Николай Иванович Флоринский по рождению своему, по образованию и по первым годам духовно-учебной службы принадлежал к Владимирской епархии. Николай Иванович Флоринский — сын священника Богородицкой семинарской церкви в г. Владимире; родился в 1826 году. Отец его свящ. Иван Алексеевич Флоринский был очень образованный человек и состоял учителем французского языка, библиотекарем и экономом семинарии. Мать его Елизавета Ивановна была двоюродной внучкой и крестницей графа М.М. Сперанского; она отличалась глубокой религиозностью. Первоначальное образование Николай Иванович получил во Владимирском духовном училище; с 1840 по 1845 г. обучался во Владимирской семинарии, а затем в Киевской духовной академии, где и окончил курс в 1849 г. восьмым магистром. Товарищами по академии Николая Ивановича были — высокопреосвященнейший митрополит Киевский Иоанникий, преосвященный Феодосий, профессоры Киевской дух. академии К.И. Щеголев, Гуляев и др. Николай Ив — ч до конца жизни своей с особою любовию вспоминал о воспитавшей его академии, о своих начальниках, профессорах и товарищах.
По окончании курса в академии, первый год службы Николай Ив — ч провел в Вятке в должности профессора-помощника ректора семинарии по классу богословских наук.
Следующие 16 лет он провел в родном городе Владимире в должности профессора семинарии и преподавал догматическое и нравственное богословие, учение о вероисповеданиях, историю русского раскола и науку церковного красноречия. В то же время состоял священником (с 1858 г.) во Влад. Успенском Княгинином монастыре и законоучителем в женском Епархиальном училище.
Следующие годы службы о. Николая принадлежат Киевской епархии, где первоначально он был настоятелем церкви и законоучителем в 1-й Киев. гимназии. По выслуге лет, уволившись от службы в гимназии, он был 2 года настоятелем Киево-Успенского собора, затем 10 лет в должности священника Киево-Софийского собора и, наконец, последние 12 лет вторым священником Киево-Сретенской церкви. Кроме этого, о. Николай преподавал безвозмездно Закон Божий в рукодельной женской школе Гогоцкой и в школе при доме Сулимовском, а также был законоучителем (2 года) в Киев. министер. женской гимназии, в женском Епархиальном училище и в доме трудолюбия.
О. Николай Флоринский — автор многих научно-богословских, исторических и проповеднических трудов. К числу первых его работ принадлежит труд озаглавленный: «Согласно ли с Евангелием действовал и учил Лютер», составленный по поручении ректора Владимирской семинарии, впоследствии митрополита Московск. Леонтия, заслуживший самое лестное одобрение епископов Феофана, Иустина и архиепископа Антония (как видно из писем их к о. Николаю, отпечатанных в начале названной книги) и выдержавший 5 изданий. Далее следуют: «О Божественной Личности Господа Иисуса Христа», «Несомненность истины славного Воскресения из мертвых Господа нашего I. X» (Владим. Епарх. Ведом.), «Чаяния вечной жизни — доказательства бессмертия души человека и будущего воскресения нашего тела» (там же), «Жизнеописание св. Иоанна Златоуста» (там же), «Описание Успенского женского Княгинина монастыря в г. Владимире», «О препод. Несторе Летописце и о его летописи» (Губер. Влад. Ведом.), «Черты из жизни графа М.М. Сперанского» (там же), «История богослужебных песнопений православной кафолической церкви Восточной (последнее сочинение одобрено Учебн. Комит. при Святейшем Синоде для употребления в дух. семин. и дух. училищах и выдержало три издания); «Биография епископа Аполлинария, викария Киевской митрополии» (Влад. Епарх. Вед.), «Воспоминания о митрополите Киевском Филарете (Амфитеатрове), о проф. Киев. дух. академии: отце Михаиле Монастыреве, о. архим. Данииле (Мусатове) и об архим. Феофиле (Авсеневе)» — там же; «Биография епископа Александра (Голтовского-Павловича)»; «Воспоминания о митрополите Киев. Платоне (Городецком), архиеп. Костромском Платоне (Йивейском), архиеп. Пермском Неофите, архиеп. Ярославском Евгении, митрополите Филарете (Дроздове), архиеп. Херсон. Иннокентии»; «Описание жизни епископа Феофана (Говорова) во Владим. губ.» с приложением его писем к о. Николаю (Воскресное Чтение). — «Биография проф. С.С. Гогоцкого (Вера и Разум). — «Исследование о свящ. книге Иова». — «Биография преосв. Димитрия (Муретова), архиеп. Херсонского». — «Биография проф. Киев. дух. академии прот. I. М. Скворцова». — «Воспоминания священника о 10-летнем служении в Княгинином Успенском женском монастыре», — Поездка в Богословский Рязанский монастырь», — «Поездка в Почаевскую Лавру». В течении 30 лет Ник. Ив. был сотрудником журн. «Душеполезное Чтение».
С пламенной любовью о. Николай всегда относился к делу пастырского назидания. Как результат этой любви мы имеем 3 сборника его поучений с инициалами П. Н. Ф.: «Собрание слов и бесед, произнесенных в некоторые праздники и дни святых и при погребении разных лиц, а также при поминовениях», — «Слова и поучения на св. великую четыредесятницу и страстную седмицу». Киев 1897 г. и «Слова на праздники в честь святых мучеников Христовых». Киев 1899 г. Простота в изложении мысли, глубокая убежденность проповедника и сердечное желание его вложить в сердца слушателей любовь ко Христу Спасителю составляют неотъемлемую принадлежность всех поучений и бесед отца Николая. Близко интересуясь родной русской литературой, он нередко избирал темой для своих поучений воспоминания о выдающихся представителях ее, которые в своей жизни и своих литературных трудах осуществляли христианские идеалы. Так, в первом из вышеуказанных сборников мы находим слово в день исполнившегося столетия со дня смерти Ломоносова и другое в столетний юбилей со дня рождения Карамзина (1866). В благодарность за такую память о Н.М. Карамзине о. Николай получил от сына его, из семейной библиотеки Карамзиных, самый выдающийся труд знаменитого русского историка: «Историю государства российского».
Кроме сего, о. Николай вел обширную переписку со многими иерархами, духовными в светскими лицами. В семейном его архиве хранится множество писем (в двух томах переплетенных) к о. Николаю, между прочим следующих лиц: 1) митрополита Киевского Арсения, 2) архиеп. Херсонского (позже митроп. Московского) Леонтия, 3) архиеп. Тверского Саввы, 4) архиеп. Костромского Платона (несколько писем), 5) архиеп. Владимирского Антония (несколько писем), 6) еписк. Владимирского Иустина (несколько писем), 7) епис. Тамбовского Феофана (напечатаны в «Воскресном Чтении»), 8) епископа Новомиргородского Мемнона, 9) епис. Аккерманского Аркадия, 10) еписк. Саратовского Иоанна, 11) протоиереев — С. Кашменского, Евф. Остромысленского, М. Хераскова, Д. Касицина, И. Благонравова, А. Мальцева (в Берлине) и др. В этих письмах, кроме общих благожеланий по случаю праздничных дней, содержится немало ценных сведений о состоянии церкви, о положении современного общества, духовной литературы и т. под. Не менее известен о. Николай своею образцовою пастырскою деятельностью. Он поистине был пастырем «добрым», полагавшим душу свою за овцы своя. К исполнению церковных служб и частных треб он относился с замечательной внимательностью и высокой настроенностью. Его служение, особенно Божественной литургии, трогало всех, даже равнодушных к религии, так как в этом служении проявлялся пастырь, обнаруживавший крепкую веру и глубокую любовь к Господу Иисусу Христу, Совершителю нашего спасения. При глубокой религиозной настроенности, о. Николай выдавался, как образцовый духовник, оказывавший на духовных чад своих необыкновенное влияние. Образцовое чтение им молитв пред исповедью убедительно располагало исповедников к чистосердечному исповеданию своих грехов. Самую исповедь он совершал неспешно и с особенным вниманием: с плачущими он плакал, с сомневающимися сокрушался о их маловерии, располагая к истинному покаянию, упорствующих он вразумлял и строго обличал. Вот почему на исповедь к о. Николаю с большою охотою шли как лица простые, так и образованные: студенты, доктора, чиновники и т. п. Сами священники с любовию избирали о. Николая своим духовником, с которым они от души беседовали о своих недугах и прегрешениях. О. Николаю Господь судил дожить до 50-летия своей службы, исполнившегося в 1899 г. 22 ноября 1899 года в Киево-Сретенскую церковь собрались почитатели о. Николая, духовные и светские лица. По окончании благодарственного Господу Богу молебствия, о. Благочинный старо-киевских церквей протоиерей П.А. Троцкий подробно описал деятельность о. Николая со дня окончания академического курса и приветствовал его с исполнившимся 50-летним юбилеем его служения. Затем приват-доцент Киев. унив. доктор медицины П.В. Никольский сказал следующее приветствие: «Ваше Высокоблагословение! В знаменательный день исполнившегося 50-летия вашего служения церкви я беру на себя смелость высказать свое уважение пред вашим высоким религиозным чувством, которое невольно сообщается всем, входящим с вами в общение по тем или другим жизненным поводам. Я никогда не забуду дня, когда впервые я имел счастье познакомиться с вами. 15 лет назад, молодой врач, только что окончивший курс университета, вращающийся, среди религиозно-равнодушного и нередко безбожного общества, но с детства воспитанный в строгих правилах Православной церкви, я тщетно искал, среди большого и еще мало знакомого мне города, другого общества, других людей, которые поддержали бы во мне тускло мерцавший огонек веры, часто задуваемый ветром окружающей среды. И вот в один из великих дней Страстной седмицы в Софийском соборе я впервые услышал ваше служение и ваше поучение, простое, но проникнутое таким искренним чувством, такой верой в Бога, таким глубоко-сознательным преклонением пред страдавшим Христом Спасителем, что я тотчас понял, что нашел человека, в котором я так нуждался. Познакомиться с вами, по окончании богослужения, для меня было очень легко, так как оказалось, ваше сердце всегда идет навстречу всем, кто только обращается к вам. С того времени в течение 15 лет я неоднократно пользовался полнотой вашей веры, как при исполнении своих обязанностей православного христианина, так и среди самых разнообразных житейских отношений. В наше холодное, бездушное время можно найти много ученых людей, но гораздо труднее найти человека, в котором научное образование соединяется с глубокой верой в Бога, с столь сильной любовью к людям и с постоянной отзывчивостью на запросы их внутренней жизни. Примите, высокопочитаемый отец Протоиерей, сердечную благодарность за то высокое настроение души, которое все выносят из бесед с вами. Да продлит Господь вашу жизнь и вашу любвеобильную пастырскую деятельность еще на многие годы!» После приветствий юбиляру были поднесены иконы: кафедральным протоиереем А.И. Браиловским, в благословение от Высокопреосвященнейшего Митрополита Иоанникия, икона Христа Спасителя, и от соборян Софийских — икона Божией Матери — Восточная, Протоиереем П.А. Троцким вручены юбиляру: от Киевского духовенства — икона Божией Матери — Владимирская, и от прихожан Сретенского храма — икона св. Николая Чудотворца. Одним из духовный детей о. Николая, Б.А. Броннером, перед литургией поднесена юбиляру икона св. Иоанна Златоуста. На все приветствия о. Николай отвечал глубокою благодарностью и покорнейшей просьбой возносить о нем молитвы ко Господу по его кончине, которая, по его предчувствию, скоро наступит. И предчувствие не обмануло о. Николая. Вскоре после юбилея он начал болеть и видимо слабеть, приготовляясь самым достойным образом к своей кончине, последовавшей 12 июля 1900 г. в 9 ½ часов вечера (от рака в горле).
Погребение почившего совершено 14 июля Кафедральным протоиереем А.И. Браиловским, в сослужении многих протоиереев и иереев.