Фомина, собирается издать книгу о своем выдающемся отце (наверняка делать это придется за свои средства).
- Еще у меня есть мечта: может быть, назовут именем папы конно-спортивную школу в Заклязьменском, - говорит Ольга Владимировна.

Аннета Татарникова
Владимирская Тяжеловозная лошадь

ИСТОРИЯ города Владимира.

Состояние частных конских заводов и коннозаводства во Владимирской губернии

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (11.12.2015)
Просмотров: 334 | Теги: любовь к животным, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика