Дореволюционный госконтроль, контрольные палаты с приходом к власти трудящихся кончили свой век. Такой контроль советской власти был не нужен. Создание и развитие советского государственного аппарата и переход значительной части предприятий в руки государства поставили вопрос о создании специального советского государственного контроля над всем советским государственным аппаратом и производством. Поэтому в декабре 1917 года был принят Декрет СНК об организации Центральной контрольной коллегии, а в январе 1918 года - Декрет СНК РСФСР "Об организации учетно-контрольных коллегий при губернских и районных советах рабочих и крестьянских депутатов." На основании этого декрета в апреле 1918 года при Владимирском губисполкоме была организована Владимирская губернская учетно-контрольная коллегия с подчинением Центральной контрольной коллегии и губисполкому. В компетенцию Владимирской губернской учетно-контрольной коллегии входило: а) наблюдение за строгим и неукоснительным выполнением всех законов и распоряжений правительства; б) осуществление во всех областях народно-хозяйственной жизни контроля и надзора над расходованием и хранением народных средств и народного имущества; в) налаживание во всех государственных учреждениях и предприятиях правильной отчетности. Коллегия осуществляла контроль путем внезапных и текущих ревизий, инструктировала местные контролирующие органы, обобщала результаты их деятельности и добивалась единообразия в их действиях. В отличие от дореволюционного контроля советский контроль получил полную самостоятельность в деле ревизий с правом проверять по своей инициативе все без исключения стороны хозяйственной жизни страны. Но в силу недостатка опытных советских кадров и преобладания работников старого буржуазного аппарата, коллегия не смогла преодолеть формализма в работе и выйти за рамки узкого финансового контроля, не смогла наладить связь с другими советскими органами и широкими рабочими массами. Поэтому с целью оживления работы контрольного органа, вовлечения в его работу партийных работников и широких трудящихся масс, в первой половине ноября 1918 года Владимирская губернская учетно-контрольная коллегия была преобразована во Владимирское губернское отделение Народного Комиссариата государственного контроля (госкон). Были упразднены все ведомственные контрольные органы, а их кадры и аппарат переданы отделу госконтроля. Государственный контроль был укреплен партийными работниками, привлечены к контрольной работе представители рабочих и крестьян. Декрет СНК СССР от 9 апреля 1919 года определил следующие функции государственного контроля: 1. Контроль за работой органов советской власти в целях быстрого и неуклонного осуществления декретов и постановлений советского правительства; 2. Борьба с бюрократизмом, волокитой, бесхозяйственностью и растратами; 3. Совершенствование структуры органов народного управления и хозяйства; 4. Наблюдение за деятельностью всех комиссариатов, их отделов и всех органов советской власти; 5. Привлечение к суду за упущения и преступления по должности; 6. Представление на рассмотрение центральной власти конкретных предложений, выработанных на основании обследований, об упрощении аппаратов советской власти, об упразднении параллелизма в работе, бесхозяйственности и канцелярской волокиты, а также о преобразовании самой системы управления; 7. Наблюдение за организацией во всех учреждениях приема жалоб и заявлений и правильным их движением.
17 июня 1919 г. на заседании коллегии Владимирского губернского отделения Народного Комиссариата государственного контроля была утверждена следующая структура отделения: 1 отдел. Средств сообщения. 2 отдел. Распределения. 3 отдел. Сельскохозяйственный. 4 отдел. Финансовый. 5 отдел. Просвещения и пропаганды. 6 отдел. Народного здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения. 7 отдел. Административный. 8 отдел. Отчетный. 9 отдел. Техническо-промышленный. 10 отдел. Отдел управления делами: а) секретариат, б) юристконсульская часть, в) отдел летучей ревизии. В связи с успехами на фронтах гражданской войны и расширением хозяйственных и административных задач потребовалась перестройка советского контроля. 7 февраля 1920 г. ВЦИК постановил преобразовать Наркомат госконтроля в Народный Комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ, НКРКИ, Рабкрин), руководителем которого был назначен И.В. Сталин. На этом посту он оставался до 1922 года. На РКИ возложены большие и важные задачи. Она должна не только контролировать, проверять работу учреждений, но изучать советский аппарат, для того, чтобы уничтожать его недостатки и улучшать работу. РКИ должна постоянно привлекать к этой работе рабочих, крестьян и членов профсоюзов, привлекать государственные и хозяйственные организации и учреждения к тому, чтобы они сами непосредственно улучшали свои аппараты, и помогать им, руководить ими в этом деле. Кроме этого РКИ должна проверять и оценивать работу руководителей и сотрудников госаппарата и оказывать им содействие в подборе работников. Практическая работа РКИ отражает все хозяйственные и политические явления, которые происходят в хозяйственной жизни Союза. РКИ, являясь помощником партии и правительства в построении социализма, постоянно при построении плана работ исходила, из задач, которые ставились партией и правительством на определенное время. Так, в первый период своей работы до XIII партсъезда, РКИ сосредоточила свое внимание на улучшении госаппарата вообще и на устранение существующих в нем недостатков. Во второй период — до XIV партсъезда внимание РКИ было сосредоточено на проверке проведения постановлений партсъезда об оживлении советов и развитии сельского хозяйства. В третий период до XV партконференции РКИ занималась преимущественно вопросами индустриализации страны и проведения режима экономии.
Четвертый период с XV партконференции в работе РКИ ознаменовался жестокой борьбой с бюрократизмом, за улучшенный и сокращенный аппарат. В марте 1920 года Владимирское губернское отделение государственного контроля было преобразовано во Владимирское губернское отделение наркомата рабоче-крестьянской инспекции (губРКИ).
На заседании коллегии Владимирского губернского отделения РКИ от 17 марта 1922 года была утверждена следующая структура:
1. Административно-общественный подотдел: а) административно-военная секция, б) секция просвещения и пропаганды, в) секция здравоохранения. 2. Экономический подотдел: а) техническо-промышленная секция, б) продовольственно-сельскохозяйственная секция, в) финансовая секция, г) топливно-транспортная секция. 3. Отдел управления: а) Бюро жалоб. «15-го октября 1921 г. закончилась чистка партии во Владимирской губернии. Результаты: Из общего количества 4265 членов,— исключено 1227 чел., из 2092 рабочих исключено 491 человек, из 1676 крестьян,- 518 чел. и из 456 интеллигентов — 218 человек. Прежде всего из этих результатов видно,— что из числа интеллигентов оказался самый большой процент исключенных, из числа крестьян следующий по величине и только из числа рабочих очень незначительный процент исключенных. Это обозначает, что наиболее надежный элемент в партии, наиболее стойкий — это партийцы рабочие; следом за ними идут крестьяне и на последнем месте — интеллигенты. Наоборот - на большее количество примазавшихся притекает в партию из числа интеллигентов и крестьян. Эти же цифры обозначают и то, что поддается влиянию собственничества, разгильдяйства и халатности (а по этим пунктам идет большинство исключенных), в первую голову выходец в партию — из интеллигентов и крестьян. Если текущая обстановка свободной торговли захватывает не только мелких собственников—крестьян, но даже и рабочих, так как фабрики стоят, то первым выводом из опыта чистки партии должно быть твердое основанное заключение. Ближе к рабочим, больше зaвлекать в партию испытанных из рабочих, более остроумно и осмотрительно относиться к крестьянам, идущим в партию, отбирать из них только тружеников, отнюдь несклонных к торгашеству и, наконец, двери на замок перединтеллигентами, сквозь игольные уши каждого. Только при этом условии можно рассчитывать на действительное укрепление партии. Это — первый вывод. Если мы теперь взглянем на состояние партийной организации до очистки и после, мы получим цифры: До очистки: интеллигентов с крестьянами — 2132 ч., после очистки: интеллигентов с крестьянами — 1396 ч., рабочих до очистки — 2092 ч., рабочих после очистки - 1601 чел. Из этих цифр следует, что бывшая в большинстве крестьянски- интеллигентской наша организация во Владимирской губернии, ныне сжавшись на 28 проц. по большинству стала рабочей организацией…» («Призыв», 20 октября 1921).
На основании решения 12 съезда РКП(б), состоявшегося в апреле 1923 года, "О задачах РКИ и ЦКК" и положения "О совместной работе ЦКК и РКИ" произошла дальнейшая реорганизация РКИ. Были объединены контрольно-ревизионные органы губРКИ с губернской партийной контрольной комиссией с целью согласования контрольных работ и работ по улучшению государственного аппарата, а также устранения множественности и несогласованности контроля над советскими и хозяйственными органами. Произошли изменения структуры РКИ, которые выразились в сокращении штатов до минимума и ликвидации административных делений.
Согласно приказу Наркомата РКИ от 17 марта 1924 года губернское отделение РКИ имело такую структуру: 1. руководящий состав-коллегии, 2. инспекторско-инструкторский состав, 3. техническо-обслуживающий персонал.
При реорганизации по этому принципу вся работа РКИ сосредотачивалась в общем, без подразделений, в аппарате, где инспекторские кадры выполняли периодическую и текущую работу под общим руководством коллегии и начальника отделения.
Изменились и методы работы. Согласно постановлению ЦИК СССР от 6 сентября 1923 года для сосредоточения всех сил РКИ на работе по улучшению государственного аппарата РКИ освобождается от повседневного сплошного контроля над всеми денежными и имущественными операциями государственных органов, от производства всякого рода ревизионных обследований, направленных к выявлению отдельных злоупотреблений.
В задачу РКИ входило обследование только командно-узловых пунктов хозяйства и управления аппаратом, с целью выяснения практических результатов их деятельности.
«Бюро Жалоб»
В марте 1920 года при госконе было образовано «Бюро Жалоб». Оно принимало заявления на непорядки в соваппарате и на неправильные действия отдельных должностных лиц.
Со времени реорганизации РКИ в 1923 г., когда основной задачей РКИ стало улучшение госаппарата и борьба с бюрократизмом, изменились и задачи «Бюро Жалоб». Бюро отказалось от приема жалоб частно-правового характера, т. е. жалоб на нарушение интересов самого жалобщика, а сосредоточила все свое внимание на приеме жалоб, указывающих на непорядки в госаппарате, на бюрократизм, волокиту, на пренебрежительное отношение к трудящимся и на нарушение их прав. С этого времени Бюро Жалоб стало подсобным органом РКИ в повседневной борьбе с бюрократизмом и волокитой. Кроме ведения расследований по подаваемым заявлениям, Бюро Жалоб ведет также расследования по заметкам рабселькоров.
Из прошедших через Бюро Жалоб можно видеть, что бюрократизм и волокита, главным образом, имеют место в органах соцстраха и собеса, в судебно-следственных и земельных органах пренебрежительное отношение к трудящимся и нарушение их прав более всего имеет место в хозорганах.
В ноябре 1926 года руководителем Рабкрина (РКИ) назначен Г.К. Орджоникидзе (1926—1930). Основным изменением в работе инспекции стал переход от отраслевого сегментирования работы к территориальному. Принципиально функции Рабкрина изменились после принятия 4 мая 1927 года Постановления ЦИК и СНК СССР «О расширении прав Рабоче-крестьянской инспекции». В частности, Рабкрину позволялось принимать решения о наложении дисциплинарных взысканий, а также отстранении и увольнении должностных лиц за бесхозяйственность, бюрократизм и волокиту, о ликвидации излишних подразделений и представительств.
В план работ РКИ были включены обследования ряда госорганов и хозучреждений для изучения их аппарата и принятия мер к их улучшению и изжитию бюрократизма обследование хода снижения розничных цен на промышленные товары и снижение себестоимости продукции, проведение режима экономии и снижение административно-управленческих расходов хозорганами на 15 процентов.
В последние месяцы 1926 года внимание РКИ сосредоточено на проведение в жизнь всеми хозяйственными и административными органами постановления августовского пленума ЦК и ЦКК о 20-процентном снижении на 27-28 г. административно-управленческих расходов. Укажем результаты некоторых плановых работ 26-27 года. После обследования лесозаготовительных органов, Губ. РКИ высказалась за необходимость организации в губернии единого лесозаготовительного органа. После обследования ряда контрольно-ревизионных органов были ликвидированы ревкомиссии ГСНХ. В результате обследования торгово-промышленных представительств, работающих во Владимире, было ликвидировано два представительства. В результате обследования статистическо-информационной отчетности предположено сократить ее по народному образованию в среднем на 78 процентов и по всем видам кооперации на 53 процента. После того, как были обследованы ряд губорганов, начата работа по улучшению аппарата и имеется уже ряд практических результатов. В результате обследования ведомственных и междуведомственных комиссий, из 113 предположено ликвидировать 30 комиссий и совещаний. Часть их сейчас уже ликвидирована. От части обследований, достижения по которым могут быть выражены в денежных суммах, имеется в течение года экономии в 237.096 рублей. Вовлечение трудящихся в работу РКИ шло, главным образом, путем привлечения к обследованиям представителей производственных и экономических комиссий. Привлечение рабочих от станка и крестьян большого развития не получило, так как у губ. РКИ не было средств для оплаты времени, затраченного ими на участие в обследовании.
Более широко распространен другой способ привлечения трудящихся к работе РКИ, — постановка на собраниях отчетных докладов о работе губ. РКИ вообще и докладов о результатах отдельных обследований. Кроме привлечения к своей работе трудящихся этими путями, губ. РКИ принимает активное участие в экономработе на предприятиях.
21 февраля 1919 г. Владимирская губернская коллегия Госкона обратилась в Юрьевский уездный исполком с просьбой о том, чтобы срочно сформировать уездное отделение Госконтроля. "Формирование уездного отделения шло крайне медленно, так как вследствие произведенной мобилизации на фронт не представлялось возможным подобрать полагающееся по штату количество сотрудников, пригодных для контрольного дела". Штат отделения длительное время состоял из одного управляющего и лишь к 1 сентября 1919 г. штат отделения включал контролеров, счетоводов и делопроизводителей.
Уездное отделение Госконтроля было создано при исполкоме уездного Совета на правах отдела исполкома и находилось в двойном подчинении уисполкому и губернскому отделу Госконтроля.
Декрет СНК РСФСР от 09.04.1919 г. определил следующие функции отделений Госконтроля:
контроль за работой органов советской власти в целях быстрого и неуклонного осуществления декретов и постановлений;
борьба с бюрократизмом, бесхозяйственностью и растратами; совершенствование структуры органов народного управления и хозяйства;
наблюдение за деятельностью органов Советской власти; привлечение к суду за преступления по должности;
представление на рассмотрение центральной власти предложений об упрощении аппарата Советской власти, об упразднении бесхозяйственности и волокиты и преобразовании самой системы управления;
наблюдение за организацией во всех учреждениях приема жалоб и заявлений и правильным их движением.
Для осуществления фактического контроля и надзора над расходованием и хранением государственных средств и государственного имущества уездное отделение Госкона проводило следующие виды ревизий:
ежедневно велась предварительная ревизия платежных документов; периодически проводилась фактическая ревизия учреждений и предприятий города и уезда;
последующая ревизия отчетности, представляемой учреждениями и отдельными лицами;
летучая ревизия.
Однако из-за нехватки опытных контролеров отделение не могло проводить в необходимом объеме предварительную, последующую и фактическую ревизию. Последующая ревизия свелась лишь к сбору документов и отчетов, предварительной ревизией были охвачены лишь самые важные учреждения города и уезда, фактическая ревизия была поставлена не на должную высоту.
Юрьевское уездное отделение обревизовывало также рабочий поселок Кольчугино, высказывались намерения открыть в Кольчугино филиальное отделение Госконтроля, позднее там было образовано самостоятельное отделение контроля.
В числе основных задач Госконтроля была организация во всех учреждениях приема жалоб и заявлений граждан на неправильные действия и злоупотребления должностных лиц. С целью развертывания работы по жалобам граждан в Юрьев-Польском уезде было организовано в августе 1919 г. Бюро жалоб и заявлений. Бюро жалоб при Юрьевском уездгосконе состояло из 3 человек - заведующего Бюро жалоб, делопроизводителя и конторщика. Деятельность Бюро заключалась: - в приеме жалоб и записи устных заявлений; - в производстве расследования наличными силами; - в переписке с Губгосконом и различными учреждениями и лицами в связи с поданными жалобами. В марте 1920 г. Юрьевское уездное отделение Госкона было преобразовано в уездное отделение РКИ. Произошло увеличение численного состава уездного отделения до 16 человек (за счет контролеров, помощников контролеров, конторщиков). В ревизионной работе отделения принимали участие и временные члены РКИ, они избирались на предприятиях и направлялись на работу в уездное отделение РКИ на срок в 4 месяца. Количество временных членов РКИ в разное время колебалось от 3 до 5 человек. На местах отдельные ревизионные поручения выполнялись членами ячеек содействия РКИ. Ячейки содействия РКИ были организованы на многих предприятиях, в кооперативах и сельских Советах. Члены ячеек наблюдали за работой своего предприятия и оказывали содействие членам РКИ при всех ревизионных обследованиях. Юрьевское уездное отделение РКИ в это период (1920-1921 годы) проводило предварительную и фактические ревизии, а также и самую сложную из всех видов ревизий - последующую. За каждой из этих видов ревизий были закреплены определенные сотрудники отделения - контролеры или помощники контролеров.
Самостоятельным подотделом было Бюро жалоб. Бюро жалоб возглавлял заведующий, в Бюро работали также конторщик и делопроизводитель. Однако "во всех отделах замечался крайний недостаток технических сил".
9-й Всероссийский съезд Советов (декабрь 1921 г.) упразднил уездные отделения РКИ. 3 февраля 1922 г. получено предписание Губинспекции о ликвидации уездного отделения РКИ. Вместо упраздненных уездных отделений 9-й съезд Советов ввел институт уполномоченных Губернских РКИ в уездах. Уполномоченный назначался ГубРКИ по соглашению с уездным исполкомом и таким образом находился в двойном подчинении.
Уполномоченный ГубРКИ по Юрьев-Польскому уезду начал свою работу с 1 марта 1922 г. Уполномоченный работал при уездном исполкоме, своего аппарата не имел и пользовался аппаратом одного из отделов уисполкома. Основной работой уполномоченного являлась: 1. Инспекторский надзор за подконтрольными органами в уезде. 2. Участие в работе Экономсовещаний для наблюдения за хозяйственной жизнью обслуживаемого уезда. 3. Производство фактических ревизий и инспекционных работ по заданиям Губинспекции и уисполкома. 4. Организация и инструктирование ячеек содействия РКИ. 5. Прием жалоб и заявлений граждан. По данным ревизионных обследований уполномоченный имел право возбуждать судебные дела, предъявлять иски и производить начеты для возмещения принесенных убытков.
В целях содействия работе РКИ в скорейшем прохождении расследований жалоб, организации массового неофициального контроля и участия в массовых проверках на некоторых предприятиях создавались отряды «легкой кавалерии». Эта новая форма комсомольского контроля (группы и отряды «легкой кавалерии») родилась в 1928 г. Отряды «легкой кавалерии» создавались комсомольскими организациями на предприятиях, в учреждениях, вузах, селах, при Бюро жалоб РКИ и редакциях молодежных газет.
Первый отряд «легкой кавалерии» во Владимирской губернии был создан в начале июня 1928 г. при фабрике «Коммунистический авангард». В конце июня 1928 г. в г. Владимире состоялось первое собрание отрядов «легкой кавалерии», на котором был заслушан доклад «О работе РКИ и задачах «легкой кавалерии». В 1929 году Владимирская губерния была упразднена, появились Округа (Александровский и Владимирский) в составе Ивановской промышленной области.
1 декабря 1929 г. состоялся 1-ый областной слет «легкой кавалерии» Ивановской промышленной области. На слете были определены следующие задачи отрядов «легкой кавалерии»: решительно бороться на предприятии или учреждении, где постоянно работают «легкие кавалеристы», с бюрократизмом, волокитой, искривлением классовой линии, бесхозяйственностью и т. д.; уделить особое внимание «легкой кавалерии» работе фабрик и заводов; проверить хранение хлеба, овощей и др. продуктов в торгово-кооперативных организациях, активно помогать органам РКИ в чистке государственного и кооперативного аппаратов; повсеместно работать по заданиям Бюро жалоб РКИ. Для чего необходимо организовать при Бюро жалоб отряд «легкой кавалерии». Отряды «легкой кавалерии» проводили внезапные обследования и проверки (рейды, «налеты») как внутри своих предприятий, так и в пределах района, города. Работа отрядов стала регулярно освещаться на страницах губернской газеты «Красная молодёжь».
Дирик. 1928 г.
На октябрь 1928 г. во Владимирской губернии действовало 40 отрядов, в которых участвовало 570 комсомольцев. А в апреле 1929 г. уже насчитывался 81 отряд «легкой кавалерии», которые объединяли 923 человека.
Местные КК – РКИ, руководствуясь решением ноябрьского (1928 г.) Пленума ЦК ВКП (б), начали развертывать массовую чистку госаппарата. Чистка госаппарата объявлялась важной задачей партии и всего народа, решение которой ЦК ВКП (б) возложил на РКИ.
НК РКИ СССР совместно с ВЦСПС 1 июня 1929 г. опубликовал инструкцию, в которой излагались задачи, порядок, методы в первый период чистки, срок которого определялся до 1 января 1930 г. Первые результаты чистки показали большую засоренность госаппарата чуждыми и враждебными элементами. В губернии из 17 тысяч проверенных служащих 7 тысяч были бывшими дворянами, царскими чиновниками и т. п. Чистка госаппарата осуществлялась по трем основным направлениям: 1) освобождение государственных и хозяйственных органов от контрреволюционных, разложившихся и обюрократившихся элементов; 2) переделка всей структуры госаппарата, его упрощение, приближение к массам; 3) усиление и обновление технических и руководящих кадров за счет рабочих и крестьян. Местные комиссии для чистки низовых учреждений (уезда, района, волости, сельсовета) создавались под руководством местных органов КК – РКИ только в начале 30-ых годов, т. к. было решено проводить чистку районного и сельского звеньев только после 1 января 1930 г. Конкретные же сроки чистки по районам определялись комиссиями на местах.
Чистка на местах проводилась в три этапа. На 1-ом этапе решались вопросы, связанные с организационной подготовкой чистки, на 2-ом - осуществлялась практическая чистка и на 3-ем - рассматривались материалы комиссий и принимались решения об увольнении отдельных лиц. В чистке местных органов участвовали Советы, комсомольские организации и месткомы, которые действовали под общим руководством окружных РКИ.
14 июня 1929 г. на заседании Александровской окрРКИ был рассмотрен вопрос «О подготовке и чистке соваппарата». Для руководства работой по чистке было решено создать окружную комиссию. В ее состав вошло 8 человек – представители от прокуратуры, окружного профсовета, от отдела труда, рабочие от станка. При учреждениях, подлежащих чистке, было создано три комиссии. Первая комиссия занималась вопросами чистки органов милиции, суда, прокуратуры, вторая была создана при отделе труда, в задачи третьей входили вопросы чистки банков, сберкасс, финчасти учреждений и организаций. Комиссии приступили к практической работе с 1 июля 1929 г.
С 15 июня 1929 г. начался 1-ый этап проведения чистки совапарата – подготовительный. Он заключался в широкой массовой разъяснительной работе путем созыва общих собраний рабочих, в выпуске специальных номеров стенгазеты. 21 июня 1929 г. было созвано совещание комиссии по чистке для проработки «Инструкции по чистке аппарата». С повсеместной заменой уездов и волостей районами, окружной аппарат становился лишней административной единицей. На основе материалов обследования уже в начале 1930 г. органы КК – РКИ пришли к выводу о необходимости ликвидации окружных управленческих аппаратов. Процесс образования окружных РКИ так и не был завершен. XVI съезд партии принял решение о ликвидации округов, а контроль за исполнением этого решения возложил на РКИ. В 1930 г. в связи с ликвидацией округов соответственно упразднялись и окружные РКИ. Повсеместное упразднение округов было завершено к концу ноября 1930 г.