Баталов Алексей Владимирович
Алексей Владимирович Баталов (20.11.1928-15.06.2017) — советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966), Государственной премии России (2005).
Алексей Владимирович Баталов
Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире. Его родители, Н.А. Ольшевская и В.П. Баталов, были актёрами Московского художественного академического театра (МХАТа).
Улица III Интернационала, д. 86. В этом доме, в годы раннего детства жил народный артист Алексей Владимирович Баталов.
«Москва 3 мая 1972 г. Дорогие товарищи! Вот уже целый год, как я работаю в Ленинграде, потому и на Ваше первое письмо ответить к сроку не успел. Я действительно родился во Владимире, но бывал там только летом, когда у родителей начинался отпуск, или зимой во время школьных каникул. Гостил у бабушки, а жил и учился всегда в Москве, так что сообщить Вам что-то определенное, кроме адреса нашего дома, просто не могу. (Если верно помню - это был дом № 82 на ул. III Интернационала). Для меня Владимир был и остается сказочным городом раннего детства. И наш дом, и люди, связанные с ним, и первые впечатления - все осталось за стеной войны и прочих бед, которые, к великому несчастью, не прошли мимо этого доброго, светлого дома. Еще раз простите за промедление. Спасибо Вам. Ал. Баталов». Сохранился и почтовый конверт от этого письма. Конверт был опущен в Москве в почтовый ящик 6 мая 1972 года. Алексей Баталов сообщил, что приезжал во Владимир вместе с родителями к бабушке. Его бабушкой была Нина Васильевна Ольшевская, в девичестве Нарбекова. По профессии она была зубным врачом. Ее муж Антон Александрович Ольшевский был ветеринарным врачом. В их доме на ул. Большой Московской (в советское время ул. III Интернационала) часто собирались представители владимирской интеллигенции. Дочь Ольшевских Нина пользовалась популярностью среди владимирской молодежи, потому что часто выступала на школьных вечерах, в шефских концертах для больных и раненых с художественным чтением. Ее выступления во Владимире помнили долго и после ее отъезда на учебу в Москву. Нина Антоновна стала актрисой МХТ. Там же работал Владимир Петрович Баталов, который стал мужем Нины Ольшевской. 20 ноября 1928 года во Владимире у них родился сын Алексей, будущий народный артист. А теперь о доме Ольшевских во Владимире, о котором знаменитый артист сохранил добрые воспоминания. Вероятно, актер неверно назвал в своем письме номер дома - 82. Да он и сам сделал оговорку: «если верно помню». Владимирский краевед Борис Дмитриевич Гиляревский называл другой адрес, по которому проживала во Владимире семья Ольшевских. Это дом №86 по ул. III Интернационала (сейчас Большая Московская). Этот адрес он указал в своей статье «Как свежи были розы...», опубликованной 1 апреля 1989 года в газете «Призыв». Статья была посвящена 80-летию Нины Антоновны Ольшевской, которую автор статьи знал лично, помнил молодой девушкой и, безусловно, знал, где она жила.
Итак, Алексей Владимирович Баталов жил во Владимире в годы раннего детства в доме № 86 на ул. Большой Московской.
Алексей Баталов
Родился Алексей Баталов, собственно, в московской актерской семье. И воспитывался в столице, в среде артистов и писателей.
Во Владимире жили родители Нины Антоновны Ольшевской. Её отец Антон Александрович был ветеринарным врачом, а мать Нина Васильевна, происходившая из дворянского рода Нарбековых, - зубным врачом. Ольшевские жили в собственном доме с садом. Нина Антоновна, готовясь стать матерью, приехала к родителям во Владимир, где и родился А.В. Баталов.
Нина Ольшевская происходила из татарского дворянского рода Нарбековых, который переплелся с польским знатным родом Ольшевских.
В детстве его не раз привозили во Владимир, где он жил у деда и бабушки. Оба они впоследствии были репрессированы - дед умер во владимирской тюрьме, а бабушка вернулась, отбыв 10-летний срок в Сибири.
Как утверждают биографы Баталова, Нина Ольшевская позже возненавидела Владимир за то, что родные подверглись здесь репрессиям. Сам Алексей Баталов никогда не забывал, что родился здесь, и не отрекался от репрессированных родственников. Говорят, даже приезжал в родной двор на белой «Волге», когда стал знаменитым. Дворянскими корнями по матери он не кичился, а происхождение своей фамилии по отцу считал крестьянским, от слова «ботало» - коровий колокольчик. С его отцом, потомственным актером Владимиром Баталовым, мать развелась, когда Алексею было 5 лет. Вторым ее мужем стал известный писатель Виктор Ардов.
У Алексея Баталова и оба младших брата по матери попали в энциклопедии – священник Михаил Ардов и актер Борис Баталов.
В их московской квартире в доме на улице Большая Ордынка подолгу жила А.А. Ахматова, бывали И. Ильф и Е. Петров, Б.Л. Пастернак, М.А. Светлов, многие другие представители творческой интеллигенции.
В годы Великой Отечественной войны А. В. Баталов оказался в эвакуации в г. Бугульме, где его мать руководила созданным здесь театром, а он был рабочим сцены, бутафором. В этом театре он впервые вышел на сцену. А в 1944 г., ещё школьником, дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Л. О. Арнштама «Зоя».
В 1946 г. А.В. Баталов поступил в Школу-студию при МХАТе. В 1950 году в Москве окончил Школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького (мастерская С.К. Блинникова и В.Я. Станицына).
С 1950 года — актер Центрального театра Советской Армии, где проходил срочную службу в Советской армии.
В 1953—1956 годах играл на сцене МХАТ (оба в Москве), в 1957—1975 — актер и режиссер киностудии «Ленфильм» (Ленинград, ныне Санкт-Петербург).
Первая большая роль в кино - рабочий-интеллигент Алексей Журбин в фильме «Большая семья» (режиссёр И. Е. Хейфиц, 1954) выдвинула его в число лидеров нового актёрского поколения 1950-1960-х гг. – эпохи «оттепели». У И.Е. Хейфица он снялся ещё в четырёх картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек» (1958), «Дама с собачкой» (1960) и «День счастья» (1963).
Новой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Бориса Бороздина в легендарной картине М.К. Калатозова «Летят журавли» (1957). Фильм получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. А.В. Баталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколения - солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны.
В 1961 г. артист снялся в фильме режиссёра М.И. Ромма «Девять дней одного года» в роли Дмитрия Гусева - физика-атомщика. Эта роль закрепила за А. В. Баталовым амплуа героя-современника. За неё он был удостоен Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1966).
Тонкая психологическая проработка образа, интеллигентность, мягкость и сдержанность актёрской манеры, строгий вкус были свойственны работам А. В. Баталова и в экранизациях классики: Павел Власов («Мать» по М. Горькому, 1955), Гуров («Дама с собачкой» по А.П. Чехову, 1960), Фёдор Протасов («Живой труп» по Л.Н, Толстому, 1968), Голубков («Бег» по М.А. Булгакову, 1970). Среди значительных ролей А. В. Баталова - князь Сергей Трубецкой («Звезда пленительного счастья», 1975). А роль Георгия Ивановича в фильме В.В. Меньшова «Москва слезам не верит» (1979) принесла артисту новый всплеск всенародной популярности (фильм получил Государственную премию СССР, 1981).
А.В. Баталов в фильме «Звезда пленительного счастья»
А.В. Баталов в фильме «Дама с собачкой»
Всего А.В. Баталов снялся более чем в 35 фильмах.
В качестве режиссёра он дебютировал фильмом «Шинель» по повести Н.В. Гоголя (1959). Затем последовали: «Три толстяка» по Ю.К. Олеше (1966, совместно с И.С. Шапиро; сыграл Тибула), где сам сыграл канатоходца Тибула; в 1972 г. - «Игрок» по Ф.М. Достоевскому.
Много лет он работал на радио и телевидении.
С 1975 года преподает актерское мастерство во ВГИКе (Москва) (с 1979 — профессор, с 1989 — заведующий кафедрой актерского мастерства). Выпустил в качестве руководителя курса 7 актерских мастерских.
В начале 1980-х годов снова всплеск славы - фильм «Москва слезам не верит» с Баталовым в роли слесаря Гоши, от которого зависят академики, был удостоен «Оскара», как лучший фильм на иностранном языке.
А.В. Баталов - автор книг: «Диалоги в антракте» (совместно с М.Г. Кваснецкой, 1975), «Судьба и ремесло» (1984), а также мемуаров «Сундук артиста» (1984, 2016).
Многие годы являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики. Работал в Советском комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».
Снимался Баталов до 1997 года.
Удостоен массы наград и титулов. В 1964 г. ему было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1969 г. - «Народный артист РСФСР», в 1976 г. - «Народный артист СССР».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1989 г. за большие заслуги в развитии советского киноискусства А.В. Баталову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
А.В. Баталов - лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1966), премии Ленинского комсомола (1967), Государственной премии СССР (1981), премии Президента РФ в области литературы и искусства за 1999 г. (2000), Государственной премии РФ (2005) и других.
Был награждён двумя орденами Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й и 3-й степеней, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.
В 2008 г. его имя было присвоено Бугульминскому государственному русскому драматическому театру (г. Бугульма, Республика Татарстан), где он впервые вышел на сцену.
С 2007 по 2013 год — президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Принимает активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства».
Избран Почётным президентом Парижского Киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актерские работы года, почётным членом правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского совета Марфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель). Уже несколько лет является президентом российского кинофестиваля «Московская премьера».
11 марта 2014 года подписал Коллективное обращение к российской общественности деятелей культуры России в поддержку позиции Президента по Украине и Крыму.
У Алексея Владимировича были проблемы с сосудами, отчего часто кружилась голова. Во время очередного обострения болезни в январе 2017 года он упал дома и сломал шейку бедра на правой ноге, а через месяц ему была проведена восстановительная операция, после которой он уже не покидал стены больницы вплоть до своей кончины. За день до смерти его причастил священник в стенах больничной палаты.
Алексей Владимирович Баталов скончался во сне, в 6 часов утра 15 июня 2017 года, на 89-м году жизни, в Москве.
Прощание состоится 19 июня в Доме Кино, отпевание в храме иконы Божией Матери на Ордынке, похороны на Преображенском кладбище.
Нина Антоновна Ольшевская
Б.Д. Гиляревский. «Призыв» 1 апреля 1989 г.
«С интересом прочитал я в первом номере «Литературной газеты» за этот год статью М. Ардова об А. Ахматовой. Но мое внимание особенно привлекли в ней те строки, где автор рассказывает о своей матери Нине Антоновне Ольшевской, близко знавшей А. Ахматову и многие годы, до конца ее жизни, бывшей с ней в теплых и дружеских отношениях.
Анна Ахматова, маленький Алексей Баталов и его мама - Нина Ольшевская
Это имя напомнило мне те, теперь уже далёкие 20-е годы, когда у нас во Владимире очень многие знали юную школьницу Ниночку Ольшевскую, постоянную участницу любительских вечеров и концертов. Город наш был тогда совсем маленьким - от Студеной горы до старого кладбища и от Клязьмы до Лыбеди с несколькими улицами за ней, где, пожалуй, больше было вишневых садов да капустных огородов - вот и весь Владимир. Но захолустьем он не был. В нем было много школ, преобразованных из старых гимназий и других учебных заведений с прекрасным педагогическим персоналом, составлявшим основную часть тогдашней владимирской интеллигенции. Действовали театр, три кинематографа, библиотеки, музей; читались интересные лекции, доклады, проводились острые диспуты; гастролировали знаменитые столичные артисты. Была хорошая музыкальная школа, называвшаяся даже консерваторией. На высоком уровне была и художественная самодеятельность. В клубах шли любительские спектакли и концерты, работали кружки. Были прекрасные струнный оркестр и большой хор, созданные и руководимые известным владимирским музыкальным деятелем П.А. Ставровским. Были замечательные певцы - С. Красовский, М. Соловьёв, ставшие потом солистами Большого театра, и много других талантливых самородков, проявлявших себя в разных жанрах искусства.
Нина Ольшевская
И вот среди них в те годы выделялась и Нина Ольшевская, выступавшая со своим чудесным художественным чтением. Часто это были мелодекламации, где гармонически сливались поэтические строки с дополнявшей их музыкой. И где бы ни выступала она, будь то на школьных вечерах, в клубах, в шефских концертах для красноармейцев или в самом большом тогда зале нашего города бывшего дворянского собрания,- везде эти выступления проходили с большим успехом, являясь украшением концертов. Семья Ольшевских жила на Большой Нижегородской в доме № 86. Родители Нины - отец Антон Александрович Ольшевский, ветеринарный врач, мать - Нина Васильевна Нарбекова-Ольшевская, зубной врач, были хорошо известны своей открытостью и общительностью. В их доме часто собирались их знакомые, друзья, устраивались домашние вечера, где звучали стихи, музыка. И вот теперь задумываешься: не в этих ли дружеских собраниях в их доме кто-то усмотрел «крамолу»? Ольшевские, как и многие другие владимирские интеллигенты, были репрессированы. Антон Александрович умер в заключении, а Нина Васильевна, хотя и была через несколько лет освобождена, также вскоре скончалась. Хочется верить, что придет время, и у нас во Владимире вспомнят поименно всех своих земляков, ставших жертвами того страшного произвола, и среди них не забудутся имена и Антона Александровича, и Нины Васильевны Ольшевских. Но все это было уже в конце тридцатых годов, а в середине двадцатых в семье Ольшевских все еще были живы, в их доме все шло своим чередом. Нина оканчивала среднюю школу, и уже вставал вопрос о дальнейшем образовании, и было решено, что она поедет в Москву поступать на медицинский факультет. Однако случилось так, что приехал тогда во Владимир артист МХАТа Орлов, старый знакомый Ольшевских. Он и убедил родителей Нины, что единственно правильный выбор для нее - дорога в театр. Началась для нее жизнь, посвященная театральному искусству. Изменения происходили и в личной жизни Нины. Еще во время учения в школе МХАТа она встретилась с Владимиром Петровичам Баталовым. Они поженились, а когда Нина готовилась стать матерью, снова переехала к своим родителям. И здесь, во Владимире, родился ее первенец - мальчик Алеша, ставший потом Алексеем Баталовым, замечательным артистом кино.
Брак Нины Антоновны с В.П. Баталовым не был продолжительным, и через несколько лет она вторично вышла замуж за писателя сатирика Виктора Ефимовича Ардова. И у них родились еще два сына - Михаил и Борис.
Владимирская энциклопедия
|