Из-за неправильного понимания Устной Торы и цитирования лишь ее отдельных положений, в отрыве от общего контекста еврейской традиции, у нас зачастую возникает неправильное понимание многих вопросов, связанных с отношениями евреев и других народов.
Например, постоянный проблемный вопрос – есть ли в иудаизме принципы любви ко всем людям, в том числе и к неевреям?
Как известно, заповедь Торы гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Левит 19:18), – и при чтении Письменной Торы всем человечеством она воспринимается как великий моральный принцип любви ко всем людям, провозглашенный через еврейский народ почти три с половиной тысячи лет назад – в эпоху, когда другие цивилизации даже близко такого не предлагали.
При этом, заглянув в галахические тексты, многие будут удивлены (и даже обескуражены), прочтя в них, что по галахе обязанность «любить ближнего» распространяется только на ближнего- еврея. (Антисемиты часто приводят это положение как якобы «доказательство расизма еврейского закона».)
Но дело в том, что галаха – это вовсе не «вся еврейская традиция». Это только часть традиции, которая говорит о законах, т.е. о моральном минимуме, но отнюдь не обсуждает этические максимы, цели и идеалы. Эти аспекты иудаизма обсуждаются в других его разделах – агаде, философии, каббале, хасидизме. И в них мы находим совсем другой подход к этой заповеди. Например, великий каббалист р. Хаим Виталь, ученик Аризаля, пишет в книге «Шаарей Кдуша», что «нельзя достичь духа святости (руах hа-кодеш), не любя все человечество, все народы». Таким образом, хотя на уровне галахи (т.е. закона, минимальных обязанностей еврея) говорится об обязанности любить свой народ, праведник должен подняться гораздо выше «обязанностей», и идеал, к которому мы должны стремиться, состоит в том, чтобы любить все народы и все мироздание.
При этом важно отметить, что такое широкое понимание «любви к ближнему» совсем не означает тождество всех людей и народов и одинаковость отношения к ним. Оно предусматривает осознание себя частью единого, но многогранного целого, где индивидуум живет в семье, семьи складываются в сообщество, из сообществ складываются народы, объединяющиеся далее в человечество. Неслучайно заповедь сформулирована не «возлюби всех людей», а именно «возлюби ближнего» – т.е. тех, кто ближе, следует любить больше.
Но почему же закон галахи не обязывает любить всех людей? На это есть несколько причин. Прежде всего, любовь к человечеству является таким принципом, к которому надо стремиться, но с которого нельзя начинать. Статус же галахического закона по самому своему смыслу является обязанностью, которую следует реализовывать в первую очередь, независимо от других заповедей и достигнутого уровня. В вопросе любви к человечеству это не так, иначинать с любви ко всем нельзя. Пока человек не любит свой народ, ему не следует стараться любить другие народы. Только если начальный уровень любви к ближнему уже пройден, реализован, – тогда можно идти выше и подниматься на уровень любви ко всему человечеству.
Еще один важный момент этой заповеди состоит в том, что на уровне индивидуума «ближние» – это окружающие его люди, но на общенациональном уровне «ближние» – это другие народы. Наша любовь к ним реализуется на уровне общения народов, а не на уровне общения индивидуумов, и выражается в том, что мы, как народ в целом, несем им Божественный свет, готовы помогать им продвигаться и делиться своим опытом.