Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
12:11
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Деревня Вертягино Александровского района

Деревня Вертягино

Вертягино — деревня в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Краснопламенского сельского поселения.
Деревня расположена в 21 км на северо-запад от центра поселения поселка Красное Пламя и в 52 км на северо-запад от города Александрова, близ границы Московской области. «Село Вертягино находится в Александровском уезде, в третьем благочинническом округе; отстоит от губернского города в 150 верст., от уездного в 40 верст». [2]

Вблизи села была пустошь, которая носила название «Старое Вертягино». Предание говорит, что прежде село было на этой пустоши, но когда оно перешло на настоящее место, неизвестно.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Тирибровской волости Александровского уезда Владимирской губернии.
С 1929 года деревня входила в состав Антоновского сельсовета Александровского района, позднее — в составе Обашевского сельсовета, с 2005 года — в составе Краснопламенского сельского поселения.

Численность населения: в 1859 г. – 127 чел.; в 2010 г. - 1 чел.
СНТ "Медвежий Угол" действует с 8 апреля 1993 г. Председатель Каменев Владимир Васильевич.
СК "Альфа" действует с 2 октября 1997 г. Председатель Куруа Маргарита Николаевна. Организация САДОВОДЧЕСКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ "САДОВОДЧЕСКИЙ КООПЕРАТИВ "АЛЬФА" преобразована 25 октября 2011 г.
СНТ "Альфа" зарегистрирована 25 октября 2011 г. Председатель правления Куруа Маргарита Николаевна.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В патриарших окладных книгах под 136 (1628) годом записано: «церковь Рождество Пресв. Богородицы в селе Веретягине... дани семь алтын с деньгою, по наказу гривна».
В 162 (1654) году на эту церковь положено дани 30 алтын, в 1746 году — рубль 30 коп.
В выписке из писцовых книг, данной из Переславской Кафедральной Конторы в 1756 году сказано«погост в Веретягине, а на погосте церковь Рождества Пречистыя Богородицы древяна... да предел Николы Чудотворца».
Эта деревянная церковь существовала до 1795 года, когда за ветхостью была сломана с разрешения преосв. Виктора, епископа Суздальского и Владимирского. На её месте на средства помещика отставного капитана Дмитрия Афанасьева Ножева была построена новая деревянная церковь и в 1799 году освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы и святого Алексия Митрополита Московского.
В 1806 году новопостроенная церковь сгорела. Вместо сгоревшей церкви в 1806 году было начато строительство на средства помещика Алексея Афанасьева Ножнева каменная двух-этажная, строительство закончилось в 1809 году и церковь была освящена. В то же время построена и каменная колокольня.
Студент Вифанской семинарии Петр Виноградов 15-го января 1883 г. определен во священника в село Вертягино.

1885 г. «В состав прихода, кроме с. Вертягина, в коем 15 дворов, входят следующие селения: сельцо Михалево, д. Рупусово, сельцо Данилково, сельцо Плотихино, д. Романка, сельцо Македонка, сельцо Горки и д. Вороново; последняя деревня отстоит от церкви в 3 верст. и составляет самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 464 муж. и 518 жен. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию, но есть и дворяне, дворовые и военные. Преимущественное занятие прихожан заключается в земледелии и фабричной промышленности; раскольников в приходе нет.
Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Петр Виноградов, который, по окончании курса наук в Семинарии с званием студента, рукоположен в 1883 г.
При сей церкви земли, при неимении плана и межевой книги, считается до 60 дес., из числа коей отмежевано помещиком Зиловым до 20 д.; дела о сей земле не производится. Дровяного лесу на запущенной пашне считается до 11/2 д., а оставшеюся землею причт владеет сам. Дома у причта собственные — деревянные, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада не имеется, а получается им всего до 635 руб. в год». [2]
Престолов в церкви было четыре: в настоящей холодной во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе теплом: во имя Казанской иконы Божьей Матери и во имя преподобного Сергия, в верху над трапезой во имя святого Алексия Митрополита Московского. [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из Св. икон более замечательны по ценности украшений: 1) храмовая икона Рождества Пресвят. Богородицы, 2) икона Боголюбской Божией Матери, 3) св. Иоанна Богослова, 4) Казанской Божией Матери, 5) святителя Димитрия Ростовского, 6) Казанской Божией Матери, 7) Воскресения Христова и 8) Донской Божией Матери. Ризы на этих иконах серебряные вызолоченные. По древности своей замечательна икона Казанской Божией Матери, находящаяся в алтаре над царскими вратами; на задней стороне дски на холсте подпись: «сему образу молится села Шеметова церкви Пресвятыя Богородицы Казанския пономарь Григорий Иванов, сын попов, нынешняго 1722 года».
Священно-богослужебных сосудов серебряных вызолоченных четыре экземпляра; старейшие из них 1768 года.
Евангелий напрестольных четыре, обложены бархатом с серебряными чеканными изображениями евангелистов, старейшее 1762 года.
Напрестольных крестов серебряных вызолоченных четыре. Из богослужебных книг более древняя Триодь постная с надписью: «сия книга Триодь посная дворцоваго стремяннаго конюха Данила Иванова сына Полянскаго лета 1730».
В церковном архиве хранилась выписка из писцовых книг, выданная из Переславской Кафедральной Конторы в 1756 году, но по ветхости разобрать ее всю трудно.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1780 года, исповедные росписи с 1815 года. [1]
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала в 657 р. — 26 р. 28 к.; б) от пахотной и сенокосной земли до 85 р. в год; в) от хлебного сбора до 30 р., и г) от служб и требоисправлений до 500 р., а всего 641 р. 28 к. Дома у причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви приблизительно сорок десятин, из них лесу на запущенной пашне 1 ½ десят.
Приход состоял из села Вертягина, сельца Михалева (в 2 верстах от церкви), сельца Горок (3 вер.), сельца Плотихина (1 вер.) и деревень: Рупусова (3 вер.), Воронова (3 вер.), Романки (1 вер.) и Македонки (1 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось в 1897 г. 514 душ мужского пола и 575 женского; все православные. [1]
В сельце Плотихине земская школа открытая 1-го сентября 1881 года; учащихся в 1892 — 93 году — 50.

Публичные чтения в сельце Плотихине

В 1882 году открыты были чтения и в приходе села Вертягина, Александровского уезда. О начале чтений народу объявлено было священником Александром Орловым, как настоятелем прихода, в храме Божием.
Чтения ведены были в доме помещика села Плотихина Его Превосходительства Владимира Васильевича Калачева.
Первое публичное чтение открыто и состоялось 2 марта, в самый высокоторжественный день восшествия на престол Государя Императора Александра Александровича III. Ученики Плотихинского народного училища пропели молитву «Царю небесный»; священник разъяснил собравшемуся народу значение и важность воскресных и праздничных дней: рассказал о сотворении мира видимого и человека, о блаженной жизни первых людей в раю и их грехопадение; наказании Адама и Евы за преступление заповеди Божией и обетовании о Спасителе и самом ожидании Спасителя. Затем, при помощи фонаря, показаны были следующие туманные картины: 1) предсказание священнику Захарию о рождении Предтечи, 2) Благовещение Пресвятой Девы Марии, 3) проповедь Иоанна Предтечи, 4) путешествие волхвов, 5) отрок Иисус между мудрецами в храме Иерусалимском и 6) насыщение 5-ю хлебами пяти тысяч человек. Ученики Плотихинского народного училища, в промежутки между объяснением картин, пели следующие душеспасительные песни: «Спаси Господи, Богородице Дево и Тебе Бога хвалим». Каждая картина рассказана была и объяснена с выводом нравственного назидания. Народ слушал с усиленным вниманием. Учитель Плотихинского народного училища Федор Богословский прочитал, после объяснений священника, исторические рассказы на следующие картины: 1) Императрица Екатерина Великая прививает себе оспу, 2) Императрица Екатерина Великая объявляет народу законы.
По окончании первого чтения ученики пропели: «Боже всемогущий» и молитву «Достойно есть».
Второе чтение происходило 7 марта, в воскресный день Великого поста. Показаны были, при помощи волшебного фонаря, туманные картины и рассказаны и объяснены следующие: 1) Крещение Господне, 2) Иисус Христос исцеляет бесноватого, 3) притча о милосердном Самарянине, 4) чудный лов рыбы на Галилейском озере и 5) притча о Мытаре и Фарисее.
Третье чтение состоялось 14 марта, в день воскресный. На этот раз изъяснены были следующие туманные картины: 1) Иосиф изъясняет сны Фараону, 2) плач Иеремии пророка, как вестника наказаний Божиих за грехи народа Еврейского, 3) три отрока в пещи Вавилонской, 4) Даниил во рву львином и 5) Иисус Христос на Голгофе.
Четвертое публичное чтение произведено было 21 марта. Картины показаны и объяснены следующие: 1) Ипатьевский монастырь, 2) царь Михаил Федорович, 3) часовня гроба Господня. Кроме объяснения картин, на этот раз прочитано было о четвертой заповеди из «Воскресных бесед».
Пятое чтение происходило 4 апреля. За неимением новых картин показаны были некоторые из объясненных и, как во второй раз, объяснены кратко.
На получение места в избранной для чтений, довольно пространной зале, раздавались билеты, и по ним оказывалось, что на всякое чтение стекалось простого народа, и мужчин и женщин, до 300 человек и более, не считая учеников училища.
Чтения каждый раз начинались с 4 часов вечера и продолжались около двух часов времени. Каждое чтение сопровождалось пением душеспасительных песней.
Братство Александра Невского на первый раз выслало в место производства публичных чтений несколько картин и волшебный фонарь. Но жаль, что постановка фонаря не всегда была удачна, по не надлежащему устройству экрана.
Для большего удобства в производстве чтений посетителям устроены на средства г. Калачева и поставлены в зале чтений соразмерные с помещением скамьи.
/Владимирские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. 1882 г. № 22 (15 ноября)./

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Николай (16.08.2017)
Просмотров: 1730 | Теги: Александровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru