Главная
Регистрация
Вход
Вторник
16.04.2024
21:08
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [132]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Соловьёв Михаил Алексеевич, певец

Михаил Алексеевич Соловьев

Михаил Алексеевич Соловьев (2 (15) ноября 1901, Владимир, Владимирская губерния, Российская империя — 31 мая 1959, Москва, РСФСР) — советский оперный певец, (бас).

Михаил Алексеевич Соловьев родился 2 (15) ноября 1901 года во Владимире, на улице Ильинская Покатая в доме №18.


Улица Ильинская Покатная, д.18

Отец будущего певца Соловьев Алексей Федорович (1868—1930) был священнослужителем в домовой церкви Введения Пресвятой Богородицы Владимирского женского епархиального училища с февраля 1897 года вплоть до его закрытия в 1918 году. Награжден набедренником и скуфьей. Следом - служба в Ильинской церкви на Большой Нижегородской улице. В 1928 году Ильинская церковь была закрыта. Вероятно о. Алексей остался безработным и «кормился» с огорода и сада. Во всяком случае, Михаил в одной из консерваторских анкет писал, что родители очень старые и состоят на иждивении детей. о. Алексей скончался в 1930 году.
Мать — Соловьева (урожденная Добровольская) Зиновия Ивановна (1868—1943) — домашняя хозяйка.


Родители М.А. Соловьёва А.Ф. и З.И. Соловьёвы

Михаил был младшим сыном в большой семье, где было 10 детей. Во Владимире он в юности вместе с братом Аркадием пел в архиерейском хоре Успенского собора под руководством известного регента Алексея Ставровского.
Во Владимире же начал учиться сольному пению в музыкальной школе. В семейном архиве потомков Соловьёва сохранился дубликат удостоверения: «Дано сие гражданину Соловьёву М.А. в том, что он состоит с ноября 1911 года учеником Владимирской музыкальной школы по классу сольного пения». Школа была частной, принадлежала сыну регента — П.А. Ставровскому. Класс вокала вел итальянский оперный певец из г. Милана Ахилл Де-Рома.
В 1915 году окончил Владимирское духовное училище. Дальнейшее образование получил в советской школе, которую окончил в 1919 году. В последний год учебы работал в Угорпродкоме г. Владимира помощником заведующего по заготовке и снабжению фуражом (февраль 1918 г. — февраль 1919).
В 1919 г. вступил добровольцем в Красную Армию. Красноармеец Соловьёв пел в составе агитбригад для частей Красной армии, уходящих на фронт и для раненых, проходивших лечение во Владимире.
Служил писарем в 1-м Эпидемическом отряде при 6-й Армии Северного фронта, в Новочеркасском эвакопункте, в 139 эвакопункте при 9-й Армии Кавказского фронта и в санчасти 10-й Армии Кавказского фронта. После расформирования санчасти был откомандирован в распоряжение санчасти Московского Военного Округа, откуда был зачислен в санчасть 49 бригады 17 стрелковой дивизии. Находясь в Красной Армии, в 1920 г. поступил на медицинский факультет Кубанского Государственного Университета в г. Екатеринодаре, но не закончил его.
В апреле 1922 г. был уволен по состоянию здоровья.
В августе 1922 г. на основании телеграммы Политуправления Московского Военного округа в счет 5%-ой нормы вакансий Реввоенсовета Республики откомандирован для поступления в Московскую Государственную Консерваторию (МГК). В Московской консерватории он учился у профессора И.Г. Райского. Во Владимире и А.Е. Ставровский и Де-Рома считали, что у Соловьева баритон. Однако Райский стал развивать у него нижний регистр и давать Михаилу басовые партии. Но все же на верхах у него оставалась баритональная окраска. Затем продолжил и завершил музыкальное образование под руководством профессора Е.Е. Егорова.
Что же касается шефских выступлений, то М.А. Соловьёв постоянно участвовал в бесплатных концертах в рабочих клубах с первого курса в среднем 1-2 раза в неделю, а в дальнейшем ездил в составе бригад по сёлам по линии «шефства над деревней» в периоды посевной и уборочной кампаний.
Общественная активность позволяла иметь некоторые преимущества при назначении государственной стипендии, но при этом часто негативно сказывалась на учёбе: «Прошу Стиптройку принять во внимание мою общественную работу, в которой я был занят с первого года поступления в Консерваторию, и благодаря которой у меня осталось академических хвостов, и крайне незавидное материальное положение», - писал в заявлении Михаил Соловьёв.
В 1924 году М.А. Соловьёву был выдан мандат, где КУБС уполномочивал агента Соловьёва на заключение договора аренды помещения под слесарно-механическую мастерскую Комиссии. В в феврале 1925 года должность Соловьёва была сокращена в связи с предстоящей ликвидацией КУБСа.
Во время учебы в консерватории средством к его существованию служили стипендия и приработки от стола труда при Комиссии по улучшению быта пролетарского студенчества МГК, где он в 1925—1926 гг работал сначала агентом по снабжению, а затем заведующим столом труда. В период с конца марта 1927 г. до середины мая 1927 г. работал в Управлении лесами Наркомзема РСФСР секретарем Лесоэкономической экспедиции Центрального района г. Москвы. В 1930 г. 4 месяца работал инструктором по плаванию в Московском парке Культуры и Отдыха, затем в течение года (до ноября 1931) — в Радиоуправлении НКПиТ СССР сначала в качестве позера в группе Здравоохранения (утренняя гимнастика), а затем в должности инструктора-организатора в редакции Физкультурно-врачебного вещания.
В справке, выданной для предоставления в Консерваторию, Бюро физкультурно-врачебной секции Центрального Радиосовета НКПиТ СССР указано, что он работал с 5 до 14 час., а в вечернее время был занят по организации в ударном порядке кружков радиофизкультурников.
Непросто сложились у Михаила Соловьёва отношения с предметом «общее фортепиано». В 1927 году из-за пропусков занятий он не сдал зачёт. «Прошу восстановить меня в праве посещать класс обязательного фортепиано, - писал он в заявлении. - В настоящее время я приобрёл инструмент и смогу добросовестно и аккуратно приступить к работе». Даже трудно представить, каких усилий стоило ему найти средства для покупки фортепиано. Не сразу, но трудности с этим предметом были преодолены. В начале 1929 года был сдан зачёт за I курс, а в конце - за II курс. «Сыграл без ошибок. Большей трудности я всё равно играть не смогу, т. к. у меня больная рука», - решительным тоном сообщил он в заявлении «председателю общего фортепиано».
1927 год был для него переполнен событиями: он встретил девушку своей мечты, студентку Марию Маркову, надвинулись проблемы с общим фортепиано, ко всему прочему добавилась худшая напасть: острый ларингит и хронический катар глотки. После выздоровления его голос потерял красоту, дыхание - опору. С этой серьёзной проблемой ему помогла справиться жена, М.П. Маркова. Обладательница приятного сопрано, она также училась на вокальном отделении, но продолжала брать частные уроки у любимой преподавательницы. Та и нашла способ помочь Михаилу Алексеевичу. Голос восстановился, и позже (в июне 1932 года), когда молодой певец проходил прослушивание в Большой театр, один из членов жюри написал о Соловьёве: «Голос, выдающийся по красоте тембра, большого диапазона, очень музыкален».
В конечном итоге все проблемы благополучно разрешились, однако, М.А. Соловьёв числился в 1928/29 учебном году всего на III курсе. Администрация, видимо, начала понемногу «подталкивать» обладателя красивого голоса, будущего хорошего артиста, активного общественника к выпуску из консерватории. Сам М.А. Соловьёв пишет об этом в своём заявлении на стипендию: «Академическая комиссия в прошлом учебном году обязала меня кончить консерваторию в 1930 году».
В Консерватории учился с 1922 г. по 1931 г., затем был оставлен еще на один год для совершенствования по специальности. Окончил исполнительский факультет по специальности «Сольное пение».
После окончания консерватории работал артистом-солистом сектора Художественного Политвещания (бригада № 2) во Всесоюзном Комитете по радиовещанию (февраль 1932 г. — январь 1933). В 1932 г. подал документы на конкурс артистов-солистов в Государственный Академический Большой Театр (ГАБТ) и 10 июня 1932 г. был приглашен в Филиал ГАБТ, где состоялась проба в артисты-солисты оперы. Сохранились записи одного из членов жюри, в которых о М. Соловьеве написано: «Голос, выдающийся по красоте тембра, достаточного диапазона, музыкален». 15 июня 1932 г. Управление делами ГАБТ сообщило, что на основании протокола конкурсной комиссии по приему в артисты-солисты оперы Соловьев М. А. принят в ГАБТ практикантом с 16 августа 1932 г. с окладом 150 руб./мес. С 1 мая 1933 г. был зачислен в оперную группу ГАБТ артистом-солистом (2-й бас) на оклад содержания (стилистика документа) в 300 руб./мес. В 1934 г. оклад содержания повышен до 500 руб./мес. (норма 10 спектаклей в месяц), а в 1936 г. до 618 руб./мес.
В сентябре 1935 г. был допущен к занятиям в Академической Оперной студии ГАБТ, участвовал в спектаклях «Царская невеста», «Черевички», «Хованщина».
Во время Великой Отечественной войны в октябре 1941 г. ГАБТ был эвакуирован в г. Куйбышев. 23 октября дирекция театра предложила срочно приготовиться к отъезду и 24 октября доставить вещи в филиал ГАБТ. Была также выдана справка для предоставления в магазин на получение продуктов. 25 октября по ходатайству дирекции ГАБТ М. Соловьеву был предоставлен билет для поездки в г. Владимир за своей женой для эвакуации с организацией в г. Куйбышев. Однако М. А. Соловьев в Куйбышев не выехал, а остался в г. Владимире, оформив с 1-го по 28 ноября отпуск без сохранения содержания. В документах также имеется пропуск на его имя, выданный Владимирским Городским отделом НКВД на право въезда и временного проживания в Москве в период с 6-го по 15 декабря 1941 г. В годы войны пел в ансамбле под управлением И.О. Дунаевского. После возвращения ГАБТ из эвакуации вновь приступил к работе в театре.


Солист ГАБТ Михаил Соловьев

За два десятилетия работы в Большом театре спел 34 партии, играл вместе с ведущими солистами театра: народными артистами СССР Валерией Барсовой, Еленой Катульской, Верой Давыдовой, Марком Рейзеном, Иваном Козловским, Сергеем Лемешевым, народной артисткой России Верой Фирсовой и другими ведущими солистами. Заслуженная артистка РФ Н. И. Покровская, вспоминая репетиции и спектакли с участием М. Соловьева, говорила: «Красивый, всегда очень аккуратно одетый, в бархатной куртке с бантом, Михаил Алексеевич любил красоту во всем. Он прекрасно мог исполнять роли царей, князей, баронов, но представить его в роли какого-нибудь бродяги нельзя было решительно. Он хотел нести со сцены только красоту».


Солист Большого театра Михаил Соловьев - ученик Де-Рома

Михаил Соловьев в роли Дон Базилио в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник»

В 1953 году М.А. Соловьёв, выйдя на пенсию после двух инфарктов, покинул Большой театр.
Умер 31 мая 1959 г. в Москве. Похоронен М.А. Соловьев во Владимире на Князь-Владимирском кладбище, рядом со своими родственниками.

Оперные партии М.А. Соловьева:
«Бела» (Александров) — Князь; «Кармен» (Бизе) — Цунига; «Аида» (Дж. Верди) — Царь Египта; «Травиата» (Дж. Верди) — Барон; «Риголетто» (Дж. Верди) — Монтероне; «Руслан и Людмила» (М. Глинка) — Светозар; «Ромео и Джульетта» (Ш. Гуно) — Отец Лоран; «Фауст» (Ш.Гуно) — Вагнер; «Русалка» (Даргомыжский) — Ловчий; «Лакме» (Делиб) — Куровар; «Гугеноты» (Мейербер) — Сторож; «Галька» (С. Монюшко) — Стольник; «Дон Жуан» (Моцарт) — Командор; «Великая Дружба» (Мурадели) — Измаил; «Борис Годунов» (Мусоргский) — Никитич; «Дубровский» (Направник) — Андрей Дубровский; «Абессалом и Этери» (Палиашвили) — Абио; «Богема» (Пуччини) — Сержант; «Тоска» (Пуччини) — Анджелотти; «Садко» (Римский-Корсаков) — Второй настоятель; «Майская ночь» (Римский-Корсаков) — Писарь; «Псковитянка» (Римский-Корсаков) — Вяземский; «Севильский цирюльник» (Россини) — Дон Базилио; «Вильгельм Телль» (Россини) — Мельхталь; «Демон» (Рубинштейн) — князь Гудал; «Проданная невеста» (Сметана) — Миха; «Евгений Онегин» (П. И. Чайковский) — Зарецкий, Гремин; «Пиковая дама» (П.И. Чайковский) — Сурин; «Иоланта» (П.И. Чайковский) — Бертран; «Броненосец Потемкин» (Чишко) — Гиляров; «Леди Макбет Мценского уезда» (Шостакович) — Приказчик, Городовой «Трильби» (Юрасовский) — Таффи.

Награды:
- Медаль «За оборону Москвы», (2 апреля 1945).

- Орден «Знак Почета» — за выдающиеся заслуги в развитии Советского музыкально-театрального искусства в связи со 175-летием ГАБТ. (27 мая 1951).
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941—1945 гг.».
- Медаль «В честь 800-летия Москвы».
Владимирская детская музыкальная школа № 1 имени С. И. Танеева
Красовский Сергей Александрович (1894-1971) - певец, заслуженный артист РСФСР.

Категория: Владимир | Добавил: Николай (14.11.2019)
Просмотров: 966 | Теги: Владимир, люди | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru