Ключарёв Виктор Павлович (11.1898 - 10.01.1957) - актёр театра и кино.
Ключарёв Виктор Павлович
Ключарёв Виктор Павлович родился в 1898 году в гор. Александрове Владимирской губернии. Его отец в предреволюционные годы был адвокатом, после революции – юрисконсультом (умер в 1933 году), мать занималась домашним хозяйством.
Лет 7–8 от роду, первый раз играл в пьесе «Кукольный переполох», потом гимназические спектакли, где играл все, начиная с женских ролей, кончая 80 летними стариками. В старших классах гимназии повстречался с известным актёром Николаем Андреевичем Степановым, играл под его руководством и пришел к окончательному решению стать актёром.
В 1918 году окончил Александровскую гимназию,
после чего поступил на филологический факультет Московского университета (по другим данным – в Московскую горную академию) и одновременно – в театральную школу МХТ. Поступил в школу Художественного театра, а в 1919 г. был принят в 1 ю студию МХАТ, сделавшуюся впоследствии МХАТ’ом 2 м.
Чтобы добывать себе средства на существование, подрабатывал сотрудником книжного подотдела Наркомпроса, но вскоре оставил работу в связи с назначением стипендии в школе МХТ. Этот же фактор послужил поводом уйти из университета и полностью сосредоточиться на постижении актёрской профессии.
В школе МХТ преподавали ведущие мастера сцены художественного театра – К.С. Станиславский, М.А. Чехов, Н.О. Массалитинов, С.В. Гиацинтова, Р.В. Болеславский, поэтому Ключарёву было у кого и чему поучиться.
По окончании школы в 1919 году он был принят в труппу Первой студии МХАТа, вместе с которой пережил ее преобразование в МХАТ 2-й в 1924 году. Играл, как правило, характёрные и героические роли. Вместе с театром был в гастрольной поездке в Германии, Чехословацкой Республике и Прибалтике в мае-августе 1922 года.
В сборнике «Актёры и режиссеры» (М., 1928), Ключарёв написал: «В 1922 году я был за границей и там очень крепко с большой гордостью осознал, что я гражданин Страны Советов... В жизни я видел много дурного. Видел много человеческой дряни. Слишком много. И все же не переставал любить жизнь и людей. Этим пусть будет оправдано мое существование».
Из немногочисленных ролей, которые сыграл, любимой называл роль Кристи Мэгоне в «Герое» Дж. Синга, поставленном А.Д. Диким в студии в 1923 году.
«Сколько раз этот прекрасный герой Кристофер Мегон свергается со своего шуточного трона, становится снова жалким и смешным и потом снова прекрасным и обольстительным. Надо отдать справедливость Ключарёву, он делает все эти опасные переходы очень изящно и легко, без всякого напряжения...» (С. Ауслендер. – «Театр и музыка», 1923, № 4, с. 524-525).
Ключарёв был одним из тех, кто составил оппозицию художественному руководителю МХАТа 2-го Михаилу Чехову, которого обвиняли в буржуазном индивидуализме и «поповстве», и в 1927 году вместе с А. Диким, О. Пыжовой, Б. Бибиковым и Л. Волковым в знак несогласия с творческим направлением Чехова перешел в труппу Московского театра Революции.
Он был успешно введен в здешние спектакли Мейерхольда и Грипича (вожак революционеров Педро Кабраль в «Озере Люль» Файко, Кизяковский и Лодыжкин в спектаклях по пьесам Б. Ромашова «Воздушный пирог» и «Конец Криворыльска»). Последовали работы в постановках Дикого (директор института, большевик Башкиров в «Человеке с портфелем» А.Файко, 1928; боец-бузотер в «Первой Конной» Вс. Вишневского, 1930); в перечне позднейших ролей – бригадир Граммофонов («Мой друг» Н. Погодина, 1932), лейтенант Корн («Гибель эскадры» А. Корнейчука, 1936), Яков Коломийцев («Последние» М. Горького, 1937), следователь («Павел Греков» Б. Войтехова и Л. Ленча, 1939), лорд Берли («Мария Стюарт» Ф. Шиллера, 1941), полководец Румянцев («Ключи Берлина» К. Финна и М. Гуса, 1941).
В начале сезона 1929/30 г. Сушкевич внес предложение о возвращении Ключарёва во МХАТ-2, но ему отказали в резкой форме Берсенев и Готовцев. Вопрос этот не рассматривался на собрании, был снят с повестки.
Помимо актёрской деятельности, пробовал свои силы в режиссуре и педагогике. Как режиссер-педагог преподавал на 3 и 4 курсах техникума при театре в 1939-1940 гг.
Параллельно работе в Театре Революции. Виктор Ключарёв в 1935 году был художественным руководителем областного театра имени Вл. Маяковского. В качестве режиссера-постановщика осуществил постановку пьесы «Дама-невидимка» П. Кальдерона в театре Союззолота.
В связи с объединением Театра Революции и Московского театра имени Ленсовета и образованием после этого Московского театра драмы в 1943 году, Виктор Ключарёв оставил сцену и перешел на работу в кино.
Впервые он соприкоснулся с кинематографом еще в середине 1930-х. Известный венгерский драматург и теоретик кино Бела Балаж должен был осуществить экранизацию романа венгерского писателя Белы Иллеша «Тисса горит», пригласил Ключарёва на одну из ролей, но картина, в итоге, не состоялась. Поэтому первой, вышедшей на экраны, работой актёра стала роль жулика Мурзина в детективе «Ошибка инженера Кочина» (1939). В дальнейшем актёр использовался как исполнитель небольших характёрно-комедийных ролей, создав целый ряд запоминающихся образов военных, людей из народа, социальных героев. Среди его лучших работ: начальник полиции («Мечта»), лейтенант Гюнтер («Дорога к звездам»), полковник Ремизов («Дни и ночи»), Семён Косой («Родные поля»), профессор Кигунов («Мичурин»), Кулик («Сельский врач»).
В июле 1945 года Виктор Ключарёв вошел в состав вновь созданного Государственного театра киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра), в котором работал до конца жизни.
Виктор Ключарёв также занимался общественной деятельностью: являлся председателем месткома Театра-студии киноактёра (1947-1950), был членом обкома Союза политпросветучреждений.
В последний раз актёр появился на экране незадолго до смерти в крохотном эпизоде фильма «Неповторимая весна», причем его имя даже не было упомянуто в титрах.
Ушел из жизни - в 1956 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Источник: Ключарёв Виктор Павлович [Электронный ресурс] // Всегда со мною… : авторский проект Алексея Тремасова : [сайт]. – URL: http://a-tremasov.ru/klyucharyov-viktor-pavlovich (28.05.2020).
Фильмы и роли в кино:
1939 г. «Ошибка инженера Кочина» (Мурзин);
1940 г. «Яков Свердлов» (матрос);
1941 г. «Мечта» (начальник полиции);
1942 г. «БКС № 11. 102-й километр» (немец), «Дорога к звездам» (лейтенант Гюнтер), «Непобедимые» (директор завода);
1943 г. «Родные берега. Три гвардейца» (немецкий лейтенант);
1944 г. «Дни и ночи» (Ремизов), «Родные поля» (Семен Косой);
1947 г. «Весна» (академик), «Поезд идет на восток» (начальник станции); 1948: «Драгоценные зерна» (Колованов), «Мичурин» (профессор Кигунов), «Повесть о настоящем человеке» (ординатор);
1949 г. «Кубанские казаки» (председатель колхоза), «Падение Берлина» (Ермилов, сталевар);
1950 г. «Донецкие шахтеры» (инженер);
1951 г. «Сельский врач» (Кулик), «Спортивная честь» (уральский рабочий), «Тарас Шевченко» (профессор);
1957 г. «Неповторимая весна» (начальник колонны).
Ключарёв Виктор Павлович
Виктор Ключарёв вел дневник. ЗАПИСЬ 1
16 января. Воскресенье. 1944 год
... Потом пошли к Александру Петровичу (речь идет об адмирале А.П. Пантелееве). Разговаривали. Юр. Ал. и К.И. уезжали в Клуб Морфлота на концерт Вертинского. Говорят, что Вертинский писал т. Сталину просьбу о разрешении вернуться умирать на родину. По дороге - в Харбине и еще где-то давал концерты и 40000 долларов внес в Фонд Обороны. Ему 56-57 лет... ЗАПИСЬ 2
17 февраля. 1944 год
... Всеволод (Всеволод Вячеславович Иванов (1895-1963), прозаик, драматург) рассказал со слов Б. Пастернака, как тот, читая в ВТО перевод свой "Антония и Клеопатры", в конце уловил какой-то шепот в публике: "...ский, ...ский", ему послышалось "Вышинский", и он решил не упустить случая, чтобы улучшить свое положение, хотя бы с жильем (крыша протекает). Кончил читать. Его стали просить прочесть свое. Он колебался, что можно читать при Вышинском и даже показал, открыв книгу председательствующему Асееву, можно ли, дескать, какое-то стихотворение в книге, но тот не поняв, разумеется, ничего недоуменно пожал плечами.
Потом его представили мнимому Вышинскому, и он, выслушав несколько комплиментов стал жаловаться на тяжелые условия работы. Тот возражает: "Что вы такой расцвет во всем", - а Пастернак: "Какой может быть расцвет, когда крыша протекает". Спустя какое-то время после разговора, узнал, что это был Вертинский, а не Вышинский. Причем Вертинский, вероятно, предполагал, что его неумно провоцируют...
Источники: Ольга Петухова. АРТИСТ ТЕАТРА И КИНО О ВЕРТИНСКОМ. По страницам дневника Виктора Ключарёва. [Электронный ресурс] // Всё, что было… : [сайт]. – 2013. – URL: http://petrleschenco.ucoz.ru
Владимирская энциклопедия