Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
11:30
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

I Международный историко-культурный Свято-Андреевский форум

I Международный историко-культурный Свято-Андреевский форум

В 1702 г. были обретены нетленные мощи князя Андрея.
4 июля 1857 г. состоялись торжества по случаю 700-летия перенесения великокняжеской столицы из Киева во Владимир.
18-го июня 1907 г. - 750-летие основания Боголюбовской обители. Церковное торжество 18-го июня в Боголюбовом монастыре.
Как для г. Владимира 21-е мая остается священно-историческим днем, так и для Боголюбивой обители таковым днем бывает 18-е июня, ибо в этот день из глубины веков предопределилась будущая судьба, будущая слава и значение Боголюбова монастыря, а вместе с этим и нашего губернского города. По преданию, занесенному на скрижали истории, сама Матерь Божия своим чудесным явлением в этот день Благоверному князю Андрею указала место для постройки Боголюбовой обители и для пребывания ее чудотворного образа в г. Владимире. Таким образом, семь сот с половиною лет тому назад, 18-е июня было намечено праздником для Боголюбивой обители и всегда, в продолжении веков, было отмечаемо особенным церковным торжеством. Затем с тех пор, как чудотворный образ Боголюбивой в течении всего года стал носиться по всей Владимирской Епархии, к 18-му июня обыкновенно заканчивается обычный круг хождения, св. образ всегда на это число приносится в место своего постоянного пребывания, в Боголюбивую обитель. После проводов из г. Владимира, чудотворная икона Боголюбовой в течение суток пребывает в с. Красном, и затем 17-го с крестным ходом через село Доброе относится в Боголюбов монастырь на торжественное всенощное бдение. В 1907 году настоятель св. обители, Преосвященнейший Александр, выходил с крестным ходом на встречу чудотворного образа и затем совершил всенощное, выходя на литию и величание. На другой день 18-го на церковное торжество в Боголюбове из Владимира с утра отправился Высокопреосвященнейший Николай и многие из Владимирского духовенства. Литургию совершали оба Архипастыря в сослужении духовенства обители и Владимирского, прибывшего в Боголюбове. Вместо причастного был исполнен концерт: „Сей день его же сотвори Господь"... После литургии перед молебном, Высокопреосвященный Архипастырь вышел из алтаря, остановился на амвоне, и обратив свой взор первоначально к стоявшему на средине храма чудотворному образу Богоматери, произнес следующее поучение-экспромт: „Не умолчим никогда, Богородице, силы твоя глаголати:… Действительно, возлюбленные, никогда не следует умолкать о проявлениях знамений силы Божией, являемых покровительством и заступлением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Я недавний пришелец в здешней богоспасаемой стране уже имел утешение видеть, как воистину силы деются принесением этого честного образа. Я уже был свидетелем того, как град, близкий отсюда расстоянием, со всею душевною радостию и восторгом встречал эту чудотворную икону Боголюбивой, с каким великим усердием днем и ночью принимал в свои жилища эту святыню и с какою, наконец, великою скорбию провожал ее от себя... Теперь также весьма и весьма многие, движимые теми же святыми чувствами любви и почтением к чудотворному образу Богоматери, снова притекли в эту святую обитель на поклонение ей. Подлинно, возлюбленные, силы деются при этом чудотворном образе Божией Матери... Я не раз был свидетелем и того, как многие коленопреклоненно, с великим умилением и горькими слезами молились пред этим чудотворным Боголюбивым образом... И если в настоящие минуты также размягчается, умиляется загрубелое сердце наше и теплее становятся молитвы наши, то все это и подобное есть ничто иное, как проявление знамений милости Божией по молитвам пред этим чудотворным образом Царицы Небесной. Притекайте же сюда и впредь, возлюбленные, на поклонение сему чудотворному образу Царицы Небесной и на будущее время с таким же усердием выражайте ей свои моления... Сейчас мы воспоем здесь молебное пение в честь Боголюбивого образа Богоматери и веруем, что наше, приносимое в настоящие моменты от чистого сердца и просветленного чувства моление, дойдет до Богоматери и она, Владычица, не оставит нас своею милостию. Будем же сообща молиться Царице Небесной; вы все, возлюбленные, свои молитвы присоединяйте к нашим молитвам, а мы своим служением будем возогревать ваши молитвы, так чтобы Богослужение церковное проникало не только во ушию вашу но и в сердца ваши. Помолимся же, усердно помолимся Заступнице рода человеческого, Пресвятой Владычице нашей Богородице и не умолчим никогда силы Ея глаголати.
На молебное пение в честь Боголюбивой иконы вышли оба Архипастыря, все служившие позднюю литургию и вновь прибывшие из Владимира. Молебствие окончилось в 1 ч. 10 м. дня. Разоблачившись после молебна в алтаре, Высокопреосвященнейший Архипастырь еще продолжительное время оставался в храме, преподавая благословение каждому в отдельности паломнику и особенно многочисленным собравшимся из соседних сел крестьянам.
4-е июля (17 июля по н.ст.) 1907 г., день блаженной памяти первого великого князя Владимирского Андрея Боголюбского, мощи которого нетленно почивают в построенном им самим Успенском соборе, был отмечен торжественным богослужением. Накануне в 5 ч. вечера соборным причтом был отслужен Параклисис Пресвятой Богородице и затем было отправлено всенощное бдение с обычной торжественностью. В самый день праздника 4-го июля в Кафедральном соборе служились две обедни; поздняя в 9 ч. утра и ранняя в 6 час. На ранней обедне, вместо причастного, пред многочисленными богомольцами священником Вл. Г. Валединским было прочитано житие благоверного князя Андрея. Как известно, св. благов. вел. князь Андрей родился в 1110 году и был вторым сыном Суздальского князя Георгия Владимировича Долгорукова, впоследствии великого князя Киевского. С юных лет князь Андрей, по сказанию его жития, отличался особенным благочестием, так что сами современники усвоили ему название „Боголюбского". Жители Владимирской области видели в благовер. Андрее мудрого и милостивого князя; все сирые, бедные, беззащитные находили в нем своего покровителя и отца. Неся бремя управления княжеством, св. Андрей служил Богу воздержанием, постом и подвигом молитвенным. В Боголюбивой обители, где он часто жил, и до сего времени при Богородице-Рождественском храме сохранилась устроенная небольшая опочивальня князя, из которой сделано окно прямо в церковь; у этого окна в тишине ночи очень часто молился великий князь; сюда, как известно, в ночь на 29-е июня 1175 г. ворвались его враги-убийцы; на 6-й день тело князя-мученика было перенесено во Владимир и положено в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы Златоверхой. 15-го октября 1702 года мощи благов. князя были обретены нетленными, оставаясь в открытой гробнице. 23 Марта 1763 года они были переложены в металлическую раку, которая тогда была поставлена посредине храма между двух на левой стороне столпов. 30-го Августа 1820 года св. мощи благ. князя Андрея снова были переложены в новоустроенную „тщанием Преосвященного Ксенофонта и усердием доброхотных дателей “ серебряную раку, в которой они почивают и в настоящее время. (В. Е. В. № 28-й. 1907 г.).
В 2007 году исполнилось 850 лет со времени перенесения великокняжеской столицы с Киева во Владимир.

6 сентября 2020 года на Соборной площади города Владимира состоялось открытие I Международного историко-культурного Свято-Андреевского форума. Начало событию положил молебен Благодарственный Господу о дарованной Русскому народу Победы в Великой Отечественной войне 1941–45 гг. и молебен святому благоверному Великому князю Андрею Боголюбскому у стен древнего Успенского кафедрального собора. Приветствовал гостей форума со сцены митрополит Владимирский и Суздальский Тихон. "Пусть этот форум продолжается каждый год, потому что очень многое нам предстоит исследовать, рассмотреть и принять для своей, нынешней жизни, для современной России, для её процветания и благополучия", - резюмировал Владыка.

Праздничная программа форума началась с военно-исторической реконструкции Древней Руси XII века, которую организовал Центр древнерусских ратоборств и воинской культуры богатырской дружины "Русичи".

6 сентября с 10.00 до 12.00 проходила выставка исторического костюма в музее «Царская светлица» по адресу ул. Большая Московская,19. Экскурсия об истории костюмов, стилях и формах, облачении князя Андрея Боголюбского и костюмов времен эпохи князя.
Сразу несколько культурных площадок разместилось в Патриаршем саду. В 12.00 открылась итоговая выставка пленэра. Владимирцы и гости города получили уникальную возможность не только первыми увидеть новые живописные работы, но и стать участниками творческих мастер-классов от профессиональных художников. Кроме того, на этой живописной площадке проходили уроки хороших манер для детей и подростков, показ фильма об Андрее Боголюбском.
Музыкальная программа в Патриарших садах началась в 15.00 с концерта средневековой музыки, хореографической постановки под гусли «Андрей Боголюбский» и русского хоровода, а завершилась праздничным хоровым концертом под открытым небом (17.00-18.30) с участием архиерейского хора, хора Боголюбовского монастыря, хоровых коллективов выпускников Московской Духовной Академии и Московской Духовной Семинарии, а также муниципального камерного хора «Распев».
Кульминацией первого дня Форума стал Свято-Андреевский фестиваль колокольного звона, в ходе которого можно было насладиться выступлениями мастеров колокольного звона из Москвы, Владимира, Суздаля, Нижнего Новгорода, Ярославля, Тутаева, Калуги, Твери, Ижевска, Череповеца и других городов.

7 сентября 2020 г. состоялась научно-практическая конференция "Под покровом Богородицы", проходившей в рамках I Международного историко-культурного Свято-Андреевского форума. В работе конференции приняли участие Губернатор Владимирской области Владимир Владимирович Сипягин, глава Владимирской митрополии митрополит Владимирский и Суздальский Тихон, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области Роман Валерьевич Кавинов, глава администрации города Суздаля Сергей Владимирович Сахаров. В приветственном слове В.В. Сипягин подчеркнул, что Свято-Андреевский форум имеет большое значение для успешной реализации государственной стратегии развития. «У современной России амбициозные идеи и планы. Президент России Владимир Путин в Майском указе 2018 года отразил национальные приоритеты на срок до 2024 года. В этом году Глава государства расширил горизонты планирования, подписав Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В этом документе – взгляд в будущее. На формирование государственной стратегии оказывает влияние не только мысль о грядущем, но и объективная оценка прошлого. Мы анализируем историю нашей страны, чтобы учиться у наших мудрых предшественников, вооружаться проверенными временем решениями», – отметил губернатор. - «У нас установлены памятники князю Владимиру Крестителю и Александру Невскому, Андрею Боголюбскому – нет. Моё мнение: он должен был появиться ещё десятилетия назад, но раз этого не произошло, святая обязанность нашего поколения восстановить историческую справедливость. Жителям и многочисленным гостям Владимирской области должно быть открыто знание о роли Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского в строительстве Российского государства. Наша страна, которая сейчас претендует на передовые позиции в мире, должна находить опору в правдивой памяти поколений, в своих крепких исторических и культурных корнях».
Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон пояснил, почему форум носит статус культурно-исторического: «Когда мы говорим о воспитании, это не только любовь к родной земле и природе, но и к нашей истории, к культуре. Человек, не знающий своего прошлого, не может быть настоящим патриотом. Наша задача, чтобы люди как можно больше узнали об Андрее Боголюбском, о его подвигах и заслугах. В дальнейшем мы совместно с учёными и писателями планируем издать учебник по краеведению».
С докладами на конференции выступили митрополит Владимирский и Суздальский Тихон, кандидат богословия, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом медико-криминалистической идентификации ФГБУ "РЦСМЭ" Минздрава России Звягин В.Н., доктор искусствоведения, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института археологии РАН Седов В.В., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Морозова Л.Е., доктор исторических наук, директор Института истории и социальных наук, профессор Российского педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) Соколов Р.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического регионоведения Санкт-Петербургского университета Мещенина А.А., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Аверьянов К.А., доктор исторических наук, профессор, президент Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна) Мазуров А.Б.

К 850-летию перенесения святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским из Киева во Владимир Залесский великокняжеского престола и столицы

Протоиерей Георгий Горбачук
С конца XI века Ростово-Суздальская земля окончательно входит в орбиту государственного влияния рода Владимира Мономаха. На Любечском съезде князей 1097 года эти права мономаховичей были официально подтверждены. Мономах направляет сюда своего младшего, четвертого, сына Юрия Владимировича, прозванного впоследствии «Долгоруким» за его постоянные притязания на киевский великокняжеский престол. Длительное пребывание князя Юрия в Ростово-Суздальской земле (вплоть до вступления его в 1155 году на великое княжение в Киеве) было весьма благотворным для северо-восточных русских земель. Без преувеличения можно сказать, что он создал серьезные предпосылки для дальнейшего государственного и церковного строительства в этом регионе при его сыновьях Андрее Боголюбском и Всеволоде III Большое Гнездо.
Любимый сын князя Юрия от дочери половецкого хана Аепы Осеневича (в крещении носила имя Мария), Андрей (1110-1174), к середине 50-х годов XII века был хорошо известен в Ростове и в среде суздальских бояр. Личное мужество и опыт военачальника, мудрость дипломата и проницательность политика, образованность и литературный талант, искренняя вера и благочестие отличали князя Андрея. И еще одно, что сыграло особую роль в жизни как самого князя, так и всей северо-восточной Руси, - в отличие от своего отца, всегда мечтавшего о Киеве, Андрей был верным патриотом Суздальской земли. В Лаврентьевской летописи читаем: «Андреи же оттоле (с Альты) иде от отца своего Суждалю, а отцю же встягавшю (т.е. удерживавшему) его много, Андреи же рече: «На том есмы целовали крест, ако поити ны Суждалю». И иде в свою волость Володимерю».
Еще в конце 40-х - начале 50-х годов отец выделил Андрею в Суздальской земле на правах вассальной зависимости небольшой город Владимир. Территория этого владения составляла приблизительно нынешний Владимирский район. Уже к 1151 году князь Андрей владел этим уделом.
Кровавая междоусобица на юге Руси, бесконечные попытки князя Юрия занять Киев, установление Андреем прочных контактов с ростово-суздальским боярством, немалая часть которого относилась весьма враждебно к продолжению борьбы на юге, стремление к самостоятельности и вообще весьма трезвая оценка происходящих событий привела Андрея к беспрецедентному решению - оставить отца на вершине достигнутой им победы, уйти из Вышгорода, своего удела под Киевом, обратно на северо-восток. Это происходит летом 1155 года.
За два года Андрей серьезно укрепил свой духовный и политический авторитет на северо-востоке Руси. Он завязывает контакты с одним из предводителей ростовского боярства Борисом Жидиславичем, активно поддерживает Церковь. Всем трем сословиям - феодалам, духовенству, купечеству - становиться ясно, что князь Андрей не только благочестивый христианин, но и рачительный хозяин, единственный из Мономаховичей, кто не остался на юге «Русской земле», а вернулся и .стал заботиться о «Суждали».
После смерти Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский отказывается от борьбы за Киев, стремясь утвердить великокняжеский престол в «мизинном» Владимире, возвышая его среди других городов Руси.
Еще и раньше, до Андрея, «Юрий Долгорукий был совершенно самостоятелен в своей Ростово-Суздальской земле и до конца жизни Всеволода (великий князь Киевский) не признавал его великим князем...- пишет А. Нечволодов - Рядом с Киевским великим князем появились уже и другие великие князья. Во времена двоевластия старого Вячеслава с племянником Изяславом Мстиславовичем, обращаясь к Юрию Долгорукому, оба они говорили ему: «Иди на свое великое Суздальское княжение».
Правовое закрепление начала великого княжения на северо-востоке Руси произошло сразу же после смерти Юрия Долгорукого 4 июня 1157 года. В Ростове на стол Ростово-Суздальско-Владимирской земли собором представителей «старейших» городов («тысячи» и «веча») Ростова и Суздаля и «младших», Владимира и Переславля Залесского, был избран великий князь Андрей Юрьевич, по праву преемства наследовавший великокняжеский титул от отца. Таким образом стол одного из значимых русских княжеств стал великокняжеским и юридически.
Итак, «Ростовци и Суждалци здумавше вси, пояша Аньдрея, сына его старейшего, посадиша и в Ростове на отни столе, и Суждали, занеже бе любим всеми за премногую его добродетель, юже имяше прежде к Богу, и ко всем сущим под ним». В Ипатьевской летописи с ростовцами и суздальцами упомянуты еще и «володимирци вси».

4 июня 1157 года одна из важнейших дат в истории России. На северо-востоке страны создано самостоятельное государственное образование, которое вскоре объединит вокруг себя весь русский народ. Российская история кардинально изменит направление своего движения. Вместо Киева возвысится Владимир, а от него Москва - государственный и политический центр России доныне.
Ранние монархические исторические концепции отмечали в этом событии перенос политического центра Русского государства из Киева во Владимир, падение великого княжества Киевского и начало великого княжения Владимирского как переходной стадии к великому княжеству Московскому. И что бы потом не предпринимали Киевские князья, по-прежнему считая себя «великими», будущее определило Киеву вторичную роль.
Приведем ряд свидетельств историков Х1Х-ХХ веков по этому вопросу.
Н.М. Карамзин пишет, что Андрей «в своем наследственном уделе основал новое великое княжение Суздальское, или Владимирское, и приготовил Россию северо-восточную быть, так сказать, истинным сердцем государства нашего, оставив полуденную (то есть Киев) в жертву бедствиям и раздорам кровопролитным».
М. Погодин: «... он (Андрей) повернул центр русской государственной тяжести в нашу (Владимирскую) сторону... и, второй Рюрик, положил основание другому княжеству, которое примет в один из меньших городов своих (Владимир)... все прочие, и заключит в себе судьбу отечества».
А. Нечволодов: «Мы видели, что Андрей совершенно не искал ни Киева, ни старшинства, но когда это старшинство пришло к нему естественным порядком и его выбрала вся братия, то, конечно, Андрей, как человек глубоко любящий свою Родину и притом нелицемерно верующий в Бога, не мог отнестись к своему новому званию как к пустой обязанности. Он сознавал, что она возложена на него милостью Божией и обязывает его отныне быть для всех князей и для всей Земли - Государем, в отцов и праотца место поставленным. Это сознание возлагало на него первым делом, конечно, священный долг - поднять значение старшего князя над Землей, так упавшее во время усобиц. А для этой цели Киев совершенно не был пригоден как столица».
Н.И. Костомаров: «Андрей, не думал уже переселяться в Киев, а хотел, оставаясь в Суздальской земле, властвовать над Киевом и прочими русскими землями таким образом, чтобы Суздальская земля приобрела то значение первенствующей земли, какое было прежде за Киевом. С Андрея начинает обозначаться яркими чертами самобытность Суздальско-Ростовской земли и вместе с тем стремление к первенству в русском мире... У Андрея, как видно, созрел план удалиться не только в Суздальскую землю, но утвердить в ней средоточие, из которого можно будет ворочать делами Руси».
Д.И. Иловайский: «Говорят также, что Юрий предпочитал Суздаль Ростову потому, что первый южнее второго и ближе к Днепровской Руси и что Андрей на том же основании перенес столицу во Владимир-на-Клязьме. И это предположение не лишено некоторого значения, так как из Владимира, благодаря Клязьме и Оке, действительно было удобнее сноситься с Киевом и всей Южной Россией, нежели из Суздаля, а тем более из Ростова, который стоял в стороне от больших путей... Главное значение Андрея Боголюбского в Русской истории основано на его государственных стремлениях. Он является перед нами первым русским князем, который ясно и твердо начал стремиться к водворению самодержавия и единодержавия».
Очень хорошо прокомментировал суть происходивших тогда событий известный русский историк В.О. Ключевский: «Таков ряд необычных явлений, обнаружившихся в отношениях Андрея Боголюбского к южной Руси и другим князьям. До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости не поехал в Киев сесть на стол отца и деда... Вместе с этим изменилось и положение Суздальской области среди других областей Русской земли, и ее князь стал в небывалое к ней отношение. До сих пор князь, который достигал старшинства и садился на киевском столе, обыкновенно покидал свою прежнюю волость, передавая ее по очереди другому владельцу. Каждая княжеская волость была временным, очередным владением известного князя, оставаясь родовым, не личным достоянием. Андрей, став великим князем, не покинул своей Суздальской области, которая вследствие того утратила родовое значение, получив характер личного неотъемлемого достояния одного князя, и таким образом вышла из круга русских областей, владеемых по очереди старшинства. Таков ряд новых явлений, обнаружившихся в деятельности Андрея по отношению к южной Руси и к другим князьям: эта деятельность была попыткой произвести переворот в политическом строе Русской земли.
Так взглянули на ход дел и древние летописцы, отражая в своем взгляде впечатление современников Андрея Боголюбского: по их взгляду, со времени этого князя великое княжение, дотоле единое киевское, разделилось на две части: князь Андрей со своей северной Русью отделился от Руси южной, образовал другое великое княжение, Суздальское, и сделал город Владимир великокняжеским столом для всех князей».
Заметим, что Ключевский, говоря о разделении Киевского великого княжения, ясно указывает на смещение государственного и политического центра Руси с Киева во Владимир. Князь Андрей «сделал город Владимир великокняжеским столом для всех князей».
Такого же мнения придерживались и историки в XX веке.
Н.Н. Воронин: «Андрей не переходит по избрании в Ростов или Суздаль, но остается в своей «волости» молодом городе Владимире, который и делает своей столицей».
М.Н. Покровский: «Прежние братские отношения между последними (между князьями) заменяются отношениями подданства; Андреем Боголюбским было произнесено «роковое слово подручник в противоположность князю». Слова летописи о самовластии Боголюбского понимались тоже именно в этом смысле».
И.Н. Данилевский: «Жители Ростова, Суздаля и Владимира избрали Андрея Юрьевича своим князем, что не лишило его титула «великого», но зато отделило великое княжение от Киевского княжества... Одновременно столица княжества была перенесена им в суздальский пригород Владимира-на-Клязьме. Здесь-то и разворачивается грандиозное строительство: новая столица должна внешне соответствовать своему новому статусу - так решил великий князь... С не меньшей пышностью Андрей обставляет свою загородную резиденцию - укрепленный город-замок Боголюбово-на-Нерли, сопоставляемый летописцем с киевским Вышгородом».
Киев же все больше и больше терял свою прежнюю значимость. В глазах Андрея, да и последующих владимирских и московских князей, он теперь больше не столица законного великого князя. Его надлежит смирять. Этим пониманием будут обусловлены военные походы Андрея на Киев в 1169 и 1174 годах, а так же попытка открыть во Владимире отдельную от Киева церковную митрополию, чтобы, как пишет С.М. Соловьев, «дать ей независимость от Южной и в церковном отношении, зная, какое преимущество будет сохранять Киев, если в нем будет по-прежнему жить верховный пастырь Русской церкви».
Пройдет 125 лет после смерти князя Андрея и его мечта осуществится. Не только столица, не только реальный государственно-политический центр окажется во Владимире, но и церковный. В 1299 году во Владимир придет митрополит «всея Руси» Максим. И вплоть до 1326 года Владимир будет местом пребывания Российских Первосвятителей, а далее - Москва.
Укрепление князем Андреем государственного центра на северо-востоке, во Владимире, шло параллельно с укреплением позиций Церкви и духовных основ Православия в народе. Именно во времена Боголюбского окончательно преодолевается язычество. Оно перестает представлять из себя сколько-нибудь серьезную и организованную силу в жизни общества, доживая свой век в области темных суеверий и примет.
Продолжают созидаться великолепные церковные, оборонительные и гражданские здания. До сих пор о строительной деятельности князя Андрея напоминают не только кафедральный Успенский собор и церковь Покрова на Нерли, но и великокняжеские палаты в Боголюбовой земляные валы и Золотые ворота во Владимире.
Устанавливаются новые церковные праздники - Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в связи с победой княжеских войск над волжскими булгарами (1 августа) и праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) — оба около 1164 года.
Во Владимире и Боголюбове интенсивно шла литературно-агиографическая работа. Именно она обосновала общенациональную значимость местных Святынь и празднеств — Святыни северо-востока нисколько не ниже Святынь древнего Киева. Божия благодать и Покров Царицы Небесной покрывают этот край, достойный стать средоточием всей Русской земли. Чудотворные иконы Божией Матери Владимирская, которую князь Андрей принес с собой из Вышгорода, и Боголюбская, которая была написана уже здесь, на Владимирщине, согласно видения князю Андрею, должны были зримо являть небесное покровительство новому властителю Руси.
В самом начале 70-х годов XII века было закончено «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», затем «Проложная статья» 1 августа 1164 года, «Служба» и «Слово на праздник Покрова». Сам князь Андрей, будучи одаренным и образованным человеком, принимал участие в агиографической и летописной работе.
Грандиозность и разумность производимых Андреем государственно-политических акций послужила причиной роста авторитета и необычайной популярности имени Боголюбского не только на Руси, но и за ее пределами - как на Востоке, так и на Западе. К примеру, в грузинской хронике XII века «История и восхваление венценосцев» Андрей Боголюбский именуется не иначе как «Андрей Великий, правитель руссов», которому подчинялись «триста русских князей». О нем знали в Византии, Польше, Венгрии... Германский император Фридрих I Барбаросса принимал его брата Всеволода Юрьевича, князя Галицкого.
Сообщения не только северо-восточных, что естественно, но и южных летописцев относительно личности князя панегиричны. Он «цесарь», «царь», «благоверный», «боголюбивый» и «христолюбивый», «вторый мудрый Соломон быв...». Его деяния выше оценок и суждений человеческих, как неподсудны земнородным дела Божии, потому что князь Андрей есть орудие Его воли.
Об искренности этих высказываний можно заключить хотя бы из того, что восхваления эти не умолкают ни на севере, ни на юге и по смерти князя Андрея. Северная летопись: «Не постави бо (Бог) прекрасного солнца на едином месте, а довлеюща и оттуду всю вселенную осьяти, но сотвори ему восток, полдне и запад, тако и угодника своего Андрея князя, не приведе его туне к Собе, а могущая таковым житьемь и тако души спасти, но кровью мучиничьскою омывшеся, прегрешении своих с братома с Романом и Давидом (князья и страстотерпцы Борис и Глеб) единодушно к Христу Богу притече». Южная летопись: «Звезду светоносну помрачаему оканеные же убийце».
От неутомимых трудов князя Андрея Русь могла ожидать только блага. И это, повторяем, понимали многие. Его доктрина «единодержавие - самовластие», которую он пытался претворить в жизнь, - одна из первых попыток «собирания» Русской земли. До реальной централизации государства было еще далеко. Слишком сильны были дух политического «автономизма» эпохи феодальной раздробленности и могущество землевладельцев-бояр. На этом фоне появление владимирского «самовластца» было скорее нонсенсом, чем закономерностью. Андрей опередил свое время, и в этом его трагедия.
Крупнейший идеолог русской национальной идеи Лев Александрович Тихомиров (1852-1923) в своем капитальном труде «Монархическая государственность» так оценивает деятельность Андрея Боголюбского: «Вообще, с самого переселения из Вышгорода на Север, все поведение Андрея стало не только преднамеренно, но даже как бы демонстративно «самовластительским». Он как будто старается не пропустить ни одного случая показать всем «сословиям», что нет иной власти, кроме его, Великого князя. Принцип у него виден во всех действиях, и видно, что ради этого принципа Андрей Боголюбский готов ставить на карту все: свою популярность, свою силу, свое спокойствие и выгоды, саму жизнь свою. Только что явившись в Суздальскую Землю и провозглашенный Великим Князем, он самовольно делает столицею Владимир, к общему неудовольствию старших городов...».
Только отдаленная будущность российской истории показала верность пути, указанного Боголюбским. Русь действительно собралась на северо-востоке (теперь уже вокруг Москвы) в единое могучее государство под скипетром самодержавных царей. Уже за одно это благоверный князь Андрей достоин вечной благодарной памяти потомков. Мученический же венец славно и свято увенчал не только его самого, но возвысил и освятил саму идею российской самодержавной власти.
Есть некий божественный Промысл в том, что исторически она предвозвещена еще в XII веке жизнью, трудами и кровью благоверного великого князя Андрея, а завершена в XX веке мученическим подвигом Царственных Страстотерпцев.
Возвращаясь к теме перенесения великокняжеской столицы из Киева во Владимир, было бы уместным поставить вопрос и о местонахождении официальной резиденции князя в новой столице. Эта проблема тесно связанна с историей построения во Владимире Спасской церкви.
Еще Н.М. Карамзин, основываясь на показаниях летописи времен великого князя Василия Темного, относил первоначальное построение Спасской церкви у Золотых Ворот к 1116 году. Действительно, ряд летописей свидетельствуют о том, что Владимир Всеволодович Мономах явился первым строителем не только Спасской церкви, но и Золотых Ворот во Владимире. Вот несколько летописных текстов:
«По сем взя великое княжение Володимер Всеволодович Мономах и прииде в Залешьскую землю и поставил град другый Володимер и осыпа спом и поставил церковь камену святаго Спаса да Золотые врата за пятьдесят лет до великыя Богородица церкви и ины мнози церкви постави деревяны и посади наместницы и поиде в Киев»;
«Минув много лет, и потом други приде князь Владимир Мономах ис Киева жь во Володимер град и постави церковь камену святого Спаса у Злотых ворот, а сам поиде Киев»;
«Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Мономахом, и созда в нем церковь камену святого Спаса, а заложил его бе прежде Володимер Киевский».
Спасская церковь стала первым каменным зданием во Владимире.
Другие летописи говорят о построении Спасской церкви во времена князя Андрея. «Тверской сборник» сообщает о ее закладке под 1162 годом, Лаврентьевская летопись - под 1164 годом.
А. Гордин пишет: «Два кусочка фрески, найденные Н.Н. Ворониным в ходе археологической разведки к западу и северу от существующего церковного здания можно отнести к 60-м гг. XII в.: один - фрагмент с сочетанием розовой и перекрывающей ее синей краски и белил, другой - однотонный, теплого ярко-красного оттенка».
Как совместить эти две информации? Абсурдно полагать, что при наличии мономаховских Золотых ворот и Спасской церкви Андрей Боголюбский стал бы строить одноименные ворота и церковь на новом месте, то есть занялся бы странным дублированием зданий.
Разумно предположить, что за 50 лет мономаховские строения обветшали или же показались Андрею не достаточно величественными. Ему оставалось одно из двух - или же снести их и построить новые (возможно и на новом месте), или же предпринять реконструкцию прежних зданий на старом месте, перестроив и изменив их до неузнаваемости. Карамзин придерживался второй точки зрения - начало Спасской церкви восходит к Мономаху.
Есть и еще один аргумент в пользу предположения, что Андрей не менял места для возведения новой Спасской церкви. Сносить храм и оставлять освященное место пустым, уходя на новое, всегда считалось делом малоблагочестивым и нежелательным. К этому могли подвигнуть лишь чрезвычайные обстоятельства. Всегда похвалялось обновление храмов на старом, намоленном месте. Едва ли Андрей поступил иначе. Ведь не перенес же он строительство Успенского собора с того места, на котором 165 лет стояла ранее деревянная Успенская церковь.
Поскольку Спасская церковь ко временам князя Андрея была единственным каменным зданием в городе, то есть местом наиболее привлекательным и в этом смысле центральным, то естественно предположить, что Андрей и обосновался возле нее. В научном издании 1993 года «Древнерусское градостроительство Х-ХѴ веков» высказано утверждение, что с 1164 года Андрей Боголюбский расположил свой великокняжеский двор неподалеку от Золотых Ворот у Спасской церкви.
Такой же точки зрения придерживается и современный краевед С.Л. Бубнов: «Чуть в стороне от Золотых ворот, на территории современного исторического ядра города стоит Спасо-Преображенская церковь (конец XVIII в.). Она расположена на месте, где в 1164 году князь Андрей Боголюбский одновременно со строительством крепости, возможно, основал свой княжеский двор и построил белокаменную церковь Спаса. Сформировавшаяся от центра к западу аристократическая территория получила название «нового города».
Исходя из этих соображений, есть определенная возможность утверждать, что десять лет, вплоть до смерти князя в 1174 году, Россия правилась со Спасского холма.
К слову: вид Спасской церкви дошел до нас благодаря рисунчатому чертежу 1715 года, копия которого помещена в указанном выше научном издании 1993 года. Теперь вид древнего храма воспроизведен, согласно чертежа, на западной стене внутри церкви.
Еще в домонгольское время возле Спасской церкви возник древнейший во Владимире Спасозолотоворотский монастырь. В летописях под 1237-1238 годами в связи с нашествием татаро-монголов указан его игумен Феодосий. Монастырь просуществовал до 1764 года, когда был обращен в приходское состояние. В XVIII веке древний храм сильно пострадал от пожара. К 1787 году на его месте был воздвигнут ныне существующий.

Далее » » » Перемещение политического центра Северо-восточной Руси из Ростова во Владимир в 1155-1177 гг.
Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский

Категория: Владимир | Добавил: Николай (07.09.2020)
Просмотров: 2897 | Теги: Форум, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru